Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Укрытие |
английское название: |
Take Shelter |
год: | 2011 |
страна: |
США
|
слоган: | «Безумец или пророк?» |
режиссер: | Джефф Николс |
сценарий: | Джефф Николс |
продюсеры: | Грег Штраус, Кевин Фланиган, Сара Грин, Христос В. Константакопулос, Роберт Руджери, Тайлер Дэвидсон, Софи Лин, Брайан Кэвэна-Джонс, Колин Штраус, Крис Перот, Ричард Ротфелд, Адам Уилкинс |
видеооператор: | Адам Стоун |
композитор: | Дэвид Уинго |
художники: | Дженнифер Клайд, Карен Малеки, Адам Уиллис, Чад Кит |
монтаж: | Парк Грегг |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 5000000 |
Сборы в России: | $15 439 |
Сборы в США: | $1 730 296 |
Мировые сборы: | $3 741 098 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 2011 г. |
на DVD: | 24 мая 2012 г. |
на Blu-ray: | 24 мая 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 1 мин |
Фильм разочаровал в виду нежизнеспособного сценария. Главная идея понятна, и правильная реализация вполне могла занять место в фонде мирового кино, но сценаристы сильно переусердствовали с реализацией местной вселенной.
Может мое медицинское образование убило всю магию, но сюжетная ветка с мамой (кто смотрел, тот поймет) лишает действие смысла. То, что должно иметь несколько трактовок читается совершенно однозначно.
В результате этого нюанса рушатся все причинно-следственные связи. То, что должно было выглядеть как испытания воспринимается как идиотизм, т. к. все карты на столе и совершенно понятно, что делать, но вместо этого сюжет пытается в интригу метафоры и аллегории. Актеры честно старались и виден высокий общий уровень, но происходящее не вызывают никакого эмоционального отклика, а без эмоций такие фильмы не могут работают.
6 из 10
15 ноября 2023
'Укрытие' - довольно тягучий, но вместе с тем захватывающий триллер, центральной темой которого является прогрессирующая шизофрения, влекущая за собой паранойю. Подобного рода фильмы, как правило, привлекают внимание, но при этом требуют недюжинных усилий как от режиссёра и сценариста, которым необходимо последовательно и плавно показать процесс того, как базово нормальный человек теряет связь с реальностью, и при этом не сделать кино тягомотным, так и от актёров.
Благо, и с тем, и с другим у 'Укрытия' полный порядок. Нельзя сказать, что фильм смотрится на одном дыхании, но и скучным он не является. Несмотря на то, что здесь, по сути, всего одна сюжетная линия, количество событий достаточно для того, чтобы не растягивать просмотр на несколько подходов, сохраняя неослабевающий интерес к истории.
И это происходит во многом благодаря актёрам. В первую очередь - Майклу Шеннону. Много ли есть на свете актёров, которые, оказываясь в одном кадре с Джессикой Честейн, не только могут дотянуться до её уровня, а даже и переиграть её в некоторых моментах? Так вот Шеннон смог. Для меня он вообще стал откровением, ведь ранее я видел его разве что в образе генерала Зода из вселенной DC, да на третьеплановой роли в 'Достать ножи'. Ни в том, ни в другом фильме играть ему было особо нечего. Была у Майкла хорошая роль в шикарном 'Под покровом ночи', однако экранного времени он там получил немного.
Здесь же у Шеннона множество как ярких эмоциональных сцен, так и моментов, где эмоции нужно было показывать неявно, буквально движением уголка рта или бровей. И с теми, и с другими сценами Шеннон справился выше всяких похвал. Его персонажу веришь, ему сопереживаешь и хочешь узнать, каким будет конец его истории.
Но, справедливости ради, и Честейн в тех сценах, где ей есть, что играть, делает свою работу на привычно высоком уровне. Безусловно, одна из величайших актрис современности.
Выделю также работу композитора Дэвида Уинго. В завершающих двадцати минутах фильма его музыка поднимает напряжение и усиливает момент до максимальных значений.
Я не скажу, что фильм понравится всем, потому и рекомендовать его не могу. Однако сам, пожалуй, однажды вернусь к нему. А потому это честные
8 из 10
2 сентября 2023
«Бред и галлюцинации». Отличная фраза из фильма, которая описывает содержание всего этого «шедевра». Я крайне лояльно отношусь к авторскому кино, являюсь любителем фильмов про апокалипсис. Но это самый нудный, самый затянутый и один из самых депрессивных фильмов, которые я смотрел. Я даже могу посмотреть очень затянутый сериал (и смотрел такие не раз). Но это «Укрытие»… по скучности и тягомотине переплюнуло даже худшие сезоны «Ходячих». В роли «ходячего мертвеца» у нас главный герой Кёртис — крайне медлительный, заторможенный, грустный мужик. Нет, я ничего не имею против грустных людей. Я сам такой. Но этот фильм только нагоняет депрессию и уныние. Вялое, тягучее повествование изредка разбавляется галлюцинациями в небе. Типа, апокалипсис грядёт. Здесь восторженные критики и зрители увидали Библейские мотивы. Допустим. И что? С чем связан восторг? «Ангелы трубят Апокалипсис?» Так это тема лучше раскрыта в замечательном сериале «12 обезьян», который, кстати, был оплёван как кинокритиками, так и зрителями. Вот, что у людей в голове? Откуда такая любовь на депрессивные и гнетущие малобюджетные фильмы?
