Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Лагерь «X-Ray» |
английское название: |
Camp X-Ray |
год: | 2014 |
страна: |
США
|
слоган: | «Connection takes courage.» |
режиссер: | Питер Сэттлер |
сценарий: | Питер Сэттлер |
продюсеры: | Джина Вонг, Эмми Эллисон, Дэвид Гордон Грин, Анджела Состре, Эллен Голдсмит-Вейн, Софи Лин, Линдсэй Уильямс, Кассандра Б. Лэймон |
видеооператор: | Джеймс Лэкстон |
композитор: | Джесс Струп |
художники: | Ричард А. Райт, Джошуа Локи, Кристи Уиттенборн, Steven Luna, Адам Уиллис |
монтаж: | Жеро Бриссон |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Сборы в США: | $13 302 |
Мировые сборы: | $79 624 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 января 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
Что бы ни говорила пропаганда, какие бы лозунги не выдвигали партийные элиты, всегда видно желание привилегированных сохранить свою власть, сохранить своё барахло и сохранить своё высокое положение. Всё это окружено оболочкой якобы соблюдения свобод и прав человека. Но человека лояльного. Думаю, что сейчас как раз такая эпоха — эпоха лояльных людей, которые даже бастуют по методичке и с разрешения.
Но всё это пролог к очередной картине про прогнившую американскую систему, про постоянную муштру людей и выработку лояльности во благо демократии. Сложно сказать что именно произошло 11 сентября 2001-го года. Но это было на слуха, потом говорили про то, что это было лишь прикрытие для подготовленных спецагентов внутри страны и очередной акт устрашения для внедрения в закон новых мер контроля за массами. Понятно, что жадное правительство в своей паранойе довольно далеко зашло, но есть человеческий фактор. Хоть этот человеческий фактор также пытаются вытравить из человека страхом потерять источник дохода. Вот так происходят трагедии. Мелкие люди всё пытаются доказать свою достойность, а элита глумится над беспомощными массами.
В этом фильме история идёт о задержанных и слабом звене в системе, когда надзиратели проникаются сочувствием к задержанным. Хотя мне история и кажется излишне романтизированной. Думаю, что в реальности всё не так мягко. Так что тут просто красивая картинка для очередных любителей камерного кино. В жизни за большими заборами с колючей проволокой и бетонными стенами всё намного жёстче. В этом фильме показали лишь вершину айсберга о том, как ломают людей. Случайных людей, для которых с помощью СМИ можно выдумать любую легенду. Для людей, которым просто не повезло оказаться не в том месте. И которые просто оказались жертвами обстоятельств в желании элит сохранить свою систему контроля и распределения материальных благ. О справедливости здесь речи конечно же не идёт. Всё здесь меряется деньгами. Хотя по факту есть низшие и высшие. Некоторые из низших контролируют и надзируют за другими низшими. Вот и вся суть. Фильм лишь в очередной раз показывает сопли про незнание или нежелание борьбы за истину, за гуманизм из-за трусости быть поломанным, просто из-за боязни травли типа «коллег» и так далее… Это действительно тяжело. Хотя по последним событиям количество людей без иллюзий о хорошем будущем всё увеличивается и гниль системы всё больше даёт о себе знать.
Так что фильм можно посмотреть на безрыбье, но многого не ждите. Стандартная полувоенная драма про две судьбы по разные стороны баррикад. Под конец много соплей и мало сути.
5 из 10
9 августа 2019
Найти родственную душу действительно тяжело. Хотя, казалось, бы миллиарды душ ищут друга, спутника жизни. Но соединить вместе людей также тяжело, как и кусочки пазла. Форму и цвет в нашем случае заменят моральные устои и мировоззрение, которые отличаются тысячами параметров. Найти нужного человека иногда становится невозможным даже в крупном мегаполисе. Тем проникновенней будет история охранницы и охраняемого, которых жизнь свела лицом к лицу.
Ты думаешь: «да что здесь такого». Но суть в том, чтобы снять форму с людей (заключенного или военного), оставив лишь их сущность. С одной стороны, перед нами стражник и его командование, которое мечтает о порядке и единообразии. Последнее убивает человеческую индивидуальность, делая из живого организма послушного робота. С другой — осужденный (хотя и не является таковым официально). Он может общаться лишь с охранниками и другими заключенными. Может показаться, что он взаперти, но просмотр кино открывает суровую правду: лишь сам человек может сковать себя оковами разума, а физические кандалы и клетки — это лишь форма страха тех, кто не знает истинного понятия слова одиночество.
Загляните после просмотра кино на Google карты и посмотрите на описываемое место с высоты полета космонавтов. Вы увидите райские пляжи неподалеку. Кубу, которая была под санкциями США десятилетиями и все же вынуждена по историческому договору терпеть на части своей территории американцев, которые вопреки всем международным нормам держат на острове заключенных без суда и следствия годами.
Жизнь полна парадоксов и того, что не укладывается в голове. Эта история двух человек, которые смогли отыскать друг в друге нечто большее, чем просто ярлыки заключенного и стражника.
10 из 10
18 апреля 2016
У Питера Сэттлера режиссёра снявшего только один «Лагерь X-ray», на очень щекотливую для американского правительства тему, напрямую связанную со страшными событиями 11 сентября, вышло всё рассказать куда честнее, чем подобное вышло у популярного документалиста-сатирика Джейсона Мура. Вот так, посмотреть на то созданную Муром «лапшу», теми двумя документальными политическими юморесками, которые мне лично серьёзно не получается воспринимать, потому что веры ему столько же, сколько центральному телевидению, он воспринимается как голый фарс, который посмотрел и послал к чёрту.
У дебютанта Сэтлера, в формате художественного произведения всё вышло преподнести всё правдивее и реалистичнее, здесь ещё всё заложено в том, центральным персонажем является не мужчина, а девушка Эмми Коул (Кристен Стюарт), чья актёрская игра под руководством хороших режиссеров сияет тактичностью, и выразительностью. Заметно Сэтлер взял немного у Кэтрин Бигэлоу («Цель номер один»), схожий концепт, только в отличие от Бигэлоу его герои не имеют спецподготовку, они же люди на службе демократического государства, инструменты коими оно так удачно пользуется. И к делу ещё подключается ряд положительных аспектов, касающихся самой подачи материала на экране, драматической составной, необходимыми зрителю семейными ценностями, а ещё и тот факт того, что фильмы про места заключения, являются основным страхом для любого нормального человека. И в этом месте, люди читают Гарри Поттера, — тоже один из выжных плюсов картины, связь с литературой, пускай даже с мэйнстримом.
В итоге мы имеем, пожалуй, самое правдивое отражение ситуации происходящей в тюрьме Гуантамо, а также внятную и понятную трагедию, рассказавшую о девушке имеющей, что очень важное, сочувствие к пострадавшим и обладающей силой воли, которой позавидовал бы любой мужик. И как я думаю, стоит потратить два часа своей жизни, чтобы увидеть как инди-жанр, имея мизерный бюджет в один миллион долларов, способен выдавать качественное высказывание против нарушения прав человека. Высказывание, говорящее с массовым зрителем на одном языке, языке чувств и симпатий к гуманистическим основам, и, разумеется, к самой любви (куда же без неё?). Сэттлер аки новоиспечённый Спилберг, старался выразиться о банальных вещах, но без этого самого лишнего глянца большого Голливуда, сделав всё спокойно и уютно. И если отбросить весь скептицизм, то её можно оценить, как смелую попытку рассказать о закрытом месте.
