Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
20 000 дней на Земле |
английское название: |
20,000 Days on Earth |
год: | 2014 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Один вымышленный день из жизни настоящего музыканта» |
режиссеры: | Ян Форсис, Джейн Поллард |
сценаристы: | Ник Кейв, Ян Форсис, Джейн Поллард |
продюсеры: | Дэн Бауэн, Джеймс Уилсон, Томас Бенски, Джейсон Бик, Мариса Клиффорд, Alex Dunnett, Хани Фарси, Пол Голдин, Фиби Гринберг, Пол Гринди, Эндрю Хардвик, Анна Хиггс, Табита Джексон, Курбан Кассам, Пенни Манкусо, Эндрю Ноубл, Лукас Очоа, Питер Ли Скотт, Claire Wingate |
видеооператор: | Эрик Уилсон |
композиторы: | Ник Кейв, Уоррен Эллис |
художники: | Саймон Роджерс, Бен Анселл, Люси Хейли, Джемайма Пенни |
монтаж: | Джонатан Амос |
жанры: | драма, документальный, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $38 740 |
Сборы в США: | $279 558 |
Мировые сборы: | $2 105 558 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 января 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Слоган фильма красноречив: «Один вымышленный день из жизни настоящего музыканта». Что Ник Кейв реален мы не сомневались, а вот что день вымышленный и никакого отношения к цифре 20 000, по сути, не имеет, понятно не сразу. После сильных титров, отсчитывающих цифру с четырьмя нулями и всеми преобразованиями Кейва от колыбели до наших дней, музыкант просыпается в собственной квартире. Его голос фоном вещает: «Сегодня мой двадцатитысячный день на Земле». После этого он едет в студию, оттуда в другую и так далее.
По сюжету равномерно расставлены свидания с важными для Кейва людьми. Друзья, коллеги, психоаналитик, журналисты и другие личности. В рамках живого диалога Ник рассказывает им весёлые и не очень истории прошлого, всё больше открываясь перед зрителями. Это именно диалоги, семейные беседы, а не интервью. Разговоры чередуются с музыкальными вставками и закадровыми откровениями артиста. Всё это снималось не один день и монтировалось не одну неделю, но сути не изменило: в финале Кейв выходит на пляж и устремляет свой взор к луне, а камера удаляется от него всё дальше и дальше. Смонтировано всё так, будто мы действительно пробыли рядом с ним ровно сутки.
Для дуэта Яна Форсиза и Джейн Поллард совместная работа с Кейвом, судя по всему, останется главным режиссёрским успехом. При том, что документалка не стала суперизвестной, остальные проекты (два мини-сериала и к/м) творческого симбиоза постановщиков в плане популярности оставляют желать лучшего. Сценарий Ник писал сам, что неудивительно – это фактически его автобиография. Ян и Джейн вносили корректировки, поэтому в титрах также указаны как сценаристы.
Оператор Эрик Уилсон и монтажёр Джонатан Эймос – не последние люди в индустрии – заслуживают отдельной похвалы. При очевидном документальном статусе фильм получился максимально художественным. Он даёт пищу для ума не только в виде анализа героя Кейва, но и в виде вопроса: «Как это было снято?» Каждый член съёмочной бригады постарался на славу, и с этой точки зрения претензий нет.
На другой же чаше весов абсолютная неуниверсальность получившегося продукта. Концентрация внимания на личности Кейва очевидна, придираться глупо. Однако ведя с друзьями внутри фильма откровенные беседы, от которых порой веет психоделичностью, Кейв-сценарист часто забывает о диалоге со зрителем. Если поклонники таланта австралийца от перманентных постулатов и аксиом, которые он то и дело выплёвывает вслух, будут в восторге, то обычные зрители рискуют заскучать. В итоге интересная форма ничего не может поделать с содержанием, терпя поражение и становясь абсолютно вторичной. Кажется, что людям, которые не варились в метафорах Кейва на протяжении хотя бы нескольких лет, тут ловить нечего.
