Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молодой Ахмед |
английское название: |
Le jeune Ahmed |
год: | 2019 |
страны: |
Франция,
Бельгия
|
режиссеры: | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн |
сценаристы: | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн |
продюсеры: | Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн, Дэнис Фрейд, Эдриэнн Д’Анна, Дэльфин Томсон, Арлетт Зильберберг, Танги Декейсер |
видеооператор: | Бенуа Дерво |
художники: | Игорь Гэбриел, Пол Росчоп, Майра Рамедан Леви |
монтаж: | Мари-Элен Дозо, Тристан Мюнье |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $21 291 |
Мировые сборы: | $1 522 606 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 мая 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Братья Дарденн — дважды каннские лауреаты, современные классики, давно мои чуть не самые любимые европейские мастера, каждую картину которых я всегда ждал, смотрел и пересматривал. Говоря прямо, так, как они работают с реальностью, с сегодняшним днем и повседневным материалом, не работает почти никто. Эти режиссеры категорически обязательны к подробному просмотру для всех, кто считает себя реалистом. Кто работал так же точно, скальпельно, жизненно, и вместе с тем ярко и зримо? Создавая предельно документализированные, я бы сказал, картины, в которых нет места ни фантастическому, ни слишком нарочитому, в них веришь, как в каждый собственный день. Чехов? Хэмингуэй? Толстой? Думаю, это к Дарденнам близко. Из самой обыкновенной повседневной реальности они высекают эти естественные и незабываемые драмы, создавая реальность, неотличимую от настоящей. И при этом они умеют оставаться предельно честными и стойко сохранять чувство меры, а их фильмы просты только на первый взгляд, стоит в них всмотреться, все становится чрезвычайно сложным.
Последняя их картина «Молодой Ахмед» сделана в узнаваемом стиле свободной «следящей» за героями камеры, единичных случаев, когда в камеру попадают глаза героя и мы видим его взгляд (все как в жизни), в этом фильме простые люди, непримечательный пригород, обыкновенные ситуации, проявляющие само время в метафоре кино так, что после просмотра неизбежно начинаешь видеть окружающий мир и свою эпоху как высвеченную слепяще-белым светом театральную сцену. «Молодой Ахмед» — еще одна жемчужина, еще один отрезок живой жизни, сухой, точный, предельно как будто документальный жест великих бельгийцев. Трудно сдержать слезы на последних кадрах, хотя ничего там ни трогательного, ни сентиментального нет.
6 июля 2021
Честно говоря, не ожидал от Дарденнов такого прямого попадания в нерв эпохи, столь нетолерантного освещения темы культурной интеграции мусульман в европейскую жизнь. Хотя нетерпимым «Молодого Ахмеда» можно назвать лишь в беспощадном изображении религиозного фанатизма, который с позиции режиссеров, делает человека чудовищно ограниченным и несчастным, и даже если весь мир пытается ему помочь (вот это как раз и сомнительно: слишком причесанно идеальным выглядит европейский мир с его перевоспитывающими механизмами), фанатик идет до конца, пока не получает по голове от самой жизни.
Конечно, есть соблазн проведения параллелей между «Молодым Ахмедом» и «Учеником» Серебренникова, но последний выглядит на фоне дарденновской картины излишне схематичным и каким-то озлобленно антитрадиционалистским, бельгийцы же соблюли в своей ленте чувство меры, ни разу не перейдя в осуждение бедного мальчика, которому имам-фундаменталист промыл мозги. Исламизация Европы — серьезная и весьма острая проблема не только в связи с недавними событиями во Франции, она поднималась еще в середине десятых в, как оказалось, пророческом романе Мишеля Уэльбека «Покорность», но тогда ему бы никто не поверил, если бы не кровавый теракт в редакции «Шарли Эбдо».
