Капитан Волконогов бежал
7.7
7.3
2021, триллер, драма
Россия, Франция, Эстония, 2 ч 6 мин
18+

В ролях: Юра Борисов, Анастасия Уколова, Юрий Кузнецов, Максим Стоянов, Полина Виторган
и другие
Ленинград, 1938 год. Сотрудник органов капитан Фёдор Волконогов, прежде находившийся на хорошем счету у начальства, вынужден пуститься в бега и скрываться от бывших сослуживцев. Ночью ему является расстрелянный накануне коллега и сообщает, что в аду его уже заждались муки вечные, но этого можно избежать, если перед смертью покаяться, и хотя бы один человек его простит. Капитан Волконогов отправляется по родственникам репрессированных в поисках прощения.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Капитан Волконогов бежал

год: 2021
страны:
Россия, Франция, Эстония
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Март Таниэль
композитор:
художники: Сергей Февралев, Надежда Васильева
монтаж: ,
жанры: триллер, драма
Поделиться
Финансы
Мировые сборы: $104 774
Дата выхода
Мировая премьера: 7 сентября 2021 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 6 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма

Постеры фильма «Капитан Волконогов бежал», 2021

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Капитан Волконогов бежал», 2021

Капитан Волконогов и насилие

Оговорюсь сразу, я не люблю антисоветчину в кино. Но это не тот случай. Прочитал весь интернет после просмотра фильма и обнаружил, как и ожидал, целую волну возмущения у ностальгирующей по очередям и талончикам публики и, честно признаться, от комментариев по типу «вы всё врёте, такого не было» чуть не умер со смеху.

«Капитан Волконогов…» к досаде любителей совка, обвиняющих его в очернении наследия, - не про советский проект. Антураж картины, лексикон скорее напоминают ангсоц в оруэлловском романе именно по своей наглядности, не более; посудите сами - майору, арестовавшему несколько районов Ленинграда в 38 году навряд ли бы сошло это с рук. Сам же фильм о насилии. В данном полотне много, во-первых, метакомментариев к обывательскому мнению о стране, в которой жили наши прабабушки и прадедушки, от красной формы гэбни до серой одежды простых советских граждан, во-вторых, самое важное, - очень точное замечание о природе государственного насилия. Насилия, механизм которого очень хорошо описала Ханна Арендт в «Банальности зла». Государственное зло - не такое, как в сказках, оно даже не такое, как принято считать в авраамических религиях. Главное его отличие в некоторой конвейерности, действительно, Арендт права, говоря об ощущении себя просто винтиком в раскручивающемся маховике насилия. В фильме пугают даже не сами сцены избиений или расстрелов (к пущему стыду рецензентов с Кинопоиска, визжащих об обилии «чернухи» на экране, на поверку сказать, даже в «Великолепной восьмёрке» Тарантино, которому принято поклоняться в среде киноманов, насилия куда больше, чем в фильме Меркуловой и Чупова), лично меня в леденящий ужас привело объяснение гэбиста о причинах этих избиений. Режиссёры, кстати, очень ловко подловили душонку зрителя, заставляя его равнодушно наблюдать за насилием, применяемого к другому, и дрожать от страха при сцене этого объяснения, и думать: «а ведь ко мне тоже могли бы прийти».

Присмотримся к главному герою фильма. Он - плоть от плоти системы, «винтик» в огромном механизме государственного репрессирования. Его «обращение», если можно так сказать, действует по тем же самым законам, по которым товарищ майор страстно хочет его поймать. Здесь нет никакого раскаяния, только борьба за собственную жизнь. Общество, в котором живут и действуют персонажи напоминает даже не архаические социумы, ибо даже там с насилием всё обстояло куда лучше. Это и есть ад, которого так боится Волконогов. В настоящем аду гэбисту было бы комфортно, ибо там его не наказывают «превентивно». Даже преисподняя со всеми её вечными муками показалась бы Волконогову райским местом хотя бы потому, что там он будет наказан справедливо. Что и понимает в конечном счёте капитан.

Убеждён, что реального Советского союза там мало, зато много так любимого мной комментария к природе насилия, конечно, не без гротеска

15 апреля 2024

Реабилитация современного российского кинематографа

'Капитан Волконогов бежал' однозначно одно из лучший произведений отечественного кинематографа.

Прекрасные актёрские работы (Борисов, Трибунцев, Кузнецов, Яценко, Кудряшова, Кукушкин, Епифанцев, Савочкин, даже маленькая девочка-дочь репрессированного), очень оригинальное и одновременно не перегружающее и не отвлекающее от основной канвы фильма видеорешение (граффити на стенах Ленинграда наглядно отображают настроение происходящий событий и внутреннее состояние персонажей, но при этом не отвлекают на их рассматривание).

Особо хотелось бы отметить сценарий! Всё даже описать невозможно скажу только, что я, например, не могу до сих пор отыскать каких-то профессиональных 'оперовско-розыскных косяков' в работе и действиях сотрудников НКВД при 'охоте' на Волконогова.

Даже фамилия главного героя проиллюстрирована его чекистским профессионализмом, показанным в его умении и навыках не попадаться, отрываться от погони и быстро выбираться из сложнейших ситуаций.

Во время поездки на трамвае есть прекрасный ракурс когда профиль бездомного показан как библейский портрет с терновым венцом (то ли Данте, то ли даже Спасителя).

А как капитан смотрит на насквозь промерзшую ледяную пустыню с полузатопленными лодками после диалога с дочкой репрессированного участника войны в Испании! Потрясающе простое и выразительное решение каких в фильме очень много! Например, как дядя Миша-Патрон обводит взглядом молодых сотрудников 'НКВД' глядя в камеру и одновременно на зрителей как на потенциальных 'исполняемых'!

Вобщем посмотрел я этот фильм уже раз пять или шесть раз, первый раз две недели назад и до сих пор меня этот фильм 'не отпускает'!

Фильм просто реабилитировал в моих глазах современный российских кинематограф в котором, как я был уверен до его просмотра, после 'Кукушки' и сериала 'Жизнь и судьба' ничего приличного и сделано-то про это время не было!

28 февраля 2024

Стоит посмотреть так как эта эпоха специально забывается.

Режиссер(ы) конечно американизированы (как хотелось написать другое, но пусть это будет мягче). Производство: так-то Франсе и Ээсти, все же.. хоть тут есть деньги нашей минкультуры. Самое первое впечатление при просмотре.. это что? Фантастик по-французски? Посыл в этих красных шароварах и в общем-то современных спортивных костюмах, ну и например тех же граффити, становится примерно понятен (хоть это и постоянно 'режет глаз'), что этот ад возможен и в современности. Итог: фильм заставляет задуматься и точно пообсуждать его, ну хотя бы это уже хорошо. Да, еще. . 1-ое: интерьеры/экстерьеры подчеркнуто аутентичны и противопоставлены вновь прибывшему варварскому времени, это хорошо смотрится. 2-ое: некоторые вещи отражены с видимой карикатурой (и не любовью, ну конечно любить Родину никого не заставишь, это понятно). Концовка - полный бред..pardone. Вы о чем? Конечно же в фильме показана величайшая трагедия нашего народа. Показаны массовые расстрелы и пытки людей. Эпоха уничтожения нашей Родины. Давайте задумаемся над этой эпохой, вспомнить об этом поможет и этот фильм. В этом ему большой плюс.

ps И я надеюсь, что песня 'Полюшко-поле' действительно написана господином Книппером в 1919 году совсем не в сегодняшней транскрипции.

16 февраля 2024

Живое, настоящее и пугающее кино

Сам сюжет кажется простым, а события во многом опираются на репрессии, но картине отлично удаётся совмещать народные песни и форму НКВД, больше похожую на спортивные костюмы, жители города утрированно серые и практически без эмоциональные, а сам город с дирижаблями гиперболизирует некоторые моменты фильма. Поэтому все происходящее на экране кажется будто из другой реальности, но режиссеры создают такой эффект ровно так, чтобы за ним не терялась реальная история репрессий и Большого террора.

Это страшная и жуткая картина, в которой человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Капитан НКВД выбивал признания из невиновных людей (есть отличная сцена, где герой Александра Яценко объясняет Волконогову, что «на каждое наказание должно быть своё преступление»), поэтому не особо удивляется, когда он сам попадает под эту производственную беспощадную машину и вынужден бежать. Посещая многих людей и пролетая через стилизованный под 1938 год Петербург, герой за потенциальным личным адом, замечает ад настоящий — разлагающийся мир, полный тревоги и отчаяния. Волконогов сам становится добычей для системы, где был обычным винтиком, а побег — его личная «Божественная комедия»…

По итогу получился один из лучших российских фильмов, невероятно красивый, но пугающе настоящий с отличными актерскими работами Юры Борисова, Александра Яценко и Тимофея Трибунцева.

