Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большая поэзия |
год: | 2019 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Александр Лунгин |
сценаристы: | Александр Лунгин, Сергей Осипьян |
продюсеры: | Сергей Осипьян, Сергей Штерн, Дмитрий Горелик, Евгений Панфилов, Евгений Трубецкой, Елена Свеженцева, Виолетта Кречетова, Артем Васильев, Павел Лунгин |
видеооператор: | Всеволод Каптур |
композитор: | Станислав Смирнов |
художник: | Ольга Максакова |
монтаж: | Владислав Каптур, Мухарам Кабулова |
жанры: | боевик, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $25 469 |
Мировые сборы: | $25 331 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 октября 2019 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч |
В обиходе стихотворение называется просто стихом. И фильм «Большая поэзия» Александра Лунгина — это как раз тот случай, когда не стоит уходить от реалий разговорного языка и описывать картину академическими понятиями. Стихи — они и есть стихи.
Речитатив, голос улицы — поэзия сиюминутности, отражающая то, что окружает тебя здесь (в России) и сейчас. Но это высказывание вдруг становится универсальной историей о поиске себя и желании совершить поступок, который помог бы вырваться из колеса обыденности.
Поэт в России больше, чем поэт. Трудно удержаться, чтобы не дать этому тексту такой кричащий заголовок. Но кино совсем не об этом, пусть и видим мы на экране узнаваемые пейзажи и ситуации. Два друга — Витя (Александр Кузнецов) и Лёха (Алексей Филимонов), — когда-то принимавшие участие в боевых действиях в Луганске, на гражданке работают в ЧОПе. Периодически перевозят чужие деньги и охраняют, по сути, никому не нужную свалку в подмосковном Железнодорожном (до 2015 года — самостоятельный город, в наши дни — часть Балашихи). На досуге сочиняют стихи. А Лёха так вообще считает себя рэпером. «Ты сидишь на вершине мира, управляешь финансовыми потоками, поцелуй женщины проникает в тебя биотоками…» (кстати, именно этот текст, звучащий в самом начале картины, придумал сам актёр). И нет в их жизни настоящей поэзии, равно как и ничего другого хорошего — настоящей любви, тёплого места под солнцем, денег. «Ты почему всё время о деньгах говоришь, Лёша?», — спрашивает Витя. «Да потому, что у меня их нет!» — не задумываясь отвечает друг.
Или:
- Давай все деньги поставим…
- Нет, оставим на чёрный день.
- Какой чёрный день? У нас каждый день чёрный, Витя!
И речь не только о деньгах.
Парни делают ставки на нелегальных петушиных боях, «где на крыше тайно собираются узбеки». Трудно представить себе в современном городе более экзотический вид подпольной азартной игры. С одной стороны, авторы уверяют нас, что Подмосковье теперь такое, а с другой, петушиные бои — это, конечно, кинематографично и… поэтично. «Это бойцовые петухи — они созданы убивать и умирать». Прямой красивый образ, позволяющий нам понять героев и провести определённые параллели. Вспомним «Бойцовую рыбку» Копполы, где эта метафора играет на том же уровне. Кстати, бойцовая рыбка имеет второе название — петушок.
Но если этот источник для сравнения слишком далёк от нас географически и социально, то вот сопоставление с балабановским «Братом» неизбежно будет всплывать при обсуждении фильма. Действительно, у Данилы и Вити есть сходства, но есть и кардинальные отличия. Оба сдержанны, по-самурайски холодны. У обоих есть внутренний кодекс чести. Опять же, музыку любят (причём не любую, а в конкретном жанре). Но, несмотря на то что оба вернулись с войны, посттравматический синдром испытывает только Витя — за Данилой душевных терзаний замечено не было. Вот тут и начинаются глобальные отличия, которые никогда не позволят Виктору стать народным любимцем и национальным героем.
В своём желании лететь на огонь этот персонаж просто обречён, к тому же в нём нет ничего позитивного. Война внутри него не заканчивается ни на минуту. И он сам себя так или иначе поглотит, как та змея, которая кусает себя за хвост. Уроборос — неоднозначный символ, который может трактоваться и как бесконечная череда разрушительных и созидательных действий. Не даром в кадре часто появляются окружности — вид сверху стакана с кофе, бочки со сжигаемыми стихами, круг как геометрическая фигура на стене, вдруг становящаяся нимбом для героя, у которого пять минут назад появился своеобразный стигмат.
В действительности оказывается, что «Большая поэзия» — кино не про посттравматический синдром (хотя эта тема там присутствует). Это кино не берётся художественно переосмыслять военный конфликт в Луганске — данное обстоятельство призвано обозначить бэкграунд героя (которым могла стать любая другая локальная война — Лунгин рассказывал, что сценарий к фильму был написан около десяти лет назад, и пришлось многое переделать к сегодняшнему моменту). Это кино даже не про какие-то современные модные веяния в области музыки или стихосложения (рэп — отнюдь не «среда обитания» режиссёра). Просто фильм «Большая поэзия» — это и есть поэзия, шероховатый речитатив с яркими, броскими и в какой-то степени наивными образами, с неровным и скачкообразным размером, с местами хромой рифмой. Это кино — стихи в прозе жизни, где самым неизбежным поэтическим высказыванием может стать ограбление банка. Это кино лишь хочет показаться боевиком в реалиях современной России под рэп-аккомпанемент. На самом же деле оно гораздо тоньше.
