| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.9 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Опус |
| английское название: |
Opus |
| год: | 2025 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «Такое можно пережить лишь однажды» |
| режиссер: | Марк Энтони Грин |
| сценарий: | Марк Энтони Грин |
| продюсеры: | Джелани Джонсон, Чарльз Кинг, Брэд Уэстон, Джошуа Бечов, Марк Энтони Грин, Поппи Хэнкс, Найл Роджерс, Сара Ньюкирк Саймон, The Dream, Коллин Крейтон |
| видеооператор: | Томми Апшоу |
| композиторы: | Дэнни Бенси, Сондер Юрриаанс, Найл Роджерс, The Dream |
| художники: | Юрасама Арунчай, Ширли Курата, Марсия Калозио, Роберт Пизоча |
| монтаж: | Эрни Гилберт, Терел Гибсон |
| жанры: | ужасы, триллер, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
10000000 |
Сборы в России:
|
$130 556 |
Сборы в США:
|
$1 993 397 |
Мировые сборы:
|
$2 196 593 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
27 января 2025 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 44 мин |
Поп-идол прошлых десятилетий Альфред Моретти вышел из тени с новым альбомом, который обязательно должен произвести фурор в мире музыки!
Естественно, это событие не обходит стороной ни одно из советских изданий, рассказывающих о знаменитостях! По части громкого события сам Моретти приглашает несколько человек в свое отдаленное поместье для закрытой презентации альбома звёзды. Вот только помимо музыкального представления гостей ждёт и ещё кое что. Опасное и смертельное…
'Опус' — это кино, которое погружает зрителя в мир творчества, страсти и внутренней борьбы музыканта, который в своей сфере вполне может считаться художником. Он пишет музыку как художник пишет картины.
Чтобы воссоздать на экране столь колоритный и эпатажным образ, нужен актер, который способен на это, который и ранее смотрелся в кадре несколько необычно, пластично и элегантно (пусть на нем была бы тюремная Роба как в 'Воздушной тюрьме' или смокинг как в 'На линии огня'). Речь конечно о Джоне Малковиче, который именно таким и является: колоритным, эпатажным и пластичным. Но без перегибов.
Когда тот или иной актер вписывается в образ, создаётся ощущение, что никто кроме него и не подошёл бы на эту роль. При просмотре сложилось впечатление, что образ Моретти как нельзя лучше подошёл как раз к Малковичу. Его эмоциональная палитра разнообразна и искренняя и сочетает гнев и любовь, жестокость и вдохновение и все это проявляется за счёт его фанатичного отношения к музыке.
Малкович, как и всегда, демонстрирует свое мастерство в сложной роли, обыгрывая персонажа, поглощённого своей собственной одержимостью. Кстати актер сам записал все песни Альфреда Моретти, которые звучат в фильме, и их можно услышать на сопутствующем альбоме OPUS: The Moretti EP.
Создатели фильма, дабы добавить напряжения и тревоги, пошли по опробованному и довольно удачному пути, когда внешняя идиллия, спокойствие и безмятежность, на деле оказываются лишь ширмой, скрывающей истинную суть вещей. Так было в 'Плетеном человеке', в 'Меню', в 'Подай знак', в 'Солнцестоянии'.
Естественно, зная, что перед тобой представитель жанра 'триллер', а также памятуя о вышеуказанных фильмах, ты понимаешь, что и 'Опус' таит в себе какой-то подвох и в скором времени за всеми улыбками будет виден оскал, а добродушные члены культа Моретти окажутся не теми, кем кажутся…
Конечно, ожидание того, что вот-вот что-то произойдет, как раз и добавляет нервных ноток.
Медленно, но верно зрителя погружают в мир ужаса, создавая и визуальные шокирующие сцены, и сцены, вызывающие шок от поведения некоторых персонажей на ранчо Моретти, и атмосферу тревоги и психологического напряжения с проявляющейся болью. Все вместе это работает довольно неплохо, представляя зрителю эстетический хоррор о музыкальном безумце, решившем создать нечто большее, чем просто произведение искусства, а скорее 'родить' нечто такое, что будет поклонников необычного искусства будоражить до СМЕРТИ!