Никакого «морально-социального аспекта», как пишут другие зрители, я в этом фильме не разглядел. Имелось ввиду, что главный герой как пророк предупреждал о грядущем, а ему никто не верил? Ну, афигеть теперь. Этот «аспект» применим к кому угодно, например к ТПЗ’шникам, которых оплевывают за попытку доказать что Земля плоская. Именно доказать, а не просто заявить: «Земля не шарообразная, потому что я увидел это во сне». Как главный герой просто сказал толпе, мол «страшное грядёт». И все такие… молчат, потупив взор. Никто даже не кинул тухлое яйцо и помидор.
С фильмом «Ной» это творение вообще ни в какое сравнение не идёт. Даже близко не стоял. Пишут, мол это образ современно Ноя. Извините, но таких «Ноев» в психиатрической больнице Кащенко навалом. Уверен, и Наполеоны найдутся. Ни один шизофреник ещё не предсказал будущее. Во всяком случае, науке подобное не известно.
Рекомендую к просмотру только если вы ярый любитель фильмов про апокалипсис, Конец Света. Если вы, как я, смотрите все фильмы подобного содержания. Если вы очень терпеливый человек. Ну, либо если вы тащитесь от негативных эмоций, депрессии и тоски.
3 из 10
7 октября 2020
«Укрытие» — это драматический проект союза нескольких независимых киностудий, который впервые был представлен публике и критикам на кинофестивале «Сандэнс» в 2011-ом году. Впоследствии картина была приобретена для дистрибьюции отделению крупной компании «Sony Pictures Classics», так как «Укрытие» начало собирать горстями многочисленные кинонаграды. Благодаря этому мир узнал имя режиссёра и сценариста «Укрытия» Джеффа Николса, и этот успех подтолкнул кинематографиста к производству следующего проекта (благо, продюсерские центры не надо было уговаривать вложиться в фильм). Им стал фильм «Мад», который также получил мировое признание и пока что считается лучшей работой независимого постановщика и сценариста Джеффа Николса. Но вернёмся к «Укрытию», в котором снялись Майкл Шэннон и Джессика Чэстэйн в главных ролях.
В обыкновенном «медвежьем углу» проживает чета ЛаФорч: муж Кёртис и его супруга Саманта вместе с дочерью Ханной. Кёртис сутками трудится на строительную компанию, чтобы обеспечить семью, и у работодателя находится на хорошем счету. Но внезапно Кёртиса начинают одолевать ужасные сновидения, когда его дом настигает необычайной силы торнадо, разрушающее и убивающее всё на своём пути. Вначале, как следовало ожидать, Кёртис относит это лишь к игре подсознания, но затем, когда сны стали повторятся в своём кошмарном реализме, Кёртис ЛаФорч решил копать бункер, чтобы хоть как-то успокоить разбушевавшееся неприятное предчувствие. Эти действия вызывают удивление, изумление, а затем и непонимание со стороны Саманты. Но при этом супруга сильно любит мужа и даже проникается его идеей, принимая этот посыл от неожиданно воскресшего Ноя в обличии Кёртиса.
Джефф Николс несколько раз заявлял о том, что источником вдохновения для создания его фильмов служат работы экс-затворника Терренса Малика, в особенности глубокое впечатление было наложено на Николса лентой «Пустоши» Малика. Поэтому в картине «Укрытие» можно увидеть повторяющийся почерк великого режиссёра, а самым наглядным, но несколько условным оммажем Малику может служить то, что на роль Саманты за 100 долларов за день съёмок была приглашена Джессика Чэстэйн, сыгравшая у Малика в «Древе жизни». Надо сказать, что актёрская игра в «Укрытии» — это абсолютный плюс на фоне общей медлительной, незамысловатой атмосферы. Майкла Шэннона Николс вообще считает лучшим актёром мира. И действительно — с Шэнноном легко работать, ведь он полностью выполняет то, что от него требует режиссёр. И в случае с «Укрытием» Шэннон и Чэстэйн показали супружескую «химию», которая и должна существовать невидимой нитью между мужем и женой.
Несмотря на библейскую отсылку к образу Ноя, всё-таки не сравниваешь его с Кёртисом и не вспоминаешь комедийную интерпретацию «Эван Всемогущий», а следишь за целостным образом от Шэннона и пытаешься взвесить все «за» и «против» по поводу его состояния. Не стал ли его Кёртис заложником мистицизма, собственных ошибок и неправильных выводов? А может глава семейства ЛаФорч действительно предсказатель, буквально повторивший ход событий в «Пункте назначения»? И в этом вновь можно прочесть влияние Терренса Малика на Джеффа Николса, когда медлительное действие заставляет зрителя придраться морально-философским размышлением. На мой скромный взгляд, «Укрытие» наисильнейшим образом говорит всем, что надо уметь доверять людям, даже если их мысли похожи на полнейшее помешательство. И главным эталоном доверия и любви может служить героиня Джессики Чэстэйн.
