Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Генуин |
английское название: |
Genuine |
год: | 1920 |
страна: |
Германия
|
режиссер: | Роберт Вине |
сценарий: | Карл Майер |
продюсеры: | Эрих Поммер, Рудольф Мейнерт |
видеооператор: | Вилли Хамейстер |
композитор: | Ларри Маротта |
художники: | Бернхард Клейн, Сезар Клейн, Курт Хэрман Розенберг |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 сентября 1920 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 44 мин |
В один год с «Кабинетом доктора Калигари» Роберт Вине снимает экспрессионистский фильм ужасов «Генуине». Исследователь немецкого экспрессионизма Зигфрид Кракауэр замечал, что «Генуине» интересна постольку, поскольку она указывает на тематический поворот в кинематографе Германии. Это один из так называемых «фильмов хаоса» по сценариям Карла Майера, в которых инстинкты побеждают устои. Главная героиня фильма - именно про инстинкты. Жрица любви, лишенная милосердия и сострадания, заточена в «золотую клетку», но найти выход и отомстить не составит для нее труда. Освобождение для Генуины – не только буквальный выход на свободу, но и отказ от всех барьеров и ограничений. Стилистически фильм во многом повторяет предшествовавший ему «Кабинет доктора Калигари». Главный же герой – зловещий старик – внешне похож на вампира Носферату. Однако Лотта Айснер писала, что как раз неудачные декорации – причина провала нового фильма Вине. Сюжет, стоявшие перед актерами задачи требовали иного фона. Либо же декорации предполагали другие содержание и актерскую игру. Возникшая в результате несогласованность привела к тому, что фильм был довольно прохладно встречен и зрителями, и критиками. Так, Вине не смог повторить ни формулу, ни успех «Калигари».
10 июля 2022
«Генуина: история вампира» или «Подлинная трагедия в странном доме» — быстрая попытка режиссера Роберта Вине закрепить фильма «Кабинет доктора Калигари». Художник Цезарь Кляйн создал потрясающие декорации в стиле экспрессионизма. Вине населил экран мрачными и эксцентричными персонажами.
Начало было многообещающим. Художник Перси засыпает, поглощенный собственными грезам. Воспользовавшись моментом, с созданного им портрета сходит служительница культа, наряженная в экзотические одежды Генуин. Далее мы видим, как Генуин оказывается на невольничьем рынке, где ее покупает старый английский лорд. Он запирает пленницу, словно диковинную птицу. Но жестокая жрица удирает, чтобы отомстить.
Есть очень мощные эпизоды. Например, когда Генуин жестами, взглядами, позами буквально заставляет юного хлыща-брадобрея перерезать горло задремавшему в кресле клиенту. Дьяволица обходится без слов, а режиссер фильма — без титров. Но в остальном история кажется сырой. Как бы то не прозвучало, но экспрессионистской картине недостает экспрессии.
6 из 10
12 февраля 2017
Фильм преподносят как шедевр немецкого экспрессионизма, хотя я не нахожу в нем ничего, что отличало бы его от радикального немецкого романтизма, но пусть это называется экспрессионизмом…
К экспрессионизму имеет смысл относиться как к гуманитарному учению зрелых немцев в 20-е годы демонстрировавших поразительный снобизм или, как это можно назвать еще (и точнее) юношеский максимализм, потому что эскспрессионистическое мировоззрение, во всяком случае на мой взгляд, несет в себе что-то юношеское. В самом деле экспрессионизм, являясь отчасти реакцией на поражение в первой мировой войне Германии, все-таки имеет под собой и более глубокие, психологического свойства, основания…
Основания же это вот какие. Дело в том, что все мы (во всяком случае все молодые педантичные немцы) являемся людьми получающими академически выверенное образование и в гуманитарном отношении начинаем с греческих интеллектуалов — отцов-основателей гуманитарных наук для европейцев. Именно греки начали формулировать понятия добра, зла — Сократ, как никто иной, да и до него софисты, делали наш язык, а, следовательно, и наше сознание (которое может быть ведь очень технократичным, да и, как я считаю, было сугубо инженерным в первобытном обществе) гуманитарным. Так вот немцы (в высшей степени образованная нация), а всего более молодые немцы, как это водится, искали своих ответов на гуманитарные вопросы, пытаясь быть оригиналами, а не эпигонами классиков. Широко известны умонастроения Ницше, пребывавшего, согласно его уверениям, «по ту сторону добра и зла» и воспевавшего, как известно, Заратустру — религиозного лидера персов, как известно, основных врагов эллинов. Немцы искали свои ответы на гуманитарные вопросы и, соответственно, свою эстетику, свои образы…
Так вот Роберт Вине пребывает как раз в контексте этого грандиозного снобистского проекта — основать свои, немецкие, термины в области гуманитарных наук, что, вообще говоря, характерно для более широкого понятия, общеевропейского, понятия модернизма. Так вот экспрессионизм это немецкое ответвление модернизма…
Как известно, классической формой решения гуманитарных вопросов была форма драмы, процветающая и поныне среди академически мыслящих художников, например, и ярче всего, в творчестве Лукино Висконти. Так вот экспрессионизи следует рассматривать как оппозицию драматизму, весьма масштабное и, повторяю, снобистское мероприятие.