С учётом того, что фильм о музыканте, естественно, что музыка должна быть особенной/необычной/запоминающейся. Творчество Моретти - точно не для всех ушей, а потому его способны принять только истинные ценители (ну или те, кто себя к таковым приписывает). Необычная музыка идеально передаёт 'тонкость' натуры богемных людей, которые зачастую как с Луны прилетели и все никак не могут найти свой звездолет. Но так или иначе, музыка в 'Опусе' действительно важна и она служит ещё и элементом нарастающей тревоги и напряжения.
Ну и кстати 'Опус' культивирует более психологический страх, ведь реальность и безумие здесь начинают переплетаться. Это создает более глубокое и интеллектуальное переживание, где зритель не просто пугается, а размышляет о том, что происходит в мозгах героев и насколько некоторые из них отбитые!
ФАКТЫ:
- Во время первого приёма пищи по прибытии на территорию Моретти подают тарелку синего лобстера — невероятно редкое и бесценное блюдо. Только один из двух миллионов лобстеров — синего цвета, и если рыбаки вылавливают синего лобстера, они часто выбрасывают его обратно в воду.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10
8 октября 2025
Хочется написать тезисами.
Малкович здесь великолепен.
Если интересуетесь темой культов, сект — будет интересно.
Факт: буквально на днях, в апреле 2025 в Аргентине задержали основателя Секты «Ашрам Шамбала» Константина Руднева по делу о торговле людьми. Руднев уже был задержан в 2010 в России, освобожден в 2021, уехал в Черногорию, потом в Аргентину. Поговаривают, что в то время, пока он отбывал срок, секта продолжала существовать в разных точках страны и продолжала вербовать адептов…
В какое-то время Руднев проходил лечение в психиатрической больнице.
В одной из финальных сцен на столе красивая орхидея. В юнгианской психологии орхидея олицетворяет женскую энергию, бессознательные желания, баланс, духовность и путь к целостности. А еще орхидеями называют сверхчувствительных людей.
Жемчуг образуется в результате попадания в стенку мантии или между мантией и раковиной постороннего предмета (песчинки, паразита и др.), вокруг которого откладывается перламутр.
Жемчуг, как символ духовного роста, обретения себя?
Барокко — стиль, для которого характерны: контрастность, яркие краски, позолота, вычурность, величие образов, пышность форм.
Слово «барокко» произошло от португальского «perola barroca» — «жемчужина неправильной формы».
14 августа 2025
Касательно бывшего журналиста и редактора журнала GQ Марка Энтони Грина, который внезапно решил попробовать себя в режиссуре полнометражного кино, будет весьма актуальна поговорка про сапожника, что внезапно решил печь пироги с предсказуемым результатом. В качестве почина в большом кино Грин сам накропал сценарий про знаменитого поп-певца Альфреда Моретти, который не появлялся на публике целых 27 лет и внезапно решил устроить грандиозный камбэк. Для презентации своего нового opus magnum он приглашает нескольких медийных личностей в ж*пу мира на уединенное ранчо где-то в Юте, однако самая смекалистая из них, журналистка по имени Ариэль, быстро просекает, что Альфред подозрительно смахивает на лидера опасной секты.
Грин очень хочет выпендриться по стилю, заигрывая с приемами множества оккультных хорроров, но его «Опус» оригинальным на их фоне совсем не выглядит, поскольку зрители все это видели уже сотни раз: залитые обманчиво приветливым солнечным светом стильные декорации, среди которых обязательно развернется спектакль Зла, атмосфера всеобщего недоверия и паранойи, главная героиня, которой единственной из всех открывается истина и навязчивые намеки из серии «тут что-то не так». Все это простительно, если режиссер обладает талантом рассказчика и мастера саспенса, однако Грин не в силах похвастаться ни тем, ни другим. Имея за плечами опыт журналиста и обладая статусом медийной персоны, он сам кажется скорее одним из гостей Моретти, карикатурой на самого себя, что пытается прикинуться едким сатирическим портретом селебритиз XXI века, но никак не мастеровитым постановщиком.
Вся соцсатира замешана на посредственных метафорах создания нового культа личности, когда для воздействия на массовые умы не нужно обладать каким-то особо развитым полушарием мозга - достаточно не иметь никакого, а лишь хавать то, что дают, слепо верить и не особо рефлексировать. Мысль, конечно, актуальная и интересная, но Грин настолько плоско и неуклюже ее развивает, что кино никоим образом не провоцирует на активную мозговую деятельность и какой-то смысловой анализ. В первую очередь Грин показал себя как очень плохой режиссер - он безбожно затягивает первый час, чтобы затем перескочить к нелепой бойне (простите за спойлер, но неужели вы ждали, что ее не будет?), саспенс нагнетать совсем не умеет, даже с чувством ритма и плавным нарративом не знаком в принципе, поскольку действие то и дело тормозится крайне утомительными пафосными речами Моретти, от которых взрывается голова.