26 января 2024
Любому артисту на каком-то этапе хочется расставить определенные акценты в своем творчестве, но так, как это удалось Нику Кейву посредством этого фильма, случается не часто. Он сделал это со всем изяществом, накопленным за годы выступлений. Подобный бенефис всегда хорошо удавался балетным или оперным звездам, но для рокера, при всем его хулиганском прошлом, это необычно. Передать искусным образом, то, чем была твоя жизнь, какими переживаниями она была наполнена и как из этого рождались песни — это отдельный триумф. Ник Кейв не стесняется и не перебирает, он смакует то, из чего лепились песни. Он делает сразу две вещи: красиво подводит итоги и протягивает руку новому поколению музыкантов, словно отец, говорящий «смотри и учись, как это бывало»…
Обезоруживает его искреннее признание в самолюбовании, и этим нельзя попрекнуть, очевидна его органическая потребность в этом. Он показывает прямо на себе, каким образом отдельные отрывочные чувства и мысли скрепляются в поэзию и музыку.
Этот фильм не развивает мифы и не снимает маски. Похоже, режиссеры и не ставили перед собой такой задачи. Ник Кейв остается для нас таким же сложным и загадочным, каким и был всегда. Но фильм определенно удался. С самого начала втягиваешься и вместе с главным героем начинаешь проживать этот день. Как и в реальной жизни, одна и та же мысль блуждает у тебя в голове с самого утра и ты сбивчиво проговариваешь ее, в разговоре с кем-то пытаешься оформить в какие-то полезные слова, зафиксировать, чтобы вернуться к ней позже. Но к вечеру мысли додуманы и дали свои плоды. Чувства по достоинству оценены — великолепный итог. Очевидно, что это не итог его жизни, и чувствуется, что внутри этого человека обитает потенциал на следующие 20 000 дней.
20 марта 2015
Пролог
Кадры, кадры, кадры. Кислотная яркость, летящее время, отсчет дней. Моменты.
I. Завязка
Часы. Тик-так. Ник Кейв просыпается в своем роскошном особняке. Рядом в белых простынях спит жена. Так начинается его 20 000 день на Земле.
Эта часть своеобразного документального фильма плавная, немного сонная. Кейв занимается привычными делами: вот он работает в солидном кабинете, вот он пытается записать песню с Bad Seeds, вот он заказывает латте, вот сидит на приеме у психоаналитика… или нет? Вспоминает отрочество, первую девушку, анализирует отца. Его рассуждения необычны, мудры, порой забавны.
В этой части Кейв начитывает свои сложные тексты, лениво прикасается к пианино… Все не то. Не то, не то, не то. Он неудовлетворен, садится в авто, едет прочь.
Эта глава не имеет определенного саундтрэка.
2. Кульминация
Дорога. Известный, даже фолькльорный образ, символ вечных исканий и проходящей жизни. Именно здесь, сидя за рулем, Ник остается наедине с собой, его мучает тревога — влияние нахлынувших воспоминаний. Сейчас Рэй Уинстон на соседнем сиденье дает совет о переосмыслении жизни, вот Бликса Баргельд объяснянтся на том же месте, Кайли Миноуг, не тронутая временем, все так же прекрасна, как и 20 лет назад. В гостях у Уоррена Эллиса Кейв отведывает жареного угря. Ник отдает себе отчет в важности призраков прошлого, пытается не упустить никого, хотя, конечно, мы видим лишь то, что он позволяет нам увидеть.
И вдруг где-то в далеке, обрываясь, начинает звучать Она. Из набросков, прерывистых, незавершенных тактов, мы узнаем «Higgs Boson Blues». Это именно тот удар по клавишам, после которого музыкант вливается в композицию, создавая с ней единое целое, великолепный перфоменс. Кейв верит в каждое слово, которое произносит, шипит, эмоционально выделяет возгласами. И тут ты понимаешь, что Nick Cave and the Bad Seeds — идеально сыгранная группа, стильная и неповторимая. Розовая драм-установка, Уоррен в остроносых туфлях, деревянная облицовка стен — все это создает очень колоритное убранство.
«Who cares, who cares what the future brings?» Именно этот момент — апофеоз фильма.
