Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Простой карандаш |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
слоган: | «Легко не сломается» |
режиссер: | Наталья Назарова |
сценарий: | Наталья Назарова |
продюсеры: | Денис Ковалевский, Максим Дашкин |
видеооператор: | Андрей Найденов |
художники: | Герман Строганов, Антонина Краевская, Майя Мартьянова |
монтаж: | Павел Куприков |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $10 070 |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Из Питера в провинцию приезжает педагог по рисованию…
Так начинается это кино, проходит полтора часа просмотра, и остается послевкусие, как от фильма «Левиафан» Звягинцева, конечно они находятся в совершенно разных весовых категориях, и все-таки тревожат одинаково глубоко, возможно это вязано с темой, в том и в этом фильме идет проникновение в мир «глубинного народа» и оно горькое, злое. Но с одной существенной разницей, в «Карандаше» видение идет через чуть иную призму, от неё проступают редкие лучи надежды, через вкрапления документальной сьемки, которые не только оживляют, но в некотором роде и освящают не только повествование, но и унылую повседневность серой полосы России.
25 января 2023
Фильм определенного стиля для определенных конкурсов с прекрасными титрами (о титрах в конце — главное и вдохновляющее)*
Те, кто «всех обманывают» все равно не посмотрят. А те, кто «способен услышать правду» в очередной раз будут переживать несколько дней.
Дети прекрасны. Некоторые взрослые тоже. Операторская работа местами очень хороша. Казалась бы еще лучше, если бы не затянутый монтаж (как стиль уже не убедительный).
Аналогия человек-карандаш подтянута неоднократно, для непонятливых. В целом скучно (ощущение использования твоего времени в личных целях больше, чем погружение в атмосферу), хотя динамика в рамках выбранного диапазона присутствует.
Есть очень неплохие идеи по поводу красоты природы и красоты человеческой, но…
Как обычно, русские «люди-быдло» не умеют видеть, и даже не думают о том, как они живут. Надо отдать должное, не окончательно безнадежное ощущение от фильма, не смотря на грандиозные осенние лужи, подчеркнутую темноту, и полуразрушенные коммуналки (хотя, если честно, местами проматывала).
Выражаю авторам благодарность за фрагментарное любование людьми (тут скорее спасибо оператору за портреты), и за местами проскальзывающую веру в людей в сценарии (как бы нечаянно и не на долго). Но хоть немного заботы о чутких зрителях с тонкой душевной организацией (основных зрителях) уже приятно.
Как если бы мое мнение имело значение, позволю себе несколько унылых советов для авторов (позитивное для зрителей в конце). Ну напрашиваются после просмотра:
1. Для того, чтобы творцы могли не только снисходительно помогать прочим людям, а все-таки вдохновлять, можно находить больше способов решения везде существующих проблем, как умели делать некоторые из великих (не правда, что это будет неправда, даже Андрей Звягинцев это осознал, как я поняла).
2. По поводу отличности «понимающего» героя-борца от других, и снисходительности — отдельная тема… Но вот это как раз безнадежно в отношении современного российского кино для иностранных конкурсов. Не Видят, что делают, показывай — не показывай (3-я группа людей, согласно приведенной в фильме системе).
3. Вместо или кроме Леонардо да Винчи, можно было бы показать графику русских гениев, и слегка дополнить их личной историей. Рассказать о том, как им удалось стать художниками. Там много интересного.
4. Художники творят и публикуются не только за границей. Степенью заграничности публикаций любовь к своей родине не честно исчислять. В этом может быть замешано свойственное людям творческих профессий желание публичного принятия.
5. Можно было не трогать политику и застенки, но это, конечно, тяжело, если хочешь попасть на европейский кинофестиваль. Однако, понимание этого очень мешает воспринимать неплохую, искреннюю вроде историю.
6. И еще для личного развития. Выйдете, пожалуйста, из своего круга хоть немного. Познакомьтесь с теми, кто строит, учит, спасает… на самом деле. И не мешайте им. На них страна еще держится.
*Обещанное, вдохновляющее:
На мой взгляд, самое важное! Обратите внимание на титры: «При поддержке Комитета по Культуре», и десятки благодарностей людям из муниципальных организаций, школ, комбинатов. Очень человечно выглядит. С уважением к настоящим людям с сердцем, которых перечислено пол Карелии. То есть вроде авторы понимают, что реальные люди, в отличие от их киношных, в большинстве другие.
Собственно, именно субтитры и благодарности рождают позитив (ну и немного удивление, что столько людей работало над фильмом).
Раз уж я написала о фильме, да еще так много, значит он действительно тронул. Было бы неплохо, если бы этого было достаточно для выдающейся работы… Пока это просто похоже на другие такие и об этом. И написала я, чтобы забыть.
Всем, кто отважится смотреть, рекомендуется помнить, что люди везде и всегда, в любой стране, если не задавить их негативом со всех сторон, умудряются строить прекрасные вещи. Авторам фильма надо знать, что это тоже нужно Уметь Видеть… А по их работе — не плохо бы еще и помогать.
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Наталья,
искусствовед, педагог, танцующий фотограф,
родом из Ленинграда.
28 августа 2021
Прекрасно и сложно. Неоднозначно. Картина про необходимость надежды. Про надежду ни смотря ни на что и любой ценой.
Фильм «Простой карандаш» рассказывает о сложных, часто умалчиваемых, но важных вещах очень простыми словами. Это некий призыв к слому устоявшегося, к изменениям, кажется, даже самого неизменного и прогнившего.
Это история о настоящих людях из глубинки. О давлении, даже подавлении, страхе, боли и страхе боли.
Главные герои фильма находятся на совершенно противоположных полюсах. Простая учительница рисования, прибывшая за мужем из красивого, но мрачного Петербурга. Хулигане, который держит в ужасе одноклассников, учителей, школу, полицию — весь город. Однако и у этого города есть надежда, в виде не совсем еще отчаявшихся.
Здесь история про жизнь иначе. Не так, как мы привыкли. Про других людей, чье несуществование просто удобно принять. Про тех, кого лучше не замечать. Наконец про то, что один человек может изменить жизнь других.
К сожалению, вряд ли кто-то из героев фильма все-таки будет счастлив. Однако, мне кажется, это история не про счастье и его поиск, а про надежду на поиск этого счастья.
Мир спасет любовь и вера. Спасибо!