С актерами он работает тоже скверно - если такой ветеран кино как Джон Малкович прекрасно понимает, что перед ним бесталанный дебютант и потому сам кует образ антагониста исходя из собственных представлений о нем, отрываясь на полную, то менее мастеровитые, хотя и вполне опытные и компетентные лицедеи вроде Айо Эдебири и, особенно, Джульетт Льюис, пребывают в полнейшем недоумении относительно того, что им вообще нужно играть и это замешательство очень хорошо заметно в их поведении. В общем, вывод таков: каждый должен заниматься своим делом, и раз Грин имел карьеру вполне успешного журналиста, то ему лучше вернуться за ноутбук и печатать контент для глянцевых колонок. Сценарий и режиссура игрового кино определенно не его тема и давать новый шанс ему почему-то совсем не хочется.
30 июня 2025
Молодая журналистка Ариэль Эктон уже несколько лет работает в модном музыкальном глянце а-ля Rolling Stone, но никак не может пробить стеклянный потолок. Главред отдает все ее идеи более зрелым коллегам, а приятель уверяет, что девушка не пережила уникального опыта, который выделит ее среди сотен других авторов. Вскоре возможность получить такой опыт представится: таинственная суперзвезда 1990-х Альфред Моретти возвращается с новым альбомом после тридцати лет молчания и зовет к себе в особняк нескольких людей, которые смогут ознакомиться с материалом раньше всех остальных. Однако по приезду Ариэль начинает понимать, что поп-идол ведет себя как минимум странно.
Начнем с того, что на уровне идеи сценарий данной ленты смотрится действительно интересно. Авторы данной ленты явно наметили себе цель вывернуть наизнанку существующий статус-кво в области медиа и вдоволь поиронизировать над этим. По крайней мере, первую половину экранного времени с акцентом на эксцентричных выходках героя Джона Малковича это действительно работает. Однако уже после преодоления экватора хронометража история начинает резко терять в силе, не использовать и половины имеющегося потенциала на руках и просто портить общее впечатление откровенно слабым финалом. Стоило оставить позади всю остросюжетную и триллерную составляющую, история бы от этого выиграла и мэсседж про эксцентричность и токсичную глупость современного медиа заиграл бы еще ярче. Однако в данном случае авторы не использовали и половины возможностей идеи и создаётся ощущение, что только в последние 10-15 минут вспомнили что к чему идёт и пора навёрстывать упущенное. Но уже поздно.
Однако там где фильм облажался с точки зрения сценария, Марк Энтони Грин в плане режиссуры смотрится куда солидней и интересней. Картинка выдержана достаточно красиво. Местами композиция в кадре оказывается куда красноречивей экранных реплик, а специально написанные для фильма песни от Найла Роджерса и в исполнении самого Джона Малковича звучат как минимум необычно и интересно. Но тоже, фильм как бы заявлен в качестве триллера и фильма ужасов. Однако оказывается соответствующим жанру лишь в последние 10 минут экранного времени.
Айо Эдебери вроде бы старается. Но по сценарию ей попросту нечего играть. Тоже самое можно сказать про обычно всегда яркую Джульетт Льюис и в целом весь остальной актерский состав, игра которой не вызывает ровно никаких чувств. Чего не скажешь про Джона Малковича, который определенно является главным украшением данной ленты. Во первых, Малкович предстал в абсолютно нетипичном и даже странном для себя амплуа. Во вторых, в кое-то веке Малкович доказал, что является талантливым актером и выдал действительно сильный и запоминающийся перфоменс.
4 из 10
Опус – это далеко не самая лучшая работа ныне хайповой студии А24, которая имеет огромный потенциал, но оказывается не в состоянии реализовать хотя бы её половину. В том числе, откровенно портя впечатление слабым и ненужным финалом, неопытностью сценариста и блеклостью актерских работ. Малкович чертовски хорош. Но его одного недостаточно, чтобы вытянуть данный фильм.