Можно заметить, что Джефф Николс подошёл к созданию «Укрытия» с нескольких точек зрения, пытался передать историю одного человека в иносказательном смысле, вкладывая морально-социальный контекст в идейность фильма. И ещё раз хотелось бы выразить благодарность актёрам ленты: безусловно, что Шэннон и Чэстэйн правильно поняли, что же своим «Укрытием» хотел сказать Николс.
7 из 10
13 июля 2020
Психологично, затянуто, с актерской игрой, отличная развязка, послевкусие в размышлениях. Так выглядела бы рецензия на «Укрытие», будь я талантлив.
Если же растекаться мыслею, то хочется начать с Майкла Шеннона и Джессики Честейн. Злодей из Тротуарной империи и Формы воды отыгрывает замечательно. Тихий интроверт, разложивший жизнь по полочкам и любящий семью, сталкивается с чем-то необъяснимым, медленно раскатывающим его реальность по асфальту. Его внутреннее напряжение передается зрителю, и даже несмотря на то, что регулярно хочется ускорить события на экране, игра Шеннона приковывает и дает настоящее ощущение саспенса — вот оно, ГРЯДЕТ!
Честейн тоже хороша, свежа, искренна, еще не приведена к общему знаменателю пластическими хирургами. Вот такая огненная Честейн вполне подходила на роль взрослой Софи Лиллис. Но это неудачное отступление. Джессика дополнят Шеннона, она — якорь в разбушевавшемся мире героя, бесстрашная и верящая в своего мужа, в их чувства, в то, что удар нужно принимать вместе. И именно она ставит в фильме многоточие там, где, вроде-бы, высшие силы ставят жирную точку. Сейчас такая Честейн стоила бы не сто долларов в день, а полновесный Оскар. Николсу очень повезло с актерами, но и им повезло с режиссером.
Сама история современного Ноя, но без религиозной составляющей, тоже интересна. Николс предпочтет нагнетать до конца. Но будет это делать откровенно долго. Когда тебе покажется, что ты уже достаточно настрадался в компании с одолеваемым видениями Шенноном, выясниться, что позади только половина фильма. Собственно, тяжеловесность — единственный минус Укрытия.
В остальном картина хороша, заставляет сопереживать и ждать приготовленной развязки.
Умный фильм, который стоит посмотреть.
12 сентября 2019
- Кто-нибудь кроме меня это видит?!
Люблю это кино. Много думал о нем, и никак не мог принять увиденное. Фильм шокировал и дал пищу для размышлений. Он вызывает бурю эмоций сразу же после его просмотра и сразу полное опустошение. Это самый сильный и на мой взгляд лучший фильм Джеффа Николса. Драматический триллер получился на ура. Его даже не с чем сравнить, а концовка обескураживает и именно она и ассоциируется с этой картиной, когда о ней думаешь.
Мы видим главного героя Кертиса. Он предчувствует нечто надвигающееся и плохое. Герой думает, что скоро будет конец света или что-то апокалипсическое. Он пытается как-то помочь своей семье и окружающим людям, предупредить их об угрозе, но люди начинают считать его сумасшедшим. Тем временем мужчина одержимый предчувствием чего-то грядущего, начинает строить укрытие…
История фильма интересная и разложена шикарно по полочкам. Фильм получился психологический и все время держит в напряжении, в тревоге. Режиссер ставит все время зрителя в негодование, и мы думаем: что-то же происходит. Картина получилась таинственной, на этом и держится вся ее прелесть. Триллер также атмосферный, что тоже является его достоинством.
Самое главное то, что он реалистичный, без единой нотки фальши, и это заслуга режиссера и конечно актеров, которые чисто и превосходно сыграли. Какая же тяжелая была роль у Майкла Шеннона, но он сыграл ее воодушевленно, и ему за это браво. Весь фильм зритель читает его, пытается понять и разобраться, что же здесь происходит.
Что касается Джессики Честейн, то и она идеально подошла на женский персонаж. Играет всегда эта актриса хорошо, и ей веришь, она сейчас на пике своей популярности, и вот именно это глубокое и непростое кино в списке моих любимых картин с ее участием.
Что делать, когда ты чувствуешь нечто необъяснимое? На самом деле история в этом фильме ужасная, и чтобы она ни с кем не случилась. Мы проходим по этому фильму, как по ножам, в постоянном эмоциональном стрессе и ожидании того, что же произойдет. Фильм шикарный, и я его советую обязательно к просмотру киноманам, тем, кто любит что-то необычное.
«Укрытие» — американская, загадочная драма с элементами триллера 2011 года. Фильм сильный и взрывной, обескураживающий и волнующий. История человека «безумца или пророка» лично меня более чем впечатлила, и говорю этому кино «да».
9 из 10
17 июля 2018
Что я могу сказать: Николз, думается, в любом фильме пытается сыграть и за тех и за других: и немножко жанровое кино сделать, и социалку, и чтобы жюри фестивальному понравилось. Некоторые фильмы содержат не загадку, но какой-то приковывающий внимание ход. И вот лучше бы без разрешения этот ход оставался — а то нелепица получается.