22 февраля 2021
Простой карандаш удивидельно похож на человека. Люди делятся на три типа: тех, которые видят, которые видят, если им показывают и тех, кто не видит, — говорит главная героиня. Карандаш может рисовать, плохо рисовать и совсем не рисовать, потому что он бракованный или сломан. Карандаш в фильме всегда рядом с людьми… Разве это не намек автора на схожесть с ним? Он как и человек рождается, подвергается обработке другим человеком и обретает свои качества, становясь твердым, как Антонина, мягким, как болшинство тех, кто живет в живописном захолустье или вообще, ненужным. «А ещё, его можно сломать!»- невозмутимо нагло отвечает ученик, который держит в страхе всех, включая запуганных детей, директирису, которая не увольняет, а «УДАЛЯЕТ» неугодных ей людей «для общего блага»; грязносерых учителей, которые считают, что бояться за себя-это нормально, которые даже не претендуют на то, чтобы называться интеллегенцией; безликую маму-майора милиции, которая советует просто уехать, если есть такая возможность…
20 июля 2020
Фильм снят высококвалифицированными специалистами, но получилось по-любительски. В целом, больше всего вопросов вызывают сюжетные дыры, с технической части проскакивают мелкие недочёты, на которые можно закрыть глаза.
Операторская работа на высоком уровне, есть моменты, которые сильно бросаются в глаза, но в целом снято красиво и качественно.
Фильму не хватает хорошего музыкального сопровождения, глядя на природу и прочие виды, обращаешь внимание именно на это.
Режиссёр Наталья Назарова пытается делать качественное российское кино, на уровне Анны Меликян, задатки видны, но работать есть ещё много над чем, в любом случае, в женской режиссуре в России, фамилия «Назарова» может упоминаться уже сейчас.
Главная героиня Надежды Гореловы — Антонина Золотарёва, получилось весьма интересной, современной, стильной, доброй, но неоднозначной. Пытаясь донести до всех и вся, что жизнь может быть прекрасной, она хочет помочь всем и сразу, усидеть на двух стульях и не упасть. Но к сожалению так не бывает, в фильме демонстрируется так называемая суровая реальность, но к реальности действительной это относится не в полной мере.
Идея борьбы за правду и справедливость, протягивания руки помощи, тем самым якобы совершая подвиг, меркнет и гаснет на глазах, казалось бы уже опытной и образованной петербурженки. До конца неясны её взаимоотношения с мужем. С местным учителем, Алексеем Вороновым, его линия и внутренняя борьба тоже оканчивается неопределённостью. Ну и конечно стоит выделить смазанную и до конца не раскрытую концовку, мол, додумывайте сами как всё кончилось, в данном случае так не работает, высший замысел автора работает против него.
Отдельно конечно стоит выделить игру Надежды Гореловой и Александра Доронина, они заставили обратить на себя внимание.
12 июля 2020
В захолустный, показанный мрачным в первых же кадрах фильма городок, затерявшийся где-то в России (!), приезжает опрятная молодая женщина. Само начало намекает на мрачность повествования, которое последует дальше. Ох, несдобровать гостье «тёмных уголков»…
Нужно ли описывать сюжет этого фильма, чтобы передать его сущность? Возможно. А может, и нет. Это фильм об обычнейшем малом населённом пункте, специфика которого разве что в расположении с образующим его наверняка заводом по производству карандашей. Что до русских карандашей, те недорогие, грубоватые, но заметно лучше, чем производились раньше. И некоторые имеют срок годности. Ну да ладно.
… То ли завод тюремный, то ли нет. В процессе просмотра я этого не определил. Зато определил, что фильм очень жизненный, с массой причинных подтекстов.
Главная героиня, судя по всему, не знала, с чем столкнётся, терпеливая и заботливая… Но без детей, лишённая в полной мере возможности реализоваться в жизни. Как показано ближе к концу, отчасти из-за в некоторой степени тщеславного и лживого мужа, бежавшего за выгодой к иноземным друзьям, как будто в России и ему не получилось полностью реализовать творческие идеи. Оболганному ли и обманом осуждённому? А жена — коллега или кто? Да так, наверно.
Желание поделиться своим добром и любовь к мужу привели главную героиню в тёмный городок. А не нужда ли? Наверно, вряд ли. Кто же из мегаполиса поедет работать чёрт знает куда?
Поселившись не ахти как в тёмной комнате общежития или коммуналки, похожей на барак советских лесорубов, главная героиня пытается скоротать тёмный-тёмный вечер со смартфоном. Разительный контраст почти трагичен. Уж для разных детей и не только наверняка. И оказывается, что героиню окружили грубые люди. Отчего они такие? На всё есть свои причины. Не обязательно страх. Да и апатия, может, не первопричина. И отвечать ли людям тем же?
Всё-таки описал часть повествования фильма, небольшой фрагмент. А сколько в нём показано! Дальше — больше.
Главной героине удаётся определить приоритеты и задачи там, где у других не получилось так поступить. И оказывается, что в дикой обстановке случаются пригожие дни. У природы, впрочем, нет плохой погоды. Это у людей бывает в жизни всё плохо. И плохо получается, потому что равнодушны или вредят другие. Кто нападает, бедные и покалеченные от нужды? Нет! Избалованные и не знающие другой жизни, идущие за теми, кто впереди, младший брат — за старшим, «шестёрки» — за «паханом».
Главная героиня искренне хочет улучшить обстановку, успешно формирует подход к ученикам. Учительница рисования. Тьфу, бестолкового рукоделия, или как там… Кому в «болоте» нужны «рисульки»? «Кикиморам» или «лешим»? А есть что? Бумагу? Как выжить с карандашами в руках?
Важность деятельности учительницы очевидна, потому что та закладывает основу творческого мировоззрения, видения пользы и красоты в вещах. А кто-то рисует вульгарные каракули, ломает карандаши и «встаёт на дыбы», как непутёвая хлевная скотина, от которой ещё меньше пользы, чем от карандашей, которые даже если просто лежат без дела, и так полезнее. «Скотина» не серая. Скотина чёрная. Чёрная скотина, которая строит свой скотский мир и пытается навязать окружающим. Скоты не присутствуют ежечасно рядом с «другими», они просто порабощают страхом. А ежечасный страх порабощает мышление. Выбирайте, мол, доброта или злоба, слабость в нежелании и сила в решимости причинить вред, чтобы отнять последнее. Кто-то может только избегать, кто-то — бороться в душе, кто-то — служить злу, чтобы не бороться с тем. Увы, последнее выбирают слишком многие. Кто-то — узники страха, кто-то — узники собственного скотства.