8 из 10

1 февраля 2024

«Мне каяться не в чем, я Родине служу»

Никто так деструктивно не отменяет русскую культуру как российская власть. И, казалось, что после отмененного в августе показа в Музее ГУЛАГа, шансов увидеть этот фильм у отечественного зрителя нет, но, как бы создатели не оберегали фильм от пиратов, недавно его слили в сеть.

Все в фильме кричит о том, что он не претендует на историчность: карикатурные красные комбинезоны на «НКВДшниках», полумистические образы советских граждан, игра в волейбол в старинном зале с хрустальной люстрой. «Капитан…» использует советскую историю в качестве локации для разговора об искуплении риторикой Достоевского: главный герой одурманен поиском прощения, но оно к нему не приходит до тех пор, пока он в полней мере не осознает урон, который своими руками он нанес судьбам людей.

И хотя намеренная сказочность и гиперболизированность фильма должна сгладить углы при просмотре — это страшный и мерзкий фильм, ему не нужна телесность, чтобы напугать зрителя, потому что острые и циничные реплики цепляют гораздо сильнее, чем визуальные образы. Больная изнутри система, как и больной туберкулезом майор в исполнении Трибунцева, которого отправили найти Волкогонова, обречена на смерть, поэтому цепляется за любую возможность утащить за собой инакомыслящих. Дирижабль, о котором часто говорят второстепенные персонажи и который нависает мрачной тенью над Ленинградом, символизирует безликий и беспощадный аппарат, на фоне которого существование главного героя и его жертв ничтожны.

Мотив дороги, путешествие по городу без четкого маршрута и пункта назначения, это ли не вольная интерпретация «Кому на Руси жить хорошо»? А хорошо тому, кто даже не заявляется и не появляется на экране, но отстраненным взглядом, как и часто статичная камера Марта Таниэля, делит мир на черное и белое.

Один из самых честных фильмов последних лет, который очень правильно говорит о прощении: можно ли простить того, кто разрушил твою жизнь? а можно ли простить себя? Опустив пелену политизированности и предвзятости, в этом фильме можно отыскать пугающую библейскую притчу об одержимости идеей искупления.

13 ноября 2023

прошу прощения, но!

Такой дряни я давно не смотрел. Фильм вообще не пытается как-то завуалировать главную свою задачу, а именно: в очередной раз очернить всё советское и коммунистическое. По жанру напоминает артхаус, по происходящему на экране - бурлящую смесь из 'Страстей Христовых' Гибсона и 'Груза 200' Балабанова. Сразу тем, кто будет это смотреть, советую не пытаться воспринимать это кино, как что-то около документальное или философское. Почти все герои в фильме поступают нелогично, утрированно глупо и с огромной долей садизма. Окружающая героев действительность больше напоминает послереволюционные годы, нежели Ленинград в 1938-ом. Быт и окружающая действительность отчасти отсылают зрителя, как мне показалось, к роману Оруэлла '1984', причём настолько в лоб, что даже забавно. Все кадры либо мрачные, серые и депрессивные, либо показывают чернуху. Кстати, обилие чернухи постоянно пытается вывести вас на эмоции, что на мой взгляд является сильным моментом фильма. В остальном - фильм пустой и кроме испорченного настроения думающему человеку ничего не принесёт.

14 октября 2023

Клип длиною в два часа

Фильм слеплен из странных контрастов:

- прекрасный Петербург, в котором творятся мерзости и льется кровь;

- модный малиновый фэшн чекистов в противовес историческим костюмам остальных персонажей;

- тела и навыки атлетов-чекистов на контрасте истощения остальных.

Заметно художественное влияние группы Shortparis. Снято все как музыкальный клип, но грошовый сюжет растянут на два часа.

От эстетики быстро устаешь, а сюжет слишком прост: под угрозой попасть в ад чекист бежит просить прощения у тех, чьих близких запытал до смерти.

Здесь нет места драматическому развитию - все топорно предсказуемо.

Красиво, но скучно. Да и из-за модных костюмов не веришь, что это чекисты. Просто современные ребята, играющие в чекистов.

Которые, к тому же, почему-то тихо шепчут, а не говорят, даже когда играют или спорят, будто живут в храме.

В храме насилия и лжи? Или в храме сюжетной пустоты, прикрытой расписными парадными?

17 сентября 2023

Ответственность.

С волками жить - по волчью выть. Эта пословица как нельзя кстати подходит в качестве описания фильма, перекликаясь как с названием, так и с основным посылом произведения. По сути ведь оно так и есть - заживешь с волками и сам станешь одним из них, даже не заметив как начнёшь подвывать на луну. Вот только вскоре, со временем, вой твой будет уже не просто так. Вскоре вой будет от боли.

Визуально «Капитан Волконогов» являет собой настоящее театральное представление. Живая и насыщенная картинка умело играется с переходами между различными эмоциями, умудряясь показывать самые горестные вещи в невероятно красивых и ярких кадрах. За это определенно нужно поблагодарить режиссерский дуэт Меркуловой и Чупова. Одними из главных преимуществ картины можно смело назвать монтаж, освещение с цветокоррекцией и художественную постановку. Правильная смена кадров и комбинация разных временных отрезков, воспоминаний и прочего в ходе одного действия создает особый эффект мыслительного потока, который направляет зрителя в нужное эмоциональное русло. Появляется ощущение, что режиссеры практически пошагово следовали наставлениям Тарковского. Освещение же с цветокоррекцией создают добрую половину атмосферы картины, давая ей свой собственный и уникальный стиль. Художественная постановка является буквально красной вишенкой на торте. Цветовое оформление, костюмы и декорации - каждый изобразительный элемент ленты играет на пользу основному посылу фильма.

Впервые входе просмотра у меня сложилось стойкое впечатление, что невозможно выделить кого-то из актерского состава. Борисов, Уколова, Кукушкин, Савочкин, Яценко… Каждый сыграл невероятно, точно попав в своего персонажа, настолько сильно их оживляя, что образы героев картины еще долго будут оставаться в памяти. Холодный и опустошенный Волконогов, чувственный и эмоциональный Веретенников, сухой и черствый дядя Миша… Список можно продолжать бесконечно. Скорее всего, здесь свою роль сыграла грамотная режиссура, ибо при правильном воссоздании действия на площадке актеры так же зачастую воодушевляются на великие творческие подвиги. Но, чтобы ничуть не отнять у колоссальной работы, проделанной актерским составом, еще раз отмечу их невероятный профессионализм и выдержку.

Сценарий, написанный все теми же Меркуловой и Чуповым, будоражит своей откровенной смелостью. История красного террора и великих репрессий, показанная с точки зрения системного человека, которого партия почему-то решила убрать, оставив того один на один со своими внутренними терзаниями. Действие разворачивается в фантастическом мире советского стим-панка, но выполненного настолько тонко, что связь с реальными событиями неразрывно ведется до самого последнего кадра. Наш главный герой, капитан Волконогов, пытается исправить совершенные им ужасные преступления против человечности во искупление своих же грехов. По ходу тернистого пути капитану придется пройти через каждую стадию принятия и понимания того страха, что окутал всю страну. Огромное количество отсылок к библейским сюжетам очевидно, что ничуть не умаляет их уместности в картине. В целом некоторые сценарные задумки и повороты можно предсказать не затрудняясь, но вряд ли это существенный минус. Все же, как писали в Хагакурэ, «во всем важен конец». И здесь финальный аккорд не подвел.

«Капитан Волконогов бежал» - это именно то, почему существует кинематограф. Показать суровую и беспринципную реальность, дать столь необходимую надежду и осветить дорогу заблудшим во мраке.

31 августа 2023

За Родину обидно

Обидно, что такое кино создано при нашей же поддержке. Обидно что мастерски выполненные художественные приёмы кинематографистов ушли на то чтобы еще раз нас нас, зрителей окунуть в ужас времен Больших Репрессий, где суть авторы фильма ищут только в совести монстров-исполнителей т. е энкавэдэшниках, которые были только инструментами Большого Террора, и полностью обходят вниманием причины породившие его. т.е. очень поверхностны играя только на эмоциях зрителя. Мол как там вам палачам спится? как у вас с богом? с совестью? Смотрите, как страну довели до состояния бесконечного животного страха. Это вы создали такую страну и систему.