25 декабря 2020
Я бы искренне хотел сказать что-нибудь хорошее про фильм «Большая поэзия». Хотя бы потому, что это условно «независимое» кино, которое надо поддерживать, потому что совсем уж ничего независимого не осталось. Хотел бы. Но не могу.
Даже несмотря на появление великолепного Андрея Родионова, который, кстати, хорошо написал плохие стихи для фильма.
Я искренне пытался сопереживать главным героям, изо всех сил. И первые минут двадцать это даже получалось, благодаря отличной игре Кузнецова и Филимонова. Но даже они не смогли ничего сделать с этим сценарием, ходульными, отвратительно-пафосными фразами, полным отсутствием логики и мотива в действиях персонажей. А потом еще начали вылезать актеры второго плана, которых явно понабрали по объявлению, причем не о поиске актеров. Скорее всего, в том объявлении было указано «Ищем людей, которые умеют говорить и вести себя так, как в жизни никто никогда себя не стал бы вести ни при каких обстоятельствах», и все эти потрясающие люди радостно откликнулись.
Был же, наверное, какой-то просмотр этого фильма уже после монтажа и постродакшена (так это в кино называется?). В общем, перед тем, как выпустить фильм на большие экраны, отсматривали же итоговый результат? И неужели вся команда такая: «Да-да, хорошее кино получилось, давайте выпускать». Хотя, скорее всего, после просмотра все подходили к Лунгину, хлопали по плечу и говорили: «Ну, бывает и хуже. Зато ты человек неплохой».
В общем, да, бывает и хуже. Галустян вон до сих пор снимается. И ничего, спит спокойно, наверное.
ПС: Не могу не отметить великолепную роль Obe 1 Kanobe, как он вытягивает губы трубочкой (почему-то он решил, что бандиты обязательно должны обладать губами стандартной тп). Ну и его единственная фраза: «Каспийский груз» — ничё», это достойно.
11 марта 2020
Режиссера и сценариста Александра Лунгина никак нельзя назвать молодым человеком (ему почти полтинник), но он снял удивительное кино, хорошо выражающее фобии и отчаяние молодости. «Большую поэзию» надо смотреть, конечно, в паре с «Кислотой» и не только из-за участия в них Александра Кузнецова: то, что лента Горчилина говорит о московской богеме, Лунгин-младший переносит на провинциальных маргиналов. Оказывается, жизнь в Москве и провинции не так уж и отличается! Правда, в «Большой поэзии» есть четкий акцент — московские снобы выглядят скучающими негодяями, в них нет экзистенциального измерения, как в «Кислоте», здесь они карикатурны.
Зато по-настоящему глубоки образы инкассаторов (к тому же еще и ветеранов Донбасса): Витя и Леха дополняют друг друга, если первый из них — ответственный, спокойный, даже несколько заторможенный, зато второй — живой и хулиганистый, их такими сделала не только война, но в целом бесперспективность жизни в современной России. «Большая поэзия» невероятно вязка в том депрессивном настроении, которое транслирует: если в «Кислоте» режиссер и герои вслепую нащупывают выход и находят его в религиозной традиции, то у Лунгина-младшего выхода нет. Тупиковость жизни главных героев, совмещающих занятия поэзией с игрой на петушиных боях (явная отсылка к повести Маркеса «Полковнику никто не пишет», где петушиные бои были метафорой тщетного поединка с судьбой), видна уже в первых сценах.
Можно предъявить режиссеру претензии в драматургической вялости повествования, в однообразии и отсутствии развития характеров и прочем игнорировании сценарных законов (кстати, то же можно предъявить и Горчилину), однако, фильм удался в главном — в единстве атмосферы и мощном протестном мессидже. Лунгин-младший не критикует власть, он всего лишь убедительно показывает, что при сегодняшнем положении вещей жить невозможно, люди травмированы войнами, социальной несправедливостью, бытовым хамством, беспределом чиновников и не видят выхода, постоянно пребывая в затяжной депрессии.
Притом дело даже не в Донбассе, ведь начальник Вити и Лехи, в блестящем исполнении Сытого (знакомого синефилам по лентам Хлебникова), которого здесь просто не узнать, столь он зрел и драматичен, — еще и ветеран Чечни. Поствоенный синдром для современной России — это не заживающая рана: сначала Афганистан, потом Чечня, теперь Донбасс. Можно лишь догадываться, на чьей стороне режиссер, но совершенно точно, что он на стороне своих героев — отщепенцев и маргиналов, иначе он бы не противопоставлял так очевидно подлинных поэтов и ремесленников.