19 мая 2025
Сектанско-маньячный триллер с Джоном Малковичем в роли злодея. Не слишком оригинальная, но всегда увлекательная затравка в стиле 'гости-жертвы', какая-то интрига в развитии сюжета, динамичная, но шаблонная кульминация и в меру оригинальная, но сомнительная в идейном плане развязка. Получается, что многое держится именно на форме и игре Малковича, а сама концепция смотрится, в лучшем случае - сомнительно. И тут даже дело не в философии, а в её подаче. Слишком слабое погружение в мир и учение культистов. Нам очень подробно растолковывал саму суть и показывают какие-то поверхностные отдельные моменты, но погрузиться в эту тему не получается, потому что чересчур много отвлечения на форму.
Сюжет. Великий певец, после долгого молчания, оповещает мир о своём альбоме и приглашает к себе в гости на презентацию неких избранных, среди которых известные журналисты, блогеры, инфлюенсеры и внезапно никому не известная помощница редактора. Она и есть главная героиня и естественно, ключевое звено. Как оказывается, певец живёт в поместье в пустыне, среди множества людей, что всё вместе смахивает на секту, в которой певец - лидер и гуру. Вначале всё выглядит, хоть и странновато, но богато, интересно и увлекательно. Хотя, главная героиня на всё это смотрит скептично и подозревает, что что-то не то. Ну и дальше это что-то не то становится явственнее и перерастает в беготню и убийства. Финал, как бы делает некий смысловой перевёртыш.
Фильм несколько разочаровал своим сюжетом, но привлёк формой и актёрами и в целом, скорее понравился. Главную роль не ярко, но и не плохо сыграла Айо Эдебри, во второстепенных ролях, в том числе оказались Джульетт Люис и Мюррей Бартлетт. Отдельно порадовала Эмбер Мидфанлер.
16 мая 2025
Поп-звезда прошлого, мегапопулярный автор хитов Альфред Моретти (Джон Малкович), после почти тридцати лет молчания, объявляет о выходе нового альбома и приглашает избранных журналистов на *свою шоколадную фабрику* в свое загородное поместье для презентации и эксклюзивного интервью.
Каждый из журналистов имеет в прошлом парочку историй, когда похайпился на звезде, не в лучшем для него виде. Но это же работа. Хочешь быть знаменитым — будь готов. Да и кто прошлое помянет тому… Легенда вернулась! Конечно принимаем приглашение!
А в поместье община. Куча людей в синем проповедуют левеллизм, согласно которому почти каждый, в какой-то момент жизни — Бог и миром правит ни сила, ни логика, а творчество. Короче, секта.
Моретти меняет наряды, рассказывает длинные, бородатые, несмешные анекдоты и дозированно выдает пару хитов, от которых все в восторге. Легенда вернулась!
Всё бы ничего, но группа-то небольшая и сразу заметно, если кто-то пропадёт… А кто-то пропал…
ВПЕЧАТЛЕНИЯ:
Короче, десять негритят на новый лад. Да ладно, это не спойлер. Ежу понятно, что просто так в заселенную сектантами общину где-то в пустыне, эксцентричный музыкант, журналистов, к которым явно не горит любовными чувствами, звать не будет. К гадалке не ходи — просто так уйти не получится.
Малкович, как всегда, великолепен. Лучше бы, конечно, рок-звезда, это больше ему подойдет, но обиженный инфантильный рок-н-рольщик не работает, а вот обиженный инфантильный попсарь вполне.
Играет Джон шикарно, но вот мотивация его героя где-то потерялась. Вроде как все из-за обид, но причем тут эта его новая религия непонятно.
Да и история дает мало поводов для переживаний. Что в плане сочувствия жертвам — ну кто любит журналистов? Да и ни про кого из-за них, ни про их конфликт нам не рассказывают.
Также и в плане предвкушения — «а что с ними случилось или случится и как». Все действие разворачивается в последней трети фильма, быстро и скомкано. Прочувствовать саспенса не дают.
Стоит ли оно ради перевоплощения Малковича в звезду-мессию? По-моему — нет. У него много других, более ярких ролей. Лучше того же «Нового Папу» посмотреть.
15 апреля 2025
Студия A24, известная своими смелыми проектами («Солнцестояние», «Маяк», «Реинкарнация»), в этот раз решила не выходить за рамки. «Опус» — фильм, который хочет угодить всем: тут и триллер с намёком на слэшер, и чёрная комедия, и даже мюзикл-вставки, это же так модно в последнее время. Но вместо гармонии — какофония. Это смесь из не самых сильных фильмов, выпущенных в последние годы, тут и 'Меню' и 'Подай знак' и даже чутка мощного 'Солнцестояния'.