И отсюда следует, как можно гордиться своей историей и страной вот такой, наполненной животным страхом... это же были времена леденящего ужаса! Больше ничего не было в тех временах, говорят авторы фильма, кроме Страха и ужаса. Ничего, все что было хорошего - ничто перед лицом такого оцепенения. Но почему так произошло, кто затеял Террор и зачем, или как так получилось, авторов фильма совсем не беспокоит. Даже проблеска такой мысли нет (а откуда например, взялось столько добровольцев, всего то через 3 года?). А если добавить сюда вымысел, который согласно художественной задумке должен усилить впечатление (это спортивные костюмы энкавэдешников с фашистскими атрибутами, конвейерный расстрел) и национальность заитересантов в создании картины, тех кто не пожалел денег на это творение, то создается горькое ощущение, что эта кинуха мастерски исполненная манипуляция на больной теме нашей истории. Я что-то не видел французских фильмов об их зверствах в их колониях в Африке, где полегли миллионы людей, не видел фильмы эстонцев про зверства эстонских эссэсовских подразделений.

Вопрос в том, ЗАЧЕМ французам и эстонцам вкладывать деньги и заказывать настоящих мастеров выразительных средств для создания подобного кино? Какое им до нас то дело? Ответ на поверхности. Как и позор авторов, стремящихся понравиться западным кинокритикам, работая на фестиваль, занимаясь лепниной похожей на Солженицинские творения. Виляйте хвостиком господа, лайте на Родину, будет вам косточка, обязательно будет, не беспокойтесь. Мы то знаем, что она, наша Родина, которая в прошлом пусть не всегда была красавицей, но мы все же будем ждать правду, и будем надеяться, что найдутся настоящие мастера, которые в художественной форме представят нам свою версию о том, откуда взялся Террор 30-х, кому он был нужен, кто его спланировал и продвигал, и что это было за явление в истории нашей страны. Без посыпаний пеплом головы на публику. Обязательно появится полотно которое внесет ясность в умы, а не ущербность в наше сознание, в чем я и вижу главную цель этой кинушки.

20 августа 2023

ЗАПРЫГНУТЬ НА ПОДНОЖКУ ПОЕЗДА, УХОДЯЩЕГО В РАЙ или НИКТО ТЕБЯ НЕ ПРОСТИТ

Признаться, меня привлекает творчество Юры Борисова, и вот я решила посмотреть свежий фильм с его участием. Ну что ж, как и во втором эпизоде «Эпидемии», это оказался стойкий оловянный (и уже, судя по регулярному присутствию на российских экранах, универсальный) солдатик - порождение системы, решившее с той же системой бороться в результате внутриличностного конфликта. Кто-то скажет, что коряво у капитана Волконогова получалось с его попытками застолбить себе место в раю, но уж как мог - угловато, неумело. По-другому не научили..

Кровавая машина государственного террора.. Мрачные, тяжелые моменты истории нашей страны.. Такие же зловещие и давящие на психику, как ползущий по свинцовому небу над серо-желтыми питерскими домами дирижабль-цеппелин, перекликающийся с воздушным шаром, несущим портрет Сталина из «Утомленных солнцем». Вся жители страны выглядят, как заключенные одной большой тюрьмы - в ватниках и заношенной, ветхой одежде. Понятно, что какие-то моменты в фильме гипертрофированно подчеркнули и преувеличили для создания соответствующего настроения и внушения бьющего ознобом ужаса. Были ли на самом деле у НКВД-шных опричников красные шаровары? Такие же красные, как кровь? Верили ли НКВД-шники в ад? Существовало ли в Питере граффити в 1938 г? Кто знает.. Главное, что были коммуналки, где на «38 комнат всего одна уборная».

«Капитан Волконогов» навеивает вспоминания и о другом фильме, показывающем нам более ранний временной отрезок российской истории, когда главный герой «Солнечного удара» задает риторический вопрос: «Как это случилось?» Можно представить себе, что такой же вопрос задает в «Капитане Волконогове» скульптура скорбного ангела, стоящая над Ленинградом. Как это случилось, что дворцы превратились в пыточные? Впрочем, не удивлюсь, если картину обвинят в излишней чернушности. В нашей стране до сих пор достаточно людей, упорно пытающихся находиться в состоянии отрицания: мол, не было такого в нашей истории никогда, а если и было, то во благо. А ведь для России это такая же трагедия, как и более 20 миллионов, погибших в Великой Отечественной Войне. Я довольно скептически отношусь к такому психологическому приему, как навязывание чувства вины, но тут я действительно испытывала и вину, и боль, и горечь, и жуть – почему эта мясорубка имела место быть? По-моему, одним термином «массовый террор» тут не отделаться, ибо массовый террор отдает еще и массовым психозом. Люди с нормальной психикой не могут быть такими безжалостными и хладнокровными, возводя насилие в абсолют.

Не сразу узнала Александра Яценко в необычной для него роли майора. Не припомню, чтобы Яценко раньше играл злодеев. Вот уж удивил, так удивил.

Итог: от судьбы не убежишь..

8 из 10

20 августа 2023

Интересный фильм

Очень дерзкая, интересная задумка - снять фильм про палача 1938 года сейчас, да еще и сюрреалистично.

В фильме играет целая обойма постоянных хороших актеров российского кино и театра - Борисов, Кукушкин, Епифанцев, Трибунцев etc

Как обычно в российском кино, очень сильная, смелая, яркая работа художественной группы, но при этом сомнительный сценарий и средняя операторская работа (на мой взгляд). Не понятно, почему герой вдруг перерождается, почему именно он, в чем он особенный, почему ни с кем этого не случилось, а с ним случилось? Не понятно, чем питается, как живет, где ночует герой во время своих скитаний, вся эта материальная сторона вопроса, видимо, показалась авторам слишком низменной и в результате они потеряли базу... ну, в общем, это просто слишком нереалистично. даже притчу хочется поставить на фундамент реальности, иначе не веришь!

Слишком много духовности и символизма, прям переходящие местами в кринж, особенно в сцене с ребенком (ну не умеют русские нормально снимать детей, всегда ненатуральный кринж).

Слишком много крупных планов: это выгодно актерам, но невыгодно фильму, пропадает киношность, цельность, эффект отстранения.

Но все равно я не считаю, что время на просмотр тратится зря: для нас, россиян, именно такие фильмы актуальнее всякой развлекухи, в конце концов, это осмысление нашего исторического опыта. надеюсь, со временем таких фильмов будет больше и ремесленное качество повысится.

21 июля 2023

Референсы не подводят

Странное складывается впечатление, - когда производство картины сложное, затратное, лучше иметь перед собой рефы, - то есть отсылки, чтобы уж наверняка. Чтобы гарантию иметь, что пробило, чтобы сработало. Чтоб волна пошла.

Первая и самая важная гарантия для полного метра с кинофестивальной историей, - тема. Тема беспроигрышная, - это тема террора. Недавнего. Казалось бы, как раз прошло столько времени, что на эту тему пора снять что-то глубокое, не отталкивающе страшное, не омерзительное, - а по-настоящему трагическое. Трагическое дарует сложный порой катарсис, а здесь такого не будет. Как и нет прощения герою в фильме. Трагическое не исключает жизни, которая, пока жив человек, прорастает везде, - в этом фильме как раз жизнь отрезана, показан будет только сюжет, который напоминает наркотический трип. Но, вы понимаете, это такая тема, которую нельзя критиковать, - и вот уже победа на стороне режиссера.

Повествование начинается мощно: это будто Сало Пазолини, - ленинградские интерьеры трактованы визуально как итальянские, многофигурные композиции своей условностью и картинностью отсылают туда же. Малиновые штаны, - отсылают к гламурным сессиям в духе Демны Гвасалии и творчеству Рябчинского, а еще бльше, - к 'Кин-дза-дзе', и вся съемка напоминает нелепостью какую-то дикую фэшн-инсталляцию. Но, однако, есть размах и архитектура питерская использована дворцовая, а не та, остальная.

Потом трамваи... нойз, который свербит в ухе, - и поездки главного героя неумолимо отсылают к Брату. Это просто цитата.

А дальше... дальше ведь он на самом деле погибает, еще в самом начале, этот момент как-то многие пропускают. Только потом это заметно, - но по факту, главный герой знает, что обречен. И это Мертвец Джармуша. Там ведь тоже непонятно долгое время, что с героем что-то неладно.

И с рокового для себя момента он бежит вымаливать прощение. Но по сути, он уже мертв.

