| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.6 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Филателия |
| год: | 2025 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Наталья Назарова |
| сценарий: | Наталья Назарова |
| продюсеры: | Алина Кислинская, Денис Ковалевский, Дина Демидова |
| видеооператор: | Наталья Макарова |
| композитор: | Вячеслав Осьминин |
| художники: | Дарья Литвинова, Любовь Распопова |
| монтаж: | Анна Крутий |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$27 160 |
Мировые сборы:
|
$27 065 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
22 ноября 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 56 мин |
В потоке современного кино, зачастую озабоченного внешним эффектом или социальной диагностикой, случайно появляются такие картины, как «Филателия». Это картина стала прощальным высказыванием, эдаким завещанием режиссера Натальи Назаровой. И картина эта чудесна. Это глубоко гуманистический, выверенный до каждой детали манифест о хрупкости и упрямстве надежды. В его камерности, сродни лучшим образцам скандинавского кинематографа, заключена мощная, всеобъемлющая сила.
Мы попадаем в суровый северный портовый городок, где всегда серо и сумрачно. Яна, женщина с ДЦП, живущая в суровом приморском городке, находит отдушину в работе на почте и коллекционировании марок — квинтэссенции ожидания и далеких миров. Появление в ее жизни моряка Пети — сюжетный поворот, который в менее деликатных руках мог бы превратиться в сентиментальную схему. Однако Назарова и сценарист выстраивают историю как постепенное, осторожное проникновение двух одиноких вселенных друг в друга. Диалоги здесь лишены пафоса и литературности. Они бытовые, иногда обрывистые, и именно поэтому абсолютно реалистичные. Сближение Яны и Пети, которое в реальной жизни кажется невозможным, показано, как исследование их внутренних барьеров: Яны — гордых и ранимых, Пети — на первый взгляд простодушных, но оказывающихся глубоко травмированными.
Назарова не впадает в беспросветную хтонь, ставшую визитной карточкой русского кино. Она показывает север суровым, но не бесплодным. Даже антипод Яны, её коллега Вера с блестящем исполнении Ирины Носовой («Чики») не просто ядовитая и несчастная злодейка, а человек в которой угадывается история собственных потерянных надежд, делающая её почти трагичной фигурой. Этот мир полон смешных и печальных деталей: клуб филателистов в подвале ДК как последний оплот мечтателей, типичные и абсурдные разборки в почтовом отделении, караоке с песней о светлячке.
Ключевым достижением фильма становится абсолютное слияние актеров со своими ролями. Алина Ходжеванова совершает не просто перевоплощение, а полное исчезновение в Яне. Ее игра — это тотальное проживание физического и психологического состояния: особая пластика, речь, взгляд, в котором за оборонительной колкостью прячется море непролитых слез. Это мастерство высочайшего порядка, исключающее любую возможность недоверия. Максим Стоянов, в свою очередь, находит для своего Петра идеальный баланс между грубоватой мужской силой и почти детской, испуганной нежностью. Его герой, уж точно не рыцарь на белом коне, а такой же искалеченный жизнью человек.
Метафоры в фильме понятны и очень трогательны. Филателия, как модель мира: отгороженного, хрупкого, но бесконечно прекрасного в своей идеальной завершенности. Светлячки, как символ мимолетной, живой, мерцающей надежды. Фильм не скрывает трагических обстоятельств: больные сердца, утраты, жестокость окружающей среды. Но его посыл в том, что даже в этой реальности есть место для личного, тихого, редкого счастья. Это вызов цинизму и равнодушию, напоминание о том, что человеческая связь — не утопия, а насущная необходимость, требующая лишь смелости быть уязвимым.
«Филателия», то кино, которого хочется больше. Это не просто удачная картина, это явление. Это кино-завещание, где режиссерский голос звучит предельно ясно и чисто, без суеты и компромиссов. В эпоху громких и дерзких высказываний, этот фильм напоминает, что самое большое волшебство кроется в малом, в умении ждать, замечать и беречь мимолетный свет в кромешной тьме. Я считаю, это не просто одно из самых добрых и цельных высказываний последних лет – это необходимое и очень ценное кино.