Зачем в этой истории надо было делать инкассаторов-ветеранов любителями поэзии? Чтобы провести водораздел между подлинным искусством, рождающимся только из травматичного опыта, и снобистскими играми в искусство. По Лунгину-младшему, подлинная, действительно Большая поэзия, которую надо уметь чувствовать и понимать, может не чураться вульгаризмов и сленга, более того, она может быть в них погружена, главное, чтобы от нее было больно, чтобы она задевала. По мысли Вити, между поэзией и петушиными боями нет разницы, они одинаково жестоки, как нет ее между солдатом и поэтом. Это очень глубокая мысль может быть подтверждена судьбами поэтов-отщепенцев Георгия Иванова и Бориса Поплавского.
Умение видеть нутро жизни во всей его непривлекательности, бежать от сентиментальных соплей салонной поэзии в центр экзистенциального циклона — отличительная черта не только героев фильма Лунгина-младшего, но и самой этой картины. Снимая долгие планы на фоне многоэтажек-муравейников, режиссер подводит нас к выводу, что поэзия подлинная, живая не только не бежит от жизни в умозрительные конструкции, но погружается в те катастрофы, которые та производит. Жизнь на грани и за гранью — вот условие подлинной поэзии. Ведь, если бы Витя не оправился в Луганск, то никогда бы не стал читать стихи, а значит стоит страдать, чтобы из этих мук родились потрясающие стихи.
«Большая поэзия» — действительно большой фильм для нашего мелкого времени, кроме того, он поэтичен от начала до конца, как и те стихи, которые в нем читаются. И, быть может, для автора фильма выход из бесперспективности русской жизни все-таки есть и это настоящее искусство, которое рождается только из страшных, мрачных, негативных аспектов жизни, преображая их в художественную пульсацию человеческой боли. И, если Господь не ответил героям фильма, как следует из стихотворения Лехи, в отличие от персонажей «Кислоты», это не значит, что Ему все по х…
11 февраля 2020
Рулетка судьбы с петушиными боями. Автомат против дробовика. Избиение с мешком на голове под свет фар. Блеск мишуры денег в оплате за риск. Солдат и поэт в поиске призвания. Талант, словом назаретянина, через века. Таково, пестрота драмы Александра Лунгина.
«Зарывать талант в землю»? Похоже на то. Вот уже несколько тысяч лет этой притче прозвучавшей из уст Иисуса Христа. И не принимая во внимание её расширительное толкование со служением, страшным судом, с ответом за дела свои, а фокусируясь лишь на фактах поступков мы имеем её воплощение повсеместно. То там, то здесь. Повсюду. Схожи людские тропы одна с другой. И нет новизны в маршрутах движения. Всё было, всё есть, всё и будет. Абсолютно также. Лишь лица меняются. Лишь декорации претерпевают излом. Лишь пыль, большей или меньшей сажей на ступнях.
И чего, казалось бы проще, получил, скажем, от Верховной Личности (при альтернативном мнении — от Природы-Матушки) подарок при рождении, набрёл, в суете случайностей на него в детстве, а может быть в ранней юности и ощутил, почувствовал, осознал — моё. Вот он, счастливый билет на ближайшие 40—50 лет. Фарт. Поцелуй небесный. Широта объятий мироздания в улыбке. Восторги прилагаются. Рукоплескания, обязательны. Поклонение? Всеобщее. Ну, как же, уникум! Как есть, уникум. Едва ли не гений. Личность раскрывшая себя. Себя, услышавшая. Вот только и два тысячелетия спустя, слова учителя, для многих отжившими архаизмами старины. О таланте слышали, но о тех самых талантах, закопанных в землю, никогда не размышляли. Глупы люди. И невежественны одновременно. Оттого и несчастны. Жар-птицу, птицу-удачу ищут. А думая, что нашли, ловят. Пытаются поймать.
Мы в такие шагали дали
Что не очень-то и дойдешь
Мы в засаде годами ждали
Невзирая на снег и дождь
Мы в воде ледяной не плачем
И в огне почти не горим
Мы охотники за удачей
Птицей цвета ультрамарин
Два российских паренька с экрана в зрителей. Режиссёр обстоятельно рисует серые будни с беспросветной поволокой в глазах. Чёрные сутаны балахонов на плечах с шевронами «Охрана», лишённостью колора света. Хотя бы призрачного. Затянувшаяся депрессия отсутствием эмоций, улыбок, живости порывов. Сумрак к 25 годам. Пришибленность тоски с перешибленной войной в Луганске судьбой. Лёша и Витя опалённые огнём. Инкассаторы в нынешних реалиях, ЧОПовцы в обереги чужого. Солдаты мирного неба среди бетонного гранита многоэтажных высоток. Защитники «Отечества» в прошлом, ныне коротающие век на мусорной куче периферии городских задворок. Души выжжены, вытравлены сроками срочной службы. Лишь робкие колосья стихотворных вирш, болью проблематики изнутри. И всё по кругу. И всё вновь по кругу. Тема одна. Без восходов. Постоянный закат. Закат!