Поражает то, что апеллируя к христианской мысли, к основе веры, - терпимости и прощению, - этот фильм совершенно нехристианский, он какой-то языческий: нет прощения. И все происходит в нем так, что и зритель с каким-то единением с жертвами говорит: нет, не прощай его, не прощай. Так его, эта сволочь заслужила.

Хорошо. Возможно и заслужила, но зачем-то же он поверил? Зачем-то режиссеру понадобилось это решение, ключевое в сюжете? А оно очень аллегорично. Пусть и торг это за свою, уже решенную судьбу, пусть он поразительно низок и неискренен, пусть трусит бравый капитан в малиновых штанах, но разве свет прощения недоступен для него? Его, обреченного, мысль о вере привела просить прощения, и вышло, что никакой веры ни в ком нет. И когда финал разрешается, я боюсь, витает только мысль о мщении. Пусть так. Но разве она христианская? Во что верит режиссер? Люди, перед которыми он просит прощения, они тоже предают его, продают его - часто. Получается, в лице них господь не прощает его, за то, что Волконогов кается по-волчьи, а смотрит в рай? За то, что Волконогов - не Волкогонов?

Но... не все так просто. Я уже писала, что кино это слеплено из референсов, то есть из гарантий. И референсы сами по себе проверенные, есть красивый цвет, свет очень точный, даже нойз хороший, он действует подавляюще. Есть зрелищность, есть мастерство съемок. Есть даже ненужная красивость, тонкий розовый рассвет. Теперь можно делать такой цвет, вкусный, пастельный.

А нойз железнодорожных скрипов мастерски угнетает тебя.

Меж тем, ты мгновенно понимаешь, что пространство картины несколько метафорическое.

Но никакой смелости развиваться в сюрреалистическом ключе нет; никаких продолжений игры с цветом, кроме малиновых штанов, - нет, они одиноки.

Все это натуралистично, резко, действует, пролезает в тебя, - и становится муторно, неприятно, - потому, что это нехудожественно. Это непереваренные эмоции, ледяная атмосфера китчевого описания трагических вещей. Это агитка, направленная на призы, на заграничный рынок, но это не кино, это показ.

В этом фильме нет ни единого человека, который бы остался человеком. Да и авторы людей рисуют, как моделей.

P.S. Только врач, к которой приходит герой, вот она держится. Но этого авторы не замечают. Это случайность.

21 июля 2023

Были применены особые методы

Отзывы не врут. Это действительно один из самых хороших отечественных фильмов последнего времени. В жанре кроме очевидных указано «притча» и «антиутопия», хотя ни где нет оговорки на время или альтернативную историю. Несмотря на точную дату — 1938 год, поверим в антиутопию.

Молодой капитан Волконогов работает на благо родины. Вместе со своими товарищами он спасает страну от врагов, которые хотят изнутри её уничтожить. Борется с этими элементами радикально. Выбивает признание и отправляет на расстрел.

Внезапно капитан превращается и охотника в жертву. Всех товарищей расстреляли, вовремя смекнув, что дело пахнет керосином, он сбежал с места работы. На парня объявляют охоту.

Воспалённый мозг главного героя решает обязательно хотя бы одно прощение от родственников своего расстрельного списка. Только так он сможет попасть в рай. То есть капитан не расслаивается за содеянное, ему не становится стыдно и не появляется перед смертью сделать что-то хорошее. Волконогов вновь преследует шкурную цель — попасть в рай.

В фильме карикатурно показывают жёсткость и глупость спецслужб. Сцена с уроком расстрела, где восхищаются передовиком производства, убивающим всех тратя лишь один патрон. Сцены с изощрёнными пытками невиновных. Встречи с родственниками осуждённых. Всё это выглядит внушающе и сюрреалистично. Как в антиутопии, какое совпадение.

Диалоги построены отлично. Речь и мысли пробирают и запоминаются. Снято и поставлено всё очень хорошо. Есть вопросы к актёрской игре. И только к молодым. Остальные действительно пробирают до мурашек.

Смотреть ли? Скорее нет. Несмотря на повсеместное восхищение художественной ценности в ленте мало. Скорей всё как раз из-за неясного статуса. Притча это, антиутопия или всё-таки фильм снимали по секретным документам? К тому же повсеместная карикатурность «кровавой гэбни» сильно выбивает. Хотя если получится абстрагироваться, то вполне неплохо. Но всё равно на эту тему куда лучше фильмы.

10 апреля 2023

Редкий случай — положительная рецензия. Почему фильм чуть лучше, чем о нём толкуют — в деталях.

Капитан Волконогов - это произведение с претензией. Авторы, создавшие эпатажный колл-центр (который смотреть было невозможно), мною были (в моём табели о рангах) записаны в вечные эпатажники-бездари, которые только разве что и могут, так это поджаривать ради поджарки - наелся, а пользы ноль и во рту жжёт.

На этот раз фильм я оценивал максимально строго.

Мы видим попытку осмыслить действительность. Художественная форма далась.

С одной стороны, полный набор трешатины, какую заказывают бояре в европах - чтоб если о России, то обязательно (!) сношались на грязном полу (посмейтесь, во всех фильмах фестивальных обязательный элемент), кровища чтоб хлестала, уроды, люди чтоб были показаны орками, харкали, булькали, предавали друг друга, чтоб пару ярких символов за фильм - и очередное кинцо готово.

И тут всё к тому шло. Если бы не концовка. А концовка-то нормальная. Авторам можно сказать спасибо. Ввёл в поиск сейчас среди всех рецензий по слову 'Родина' - и ни в одной из рецензий просто не упомянуто. А ведь кто его простил, кому мыл ноги-то?

Да, осмысление на уровне плаката (если подходить строго и оценивать сценаристов) - как были 'гады' и 'жертвы'- так и остались гады гадами, а жертвы жертвами. Кровавый совок - все дела. Но как по мне, - если глубоко воздействовать на зрителя (а делать надо только так), - нужна честность. Искренность. А значит и история любого периода - это наша (а не чья-то) история. И не всё так примитивно, как показано. В общем, не хватило мне объективности. Весь мир признал и в историографии уже является аксиомой, что только благодаря чистке партии от троцкистов накануне ВОВ, нам удалось и в войне не растеряться так, как могло бы быть... В реальной жизни была противоречивая история - и не про белых и красных, не о добрых и злых, она о людях и конкретных их выборах, выборе совести.

Авторы же выбрали плакат.

А значит, хотя бы в конце авторы вышли на серьёзную ноту, хотя... по сути, сами-то и не простили героя. А, может, как раз, и простили - потому что только в таком виде он и мог быть прощён.

Фильм заставляет думать. При поверхностной мотивации персонажей 'гэбистов' (как оно показано в кино, только раз будучи озвученным устами Яценко), всё равно это произведение сделано толково и с отношением. Отношение я не сказать чтоб разделяю (и не оспариваю) - мне не хватило честной попытки авторов понять обе стороны, примирить внутри себя. Конечно, это не шедевр - но для современного нашего кино это событие.

Есть, на что равняться - взять тот же фильм 'Зеркало для героя'. Там и претензии обе стороны высказали, и пережили на себе перипетии, и поняли до убеждения. И примирились. Примирение - вот чего нет в фильме 'Волконогов...'. Провоцируя бесконечные нападки каждой из сторон на противоположную - под видом обличения - авторы затеяли очередной спор, кто правее 'белые' или 'красные'. До правильного ответа - 'оба', - пока никто не догадался.

7 из 10

18 марта 2023

Покаянные сопли 2.0

Первые сорок минут фильм смотрится бодро: приятная картинка, хорошее музыкальное сопровождение. Также имеются классные костюмы, узнаваемый антураж, слегка абсурдная, но в то же время знакомая атмосфера.

Но потом в фильме прорезывается абсолютно фальшивая сюжетная линия с 'покаянием' главного героя, стремящегося попасть в рай. Она нелепо смотрится в фильме с точки зрения стилистики сюжета, она однобока донельзя, она - то, что спускает эстетический потенциал картины в унитаз. Герой теперь не просто спасает свою шкуру, бегая от чекистов (логичная и понятная мотивация), он заявляется к родственникам невинно убиенных жертв и просит у них прощения.

Причем никакого личного отношения к ситуации у героя нет (как в принципе личности и характера), он просто зарабатывает себе место в раю. Один отданный листочек с приговором - один плюсик в карму. Прямо видеоигра, ни дать ни взять. У героя одна функция - найти и покаяться. Во что бы то ни стало. Сопереживать ему - все равно что сопереживать бытовому электроприбору. Единственное волевое решение героя происходит в конце, когда он решает спрыгнуть с крыши и добровольно отправиться в ад, в один момент перечеркнув все свои усилия. Почему только тогда? Зачем нужно было травмировать родственников невинно осужденных? Ответ прост - иначе нарратива бы просто не было.