Спасибо за внимание, смотрите кино.
18 апреля 2016
Очень понравился фильм. Трогает до глубины души. Я два раза плакала. Конечно, сложно поверить, что с террористами в тюрьмах обращаются настолько хорошо, но в остальном это история о человечности, дружбе и любви, когда два человека из совершенно разных миров понимают друг друга и проникаются друг другом.
Этим фильм напомнил мне недавно просмотренный «Ланчбокс». Их роднит духовная близость совершенно разных, на первый взгляд, людей.
И наконец-то, мне понравилась Крис! Всё-таки я поняла, что Крис правильно выбирает себе независимые, малобюджетные драмы. Это действительно её конёк. У неё само по себе драматичное лицо, оно как раз подходит под такие фильмы. И ей намного легче изображать страдание, чем лёгкость и радость, поэтому роль в этом фильме, я считаю, — идеальный выбор!
7 из 10
27 октября 2015
В американском понятии свободы легко можно найти такие пробелы, которые невозможно заполнить. Это пробелы в истории победоносного шествия прав и свобод человека, о которых эта нация гордо говорит, что те раз и навсегда закрепились на территории их страны. Свобода здесь всегда представлялась людям только как что-то поверхностное и частичное, за что большей части граждан приходилось бороться (если брать не совсем давние по времени события, то вспоминаются насыщенные 60-е — движение за гражданские права с Мартином Лютером Кингом во главе, вторая волна феминизма и другие). И ведь нельзя сказать с твердой уверенностью, что эти и другие движения (за права на что-то и свободу в чем-то) добились своего. До сих пор остается множество вещей, которые не позволяют нам заявлять о свободе как таковой, за которые все еще нужно бороться.
Но США учат своих военных видеть и верить именно в ту часть свобод, которая лежит только на поверхности. Если со стороны государства это является лицемерием, то со стороны служащих — отнюдь нет, ведь они действительно верят, что это правильно. Так хорошо верят, что не задают лишних вопросов. В лагере X-Ray, что находится на военно-морской базе на Кубе, молодые военнослужащие бездумно поднимают флаг выше неба, дружно и громко скандируют обещание «to defend freedom» (защищать свободу). Но в действительности они делают как раз-таки противоположное. Вот оно какое на самом деле, то самое американское понятие свободы. Это страна, в центре которой гордо возвышается огромная статуя, посвященная все той же свободе, как немая клятва самим себе, как гарант и демонстрация, как заявление на то, что они в этом опередили всех остальных.
В лагере в Гуантанамо содержатся люди, которые были задержаны в связи с причастностью к теракту 11 сентября. Военные, которые несут здесь свою службу, знают только определенный свод правил, которому они бездумно следуют. Часть из них априори считает заключенных некими отбросами, людьми низшего сорта. Не все думают так радикально, но большая часть по крайней мере верит, что эти люди находятся за решеткой за то преступление, которое они действительно совершили, и что за него они получили справедливое наказание (о том, что над этими людьми не было суда и следствия, соответственно, можно сказать, что нет и никаких доказательств их вины, как и о том, что из-за этого они вынуждены провести в заточении долгие годы, упоминать, я думаю, не следует). Эта убежденность патриотов-военных закрепляется фразой, произнесенной в начале фильма, когда высший по званию объясняет им, как собственно, обстоят дела здесь, в лагере X-Ray: «we are at war here», что придает военнослужащим еще большей уверенности в своих силах и в правильности своих действий. Но среди них находится человек, который понимает, что происходящее в лагере противоречит понятиям справедливости. Это молодая девушка по имени Эми.
Женщина в армии — это именно тот случай, когда вся мизогиния и сексизм проявляются в полной красе. Даже безобидные на первый взгляд шутки, которыми герои разбрасываются уже на первых минутах фильма, как раз это и иллюстрируют. Эми «совершила ошибку», отказав парню, причем высшему по званию. И конечно он после этого непременно будет делать все, чтобы ее унизить. Однако эти события помогут героине еще больше убедится в том, как все обстоит на самом деле в Гуантанамо. В итоге мы видим, как разум побеждает заложенные отечеством патриотические команды, как Эми проникается сочувствием к одному из задержанных, и как в итоге от этого меняется вся ее жизнь.
Такие фильмы определенно нужно снимать. В своем полнометражном дебюте Питеру Сэттлеру успешно удалось донести ряд важных идей, и затянутость фильма ничуть не уменьшает его достоинств. У человека равнодушного к темам, которые затронуты в фильме, просто не получилось бы выстроить такое искреннее и пронзительное повествование. Такие фильмы должны быть увидены большим количеством зрителей, пусть это и не всегда легко для просмотра и восприятия. Но нельзя ни в коем случае отворачиваться от того, что происходит рядом с нами и от того, что происходит с нами: мы превращаемся в кого-то, кто не достоин носить имя «человек». Если больше людей задумаются об этом, то мы начнем двигаться в нужном направлении.
23 августа 2015
Тема, избранная режиссёром и сценаристом фильма Питером Сэттлером, конечно, не нова, однако выбор в качестве локации американской тюрьмы в Гуантанамо на Кубе как минимум был интересен. Тем не менее, смотреть в «X-Ray», кроме Кристин Стюарт, не на что. Саму Стюарт многие всё ещё считают плохой актрисой, но это в основном те, кто никаких её работ, помимо «Сумерек», не видел. А между тем уже после этого не самого престижного этапа своей карьеры она снялась в роуд-муви «На дороге» — адаптации одноимённого романа Джека Керуака, фильме-участнике Каннского кинофестиваля «Зильс-Мария», а также в идущей сейчас в кинотеатрах картине «Ультраамериканцы», где её партнёром стал Джесси Айзенберг. За «Зильс-Марию», которая появилась на несколько месяце позже «Лагеря», актриса даже получила французскую премию «Сезар».
Поэтому удивляться тому обстоятельству, что Стюарт стала главным и фактически единственным украшением драмы Сэттлера, не приходится. Впрочем, если говорить о драме, то в фильме её как раз и не хватает. «X-Ray» не пробивает на какие бы то ни было эмоции, не заставляет сопереживать. У нас есть история взаимоотношений заключённого в Гуантанамо и его надзирателя, которой не проникаешься в первую очередь потому, что она лишена своей «изюминки» и напряжённости. Разве Гуантанамо не та тюрьма, о которой ходит столько разговоров в связи с пытками и жестоким отношением к узникам? В «X-Ray» мы видим обычную тюрьму с вполне приличными условиями содержания. Лагерная охрана ведёт себя самым примерным образом, никаким образом не прессуя и не издеваясь над заключёнными без необходимости. В то же время все персонажи фильма ведут себя так, будто они работают и живут в самой грязной и невыносимой дыре мира.
Существуют тысячи тюрем по всему миру, где условия значительно более сложные, чем показанные в «X-Ray», отчего все переживания Али Амира (Пейман Моаади) не выглядят такими уж серьёзными. Посвящать такой слабой линии фильм не стоило. То же (хотя и в меньшей степени) относится и к героине Стюарт рядовой Коул, чьё сочувствие к Али не вызывает эмоционального отклика, а это обесценивает всю дальнейшую историю.
5 из 10
20 августа 2015
Как ни банально, но «Лагерь X-Ray» является отличной иллюстрацией старой шутки про США: «Вы все еще не верите в нашу демократию — тогда мы летим к вам!».
