Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Трюкач |
год: | 2014 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Сергей Щербин |
сценаристы: | Эдуард Володарский, Анатолий Чижиков, Елена Цвентух |
продюсеры: | Анатолий Чижиков, Наталья Чижикова, Сергей Куликов, Сергей Торчилин |
видеооператор: | Антон Вербин |
композиторы: | Сергей Морозов, Людмила Морозова |
художник: | Сергей Чижов |
монтаж: | Владимир Воронин |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 марта 2015 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 48 мин |
Фильм «Трюкач» собрал множество разных отзывов, как положительных, так и отрицательных. Но мне он понравился, и я посмотрела его с удовольствием.
Сложно сказать, похож ли герой Сан Саныч на известного каскадера Александра Иншакова или больше на актера Евгения Урбанского, чья биография затрагивается в сериале, но герой вышел интересным.
Каскадеры часто остаются за кадром, хотя иногда создают больше половины фильма, особенно, если он приключенческий, на съемках они часто получают травмы или гибнут. И сериал осветил по-новому эту профессию и ее становление в СССР, а потом уже и в России.
Скорее, фильм можно назвать околоисторическим, персонажи и события вымышленные, но за ними угадываются реальные герои и фильмы, есть отсылка к реально снятым историям, хотя и из разных десятилетий. Музыка в этом сериале очень гармоничная, словно перекликающаяся со всеми советскими фильмами. Поэтому «Трюкач» получился собирательным.
Ясно угадывается фильм «Коммунист» в сцене, где Сан Саныч рубил дерево, «Три мушкетера», где показано фехтование на вершине крепости. Угадываются также фильмы 90-х, снятые самим Иншаковым: «Рыцарский роман» и «Крестоносец» в сценах со сражением в крепости. Очень рада была увидеть отсылку к «Человеку-амфибии», фильму, который и создатели, и советские каскадеры считали одним из самых трудоемких. И также упомянули фильм «Пираты XX века», показав восточные единоборства на судне, хотя в фильме были актеры, кто снимался без дублеров, как, например, Талгат Нигматулин. Фильм, на съемках которого пострадал Олег Фомин, наставник Сан Саныча, напомнил мне о «Сталинграде». И это перечисление можно продолжать дальше.
До этого я видела Сергея Стрельникова в «Крепостной», и очень рада была увидеть его вновь, теперь уже в главной роли. Да, герой далеко не идеальный, со своими недостатками, неуступчив, вспыльчив, но логика в его поступках есть. Такие мужчины любят азарт и опасность, они безрассудны, безбашенны, бросают женщин, и часто их жизнь заканчивается рано.
При этом Сан Саныча нельзя назвать злым или подлым. Он помогал Марине Заборской и ее сыну, стал для Саши крестным и передал ему профессию. Он согласился на отчаянный спор: перепрыгнуть на горящей машине через разведенный мост, и все это, чтобы деньги передать друзьям, которые пострадали на съемках. Почти всю жизнь он пытался добиться того, чтобы каскадеры стали полноценной профессией, чтобы они получали зарплату и пенсию по случаю травм.
И сцена с прыжком в горящей машине через разводной мост Невы была снята очень динамично и захватывающе. Я смотрела ее, затаив дыхание. Один из самых лучших эпизодов. Отлично передана атмосфера напряжения. Но, насколько мне известно, такого трюка не было на самом деле.
Есть сцены в сериале, с которыми я не совсем согласна, и многие зрители тоже сочли их нелогичными. Ехать по городу в немецкой машине и с фашистским флагом со съемок и в самом деле было скандальным. Неужели Сан Саныч не подумал об этом?
Второй ляп: каскадеры никогда не наливают полный бак, как раз на тот случай, если машина перевернется и загорится. Поэтому сцена, где напарница Сан Саныча Александра перевернулась на машине во время трюка, не очень правдива. И неужели мужчины не додумались перевернуть машину? Но, возможно, такой сюжетный ход был нужен, чтобы объяснить, почему Сан Саныч стал таким непостоянным с женщинами. Не хотел больше ни к кому привязываться...
Очень понравилась небольшая роль Антона Хабарова, который сыграл Сергея Заборского. Прототипом этого героя стал советский актер Евгений Урбанский, который трагически погиб на съемках фильма «Директор». Судьба этого актера отражена в фильме 'Трюкач'. Именно после его гибели вышел приказ, чтобы все трюки выполняли именно дублеры. Вообще, Хабарову удаются роли в фильмах о советском прошлом, и его персонажу веришь.