Отличный амбиентный фильм, Майкл Шэннон чудесно сходит с ума, все внимание на нем. Такое совпадение внешности и персонажа редко увидишь в последнее время. По ходу дела в медленно искажающуюся реальность персонаж вовлекает своих близких — и так или иначе автор нас подводит к глабальным пластам типа ноева ковчега, а под конец так и вовсе пытается визуализировать хаос. Думается, что зря. Пока это семейная/человеческая драма, всё в порядке, но глобальные обобщенияи намёк на жанровую принадлежность сразу занижают планку.
Хороший фильм для любителей вялотекущего.
26 февраля 2018
Американский режиссер и сценарист Джефф Николс и его творчество пользуется большим успехом у профессиональных кинокритиков, а также он является постоянным гостем на международных кинофестивалях самого разного уровня. Данная картина принесла ему всемирный успех и получила большое количество положительных отзывов. Лента стала заметным явлением на фестивале независимого кинематографа «Сандэнс» и получила два приза Каннского кинофестиваля, а профессиональные журналисты расхваливали её достоинства. Простые зрители также положительно восприняли фильм начинающего режиссера, но без особого восторга.
Название фильма может немного сбить зрителей с толку, ибо кто-то может ждать классического фильма — катастрофы. Но на деле перед нами тяжелая депрессивная драма с элементами триллера. Это авторский независимый проект, идеальный кандидат для кинофестивалей. Это сложное, монотонное кино, в котором стирается грань между реальностью и воображением. Однако здесь нет сюрреалистических и психоделических элементов. Сюжет довольно прямолинеен и действие постепенно подводит нас к финалу, который и должен ответить на главный вопрос, кем же является главный герой? Безумцем или пророком? Но не спешите делать выводы, ибо историю и её развязку можно интерпретировать по-разному.
Это кино о человеческих страхах. Главный герой живет простой семейной жизнью в маленьком провинциальном городке, но в определенный момент его начинают мучить кошмарные сны, в которых он видит надвигающий шторм, способный погубить его семью. И с этого момента мы видим историю одержимости человека, убежденного в необходимости построить надежное укрытие, даже несмотря на то, что все начинают сомневаться в его душевном и психологическом состоянии. Это разноплановое кино с обширной тематикой. Режиссер задаёт вопросы, но не дает ответов, оставляя это право зрителю.
В картине присутствует отличная визуальная картинка, хороший замысел и весьма неожиданная финальная развязка. Но к сожалению у фильма ряд недостатков. Это довольно скучное повествование, порой излишне медленное. Драматический накал ленты порой выглядит слишком наигранным. Фильм атмосферный, но страдает отсутствием саспенса, а потому сложно назвать данную работу психологическим триллером.
Майкл Шеннон очень характерный актер, которому идеально подходят роли психически неуравновешенных людей и безумцев. Он является любимым исполнителем режиссера и впоследствии играл во всех его фильмах. В течении всей ленты главный герой страдает и выглядит угнетенным, благодаря своему театральному прошлому ему удаётся блестяще передать настроение своего персонажа. Джессика Честейн играет любящую жену и мать, но это не тот фильм, где ей удается продемонстрировать свой актерский талант.
Укрытие это атмосферная, депрессивная, психологическая драма с элементами триллера. Картина исследует природу человеческих страхов и одержимости. Здесь есть место и семейным отношениям, и паранойи, и даже библейским мотивам. Однако это довольно специфическое кино, которое не каждому придется по душе. У меня сложное отношение к этому фильму, а потому и оценка не самая высокая.
6 из 10
25 ноября 2017
Забавно, если в один хреновый день ты вдруг понимаешь, что сдвигаешься по фазе. Ты видишь сгущающиеся монструозные тучи, из которых льется помоечный дождь. Птицы взбесились, то собираясь в обширные угрожающие стаи, то сыплясь с неба мертвецкой бомбардировкой. Природа буквально орёт тебе в ухо, что грядет тотальный трындец, но никто об этом больше не знает. И встает вопрос; то ли ты избранный, новоявленный Ной, который обязан спасти если и не каждой твари по паре, то хотя бы свою семью? Или же ты просто заурядный параноик, которого пора замуровать в дурке, а люди и дальше будут жить долго и счастливо?
«Укрытие» — кино не для любителей крупномасштабных постановок и динамичных экшнов. Это камерная драма, где основной акцент сделан на актерском исполнении и апокалиптически-безумной атмосфере происходящего. Харизматик Майкл Шеннон уже участвовал в нечто подобном по стилистике, а именно в «Глюках» (Bug) Уильяма Фридкина, но там безумие просто било через край, как в ярчайшей экспрессии героев, так и в болезненно-жутком видеоряде, который сложно забыть. В ленте Джеффа Николса всё куда размереннее и мягче, но сей тихий омут припас для публики своих ненормальных чертей, наводящих шороху в американской глубинке.