Фильм отвечает на основной вопрос экспрессионизма — каковы же добро и зло, если рассматривать их «по ту сторону» классических представлений о добре и зле. Естественно, он отвечает на этот основной вопрос экспрессионизма по-своему, частно, но, в целом, вполне выразительно и типично.
Смысл фильма состоит в снобистском выходе героев фильма за все мыслимые рамки поведения и его обстоятельств, и фильм представляет собой экзотическое (что еще мягко сказано), а, точнее, «сверхчеловеческое» повествование.
Полный контрастов и кровавой экзотики фильм склонного к авантюризму сверхчеловека-Вине, любителя экзотичных нравов, уместный и предсказуемый в пределах классической эстетики как ее иное.
15 апреля 2013
Сразу же после успешного «Кабинета доктора Калигари», Роберт Вине берется за «Генуин». Он обращается к тем же декораторам, которые помогали ему при создании «Калигари». Но, декорации в этом фильме не будут так выделяться.
Прежде всего фильм интересен своим сюжетом. Генуин — это рабыня, которую приобретает на рынке богатый мужчина. Сюжет осложняется тем, что Генуин была жрицей любви, которую развратили при покорении ее народа.
Теперь Генуин — это настоящая сексуальная машина. Она обладает даром соблазнять мужчин и подчинять себе их волю. Ее требования просты, подчинив себе мужчину она фактически убивает его или других (его руками).
Удивительно, но в фильме содержатся весьма смелые сцены для 1920 года. Например, на рынке мы можем видеть обнаженных по пояс и весьма дерзких девушек. Да, и сами сцены выбора рабынь сняты весьма буднично.
Исполнительница главной роли Ферн Андра несмотря на очевидный лишний вес (вероятно в те годы были свои стандарты сексуальности) весьма точно передала деструктивную сексуальность своего персонажа. Так что, Генуин вполне можно считать прабабушкой Кэтрин Трамелл из «Основного инстинкта».
Ну, а финальные сцены фильма весьма точны в показе массовой истерии. Вине прекрасно показывает власть разъяренной толпы и немногочисленность оснований для ее атаки. Думаю, что этот нюанс прекрасно показывали многие немецкие режиссеры того периода. Дальше всего пошел Фриц Ланг в «Ярости» 1936 года.
«Генуин» мне не слишком понравился в силу некоторой затянутости. Несмотря на небольшой хронометраж, у Вине получился достаточно скучноватый фильм. Но, если в наши дни сделать современную версию «Генуин освобожденной», то получилось бы возможно, даже интереснее, чем «Джанго» у Квентина Тарантино.
В итоге: «Генуин» — это фильм о деструктивной сексуальности, вышедший за 70 лет до «Основного инстинкта». Далеко не лучшая работа Роберта Вине, которая выделяется весьма интересной игрой Ферн Андра
5 из 10
16 марта 2013
В седые времена, когда действительно не зазорно было натягивать штаны до уровня груди и отращивать усы шире головы, а негра можно было спокойно поставить на роль слуги, не боясь получить по своему расистскому затылку дубиной политкорректности, режиссер Роберт Вине заставлял актеров кривляться в кадре. Лысый старик получался похожим на действующего генерала СС, черноволосый паренек напоминал Суини Тодда, а главная героиня показывала всю гибкость, на какую способно ее не самое стройное тело. Выглядело это как набор штампов, утрирования переходили все мыслимые границы, острота «голландского угла» была невыносимой, но немецкая машина марки «Экспрессионизм» работала на полную мощь.