Первые полчаса зритель знакомится с героями и как будто бы наводит интриги. Главный герой — поп-звезда 90-х Альфред Моретти (Джон Малкович), который пропадает на 30 лет, а тут ОП! возвращается с новым материалом. Он собирает избранных медиа-персон: молодая журналистка Ариэль (Айо Эдебири) папарацци (Мелисса Чемберс), инфлюенсер (Стефани Суганами), подкастер (Марк Сивертсен) и ТВ-дива (Джульетт Льюис), которые готовы упасть ему в ноги. На месте их встречает обитель сектантов, у них забирают гаджеты и приставляют «консьержей», следящих за каждым шагом. Выглядит это, как пародия на современный PR-ад — подарочные корзины, загадочные YouTube-ролики, дизайнерские приглашения.
Но дальше начинается цирк. Представьте «Десять негритят» для поколения TikTok, но без намёка на саспенс. Фильм мечется между попытками построить мир коммуны Моретти и хоть как-то раскрыть персонажей — и проигрывает на обоих фронтах. Званый ужин? Пожалуйста: все откусывают от гигантской булки, а лысый фанат Моретти за соседним столиком ноет, как бросил преподавать, чтобы учить детей в коммуне сольфеджио. Этот диалог — пик «развития» персонажа, ведь дальше он просто… исчезает.
Остальные медиа-акулы и того хуже: их профессии упомянуты мельком, характеры как у картонных манекенов. Их постепенное исчезновение вызывает не тревогу, а вопрос: «И кто это был?». Мотивы убийств? Никаких. Даже бредовой теории заговора авторам лень придумать.
Вместо этого режиссер угорает по абсурдным деталям: «божественные» картины во дворе, кукольный спектакль, где журналисты — крысы. Всё это должно иллюстрировать «культ славы», но выглядит как набор случайных и абсурдных идей.
«Опус» найдет своего зрителя, он стильно снят, Айо Эдебири в главной роли великолепна, но после финальных титров есть ощущение обмана. После «Холланда» с Николь Кидман, я клюнул на имя Джона Малковича и снова понял, что гениальный актер не спасет сбивчивый, пустой и плоский сценарий. Вообще получился бы крутой фильм, если бы прототипом главного героя была бы Тэйлор Свифт со своей многочисленной базой фанатов и бесконечными теориями заговора, но получилось то, что получилось.
8 апреля 2025
О Марке Энтони Грине широкой аудитории особо ничего не известно, кроме пунктика о карьере в качестве бывшего редактора «GQ», потому и главная героиня его дебюта, вероятно, списана с него самого или неоперившихся коллег по цеху. Заручившись поддержкой выкупившей ленту передовой студии «А24», нежно приветствующей амбициозных начинающих кинематографистов, парень выпустил в свет сатирический триллер (кто-то ошибочно называет его ещё и комедийным хоррором) по отпечаткам субъективного уникального опыта (который молодая журналистка в фильме только пытается заполучить), в том числе затрагивающего тайную жизнь звёзд и слухи вокруг них. Естественно, не обошлось без высмеивания сложившихся социальных иерархий, поп-культуры и медиапотребления, показ на фестивале «Сандэнс» подсыпал дополнительных лавров в копилку достижений, а критики обернулись более строгими судьями, нежели зрители, и посчитали, что часть тем раскрыта поверхностно. Впрочем, так ли это?
Наверное, ключевым аспектом здесь зиждется то, что для новоиспечённого режиссёра его крик души — не сложносочинённая демонстрация приобретённых навыков эмоционального воздействия, а развлекательный очерк, и в итоге мыслить текстовыми формами, прущими «в лоб» и «в яблочко» объяснительными репортажами, ему гораздо удобнее и легче, чем апеллировать к богатому инструментарию киноязыка. Конечно, для пущего эффекта пришлось прибегнуть к штампам, касающимся сектантства и идолопоклонничества, под предлогом освещения не конкретной системы ценностей в рамках закрытого коммьюнити, а отношения к ней представителей СМИ разных поколений — от всепрощающих раболепных «старичков» до адептов новой этики, не поддающихся соблазну лизоблюдства. Слегка обременённая двойным дном ирония наблюдается на этапе подбора актёра на роль так называемого «божественного антагониста»: Джон Малкович идеально затмевает фон даже не благодаря тому, что его можно нарядить как Элтона Джона, дав репертуар, навеянный Принсом, Дэвидом Боуи и Майклом Джексоном, но и по причине закрепившейся за ним ассоциации с «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонса. Сыграть самого себя, в чей мозг ведёт секретная дверка, что станет порталом для экскурсий — смелый художественный ход, позволивший и теперь перевоплотиться в некую специфическую личность, облачённую в эфемерные доспехи Господа.