Всем известно, что политические заключенные и тюрьмы были во все времена и во множестве разных стран. Но история о буднях американской тюрьмы Гуантанамо на Кубе, которая рассказывается в фильме, поражает. Может быть потому, что функционирует она до сих пор, в наше время и прямо сейчас там находятся люди, вина которых, в большинстве случаев, не доказана и (или) отсутствует, которые изолированы от внешнего мира и не знают, когда снова смогут (и смогут ли) встретиться с близкими, увидеть свой дом, пройтись по улице… Думаю, то, как обращаются с «задержанными» в картине сильно приукрашено, чтобы фильм не был совсем уж антиамериканским, но даже судя по ней факт остается фактом: те, кто сделал «защиту свободы» своим девизом, лишают свободы на целые годы, причем без суда, имея на это сомнительные основания.
В «Лагере» рассказывается об отношениях американки Эмили Коул, работающей охранником в Гуантанамо, и задержанного 471 Али. Это история о дружбе, сочувствии и человечности.
Скажу сразу, в фильме нет ни особого экшена (вроде гениального побега из тюрьмы, перестрелок, погонь), ни потрясающей, в общем понимании, романтической истории, ни крайней жестокости и чернухи (вроде пыток, избиений, насилия). Вообще кино не богато на сюжет. Даже истории главных героев до того, как они оказались в тюрьме, показаны мельком, больше для целостности повествования. Весь упор идет именно на то, что происходит в эмоциональном плане между двумя людьми, которые стоят «по разные стороны баррикад», и, являясь по определению врагами друг друга, вынуждены постоянно находиться в одном пространстве, соблюдая нейтралитет.
Одиночество вдали от дома, сложившиеся обстоятельства, небезразличие Эмили к судьбе заключенных, которое очевидно уже с первых кадров фильма, возникшая заинтересованность личностью Али заставляют ее отойти от предписаний и, сначала осторожно и дозировано, а затем относительно свободно герои начинают обмениваться фразами, шутить, обсуждать жизнь ДО…
Отношения «Блонди» и «471» развиваются от установленного порядками тюрьмы равнодушия (он — человек без имени, только номер; она — очередной надсмотрщик) до глубокой человеческой симпатии и привязанности. Главные герои диаметрально противоположны друг другу во всем: он — мужчина, мусульманин, немолодой, образованный, успевший посмотреть мир, она — женщина, христианка, молодая, видевшая в жизни только маленький городок, в котором родилась и выросла, и не читавшая даже Гарри Поттера. Тем не менее герои тянутся друг к другу, даже несмотря на жесткий запрет для персонала тюрьмы контактировать с задержанными.
Кроме очевидного политического подтекста, картина доносит важную в наши, да и в любые другие, дни идею: каждый из нас человек, и у каждого есть право им оставаться.
Прекрасный фильм. По ощущениям чуть-чуть не хватило до 10-ки.
9 из 10
30 июля 2015
Всегда с огромным удовольствием смотрю авторское кино, которое показывали в конкурсной программе кинофестиваля Sundance, потому что оно редко меня разочаровывает. Вот и эта лента не стала исключением из правил. При всей своей простоте в перипетиях сюжетных линий и камерности обстановки впечатления от фильма остались вполне приятными с послевкусием, наталкивающим на размышления.
Фильм начинается с документальных кадров, снятых 11 сентября, что служит предысторией к последующим событиям. На глазах зрителей неизвестного мусульманина с мешком на голове перевозят в тюрьму для военнопленных Гуантанамо. Непонятно имеет ли он какое-либо отношение к теракту или его по ошибке держат в неволе. Именно в этом, пожалуй, заключается главная изюминка этой драмы. Зрителей ставят перед фактом, что это не заключенные, а задержанные. Вот только задержание растянулось на долгие восемь лет.
С задержанными мы знакомимся чуть лучше через глаза новых охранников, проходящих воинскую службу по контракту. Среди новичков появляется смелая девушка Коул, которая в первый же день добровольно вызывается на задержание особо буйного «пациента» и получает боевое крещение в виде разбитой губы. Мусульмане негативно относятся к новенькой, считая, что женщине там не место. Только один Али старается завязать знакомство с Блонди, но какие именно цели он преследует? Постепенно ответы на эти вопросы раскроются в эмоциональной кульминации.
Кристен Стюарт отлично подошла на главную роль. Отсутствие женственности тут только сыграло ей на руку. Гораздо ярче проявил себя Пейман Моаади, исполнивший роль Али. Перспективный актер, который и ранее был отмечен наградой на Berlinale за свою роль в иранской драме «Развод Надера и Симин». Не менее ярко смотрелся Лэйн Гаррисон в роли капрала, подкатывающего к Коул. Я его помню по сериалу «Prison Break», где он играл роль изгоя. Но тут не менее убедительно он отдавал приказы. В общем, актерский состав подобран удачно. Но больше всего меня зацепила концовка, когда взрослый мужчина с сосредоточенным выражением лица садится читать последнюю книгу про Гарри Поттера. Разве можно в этой детской кротости заподозрить злые взрослые умыслы?
7 из 10
13 мая 2015
To Ali,
I don’t know, if Snape’s a good guy.
But I know you are.
Love, Blondie
Дебютант Питер Саттлер снял картину, в действительности являющуюся миниатюрой политики США по отношению к исламистам. Вся эта их возня с тюрьмой в Гуантанамо не случайно находится подальше от их территории, так о ней проще забыть, проще отгородиться от неудобной правды, которая на деле разоблачает хвалёную либеральность американского правительства. Конечно, когда заключённого, просите, задержанного, лишают естественных прав, выкидывая за пределы действия Женевской конвенции, у него не остаётся никакой защиты. Эти люди, часто без суда и следствия, терпят нечеловеческое унижение. И конечно картина, действие которой разворачивается в этой самой тюрьме, так своевременно снятая и показанная, поднимает и сильно задевает проблему Гуантанамо, придавая огласке то, что в общем-то и так все знают. Однако картина не имеет цель быть сугубо социальной, препарировать политические вопросы или что-то в этом роде. Она исследует психологическую сторону ситуации, когда один вынужден считать себя выше другого, опуская своего «задержанного» до уровня животного, а тот, в свою очередь, вынужден вести себя как животное, чтобы выжить и в виду нормальной эмоциональной реакции на издевательства. Та тонкая грань, которая разделяет их, надзирателей и их жертв, как равных людей, и как «ты грязь-я король», на самом деле очень тонка. Стоит подумать о них как о людях, возникает уйма ненужных для тех, кто «сверху», вопросов. Это и происходит с главной героиней — солдатом Эми Коул, — когда она каким-то образом становится другом задержанного Али. Всё её мироощущение меняется, поскольку она-то приехала «сделать что-то важное», а тут лишь бессмысленная жестокость и продолжение войны, когда некоторые уже не знают, за что воюют и с кем. Это как инерция; война закончилась, а люди всё ещё грызутся, как одичавшие собаки. Волна жестокости — это как цепная реакция. Понятно, что преодолеть это сложно, и нужен ни один год, чтобы общественность не ассоциировала каждого мирного араба с терроризмом, ведь это так же глупо, как и ассоциировать каждого немца с фашизмом.
На самом деле, фильм более чем отражает отношения людей, особенно людей, замкнутых в системе. И потому именно, что он о людях, о их чувствах, он так и цепляет. Дружба Али и Коул не претендует ни на какое восстание против системы, она просто есть. И своим фактом существования даёт надежду на преодоление дегуманизации общества, которая неизбежна в ходе любой войны.