А к себе, прислушаться не судьба? А в себя заглянуть не пытались? А поговорить с собой? А договориться?
Говорят что за эти годы
Синей птицы пропал и след
Что в анналах родной природы
Этой твари в помине нет
Говорят что в дальние страны
Подалась она навсегда
Только я заявляю прямо
Это полная ерунда
Автор фокусируется на скудости мира друзей. В реалиях нынешнего, не имеющих возможности усмотреть своё место, найти его, обрести. Да, определённо, синдром «Рэмбо», посттравматическое расстройство, отпечатком на каждом. И потому даже шеф, прошедший чеченскую компанию, подпитывает психику дозами спиртного. Есть ли выход из этого лабиринта? Есть ли спасение в обретении точки опоры? Работа? Семья? Ребёнок? Не всё так просто. Для одного это стало омутом. Другой, медлит.
Тогда что?
Может быть призвание? Реализация той самой «природной» установки? Данной нам Создателем. Себя, миру распахнуть. Себя, обнажить. Талант, приумножить. И с факелом этим по жизни. И другого не нужно. Совсем не нужно. Поэтический слог, пульс рифмы, грань мысли в воспарении, разве не золотая жила? Овации, публикации, слава, обеспечены. Дерзай. Развивайся. Твори. Но иные миражи в иллюзии благоденствия себе рисует «поэт». Деньги и сразу. Много и сейчас. Это путь одного. Призрачный. Ошибочный. А что же второй «воин»? И с него станется. Его «миссия» в реализации собственной программы. А не глупое следование за «собратом». Сошёл с колеи, пропал. Гибель предначертанием.
Синей птицы не стало меньше
Просто в свете последних дней
Слишком много мужчин и женщин
Стали сдуру гонять за ней
И пришлось ей стать осторожной
Чтоб свободу свою спасти
И вот теперь почти невозможно
Повстречать ее на пути…
Ещё один фильм из серии: «Живое, осмысленное российское кино». Трепетное, тревожащее.
7 из 10
9 февраля 2020
Отец и сын Лунгины практикуют разделение труда. Папочка снял спорное, и сомнительное (в этическом смысле) «Братство», в котором изобразил советских солдат в Афганистане бандой грабителей и мародёров, а сынок продолжил тему, перенеся герое в наше время, и заставив их переживать посттравматический синдром. Фильм Лунгина — младшего основан на подленькой мыслишке о том, что люди делятся на тех, «кто рождён убивать и умирать», и на московских хипстеров, воображающих, что они «живут во времена постиронии». И те и другие режиссёру отвратительны, а нормальных людей в этом фильме вообще нет. Лунгин — младший населил свою картину фриками разной степени дебильности. Здесь и наглухо завёрнутые на петушиных боях трудовые мигранты (единственные, кто изображён с симпатией), и малохольные участники поэтических семинаров, и жадные банкиры, и охраняющие их быдло — чоповцы… После просмотра этого фильма, я поняла, что создатели, люди очень позитивные, и с оптимизмом смотрят в будущее. Для полноты картины, герои должны были бы каждые пять минут кричать — «Да смерть!», и играть в русскую рулетку.
Виктор и Лёха — это живое воплощение диалектического закона единства и борьбы противоположностей, это очеловеченные инь и ян. Виктор — подмороженный, с застывшим взглядом выпученных, стылых глаз, и неизменной сигаретой, прилепившейся к нижней губе. Эта сигарета, это очень мощный символ! Вы не поняли его значения? А оно есть! Он даже по боксёрскому мешку лупит с сигаретой в зубах! Вы когда — нибудь работали с мешком? Тогда вы знаете, сколько сил и энергии отбирает эта работа. Очевидно, что сценарист хотел показать нам с каким матёрым человечищем мы имеем дело. Постельных сцен в этом фильме нет, но я уверена, что Виктор, и в них не расстаётся с сигаретой. Это стильно, это эротично — осыпать партнёршу пеплом, и выпускать дым ей в лицо во время любовных утех.
Лёха — нервный, импульсивный, азартный, пишет стихи, и буквально брызжет талантом, то штаны намочит, а то окружающих. А ещё, они оба чудовищно несчастны, одиноки, и жизнь их полный мрак (здесь бы надо слюняво расплакаться, и начать шумно сморкаться, издавая вопли «Батюшки! Как же всё плохо!»). Все герои этого фильма (кроме Лёхи, который отчаянно хочет жить) — ходячие покойники. Руководитель Чопа, жалеющий о проявленном некогда малодушии, пустотелый банкир Цыпин, желающий «в чём — нибудь поучаствовать», прыгающая с члена на член, Ольга, манерный, фертильный московский блоггер, думающий только о хайпе — все они мертвы в духовном смысле, по земле ходят их полые, лишённые жизни оболочки.
