Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мария. Спасти Москву |
год: | 2021 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Во что веришь, то и будет!» |
режиссер: | Вера Сторожева |
сценарий: | Елена Райская |
продюсеры: | Наталья Иванова, Мария Ксинопуло, Максим Рогальский, Константин Елкин |
видеооператор: | Михаил Искандаров |
композитор: | Юрий Потеенко |
художники: | Сергей Филенко, Регина Хомская |
монтаж: | Елена Афанасьева |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $92 546 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 51 мин |
Жанры фильмов бывают разные: комедии и трагедии, фантастика и документалистика, боевики и детективы… Каждый из больших жанров разбивается на поджанры. Так фантастика может быть научной и ненаучной (фентези, сказка). Все жанры имеют право на существование в каждом из них может быть снято плохое и хорошее кино. Оценивание же фильма полезно начинать с определения жанра. А если авторы фильма ставят перед ним задачу, то чёткое её формулирование. Это будет определять оценку всех составляющих фильма: режиссуры, актёрской и операторской работы, сценария... Это работает и для фильмов, выходящих за рамки одного жанра.
Поэтому оценку фильма «Мария. Спасти Москву» я начну именно с этого. Авторы позиционируют его как исторический военный фильм, сделанный в память о героической Битве за Москву.
При реализации подобной задачи на первый план, выходит сценарий, который задаёт ту историю, которую потом должен показать режиссёр и сыграть актёры. Так вот, фильм совершенно провальный и ужасный именно в рамках жанра и поставленной цели.
1) Показанное в фильме не имеет отношения к реальной истории. Это альтернативная реальность. Данный жанр тоже имеет право на жизнь. Более того, он мне даже нравится. Но только в том случае, если альтернативу НЕ выдают за реальность. Скажем, авторы некоторых фанфиков по Гарри Поттеру честно предупреждают, что у них «AU» (Alternative Universe – альтернативная вселенная). И никаких претензий к тому, что главный гад становится белым и пушистым, а положительные герои канона переходят в разряд злодеев. Или существуют фильмы, в которых во Второй мировой войне побеждает нацистская Германия. Замечательно, будем оценивать, что и как хотели сказать авторы этой альтернативой.
Но всё дело в том, что в данном случает авторы занимаются обманом и подлогом, выдавая совершенно неправдоподобную легенду за историю. Так что как историческому кино я ставлю этому фильму 1.
2) Но может быть эта альтернатива всё же решает главную задачу: увековечить память героев, выигравших легендарную Битву за Москву, спасших огромными усилиями и жертвами Столицу, прославить их? Показывает ли фильм ту гигантскую работу, которую провело руководство по организации обороны? Тот подвиг кадровых частей и ополченцев, которые сумели остановить и даже отбросить врага? Нет и ещё раз нет! Оказывается, достаточно просто верить, повесить икону, и всё… И как это бывший семинарист Сталин до этого сам не додумался… Оказывается победе мы обязаны какой-то малограмотной бабке! Это уже оскорбление тех, чьим героизмом, самопожертвованием и тяжким трудом ковалась Победа. Так что и за эту составляющую фильма ставлю 1.
3) И важно, что из пункта 2 вытекает ещё один важный подлог, сделанный в фильме. Это показ неверной мотивации людей, побуждающий людей жертвовать жизнью в битве с врагом. Точнее сужение мотивации до одного из факторов – религиозного, который не был определяющим в той ситуации. Кто с этим не согласен, вспомните, что лозунг «За веру, царя и отечество!» (Вера, заметьте, шла первой) не позволил России победить в Первой мировой войне. Это проблема не только этого фильма. Вспомните проблему с мотивацией подвига в фильме «Зоя»…
Я не буду в рецензии на фильм разбирать политические и идеологические причины такой постановки вопроса. Но данный подлог оскорбляет память реальных людей, реально спасших Москву и одержавших Победу. За это тоже 1!
Исходя из сказанного, я ставлю оценку фильму 1.
В данном случае обсуждение игры актёров, режиссуры и операторской работы, на мой взгляд, не имеет смысла. Какой бы прекрасной она не была, я не хочу, чтобы такой фильм видело подрастающее поколение, которое может составить совершенно неверное представление о нашей истории. И не хочу, чтобы подобные фильмы создавались о славных страницах нашей истории, которыми мы можем гордиться.