Актёрские работы Крисnен Стюарт и Пеймана Моаади совершенно потрясающи. Стюарт, по моему мнению, максимально естественная актриса, поэтому она не гонится за перевоплощениями, переодеваниями, которых так не хватает нынешней публике именно почему-то от неё (как будто ремесло актёра сводится лишь только к тому, чтобы выходить за пределы себя). У Стюарт другая цель: она старается приблизить любого персонажа к себе, к своей сущности, от того она переносит на них какие-то свои зажимы, лица аля-вы-меня-не-знаете-и-не-задеваете. Она просто рассказывает историю, и видно, что это для неё важно. Моаади, которого я вижу впервые, совершенно рвёт все, что только можно. Блестящая игра, пронзительная, тонкая, изящная.
«Я не буду следовать вашим правилам, в противном случае я признаю, что вы в праве устанавливать мне правила. А это не так».
С точки зрения композиции, сценария, технической стороны, фильм простоват, но сырым назвать его категорически нельзя. Он целен, красив, пронзителен. Он цепляет самой историей, персонажами, музыкой. Более того, в картине много деталей, что очень греет, и саму историю, и зрителя. Как нигде здесь раскрывается тема свободы индивида, и этой самой свободы в контексте войны или связанных с ней предрассудков. Такое кино хочется смотреть. Такое кино и нужно смотреть. На удивление многим, эта камерная картина может поднять много серьёзных и животрепещущих вопросов, но главное — она способна удивить зрителя тем, что есть в нём самом. Тебе открываются такие абсолютно человеческие чувства, как сострадание, переживание чужих горестей, и тогда ты понимаешь, что сам ты ещё несёшь в себе правильные чувства и мысли. Правильные со стороны общечеловеческих моральных ценностей. Совершенная утопия состоит в том, что не каждый это может в себе открыть, несмотря на то, что это кажется совсем легко. Если бы каждый мог, то не было бы таких лагерей, как лагерь «X Ray».
10 из 10
7 февраля 2015
В центре сюжета рядовая вооруженных сил США девушка Коул, которая по распределению попадает на службу в тюрьму для военнопленных Гуантанамо, где она проникается симпатией к заключенному, простите, задержанному Али.
Коул бросил парень и в надежде заглушить боль, она убегает туда, где не сможет ни к чему привязаться. Она как собирательный образ молодых американских людей, не знает где находится Бремен, не знает и слова по-немецки, вообщем мало эрудирована и приспособлена к жизни, ко всему прочему она не читала Гарри Поттера, в отличии от Али, он прочитал шесть, на этом и строится нехитрая сюжетная интрига. Для фильма снятого по-сути в одном коридоре, не хватает этих самых коридоров, коридоров мысли, цитат отложившихся в сознании, надзирателям нельзя разговаривать с задержанными, а потому, те немногие разговоры должны быть подчеркнуто важны. Через гущу тюремных запретов режиссер доносит важную мысль о необходимости человеческих взаимоотношений, человечности, равенстве перед Богом.
«-Вы будете называть их «задержанные». Не «заключенные».
-Почему мы не можем называть их «заключенные»?
-Заключенных защищает Женевская Конвенция, задержанных нет.»
Каждую сцену можно и нужно рассматривать отдельно, как спектакль, как короткометражку, он тем и интересен, чтобы проследить изменения в отношениях героев, Коул здесь играет Кристен Стюарт известная всем больше по Белле из Сумерек, во первых Кристен не так плоха как актриса, и то в какие рамки ее загнали в Сумерках никак не показывает ее реального таланта, у нее не такой широкий спектр эмоций, но в данном фильме она безошибочно правдоподобна, ни в одном еще фильме, единственный физический контакт не вызывал у меня столько чувств, от опустошения и боли, до отчаяния, все это вперемешку со слезами, такое сплетение рук сквозь металлическую решетку, бесподобно!
И все же, фильм достаточно разноплановый, с одной стороны это пронзительная драма о безысходности, боли и неравенстве всех людей, с другой стороны это словно зеркало и собирательный пример всех фальшивых операций штатов проводимых от Ирака до Сирии, весьма интересно смотрятся моменты, когда женщина становится более опасной для мужчин, ввиду менталитета, когда слушать приказы женщины, не меньшая пытка, чем находится сутками без сна. При всей ужасе творившемся в этой тюрьме, режиссер избегает моментов жути и не превращает фильм в ужастик, он действует более тонко.
«Али, я не знаю хороший ли Снейп, но ты точно хороший»
Вывод: цикличная, тонкая, пробуждающая теплоту в сознании картина, с тихим музыкальным оформлением, органичным актерским составом, крепкой режиссурой, Кристен — тебе идет роль солдата!
30 января 2015
Эмми Коул рассталась с парнем. И в надежде убежать от боли, пытается найти место, где, как она думает, не сможет ни к чему привязаться, в том числе к людям. Этим местом оказывается служба в вооружённых силах. О личностных проблемах Эмми может говорить и тот факт, что она любила читать сборники Эмили Дикинсон, стихи которой учили проживать боль.
Задержанный Али не такой, как все, и не похож на других, и даже мыслит по-другому. У него хороший английский, он образован и обладает художественными наклонностями, что позволяет ему разглядеть под униформой героини нечто особенное, которое сделает ее открытой к его чаяниям и надеждам.
Что значит для нас человечность? Порой почти ничего. А порой действительно всё! На мой взгляд, в этом фильме человечность, в первую очередь, означает нить жизни. Довольно часто случается так, что проходя какой-то тяжелый жизненный этап, мы вдруг ограждаем от себя людей, тем самым выстраивая вокруг себя никому ненужные стены.
В Гуантаномо запрещено общаться с задержанными. Через гущу строгих тюремных правил Питер Сэттлер пытается донести до всех очень простую мысль, что отношения между людьми — это та самая нить, способная соединить черное с белым. Научимся строить отношения с людьми, независимо от их гражданской принадлежности, цвета кожи и вероисповедания — и многие проблемы можно решить. Даже самую трудную — объединить людей разных народов, которых когда-то разъединила война.
Тем не менее, я не могу поставить «Лагерю X-Ray» самую высокую оценку, благо есть за что придраться. В фильмах подобного разлива каждое слово должно весить больше, нежели очередные полтора часа в «Сумерках». Фильму не хватает, как мне кажется, лабиринтов мысли, которые по окончанию просмотра можно было бы разбить на отдельные цитаты. Это особенно важно, когда ты собираешься большую часть фильма снимать в маленьком коридоре. Не хватало немного и реалистичности. У главного героя не поднималась температура, не начинался кашель, не кололо в боку, он не пил горстями таблетки. Где это все было? Он же находился в неутолимой печали по поводу тщетности всего того, что он делает.
7 из 10
15 января 2015
Просмотрев фильм «Лагерь X-ray», я осталась под сильным впечатлением, которое долго не отпускало. И, не желая так быстро расставаться с главными героями — девушкой-солдатом Эми Коул и «задержанным» Али, пересмотрела еще раз некоторые сцены, а также прочитала комментарии к фильму.
Удивительно, что каждый для себя видит в фильме нечто своё и воспринимает происходящее со своей точки зрения.
После просмотра я задалась двумя вопросами: 1) виновен ли Али на самом деле? 2) что было между героями: дружба или любовь?