Помыкавшись в поисках смыла, и не найдя его, герои решаются на ограбление, такое же бессмысленное, как и всё, что они делали ранее. Вы спросите — а при чём здесь поэзия? Да не при чём. Просто Виктор произносит глубокомысленную фразу о том, что «между солдатом и поэтом разницы нет». Проняло? Заколдобило? То — то же! Поэтому кино и называется «Большая поэзия», а по факту является унылой историей, проходящей по разделу малой прозы. Зачем это снято? Затем же, зачем «Левиафан», «Текст» и прочие фильмы о бессмысленности, и беспросветности российской жизни. Режиссёр прямо говорит в своём интервью о том, что этот фильм о «людях, которых мы считаем ватниками». Тухленькая рыночная действительность не нуждается в героях, её герои — интсаграммщики, твиттерские, блогеры, и другие достойные представители современной флоры. Очевидно, что заявляя «мы», режиссёр выступает от их имени, и выражает их коллективную позицию.
Как вам такое?
15 декабря 2019
Каждый год в нашей стране выходит огромное количество авторских фильмов как от начинающих режиссёров, так и от опытных, имеющих своего зрителя. Примером такого фильма и является «Большая поэзия» Александра Лунгина — начинающего режиссёра, но хорошо известного сценариста. Многие зрители, идя на данный фильм, несомненно надеялись увидеть в работе режиссёра почерк своего отца — выдающегося Павла Лунгина. Ожидания этих людей, к сожалению или к счастью, не оправдаются. Хоть я и не увидел каких-то новых идей в плане режиссуры от Александра Павловича, его работа не вызывает сильных вопросов.
Что касается сценария, фильм достаточно бодро начинает свой рассказ и так же бодро его заканчивает. Персонажи живые, даже не смотря на почти безэмоционального героя, сыгранного Александром Кузнецовым. За этими парнями хочется наблюдать, слушать их разные мнения, пытаться понять их мотивацию. Сам по себе сценарий также, как и режиссерская работа, особо не сияет каким-либо сложным сюжетом, но всё равно держит зрителя до конца.
Дуэт актёров Алексея Филимонова и Александра Кузнецова на мой взгляд лучший тандем этого года в российском кино. Две противоположности, два разных полюса живут в главных героях фильма. Но это не мешает им оставаться друзьями, помогать друг другу, хотя что помощь, что понятие настоящей дружбы исходит исключительно от Виктора — человека, потерявшего эмоции, но не потерявшего веру в честность, справедливость.
Данный фильм не является шедевром кино и эталоном, но заслуживает особого внимания в большей степени из-за тем, поднимаемых в фильме и интересных персонажей, прекрасно сыгранных хорошими актёрами. Это хорошее российское кино, которое я смело могу порекомендовать к просмотру.
7 из 10
12 декабря 2019
Каждый год в нашей стране выходит огромное количество авторских фильмов как от начинающих режиссёров, так и от опытных, имеющих своего зрителя. Примером такого фильма и является «Большая поэзия» Александра Лунгина — начинающего режиссёра, но хорошо известного сценариста. Многие зрители, идя на данный фильм, несомненно надеялись увидеть в работе режиссёра почерк своего отца — выдающегося Павла Лунгина. Ожидания этих людей, к сожалению или к счастью, не оправдаются. Хоть я и не увидел каких-то новых идей в плане режиссуры от Александра Павловича, его работа не вызывает сильных вопросов.
Что касается сценария, фильм достаточно бодро начинает свой рассказ и так же бодро его заканчивает. Персонажи живые, даже не смотря на почти безэмоционального героя, сыгранного Александром Кузнецовым. За этими парнями хочется наблюдать, слушать их разные мнения, пытаться понять их мотивацию. Сам по себе сценарий также, как и режиссерская работа, особо не сияет каким-либо сложным сюжетом, но всё равно держит зрителя до конца.
Дуэт актёров Алексея Филимонова и Александра Кузнецова на мой взгляд лучший тандем этого года в российском кино. Две противоположности, два разных полюса живут в главных героях фильма. Но это не мешает им оставаться друзьями, помогать друг другу, хотя что помощь, что понятие настоящей дружбы исходит исключительно от Виктора — человека, потерявшего эмоции, но не потерявшего веру в честность, справедливость.
Данный фильм не является шедевром кино и эталоном, но заслуживает особого внимания в большей степени из-за тем, поднимаемых в фильме и интересных персонажей, прекрасно сыгранных хорошими актёрами. Это хорошее российское кино, которое я смело могу порекомендовать к просмотру.
7 из 10
12 декабря 2019
Есть мнение, что люди охотнее вываливают в сеть негатив, чем положительные оценки и комментарии. У меня обычно не так, я пишу рецензии только если фильм мне понравился или хотя бы чем-то запомнился, в иных случаях остаюсь нейтральным и просто очень быстро его забываю. Но фильм «Большая поэзия» мне очень хочется поругать. Если честно, это единственный раз, когда я не смог досмотреть фильм до конца в кинотеатре. Из зала я не ушел, но последние минут 10—15 проверял почту и мессенджеры. Захотелось сесть и на бумаге разобрать, чем же фильм плох, чтобы не оставлять это на уровне общих ощущений. Поэтому сразу вернувшись из кинотеатра я сел писать этот текст. Пока не забыл.