11 августа 2023
Краткая предыстория: Как известно, в Перестройку и «лихие» 90-ые началось «переосмысление» советской истории. Проявлялось это и в мифологизации Великой Отечественной Войны: заградотряды; одна-винтовка-на-десятерых; Сталин командующий по глобусу; Жуков-мясник и. т.д. И одним из подобных мифов стало приплетение к войне православия. Мол, ВОВ — это божье наказание СССР за вероотступничество и победа в ВОВ — это тоже результат молитв и веры, а не стойкости и храбрости.
Какие только российские фильмы не эксплуатировали этот миф: Штрафбат, Заградотряд: Соло на минном поле, Русский крест, Утомлённые солнцем-2, Т-34, Зоя, Ржев. Но там были только намёки. А вот в 2021г. вышел фильм «Мария: Спасти Москву», который стал пиком этого абсурда.
Сюжет. Зима 1941г. немцы стоят под Москвой. Главная героиня — лейтенант НКВД Мария Петрова. Она храбрая, смелая, боевая, симпатичная, преданная коммунистка и атеистка, Родина для неё выше собственных чувств. Я думаю: «Господи, это же идеальный персонаж! Я хочу увидеть фильм про приключения этой храброй, советской девушки». В фильме даже есть хорошая драма, что Мария безответно влюблена в женатого коллегу.
Но нет. Начальство поручает Марии привезти из оккупированного города Тихвинскую икону богоматери. Зачем? Потом что Матрона Московская приказала Сталину сделать это, чтобы спасти Москву. Это реально сюжет фильма. Мария и её напарник-дуболом пытаются доставить в Москву икону, чтобы её провезли по фронту и это спасёт город.
Во-первых, знаете, есть такой советский фильм 1984г. «Господин Великий Новгород». Там тоже НКВД спасают церковные колокола, потому что немцы хотят их уничтожить как символ русской культуры. Здесь же, икону никто не хочет уничтожить. Её спасают, потому что она словно кольцо всевластия из «Властелина колец» — имеет волшебную силу.
А вы думали войну выиграли тактикой и стратегией полководцев и партии; храбростью и самопожертвованием красноармейцев и партизан; самоотдачей тружеников тыла; благодаря советскому патриотизму, который объединил весь многонациональный народ СССР; советскому строю, который в кратчайшие сроки перестроил экономику? Пфф… глупости. Войну выиграли за счёт волшебной иконы!
Думаете, я преувеличиваю? За весь фильм нам не покажут ни одного боя Красной армии; ни одного совещания командующих. Даже декабрьское контрнаступление, ради которого везут эту икону, нам не покажут. Показывают, конечно, Сталина, который изображён испуганным за свою гордыню, робким, приезжающим к Матроне от безысходности. Да уж, верится, что такой человек мог победить в партийной борьбе в 20-ых и установить авторитарный режим в 30-ых. Странно, что не показали, как Сталин падает в обморок, узнав про начало ВОВ. Покажут ещё партизан… сволочами, разумеется.
Во-вторых, нет ни единого документального доказательства, что Сталин встречался с Матроной. Да и сами подумайте, идёт битва за Москву. У верховного главнокомандующего реально нет других дел, кроме как ездить к слепой провидице? Он скорее, отправил бы к ней кого-нибудь.
В-третьих, икона Тихвинской богоматери была вывезена немцами в ноябре 1941г. и вернулась в Россию она только в 2004г. Получается двойной обман?!
Если что, я не против фантастических фильмов в сеттинге ВМВ (Бесславные ублюдки, Первый мститель), но данное кино спонсировалось то минкультом и РВИО и подаётся на полном серьёзе. И потом, вышеупомянутые фильмы не приписывали своим режимам другую идеологию.
В общем, Мария и напарник проникают в Тихвин, похищают икону, берут в заложники отца Владимира в исполнении Артура Смольянинова, который служит в храме и в ус не дует на немецкую оккупацию и вместе выбираются из города. В принципе, фильм можно было бы назвать неплохим приключенческим кино. Снят он неплохо. Но помимо чудодейственной иконы, нам ещё один посыл продвигают.
Мария — дочь священников, от которых она отказалась. Весь фильм нам их противопоставляют — учтивый, добрый, рассудительный, пришедший к вере, увидев зверства большевиков отец Владимир на фоне отрёкшейся, суровой энкэвэдэшницы Марии. Мария должна в течение фильма признать своё прошлое, поплакаться о своём выборе жизни и признать во всём правоту священника.