На второй вопрос ответ очевиден — для меня этот фильм о человечности и зарождающихся чувствах. Да, да, именно о любви. Не о дружбе, а о светлом чувстве в неприглядных обстоятельствах. О любви между совершенно разными людьми, разными абсолютно во всем: в религии, в отношении к закону, даже в литературных предпочтениях. Любовь между героями только зарождалась. Развиться ей помешали обстоятельства. Обстоятельства обреченности.
Безупречная игра актеров (моей любимой Кристен Стюарт и неизвестного мне доселе Пеймана Моаади) одними только взглядами периодически заставляла бегать стадо «мурашек». Два пронизывающих и душещипательных момента в фильме для меня — это сцена, когда Али заставляют принимать душ на глазах у Коул, и вторая сцена — попытка суицида Али и сплетенье рук героев в камерном проеме.
Эти две сцены и доказывают, что это была любовь. Ведь, если бы герои относились друг к другу только по-дружески, сцена в душевой не была бы для них так болезненно мучительна.
На первый вопрос (относительно виновности Али), к сожалению, приходится ответить утвердительно. В разговорах с Коул Али говорит, что он из Германии. Но первые сцены в фильме говорят об обратном…
В общем, если опустить неправдоподобную американскую сказку о содержании «задержанных» в страшном лагере, фильм получился тонким, душевным, пронизывающим.
10 из 10
4 января 2015
Похоже актриса Кристен Стьюарт начинает отмывать клеймо наложенное легендарной в ее карьере франшизой «Сумерки», вслед за Робертом Паттинсоном, принимая постепенно роли в независимых проектах. Хотя в действительности большую часть фильма переключиться на новый образ актрисы было трудно, однако, если в фильме «Лагерь «X-Ray» все-таки удалость увидеть по-настоящему нового персонажа — значит ей это удалось.
Эта антивоенная картина возможно кому-то покажется полит корректной, тем не менее, она наступает на болящие места системы до такой степени, чтобы не стать провокационной или даже сенсационной. Отсюда такое себе заключение в Гуантанамо может показаться многим на экране пятизвёздочной гостиницей, однако для тех кто умеет воображать — внешняя оболочка не нужна.
Взаимоотношения между главной героиней и персонажем Пеймана Моаади к себе приближают зрителя, для него, возможно, это номинальный шанс на жизнь, для нее, скорее всего — это разрушенная жизнь. Даже частичная религиозная не осознанность режиссера в некоторых религиозных нюансах, и очевидное желание авторов фильма показать, что и на «войне» есть люди не мешаю данному фильму сыграть свою партию.
Считаю, как инди-драма этот фильм оказался успешным, быть может в качестве трофеев или финансовых успехов запрыгнул не так высоко, однако посвятить два часа тематике заключения в Гуантанамо это неплохо. Как итог — если отбросить скептицизм то фильм многим должен понравится.
7 из 10
6 ноября 2014
При упоминании Гуантанамо воображение полнится сценами насилия, пыток, бесчеловечного отношения и политикой. Однако кино не об этом. Можно, конечно, узреть кое-где парочку упрёков политике США, но, в целом, картина изящно избегает данную тематику (да и вообще — все вышеперечисленное), концентрируясь на самом главном — на человечности.
Обстоятельства складываются так, что одни становятся узниками, другие — надзирателями. И не по своей воле. Насколько глубоко бы ни был заточён узник — в нём живёт Человек. Одинокий, почти дикий, никому не верящий, но всё ещё Человек. Какую униформу ни надень, за какие идеалы и правила ни спрячься — внутри такой же Человек. В этом и живем, стараясь быть людьми. Все остальное — тлен.
Пейман Моаади создал такой образ, что начинаешь поневоле понимать чувства главного героя и сопереживать вместе с ним. Ощущается радость узника от, буквально, каждой мелочи: будь-то новая книга, по-мальчишески озорная проделка, бессмысленный рекорд или коротенькая беседа, ни о чём и обо всём одновременно — они, словно спасательный круг в океане одинокого отчаяния. В той же степени ощущается боль и ужас его положения, вызволения из которого не предвидится.
Про Кристен Стюарт говорить сложно — её восприятие в данной картине субъективно. Для меня — не то что бы «никак», но и не «фонтан». Середнячок.
Несмотря на всю серьёзность происходящего некоторые моменты заставят улыбнуться.
Над саундтреком можно было бы поработать и добавить несколько композиций — большая часть фильма проходит в «тишине». Но это дело вкуса — подобная «бедность» является своеобразным плюсом фильма, усиливающим восприятие положения заключенных, глубину слов и переживаний героев. Финальная песня же вызывает мурашки по коже, вместе с концовкой превращаясь в приятнейшее завершение фильма.
P.S.
При просмотре в оригинале атмосферу фильма дополняет арабский акцент главного героя. Если же смотреть в русской озвучке — то лучше постараться найти такую, чтоб было слышно оригинал.
6 ноября 2014
Не хочется много говорить о подноготной бэкграунда всего фильма, о лагере военнопленных, якобы повинных в трагедии «11 сентября», о порядках в этой особой «тюрьме» и о людях, там работающих. Это все остается неизменной декорацией в фильме, в котором и так отсутствует какой-то намек на перемены. С первого взгляда в этой тюрьме все кристально ясно: плохие парни за решеткой, и они не достойны сострадания и внимания; хорошие парни в форме следят за порядком, хранители свободы, о которой они вспоминают каждое рабочее утро. Но картина, ловко жонглируя сюжетом, показывает нам действительность, в которой и плохие и хорошие парни заперты, «тюрьма» хороших лишь больше размером и правила у нее не так строги. Все, кто там находится и не важно по какую сторону запертой двери, оказываются в «ловушке», если не обстоятельств, то собственных мыслей, подчас страхов.
Очень умелый контраст героев-задержанных, указывает нам в каком направлении смотреть. Постоянная агрессия со стороны заключенных. И казалось бы, что они могут сделать из-за закрытых дверей, но оказывается еще как могут. И в фильме показано, что это та еще пытка.
Но, если не смотреть на весь этот фон, и к середине фильма взглянуть на Али так, как на него смотрит рядовой Коул, то приходит приятное осознание. Вся картина наполнена этим ожиданием, когда же ниточка тонкой, почти несуществующей связи завяжется и пробьет все массивные преграды. Это ожидание приходит незаметно, но конец этого ожидания настолько мощный, и не просто в каком-то эмоциональном плане, в плане подачи такого качества материала, но и в том, насколько умело вся предыстория и финал прикладываются к этому ожиданию. Хорошо проработанный сценарий, и много моментов в нем заслуживают высокой похвалы. Хорошая работа оператора. Крупные планы, с одной и с другой стороны «камеры» волнуют больше всего. И, конечно, умелая игра актеров (что бы не говорили там про выражение лица Кристен Стюарт) в этих крупных планах, строящаяся практически лишь на выражении глаз.
Фильм не богат экшен-сценами, лихими заворотами сюжета или сверкающей картинкой. Но в фильме столько такого скрытого, но мощного посыла аудитории. Смысл, настроение, эмоции. Такое непременно находит отклик у зрителя. Хотя, конечно, не у всякого зрителя. К таким «спокойным» фильмам надо быть готовым, от них надо ждать нечто иного, чего ждешь от «Трансформеров» и «Черепашек».
Но такие фильмы стоит смотреть, необходимо смотреть. Они пробуждают что-то такое в душе, в голове. Что-то приятное, словно букет приятного теплого аромата.