При этом, если бы фильм не ударялся в покаянные сопли и поиздевался не только над кровавым режимом, а еще и над главным героем и его фальшивыми потугами избежать ада, могло бы получиться по-настоящему интересное постмодернистское высказывание, разностороннее и глубокое.

По факту же мы имеем фильм, который, как показанный в нем службист, стреляет себе в затылок своим собственным сюжетом. На выходе - красивый, напомаженный, но все-таки труп. Проходим мимо, не задерживаемся.

15 марта 2023

Бежал, бежал, может и добежал.

Критиковать творчество - дело щекотливое и тонкое, ибо такая это материя, где творец волен делать все, что хочет, а понравится тебе это или нет - дело сугубо твое личное. И это всегда необходимо держать в голове, когда высказываешься о творчестве. К сожалению, в мире людей, где эгоизм является базовой, врожденной функцией каждого индивидуума люди забывают о конструктиве и критикуют, зачастую, с точки зрения - ой мне не понравилось, я вам не советую.. Можно ли это назвать критикой - конечно, нет. Поэтому исключительно по делу.

Сюжет незатейлив, поскольку роль в фильме у него только одна - какой-то сюжет все же нужен. Поэтому говорить о нем едва ли имеет смысл. Актеры немногословны, диалоги скупы. Весь фильм не покидает ощущение некоторой надуманности, и есть на то причины. Начиная с вычурной формы чекистов и заканчивая тем же сюжетом.. Невозможно воспринимать его как антиутопию в отрыве от реальных событий. Это добавляет неестественности в восприятии. Понятно, что творческий взгляд на проблему большого террора, наверное, может быть реализован и в подобной форме, это дело творца, но каков результат? Затрагивая тему, подобную теме большого террора всегда нужно помнить, что это трагедия. А трагедия всегда трагичнее выглядит такой, какая она есть и не нуждается в тюнинге в виде малиновых штанов. С точки зрения технической - фильм отличный. Почему же рецензия положительная? Потому, что несмотря на все сказанное выше фильм для отечественного кино сделан хорошо. Кроме того, основные темы фильма - государственное насилие, существование обычных винтиков - убийц, рабство идеи, анти свобода, отсутствие гуманности и приват государства над личностью - темы эти нуждаются в постоянном освещении. В этом фильме есть материал на подумать! И именно это является главным поводом для того, чтоб считать этот фильм если не хорошим, то, по крайней мере - полезным. К просмотру строго рекомендую.

6 марта 2023

Наконец-то эта бомба до нас долетела! И если она вам не сносит голову, то стоит задуматься - может вы не вполне живые!

Первые два Оскара - художнику по костюмам и художнику постановщику: переодеть банду malchikov из 'Механического апельсина' в треники цвета малиновых околышей НКВД с адидасными лампасами из 90-х и коричневые рубашки SA; наполнить Питер сложнопереплетёнными приметами от 20-х до 60-х годов (при том, что действие происходит в 1938-м); накинуть комбинезон с плеча Сидихина из 'Чугунных Богов' на бегущего от своих же Волконогова\Борисова, ну и так далее - это круто.

Дальше статуэтки можно раздавать всем подряд.

В фильме непривычно очевидное число заимствований (от 'Лимиты' тех же Луцика и Саморядова до 'Чекиста' Рогожкина), но все они безупречно благородны, потому что гармонично переплавлены в нечто новое, самоценное.

Сюжет запоздал лет на 25-30, но как же он актуален сегодня: прошла пора Большого Террора и теперь его зачинщикам необходимо избавиться от исполнителей, чтобы не дискредитировали и чтобы не мнили себя элитой. Это молодые, простые, добрые, сильные парни с пустыми, честными головами. За каждым из них - сотни жертв, чёткое осознание их невиновности и искреннее убеждение, что это очень важно для родины. Их по одному уводят на расстрел, очаровательно называя это переаттестацией, и лишь один из них успевает понять, что происходит. Он бежит, и это - заглавный капитан Волконогов.

В девяностые годы отечественный кинематограф довольствовался фиксацией сталинизма, проявлений его. До расследования метафизической его составляющей дело так и не дошло. Невероятно, но спустя три десятилетия это сделали Меркулова и Чупов: те самые, что сначала писали откровенно ремесленные сценарии, а своё режиссёрство начали с довольно эпатажных 'Интимных Мест'.

Теперь их герой озабочен не межножным пространством, но изысканием прощения от своих жертв. Пробегая по местам своей палаческой славы, обозревая пейзажи духовной красоты и уродства жителей родины-38, ему даже не приходит в его пустую, чекистскую голову, что прощению должно предшествовать покаяние. Что 'особые методы воздействия' означает - 'пытки'!

А далее я, как зритель насмотренный и уже удачно предсказавший самому себе некоторые ходы сюжета, находясь в ожидании катарсиса от очевидного пробоя ГГ на покаяние, внезапно обнаруживаю гораздо более тонкий ход авторов: покаяние совершается на подсознательном уровне, и на поверхность выходит в виде ещё неосознанного, механистичного, но по-библейски очень значимого действия.

Капитан Волконогов С(!)бежал!!!

Однозначно - смотреть, пересматривать и не раз!

5 марта 2023

Памятник уехавшей идеологии

Ретро-антиутопия по мотивам воображаемого образа советского прошлого, такого, каким оно предстает в самой отвязной пропаганде. Совестливые либеральные авторы, перед тем как разъехаться по Тбилиси и Тель-Авивам экранизировали свой ночной кошмар и свою картину окружающего мира.

Капитан Волкогонов - это, то как они представляют нас с вами. И такой степени откровенности мы не видели с 90-х. Не случайно Кинопоиск рекомендует любителям этого фильма такую же вампуку из 92 года: фильм 'Чекист'. Обе картины прорабатывают главный страх русского либерала: социальную справедливость. Она предстает в фантастическом образе чекистов - садистов-схоластиков, которым нравится убивать людей, но важно так же подвести под это какое-то идеологическое, философское обоснование.

Это мы, россияне. Не избывшие своей вины перед интеллигенцией, которую однажды заставили приносить пользу обществу.

Будем считать, что фильм - парфянская стрела, пущенная бегущими нашими бывшими соотечественниками. И в ближайшее время мы уже не увидим такого идеологического кринжа.

1 марта 2023

Ловушка для Сталинистов, или модель любого тоталитарного общества

В связи с тем, что у фильма трудная прокатная судьба, о которое даже написали 'Известия', и хорошая фестивальная судьба:

Золотой орел, 2022 год

Номинации (7):

Лучший фильм

Лучший режиссер (Наташа Меркулова, Алексей Чупов)

Лучший сценарий

Лучшая мужская роль (Юра Борисов)

Лучшая мужская роль второго плана (Тимофей Трибунцев)

Лучшая работа художника-постановщика

Лучшие костюмы

Венецианский кинофестиваль, 2021 год

Номинации (1):

Золотой лев

Кинотавр, 2021 год

'Капитан Волконогов бежал' практически повторяет судьбу 'Левиафана', однако в этом фильме, нет ничего про судьбу Россиюшки, как ее в своё время охарактеризовал Мединский.

Фильм - модель тоталитарного общества. Любого. Всё что происходит с героями на экране - это правила. Костюмы - максимально нейтральны. Форма сотрудников как бы силовых ведомств напоминает и форму немецких штурмовиков, и то как одевались бандиты в 'лихие девяностые'. Могло действие фильма происходить в Китае? Могло! Могло в Камбодже во времена 'Красных Кхмеров'? Могло. Могло в КНДР? А почему бы и нет!

В фильме нет портретов 'вождей' - обязательного атрибута тоталитарных автократических режимов. Но 'сталинисты' безошибочно называют время действия фильма и страну. На них горят 'фуражка и усы' великого вождя. Хотя фильм вообще не про Советсткий Союз и 'большой террор' в частности.

Один из художественных эффектов, которым добиваются авторы сопереживания героям авторы, это максимальная эмоциональная отстраненность всех персонажей фильма от происходящих вокруг них событий. Всех. Они эмоционально не вовлечены в них. Это просто правила.

Такой прием нечто новое в кинематографе. Зверства, которые творят с каменными лицами, просто как машины, показывает суть любого тоталитарного режима. Человек теряет свою индивидуальность и становится винтиком в системе, где проявление чувств (я смородиновый компот больше люблю, чем вишневый) является исключением, нонсенсом. Девиантным поведением.

