Рейтинг фильма | |
![]() |
7.3 |
![]() |
7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощай, сын мой |
английское название: |
Di jiu tian chang |
год: | 2019 |
страна: |
Китай
|
режиссер: | Ван Сяошуай |
сценаристы: | А Мэй, Ван Сяошуай |
продюсеры: | Хань Цзянюй, Junyi He, Лю Сюань, Hai Wang, Ван Цзинчунь, Ван Сяошуай, Ян Вэй, Guan Dandan, Luan Fuxing, Хань Саньпин, Хуан Шаохуа, Стивен Хуэй, Wei Li, Zheng Ling, Bing Wang, Hua Wang, Лиюн Ванг, Ye Wang, Zhang Xi, Jinsong Yang, Meng Zhang, Yuan Zhao, Цянь Ини, Юй Дун, Цзян Дэфу, Рэй Сюэ, Doris Guan |
видеооператор: | Ким Хён-сок |
композитор: | Дун Инда |
художник: | Лу Дун |
монтаж: | Ли Чатаметикул |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$8 096 596 |
Дата выхода | |
![]() |
14 февраля 2019 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
3 ч 5 мин |
«Прощай сын мой» - гениальная работа режиссёра Ван Сяошуая. Фильм смотрится легко, на одном дыхании. Автор во всех подробностях обыграл концепцию «одна семья – один ребенок». Главная идея фильма – демографическая политика планирования семьи.
Картина повествует историю двух семей, связанных одной бедой. Фильм окутан сюжетной тайной, которая держит в напряжении вплоть до самого конца. Нельзя ни отметить реалистичность картины. Режиссер изобразил живых людей со своими переживаниями, проблемами.
Актеры подобраны грамотно – каждый на своем месте. Лично я смогла проникнуться той болью и переживаниями, которые обыгрываются главными героями.
Не маловажна и роль атмосферы фильма, автор воссоздал модель времен коммунизма 80-х. Все до мелочей пропитано партийными устоями. Картина играет и своей цветовой гаммой. Логически подобранны локации, в гармонии с показанным временем.
Не могу сказать, что фильм подойдет для всех, но я не зря уделила ему три часа своей жизни. Для китайского кинематографа фильм вышел на ура, не смотря на крах на мировой арене. Мой вердикт: рекомендую к просмотру.
3 декабря 2022
«Прощай, сын мой» — это монументальная драма китайского режиссёра Ван Сяошуая. Картину, обласканную на Берлинском кинофестивале и жюри, и критиками, не спешат причислять к великим шедеврам кинематографа, а, между тем, именно шедевром и именно с приставкой «великий» она и является.
Китай. Начало суровых восьмидесятых. Правительственная программа «одна семья — один ребёнок» в самом разгаре. Рождаемость находится под неусыпным контролем партии и верных ей профсоюзов. Молодым супругам разрешается иметь только одного ребёнка, а преступивших запрет без раздумий карают строжайшими санкциями — фискальными и даже физическими (в виде бесчеловечного аборта или изуверской стерилизации).
У задумчивых и тихих работников металлургического завода Лиюнь и Яоцзыня уже есть один ребёнок — мальчик лет пяти по имени Синьсинь. Однако в нарушение политики властей супруги тайком ждут прибавления. Зная, чем это для них может обернуться, пара скрывает вторую беременность и пытается не допустить распространения слухов среди заводчан.
«Нужно бежать в деревню» — было подумают они, но с опозданием. Правда вскрывается, и главе комитета по рождаемости и по совместительству давнему другу семьи Ли Хаян ничего не останется, как действовать «согласно инструкции». Дальше материнская истерика, отцовская драка с партийными прихвостнями, пытающимися насильно увезти Лиюнь в больницу, хирургический кабинет, окровавленные халаты и непоправимые последствия аборта, в результате которого Лиюнь больше никогда не сможет иметь детей.
Здесь бы режиссёру Ван Сяошуаю остановиться в своём щемящем правдоподобии, но он упорно крутит тумблер драматизма до максимума: спустя несколько лет в реке недалеко от дома, где живут главные герои, во время игры со сверстниками тонет Синьсинь.
Стойко переносить коварные издевательства судьбы теперь уже бездетные супруги, чудом не сошедшие сума, отправятся в провинциальный городок на юге страны. Там же они усыновят мальчика, впрочем, слишком взрослого, чтобы не понимать, что Лиюнь и Яоцзынь не его родные мама и папа. Это породит волну негодования со стороны неблагодарного чада и очередные расстройства для несчастливых супругов.
Ветеран китайского кинематографа Ван Сяошуай принадлежит к так называемому «шестому поколению» китайских режиссёров, которых отличает акцентированный реализм и явный уход в остросоциальную проблематику. «Прощай, сын мой» — это грандиозное исследование на тему места маленького человека в необъятной и, как не парадоксально, замкнутой системе.
Сяошуай подаёт свою душещипательную историю нелинейно, с постоянными временными скачками и флэшбэками. Зритель то погружается в заводскую атмосферу тотального контроля и государственной централизации человеческих желаний, то жадно хватает воздух свободы, ворвавшийся в страну так поздно, во втором десятилетии XXI века. Вот мы видим уже старенькую и разочаровавшуюся в жизни чету на могиле родного сына где-то за чертой города, как вдруг нас снова переносят в дни их молодости, когда они были полны надежд и планов на светлое будущее.
Искусственно и искусно ломаная сюжетная хронология лишь обостряет общий драматизм, которого могло бы не быть, возьмись автор рассказывать эту историю классически, через последовательное движение главных героев из пункта А (начало несчастных 1980-х) в пункт Б (счастливые наши дни).
В фильме компактно умещаются почти 40 лет бесчеловечной политики государства, поставившего цели плановой экономики выше ценностей отдельно взятого человека. Трёхчасовое эпичное полотно навсегда высекает в сознании людей напоминание о днях тотальной несвободы, когда человеческими жизнями свободно разменивались в угоду партийной идеологии. Этот фильм — вечное свидетельство партийной слепоты (в лице Ли Хаян) и как контрапункт народной стойкости (в лице Лиюнь и Яоцзыня).
«Прощай, сын мой» — это фильм-путешествие: от 1980-х с культурной революцией и антизападной пропагандой к мирному настоящему, от северных провинций Китая к его южным берегам. Будут меняться времена и эпохи, города и провинции, а путешественники, или, скорее странники Лиюнь и Яоцзынь, несмотря на все выпавшие на их долю суровые испытания, так и останутся тихими и задумчивыми родителями маленького Синьсиня.
Актёрский тандем Ван Цзинчуня и Юн Мэй, воплотивший на экране тех самых обездоленных родителей, покоряет своей покадровой убедительностью и лаконичностью. Не зря ведь весной в Берлине им обоим выдали по Золотому медведю. В их грустных глазах покоится тихий плач тысяч китайцев, прошедших через политику «одного ребёнка». Они — тот самый голос, который заглушили крики авторитарных управленцев, голос, который их потомки смогли услышать лишь сейчас, спустя почти что пол-века, когда железный занавес пал и миру открылась горькая правда на страну, устремившуюся в гордое будущее по людским головам и костям.
В своём фильме Ван Сяошуай находит время поразмышлять о таких универсальных и вечных категориях, как вера, дружба, внутрисемейные отношения, подчинение слабых сильным, прощение. И все эти страдания, через которые он как соавтор сценария заставляет пройти своих героев, оказываются необходимы лишь для одного — сказать всем, кто ещё не понял, что время лечит. Всегда.
7 ноября 2019