9 из 10
5 ноября 2014
Молодая девушка-солдат Эми Коул (Кристен Стюарт) поступает на службу в тюрьму Гуантанамо, преследуя истинно высокие цели: сделать что-то важно, значимое и правильное. Она уверена в верности сделанного выбора и с твердостью намерена выполнять приказы. Каково же будет после осознания, что все догмы, которыми её пичкали никак несопоставимы с представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Подтолкнёт Эми к этому шагу сближение с одним из заключённых Али (Пейман Моаади).
Фильм интересно рассматривать с точки зрения психологии и социологии. Он всем — характерами героев, переживаемыми эмоциями — направлен внутрь, оставляя душу полностью оголенной. Два полярных героя, находясь по разные стороны колючей проволоки, думают и чувствуют нечто схожее. В его глазах она — шаблонная американская девушка. Он для неё — очередной «алькайдный» террорист. Но при ближайшем рассмотрении ширма, скрывающая настоящее переживания, падает, представляя зрителю череду откровений с обеих сторон.
Картина и цепляет именно тем, что даёт возможность наблюдать за переменами в поведении героев. Каждую сцену можно рассматривать, как отдельный моноспектакль. Единственный физический контакт, момент близости давно в фильмах не смотрелся так тяжело и надрывно. Всё чувство одиночества, опустошения и боли — в этом моменте вперемешку со слезами и попытками помочь. Такое сплетение рук через проём в стальной двери дарит надежду павшему духом Али и силы для принятия решения Эми. В эту минуту они — единое целое.
Проявленное на миг чувство сочувствия и симпатии переворачивает так много в Эми. И вот она уже не так усердна в проявлении патриотической любви, подвергает сомнению выполняемые приказы. С неё слетает маска серости и напускного безразличия, она открывает своё лицо и, вместе с тем, душу. Позже, в своём монологе Эми признается, что уже не согласна с системой, частью которой она является. Когда она вспоминает день, проведённый с отцом в зоопарке и зверей, запертых в тесные клетки, то говорит о том, что работники зоопарка должны были дать льву выбор. У льва был выбор. Так же как у Али есть выбор выстоять и не поддаться нахлынувшей апатии.
Всегда, когда картина так глубоко поражает чувства зрителя и запоминается именно со стороны эмоции, то есть главная заслуга актёров. Кристен Стюарт здесь на высоте. Не являясь поклонником Крис, вынуждена признать: в роли солдата она смотрится органично и приятно. В её героине чувствуется сила и стержень. Всю эмоциональность Стюарт передаёт одними глазами, сцепленными скулами и скупыми слезами. Вместе с Пейманом у них получается целостный дуэт.
Лагерь «X-Ray» — это надрывная и пронзительная драма, но в тоже время, каким-то магическим образом, светлая история. Финальный саундтрек наполнен такой гармонией и печалью одновременно, что сдержать подступающие слёзы нет никакой возможности.
9 из 10
5 ноября 2014
Неизвестный и начинающий режиссёр Питер Сэттлер решил поставить свою первую драму, рассказав о девушке Коул, которая вступила в ряды вооруженные силы США и попала в Гуантанамо — тюрьму для военнопленных. Героиня знакомится с заключенным Али, простите — задержанным Али, так как — Заключенных защищает Женевская конвенция, задержанных нет. Али сидит в тюрьме уже восемь лет и Коул, знакомясь с ним, со временем проникается к нему симпатией. Всё это мне напомнило сериал «Побег», где тюремный доктор Сара постепенно начинает симпатизировать к заключенному Скофилду. Лэйн Гаррисон, из сериала «Побег», сыгравший роль капрала Рансделла в этом фильме, лишь усилил мои ощущения и мне уже было нелегко выкинуть из головы свой любимый сериал.
Кристен Стюарт не очень талантливая актриса, по крайней мере лично для меня это так. Она перевоплощалась в проститутку, рок певицу, вампиршу, белоснежку, а теперь и в военного. Либо у Кристен Стюарт депрессивное лицо, либо все её персонажы такие, потому что она везде замкнутая с каким-то унылым лицом. Тоже самое касается и её последней роли в фильме «Лагерь X-Ray», но по крайней мере тут возникло чувство, что она хотя бы немного старается. Всё же я думаю, могли бы найти более достойную и талантливую актрису. Что касается Пейман Моаади, сыгравшего роль задержанного Али, то в отличии от своей партнёрши, он намного лучше передал чувства и переживания своего героя.
Питер Сэттлер постарался и написал вполне неплохой сценарий, выбрав самое жуткое место в мире — Гуантанамо. Хотя и с этим я остался не очень доволен, так как одно из самых жутких мест в мире выглядело не таким жутким, думаю можно было сделать более мрачным. Сюжет развивался как-то предсказуемо и строго по плану, не выдавая неожиданных драматических поворотов, что порой заставляет заскучать. Как и главная героиня, зритель тоже начинает симпатизировать задержанного Али, а поклонники творчества Джоан Роулинг полюбят его ещё больше. Думаю, режиссёр хотел нам сказать, что даже в самых жутких и неприятных местах мира встречаются хорошие и достойные люди, которым просто не повезло. Али Амир является одним из таких людей и Коул это, со временем, понимает.
Бюджет в 1 млн. долларов вызывает восхищение, так как иные режиссёры с бюджетом в десятки и сотни раз больше не могут снимать нормальные фильмы, а Питер Сэттлер очень постарался, что похвально ! Фильм мне больше понравился, чем нет, но всё-таки я хотел большего. Мне не хватило драмы, более интересного сюжетного развития, больше познавательных и интересных диалогов и лучшей актёрской игры. Пейман Моаади был хорош, а вот Кристен Стюарт выглядела не совсем впечатляюще. Не хочу, чтобы это звучало оскорбительно, но мне кажется, что из Кристен Стюарт лучше всего получаются проститутки («Добро пожаловать к Райли»). В целом получилась приятная и лёгкая драма, что не так уж и плохо для режиссёрского дебюта Питера Сэттлера.
6,5 из 10
5 ноября 2014
В жизни мне не доводилось смотреть настолько бессмысленных и откровенно унылых фильмов. Я могу предположить, что именно пытался донести режиссер (впрочем, идея на поверхности), но это настолько слабо претворено в реальность, а сюжет фильма настолько примитивен и абсурден, что можно смело сказать: замысел не удался.
Только люди, ненавидящие Америку до мозга своих костей, способны закрыть глаза на все минусы сего кинотворение и акцентировать внимание лишь на поднятой в нем проблеме соблюдения прав личности в Гуантанамо. Ну что ж, давайте остановимся на ней.
Что мы видим в фильме? Мы видим группу людей, сидящих много лет подряд без суда и следствия в тюрьме. Это печально. Но что мы знаем об этих людях? Действительно ли они невиновны? Почему мы должны верить им на слово? Образ Али старается вызывать у зрителя сочувствие (что делает очень неумело, но об этом позже), но ведь именно так повел бы себя психопат-манипулятор! Он не стал бы гневно орать на героиню. Он бы сыграл в игру «плохой заключенный / хороший заключенный», умело контрастируя с остальными пленными и строя из себя невинную жертву.
Кроме того, подумайте о том, как все эти люди там оказались. Безусловно, судебная система допускает ошибки, и имеется очень печальная оценочная статистика по числу людей, сидящих в тюрьмах по ложному обвинению. Но в органах следствия тоже не дураки работают. И если человек был задержан, то для этого, скорее всего, были хоть какие-то да основания (зафиксированное общение с уже установленными преступниками, улики, мотив, отсутствие алиби, история арестов в прошлом и т. д.). Кто-то вспомнит про теорию заговора (мол все эти люди невиновны и были «подставлены», а все теракты — постановка американских спецслужб), да вот только ярые адепты такой теории выглядят не менее смешно, чем те, кто развесив уши, слушает и внимает всему, что говорится в официальных заявлениях властей.