На самом деле от фильма я ничего особенно и не ждал, купил билет спонтанно за час до сеанса в соседний от дома ЦДК, просто потому что весь день просидел дома и хотелось проветриться. Но и к тому, что фильм будет провальным тоже предпосылок не было. Довольно интересный и близкий мне сеттинг, неплохая для жанра оценка на Кинопоиске. Опять же актер Александр Кузнецов уже имеет некий медийный вес и в совсем плохом кино сниматься бы не стал. Также обнадеживала фамилия оператора Всеволода Каптура, видел несколько его работ и читал интервью с ним. Интересный толковый парень.
В общем-то несколько сцен и Всеволод Каптур это единственное хорошее, что есть в фильме. Хотя очевидно, что он был сильно ограничен форматом и бюджетом, взял камеру на плечо и снимал в полудокументальной стилистике. Что, впрочем, ни в коем случае не является недостатком фильма, а вполне себе художественное решение. Но если в той же Розетте братьев Дарденн (да, это самый банальный пример, когда речь идет о живой камере в авторском кино) это работает и дополняет картину, то в фильме «Большая поэзия» дополнять в общем-то и нечего.
Начну все-таки с плюсов. Они есть и по большей части в начале фильма. Открывается фильм довольно бодро, мы видим неплохую сцену перестрелки возле банка, эпизод с награждением инкассаторов тоже выглядит иронично и хорошо. Есть интересные решения в плане художественной постановки — комната главного героя с койкой и грушей выглядит гротескно и фактурно. Хорошая сцена с свиданием на вершине свалки. Идея с петушиными боями — отлично. Это не банально, не так кровожадно и сложно в производстве, как, например, собачьи бои и при этом довольно зрелищно. В общем, на уровне отдельных эпизодов фильм неплох, но вот в одно большое кино всё это не собралось, а в конце вообще развалилось.
Где-то после первой четверти фильма, а именно с появлением активно участвующих героев второго плана и в частности девушки по имени Ольга, на экране начинают мелькать артефакты студенческого диплома, причем в плохом понимании этого слова. Честно скажу, я не считаю, что хорошо разбираюсь в актерской игре. Но обычно, когда смотришь профессионально снятый фильм, то ждешь, что все актеры второго и даже третьего плана по умолчанию будут играть нормально. То есть ты даже не задумываешься об этом, это просто по дефолту, когда ты смотришь кино для широкого проката. Это как отсутствие пересветов на пол-кадра и брака по звуку, просто какие-то базовые технические требования к фильму. Так вот в сцене, где главного героя и его подругу зовет к себе на подкаст некий блогер с ста тысячами подписчиков, я просто обалдел. Ну это выглядит так, будто режиссер пригласил сняться знакомого из фейсбука с фактурной внешностью. И знакомый справился не очень, а режиссер этого почему-то не заметил, хотя это было очевидно даже мне, не самому искушенному зрителю.
Где-то к середине фильм окончательно разваливается. Мотивация героев тонет в подмосковной луже, диалоги становятся всё более нелепыми и пафосными, логика происходящего технично ускользает от зрителя. Несколько раз в фильме очень серьезно говорят про «вырваться наконец отсюда и уехать в Москву», при этом действие происходит в Люберцах. Вырваться и проехать 10 минут на маршрутке и 30 минут на метро это сильно, конечно. Герой Кузнецова показан таким брутальным и выжженным войной молчуном, но про войну в фильме практически ничего нет. Пару раз упоминается Луганск и несколько раз пафосно произносится фраза, что война это ад. Нет, я не предлагаю вставить в фильм сцену, где герою снится, что он в украинском окопе и потом он просыпается в поту и идет на кухню попить водички. Или вертолетные флешбеки как в Апокалипсисе сегодня. Но хоть как-то обозначить присутствие войны на экране было важно, чтобы зритель мог проявить хоть какую-то эмпатию к главному герою. Я честно пытался это сделать всю первую половину фильма, и местами, благодаря харизме Кузнецова, даже получалось. Но во втором акте я капитулировал и его упрямое самобичевание и бестолковое самопожертвование вызывали только раздражение. Происходящее же в концовке фильма выглядит уже как капитуляция самого режиссера.
Резюмируя, я рекомендую этот фильм всем, кто как-то связан с кинопроизводством или интересуется режиссурой и сценарным мастерством. Это хороший наглядный мастер-класс о том, какие ошибки можно совершить, снимая кино. Всего лишь по стоимости билета в зрительный зал. Если же вы просто хотите провести время и посмотреть отечественную авторскую драму, сходите лучше на Быкова или на Гай Германику.