То есть вот он посыл. Нельзя в здравом уме представить, чтобы Советскому Союзу служили нормальные люди, которые искренне верят в коммунизм и партию. Всё население СССР — либо безмолвные рабы, либо палачи-ублюдки, готовые репрессировать даже своих. Один только священник тут нормальный персонаж.
Вывод: Как я сказал, «Мария. Спасти Москву» — это логичное завершение религиозного мифа о ВОВ. Фильм прямо говорит нам, что для победы не нужно ни храбрости, ни тактики. Просто «верь, молись, люби» принеси икону, и Бог за тебя остановит 75% дивизий вермахта. А быть патриоткой-коммунисткой могут только отрекшиеся от родни бесприданницы. Плевать, что в реальности СССР был атеистическим государством, а Третий Рейх формально-религиозным и немецкие солдаты носили ремни с надписями «С нами Бог». Мы обрисуем всё так, что это СССР был религиозным.
Если что, я не отрицаю, что религия имела свою роль в ВОВ (начиная от речи Сталина «братья и сестры» и заканчивая митрополитом Николаем в составе Чрезвычайной комиссии по расследованию преступлений фашистов) и про это надо снимать кино. Но снимите про реальные события, коих было не мало.
Я лично с большим удовольствием посмотрел бы хороший байопик про патриарха Сергия или Тихона; или про боевой путь танковой колонны «Дмитрий Донской»; или про протоирея Николая Ломакина, который пережил ужасы Блокадного Ленинграда и потом рассказывал об этом на Нюрнбергском трибунале. Да мало ли таких эпизодов.
У нас же снимают то про боевых попов (Штрафбат) то про богородиц, которые словно валькирии забирают души невинно расстрелянных (Соло на минном поле) то священников, которые молитвами топят самолёты (Утомлённые солнцем-2), то про Иисусов в нацистских концлагерях (Т-34). Теперь вот целый фильм, основанный на псевдорелигиозном мифе и пытающийся окрасить историю СССР в православные краски.
1 из 10
7 июля 2023
Во времена Великой Отечественной Войны случались самые разные, порой уникальные и совершенно невообразимые случаи, которые происходят с людьми в самый необходимый момент. Сколько мы знаем случаев, когда не взрывалась мина, на которую случайно наступил солдат, или выпущенная точно в сердце пуля каким-то образом не попадала в цель. Это можно назвать не иначе, чем вмешательством свыше. И вот одна из таких легенд легла в основу фильма «Мария. Спасти Москву».
Как поговаривают нам давние пересуды, в самом начале войны, когда немцы оказались на подступах к Москве, Сталин встретился со святой Матроной в надежде на то, что она подскажет, как можно остановить немцев. Получив указания вернуть в город чудотворную икону и облететь с ней Москву, Сталин несмотря на свои убеждения согласился и поручил задания наиболее верным и ответственным людям… Конечно, мы точно не можем знать, правда это, или нет, но факт остается фактом – Москва не пала!
Что же касается сюжета фильма, то он рассказывает нам как раз о той самой операции по возвращению иконы в Москву. За столь сложное как в физическом, так и моральном плане дело берется Мария Петрова, агент НКВД. Она давно оставила веру в прошлом, но должна выполнить то, что ей поручено. Путь Марии лежит в город, оккупированный немцами, и это задание будет предельно опасным, ведь далеко не все бойцы отряда смогут вернуться домой.
Фильм смотрится с интересом и довольно легко даже несмотря на всю сложность тем, которые подняли авторы. Я понимаю, что изрядная доля сюжета является творческим вымыслом, и тем не менее мне очень понравился посыл этой истории, а также техническая реализация фильма, который местами прям вжимает тебя в кресло.
Раскрывая свой сюжет посредством знакомства с НКВДисткой Марией Петровой, авторы фильма показывают, что каждый из нас способен измениться. У Марии не было причин верить в Бога, она даже от своей родни отказалась, которая имела отношение к церкви, но во время задания, когда девушка своими собственными глазами увидела, на что способно Провидение свыше, ее отношение к религии, вере и самой себе стало меняться.
Что касается боевых сцен и зрелищности, то с этим у фильма тоже все в порядке. Съемки проходили в суровую зимнюю полю на натурных локациях с задействованной военной техникой. Так что в визуальном плане здесь тоже ни к чему не подкопаешься. Создатели свое дело точно знают.
В общем и целом, «Мария. Спасти Москву» представляет собой интересную, увлекательную и насыщенную событиями историю, которую можно смело смотреть как поклонникам исторического жанра, так и простым зрителям, которые находятся в поисках достойного кино.
12 июня 2023