И вот тут автор внезапно выдаёт намерение не увлечь, а скорее высказаться. Правда, в стремлении постичь заштрихованную истину придётся дойти до конца, претерпев всё то, из-за чего рецензенты уважаемых изданий сочли скептично вздёрнуть бровь. Медитативный темпоритм повествования, непривычный в остросюжетной окраске, обманывает ожидания: скрупулёзный и пошагово выстроенный саспенс остаётся на задворках, уступая трон тягучим расшаркиваниям и дискомфортным перформансам, пока спустя две трети сеанса не наступает кульминация, проносящаяся слишком стремительно, чтоб был шанс успеть сохранить детали кошмара в памяти. Грин порхает аки бабочка над надобностью перекармливать фанатов жути скримерами и твистами, выдавая в час по чайной ложке. Его основная хулиганская выходка — в том, чтобы подвергнуть издевательской оптике непосредственно проблему общественного доверия собирательному образу «кумира миллионов» и показать несусветную глупость разницы между заурядной девчонкой и экстравагантным, чертовски хитрым, знающим законы шоу-бизнеса подонком.
«Скелет» нарратива в данном случае было вполне целесообразно забить набором точечных клише, способствующих трепанации жанра под другим, высмеивающим каноны углом. Так, здравомыслящая малышка с непомерными амбициями тусуется в странной пустыне среди глупцов и халдеев, что при наступлении подозрительных событий вовсе не спешат к ней прислушаться, в то время как община великовозрастного забияки являет собой коллектив преданных адептов, истово соблюдающих банальные правила контроля и толком не могущих аргументировать концепцию воровано-переработанной «религии». Кажется, обряды с многовековой традицией от лица обитателей шведского поселения из «Солнцестояния» Ари Астера реально не к месту. Слугам «вожака» в попытке отдалённо соответствовать нормам сплочённых организаций не хватает чётко слаженного устава, корнями уходящего в поклонение не уморительной пародии на Всевышнего, а самому Всевышнему, группе Всевышних или высших энергий, его и их великолепно заменяющих. Вся разворачивающаяся ересь — не более чем превентивная фикция, подкреплённая не идеологией, прошедшей войны и революции, мирные эпохи и стадии выживания, а пространными рассуждениями о значимости творческого начала и капризами имеющейся власти, поддерживающими столь привлекательно-идиотский ореол статуса одиозного мэтра.
Ариэль в раздражающем кавардаке символизирует даже не зумерский взгляд, а адекватную позицию современных интеллектуалов (да и просто осознанных особей) ко всему устаревшему, притворному, броскому. Презентация альбома спустя тридцать лет молчания — да кто сейчас, в период технологического прогресса, высоких скоростей и картиночного мышления, рассчитывает таким пиар-ходом возродить интерес к своей персоне? Но Альфред — не лыком шит: следуя заветам Канье Уэста и Чарльза Мэнсона, он доказывает, что в его музыке главное — не слова и мелодии, а то чудовищное искусство порабощения, которое он методично выстраивал около себя годами, будучи якобы в забытьи. Его люди — всегда с ним, как завещала Оленька Бузова; его принципы — повсюду, ведь если ты нашёл применение таланту в том, чтобы десятилетиями убеждать всю планету в его существовании — то самого дара уже не требуется.
Служение собственному эго — вот в чём имитация силы и влияния: когда никому и в голову не приходит закатить глаза от сальной шутки, надменно отвергнуть флирт, презрительно фыркнуть при виде глупых танцев в костюме андроида-калеки или катаний по полу в пафосных индийских одеяниях. Когда нет ни одного близкого человека, норовящего в нужный момент спустить с небес на землю. Господин Моретти — ходячее недоразумение и синоним кринжа из того прошлого, что никак не может позволить себе умереть, признав поражение перед скоротечностью актуальных веяний, и использует целую стратегическую машину ради самосохранения в веках, не подозревая, что фантазии хватит лишь на тщетную вереницу пошлости, грязи и безумия. Благоустроенный спектакль ужаса трещит по швам, отрезанная от цивилизации территория на практике оказывается подходящей для возможного побега, а огласка играет на руку обоим участникам конфликта — и честному Дебютанту, и лживому Цезарю.