Здесь важно отметить, что я оцениваю этот фильм именно как полноценное серьезное авторское кино. Снятое профессионалами и с амбициями. Если бы это был фильм в жанре треш или студенческая работа, то, конечно же, оценка была бы выше, так как и весовая категория фильма была бы другой.
3 из 10
4 декабря 2019
Война в душе человека — тема не из простых. Одни создатели стремятся показать ее с точки зрения симптомов ПТСР, другие заглянуть в душу человека и дать универсальные и понятные для всех ответы на вопросы. Но, как известно, сколько людей — столько и мнений. Поэтому и эту тему можно показывать по-разному. Собственно к ней обращается сын легендарного Павла Лунига Александр в своей психологически-криминальной драме «Большая поэзия».
Синопсис Два друга Витя и Лёха работают инкассаторами в небольшом городе в подмосковье, а в свободное время ходят на петушиные бои и курсы стихосложения. Оба друга прошли через войну, оба пытаются вернуться к нормальной жизни и выразить свои мысли через рифму, но не отпускающее Виктора прошлое и донимающий в душе Лёхи ад настоящего не отпускают героев, в итоге приводя их к единственному решению всех их проблем — ограблению.
Игра актёров Честно говоря, в плане актерской игры фильм приятно удивил, поскольку я не заметил каких-либо кукольных или штампованных образов, которыми пестрит наше кино и телевидение. В первую очередь, хотелось бы похвалить Александра Кузнецова в роли Виктора, «поэта без стихов» и, видимо, без души, который буквально разучился выражать свои чувства и эмоции, а посему не имеет ни надежд, ни страха, «ни х**а». Также стоит отметить Алексея Филимонова в роли Лёхи, напротив, талантливого поэта и чересчур импульсивного парня, который собственно из-за своих необдуманных поступков загоняет себя в западню. Из второплановых ролей более всего запомнилось исполнение Евгения Сытого в роли начальника Вити и Лёхи, обычного нормального мужика, который прекрасно понимает парней и пытается убедить их жить по-человечески, когда становится уже слишком поздно.
Режиссура В плане режиссуры фильм оставил довольно смешанные впечатления. С одной стороны, Александр Лунгин попытался передать состояние человека, который пытается вернуться к мирной нормальной жизни в то время, как внутри него самого по-прежнему бушует война, и как следствие, она находит внешние проявления. Оба героя воевали на Донбассе, у обоих это привело к непоправимым последствиям. Однако вместо того, чтобы применить различные художественные, технические и звуковые приемы Александр Лунгин ограничивается лишь просто картинкой того, как герои не могут ужиться с нормальным миром, который в принципе их и не принимает. По этой причине большая часть фильм смотрится довольно затянуто.
Сценарий У фильма предельно простой и незамысловатый сюжет. Двое молодых парней Витя и Лёха недавно вернулись с вооруженного конфликта на Донбассе. Оба успели многое повидать, оба никак не могут вернуться к нормальной жизни. Витя подозрительно спокоен, циничен и расчетлив в своих действиях. Леха, напротив, крайне импульсивен, азартен и не думает о последствиях своих поступков. Для них отдушиной остаются посещения поэтических курсов и петушиных боев, из-за которых, кстати, Леха должен крупную сумму местному криминальному авторитету. В скучной жизни все меняется, во время не совсем удачной попытки остановить ограбление банка. После этого случая каждый из героев по-своему пытается вернуться к нормальной жизни, но ни тому, ни другому это никак не удается: либо сам мир их не принимает, либо они сами уже не хотят быть нормальными. Понимая всю циничность их положения, герои решаются на отчаянные меры и предпринимают дерзкое ограбление. Все вроде бы в сюжете понятно, однако по большому счету он лишь состоит из томных рассуждениях героев о поэзии, смысле жизни и их будущем, которого по итогу у них и нет. Подведя зрителя к этой черте, авторы запускают череду дерзких действий и поступков, которые приводят героев к тому, к чему приводят.
Итог В целом «Большая поэзия» — фильм неплохой, только через чур тихий и немного затянутый. На мой взгляд, в фильме не хватало внешнего напряжения, которое отобразило бы напряжение, скрытое внутри самих героев, которые в итоге выпустили своих демонов наружу и выплеснули остатки войны, снесшие все вокруг.
7 из 10
2 декабря 2019
Строки большой поэзии от Александра Блока вполне могут быть эпиграфом новой работы Александра Лунгина — «Большая поэзия». За символичным названием скрывается судьба боевых друзей. Молодые парни Виктор(Александр Кузнецов) и Леха(Алексей Филимонов) работают инкассаторами в небольшом городке. Их жизнь скована серыми высотками, да квартирами-коробками.
Мрачный антураж обыденности давит цветовой гаммой. Оператор словно избегает ярких красок в кадре. Все больше аскетичные интерьеры, захламленные комнаты, рабочие вагончики и крыши домов. Зрителя зажимают в унылом быту, чтобы прочувствовать безысходность существования героев. Их бессмысленный бег по кругу — работа, дом, петушиные бои, кружок поэзии. А глухой перестук звуковой дорожки на фоне отсчитывает 2-часовой хронометраж.