3 декабря 2025
Сотканный из холодных сине-фиолетовых оттенков и аутентично реалистичных пейзажей портового города, фильм сквозит одиночеством через всех героев повествования. Все они - заложники своей жизни в пятиэтажных хрущевках с видом на бескрайние морские просторы. Жизнь их сформирована медленно текущими днями, и не меняющимися пейзажами, а также обусловлена генетическими предрасположенностями. Именно они формируют 'истинное лицо' героев.
Так формируется 'лицо' матери-одиночки Веры, волчицы, всеми силами пытающейся изменить свое настоящее бытие. Яна, получившая от отца в наследство 'хобби' - коллекционирование марок, связала это хобби со своей работой. Она умеет наслаждаться тем, что имеет, умеет находить в своей профессии интерес и стимул жить дальше. Петр, видевший заграницу, возвращается в портовый город, и формирует впечатление инаковости. Он ищет дом, в котором его всегда будут ждать, дом, построенный на камне, а не на песке. Дом Веры построен на песке. Дом Яны построен на камне, на ее твердости и несломленности внутреннего духа. Завершение фильма формирует множество вопросов, оставляя зрителю материал для моделирования судеб героев.
20 ноября 2025
История фильма “Филателия” достаточно проста и понятна. Есть отдалённый городок в мурманской области. В нём есть почтовое отделение, в котором работают три женщины и один старичок. Мужчин в городе практически не бывает. Все, кто более, или менее физически состоялся, уходят в рейсы на половину года, или даже больше.
Одна из работниц почты – женщина с особенностями. Прихрамывает, проблемы с дикцией. Есть увлечения – собирать марки и ждать отца, давным-давно ушедшего в рейс. Он то как раз и привил любовь дочери к филателии, оставив ей в наследство марочный альбом.
Ещё у героини Яны есть друг Коля. Электрик, меняющий лампочки в фонарях, но, так уж вышло, не в районе, где проживают основные действующие лица истории.
Есть коллега Вера, нарочито противопоставленная героине своей сексуальностью, стервозностью и пробивным характером. Возможно, именно за это она и будет подвергнута авторами фильма испытанием на зависть.
Ведь, внезапно появившийся в городке, брутальный моряк станет уделять своё внимание именно Яне, а не Вере, как могло бы произойти в прямолинейном фильме.
У него есть на это свои причины. Его умершая дочка страдала когда-то похожим недугом. Возникает ощущение, что он появляется в пространстве фильма словно для того, чтобы искупить перед ней, взваленную самим же собой на себя, вину.
Если принять во внимание его разговор с Яной, где на вопрос, моряка 'куда делся её отец', она отвечает – “исчез”, то можно пофантазировать и предположить, что это именно тот самый исчезнувший, появился сквозь время в том облике, в котором его помнит героиня. Можно было бы назвать его вымыслом Яны, но его, к счастью, видят и другие обитатели картины.
Стоит сказать, что фильм одной из представительниц “молодых безбюджетных”, естественно, по законам этого направления, несёт в себе не только слой бытового уровня, но и, конечно же, подтексты. Само собой, что интерпретации и трактовки – это непременный жест сотворчества каждого зрителя, поэтому приведём лишь одну из таких возможных.
Героиня и её антагонистка – это, в контексте предложенной интерпретации, две разновидности женской души. Одна искалеченная, побитая, поломанная потому, что всегда открыта и доверчива миру, который непременно воспользуется такой незащищённостью и сломает. Другая – обросла хитиновой бронёй стервозности, способности дать отпор и умению идти по головам.
Естественно, что режиссёр, как наследница польской волны “морального беспокойства”, сделает выбор в пользу беззащитности и открытости. Даже в ущерб правдоподобию, превращая местами бытовую историю в сказку.
26 сентября 2025