Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Обходные пути |
год: | 2021 |
страны: |
Россия,
Нидерланды
|
режиссер: | Екатерина Селенкина |
сценарий: | Екатерина Селенкина |
продюсеры: | Владимир Надеин, Екатерина Селенкина, Рохир Крамер, Михаил Казиев, Ара Хачатрян, Варвара Бабиева |
видеооператор: | Алексей Курбатов |
художники: | Дарья Литвинова, Анна Брауде |
монтаж: | Луис Гутьеррез Ариас, Екатерина Селенкина |
жанры: | драма, документальный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $22 795 |
Мировые сборы: | $21 735 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 13 мин |
Такой знакомый спальный район на окраине города. Ходят бабушки, играют дети. Молодой парень с рюкзаком выделяется на их фоне, хоть и пытается обезличить себя, слиться с местностью. Ведь он кладмен - а в рюкзаке у него чья-то доза. С первой же закладки его образом жизни стал поиск обходных путей в этой недружественной реальности.
Дебютную докудраму Екатерины Селенкиной можно смело назвать уникальным феноменом в российском кино. Подобно кинематографу ранних лет, «Обходные пути», по сути, представляют собой набор «движущихся картинок», практически бесстрастно фиксирующих реальность. Каждый из статичных кадров-лоскутков в фильме - это документ, обманчиво простая, но такая значимая в своей очевидности составная часть картины нашей жизни - жизни современной России. В «Обходных путях» почти нет реплик, или же они оказываются лишь частью знакомого каждому звукового ландшафта. Селенкина и оператор фильма Алексей Курбатов позволяют самой жизни говорить за себя - и та оказывается выразительнее всяких слов.
Главный герой чужд этой действительности, но неразрывно с ней связан, если не сказать - ей подчинён. Эти кварталы и гаражи существуют и без него, а он лишь вторгается в них, как аквалангист в водную массу. От кладки к кладке мы следуем за ним и ощущаем его перманентную, сдавливающую горло тревогу, заставляющую постоянно оглядываться и не оставлять следов. Кульминацией здесь становится момент обыска в отделении полиции, когда вдруг обнажается суровая обратная сторона идиллии спальных районов. Безмятежная, на первый взгляд, действительность оказывается - в лице правоохранительных органов или даже обычных людей - одинаково безжалостна как к тем, кто стремится сбежать из неё, так и к тем, кто с этим помогает.
Но даже противопоставляя себя жизни вокруг, ты остаёшься ее частью - и вырваться из этой трясины практически невозможно. Будут бабушки на лавочках, будут играющие на гаражах дети и играющие в волейбол иммигранты, будут шубы за полцены, будет хор ветеранов и одиночные пикетчики на улицах. Экранная реальность сливается воедино с реальностью за окном. Жизнь во всём множестве своих проявлений течёт перед нами и не даёт оторвать глаз - и важнее всего оказывается не раствориться в ней в ожидании спасительного дождя.
14 марта 2022
Представьте, что во время прогулки вы вдруг остановились, просто так, ни с того ни с сего. Ваши глаза - две маленькие камеры, - аккуратно следят за происходящим. Сначала неловко, непривычно (Почему я это делаю?), затем - более расслабленно. Понемногу вы становитесь наблюдателем, духом, выпавшим из реальности. Картинка перед глазами перестает быть статичной - она составлена из сотен мелких движений, шорохов, звуков, и каждый из них живет своей жизнью, имеет свой смысл, будучи неразрывно связанным с другими.
'Обходные пути' можно смотреть и так, отстранённая повседневность, удивляясь ей, наблюдать на экране то, что видишь вроде бы каждый день, но не придаешь этому значения – целый микрокосм, сосредоточенный в одном взгляде. С детским интересом рассматривать еле заметные трещины, дыры городского пространства, секретные места, у которых наверняка есть своя жизнь, своя история. Однако, мы уже выросли, и наш вкус к секрету порядком ослабел. Все, что ожидает нас в этих местах – очередной мешочек с запретным порошком, в котором нет ничего таинственного, только деловое спокойствие и привычный страх оказаться пойманным.
Или нет? Без какого-либо художественного вмешательства реализм вдруг становится наивно магическим, поиски места в гугл-картах плавно перетекают в подобие квеста, разглядывание домов, деревьев, птиц; московские пробки кажутся абсурдными и забавными. Конечно, наступит и отрезвление, на сей раз уже реальное, по эту сторону экрана, когда гражданин полицейский начнет досмотр или вломится в ночной клуб.
Но отсюда и то специфическое духовное отстранение, которое вызывает фильм. Между глубоким детством и взрослением целая эпоха – сколько ей лет, двадцать, тридцать? больше? – эпоха одного и того же. Зернистая пленка, родные, до боли знакомые виды, облупленная краска многоэтажек и ощущение прошедшего апокалипсиса — это снято вчера или в конце 90-х? Это точно Москва? Только ли она? И я, наблюдатель – где я сейчас?