Вот теперь-то, пройдя фазы депрессии, отрицания, торга и смирения, высказывание создателя обрастает плотью и костями, подвергая разумному сомнению массовую истерию по поводу своих фаворитов и ставя вопрос ребром: а стоит ли вообще уделять внимание тем, кто этого не заслуживает? Слепы ли мы, разрешая им управлять нами так безыскусно и нелепо? Блестит ли золото? Ответы — внутри, а не снаружи.
«Опус» — то ли вердикт, то ли приговор, то ли хирургическая операция, нарочно проведённая Марком Энтони Грином с предательской небрежностью, на общепринятых убеждениях, захватывающих область почитания и обожания самобытных икон сцены, всего-то отвечающих за формирование вкусовых пристрастий, но настойчиво претендующих на нечто большее. Определённо кино на любителя, не располагающее к удовлетворению всех желаний голодных до впечатлений очевидцев, но под тенью нагромождённых увеселений скрывающее весьма любопытный смысловой контекст, транслирующий двойственную (но кажущуюся очень явной) интерпретацию, позволяющую публике самой решить, кому верить в этой истории.
7 из 10
7 апреля 2025
«Это как если бы 'Меню' Марка Майлода скрестили с плохим фанфиком о Дэвиде Боуи, но забыли добавить смысл»*.
---
Сюжет: Культ без культа
Молодая журналистка Ариэль (Айо Эдебири) попадает в поместье эксцентричного поп-идола Альфреда Моретти (Джон Малкович), который 30 лет прятался от мира, чтобы… устроить вечеринку с ритуальным бритьём лобков и прослушиванием альбома «Просьба Цезаря». Вместо сатиры на фанатизм шоу-бизнеса зритель получает набор абсурдных клише:
- Культ «уровнистов», чья философия сводится к «Моретти — бог, а вы — нет».
- Стрижка гостей как метафора медийной стерильности (или просто повод для шуток про парикмахерские кошмары).
- Устрицы с жемчугом — символ… ээ, пустоты? Или это просто продюсеры A24 решили, что «красиво = глубоко»?
Фильм пытается шокировать, но вместо этого вызывает смех: когда Малкович в костюме «Элтон Джон meets Daft Punk» поёт трек *Dina Simone*, хочется спросить: «Это пародия? Или cry for help?».
---
Проблемы: Когда ирония съедает саму себя
1. Малкович vs. Сценарий
Джон Малкович, мастер играть психов, здесь напоминает пародию на самого себя. Его Моретти — помесь Принса, Боуи и Канье Уэста, но без харизмы. Даже его монологи о «триумфе творца» звучат так, будто актёр читает инструкцию к микроволновке.
2. Сатира? Какая сатира?
Режиссёр Марк Энтони Грин хотел высмеять культ знаменитостей, но вместо этого создал *«Медведь» в мире поп-арта*: героиня Ариэль большую часть фильма просто ходит с испуганным лицом, а кульминация сводится к предсказуемой бойне «потому что все журналисты — сволочи».
3. Визуальный шик vs. Сюжетный провал
Красивые кадры (босоножки Prada в луже брусничного соуса!) не спасают от ощущения, что сценарий писал ИИ, натренированный на статьях из BuzzFeed о «тёмной стороне фэшн-индустрии».
---
Почему это (непреднамеренно) смешно?
- Диалоги уровня TikTok-философии:
«Искусство — это когда ты ешь устрицу и находишь в ней своё отражение» — возможно, самая глубокая реплика Моретти. Или нет?
- Ритуальное бритьё лобков как метафора… Ну, вы поняли.
- Финал: После всех пыток зритель узнаёт, что Моретти хотел просто отомстить критикам. Оказывается, даже поп-боги — обиженные дети.
---
Итог: «Опус» — это
...кино для тех, кто считает, что «Быть Джоном Малковичем» был недостаточно сюрреалистичным. Здесь нет порталов в сознание актёра, зато есть портал в альтернативную реальность, где «глубокомыслие» измеряется количеством перьев на костюме Малковича.