Именно такой новый прием делает фильм интересным, и поэтому так любимым на фестивалях, и позволит ему вписать новую страницу в истории кинематографа.

21 февраля 2023

увы, разочарование

Долгожданный фильм разочаровал.

Жанр мистической фантасмагории с элементами православной догматики мне лично не особо интересен. Не могу я втянуться в просмотр как зритель и сопереживать героям, когда ситуация и обстоятельства действия придуманы. Я-то скорее рассчитывал на реалистическую драму.

Уровень стилизации, как мне кажется, на троечку.

В клипах Shortparis она обычно выглядит лучше, чем в этом фильме.

Опричники-нквдшники в красных штанах, как и все остальные персонажи, выглядят совершенно современными людьми. Поэтому исчезает привязка к стране и эпохе, а на уровень метафизической общечеловеческой драмы фильм не поднимается.

Актёрские работы недостаточно выразительны и убедительны, хотя и можно понять, что задача перед актёрами стояла нереально сложная - изобразить убедительные эмоции в фантастической обстановке.

Картинка тоже - современное видео высокой чёткости, как в телевизионной рекламе или у блогеров на ютубе - мне не нравится. Для такой амбициозной задачи, которую придумали себе создатели фильма она явно не годится.

Задача и идея интересные, реализация не дотянула, к сожалению. На фоне современного российского кино это очень не плохо, но в историческом масштабе очень средне.

А так хочется крутого отечественного кина!

6 из 10

18 февраля 2023

'Капитан Волконогов бежал' - авангардная сказка про то, что за любым чекистом всегда придет чекист

Сразу два важных дисклеймера. Сталинисты со стажем могут спокойно пролистывать пост. И второе, фильм - не исторический, он лишь воссоздает атмосферу самого страшного года в советской истории.

Декорации фильма Наташи Меркуловой и Алексея Чупова - отдельный уровень исторической интерпретации. Питер 1937-го года - живой проект советских авангардистов 1920-х. Дома исписаны супрематическими граффити, работники местного отдела НКВД ходят в стильных красных костюмах, а по улицам разъезжают абсолютно гумилевские трамваи. Эстетика советского эксперимента нарочито преувеличена и кристаллизована.

В этом мире живет капитан Волконогов, которого играет Юра Борисов. Он живет обычной жизнью НКВДшника 1930-х годов. Имеет собственную комнату, в отличие от соседей по жилищному кооперативу, работает в здании, богато украшенном лепниной, где в некоем подобие опенспейса попивает вместо апельсинового рафа компот из смородины. Иногда применяет 'особые методы' к врагам народа. А как иначе? Ведь не сознается, уйдет, а потом натворит делов против Родины.

Эта жизнь рушится за несколько минут. Майор-покровитель Волконогова при подозрительных обстоятельствах вылетает из окна, а его товарищей по опенспейсу одного за другим вызывают на странную переаттестацию. Горшочек варит, и паззл быстро складывается. Теперь капитан Волконогов должен бежать. Куда-то. До конца жизни. Но бежать.

Банальный сюжет про палача, ставшего жертвой, перекликается с флэшбеками, где Волконогов вспоминает замученных. Но не из-за жалости или раскаяния. Ему необходимо выпросить прощения хотя бы у одного человека. Иначе его ждет ад. Так ему сказал его друг, расстрелянный за пару минут до побега и явившийся в жутком видении. Бег приобретает корыстный, но все же смысл

Фильм состоит из огромного количества харизматичный героев. Герой Яценко - позитивный, но уже бывалый чекист, учащий молодняк, как правильно любить Родину. 'Оно же как, если ты их сейчас не расстреляешь, они же потом страну предадут, профилактика - вещь нужна, сынок'. А есть дядя Миша - сутулый палач из застенок, выполняющий норму в 25-40 объектов в день. К работе он относится философски, в какой-то мере даже экономно (пули тут тратить попусту не надо, казенные!), и очень хочет передать свое 'ремесло' другим. 'Работать надо', - твердит дядя Миша.

В этом же Питере живет врач-терапевт, чьего отца забрал черный воронок, а потом власти же отобрали квартиру. Она вынуждена ютиться на раскладушке прямо на месте работы - в небольшом морге, сразу за кушетками с разлагающимися телами. Где-то там же сидит старик, у которого особые люди забрали сына. И даже имея на руках доказательства того, что показания были выбиты под давлением, он твердит 'расстреляли - значит правильно, наше правосудие не ошибается, там разберутся'. Этот мир полон скошенных лиц.

По тональности 'Капитан Волконогов бежал' очень напоминает 'Петровых в гриппе'. Shortparis записали шикарный саундтрек, объединив песню времен Гражданской войны и авангардистское прочтение. Фильм пугает так же легко, как и смешит. Главное изобретение драматургии после античных греков - объединение комического и трагического - работает тут безотказно.

В конце концов, 'Капитан Волконогов бежал' - это библейская история о прощении, которое по сути невозможно получить. Сценаристы объединили два, возможно важнейших после пасхального мифа - историю о блудном сыне и легенду про омовение ног после Тайной вечери. Сюжет со страниц Достоевского переносится на 50 лет вперед в те же декорации Питера желтых болеющих стен, но актуальности не теряет.

А теперь вернитесь ко второму дисклеймеру в самое начало. Ни Богу, ни Библии, ни смеху, ни тем более прощению не было места в годы Большого Террора. Был страх. Были заморозки. И были смерти. А значит, забывать о темной ночи нельзя даже в час самого пылающего заката

18 февраля 2023

3.5/4

«Капитан Волконогов бежал» бежал, бежал и спустя 3 года добежал до зрителя. Получается, скорее, полз. При этом снятая в 2020 году картина показывалась на фестивалях, о ней в восторженных тонах говорили в узких кругах все сбежавшие и уползшие долины с козыревами. Но рядового зрителя к просмотру не допускали. «Волконогов» возбудил нашу «либеральную» общественность всё тем же. «Галочка, не поверишь!» (с). 30-е годы, Сталин, НКВД, в стране все плохо. Пластинка заезженная, классическая, но сама история оригинальная, хоть и чем-то напоминает сюжет недавно вышедшего российского сериала «Почка»: сотруднику специального органа, капитану Волконогову, является мертвый коллега и сообщает, что избежать мук ада, куда попадают все сотрудники известного заведения, можно только, если получить прощение у любого родственника замученного им и расстрелянного «изменника родины». И герой Юры Борисова, как и в свое время героиня Любы Аксеновой («Почка»), побежал, времени совсем нет, ведь за ним по следам идет майор Головня в исполнении как всегда харизматичного Тимофея Трибунцева. А теперь о главном. К снятой в авангардном и безусловно талантливом стиле картине Наташи Меркуловой и Алексея Чупова можно отнестись по разному. Кто-то, не будем показывать пальцем, увидит в ней квинтэссенцию кровавых дней сталинского террора, безысходность смены политического режима навеки проклятой страны, а кто-то - новое прочтение вечной темы Замятина/Оруэлла и олицетворение любой диктатуры, тоталитарного режима неприменительно к географии места действия. Думаю, Минкульт, выделяя финансирование на «Волконогова», исходил из соображений исключительно культурного, а не политического толка. С целью сэкономить душевное равновесие советую и я вам придерживаться этой разумной позиции при просмотре фильма, а смотреть его надо обязательно. Хотя бы ради работы художников и актеров. Такого мощного и со вкусом поставленного российского кино я не встречал давно. Редко бывает, когда тяжелые фильмы хочется пересмотреть, «Волконогов» - именно этот случай.

15 февраля 2023

Крипто-история о сумасшедшем чекисте по соседству

Это симптоматичное для сегодняшней ситуации кино в жанре крипто-истории, отчего его два года держат на полке, будто там есть ответ на смысл жизни. На деле, нет, как нет там и откровений, про которые никто бы не успел написать или рассказать. Однако, одно дело — узнать теорию, другое — пережить через катарсис искусства.

Через якобы выдуманную историю два режиссера повествуют нам превосходный микс прошлого и будущего — вроде бы как безвременье, но есть конкретный 38 год в конкретной стране (хотя по формальным признакам придраться нельзя), вроде тоталитаризм падает с неба, но и «правовое государство» никуда не делось (и даже ни одного портрета вождя на улице нет), вроде люди, но, на самом деле, винтики машины, которых становится все меньше, и она кашляет и разваливается — причем в виде образа конкретного КГБэшника на экране). Через сюр-имитацию, через стилизацию несуществующего мира на основании реальных ассоциаций и переживаний, авторы добиваются ещё большего разрыва с сегодняшним культурным уровнем. Так обычно работает юмор или, наоборот, трагедия — на сильных контрастах.