И его жена Марина в исполнении Юлии Галкиной вышла в фильме правдивой. И в ее сюжетной линии угадывается фильм «Царская охота» с Николаем Еременко, где показана авантюристка княжна Тараканова, хотя он показан более динамичным, с погонями и перестрелками. Хотя иногда она кажется слишком хрупкой, уязвимой и инфантильной, но все же персонаж имеет реальных прототипов. Были в советские годы актрисы, которые из-за «черной метки» оказались не у дел и без ролей, потому что когда-то отказали сильным мира сего и не стали изменять мужьям. Многие, к сожалению, так и не вернулись на экран, спились, а кто-то умер в нищете. И рядом не оказалось Сан Саныча, который бы поддержал и помог остаться в профессии. И это большой плюс главному герою. Единственное замечание: актрисе сделали неудачный грим, когда показали ее через двадцать лет и попытались «состарить». Слишком уж ненатуральные щеки и парик.
Неожиданным было увидеть Виктора Добронравова в роли подлого и трусливого Севы. Герой оставил какое-то брезгливое ощущение, но Виктор очень хорошо сыграл, а ведь до этого я видела его только в комедийных ролях. Необычная и оригинальная роль в его фильмографии.
Понравился Дмитрий Поднозов и его Олег Фомин. Мудрый наставник, умный мужчина с большим жизненным опытом, который умеет направить каскадеров в верное русло. Дмитрию Поднозову идут подобные роли. Мне он запомнился еще своей ролью в сериале 'Вербное воскресенье', и я рада была вновь его увидеть в этом сериале.
Не очень логичны Тамара и Нино. Не могут кавказские женщины так себя вести в присутствии мужа и отца. Но Тамара выглядела правдиво в своей мстительности и ревности. Нино мне понравилась тем, как она изменилась. Из избалованной жены пожилого богача она стала взрослой и мудрой женщиной и стала поддерживать постаревшего супруга.
Вторая половина сериала - это словно другая часть семейной саги, где главным героем становится Сашка-трюкач, крестник Сан Саныча, сын Марины и Сергея Заборских. Видела Леонида Бичевина в сериале «Вербное воскресенье», тут у него совсем другой герой, более смелый и уверенный в себе.
Но во второй части серии довольно мрачные и жестокие, но правдивые, где показано крушение целой империи. Тут и милиционер, который вынужден сторожить склад, и бандитские разборки, и перегон машин из Европы. Режиссеры вынуждены снимать низкопробную рекламу, а у самого Мосфильма нет денег ни на что. Даже отправить Сашу с друзьями на иностранный фестиваль каскадеров оказалось непосильной задачей. Повзрослевшая Нино выручила Сашку и его друзей, стала «доброй феей» для крестника Сан Саныча.
На протяжении всего сериала подчеркивается идея, которую отразили Сан Саныч и Олег Фомин, а потом Саша с друзьями. Все трюки в фильмах - это командная работа. И неважно, в какой стране трудятся каскадеры, это одинаково для всех: нужно тщательно продумать трюк. Здесь сразу вспоминается цитата, которую часто говорят циркачи: «Цирк ошибок не прощает». Думаю, что каскадеры считают также.
Фильм стоит посмотреть.
20 августа 2024
Действие фильма начинается в Москве в 1962 году. Сан Саныч Богатырёв, главный герой фильма, - сын генерала, боевого лётчика, дважды героя Советского Союза. Потеряв терпение от выходок сына, который куролесит по Москве, генерал отправляет сына в армию. Волей случая Сан Саныч знакомится с мосфильмовской группой каскадёров-дублёров и после армии оказывается на Мосфильме в составе этой группы.
О режиссуре можно даже не упоминать. Её нет, сценарий настолько примитивен, что режиссировать просто нечего. Основные персонажи, сотрудники Мосфильма, ведут себя как шпана с провинциального рынка. Все сюжетные повороты незамысловаты и предсказуемы. Убогий сценарий написан на потребу самой непритязательной публики. Зачем по всех сериалах в качестве обязательных персонажей вставляют карикатурных украинцев и ещё более оскорбительно карикатурных евреев? По какой-то неведомой зрителям разнарядке или чтобы заполнить экранное время примитивными хохмами? Реприза с презервативами вообще за гранью добра и зла. Это точно сценарий Володарского? Дегенератов, которые не удосужились снять нацистские флажки со свастиками с машины и разъезжают с ними по Москве, я вообще не могу себе представить. Один из этих дегенератов по сценарию - сын героя войны, а другой - заслуженный артист СССР.