Условно ленту можно отнести и к триллеру, ибо главгерою Кертису снятся такие сны, что врагу не пожелаешь, но главное остается наяву, то, как Кертис на них реагирует. А у скромного работяги без семи пядей во лбу два варианта; либо я либо мир сходим с ума. И если персонаж Шеннона и псих, то мирный и безобидный. Он не кидается на людей и не делает громогласных публичных заявлений (эпизод в «Макдоналдсе» не в счет, ибо вынудили), а просто роет экскаватором большую яму у себя во дворе, чтобы когда пробьет смертный час, укрыться в ней от ужаса на поверхности. Жена покорно терпит бзики Кертиса, так как любит, но и её терпению наступает предел, когда…
Фильм давит зрителя тяжеловесной депрессией, заставляя почувствовать, как трудно существовать с больным разумом, и как непросто родным находиться рядом с дорогим безумцем. Всегда хочется понять по-настоящему близкого человека, помочь ему, а если какие-то «тараканы» неискоренимы — смириться с ними. Всегда проще уйти, чем остаться, и героиня Джессики Честейн — поистине хорошая и преданная святым узам брака жена. Она не сдается и мягко-настойчиво борется с «играми разума» супруга, которому уже не выбраться своими силами. И апофеозом сражения становится спуск в самодельный бункер, где жизненная необходимость выбраться из него решит всё.
Если кажется, что текст раскрыл все карты сути истории, то тем более посмотрите это кино, чтобы ответить себе на вопрос; о чём оно? Может быть о том, что сумасшествие — не порок, а дар Господа? Или же о том, что грозные тучи и грязный дождь — всего лишь насмешка природы над слабыми и нервными людьми, судорожно ищущими смысл и знак Божий там, где его нет? А может «Укрытие» — фильм-предупреждение, выражающееся в цитате из «Возрождения» Стивена Кинга: «Бог перестал быть важным для людей. Но придет день, когда они об этом пожалеют»…
7 из 10
28 ноября 2015
Прочитал немало восторженных отзывов о фильме, посмотрел и задумался. То ли я чего-то не вижу, то ли все находятся в оцепенении от того, что картина «Take Shelter» (буквально «В укрытие») прошла на фестивале Санденс и её хором хвалили критики.
Приходит в голову банальная мысль: снимать кино про «странных людей» — сходящих с ума, савантов, параноиков, — не забывая при этом напустить тумана и включить «атмосферную музыку» (побольше низких частот), — занятие для создателей кинофильмов совершенно беспроигрышное. Вспомним ряд: «Остров проклятых», «Тайное окно», «Машинист»… Да что там — «Человек дождя», «Сияние», — любой из них либо считается шедевром, либо, если рангом пониже, получает аплодисменты от публики и дифирамбы от критиков. Что немудрено — то, что редко встречается среди нас, что отличается от привычной нормальности, неизменно вызывает повышенный интерес. Причём почти не завися от художественного исполнения.
В отличие от «Сияния» или «Машиниста», «Укрытию» как раз не повезло с исполнением. Режиссёр фильма Джефф Николс почему-то решил, что если заставить актёра Майкла Шеннона бродить по кадрам с лицом вселенской скорби, глотать пилюли и видеть сны про чёрную-пречёрную тучу, присовокупить к нему глухонемую дочку в виде трогательной Товы Стюарт и актрису Джессику Честейн в роли преданной, но не понимающей героя жены, — успех наполовину обеспечен. Вторая половина триумфа притянется тягучей аудиодорожкой, густым как кисель сюжетом и замершим в одной точке действием. А тут и критики подтянутся — великолепная психодрама, глубокая метафизика…
Господа! Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать? В чём шедевральность шедевра? В том, что актёру с внешностью среднестатистического головореза удаётся ровно два часа держать брови домиком, самоуглублённо смотреть в пустоту и давить из себя не геройскую слезу? Помилуйте, на то он и актёр, чай, не с улицы подобрали.
Изюминка «Укрытия», на мой взгляд, лишь в том, что досадная мозговая поломка случается не с нью-йоркским интеллектуалом, писателем-середняком, героем Чарли Кауфмана, а с обычным работягой, жителем американской глубинки. Да, и бедные тоже плачут, и что? Из-за такой банальности стоит тянуть пятнадцатиминутный сюжет на два часа? Где история, где буря, от которой нужно укрыться? Пусть она сильнее грянет, чёрт возьми!
2 из 10
30 сентября 2015
Внезапно оживает самый страшный кошмар, который только способен представить себе главный герой, на город движется ураган, грозящий отобрать у него все: дом, семью, друзей. Каждый день он видит, как на горизонте появляется чернота, скрывающую за собой чудовищную силу, стремительно приближающуюся к нему. Ни кто и ни что, не способны удержать её. Впрочем, ни кто в это и не верит, потому что, все это лишь сны. И как быть в таком случае, когда близкие крутят пальцем у виска или того хуже, норовят вызвать психушку? Переть буром до последнего, невзирая на последствия? Или сдаться этому ужасу, и просто ждать? Как и в каждой хорошей картине, здесь несколько смысловых пластов. Тут говорится о долге мужчины перед семьей, которую он должен защищать любой ценой. А можно раскрыть послание ленты, как постоянную борьбу человека с природой. Да мало ли, тем раскрыто в ленте.