Приехавшая недавно учительница борется с иллюзией безнадёжности, видя, что есть основания жить нормальной жизнью. Сообща и без страха не так уж и сложно это сделать. Но привычные оправдания возвращают в безысходность, из которой в страхе не захотелось выбраться. Чего же так можно бояться? Насилия ради непропорционально ничтожной наживы, отчего кажется, что это насилие происходит ради самого насилия. Ведь всегда можно попросить на время или в долг;
попросить помощи. Но главный скот не одобрит. Служи во зле или позорься, прочий скот, которому не нужно имя, хоть то и есть. А зачем выродки были рождены?
Сколько уже написал, но раскрыл лишь некоторую часть содержания и смыслов на первый взгляд простецкого, как простой карандаш, фильма; фильма о мировоззрении, формировании жизненных позиций, зависимости от способности к добродетели и взаимопомощи. Зависимости в лучшем из смыслов.
Главная героиня борется. Но в конце концов… Если напишу, что оставил на этот раз в мыслях, те, кто ещё не смотрели этот фильм, могут не захотеть его смотреть. Ну, я захотел, просмотрев сначала фрагменты, потому что было видно, что история не проста, как может показаться.
Смотрите внимательно. Напоминание, где свет, а где тьма, между которыми или где-то сбоку надежда, никому не помешает. Из тьмы злобы выйти не страшно и не позорно.
… Простым карандашом делают проекты будущих свершений, наброски, элементарное, свойственное для разумного человека, если что.
Смотрите правде в глаза, не отводя свои в сторону.
25 мая 2020
В захолустный, показанный мрачным в первых же кадрах фильма городок, затерявшийся где-то в России (!), приезжает опрятная молодая женщина. Само начало намекает на мрачность повествования, которое последует дальше. Ох, несдобровать гостье «тёмных уголков»…
Нужно ли описывать сюжет этого фильма, чтобы передать его сущность? Возможно. А может, и нет. Это фильм об обычнейшем малом населённом пункте, специфика которого разве что в расположении с образующим его наверняка заводом по производству карандашей. Что до русских карандашей, те недорогие, грубоватые, но заметно лучше, чем производились раньше. И некоторые имеют срок годности. Ну да ладно.
… То ли завод тюремный, то ли нет. В процессе просмотра я этого не определил. Зато определил, что фильм очень жизненный, с массой причинных подтекстов.
Главная героиня, судя по всему, не знала, с чем столкнётся, терпеливая и заботливая… Но без детей, лишённая в полной мере возможности реализоваться в жизни. Как показано ближе к концу, отчасти из-за в некоторой степени тщеславного и лживого мужа, бежавшего за выгодой к иноземным друзьям, как будто в России и ему не получилось полностью реализовать творческие идеи. Оболганному ли и обманом осуждённому? А жена — коллега или кто? Да так, наверно.
Желание поделиться своим добром и любовь к мужу привели главную героиню в тёмный городок. А не нужда ли? Наверно, вряд ли. Кто же из мегаполиса поедет работать чёрт знает куда?
Поселившись не ахти как в тёмной комнате общежития или коммуналки, похожей на барак советских лесорубов, главная героиня пытается скоротать тёмный-тёмный вечер со смартфоном. Разительный контраст почти трагичен. Уж для разных детей и не только наверняка. И оказывается, что героиню окружили грубые люди. Отчего они такие? На всё есть свои причины. Не обязательно страх. Да и апатия, может, не первопричина. И отвечать ли людям тем же?
Всё-таки описал часть повествования фильма, небольшой фрагмент. А сколько в нём показано! Дальше — больше.
Главной героине удаётся определить приоритеты и задачи там, где у других не получилось так поступить. И оказывается, что в дикой обстановке случаются пригожие дни. У природы, впрочем, нет плохой погоды. Это у людей бывает в жизни всё плохо. И плохо получается, потому что равнодушны или вредят другие. Кто нападает, бедные и покалеченные от нужды? Нет! Избалованные и не знающие другой жизни, идущие за теми, кто впереди, младший брат — за старшим, «шестёрки» — за «паханом».
Главная героиня искренне хочет улучшить обстановку, успешно формирует подход к ученикам. Учительница рисования. Тьфу, бестолкового рукоделия, или как там… Кому в «болоте» нужны «рисульки»? «Кикиморам» или «лешим»? А есть что? Бумагу? Как выжить с карандашами в руках?
Важность деятельности учительницы очевидна, потому что та закладывает основу творческого мировоззрения, видения пользы и красоты в вещах. А кто-то рисует вульгарные каракули, ломает карандаши и «встаёт на дыбы», как непутёвая хлевная скотина, от которой ещё меньше пользы, чем от карандашей, которые даже если просто лежат без дела, и так полезнее. «Скотина» не серая. Скотина чёрная. Чёрная скотина, которая строит свой скотский мир и пытается навязать окружающим. Скоты не присутствуют ежечасно рядом с «другими», они просто порабощают страхом. А ежечасный страх порабощает мышление. Выбирайте, мол, доброта или злоба, слабость в нежелании и сила в решимости причинить вред, чтобы отнять последнее. Кто-то может только избегать, кто-то — бороться в душе, кто-то — служить злу, чтобы не бороться с тем. Увы, последнее выбирают слишком многие. Кто-то — узники страха, кто-то — узники собственного скотства.
Приехавшая недавно учительница борется с иллюзией безнадёжности, видя, что есть основания жить нормальной жизнью. Сообща и без страха не так уж и сложно это сделать. Но привычные оправдания возвращают в безысходность, из которой в страхе не захотелось выбраться. Чего же так можно бояться? Насилия ради непропорционально ничтожной наживы, отчего кажется, что это насилие происходит ради самого насилия. Ведь всегда можно попросить на время или в долг; попросить помощи. Но главный скот не одобрит. Служи во зле или позорься, прочий скот, которому не нужно имя, хоть то и есть. А зачем выродки были рождены?
Сколько уже написал, но раскрыл лишь некоторую часть содержания и смыслов на первый взгляд простецкого, как простой карандаш, фильма; фильма о мировоззрении, формировании жизненных позиций, зависимости от способности к добродетели и взаимопомощи. Зависимости в лучшем из смыслов.
Главная героиня борется. Но в конце концов… Если напишу, что оставил на этот раз в мыслях, те, кто ещё не смотрели этот фильм, могут не захотеть его смотреть. Ну, я захотел, просмотрев сначала фрагменты, потому что было видно, что история не проста, как может показаться.
Смотрите внимательно. Напоминание, где свет, а где тьма, между которыми или где-то сбоку надежда, никому не помешает. Из тьмы злобы выйти не страшно и не позорно.