История такова: переживающий кризис отнюдь не среднего возраста то ли ученый, то ли видный государственный деятель, собрался однажды в доисторический Ашан за хлебом, но на обратном пути со скуки задумал завернуть еще и в отдел работорговли. Приглянулись ему там плечистый эфиоп и женщина из дикого племени по имени Генуин, которую все почему-то называли жрицей любви. Негр отправился подметать пол, а Генуин заточили в стеклянную клетку, где она сразу же начала практиковаться в искусстве грязных танцев. Танцы быстро наскучили, лазить по клетке стало неинтересно. Было решено очаровать подвернувшегося девственника, который, лишь бы угодить новоявленной даме сердца, убил сначала хозяина дома, а потом и самого себя. Но Генуин даже этого оказалось мало: повсюду уже были слышны звуки разбивающихся сердец.
Справедливости ради, штаб местных экспрессионистов в этот раз сработал вполсилы, разродившись всего одним ярким законченным образом на целый фильм. Речь идет, конечно, о главной героине. Парадокс в том, что внешность жрицы любви абсолютно не располагала к такому ураганному пикапу. Ну, в самом деле, кому понравится странноватая дама в аляповатом костюме из каких-то перьев, с кричащим проституточным макияжем и бутафорскими рогами на голове? Однако здесь важен момент превращения нелепо пританцовывающей толстушки в девушку из темных уголков подсознания. Дикарка, язычница, ведьма. Кто знает, возможно, именно с нее Феллини скопировал образ Сарагины для своего «Восемь с половиной». Олицетворяя для консервативных горожан все тайное и запретное, Генуин притягивала к себе горящими безумием глазами и змеиной пластикой. Первой жертвой был юный брадобрей, формула любви которого содержала страх, помноженный на страсть. Оставшееся мужское население теряло голову с ничуть не меньшей быстротой, а где-то в дождливой Вене Зигмунд Фрейд качал головой, глядя, насколько лихо интерпретируют его идеи.
Вооружившись здоровой иронией и вообразив, что мы имеем дело со сферическими объектами в вакууме, «Генуин» можно воспринимать и как социальную драму. Очевидно, что неприятный старик, бог знает откуда получивший возможность иметь в личной собственности чернокожего раба и загадочным образом соорудивший нечто вроде парка аттракционов в своем, гм, жилище, был представителем интеллигенции, а о варварском происхождении Генуин и вовсе говорится прямым текстом. Тем занимательнее выглядит планомерное истребление городского населения безоружной большую часть времени женщиной — варварам приписаны, если не магические способности, то, как минимум, мастерское владение НЛП и бронебойная харизма. Считать эту историю искаженным предвестием прихода Гитлера к власти не стоит даже при острых формах синдрома поиска глубинного смысла, а вот предположить, что во времена Веймарской республики господин Вине со своей элитарной колокольни опасался, к примеру, левых экстремистов, думается, вполне можно. Национальное самосознание немцев в те годы стремительно падало, поэтому единственным выходом для многих оставалась творческая сублимация. Ну и, в конце концов, не нужно недооценивать все эти дикие племена, какие-то из них, говорят, даже Рим умудрились разрушить.
Понятно, что «Генуин» для Вине — это всего лишь не самая удачная попытка лениво выехать на багаже «Доктора Калигари», где декорации были изысканнее, актеры талантливее, а трава чернее. Но, воспользовавшись индуктивно-экстрасенсорной способностью видеть красивый лес за невзрачными деревьями, можно и здесь собрать странные танцы, безумные взмахи руками и дурацкие выпучивания глаз в единый коллаж из режиссерских эмоций, который сверкает и переливается сотнями оттенков тревоги и отчаяния. В итоге даже не важно, что окажется сильнее: феминистический бунт с коротким кривым ножом или рев обманутой толпы с вилами и палками, — и кто вообще заварил всю эту экспрессионистскую кашу. Важно, что в обозреваемом полусказочном поселении вдруг стало неспокойно. Как было и в самой Германии.