Далее: условия содержания. «Задержанных» хорошо кормят, заботятся об их здоровье, терпят их выходки (представьте, что сделали бы с заключенным в российской тюрьме, облей он охранника дерьмом), удовлетворяют их требования (а как же политика «не ведем переговоры с террористами»?). У заключенных есть книги для чтения, им предоставлен Коран, все условия для молитвы, время для прогулок и т. д. Какие ужасные условия! Ну просто наигрубейшие нарушения прав человека.
При этом режиссер пытается показать, как ужасны на самом деле условия содержания. К примеру, в фильме «задержанного» заставили мыться в присутствии главной героини. Тихий ужас! Нашей протагонистке надо срочно бежать и писать рапорт по этому поводу. Это воистину социальная проблема мирового масштаба!
Кстати, о главной героине. Возникает ощущение, что у нее полностью отсутствует чувство самоуважения. Что бы сделали Вы, облей Вас кто-нибудь «коктейлем» из фекалий? Наверняка, как и она, тут же забыли бы про эту мелочь и постарались подружиться с обидчиком. Ведь это действие настолько выразительно раскрывает перед зрителем все аспекты его чувственной и глубоко порядочной натуры! Вот прям сразу же начинаешь жалеть беднягу: такого хорошо человека и в клетку кинули, ай-ай-ай.
Вообще, фильм я начинал смотреть, будучи полным надежд. Лично я не считаю Кристен Стюарт плохой актрисой и ожидал увидеть что-то достойное с ней в главной роли. Но вот разочарованию моему не было предела. Нет, Кристен более-менее успешно справляется со всеми сценами (как, впрочем, и остальные актеры), да вот только эти сцены нелепы чуть более, чем полностью. С тем же успехом можно было собрать мировых звезд кино и попросить их сыграть в «Телепузиках».
2 из 10
5 ноября 2014
«Пролог»: Все мы знаем об особом мировоззрении американца. Если они показывают вьетнамскую войну, то все повествование сводится к непростым моральным дилеммам, ужасам войны и прочим неприятностям, обрушивающимся на головы доблестных американских солдат. Которые, конечно же не думали и не гадали, что их ожидает. Как им придется расстреливать орды смелых (тупых) вьетконгонцев. Мучится от погодных условий, и терять собственные конечности.
Американцы никогда не вставят в свой фильм такие истории, как судьба Фан Тхи Ким Фук» — 9 летней девочки на которую сбросили напалм. Никогда не покажут пострадавшего от напалма годовалого ребенка, со свисающими клочками кожи. Не покажут истории таких солдат как Нгуен Ван ТунНе, которому отрезали ноги ради добычи нужной информации. Не покажут как американские солдаты с «непростыми жизненными дилеммами» отрезали уши вьетконговцев и вешали их себе на шею в качестве талисманов. Не покажут массовые изнасилования. Да и вообще не покажут, каким это образом американские солдаты, страдающие от моральных дилемм, умудрились уничтожить 1,6 миллиона человек.
И это понятно. Ведь если показать вьетнамскую войну такой, какой она была на самом деле, то велика вероятность, что следующими «плохими» парнями N1 в американской культуре станут не нацисты а сами американцы.
Так о чем фильм Сеттлера, Лагерь X-Ray?
А все о том же. Но давайте по порядку.
Итак главный герой в фильме безусловно, как всегда, человек с высокими моральными качествами… в представлении американцев само собой. С зализанными волосами, милым личиком, острым языком… в общем все то, что способно приковать симпатии зрителя именно к этому персонажу.
С чего начинается фильм о людях, чьи права нарушаются каждый день? А вот с чего: главная героиня заходит в тюрьму и первое с чем сталкивается это с агрессивным заключенным, который всячески показывает какой он… неуправляемый, грубый ну и вообще, хамло. Более того, заключенному даже удается унизить главную героиню.
Удивительно, но перед этим, нам даже показывают особую «операцию» которую производят в момент вывода заключенного из камеры. Дескать «задержанный» крайне, крайне опасен, да так, что на 1ну конечность необходим аж 1 человек.
Ни режиссер, ни сценарист очевидно не знакомы с фотографиями из тюрьмы Гуантанамо, которые по сей день находятся в открытом доступе, в интернете.
Сцены где надзиратели позируют над горой из оголенных тел заключенных, очевидно, не соответствует представлению создателей данного кина о крайне «опасных» заключенных Гуантанамо.
Далее следует другая сцена, где показывается уже другой заключенный. Угадайте, как происходит его знакомство с главной героиней?
Да, да все тоже самое. Заключенный опять является зачинщиком конфликта. И также как и в предыдущем случаи, умудряется унизить главную героиню.
Что этими сценами хотят показать авторы? Что заключенные унижают надзирателей? Что у тех трудная работа? Мне то казалось, что Гуантанамо знаменита издевательствами над людьми, задержанными без предъявления обвинения. Издевательствами надзирателей над заключенными. А не наоборот.
Но нет, вот у режиссера огребать и унижаться будет милая надзирательница, но не заключенные.
Насколько нужно быть циничным, что бы уровнять людей, задержанный без предъявления обвинения и тех, кто над ними издевается.
Примечательно и то, что заключенных как бы пытают. Но из реальных пыток, показано разве что принудительное кормление. И то, пытают всего 1-го и то не до конца.
Травля собаками? Сексуальные домогательства? Пытки бессонницей (не та псевдопытка, что показана в фильме). Унижения, когда надзиратели заставляли заключенных ходить под себя, выбивание признаний?.. ей богу все фото всплывают в гугл поиске при банальном запросе «Гуантаномо»
В фильме иногда проскакивают диалоги между охранниками «это ужасно» «я тут не могу» и так далее. Но весь фильм показывает ровно противоположное. Он показывает абсолютно нормальную, средне статистическую тюрьму. Ничем не отличающуюся от любой другой.
Нет правда, в той же «Тюрьме OZ» взаимоотношения охраны и быт заключенных в 10 раз хуже чем в тюрьме Питера Сэттлера.
Как я понял, заключенным в этой тюрьме достаточно всего 5 дней не есть и они могут получить все, что угодно. Да еще и не пользоваться полученным. Это точно тюрьма? Это точно та самая тюрьма с пытками и нарушением прав человека?
Итак. Это не Гуантанамо а посему…
1 из 10
4 ноября 2014
Гуантанамо — неудобная правда, о которой американское сообщество старается не упоминать, политические деятели и кандидаты в президенты сыпят призывами и обещаниями закрыть тюрьму, но даже после того как ныне правящий президент США подписал указ о её закрытии, не произошло никаких изменений, узники по-прежнему не покинули место своего заключения, продолжая влачить свое горькое существование, в мире, где у них нет права на справедливое судебное разбирательство.
Питер Сэттлер выворачивает наизнанку этот незнакомый нам мир с его жестокими пытками, попранием человеческих прав, с трагической слепотой мирового сообщества, и задает один простой вопрос: где та грань, когда один человек перестает видеть человека в другом и видит в нём лишь заключенного, объект для пыток, безликое существо, лишенное имени.