3. Развязка
Куда ты приехал, Ник? Оценить себя молодого сегодняшним взглядом, подчеркнуть важность семьи, детей, Сьюзи. Жена для Кейва — восхитительное создание, вершина совершенной красоты, вобравшая в себя все, чем он когда-то восхищался, и при этом он признает, что его муза — «земная» женщина, хоть и неземной красоты. Ник представляет из себя состоявшуюся и зрелую личность, он добился всего, о чем мечтал.
Мы все время слышим «Push the Sky Away», но она так и не стала темой развязки. Ее место внезапно занимает «Jubilee Street», в концертном исполнении. Ник, как и 30, 20 лет назад в безупречном черном костюме, имеет какое-то особое одержимое взаимодействие с фанатами. Кадры из старой хроники сменяются настоящим и Кейв снова и снова повторяет, словно молитву:
«I’m transforming, I’m vibrating, I’m glowing
I’m flying, look at me
I’m flying, look at me now!»
Так и есть, мы видим, Ник.
9 из 10
29 января 2015
Мы привыкли, что документальные кино-биографии рассказывают о жизни героя от колыбели и до старости, где за основу берутся шокирующие факты из жизни, роковые влюбленности и прочие счастья с несчастьями. Биографы обычно собирают факты, но в душу залезть им, как правило, не дано. Ник Кейв же дал такую возможность режиссерам Яну Форсису и Джейн Поллард, а они осторожно вынесли оттуда главное, не обращая внимание на пыль по углам, и создали абсолютно особенное кино.
Фильм начинается как обыденная история про день из жизни звезды: проснулся, побрился, поработал, поехал на студию, еще поработал, сходил к психологу, рассказал ему про отца… Но это как и все подобные картины — лишь туман, имеющий вполне опосредованное отношение к действительности. В отличие от всех остальных подобных фильмов это кино рассказывает о творческом мире Кейва и он для него реален, так как большую часть своей жизни он проводит именно в нем. Этот фильм — окно в мир, который Кейв создает в своих текстах, он сам признается, что лирический герой с ним не во всем совпадает. Взять хотя бы отношение к вере: реальный Кейв перестал ходить в церковь, как только слез с наркотиков, а его лирический герой верит в высшие силы, что не мудрено, ведь, для своего мира Кейв — демиург.
Кино рассказывает не о человеке Нике Кейве, а о творческом процессе музыканта и писателя Кейва, о его лирическом герое, от того кино вышло глубоким, полным смыслов, но в то же время легким и красивым, вовсе не заумным или поучительным. В нем можно найти и Кейва, и себя. Подобно быстрой смене кадров на экране перед глазами проносится и своя собственная жизнь, когда сам пытаешься ответить на вопрос: а чего добился ты? Какие возможности упустил? Где приложил недостаточно усилий?
Если не быть столь эгоцентричным, можно смотреть со стороны на то, как творит талантливый человек. Творчество для него — не самоцель и оно — не смысл жизни, творчество — поиск этого смысла. А если смысл жизни в поиске, то творчество и есть жизнь…
5 ноября 2014
Известный (да и что уж там — великий) музыкант, актер и писатель Николас Эдвард Кейв просыпается рядом со своей женой в своем шикарном доме. На самом деле нет. Просыпается он в обложке своего последнего альбома Push The Sky Away. Это сразу понимают те, кто альбом слушал и обложку рассматривал, но если абстрагироваться и посмотреть со стороны неподготовленного зрителя — да не, какой дом. Декорации же.
И так весь фильм. Он вроде бы дает интервью, как в каждом классическом документальном фильме и вроде бы нет — ну какое же это интервью, если он сидит у психоаналитика. Вроде бы рассказывает о своем детстве и о том, как видел на сцене Нину Симон и вроде бы нет — это же Кейв, вряд ли он кого-то подпустит к себе настолько близко, чтобы откровенничать. Вроде бы демонстрирует свои детские фотографии, как в каждом классическом документальном фильме и вроде бы нет — просто отбирает фото для биографии и комментирует для издателей. Вроде бы разговаривает за жизнь с Рэем Уинстоном, объясняется с покинувшим The Bad Seeds Бликсой Баргельдом и ударяется в воспоминания с Кайли Миноуг, и вроде бы нет — ну посмотрите же, никого из них на самом деле нет в машине. Вроде бы работает над записью нового альбома и вроде бы нет — нескольких исполняемых в фильме песен на Push The Sky Away даже близко нет, а если есть, то в немного другой аранжировке. Он вроде бы искренен и вроде бы нет, откровенно играет на камеру. Единственное, что реально, существует на самом деле и не вызывает никаких сомнений — это его музыка, единственное, что полностью честно и от души — его песни.