Халтурщики из съёмочной группы могли хотя бы удосужиться посмотреть фильмы 60-х годов. Как москвичи выглядели, вели себя, одевались, какая манера речи была. Люди приезжали в Москву и подстраивались под культурную среду, а не лузгали семечки, не шокали и не ходили в карикатурных вышиванках по Мосфильму. Посмотрите любой фильм 60-х годов, совершенно другие люди! Ещё живы были русские люди, рождённые до 'без царя', которые задавали высокие культурные стандарты, а здесь в каждом кадре невыносимое плебейство.
Самые наглые халтурщики - костюмеры. Зачем они одевают персонажей 60-х годов в довоенную одежду? Ау! В начале 60-х годов московские девушки носили юбки солнце-клёш с затянутой талией, в конце 60-х носили нейлоновые плащи и юбки-карандаши выше колен, а у вас несчастные ходят в довоенных крепдешиновых платьицах, хорошо, что без белых носочков. Костюмеры откровенно собирают из подвалов киностудий тряпки по принципу 'лишь бы без заметных дыр'. Мужчин особенно жалко, их наряжают ковёрными клоунами. Не нужно быть 'свидетелем эпохи' или знатоком истории моды, можно за копейки купить журнал мод соответствующего года или посмотреть старые фильмы.
Можно было бы воспринимать подобные 'киношыдевры' проходной нелепицей, не заслуживающей внимания. К сожалению, эти нелепицы продолжают мощным потоком обрушиваться на головы телезрителей и разлагать их и без того непритязательный вкус.
1 марта 2024
Непонятен статус фильма «Трюкач»: что это — историческая драма советского времени или боевик, полностью вылепленный фантазией сценаристов?
Несмотря на претензии сериала на реальность, к сожалению все персонажи (Сан-Саныч Богатырев, Олег Фомин, Сева, Марина) полностью вымышлены, их черты даже не прослеживаются в исторических персонах эпохи 70-х — 80-х годов, за исключением одного героя: Сергея Заборского (Антон Хабаров), прототипом которого является Евгений Урбанский.
Он погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма «Директор» режиссера Алексея Салтыкова.
Съёмочная площадка была в сорока километрах от Бухары. В тот роковой день снимали проезд автоколонны грузовиков по пескам пустыни Кара-Кум., который выполняла группа из 19 автогонщиков под руководством мастера спорта СССР Ефима Слепого и организатора трюков, мастер спорта СССР по фехтованию Владимира Балона. Согласно сценарию легковая машина с открытым верхом должна была промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок автомобиля с одного из холмов. Опасного в этом не было ничего, но Урбанскому предложили, чтобы снимался его дублёр, спортсмен Юрий Каменцев. Евгений подошёл к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план, и он его ни за что не уступит. При выполнении трюка легковушка перевернулась. Автогонщик Юрий Марков, сидевший за рулем, сумел сгруппироваться, что его спасло, Урбанский не выжил после полученных травм. Следствие Мосфильма о несчастном случае на производстве виновных не нашло. Расследование кражи у Евгения Урбанского его гонорара в 800 рублей за все съёмки накануне из его номера гостиницы вообще не проводили. В милицию дело не передавали. После этого случая Госкино ввело строжайшее распоряжение — актерам в трюках не участвовать. Трагедия в пустыне Каракум открыла дорогу в кино профессии каскадера.
Из воспоминаний Ларисы Лужиной об Урбанском: «Высоченный мужчина с широкими плечами, огромной головой и красивым лицом — с крупными губами, зубами, глазами. А сильный какой! А еще он был очень честным, откровенным, добрым, открытым. Такие большие и добрые мужчины в душе остаются детьми, их очень легко ранить, обидеть. Женю могла выбить из равновесия любая несправедливость, даже если лично его она не касалась».