Мы видим молодую девушку-солдата Эми Коул, оказавшуюся в этой тюрьме в качестве служащего, потому что она хотела «сделать что-то важное». Однако по прошествии времени она уже не ощущает, что делает, что-то правильное; проявляя простое человеческое отношение к одному из заключенных по имени Али, беседуя с ним на безобидные темы, пробуждая в нём, забытые в этом мраке, светлые чувства и просто относясь к нему с некой симпатией, она сталкивается с непониманием и категоричной реакцией сослуживцев. Её человечность в этом море бесчеловечности делает из неё некого изгоя и Коул не понимает, где же та свобода и демократия, которую так воспевают все американцы. Подобно тому, как Хэнк Дирфилд из» В Долине Эла» поднимает перевернутый американский флаг, Эми Коул, отдавая честь, уже не произносит вместе со всеми «Мой долг-защищать свободу» потому что больше не верит в эти слова.
Безысходность их положения, отчаяние Али и невозможность хоть как-то помочь ему перерастает в тугой ком в горле во время просмотра, в то время как Коул протягивает Али руку (простой человеческий жест, значащий так много) и просит не сдаваться, единственное, что она может сделать для него.
Нельзя не отметить игру Кристен Стюарт и Пеймана Моаади, которые действительно достойно справились со своими ролями. Кристен снова вернулась к независимому кино, где она очень органично смотрелась в военной форме и была по-настоящему убедительна, тот случай, когда одним взглядом актер может выразить очень многое, с нетерпением жду её новых работ. Также впечатлил и Моаади, герою которого, по-настоящему сопереживаешь. От его трогательных прихорашиваний перед встречей с Коул у меня навернулись слезы, Али вновь почувствовал себя человеком в этих нечеловеческих условиях, где никому нет до него дела, вновь ощутил себя живым, когда в этом безрадостном месте появилось что-то хорошее, появился кто-то, кому он не был безразличен, кто видел в нем не заключенного под таким-то номером, а человека по имени Али.
9 из 10
21 октября 2014
-Вы будете называть их «задержанные». Не «заключенные».
-Почему мы не можем называть их «заключенные»?
-Заключенных защищает Женевская Конвенция, задержанных нет.
За большинством войн в кинематографическом их изображении, а так же иных сферах, влияющих на массовое сознание, стоят великие битвы и победы, красочно показывающие всю силу и храбрость молодых людей, покинувших родной дом, чтобы бороться за свободу в своей стране и победить бесчеловечного захватчика, но есть военные конфликты, которые практически всегда изображаются в кино исключительно с негативной стороны. Например войну во Вьетнаме мы знаем по многочисленным военным преступлениям, таким как резня в Сонгми, и лишенных какого либо ощущения героизма и патриотизма фильмам, таким как «Цельнометаллическая оболочка» Стэнли Кубрика. Одной из малоизвестных историй времен войны во Вьетнаме является история «Тигриного отряда» — особого подразделения армии США, имеющего на своем счету огромное количество убитых мирных жителей, у многих из которых отрезались уши в качестве сувенира или снимались скальпы, а один раз самый кровожадных член отряда даже отрезал голову младенцу. Лишь немногие члены «Тигриного отряда» пытались воспрепятствовать убийству безоружных людей и всех их объединяло то, что они были разносторонне образованны и знакомы с культурой местных жителей, что позволяло им рассматривать вьетнамцев не в качестве безликой массы, а как таких же людей, как они сами. Война в Ираке, которая тоже известна исключительно многочисленными военными преступлениями, совершаемыми американскими солдатами и военными некоторых других стран, работает по тому же принципу, что когда то руководил действиями палачей из «Тигриного отряда» — языковой барьер, различная культура и иной менталитет позволяет военным видеть иракских жителей исключительно как серую массу, не способную думать, чувствовать и мечтать. Но что если два отдельно взятых человека, которые должны быть врагами, смогут преодолеть дегуманизацию и увидеть в друг друге людей с одинаковыми потребностями и чувствами? Именно такую ситуацию смоделировал режиссер-дебютант Питер Саттлер в своем дебютном фильме «Лагерь Икс-Рэй», рассказывающем о дружбе между заключенным в тюрьме Гуантанамо и девушкой-солдатом, отправленной туда служить.
Гуантанамо — квинтэссенция всей фальшивой сути американского вторжения в Ирак, и сидят там не только и не столько злобные сподвижники радикальных исламистов, готовые подорвать родную мать, если им скажут, что на то воля Аллаха, а мирные мусульмане, которые в буквальном смысле были похищены средь бела дня с улицы или из собственного дома, и оказались запертыми в тюрьме, где использованы все юридические лазейки для того, чтобы сделать законными негуманное обращение и пытки, о которых вы можете узнать в документальных фильмах вроде «Такси на темную сторону». Солдаты, которые служат там уже приходят, пройдя тренировки в ходе которых их учат называть представителей других народов исключительно некорректными прозвищами, которые мир так любит давать жителям мусульманских стран, а правила тюрьмы только закрепляют дегуманизацию задержанных. Питер Саттлер на конкретных примерах рассказывает каким образом выстраивается стена между арестантами и их надзирателями — они не знают не то что имен, а даже фамилий друг друга, все солдаты носят хирургические перчатки, большинство задержанных не знают английского, а военнослужащих арабского, и все это накладывается на образ мусульманина, созданный западной прессой после одиннадцатого сентября, как безумного фанатика, не имеющего никакого образования, который всю свою жизнь тратит на перечитывание Корана. Режиссер нашел очень убедительные способы раскрыть однобокость этого навязанного образа в сравнении с американской культурой — его герой отсылается к тому, что жители США тоже сильно религиозны и чтят Библию так же, как мусульмане Коран, или то, что большинство американских солдат это как раз таки необразованные люди из небольших городов, с очень маленьким кругозором и поверхностным представлением о мире, для многих из которых военные командировки становятся первой поездкой за пределы родной страны.
Женщины в Гуантанамо с точки зрения целей тюрьмы могут быть как слабым звеном, в плане тех проблем, которые могут возникнуть, когда тридцать мужчин и три женщины постоянно находятся вместе, так и сильным, поскольку для задержанных, в связи с особенностями культуры и менталитета, даже простая необходимость выполнять приказы женщины является пыткой ничуть не меньшей, чем лишение сна или другие способы истязания, которые практикуются в тюрьме. Но достоинство работы Питера Саттлера даже не в том, что он показал, какими разнообразными могут быть способы сломить волю и дух человека, чтобы заставить его признаться в преступлении, которого он не совершал, а в том, что он сосредоточился не на самих пытках и предпочел рассказать про их психологические последствия — агрессия к персоналу, когда человек, с которым обращаются как с животным, действительно вынужден в него превратиться, нежелание жить в условиях, в которых человек не только не имеет абсолютно никакого контроля над собственной жизнью и никак не может повлиять на свое освобождение, даже когда после долгих лет его так и не могут связать ни с каким преступлением, но и практически лишен контактов с другими людьми, внешним миром и возможности заниматься самообразованием. В итоге при всей мрачности темы и безнадежности для главного героя, Питер Cаттлер снял фильм о том, что каждый человек, вне зависимости от его национальности и вероисповедания, или его отсутствия, испытывает потребность в уважении, человеческом отношении и общении, новых впечатлениях, знаниях и событиях, которых можно ждать с нетерпением, и, в мире где даже люди, вчера бывшие лучшими друзьями, могут завтра пойти воевать друг против друга, режиссер делает важное напоминание о необходимости диалога между культурами, позволяющего преодолеть дегуманизацию отдельных народов, неизбежно возникающую в ходе любой войны.
18 октября 2014