Для этого совершенно не обязательно показывать упыря-генсека — достаточно просто художественно изобразить машину уничтожения, просто сделайте это в соответствующих тонах, и чтобы на главных героях обязательно были красные штаны. Кто-то в коментах Кинопоиска уже назвал этот фильм длинным клипом группы Shortparis, что, по сути, очень точно соответствует действительности. Ведь каждый их клип очень точно передает не столько смысл, сколько атмосферу того времени — и ещё более органично смотрится в настоящем, поскольку реальной привязки к фактам в нем нет.

Кратко: фильм — прекрасная притча о прощении, есть здесь и библейские аллюзии, и малиновые штаны Данелия, и крутой визуальный язык даже просто в направлении беготни героя, который показывает суматоху мотылька, который знает, что летит на огонь, но при этом не устает махать крыльями. Лично я считаю, что фильм этот — один из лучших за последнее время в российском кинематографе. Смотреть ли его вам, зависит от того, насколько вы считываете нелинейный культурный код.

14 февраля 2023

Господин в красных тренировочных кальсонах против всех.

йоу!

Меркулова и Чупов сняли очень нужный фильм в очень ненужное время.

Всё здесь хорошо: и господа в красных тренировочных кальсонах, и худрешение Ленинграда, и сценарий в притчево-мифическом манере, и картинка а-ля Сокуров, и Трибунцев антагонист, и Кукушкин, получивший волю изображать Жучку и умываться компотом, и Борисов в амплуа Люцифера наоборот, и диалог образов, и много чего ещё.

Даже непопулярное решение лишить Волконогова 'классической' экспозиции работает. А работает потому, что необходимые знания о молотке ограничиваются способностью забивать гвозди: история бренда, география завода и возраст не играют никакой роли, если гвозди забиваются в головы, так и в Волконогове, не обладающем ни прошлым, ни настоящим, важна только сущность чекиста.

Лучшее же: мессендж. Взгляд на сталинские 30-е, как на ад с обезумевшими от обжорства чертями - это образ с прицелом на будущее. Судьба же картины подтверждает правоту авторов.

Короче, событие.

13 февраля 2023

Простота за синими занавесками

Как, к сожалению часто это бывает, трейлер намного интересней целостного произведения. Мир, воссозданный на экране, не соответствует реальности времён 1938 года, но от произведения и не требуется достоверность. При этом же мир недостаточно 'сказочный', и по итогу мы получаем нелепого Франкейнштейна, где люди ходят в обрывках, в двух бушлатах, красных спортивных штанах, если это отсылка на «Кин-дза-дза!», то мы вас услышали. Для нас, как граждан постсоветского пространства, очевидно, что авторы чересчур утрируют окружающий героя мир.

Диалоги и актёрская игра тоже под сомнением. Герои произносят многие реплики, еле проговаривая слова и без акцентов в предложениях (если вы смотрите фильм с гарнитурой, тогда вам не придётся смотреть его с поворотом шеи в пол оборота). Дабы усилить и придать мощь важным репликам, сценарист вставляет в них мат, который не особо уместен и можно было обойтись без него, так например мат использовался в недавнем фильме 'По-мужски' смотрится это смехотворно, особенно если смотреть версию с цензурой, где вместо мата вечный писк.

На экране нам предстоит наблюдать за:

- Аллюзией на страны с авторитарным режимом и службы, что служат жестким фильтром для отсеивания потенциальных врагов правового государства.

- Главным героем, решившим пройти путь искупления и загладить вину перед всеми родственниками пострадавших от мясорубки госслужб.

Снять острополитический фильм, что будет понятен всем и каждому при этом пригодным для просмотра широкого круга лиц архисложная задача. 'Капитан Волконогов бежал' имеет понятный сюжет и посыл, так называемое: «автор хотел сказать», но форма, представленная на экране выглядит спорно. Возможно, для таких фильмов предпочтителен жанр сатиры, произведения в этом жанром запоминаются зрителям ярче и оставляют антагониста, про которого и снимается кино, «без штанов», путём высмеивания его. Отличным примером является работа Стенли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».

12 февраля 2023

Сволочи, опять чернуху наснимали? Запрещенный 'Капитан Волконогов' добежал до зрителей

Если вы не в курсе, 'Капитан Волконогов бежал' был показан на Венецианском кинофестивале еще в 2021 г. Позже собрал награды Кинотавра и Белого слона, а в Кинопоиске обзавелся рейтингом 8,0. Фильм хвалили, актерский состав привлекал внимание, а сюжет интриговал - ведь это история о капитане НКВД, который узнает о своей неминуемой скорой смерти и о том, что он попадет в ад. Но у него есть выход - добиться прощения хотя бы от одного из родственников тех, кого он пытал и способствовал смерти.

Премьера должна была состояться в 2022 г., но ее то ли отменили, то ли отодвинули. Короче 'Капитан Волконогов' остался недоступен российским зрителям. При этом фильм изначально был создан при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Все это вызывало еще больший интерес. Что же такого в этом фильме наснимали разоблачительного, что его боятся выпускать в прокат?

Сейчас у вас есть возможность посмотреть и ответить на этот вопрос самостоятельно.

В целом 'Капитан Волконогов бежал' - это как принято говорить 'фестивальное', авторское кино. Он абсолютно не пытается соответствовать действительности, а наоборот обильно использует визуальные и аудиальные образы для передачи эмоций, мыслей и смыслов, заложенных в это киноповествование.

С первых же кадров ясно, что 'Капитан Волконогов бежал' это метафора, которая пытается поговорить со зрителем о вине, грехе, конформизме, вере в загробную жизнь, вере в собственную правоту, принятии ответственности и прочих морально-экзистенциальных вопросах. Лента базируется на экспрессивности и предлагает зрителям погрузиться в мрачный безликий серый и ржавый мир, одновременно сходный с абсурдистскими картинами шведа Роя Андерсона и антиутопическими лентами вроде 'Бразилии' Терри Гиллиама. А ярко красные костюмы сотрудников НКВД вместе с роскошными интерьерами аристократического поместья, превращенного в штаб-квартиру для пыток, убийств и хорового пения 'Полюшко-поле', служат ярким и легко считываемым контрастом.

Внешне 'Капитан Волконогов бежал' безусловно великолепен. А вот с содержательной точки зрения ленте можно предъявить много вопросов. В целом все главные идеи и посылы этой истории донесены до зрителя и донесены с помощью мастерского сочетания проговариваемых слов и демонстрируемых образов. Вот только идей, которые авторы захотели уместить в своем фильме оказалось слишком много, чтобы не превратиться в череду сменяющих друг друга сюжетов. По сути каждый отдельный эпизод фильма предлагает нам отдельную идею. Тут зрители должны ужаснуться вере государственных сотрудников тому, что они исполняют правое дело. Тут ужаснуться легкостью, с которой представители интеллигенции и обычные рабочие семьи оказываются разрушены. Тут осознать неминуемое разрушение человеческих тел и разума. Тут посочувствовать ребенку, отца которого признали 'врагом народа'. Тут испытать отвращение от рядовых людей, трусливо подчиняющимся власти... Все эти эпизоды словно кровавой булавкой должен пронизывать бегущий капитан Волконогов. А для него самого этот бег должен принести в конце-концов религиозное и моральное просветление.

Авторы 'Капитан Волконогов бежал' хотели рассказать историю, которая показала бы мучения сразу всех - и тех, кто пытал, и тех, кого пытали, и их родственников, и тех, кто просто живет внутри этой системы. Задача слишком амбициозная и масштабная, чтобы иметь шанс быть хорошо реализованной в рамках двухчасового фильма. В итоге никто из героев фильма не вызывает достаточной степени эмпатии у зрителя, так и оставляя его сторонним наблюдателем. И наблюдая за происходящим на экране ему остается лишь выбрать какой ярлык приклеить увиденному - 'лживая чернуха о прошлом, которого никогда не было' или 'тонкая метафора о прошлом, которая отражает настоящее'.

То, что 'Капитан Волконогов бежал' был снят в начале 2020-х - это хорошо. То, что 'Капитан Волконогов бежал' не был выпущен в прокат в начале 2020-х - это плохо. Глобально в современной России не готовы смотреть и тем более всерьез обсуждать кино, в котором звучат слова 'У нас правовое государство. У каждого наказания должно быть преступление'. Очень жаль...