Конечно же, нельзя не отметить игру Майкла Шеннона, его находящемуся на грани герою, безусловно, и однозначно веришь. Он проходит путь от уверенного в себе человека, у которого есть стабильная и хорошая жизнь, до измученного и сходящего с ума комка нервов. Визуальная часть ленты, подчеркивает происходящие в герое изменения, картинка спокойного провинциального городка, из-за видений центрального персонажа, постепенно трансформируется в какой-то карточный домик, готовый рухнуть в любой момент и где невозможно найти надежную опору.
9 из 10
17 ноября 2014
Две главные идеи фильма — вера и доверие, а если быть точнее, вера в самого себя и доверие близким.
Слово «укрытие» в заглавии фильма обозначает семью. Семья для Кертиса (Майкл Шеннон) становится спасительной дланью в той нелегкой ситуации, в которой он оказывается благодаря своим пугающим видениям и тем действиям, которые эти видения провоцируют в дальнейшем. С Кертисом происходит то, что сами мы часто можем увидеть, последив за тем, как относятся к людям, чьи действия и взгляд на мир отличаются от общепринятых. Его начинают считать сумасшедшим. Из-за этого, конечно, возникает множество проблем. И всё же, при всех стараниях жены (Джессика Честейн) поверить своему быстро отдаляющемуся от «реального» мира мужу, как-то поддержать его, именно вера в себя, свою правоту, не дает Кертису сдаться с самого начала, добровольно облачившись в липкие одежды безумца. Прав он или нет, это даже не главное, человек должен хотя бы попытаться поверить себе, прежде чем сдаваться мнению окружающих. Важна сама это попытка, а что из этого выйдет, покажет время. Тут надо думать, две идеи сплетаются в одну, — доверие близкому, как себе самому. Только непонятно, кто кому должен больше довериться, жена мужу или муж жене, — голос рассудка уступить иррациональной вере, или иррациональная вера ясному голосу рассудка.
Джефф Николс, режиссер и сценарист данного фильма, намеренно выстроил сюжет таким образом, что зритель вплоть до финальных кадров не может понять, что же на самом деле происходит с главным героем.
Финал поражает своей драматичностью. После всех страданий и слез, пережитых и пролитых главными героями, терпеливый зритель в самом конце вознаграждается незабываемым эффектом, описать который можно лишь как — эмоциональный ступор.
Итог
Очень красивое, эмоциональное и умное кино. Блестящие актерские работы Майкла Шеннона, Джессики Честейн и Товы Стюарт (маленькая дочь главных героев).
Поглощающая атмосфера. Потрясающий саундтрек. Если громыхнет в вашем сердце, так громыхнет на ура.
10 из 10
14 октября 2014
(Дювард) Вы с женой хорошо живете, Кертис. Я серьезно. Это лучший комплимент для мужчины. Смотришь на его жизнь и видишь — все хорошо! Он все делает правильно.
(Кертис) Это не всегда легко.
Режиссер и сценарист своих постановок Джефф Николс приступил к написанию сценария для фильма «Укрытие» летом 2008 г. Как мы помним, год тогда выдался весьма непростым. Из-за рубежа поступали тревожные вести о наступлении мирового финансового кризиса, предвестником которого стал начавшийся годом ранее ипотечный кризис в США. Разорялись крупнейшие ипотечные компании и системообразующие банки, происходили массовые обвалы фондовых бирж, Исландия находилась на грани банкротства, вот-вот ожидался крах доллара. И это не говоря уже об обострившейся в 2008-ом проблеме глобального потепления, которая привела к таянию арктических льдов и угрозе вымирания полярных медведей как вида.
Страх и неуверенность, которые испытывают многие люди перед завтрашним днем, стали центральным мотивом психологического триллера «Укрытие», чья премьера в 2011 г. стала заметным событием. Тогда же на кинематографическом небосводе зажглось новое имя — молодого одаренного постановщика Джеффа Николса, который до «Укрытия» снял малоизвестные «Огнестрельные истории», а после — уже ожидаемую в киноманских кругах драму «Мад», где главную роль исполнил «переродившийся» Мэттью МакКонахи. Фильмы Николса все как один снискали теплые отзывы критиков, вследствие чего за ним прочно закрепилось звание «очередной надежды американского кинематографа».
Однако вернемся к самой важной на сегодняшний день его ленте. В ней Майкл Шеннон играет Кертиса ЛаФорча, скромного работягу и примерного семьянина, живущего в небольшом городке штата Огайо, которому однажды начинают мерещиться странные вещи. Он видит их в своих снах — точнее, в ночных кошмарах. Кертису снится, как домашний пес норовит откусить ему руку, как в небе зловещими вереницами летает стая птиц, как накрапывает дождь, роняя желтые маслянистые капли, как неподалеку маячат грозные обезличенные фигуры, пытающиеся разлучить его с близкими. Поначалу Кертис твердо решает справиться сам с одолевающими его кошмарами, однако чем чаще видения о грядущем апокалипсисе проявляют себя в реальности, тем больше герой становится похож на библейского пророка Ноя, который отчаянно ищет ковчег. В качестве такового выступает старое штормовое укрытие рядом с домом, для обустройства которого Кертис на время «арендует» рабочий инвентарь.