Название фильма можно читать по-разному – перед нами не только полевые заметки. Это свидетельство смотрящей сквозь бетон жизни, вещь в равной степени экзистенциальная, социальная, политическая и не в последнюю очередь документальная, но никогда не обезличенная. Нам предлагают другую поэзию. К ней сложно остаться равнодушным, но и слишком сочувствовать – значит отделять себя от происходящего. Что же остается? Научиться самим искать эти обходные дороги, а если не можешь – хотя бы изредка замечать их и не думать, будто все уже кончилось.
14 февраля 2022
Фильм больше похож на затянувшееся на 70 минут слайд-шоу: перед зрителем проходит череда дооолгих статичных кадров – урбанистические пейзажи Москвы перемежаются с зеленью парков и спальных районов. Режиссёр использует общие и дальние планы, неподвижная камера безразлично фиксирует дискретные фрагменты человеческих жизней. Такой подход передаёт состояние отчуждённости (от самих себя, от других людей, от природы) жителей мегаполиса. Предельно обезличенный, сторонний взгляд объектива создаёт квазидокументальную атмосферу – всё это каждый из нас мог видеть в действительной жизни. Реальность спальных районов «Обходных путей» дополняется виртуальностью интерактивных яндекс-карт и диалогового окна мессенджера, из которого зритель только и узнаёт мысли главного персонажа – закладчика. Минимум разговоров (зачастую слышны только случайные отрывки как бы подслушанной речи), отсутствие строго заданной сюжетной линии (вереница эпизодов без художественной обработки), отсутствие крупных планов – таковы особенности данной кинокартины. Можно сказать, что это обезличенное кино, претендующее не на рассказ увлекательной истории, а на вживание в реалистическую атмосферу тёмных сторон повседневности.
В продолжение всего фильма неразличимые затхлые человейники контрастируют с неповторимой свежестью природы. В одном из кадров на заднем плане уныло высятся типовые застройки, в то время как на переднем прорастают дикие цветы. Визуальная антитеза природного и промышленного сопровождается шумом дождя. Медитативная сцена, в которой ничего не происходит. Зрителю как бы предлагается всматриваться в статичную картину, вслушиваться в естественные шумы и углубляться в свои размышления. «Обходные пути» – это серия урбанистических медитаций – отстранённый взгляд на отчуждённое бытие-в-городе.
Заброшенные локации, лёгкие деньги нелегального бизнеса, безумие наркотического самоотречения, скрытые щупальца даркнета, дремлющие массивы многоэтажек, меланхоличные виды ветшающих зданий, заросли нехоженых троп – таковы обходные пути всех закладчиков. Тех несчастных, что заложили свою душу Дьяволу.
14 февраля 2022
Вот так отверженная душа, лишенная тела, видит мир, прежде чем покинуть его навсегда. Это первое, что пришло в голову, когда увидела, будто на расстоянии, безликие сумеречные городские пейзажи, а на заднем плане – безликих, то есть лишенных лиц, людей и услышала несоединяемые в связную речь слова и обрывки фраз. Впрочем, фильм, вероятно, не об этом, и явной мистики здесь нет. А что есть?
Портрет души мегаполиса, постепенно лишающего своих обитателей зрения и слуха, ибо они не видят и не слышат друг друга. В фильме мы попадаем на окраину Москвы, «в деревню большую, в деревню чужую», как поется в народной песне. И действительно, Москва, несмотря на уничтожение вошедших в нее деревень, несмотря на то, что большинство ее жителей, хоть и не потомственные москвичи, но точно потомственные горожане, не перестала быть большой деревней, во всяком случае на окраинах. Совсем близко от шумных магистралей жизнь внешне течет спокойно и неторопливо, и природа подступает к самым стенам панельных домов. Однако сельской идиллии здесь нет. И природа, и наступающий на нее полупустынный необжитой город – источник скрытой опасности, и время от времени появляющийся закладчик – только намек на бездны зла, таящиеся за будничной жизнью мегаполиса.
Не для всех очевидно, что Москва – город на воде, точнее, на болоте. Между тем это так. Реки, речки, старицы, протоки, ручьи, пруды определяли облик старинной Москвы. Сейчас большинство из них засыпано или заточено в коллекторы, однако они существуют не только в топонимике. Они живут своей жизнью, явной и тайной, будучи привычной частью пейзажа для многих жителей московских окраин. Вода – один из центральных образов фильма. Возможно, это напоминание о засасывающем в себя все и вся болоте, на котором стоит наш город, возможно, символ забвения, на которое, наряду с потерей органов чувств, обречены его обитатели. Шумят водопроводные трубы, журчит мутный ручей в лесопарке, в глади пруда отражаются высотные дома, и идет бесконечный дождь… Как в той народной песне: «И по будням там дождь, и по праздникам дождь».
28 января 2022