… Простым карандашом делают проекты будущих свершений, наброски, элементарное, свойственное для разумного человека, если что.
Смотрите правде в глаза, не отводя свои в сторону.
25 мая 2020
Оставь надежду, всяк сюда входящий.
Не переведутся на Руси-матушке режиссёры, любящие снимать чернуху, ой правду-матку.
Героиня приезжает в маленький городок, скорее даже село, чтобы быть ближе к мужу, которые отбывает заключение. И устраивается учительницей в местную школу. Но здесь сразу что-то пошло не так.
Такое ощущение, что снимали просто домашнее видео. Эффект трясущейся камеры, набил уже оскомину. Никакой художественной ценности фильм не имеет.
В фильме почти нет музыки, сухие диалоги и звенящая тишина. Режиссёр специально видимо подобрал такую замечательную пору осеннюю — грязь, деревья голые.
Но на этом шедевры режиссёрской мысли не заканчиваются. Обшарпанные стены, ободранная мебель и грязные, неухоженные лица людей крупным планом. Вот он полет режиссерской мысли.
Зачем людям мыть голову? С грязной головой и незамазанными прыщами естественней? А для того, чтобы у зрителя совсем не осталось сомнения куда он попал действия часто происходят в сумерки или при плохом освещении. Абсурдность происходящего доведена до предела. Просто Град Обреченный, не иначе.
Двойная мораль главной героини, которую мы видим в соответствующем эпизоде (не буду спойлерить), не добавляет ей симпатии. Не получается переживать за главную героиню.
Не знаю в какой реальности живёт режиссёр, но точно не в моей. И это хорошо))
Бессмысленный и беспощадный, а главное пустой фильм.
К просмотру не рекомендую.
16 апреля 2020
Не хочу писать много слов, но хочу поддержать фильм, он достоин повышения рейтинга.
Фильм не будет популярен, но это кино не для развлечения, а для размышления. Для размышления интеллигентам-идеалистам, размышления тем, от кого зависит развитие регионов, системы образования, для размышления тем, кто собирая отчеты делает вид, что в них вся суть, и тем, кто эти отчеты пишет играя по общим правилам и игнорируя правду, для всех, кому не безразлично…
Да, ничего глобально нового фильм не сказал, но о проблеме напомнил. О целом клубке проблем.
Понимаю и сочувствую всем героям фильма (кроме старшего брата, он конченый).
Я ценю в фильмах в первую очередь идею и актерскую игру, и мне картина в этом отношении доставила удовольствие.
Радует, что не смотря ни на что фильм сделан с любовью к героям, к России, нет чернухи и «всёпропальства», как во многих других драмах про провинцию и народ.
После просмотра грустно, не безнадежно.
1 апреля 2020
Один из режиссеров, не побоюсь этого слова, грандиозной в своем охвате общечеловеческих проблем «Дочери» Наталья Назарова сняла новый фильм. Между «Дочерью» и «Простым карандашом» пролегает семь лет, за которые Назарова успела поработать сценаристкой (в том числе таких блокбастеров, как «Балканский рубеж») и режиссером проходных, никем не замеченных картин. Это наложило свою печать и на «Простой карандаш» — ленту в целом безыскусную, серую и незаметную, которая тихо, без шума и ажиотажа прошла в прокате в середине декабря и уже всеми забыта. Если «Дочь» была ярким дебютом, не заслуженно не замеченным российскими критиками, то «Простой карандаш» выглядит тщетной, но при этом тщательной попыткой переснять «Доживем до понедельника», но в новых реалиях, со сценарными и монтажными ошибками, без вдохновения и мастерства Ростоцкого.
Конечно, «Простой карандаш» состоит не из одни недостатков, он очень живописен, визуально ярок, сравнивает природную гармонию с убожеством провинциального человеческого мира вполне убедительно. Главная интрига — стремление столкнуть поведение петербургской интеллигентки и серую среду, вязнет в трясине логических неувязок, которых с течением фильма становится все больше, что разрушает впечатление от просмотра и вызывает горькую усмешку. Явная, даже нарочитая попытка противопоставить два мира: идеальную духовность и бескорыстие (главная героиня — почти ангел во плоти) обыденщине и повседневности, не удается по ряду причин, главная из которых — отсутствие органики и естественности изображаемого.
Актеры выглядят ряжеными, помещенными в чужую для них среду (сравните, как в той же «Айке» Дворцевого показана столица и ее подноготная, с какой ошеломляющей естественностью, будто актеры десятилетиями живут как мигранты), исполнительница главной роли играет в духе канала «Россия», педалируя эмоциональность до истерики. Немного спасает положение образ учителя литературы, истории и физкультуры, особенно хорошо выписаны актером детали в страстном монологе его героя о «быдле». Остальное смотрится актерской самодеятельностью в духе федеральных каналов и их сериальной продукции.
Не согласен с теми, кто считает, что российское кино в упадке: по крайней мере наше авторское кино на взлете (о чем говорят ленты Звягинцева, Быкова, Хлебникова, Твердовского, Лопушанского, Мизгирева и многих других): снимая часто вне штампов, не боясь затрагивать острые темы, достигнув высокого художественного уровня, наше авторское кино счастливо вышло из черной ямы 90-х, в которой могли работать лишь Балабанов и пара-тройка отчаянных и упертых смельчаков вроде Сокурова, Муратовой и Германа-старшего. Даже урезанное финансирование не мешает нашему авторскому кино все больше и больше идти на подъем, чего нельзя сказать об убогом коммерческом хламе, который лично мне не интересен, где бы он не делался, в России или в США.
Так вот проблема «Простого карандаша» — в его низком художественном уровне, в компромиссе с жанровыми моделями коммерческого кино, на который он идет в каждом эпизоде в частности, и в сценарной драматургии и монтаже в целом. Камера Андрея Найденова, когда-то снимавшего «Эйфорию» Вырыпаева, то есть умеющего работать с цветом и светом не хуже Кричмана, здесь совершенно инородна и никак концептуально не оправданна. Сам же конфликт учительницы рисования с АУЕшником, терроризирующим всю округу, сильно смазывает остроту социальной темы, затронутой по касательной самой ситуацией приезда героини Гореловой в город (ее муж-художник сидит по политическому делу).