Исподволь его странное поведение, весьма нехарактерное для жителя провинциального городка, замечают жена Саманта (Джессика Честейн), его друг и сослуживец Дювард (Ши Уигхэм), а затем и окружающие люди. В своих снах Кертис представляет надвигающуюся катастрофу как скопление свинцовых туч с пронизывающими их вспышками молний, однако в содержательном плане за темными облаками, предвещающими торнадо, могут скрываться нерешенные проблемы героя в повседневной жизни. Натянутые отношения с женой, финансовое неблагополучие, бюрократическая волокита, из-за которой Ханна (Това Стюарт), не слышащая дочурка Кертиса, никак не может дождаться дня операции, а сам Кертис приходит в отчаяние, когда сменяющие друг друга психологи не в состоянии оказать ему квалифицированную помощь. Бесплатным консультантам просто все равно, а Кертиса начинают терзать подозрения об унаследованной им параноидальной шизофрении, от которой мучилась его мать (Кэти Бейкер), упрятанная ныне в психиатрическую больницу.
Много внимания в фильме уделено и финансовому аспекту. Семья ЛаФорчей живет небогато, в «черные дни» едва сводит концы с концами. А здесь как раз ситуация, когда необходима большая сумма денег. Так, Ханне, недавно потерявшей слух, требуется дорогостоящая операция. Кертису, который от ночных кошмаров мочится в постель, не помешали бы услуги высокооплачиваемого психиатра. Параллельно нужно выплачивать ипотеку и погасить ссуду, взятую в банке для обустройства укрытия. Разумеется, мизерной зарплаты дорожного рабочего на все катастрофически не хватает. Единственное спасение — в предоставляемой работникам компании щедрой страховке, которая способна, по крайней мере, покрыть расходы на операцию Ханне. Однако вскоре Кертиса увольняют с должности за тайное использование рабочей техники у себя во дворе, лишая его таким образом любых средств к существованию. Тут-то и поражает мысль о том, что апокалипсис как никогда близок.
В основу фильма, несомненно, положен многослойный комплексный сценарий, в котором ощутимое место занимает тема семейных отношений. В самом начале вырисовывается картина благочинной американской семьи: у Кертиса с Самантой как будто бы все хорошо — о чем в дружеской беседе осторожно напоминает Дювард. Впрочем, уже на ранних этапах улавливается некоторая изломанность в их отношениях. К сожалению, по ходу фильма Николс так и не разъясняет, почему Саманта порой столь холодна к мужу. Вероятно, это как-то связано с их дочерью Ханной и ее приобретенной глухотой. Мотив вины прекрасно бы обосновал желание Кертиса во чтобы ни стало защитить семью, пусть и от выдуманной им угрозы. Во всяком случае, он смог бы потом спокойно спать по ночам. Но все это домыслы. В фильме же показывается, как под натиском накопившихся проблем излом в отношениях становится все больше и больше. И лишь благодаря мужеству Кертиса, который не побоялся поделиться своими страхами со второй половинкой, разваливающийся брак удается сохранить. Все действия главного героя направлены на то, чтобы вернуть прежние счастливые отношения с Самантой, чтобы та вновь обрела в него веру. Именно с такого ракурса я смотрю на неожиданную концовку фильма. Не важно, что там герои увидели. Важно то, что теперь они смотрят и видят одно и то же. Финальные кадры идеально подводят жирную черту под всем, что происходило до этого.
Майклу Шеннону, одному из лучших актеров современности, наконец-то дали возможность развернуться в роли первого плана. Хотя ему не впервой изображать безумца, в «Укрытии» Шеннон становится неотделим от своего персонажа. Вначале Кертис предстает обычным правоверным американцем, который счастливо живет с семьей и пусть не много, но честно зарабатывает на хлеб. Он из тех, кто умеет держать в руках молоток и ответственно выполняет мужскую работу по дому. В те же моменты, когда у Кертиса внутри просыпаются демоны, на его всегда спокойном лице появляется гримаса ужаса, а глаза видят то, что не способны увидеть окружающие. Если бы не схожая роль второго плана в «Дороге перемен», которую поспешили отметить киноакадемики, Шеннона ожидала бы «оскаровская» номинация за «Укрытие».
Несмотря на то, что данный фильм Николса позиционируется как психологический триллер, при этом он с легкостью конвертируется и в остросюжетную драму, и в метафорическую притчу. Отсюда кажутся нелепыми многочисленные жалобы по поводу затянутого хронометража. В «Укрытии» Николс затрагивает немало вопросов, и, конечно, ему нужно время, чтобы каждому из них уделить достаточно внимания. Вместе с тем фильм сложно упрекнуть в наличии ненужных сцен или неуместных пауз — все его составные части очень плотно подогнаны друг к другу. Перед нами, очевидно, кинонаходка 2011 г.
23 сентября 2014
Есть такое кино, смотря которое, простой обыватель может сказать — «не о чем». В нем не ставится глобальных проблем, оно не имеет цели развлечь. И сюжет развивается медленно и вязко, порою настолько, что зритель может забыть, а зачем вообще он сел смотреть этот фильм. Кино жанра арт-хаус. Кино не для всех. И в тоже время для всех и каждого. И главное, о каждом. Если, конечно, снято хорошо.