Никого не напоминает? Конечно, Сан-Саныча. Не зря даже фамилия у него — Богатырев. Личность талантливого народного актера в сценарии урезана до эпизодической роли, а его яркие черты характера «переданы» оставшемуся в тени истории неизвестному каскадеру…
Не нашлось в анналах советской истории и случая с горящим автомобилем, летящим через разведенный мост… Кто это был?
Кто из реально существовавших людей мог быть прототипом Богатырева?
Юрий Марков? Юрий Каменцев? Ефим Слепой? Их имена в списках каскадеров после этой трагедии не встречаются.
Владимир Балон? Судя по его воспоминаниям: «Осенью 1965 года мы с ним (Урбанским) начали сниматься в фильме Алексея Салтыкова «Директор». Жили в Бухаре. Я должен был играть французского гонщика, участвующего в автопробеге Москва — Каракумы — Москва. Полдня снимались, ночами под бутылочку резались в преферанс», — его скорее можно отождествить с ролью Севы.
А кто был прототипом «лучшего постановщика трюков» на Мосфильме Олега Фомина?
В конце 60-х на Мосфильме консультантом по трюковым съёмкам стал милицейский полковник в отставке Аркадий Михайлович Блинков. На Ленфильме — тренер по самбо Александр Массарский.
Николай Ващилин, с 1964 по 1996 год каскадёр и постановщик трюков киностудии Ленфильм, член Союза кинематографистов России, мастер спорта по самбо, в своей книге «Мы умирали по воле режиссеров. Откровения каскадера» дает резкую критику Массарского: «Он плохо представлял себе травмоопасность при выполнении трюков, так как сам их не выполнял, а о здоровье других мало заботился. Ответственность он ни за что не нес. Было странно, что он не жалеет ни себя, ни других, выполняя опасные и не эффектные действия».
В свою очередь, в своей книге «За кадром и в кадре» Массарский подробно рассказывает о работе в кино, где каждая съёмка под его руководством — это несчастный случай с ожогами, переломами и удушениями каскадёров. Это при том, что на каждой студии и в Госкино СССР существовали отделы по технике безопасности, обязанные не допускать к съёмкам таких «организаторов», как Массарский.
В 1971 году Николай Ващилин, мастер спорта по самбо, каскадёр с семилетнем опытом работы в кино, открыл студию каскадёров при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Подготовка велась по принципу подготовки пятиборцев и включала занятия бегом по пересечённой местности, прыжками, плаваньем, стрельбой, акробатикой, дзюдо, карате, боксом, фехтованием, верховой ездой и вольтижировкой, работой с огнём, работой с транспортными средствами, высотные падения. Для студентов такая программа четырёхгодичного и двухразового в неделю тренинга позволяла развить физические качества и особенно ловкость и способность к импровизации. Так была организована профессия каскадёра в СССР в 1970-е и 1980-е годы.
Николай Ващилин был приглашён на стажировку в Национальную консерваторию драматического искусства в Париже. Но в 1980 Андрон Кончаловский, близкий друг Ващилина, остается в Америке, и тень этого события, а также конфликт с Александром Массарским и другими, поставили крест на поездке во Францию и заставили его прекратить работу в ЛГИТМиКе, с тех пор такого курса не существует.
Так может, Николай Ващилин был прообразом Олега Фомина?
Профессия каскадёра так и не нашла своего законного статуса в стране развитого социализма и великого кино. Новая эра началась в 1992 году с организации Ассоциации каскадёров России под президентским началом Александра Иншакова, друга Вячеслава Иванькова (Япончик), Никиты Михалкова, Отара Квантришвили и других авторитетных людей Новой России. Но в последних 4 сериях, повествующих об этом периоде России, эти события тоже не нашли отражения.
Это скорее не рецензия, а небольшое историческое расследование, не увенчавшееся успехом…
Значит, сценарий — не историческая драма, а псевдоисторическая? А жаль… Фильм о самом актере Евгении Урбанском был бы более жизненным…
Искусство — съемка трюковая,
та трюковая, роковая,
где выжимают полный газ.
От нас — поэтов и актеров —
оно, как Молох, ждет повторов —
все совершенней каждый раз!
И все смертельней каждый раз!
Так ты упал в пустыне, Женька,
как победитель, а не жертва.
И так же вдаль-наискосок
тянулись руки к совершенству —
к недостижимому блаженству,
хватая пальцами песок…
(Евгений Евтушенко)
5 из 10
10 декабря 2015