Можно было так замахнуться, «отдубасив» власти этого города в духе «Дурака» или «Левиафана», но Назарова боится излишней политической остроты, конфликт ее фильма всецело педагогический, но и он нелогичен. Ведь получается, что все остальные дети, кроме Миши, — идеальны и не создает проблем в обучении, но так просто не бывает, что показали те же «Класс коррекции» или «Все умрут, а я останусь». Педагогическая запущенность школьников, превращающая их в зверят, равнодушие учителей, работающих по советским лекалам, в «Простом карандаше» почти не затронуты. Педагоги в фильме Назаровой ужасны почти до карикатурности, этому тоже не веришь, как и тому, что все дети в показанной школе (за исключением Миши Пономарева) — ангелы во плоти.
Главная героиня с символической фамилией «Золотарева», действительно призвана убирать за другими дерьмо и не может не вызывать сопереживания, но как бы элегантна она не была, она вовсе не тянет на интеллигентку — ее внутренний мир не блещет особой глубиной. Таким образом, ни героиня, ни противостоящая ей среда, ни сам их конфликт не отличаются аутентичностью и подлинностью, оттого «Простой карандаш» и пропитывает такая сильная аура искусственности и сконструированности (чего нет не только в таких выдающихся лентах о школе, как «Класс коррекции» или «Все умрут, а я останусь», но даже в сериале «Школа»).
Даже метафора обезличенного, конвейерного производства карандашей, видимо, подразумевающая жизнь в России и штамповку обществом серых обывателей, не спасает эту заурядную картину. Это не Твердовский, здесь метафора выпирает всеми своими углами из реалистического материала. Видимо, сила «Дочери» была скрыта в режиссерском тандеме Назаровой с Касаткиным, ибо без него получается как-то уж совсем беспомощно и слабо. «Простой карандаш» уже через два месяца после проката никто не помнит, и это заслуженно.
2 марта 2020
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная,
Матушка Русь!
Весьма необычная трансформация в духе времени. Трансформация школы как социального института развивающегося по тем же кармическим законам, что и общество в целом. Иные времена, иные лица доминируют раскрытием характеров. Хлипкое бытие определяет вектор направленности с вопросами ужасов — доколе? когда же уже? неужели только так? а завтра-то, каково? есть оно? или марево беспросветности на десятилетия? О школе ли речь? Нет, бери выше. Иное, более глубокое здесь. И пролог фильма стёжкой-дорожкой в зрительские сердца. Посмотри, подумай, настройся на зрелище. Сам, определи что тут и как. Сам выбери для себя фокус спектра.
Противиться злу или принять его как должное?
Глубокая провинция, более тысячи километров до «богемного рая». Серость и грязь дорог, вечная распутица слякотных луж с курящими исполинами труб в небо. Пришибленные совершенно люди. Перешибленные беззаконием, молчаливо сносящие побои оплеух волчьего мира. Только раскрой рот — загрызут. Только начни говорить — раскроят череп. Кто на коленях, кто в коленопреклонённости прибывает. Дети в синяках и ссадинах, взрослые с кляпами во рту. И директор школы, и майор милиции в одном утлом судёнышке. Совсем-совсем худом. Чуть качни, утонешь. Страх, без стыда за свой собственный страх ставший нормой. Мерным покоем. Страх, с которым сжились, с которым мирятся, с которым договорились. Двадцать первый век. И полная беспросветность в единстве с разобщённостью. Терпят. Все. От мала до велика. Впрочем, как и всегда на Руси.
Бунтарь в женских одеждах? Неужели? Вестник небес с тонкостью черт, жизнелюбие источающий. Ангел для окрыления потерявших веру. В багрянце наряда осанистого тела. И «Простой карандаш» отточенным мечом для рассеивания сгустков мрака, для паутины стряхивания. Волшебная палачка в руках, мир преобразующая в одночасье. Из ничего создающая гармонию красоты. Раздающая себя щедро, с воодушевлением. Пылкостью натуры пробуждающая к прекрасному — смотреть и видеть, слушать и, слышать, а равно — наблюдать и думать… Фея. Как есть, добрая фея. Почти из сказки. Каждой «золушке» готова помочь, каждой готова придти на помощь.
А «злая мачеха» тоже не дремлет. Копошится, трясётся над своим уделом, фыркает недовольно на гостью. Свита оруженосцев в любой миг готова к агрессии. Только пророни слово, только дай отмашку. У белого с чёрным всегда так. Где и когда подлость обнажит жало? В пустоте ли аудитории проявится отзвуком, на суженном ли отыграется во вседозволенности? И зыбкая топь под ногами от шага к изверившимся сердцам до самых последних кадров. Прозрели ли? Поднялись ли над своими слабостями? Задумались, уже хорошо. Уже ни так мало. Наверное, именно этого хотелось автору больше всего.
Что ещё? Всё та же трансформация проблематики не оставляет в покое. На смену расчётливому отличнику-цинику, искавшему счастье в выстраивании будущей карьеры пришёл хулиган-малолетка. Помните «Розыгрыш»(1976)? Юношеский максимализм и зрелая умудрённость «Ключ без права передачи»(1976) отблеском в совершенно ином сиянии, в ином разрезе проблемы. А «птицу счастья», та что «Доживём до понедельника»(1968) всё также кто-то пытается культивировать в птенцах, а кто-то пытается удержать, говоря — быдло, сброд, отребье, тоже демонстрируют.
Так чего же здесь больше? И каков итог? А выход? Тут есть над чем призадуматься. Как и в более ранних «школьных сочинениях» советского кинематографа.
… Пребывая в туманной черности,
Обращаюсь с мольбой к историку -
От великой своей учености
Удели мне хотя бы толику!
Я ж пути не ищу раскольного,
Я готов шагать по законному!
Успокой меня, неспокойного,
Растолкуй ты мне, бестолковому!
Если правда у нас на знамени,
Если смертной гордимся годностью -
Так чего ж мы в испуге замерли
Перед ложью и перед подлостью?
8 из 10
5 февраля 2020
Знаете, вот есть фильмы, которые просто для удовольствия. А есть те, про которые, как минимум, хочется спросить, а что хотел сказать этим автор? «Простой карандаш» из таких.
И тут мне очень повезло, потому что после показанного в Третьяковке кино пришел режиссер с исполнителями главных ролей и удовлетворил любопытство зрителей. А вопросов было довольно много.