Это не документальный фильм. Это не фильм об известном рок-музыканте со всеми общепринятыми клише «родился-женился-прославился-почивает на лаврах». Это 24 часа из жизни интереснейшего человека, рассказы которого можно слушать, слушать, и слушать. Даже если он все выдумал. Даже если это 24 часа вымышленной жизни.
3 ноября 2014
Ник Кейв, фигура достаточно известная, отнюдь не только в кругах всевозможных любителей музыки. Но именно, музыкальная составляющая, способна честнее дать впечатление о нём, благо разноплановых альбомов выпущено, более чем достаточно. Проникнувшись напором и яростью ранних творений, сложно перестроиться на другой тип музыкальной подачи, пусть даже и в рамках одного исполнителя.
Ошибочно решив, что Ник Кейв кончился после Murder Ballads, я вдруг нашёл в кармане ключ, который оказался подходящим для многих замков, отложенных в дальний ящик пластинок. Этим ключём оказалась свежая лента от Яна Форсайта и Джейн Поллард «20 000 Days on Earth». Постные и неторопливые мелодии заиграли новыми красками, а вокал наполнился едва заметной истеричностью.
Эта картина, едва ли заинтересует случайного киномана. Местный зритель — это человек, вкусивший кроваво-меланхоличную, сумасшедше-романтичную лирику Ника Кейва. Тот, для кого всё это не просто так. Кто не придёт с попкорном на сеанс, и не будет тратить время на эмоционально пустые субтитры. Эта жизнепанорама лишь для тех, кто хочет, хоть на секунду вынырнуть из окружающего нуара, вернувшись чуть другим на грязные осенние улицы.
И без подсказок понятно, что все эти строки навеяны отнюдь не яростными и безжалостными произведениями Кейва о безумии и расчленёнке. Не хочется думать, что это я размяк. Но мысли безвременно уносятся вдаль, попав в плен чарующей гитары Уоррена Эллиса. Всё внутри кажется запотевшим, как стёкла, мчащегося в дождь автомобиля. Словно, проводишь целый день в компании своего друга, но оттого что ты пьян, часы превращаются в ничтожные девяносто семь минут. И ты как дурак, стоишь молча, смотря как озабоченные люди уходят, под едва начавшиеся титры, а ты не знаешь, хлопать, или молча проводить последние мгновения уходящего откровения.
can you feel my heartbeat?
Он впустил в свою жизнь, как осторожный человек, не впустил бы незнакомца в спальню. Зависимый от творчества, равно как и от своих преданных почитателей. Без зазрений и сомнений, всецело отдавши архив своих воспоминаний на суд изменчивой толпе. Хотя какой может быть суд, когда приговор давно уже вынесен. Несмотря на, словно, случайную публику, попавшую на сеанс, так и хочется снова и снова мысленно возвращаться в душный кинотеатр. Послевкусие. Вот она, магия. Без неё кино лишь чья-то попеременно удачная видео хроника.
Я входил во вкус, пропитывался настроением, засыпал и просыпался в другом месте. Наконец, найдя нечто, в потерянных находках на причале, прибитых на берег солёной звуковой волной, донесшейся из другой мира. Как послание в бутылке, которую, предварительно не смогли осушить. Двадцать тысяч точек невозврата, в исписанном стихами клочке бумаги.
