Рейтинг фильма | |
![]() |
6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощальная песня |
английское название: |
Sayonara kuchibiru |
год: | 2019 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Акихико Сиота |
сценарий: | Акихико Сиота |
продюсеры: | Хироюки Нэгиси, Марико Сэто |
видеооператор: | Хидэтоси Синомия |
композитор: | Сюнсукэ Кида |
художник: | Коити Такэути |
монтаж: | Такаси Сато |
жанры: | мелодрама, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
31 мая 2019 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 56 мин |
Фильм из категории «Роуд-муви»: герои просто путешествуют из одного города в другой (как правило в полной гнетущей тишине), играют на концертах (неожиданно слаженно, несмотря на явный конфликт в группе), изредка перекидываясь простыми ничего не значащими репликами.
Немое противостояние ощущается уже с первых кадров. Главные персонажи – девушки-певицы Хару и Рео (отсюда и название группы «Харурео») – как правило не общаются, а если и делают это, то через их третьего члена – парня Шиму, который скорее выполняет функции их техника-водителя, чем полноценного участника музыкальной группы. Эта гнетущая тишина лишь добавляет постоянное ощущение тревожного ожидания, когда плотину однажды прорвёт. Тем более, если учесть, что это фильм о музыке. Сама музыка здесь разве что в эпизодах концертов, да флэшбеков-воспоминаний, что бесчисленным множеством разбросаны в сюжете – так, что разобрать, где настоящая реальность, а где те времена, когда всё было ещё хорошо – довольно сложно. Может быть в этом и была задумка режиссёра Акихико Сиота?
Фильм кажется жизненным не только из-за самих способов подачи сюжета, но и тех мотивов, которые движут героями. Сперва теряешься в догадках – каким образом всё докатилось до такого? Где былая весёлость и задор, мечты о славе и признании, оптимизм и вера в будущее? Но постепенно создатели «Прощальной песни» раскрывают одну карту за другой. Здесь и слепая бескорыстная самоотдача Рео, что готова на всё ради подруги (в которую она, к слову, влюблена); и немая зависть Хару за то, что всё получается не у неё, и власть распутства – когда от ощущения свалившейся славы однажды просто «сносит крышу»; и даже пресловутый любовный треугольник в наличии, с элементами модной сегодня лесби-темы (Рео нравится Шима, Шиме нравится Хару, а Хару любит Рео – как тут не наладиться конфликту в группе?). Не спасает даже необходимость следования заранее оговорённым правилам группы – зачем они, если её существование скоро будет окончено?
Не думаю, чтобы эта кинолента пришлась по душе многим. Скорее тем, кто любит арт-хаусное кино. Актриса Нана Комацу – как раз своеобразный бренд таковых. Может быть оттого, несмотря на её достойную игру, хорошее воплощение героини – фильмы с её участием не так часто пользуются популярностью у зрителя. Вспоминается другая актриса – Аои Миядзаки, которая также стала «лицом» японского арт-хауса нулевых – десятых годов. Рео – сильная девушка, которая всегда готова прийти на помощь ближнему (так они и познакомились с Хару). Как настоящая творческая натура, она замечает мелкие символические детали (вроде эпизодов с массажистом-бездомным и его счастливой клиенткой или с маленькой девочкой, скребущей асфальт на стоянке) – они всегда её вдохновляли и направляли. Рео пишет музыку и песни, активно их поёт, но всё же без Хару у них бы не сложилась такая группа, ведь у её компаньонки завораживающий голос.
Нана Комацу очень тонко и убедительно передала характер своей героини. Её Рео – получилась не плоской, а очень живой, со своими сильными и слабыми сторонами, ведь та не умеет прощать недостатки, стабильно следует правилам и требует этого от Хару. Персонаж Муги Кадоваки же – её противоположность. Она постоянно ищет новых впечатлений и знакомств, не привыкла долгими и изнурительными тропами добиваться славы – всё нужно здесь и сейчас. И постепенно разрушает себя… Мне даже по-своему жалко в этом фильме героя Рё Нарита (Шима), который вынужден постоянно лавировать между двумя непростыми девушками с их тяжёлыми характерами, сглаживать острые углы противоречий, доводить Рео и Хару до консенсуса, при этом постоянно убегать от собственной правды жизни: убегать от конкурентов, подавлять чувства. Забавно, что это далеко не первый совместный дуэт актёра Рё Норита и актрисы Муги Кадоваки: вместе они уже играли в фильмах «Так скучно, забери меня», «Тиава» (2019)
Концовка киноленты вполне символична, хоть и не совсем свойственна японским фильмам, тем более арт-хаусного направления. Хочется верить, что герои всё же найдут общий язык и точки соприкосновения, ведь не зря говорят – гораздо лучше выплеснуть эмоции, чем годами держать их в себе, накапливая злобу.
Кстати, музыка в фильме бесподобна. Популярные японские певцы и композиторы Мотохиро Хато (Motohiro Hata) и Аймён (Aimyon) «образовали» ту самую мифическую инди-группу «haruleo» (образовалась только на время создания и продвижения фильма) и написали песни для фильма. Тот же Хато известен тем, что активно пишет музыку для фильмов и аниме: в частности, аниме-сериалы «Озорной поцелуй» (2008), «Аполлон: Дети на холме» (2012), «Космические братья» (2012), аниме «Сад изящных слов» (2013), «Дораэмон: Останься со мной» (2014) и др. Кому нужно, скину названий композиций, звучащие в киноленте: haruleo - Sayonara Kuchibiru; haruleo - Tachimachi Arashi и haruleo - Darenidatte Wakegaaru.
7 из 10
2 августа 2022