9 февраля 2023

Волконогов и «Век-волкодав»

Капитан Волконогов, предчувствуя риск стать жертвой кадровой чистки внутри НКВД, бежал. Из бывших «коллег» догоняет его только несвоевременно чувствительный Веретенников, ненадолго выбираясь из ада, и сообщая, что все опричники (о чудо) в этом аду мучаются и горят, а спасти капитана может только прощение кого-нибудь из родственников, казненных им невиновных. В ужасе от грозящей вечной расправы, Волконогов, под топот копыт своих сменщиков — «зеленых героев Красной армии» — совершает «крестный путь» по выцветшему от голода и страха Ленинграду, как и Данила Багров, пытаясь найти в себе не силу, а скорее слабость, которая должна помочь капитану противостоять месту и времени. Мир, в котором невиновных казнят «превентивно», чтобы они чего плохого не удумали, преследует Волконогова, пытаясь воздать тому за предательство опричнины.

Как бы в ответ эйзенштейновским львам, над Ленинградом 38-го стоят скульптуры ангелов и кроваво-красный год-аэростат, который, кажется, экзистенциально уже лопнул, забрызгав всех зевак соответствующим цветом: многие, кого капитан встретит на своем пути, отнюдь не готовы отменить реальность и открыться ему навстречу, некоторые и вовсе, видят в просьбе прощения что-то враждебное и подозрительное.

В долгих и апатичных поисках прощения, капитан находит нечто другое. Потерявшая все после казни отца, взрослая дочь; прямая и проницательная дочь-школьница «врага народа»; чувствующий вину за арест жены, безутешный муж; жена, потерявшая рассудок после расстрела мужа-немца; отец, отрекшийся от сына — как бы разные фазы этого пути. Волконогов — то ли колобок, то ли балабановский герой-убийца, то ли тот же Иисус: решать зрителю.

Удивительная работа операторов и художников, до нервного смеха жуткая откровенность героев и рефлексирующие убийцы в исполнении Борисова и Кукушкина. Меркулова и Чупов, давая себе волю допускать, открывают историю, делая ее более доступной и честной. Во время, когда все вполне однозначно, они позволяют себе лишний раз не прибегать к иносказательности и говорить со зрителем напрямую о его времени через время сталинских репрессий. «Что не казнь у него — то малина», с учетом цветовой гаммы «Капитана», точнее и не скажешь.

3 февраля 2023

Фильм про опричников, который давно стоило снять

Впервые поставила фильму оценку 10 после 'Апокалипсиса сегодня'. Но не из-за художественного воплощения идеи (за это я поставила бы твёрдую 9), а за то, что это очень хороший пример работы над прошлым, которое поможет будущему. Я отношу такие фильмы к категории художественного переосмысления истории.

1938 год, НКВДшник получает весточку с того света, что если он не раскается и не получит прощения, ему грозят вечные муки. И он идёт искать прощения: у дочери - за убитого отца, у отца - за убитого сына, у жены - за убитого мужа, у мужа - за убитую жену. Родственники погибших адаптируются живут с тем, что их родных признали изменниками родины. Кто-то сходит с ума, кто-то не может себя простить, кто-то отрекается от осуждённого, кто-то верит, что осуждённый всё ещё жив, кто-то верит государству и не хочет видеть реальность. Причины расстрелов, конечно, абсурдны и сфабрикованы. Хотела сделать отсылки на происходящее сегодня, но закон - что дышло.

НКВДшники выглядят стильно, за это фильм ругают, но не понимаю, почему. Если бы режиссеры не ввели элемент фантазийности, то сложно было бы принять происходящее на экране за реальность, психика бы просто отказывалась в это верить, так как это нечеловеческий уровень бессмысленного насилия (осторожно, в фильме есть кадры пыток). В российской культуре очень много насилия и унижения. И эта фраза 'можем повторить' звучит как символ вечного ада цикличного повторения одних и тех же событий с очередным Иваном Грозным, очередными опричниками, очередными врагами народа, с очередными тёмными временами.

1 февраля 2023

Капитан капитан улыбнитесь

Начнем с хорошего. Прекрасный звук и свет (этим занималась эстонская часть съемочной группы).

Прекрасная работа художника - Надежды Васильевой. Надежда снимала в том числе и фильм Брат, так что Петербург в фильме играет свою роль, и можно даже сказать, что играет лучше других актеров. Отдельно стоит упомянуть граффити на стенах советского Ленинграда, которые напоминают работы раннего авангарда. Вообще к реальному Ленинграду место действия имеет мало отношения, скорее это какой-то мифический город, с красивейшими пейзажами и с серыми троллями в ватниках вместо жителей.

Хорошая актерская игра Юры Борисова и Никиты Кукушкина. Но Борисов в купе номер 6 играет намного лучше. Здесь же часто просто произносит текст с минимальными интонациями.

Остальное - плохо. Очень плохо. В первую очередь это сценарий - нет сюжета, нет диалогов, надуманные эмоции, большую часть слов в диалогах успешно заменяет матерное слово. Маты вообще не несут никакой функции, кроме как сделать просмотр этого фильма еще более мучительным. Как будто нам мало детально снятых сцен пыток, насилия, голых трупов и вывалившихся кишок.

Действие фильма происходит в течение двух дней. При этом на море мы видим лед, а следующая сцена - с зелеными деревьями. Утром Волконогов просыпается, идет на чердак, оттуда выходит на крышу. Когда он стоит на крыше, то наблюдает закат солнца. Где он был целый день?

Не рекомендую тратить время на просмотр этого фильма.

18 января 2023

Ужастик и чернуха

Это кино на троих сообразили Россия, Эстония и Франция. Если одним словом охарактеризовать фильм, то это ужас. Сразу в двух смыслах: и как оценка картины в целом, и как её жанр (ну очень много жестоких сцен и крови).

Ленинград, 1938. Главный персонаж (назвать его героем не решусь) - сотрудник советского карательного органа НКВД Фёдор Волконогов. Он в перерывах между пытками и расстрелами «врагов народа» непринуждённо общается с коллегами и участвует в ведомственной художественной самодеятельности. И вот вдруг, прихватив папку со списком расстрелянных, он спешно покидает место службы. Что его побудило на внезапный побег, авторы не удосуживаются объяснить, как и то, почему его сразу же начинают разыскивать чуть ли не всем личным составом питерского НКВД. Зрителя хотят убедить, что Фёдор сошёл с ума (вот так моментально?), так как он «разговаривает» с мертвецами, которые подводят его к мысли, что ему необходимо попасть в рай. И коммунист (а разве чекист мог им не быть?), т.е. атеист, всерьёз вознамеривается добиться этой цели. Он решает, что для попадания в рай ему необходимо получить прощение родственников тех «врагов народа», которых он пытал («ну почему они сразу не признавались в государственной измене?», - сокрушается Федя). Ясно, что это совершенно сумасбродная идея терпит фиаско…

Пару слов об актёрах. На роль главного злодея (начальника Волконогова) взяли Тимофея Трибунцева, который играет в основном недотёп и мимишных персонажей. Как сказал бы Станиславский, не верю! Небольшую эпизодическую роль доверили Виктории Толстогановой. По всей видимости, её персонажа авторы также считают сбрендившей, иначе просто нельзя понять почему на сообщение Фёдора о расстреле супруга она реагирует весьма неожиданно – полностью обнажается перед ним. К чему это было? Никакой сюжетной необходимости этого стриптиза я не увидел, но то, что 49-летняя актриса охотно оголяется – это уже факт (смотрели «Чиновницу»?).

Фильм получил несколько наград на международных фестивалях. Могу это объяснить лишь темой картины: ведь показаны зверства советского государства. Этот трагический и печальный период в жизни СССР, безусловно, был. Но вот как именно это показано в данном фильме, мне совсем не понравилось. Резюме: не рекомендую смотреть.

12 января 2023

Триллер Капитан Волконогов бежал на большом экране с 2021 года, его режиссерами являются Наташа Меркулова, Алексей Чупов. Кто снимался в кино, актерский состав: Юра Борисов, Анастасия Уколова, Юрий Кузнецов, Максим Стоянов, Полина Виторган, Виталия Корниенко, Александр Шейн, Дмитрий Гульнев, Наталья Иохвидова, Михаил Хуранов, Аскар Нигамедзянов, Кирилл Васильев, Зоя Кайдановская, Ирина Варламова, Матвей Воронин.

В то время как во всем мире собрано 104,774 доллара. Производство стран Россия, Франция и Эстония. Капитан Волконогов бежал — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.