14 октября 2012
Картина немецкого режиссёра и сценариста Роберта Вине «Генуина», снятая им сразу после успешного «Кабинета доктора Калигари», является своеобразным продолжением новоявленной фантасмагории. Гротескные видения и абстрактные декорации знатной картины 1920 года, вылившиеся в кинематографическое направление «калигаризм», являлись движущей силой для создания новой картины о женщине-вампире. И в том же году, по прежнему доверив сценарий Карлу Майеру и операторскую работу Вилле Хамайстеру, лёгкой рукой, Вине снял ещё одну экспрессионистскую картину.
Для быстрого создания своего нового фееричного полотна, Вине обратился уже к другим декораторам. Бернгард Клейн, Чезарь Кляйн и Курт Герман Розенберг, подтачиваемые изыском и направлением экстравагантных декораций предыдущей картины режиссёра, воссоздали подобные остроугольные очертания интерьеров. Бросая всё свое воображение на прорисовку отдельных комнат и помещений, они наделили картину Вине чрезмерно дикими формами и очертаниями. Дворец изнутри наполнен гротескными линиями и формами, а комнаты больше похожи на бесноватые видения, приснившиеся в лихорадочном сне.
Столь вызывающие абстракции, в которых явно прослеживаются заимствования из «Калигари», выглядят со стороны экспрессионистской эстетики немного перенасыщенными. Эти вычерченные декорации трудно логически объяснимы, когда они растворяются в одних моментах картины и столь резко появляются в других. Вне странного дворца, улицы и дороги, снятые камерой Хамайстера, обыденны и столь привычны, а несколько комнат загадочного архитектурного строения перестроены видениями фантасмагории. Сравнительные детали и характеристики реальности и ирреальности сливаются воедино, из-за чего складывается целостная картина хаоса и всеобщего помешательства. Если в «Кабинете доктора Калигари» за фантасмагорией движения беспорядка и ужаса пряталась столь идеально прорисованная ярмарка, то в «Генуине» хаос выступает движущей силой.
Вызывающий наряд жрицы любви также говорит о сокрушении действительного, превращая её в образ, как реальной женщины, так и в приснившийся кошмарный сон. Но не только в ней заключены кошмарные видения, когда окружающая обстановка, будто ею рождаемая, больше похожа на глубоко спрятанные, потаённые желания её владельца и всех возлюбленных. Дать логические объяснения каждой детали картины, каждому очертанию и изгибу в эстетике экспрессии, можно бесконечно долго, ведь конструкция стихийного хаоса многогранна и столь щепетильна. Попытаться проанализировать то ли лихорадочный сон, то ли скрытые желания, вылившиеся в свободный полёт фантазии, можно и склоняясь к самому сценарию о кровожадной женщине, который был специально выточен под режиссуру Вине.
Но короткие сроки написания сценария «Генуины» сказались на качестве, ведь утончённость рукописной работы «Калигари», того же Майера, вынашивалась долгие годы, и претерпевала различные изменения. Сюжет о женщине, на судьбу которой были ниспосланы тяжкие испытания, а также об изменчивости натуры, обидчивости и мести, выглядит изначально интересным и идеально гармонирующим на фоне других историй о тиранах и злостных людях. Но слабая прорисовка отдельных персонажей и убыстрённый темп развития событий, отрицательно сказались на картине, когда история о женщине, заключенной в рабство, и прошедшей через адские муки унижения и издевательств, больше похожа на устный краткий пересказ истории разбитых судеб.
На всё это можно прикрыть глаза и не судить так строго, учитывая то, что на данный момент представлена сокращённая версия картины, смонтированная из отдельных реставрированных кусков. Полная же версия хранится в Мюнхенском музее и не доступна широким массам. Но даже нынешняя версия «Генуины», которая по продолжительности не дотягивает и до часа, является ещё одной страницей в экспрессионистском течении, и пренебрегать её вкладом в развитие немецкого кинематографа было бы не правильно.
И Вине, пытаясь повторить успех «Калигари», снял довольно противоречивую картину, которая ни в какой степени не смогла затмить его первую работу в экспрессионизме, и получилась довольно слабой по сравнению с ней, но и не ущербной для целостного изучения этого направления в кинематографе.
20 декабря 2009