Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Три семьи |
английское название: |
Tre piani |
год: | 2021 |
страны: |
Франция,
Италия
|
режиссер: | Нанни Моретти |
сценаристы: | Эшколь Нево, Нанни Моретти, Федерика Понтремоли, Валиа Сантелла |
продюсеры: | Нанни Моретти, Доменико Прокаччи, Жан Лабади, Паоло Дель Брокко |
видеооператор: | Микеле Д’Аттаназио |
композитор: | Франко Пьерсанти |
художник: | Паола Биззарри |
монтаж: | Клелио Беневенто |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$3 671 164 |
Дата выхода | |
![]() |
12 июля 2021 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 55 мин |
Рваное, независимое повествование о трёх семьях, проживающих в одном доме, хотя и кажется, что это здесь абсолютно ни при чём. В целом, так и есть: нет никаких предпосылок считать, что они живут в одном доме, не беря во внимание начальную и одну из последних сцен. Мимо беременной Моники на бешеной скорости проезжает пьяный Андреа, попутно сбивая случайного человека и врезаясь в кабинет Лучио. Так происходит знакомство зрителя со всеми тремя семьями и дальнейшее распараллеливание действия. Хотя, казалось бы, такое пересечение должно было вызвать неизбежное переплетение всех историй, но режиссёр ограничивается парой диалогов.
Первое событие прямо влияет на Андреа: юноше грозит срок в тюрьме, даже несмотря на родителей Дору и Витторио, которые работают в судебной сфере и на этой почве у них вспыхивает вражда. Тем временем дочь Лучио и Сары Поларо, Франческа, попадает в неприятную историю со своим 'дедушкой' Ренато. И хотя, все утверждают, что ничего такого не произошло, в Лучио поселяется сомнение, которое впутывает его в ещё более неприятную историю. На фоне вскипающего океана ненависти Моника родила и в одиночестве, которое она на не может вынести, ждёт, пока муж вернётся из командировки.
И хотя каждый конфликт имеет разное содержание, причины, мотивации, фильм заставляет всех их слиться воедино и показать, что, в общем-то все конфликты имеют одинаковое строение и одну природу. Но в этом есть свой изъян: всё кино выглядит в некоторой степени обезличенным и вторичным. Можно упрекнуть создателей в том, что некоторые конфликты скорее избыточны, как ссора сына с родителями и Лучио с Шарлоттой. Зачем прибегать к самоповторам? Но если персональная история Лучио вполне похожа на рудимент, то крик души Доры: «Женщина не должна выбирать между сыном и мужем», — вполне проецируется на весь фильм.
Спустя 10 лет отрывистого наблюдения за персонажами, метаний от одного образа к другому, мнимых метаморфоз, единственным по-настоящему живым человеком выглядит лишь Моника и Дора Симончини, которую, впрочем, откровенно вытягивают на такие позиции. Видите ли, когда герой живёт лишь в контексте определённого конфликта, который режиссёр консервирует на года, зрителю просто не дано увидеть его другим и по-настоящему проникнуться. Здесь не уделено ни времени, чтобы показать объёмных персонажей, ни внимания на детали. Поэтому абсолютное большинство персонажей выглядят полупустыми и слишком простыми. Побывав везде, режиссёр оставляет едва заметный след, так и заглянув в души героев.
По итогу вопрос не только смысла, но и природы картины остаётся открытым. И хоть в этом фильме довольно сложно утонуть, он всё равно остаётся по-бытовому приятным и непретенциозным. С другой стороны, без рефлексии, кино становится пустой констатацией без выводов.
6 из 10
15 июля 2022
Один дом в три этажа, три семьи (на самом деле четыре – если брать в расчёт странную пожилую пару) – с десяток судеб, каждая по-своему уникальна. У каждой из них свои секреты, свои проблемы и несчастья, с которыми они предпочитают справляться в одиночестве. Но так уж сложилось, что всё у них на виду, ведь живут в одном здании. И не скрыть странное помешательство одной, постоянный старческий склероз другого, вечное отсутствие в командировке третьего, страдания от непонимания со стороны родителей четвёртого…
Сюжет рассказывает о жизнях семей, живущих на трёх этажах одного многоквартирного дома в Риме. Снизу обосновалась молодая супружеская пара Лючио и Сара, которая воспитывает 7-летнюю дочь Франческу. Иногда они оставляют присматривать за ребенком пожилых соседей Джованну и Ренато, что однажды едва не приводит к трагедии. Выше живет мать двоих детей Моника, тоскующая от одиночества из-за длительных командировок своего мужа Джорджио. А на третьем этаже обитают Витторио и Дора, которые расходятся во мнении, как поступить, когда их 20-летний сын Андреа становится виновником гибели женщины в ДТП.
Вообще, авторы фильма соткали перед нами целое жизненное полотно. От того, во время просмотра не можешь избавиться от ощущения, будто посматриваешь за жизнью соседей через замочную скважину. Тут есть место ревности и изменам, случайному убийству (с которого сюжет и начинается) и целому ряду судебных разбирательств – от нанесения смерти по неосторожности до изнасилования. Но в целом весь сюжет фильма буквально наполнен грустью. У Моники со второго этажа – от состояния растерянности из-за постоянного отсутствия мужа, в то время как ей приходится справляться с новорожденным ребёнком; у 7-летней Франчески снизу – из-за вечной занятости родителей, которые предпочитают лучше отдавать дочку странной пожилой соседской паре, нежели выкроить хоть минутку ради любимой девочки. Наконец, Дора, с третьего этажа постоянно чувствует себя одинокой и растерянной, мечась между убийцей сыном, что по эгоистки думает лишь о себе, и мужем, решительно настроенным порвать всякие отношения с Андреа. В итоге каждый из них что-то теряет. Кто-то наговаривает полные отчаяния монологи на автоответчик погибшему супругу, не в силах пойти «поговорить с камнем» на кладбище, иные отправляют дочку на учёбу за границу, в очередной раз «отправляя с глаз», но с болью в душе, а третьи заводят ещё одного ребёнка, однако будет ли их семья полноценной, ведь вряд ли Джорджио откажется, наконец, от многомесячных командировок ради семьи.
Примечательно, что фильм снят по роману израильского писателя Эшколя Нево «Три этажа» (2015). Итальянский режиссёр Нанни Моретти впервые работала не с собственным оригинальным сценарием, а обратилась к литературному первоисточнику. В то время, как действие книги происходит в одном из жилых домов Тель-Авива, где жизнь, секреты, внутренние потрясения и межличностные отношения жителей создают призму, через которую можно смотреть на израильское общество, «Три семьи» переносит сюжет в современную Италию и рассказывает о жизни нескольких семей, живущих в трёхэтажном доме в одном из районов Рима. Первоначальное название киноленты «La Nostra Strada», что переводится как «Наша улица».
Думаю, фильм стоит смотреть под определённое настроение, когда хочется не сказки, милой романтики или отдыха для души, а как раз наоборот, когда последняя нуждается в размышлениях.
5 из 10
30 марта 2022