Смотреть новый фильм Дарденнов, зная предысторию конфликта европейских толерантных интеллектуалов с радикальными мусульманами, чрезвычайно поучительно и интересно. Конечно, порой трудно удержаться от улыбки и даже смеха (порой переходящего в хохот) видя мельчайшие соблюдения подростком исламских обрядов, но не оттого, что они абсурдны (религиозные обряды не могут быть абсурдны, если наполнены духовным содержанием и искренней верой), а оттого, как их буквалистское соблюдение накладывается на реалии современного безбожного мира.
«Молодой Ахмед» — кино о духовно увечном человеке, желающем лишь одного — найти смысл жизни в тотально секулярном пространстве, где нет ничего кроме материализма и гедонизма. Парадоксально, что его обрядоверие делает его не меньшим материалистом, чем окружающие, но он не способен это понять. Задача нового фильма Дарденнов, как и всего их творчества в целом, — показать, как растапливается жестокое сердце, как душевная теплота, сострадание, сочувствие меняют даже самого большого негодяя и эгоиста. Однако, в данном случае хорошее отношение к нему других людей лишь расслабляет Ахмеда, ни в чем не меняя его мировоззрения, и лишь внезапная угроза со стороны жизни резко трансформирует его сознание.
«Молодой Ахмед» — фильм не только неплохой, с позиции формы он вообще безупречен: способность постановщиков уже в первые 10—15 минут экранного времени тщательно обрисовать конфликт, не допуская не то что ничего лишнего, но даже малейшего отклонения от темы, могут только восхищать зрителя уверенностью режиссерской мускулатуры. Так построен и весь фильм — годы в документалистике, потом четверть века в игровом кино не прошли для Дарденнов даром. Их фильмы — высококлассное кино, способное, как увлекать, так и вызывать сострадание. Весь вопрос — в другом: насколько светский гуманизм бельгийских художников в данном случае работает, ведь они сами понимают, что человечность не способна перевоспитать фанатиков, для этого нужен внезапный жизненный удар.
По этой причине, режиссерам, быть может, следовало больше уделить внимания тому, что произошло с Ахмедом после финальной сцены, а не обрывать на этом ленту. Таким образом, «Молодой Ахмед» проработан полностью и всецело, кроме финального обрывания сюжета. Также Дарденны оставляют за кадром причину погружения героя в радикальный ислам (быть может, с ним было бы все по-другому, попадись он другому имаму, менее фанатичному, а, может, и нет). В любом случае, наряду с турецким «Мустангом», фильмами Махмальбафа и романом Уэльбека новая картина Дарденнов максимально возможно остро ставит проблему, о которой раньше принято было молчать в европейском искусстве, делая вид, что ее нет, а во всех проблемах иммигрантов виноваты якобы лишь белые. Теперь же средствами кино и литературы режиссеры и писатели еще очень неуверенно и, часто ошибаясь, по-разному подступаются к теме культурной интеграции мусульман в западное общество, и новая картина братьев Дарденн «Молодой Ахмед» вносит в этот процесс немалую лепту.
29 ноября 2020
Братья Дарденн поднимают в своем фильме классическую тему преступления и наказания. Данная тема как никогда актуальна и для современного мира. Здесь действие перенесено в маленький бельгийский городок, куда за последние годы прибыло много беженцев из Африки и Азии, которые с разным успехом пытаются интегрироваться в европейское общество. Или навязать местным жителям свои ценности и традиции?
Герой фильма молодой Ахмед, кстати сыгранный, как это часто бывает у Дарденнов, непрофессиональным актером, находится в переломном возрасте. Именно в этот момент формируется его личность. Под влиянием школы, постоянных чтений Корана, регулярных молитв, общения со своим имамом, а также в меньшей степени семьи (матери, брата и сестры) в его сознании появляется мысль убить свою школьную учительницу. Ахмеду не приятно наблюдать за тем, как члены его семьи все дальше и дальше отдаляются от традиционных исламских ценностей в сторону европейских, а его учительница (также из числа арабских иммигрантов) применяет на уроках методы, противоречащие по его мнению заветам ислама. Так начинается джихад нашего героя против «неверной» учительницы.