Но начнем с фильма. Сразу скажу, что это ни разу не развлекательное кино. Но любопытное. Не зря же ему всяких премий дали. Самое прекрасное в нем — это оператор. Потому что так красиво снять наши обычные серенькие пейзажи, подсвеченные золотом опадающих листьев, сконцентрировать внимание на ветвистости дерева, изяществе травинки, перспективе уходящей вдаль дороги, деревянности старых бараков, и не уйти при этом в медленность и банальность — это не каждый может. Многие кадры — словно взмывание ввысь над будничностью и обыкновенностью. Вообще, все что связано здесь с искусством — очень хорошо. В том числе отличные уроки рисования, которые распахивают окно в другой мир, другую жизнь, заставляют иначе смотреть на вещи. И с этой точки зрения фильм вышел очень художественный.
А вот к сюжету вопросов довольно много. Про них в конце. Вкратце — в провинциальный поселок при карандашном заводе приезжает питерская художница. Ее мужа, довольно известного художника, посадили (вроде как ни за что), он отбывает наказание в колонии, а она решила поселиться в той же глуши, чтобы быть ближе к нему. Ближе — это 15 км пешком, но жены декабристов не перевелись в народе. Надо ли это мужу — большой вопрос, который не раз повисает в воздухе, как и тема их отношений, и его преступления.
Художница снимает комнату в бараке и устраивается на работу в местную школу учителем черчения. И, конечно же, сталкивается с местным бытом, людьми, характерами и страхами. В частности — неуправляемым подростком, которого боится весь поселок, т. к. его брат-убийца — вот-вот выйдет из тюрьмы. И так как она — другая, она начинает свою войну со всем, что кажется ей неправильным. А война, как известно, не бывает без жертв…
Финал снят весьма неоднозначно и оставляет зрителя наедине с целым рядом вопросов. Я редко остаюсь на встречу с режиссером, но тут действительно было интересно узнать о многом, так что теперь я в курсе и расскажу вам, как и что было задумано.
Одним из основных был вопрос о знаке фильма. Светлый ли у него финал или мрачный? Режиссер считает, что светлый (и задуман светлым), а вот мнение зрителей разделилось. Я скорее на скамейку к тем, что видит в нем больше темного.
22 января 2020
Не говорите, что это фильм о нашем ближайшем темном будущем. Не говорите, что это фильм о сегодняшней недалекой, бессердечной и необремененной обилием интересов молодежи. Не говорите, что это фильм косвенно хочет намекнуть нам о том, какая судьба ждет нашу страну. Глупости!
Это фильм, прежде всего, о рабских оковах, в которые люди сами себя загоняют и не хотят освобождаться. Этот фильм косвенно намекает кому-то о том, что 1) под лежачие камни вода не течет и, чтобы что-то изменилось в конкретно твоей жизни, нужно действовать самому; 2) чтобы что-то изменилось в жизни не только твоей, но и окружающих тебя, нужно действовать не по принципу «я — не я, и хата не моя», а сплочаться и действовать сообща.
Жизнь в провинции кажется тебе скучной, однообразной, бесперспективной? Тебе кажется, что ты непривлекателен, потому что жизнь тебя настолько уж потрепала, потому и некому тебя любить? Так что мешает уехать? Поискать работу в мегаполисе? На худой конец, что мешает следить за собой? Было бы желание. Козьма Прутков завещал так: «Хочешь быть счастливым — будь им!» И фраза эта не такая уж примитивная, как кажется на первый взгляд.
Тихую и размеренную жизнь вашей провинции нарушают злодеяния уже состоявшегося отморозка (старшего) и начинающего (младшего)? Нет, тут в одиночку уже не справиться. Тут главное — коллектив, сплочение и девиз: «Вместе мы сможем все!» Что сможем? Не найдя правды у правоохранительных органов, как минимум, собраться человек 10—20-30-… и устроить этим двум отморозкам самосуд. Показать, что вы не намерены терпеть их деяния. Что их двое, а вас — ого-го сколько и вы вместе, а не врозь.
В качестве отступления, кстати: мне кажется или так было специально задумано, что в кадре лица старшего отморозка зритель не видит. Чтобы актера, исполнившего его роль и с блеском отыгравшего финальную сцену, в реальной жизни не ждал самосуд от особо впечатлительных, не умеющих разделять кино и реальность. Как было, например, с Алексеем Полуяном после выхода фильма «Груз 200» (неоднократно был избит на улице, когда узнавали в нем «того самого оборотня в погонах»). Как было и с Алексеем Макаровым после «Ворошиловского стрелка» (плевок в его сторону от проходящей мимо на улице тётеньки). Как было с Аллой Будницкой после «Вокзала для двоих» (гневная тирада от какого-то мужичка в ее адрес, типа, «эх ты, из-за тебя такой хороший мужик в тюрьме гнил»).
Так нет же! Все настолько привыкли к давно насиженным местам, давно сложившейся определенным образом жизни… Настолько поверили в невозможность что-то изменить… Настолько уверовали в безнаказанность того, кто держит в страхе их город… Настолько, что безнадега так и норовит проявиться в каждой сцене фильма, будь то посиделки-курилки с соседкой на кухне, дружеский сабантуй по случаю дня рождения или даже собрание педагогического коллектива. Время как будто течет в одну сторону.
Когда педагог с энным десятком лет учительского стажа за плечами прямо в лицо орёт главной героине о том, что ничего этим ученикам не нужно, кроме вылазок на природу, дискотек, интернета и чего-то там еще… И в качестве убедительного аргумента еще громче орёт, что это правда… Так и хочется прямо в лоб и тем же тоном спросить его: а вы уверены? Вы по себе-то не судите. Вам, что ли, не удалось по-настоящему убедить своих учеников в необходимости заниматься физкультурой, читать книги, учить историю? Не получилось заинтересовать теми предметами, что вы преподаете?
Странно. Вот у главной героини, как по мне, получилось. Она среди всех вас как луч света в темном царстве. Она — единственная, кто учит их [учеников] мыслить и чувствовать. К вам, если вдруг прекратятся в школе ваши уроки, не придут домой ученики и не спросят, неприятно удивленные: «А что, у нас уроков больше не будет? А почему?» А к ней — пришли.
Она — единственная, кто пытается освободить вас от рабских оков, в которые вы себя заковали. Ведь это она — единственная, кто не согласен сидеть тихо, как мышка в норке, пока кто-то терроризирует всю округу. А для тебя, учитель физкультуры-литературы-физики, она — единственная, кто пытается дать понять, что не такой уж ты и плохой, что невозможно тебя любить. И ее благородство, за которое ты ее вычитывал, хочется верить, что все-таки дало плоды — надежду на это вселяет слова младшего отморозка в адрес старшего в финальной сцене.
Вот такие впечатления после просмотра фильма.