Это тяжелый фильм с персонажами, которые отзеркаливают друг друга. Внешне спокойного Виктора не отпускает память о войне в Луганске. Он храбрый солдат и посредственный поэт. Поэзия героя Александра Кузнецова заключена во флегматичном «Нормально» — ответе на любой вопрос. Его литературные образы расцветают букетами вырванной земли от взрыва мин, сжимаются расплавленной розой в огне. Персонаж Алексея Филимонова напротив — живой, дерзкий и нахальный Виктор. Отличный рифмованный слог мог бы сделать его знаменитым, но неуемный азарт, цепи долгов и природная трусость удерживают от перемен. Обоим друзьям недостает сил, недостает качеств друг друга, чтобы освободиться и начать новую жизнь. Это их объединяет.
Сюжет же фильма соединяет тема смерти. Картина пропитана этой субстанцией. Она сочится в неуклюжих стихах Виктора, схватках бойцовских петухов и вопросе маленького мальчика «Тебе понравилось убивать?» Праздное любопытство разрезает полотно терпения героев, и из-за него выглядывает смерть. Она, чеканя шаг, переступает через судьбы друзей.
Жизненный сценарий, подкрепленный объемными персонажами выделяет этого лауреата Кинотавра 2019. Александр Кузнецов заслужил награду за холодный взгляд голубых глаз и выжженные войной эмоции.
8 из 10
28 ноября 2019
По-видимому, рэп в России и правда, стал не только главным музыкальным жанром, но и образом мысли вообще. Так, во всяком случае, считает сценарист (совместно с Сергеем Осипьяном) и режиссер «Большой поэзии» Александр Лунгин (сын известного постановщика Павла Лунгина), и награждает двух главных героев своей картины любовью к речитативу. Виктор (Александр Кузнецов) и Алексей (Алексей Филимонов) — молодые армейские друзья, отслужившие в Луганске. Парни живут в ближайшем Подмосковье и работают инкассаторами в местном банке, а в свободное от охраны чужих денег время посещают поэтический кружок и ходят на петушиные бои.
Лунгиных, как отца, так и сына, в последнее время интересует военная тематика, посттравматический синдром и адаптация бывших солдат к мирной жизни. И если «Братство» Павла, благодаря умелой режиссуре, получилось достойным фильмом об Афганской войне, то «Большая поэзия» режиссера-дебютанта Александра вышла неровной и местами перегруженной картиной. Вите и Лёхе приходится довольно трудно. Первый застрял головой на войне и хочет все это выплеснуть на бумаге, но не судьба — этого таланта у него нет. Зато есть собранность, внешнее спокойствие и умение выполнять работу, что и позволяет ему отбить атаку на их инкассаторскую машину в самом начале картины. Второй же прекрасно рифмует, но абсолютно этого не ценит и куда больше мечтает о быстрых деньгах, которых ему остро не хватает для себя и своей молодой семьи. «Что ты постоянно говоришь о деньгах?» — спрашивает Витя. «Да потому что, у меня их нет!» — отвечает Лёха.
Лунгин пытается зарифмовать войну и поэзию, но выходит это у него примерно так же, как и стихи у Вити — нескладно, грубовато и с ненужными дополнениями. То хипстеры с литературного вечера, покуривающие травку и видящие в Вите лишь клоуна, то бывшие бандюганы, а ныне приличные люди, устроившие засаду для Лёхи, будто созданы не для сюжетных перипетий и раскрытия образов героев, а для лишнего обличения нынешнего российского общества. Работа в охране и прогулки по свалке за МКАД отчетливо намекают на современное положение вещей, и в какой-то степени говорят, как и один из второстепенных персонажей фильма о гибели настоящей большой поэзии, и сближают повествование с обычной рифмовкой событий и фактов, а не создают душераздирающие образы государства российского. С другой стороны, в этой прямолинейности и шероховатости легче увидеть проблематику фильма, в котором главные герои решаются пойти на ограбление, в общем-то, от безысходности, от своей неприкаянности, а не от желания быть романтизированными пацанами и стать гангста-рэперами.
Современный отечественный кинематограф наполнен большим количеством фильмов, которые по своим задумкам и поднимаемым в них темам достаточно важны, любопытны и примечательны. Но вместе с тем, они не обладают такой художественной мощью, способной достучаться до каждого любителя кино в нашей стране, и именно поэтому «Большая поэзия» не сможет стать на один уровень ни с «Братом», ни с «Бумером», несмотря на общее неплохое впечатление. Ну, а последние вопрошающие слова, так и оставленные без ответа: «Лёха я или не Лёха?» из проникновенного стихотворения, написанного Алексеем, можно отнести, как к самому фильму, так и к его режиссеру, который и сам до конца не определился, Лёха он или не Лёха и сделал фильм без особого упора на что-то одно.
6 из 10
28 ноября 2019