3 ноября 2014
Я зашла в кино посмотреть фильм про известную рок-звезду, которую сама знаю по одной песне, сами-знаете-какой. Я ожидала бурю непонятных эмоций, раскаяния наркомана или что-то из этой серии. А посмотрела добрый и мудрый фильм о главных вещах. О любви, о любимом деле, о семье, о человеческих отношениях, о молодости. И пусть кому-то фильм может показаться простоватым и банальным.
Мне как раз понравился вот такой образ «звезды». Да, он особенный. Да, он делает крутые вещи. Да, он знает Кайли Миноуг и всяких крутых музыкантов. Но это все не так круто, если ты не получаешь кайф от выхода на сцену, если тебя не ждет дома любимая жена, которой можно выносить мозг, если ты не обедаешь с другом.
Кино очень честное и атмосферное, теплое и отлично пойдет с чашкой горячего какао в ненастный осенний день. В конце концов, если вам так не нравится наша погода — ведите ее дневник.
31 октября 2014
В рамках фестиваля рок-музыкального кино состоялся показ псевдодокументалки «20000 дней на Земле» (20,000 Days on Earth), в которой главную роль исполнил Ник Кейв. Сценарий — Кейва, музыка — Кейва и фильм собственно о Кейве. Популярный рокер распространил информацию о собственной персоне в том ракурсе, в каком, по его мнению, и следует воспринимать феномен Ника Кейва. Музыкант создал руками режиссеров Иэна Форсайта и Джейн Поллард еще один миф о себе и своем творчестве.
Меня фильм очень впечатлил, несмотря на то, что он целиком постановочный продукт. От него не веет неискренностью и глянцем. Видео смотрится на одном дыхании, как будто всё так и было. Актер Ник Кейв прекрасно справился с задачей правильно и убедительно показать музыканта Ника Кейва. Фильм из серии «один день из жизни звезды» не смахивает на кадры реалити-шоу. Скорее, это что-то вроде исповеди и откровения. Ник много говорит, философствует, вспоминает, приоткрывает двери в свою мастерскую и делится секретами. Конечно, далеко не всеми. Очень много тайн вокруг австралийского рокера так остались за кадром повествования. Отлично поработал цензор Ник Кейв, обнародовавший только нужные факты и картинки, не вредящие статусу культового рокера. Помните, у Моэма есть строчки, которые остерегают прикасаться к божеству, чтобы не осталась в руках позолота? Кажется, интеллектуал Кейв это отлично понимал и фильмом лишь добавил сусального золота к своему автопортрету.
Звенит будильник. Музыкант просыпается, встает, умывается, садится в автомобиль и едет по своим делам. Зрителей сопровождает закадровый голос рокера, который вводит нас в курс дела. Сегодня 20 000 день на Земле Ника Кейва. Мелькают кадры австралийского детства, школы, первые выступления The Boys Next Door, The Birthday Party, the Bad Seeds…
Отлично придуман ход с психоаналитиком, перед которым Ник изливает душу. Заметьте, он это делает не в церкви, а в уютном «кожанном» кабинете.
- Я могу сказать, что определенная сверхъестественная сила существует в мире, который я придумал. Но в реальности — нет. Знаете, я часто бывал в церкви, когда плотно сидел на наркотиках. Просыпался в ломке, приходил к утренней мессе, выслушивал от начала до конца проповедь и выходил на улицу, к этому времени уже просыпались драгдилеры. Я приходил домой вмазывался и улетал. Жена мне говорит, Ник — какой кошмар, с этим нужно завязывать, ты слетишь с катушек, так жить нельзя… Прекрати ходить в церковь!
Не противоречит себе Ник, когда рассуждает о творческом методе. В основе всех его сюжетов лежит столкновение антонимичных тем и символов. По словам музыканта, происходит встреча противоположностей, когда искры разлетаются во все стороны. Кейв, проводя такие немыслимые опыты, с удовольствием выступает в роли наблюдателя, который фиксирует происходящее. Пассаж в фильме про церковь и героин — это такой же результат скрещивания полярных по своей сути понятий. Художественный прием.