Минус разве что за однообразие, так сказать, бэкграунда в фильме. Такое впечатление, что город Сегежа, в котором этот фильм снимался, ограничивается парой-тройкой старющих деревянных двухэтажек, небольшой школой, складом бревен и единственным красивым видом на лес-речку. А город-то не такой уж маленький…
А за все остальное твердое
10 из 10
21 января 2020
Прекрасно передана апатия и страх постоянных жителей города перед судьбой и сопрессорами — местными «королями» улиц. И страстное желания «понаприеховшей» училки перелопатить всё на свой «столично-культурный» вкус. И действительно прекрасно показаны моменты уроков — приобщения детей к светлому и прекрасному миру искусства. Воодушевлённо и светло эти эпизоды противопоставляются обыденной серости и даже унизительности бытия. Но чёрное и тем более серое не может терпеть свет. Оно должно обязательно самоутвердиться за счёт чистоты отдачи. И в этом виноваты все потому что:' — Нам врут и мы врём».
Так или примерно так должна выглядеть рецензия зрителя этого фильма поставленного авторами в безошибочно занимаемую людьми имеющими малейшие представления о добре и зле, справедливости и правде, позу. Позу поощрения авторов и самоотчёта себе о своей «хорошести» — как идентифицировавшие друг-друга «хорошие» люди. Но вглядевшись пристальней, не мимо-глядно в представленную нам историю можно приметить что за хорошо представленными обще-человеко-ценностями и правильно поставленными вопросами конфликтов, скрывается поверхностное знание о жизни за пределами света отбрасываемого из столичных окон. Если и существует или существовала подобная ситуация где-то на окраине стран — когда два «отморозка» держат в страхе небольшой городок — то это сложение крайне маловероятных ситуаций которое (сложение) как говориться имеет имя и фамилию, или на крайний случай адрес и временную дату. Т. е. что подобное теоретически возможно — верю, но выкладывать подобное, как просто общее место — происходящее часто и много-где — чрезмерно упрощать ситуацию от частного к общему. Личный опыт и опыт собственных детей показывает, что существование в социуме подобных индивидуумов невозможно сколько-нибудь продолжительное время — на силу всегда находится другая сила — и да, служба пДН тоже работает. Но это личный опыт, ограниченный рамками пространства и времени — поэтому хотелось бы рецензий или комментариев от людей кто имел опыт сопоставимый и узнаваемый с сюжетом. Как это произошло с фильмом «Тюльпан» — когда в рецензии высказался человек родом из мест и времён воспроизводимых сюжетом, и обратил внимания она несоответствия «яхудожникятаквижу». История та заиграла сооовсем другим колером.
История органично разыгранная — с претензией на «правду жизни». Но правдивая или просто отдалённое мнение авторов — «ну все же знают» — неизвестно, уж больно это мнение в потоке подобного из среды подобных, для подтверждения только ихнего мироощущения.
Конфликты рельефно заявлены, но не найдено ни одного выхода из них — ну, наверное, кроме привычного «пора валить». За конструктом мнения авторов о реальности — только мнение авторов о реальности, вероятно не подкреплённое школой жизни.
5 из 10
23 декабря 2019
Общее впечатление: Одна из самых ужасных вещей — равнодушие…
В нашей жизни есть два типа людей: тем кому не все равно, которые не хотят и не готовы терпеть несправедливость и хамское окружение. Это люди сильные, пытаются что-то изменить, борются и идут против системы, как правило в таких людях меньше эгоизма, потому что в первую очередь они стараются думать о других. А есть те, которые пользуются выгодой, ищут пути полегче, им все равно что происходит, главное чтобы их не трогали.
Антонина (Надежда Горелова) относится к первому типу, этой сильной женщине по стечению обстоятельств пришлось переехать в захудалый городок. Устроившись на работу учителем черчения, она хочет подарить детям важность культуры, приобщая к прекрасному с помощью обычного карандаша. Но женщина узнает, что весь город держат в страхе местный хулиган и его старший брат, опасный преступник. Но вот жители города, терпят нападки, им легче закрыться от несправедливости и не высовывать нос, ежели разбираться во всем, в фильме проскакивает цитата, что мол жизнь такая какая она есть, да вот только Антонина — женщина смелая и ее не устраивает такое положение дел. Что же выходит из всего этого? Готовая идти напролом, учительница забывает что «Один в поле не воин»…
Картина проигрывается в одной тональности и одна из важных составляющих — атмосфера. Краски расстилающиеся в ленте не такие мрачные, как кажутся на первый взгляд, но вот поступки намного темнее. Безысходность трепещет от кадра к кадру, отображаясь в деталях интерьера и захватывая девственную природу, камера плавно показывает нам виды сверху, красиво.
Сохраняя каплю надежды автор будто пытается нас подтолкнуть к хорошему, Антонина — лучик света в темном царстве. Но если людей сковал страх, одной, даже смелой женщины вообщем то маловато. И частенько такие метафоричные очерки добротно обрисовывают фильм, да что там фильм, целую жизнь. Помимо проживания в городке, мы знакомимся с жизнью героини и что сподвигло ее приехать в такое поселение. Напоминаю, Антонина — отличный персонаж жертвы обстоятельств, ей хочется сочувствовать, а главное ей хочется помочь. И вроде удивляешься поведению жителей, но с каждой минутой понимаешь что вряд ли что-то хорошее следует ожидать от таких личностей.
Актерская игра радует, выделяется именно Надежда Горелова, такая теплая, приятная, она подарила своему персонажу и доброту, и стержень одновременно. Преданность своему делу и желание развивать талант в учениках, вот такой и должен быть учитель. Так же неплохие работы среди детей, все ведут себя естественно, не перетягивая одеяло, не переигрывая.
Социальное зарисовка, а ведь проскакивают параллели с нашим обществом, тонко и метафорично, мы все карандаши, а кто какой зависит от типа людей. Интересно рассказанная история «Простой карандаш» — сейчас идет в кино, я рекомендую обратить внимание на ленту!
9 из 10
8 декабря 2019
Восьмиклассник, младший брат сидящего за грабёж отморозка, запугавшего весь маленький городок, повторяет уже освоенную в семье биографию и собирает дань со всех детей школы, совершенно презирая учителей и всю эту учёбу.
Его старший брат уже убил человека, но свидетелей запугали, и доказательств не нашлось. Безнаказанность и дурное окружение — это стабильно работающий конвейер, клепающий маргиналов, которых никто не может остановить.
Фильм — о знакомой многим родителям проблеме единственного ученика, не дающего учиться всему классу. Здесь есть три важных взрослых персонажа, иллюстрирующих разный подход к появлению паршивой овцы в стаде.