Фильм снят в излюбленной манере бельгийских братьев-режиссеров. Кому-то такая подача может показаться слишком примитивной, но именно в этом преимущество и суть всех кино произведений Дарденнов. Зритель как-будто подглядывает за простыми действиями персонажей. Будь то чистка зубов, мытье рук или взаимодействие с другими людьми. При этом мы никогда не услышим, что творится в голове у главного героя, а можем лишь догадываться об этом по поступкам. Таким образом, простые сцены складываются в казалось бы простую историю, но создатели расставляют на дистанции фильма много важных актуальных, да и просто жизненных вопросов. Вопросов близких каждому человеку. Зритель, который любит поразмыслить над увиденным обязательно зацепится за эти сцены и не останется равнодушным. Ведь из этих простых вещей и состоит наш мир и общество. Поиск своего места в обществе и мире, то с чем сталкивается абсолютно каждый человек на Земле. Так же как наш герой молодой Ахмед сталкивается с последствиями своего преступного акта.
Каким должно быть наказание? Может ли наказание заставить поменять взгляды? Возможно ли вернуться к нормальной жизни после тюремного наказания? А может быть любовь или влюбленность способна излечить от преступных мыслей? Или наоборот? Это лишь единицы вопросов, которые могут появиться после просмотра «Молодого Ахмеда», а поиск ответа не дело автора, а дело каждого человека на всем жизненном пути.
3 февраля 2020
Каннский фестиваль известен тем что для своей конкурсной программы отбирает зачастую остросоциальные и очень толерантные истории. Но это вовсе не всегда предполагает цепляющий сюжет. В данном случае не могу сказать, что сюжет оригинален или цепляет, однако раз фильм в итоге вызвал эмоции (любые) — значит, сработало. Речь идёт о юным Ахмеде. Название перевели не совсем верно, потому что Ахмед ещё не молодой — он юный, несовершеннолетний, он подвержен максималистическим порывам, он — школьник, который ходит в мечеть и тщательно изучает Коран. Но речь не о Коране.
Вот подросток. Он растет без отца в семье, где мама не мусульманка, сестре это тоже неинтересно, а вот старший брат ходит в мечеть. Единственная ролевая модель для юного мусульманина, помимо старшего брата, это имам, который помогает вникнуть в суть священной книги. В этом возрасте у многих окружающий мир делится на свет и тьму. Вероятно, поэтому Ахмед не уважает маму, сбегает пораньше со школьных занятий в мечеть-на-дому и жёстко осуждает тех, кто не придерживается ортодоксальных канонов ислама. Например, свою учительницу, которая всегда очень лояльна и старается идти на диалог.
Что делает Ахмед, когда слышит, что его учительница «неверная», от имама? Правильно, решает её убить. Если что, это не спойлер. Дальше по сюжету — гипотетическая версия происходящего с Ахмедом до/после/во время нападения. Лояльные европейские законы плюс абсолютно неконтактный максимализм, который не поддаётся вмешательству со стороны семьи — зато с раскрытым ртом впитывает слова имама. Предположить можно разное.
Эта полуторачасовая лента, кажется, не призвана вызвать какой-либо неприязни. Но вот у меня послевкусие определённо неприятное, хотя тут никто ни в чём не виноват (а имам?). Ахмед поддался влиянию, но какой подросток ему не подвержен? Он агрессивно настроен, но какой старшеклассник спокоен? Ахмед, судя по всему, ищет себя через религию, через приступ ортодоксальности, через оскорбления матери и наплевательское отношение к учителю. Но попробуйте 15-летнему парню что-то втолковать: куда он вас пошлёт? Думаю, понятно.
Ничего особо поучительного в этой ленте нет (разве что для Ахмеда, но он может быть не в курсе). Это просто эскиз вероятной ситуации и пристальный взгляд на один из вариантов развития событий. Любопытно, в каком-то роде. Но на приз за лучшую режиссуру в Каннах’19 не тянет.
31 июля 2019