В течение дня в автомобиле Ника появляются его друзья и коллеги. Музыкант Бликса Баргельд говорит о том, что по семейным обстоятельствам покинул группу the Bad Seeds, а певица Кайли Миноуг вспоминает, как ничего не знала о Кейве до момента записи дуэта «Where the wild roses grow» и как она зачитывалась его биографией перед первой встречей…
В фильме звучит музыка с пятнадцатого студийного альбома «Push the Sky Away», пожалуй, лучшего за последние десять лет. Снят репетиционный процесс, закулисье и собственно волшебство Ника Кейва на сцене.
Посмотрев «20000 дней на Земле», я получил большее удовольствие, чем от просмотра десятков художественных картин этого года. Ник Кейв с режиссерами не просчитались. Их постановочный документальный фильм бьет в цель, заставляет задуматься над вечными темами. А в целом, приятно, что Достоевский от рок-музыки продолжает работать, неплохо себя чувствует и все также стучит по клавишам старой пишущей машинки.
Лично я дал себе обещание в сотый раз пересмотреть «Небо над Берлином» Вима Вендерса.
Алексей УЛЬЯНОВ
20 октября 2014
Вот уже семь лет из своих пока двадцати я живу, околдованная господином Кейвом. С самых первых звуков Henry Lee когда-то на уроке английского языка и до этого чудесного фильма.
Прожить с ним целый день. День, перенасыщенный событиями, музыкой и, главное, воспоминаниями. Воспоминаниями о том, что было ли на самом деле?
Кейву удалось действительно стать той самой рок-звездой, о которой он говорит — недосягаемой, сильной. Это уже не человек. Это чистой воды миф. Стоит ли его разрушать? Стоит ли пытаться отделить правду от вымысла? На мой взгляд, нет.
Кто более реален в том несущемся автомобиле: сменяющие друг друга воспоминания-призраки или сам Ник Кейв? Все они из другого мира, наверное, из того самого, который господином Кейвом создан, из того самого, где Бог и правда существует. Вот чьим пророком он стал. На концертах, когда сцена утопает в сине-фиолетовых огнях, рвутся струны на скрипке Уоррена Эллиса, очарованная паства внимает своему проповеднику и кто-то, встретившись с ним взглядом или коснувшись его рукой, вдруг плачет. Что это, если не откровение?
Фильм помогает снова пережить подобное, и за это создателям его огромное спасибо. Спасибо за эти сумасшедшие путешествия по мирам, сквозь пространство и время: вот Кейв поёт песенку про латте, а вот уже плетет паутину своей легенды. Вот разговаривает с собственным прошлым, а вот ест пиццу с детьми. И всё это настолько завораживающе красиво, что страшно моргнуть. Лишь бы ничего не пропустить!
Музыка окутывает тебя, словно кокон, заглушая посторонние звуки и мысли, только проповедь звучит и звучит в голове, как будто монотонная, но вместе с тем прекрасная. Перед глазами сменяются грациозно кадры, ты сидишь в своём кресле, и действительно молишься (not to God above, but to you), чтобы это не заканчивалось. Не сейчас.
Но время непреклонно, и вот уже близится к закату двадцатитысячный день на Земле.
18 октября 2014
Посмотрел картину на фестивале «Beat Film Festival» в «Формуле Кино Горизонт»
Память делает нам теми, кто мы есть (с)
Воображаемый день из жизни музыканта, сценариста и просто неординарного Ника Кейва.
Дуэт режиссеров основательно подошел к жизни, так ими любимого лидера группы «Grinderman». Они постарались прикоснуться к как можно большему количеству граней этого удивительного человека.
К сценарию приложили руки, буквально все участники проекта. Картина напоминает некий монолог Кейва о том, что он прожил, прочувствовал и смог осознать.
Нестандартно создатели подошли к актерскому составу, в основном это те, без кого жизнь Кейва невозможна, остальные те, кто делает его монологи живыми и понятными.
Музыкальный ряд придает картине необходимую глубину и правильный настрой на весь фильм.
«20000 дней на Земле» — экспериментально-аудиовизуальное совершенство, подарившее фанатам Кейва незабываемые эмоции, остальным зрителям будет, как минимум интересно познакомиться с одним из самых нестандартных и эффектных артистов современности.
17 июня 2014