Рейтинг иронии: 10/10 («Золотая пальмовая ветвь» за лучший непреднамеренный трэш).
Рейтинг смысла: 2/10 («Просьба Цезаря» осталась неуслышанной).
P.S. Если после просмотра захотите побрить лобок — вините только себя.
29 марта 2025
Удивительно, но мне понравилось. Фильм не шедевр, но лично меня ему удалось подкупить. Я люблю иронию, и «Опус» именно это – ироничная зарисовка о чистом листе Ариэль Эктон (Айо Эдебири), а не сатира глобального масштаба на зажравшуюся мегазвезду Альфреда Моретти (Джон Малкович). Видимо, удовлетворение от просмотра зависит от того, на кого ты смотришь. При всем уважении к Джону Малковичу, я очень внимательно следила за Айо Эдебири. И (повторюсь) мне понравилось.
Мне нравится, что Марк Энтони Грин, режиссер «Опуса», не скрывается и закладывает иронию уже в само название фильма. Опус – это и монумент, и что-то противоположное, произнесенное с насмешкой, возможно, и в собственный адрес. Мне нравится, что в настроении Грина нет злости, скорее в нем угадывается самоирония. Ведь он сам новичок, дебютант в шоу-бизнесе, поэтому, при всех симпатиях к героине Айо Эдебири с говорящим именем, особенно если вспомнить, что Русалочка вошла в культурное сознание благодаря своим шрамам, а не диснеевскому хэппи-энду, он не забывает от этом и, вместо постоянной прописки на Парнас, в финале он щелкает Ариэль по носу. Это достойно уважения.
Мне нравится, что Марк Энтони Грин пытается говорить символами. И даже создает с их помощью сложносочиненную метафору о шрамах и перлах, намекая, что песню о любви не написать без разбитого сердца, а талант не компенсирует того факта, что рассказчику (Ариэль) не о чем поведать этому миру. Именно такой описывает зрителям и самой Ариэль ее друг Кент (Янг Мазино), с которым они аппетитно уплетают суши – неопыленный цветок, выращенный в тепличных условиях, и Ариэль ничего не остается, как только согласиться с ним – ей нечем крыть.
Ее приключение в резиденции суперзвезды Альфреда Моретти вроде как восполняет ей нехватку личного опыта, она даже приобретает те самые фигуральные шрамы, когда перелезает через забор из рабицы, но все, что она может дать миру из этой истории в итоге будет лишь тенью, образуемой по прихоти творца. Она не самостоятельная величина, а часть плана. Это способно разочаровать. Поэтому мне нравится, что Марк Энтони Грин не скрывает своих симпатий в сторону героя Малковича. И видимо это так не понравилось критикам.
Хотя эту симпатию не назовешь фанатичной. Режиссер «Опуса» не сверкает глазами-звездочками (мне так нравится титровая заставка этого фильма – невероятно телесная и ироничная, мне сразу захотелось представить этих людей в их обычной жизни; думаю, такой и была задумка автора – показать для чего нужны рок-звезды, и поклонение здесь ни при чем – терапия важнее), художественный образ Альфреда Моретти тоже имеет одну символичную сцену. Когда в героя Мюррэя Бартлетта попадает стрела, выпущенная желторотым юнцом, воспитанником секты Моретти, чье учение настаивает на том, что в каждом можно отыскать Моцарта, если создать стимулирующие на творчество условия. В этом бытовом происшествии, чуть не закончившемся трагедией, угадывается насмешка режиссера над теоретизированием спятившей суперзвезды, и в этом кроется мое главное разочарование «Опусом» - Грин пасует, и никак не развивает свою мысль дальше, сводя психологическое противостояние к банальной резне (в свою очередь поклонники категоричности снова будут разочарованы, ведь жанр «ужасы» снова обман).
Но музыка в фильме замечательная. Малкович в космических костюмах сногсшибательно потентен, а у Айо Эдебири не только скулы Пэм Гриер, но и потрясающая фигура (спецовка в «Медведе» как-то мешала мне в этом убедиться). Несмотря на недовольство критиков, считаю, что у Грина получился хороший старт – умение посмотреть правде в глаза, что современная поп-культура невероятно систематична и туга на душевные откровения и глубокие раны, достойно уважения. Марку Энтони Грину осталось сделать всего ничего – обзавестись собственными шрамами и, возможно, в следующий раз рассказать нам уже совсем другую историю.
14 марта 2025