Идеалист: Учитель, приехавшая в маленький городок из Санкт-Петербурга, чтобы быть ближе к мужу, отбывающему в тюрьме неподалёку. Классическая декабристка — доведённая до крайностей в своих возвышенно-правильных представлениях о мире. Порой выдаёт желаемое за действительное и руководствуется не доводами разума, а нравственными порывами тонко чувствующего человека. Художник, учитель рисования и мировой художественной культуры.
Разумеется, человек со столь тонким внутренним барометром добра и зла считает, что даже самым отъявленным отбросам общества надо давать шанс. Она будет пытаться достучаться до его души, не взирая на цену и возможные потери, потому что «онижедети».
Гнилая интеллигенция: Учитель русского языка, литературы, истории и физкультуры — типичный образчик моськи, тявкающей на слона. Не способен вести себя, как мужик. Народ презирает, считает быдлом, живущим в грязи и заслуживающим этого в полной мере.
Плохо живёт, потому что страна такая. Учит без азарта, потому что дети не те. Вмешиваться в воспитание маргинального ребёнка не будет, потому что духу на настоящую борьбу не хватает. Способен только злословить, но так, чтобы не слышал никто из тех, кто может дать по шапке.
Народ: Образ соседки из народа, работающей на фабрике по производству карандашей, сочетает в себе нежелание задумываться ни о чём, кроме простейших бытовых вещей, и мудрость фаталиста, принимающего жизнь такой, какая она есть, и умеющего радоваться тому, что есть.
Она просто видит суть вещей, не пропуская это через сложную внутреннюю мыслительную деятельность. А когда надо быстро и чётко действовать — она рядом, даже не надо просить, сама всё видит.
Чёткая сюжетная линия позволяет всем в полной мере проявить себя. В этом фильме очень хорошая операторская работа — мастерски показано, как по-разному можно видеть окружающую действительность.
Городок окружен удивительно красивой природой, но когда учитель рисования говорит об этом другим взрослым, они думают, что она издевается над ними. Они видят лишь плохие дороги и грязь под ногами. Но красота на самом деле существует, просто никто, кроме неё, этого не видит. Только она верит, что среди этих детей могут быть настоящие таланты — и оказывается, что они есть. Только она видит в жутком подростке душу, до которой ещё можно достучаться…
Очень серьёзное кино, смотрится на одном дыхании и не скатывается в банальности по столь животрепещущей теме. Образы глубоко продуманы — и потому задевают за живое.
8 из 10
7 декабря 2019
Здравствуйте, коллеги-киноманы. Сейчас в прокате стартовал новый фильм «Простой карандаш». Главная героиня переезжает (по личным мотивам) из Санкт-Петербурга в провинциальный городок, устраивается работать учителем рисования и черчения. Очень быстро она сталкивается с непониманием среди коллег, радикально настроенными учениками, массовым отсутствием желаний и перспектив. Однако, сдаваться она не намерена… Тем временем, завод, находящийся неподалеку, методично день за днем выпускает карандаши.
С первых же кадров фильм захватывает своими видами. Режиссер Наталья Назарова умудряется показать российскую глубинку без набивших оскомину клише — грязь-мразь и страсти-мордасти. Она ни в коем случае не отменяет этого, но вместе с тем не эстетизирует эту беспросветность, не поит своих героев «горькой» при любом удачном и не очень случае, не заостряет внимание на всех этих «характерных чертах провинции». И уже за такое визуальное отстраивание от многих собратьев по жанру хочется сказать спасибо.
Кстати, кадры с беспросветным «замкадьем» постановщик заменяет на красоту природы русской. Ни дать ни взять — просто левитановские пейзажи. Такое впечатление, что снимался фильм в районе Плёса, где жил и творил великий художник. А лес, горящий красно-желтыми листьями, сильнее всего запоминается именно в контрасте с серой осенью.
Вообще фильм по многим параметрам отходит в сторону от привычных зрителю канонов. Например, заявляя проблему «отцов и детей», режиссер Назарова умудряется эту самую карту разыграть через подростка, у которого нет отца, и женщины, у которой нет детей. И на первый взгляд — поверхностный — вроде все так и должно быть. Но если капнуть глубже, натыкаешься на подобные откровения. Именно они делают фильм интересным не только для просмотра, но и для подробного изучения.
И как раз вот такое погружение в тему несколько уводит на второй план сам сюжет и конфликт главных героев. В какой-то момент понимаешь, что бы ни произошло с героиней, какие бы тучи над ней не сгущались … С неумолимостью судьбы завод будет и дальше производить карандаши, а значит и городок будет дальше жить. Жить, не задаваясь вопросами «как?» и «зачем?». Просто жить. Несмирившихся в нем не останется…
Я часто слышу, что тему российской глубинки режиссер Звягинцев раскрыл настолько, что пора ее уже закрывать. Что же, режиссер Назарова наглядно показывает, что и в самое серо-слякотное время года пейзажи могут очаровывать, а люди — улыбаться. В общем, места для маневра хватает.
7 декабря 2019
Жизнь не всегда бывает справедлива, но почти всегда прекрасна, — даже в самом глухом захолустье, где люди живут по принципам «моя хата с краю».
В провинциальный городок приезжает из Петербурга художница Антонина. Ее муж сидит в тюрьме, а она решает устроиться в школу неподалеку от места его заключения. Пытаясь обустроить свою жизнь на новом месте, она узнает, что всех школьников (и даже учителей) держит в страхе местный хулиган, у которого есть брат-уголовник. Жители города закрывают глаза на то, что дети ходят побитые и на то, что у них отбирают деньги. Одна Антонина готова выйти против хулиганов, чтобы восстановить справедливость и защитить зашуганных школьников.
Фильм дает отличную почву для размышлений: как дети мгновенно впитывают все, что происходит вокруг и как взрослые умудряются каждый день забывать об этом, подавая плохой и трусливый пример.
Получилась настоящая ода героизму «пылающего» преподавателя: как один человек способен изменить сознание многих. Дать им каплю света, надежды, мотивации, защиты и тепла.
Режиссеру Наталье Назаровой огромнейший респект: логичное, лиричное, красивое, злое, реальное и безумно поэтичное кино о, пожалуй, двух слишком похожих российских реалиях: далеко не столичной школе и тюрьме. Напомнило одновременно «Ученика» Серебренникова и «Карпа отмороженного» Котта.
Такой фильм нынче редкость, очень рекомендую не пропустить.
10 из 10
5 декабря 2019