Фильм Джеффа Николса «Укрытие», без сомнения, снят хорошо. В нем Майкл Шеннон и Джессика Честейн предстают в образе благочестивой семейной пары, воспитывающей глухого ребенка, живущей в небольшом городке и тихо и мирно ведущей свой быт. И все было бы хорошо в их отдаленном закутке, практически на лоне природы, уже своим образом жизни напоминающем укрытие от мировых, политических, глобальных проблем. Если бы не кошмарные сны о грядущей буре, которые начинают снится главному герою. Кошмарные и мучительные настолько, что он совершенно логично начинает предполагать, что это все наследственное от матери, страдающей параноидальной шизофренией. И также логично он решает строить укрытие во дворе, куда можно было бы спрятаться в случае катастрофы, чем вызывает вопросы и негодование со стороны близких и друзей.
Фильм, надо сказать, о традиционных семейных ценностях, когда люди в семье поддерживают друг друга, стараются понять, пусть и через обиду и ссоры, но сохраняя и защищая свою семью.
Проблема в фильме ставится пусть и не глобальная — буря не уничтожит всю землю, не вызовет апокалипсис, да и не понятно до конца, произойдет ли она вообще — но зато фильм ярко символизирует свойственное современным людям желание не замечать грозящих проблем. Мы полностью оторвались от природы, до такой степени, что знаки надвигающейся катастрофы способны увидеть лишь животные, да люди с предрасположенностью к психологическим заболеваниям.
17 марта 2014
Главный герой «Укрытия», по имени Кертис, — обычный рабочий, имеющий семью: жену и дочь. Все в его жизни складывается вполне себе неплохо, работа есть, потомство — есть, серьезных проблем в социальном плане — нету. Но вот в один день он начинает странные вещи — во сне и наяву. Что это — галлюцинации или предвидение, священный дар или следствие развития психической болезни — вот вопрос, который герой задает себе, и с этого, собственно, все и начинается.
При этом не стоит ждать от этой двухчасовой картины стремительности и скорой разгадки — и даже финал не даст окончательного ответа. А до финала — напряженный и неспешный триллер с примесью драмы, из-за чего «Укрытие» может показаться некоторой части зрителей той еще скукотой. Мне же лично было не скучно, совсем не скучно. Тягучая атмосфера захватывает, да и картина интригует, периодически подбрасывая зрителю новую информацию, на которой впрочем, ничего более крупного, чем догадки, построить не получится — и поэтому интрига держится прочно и долго.
Майкл Шэннон, исполнитель главной роли, играет великолепно, чем так же притягивает к экрану. Даже гипнотизирует своей игрой. До давлением своих видений он вызывает странную реакцию у горожан — на него смотрят искоса. Сам же Кертис пытается построить укрытие для своей семьи и все больше истощается морально, сам не зная верить своему рассудку или нет. Финал же, как я и говорил, неоднозначен, и у каждого зрителя вызовет разную реакцию и понимание происходящего.
«Укрытие» — отличный триллер, неспешный, завораживающий, сдобренный отличной актерской игрой и умело играющий эмоциями зрителя. Снятый за копейки, но держащий у экрана не хуже, а даже лучше некоторых более раскрученных и дорогих собратьев по жанру. К просмотру рекомендуется.
5 октября 2013
Пророчество. Какое место оно занимает в нашей жизни? Было ли предвидение в жизни Вашей? Это вопросы к которым человечество будет обращаться постоянно.
Помните как к этому вопросу подошел Лермонтов в «Герое нашего времени»? Устами одного из героев «Фаталиста» он вопрошал вполне сходные вопросы: «И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок? Почему мы должны давать отчет в наших поступках?».
Развивая тему, нельзя не напомнить о Достоевском, который в своем дневнике 1877 года писал такие слова: «Предвидится страшная, колоссальная стихийная революция, которая потрясет все царства мира изменением лика мира всего… Начнут низлагать религию, разрушать храмы и превращать их в стойла, зальют мир кровью, а потом сами испугаются».
Свою смерть предвидели Линкольн и Ломоносов, а роман Моргана Робертона «Тщетность» о крушении самого большого в мире корабля «Титан», предшествовал известной трагедии.
Если все еще не верите — просто взгляните на обложку одного из альбомов группы The Coup. он вышел в 2001 году, совсем незадолго до гибели «близнецов» в США.
Именно этой проблеме и посвящен фильм. Тут все будет просто: обычная семья из трех человек терпит не лучшие времена. Отца семейства предшествует видение — смертоносная буря, убивающая все живое. Он становится одержим своими переживаниями и не скрывает своих опасений. Общество его не понимает, а он, подобно Ною, строит убежище для своей семьи. Однако, не шизофрения ли это? Ведь душевнобольные нередко мнят себя пророками.
Эти вопросы будут интересовать внимательных зрителей на протяжении всей картины. стилистически фильм очень напоминает «Знаки» М. Найта Шьямалана, и, как я полагаю, выглядит одним из его отражений. Режиссер стремится скрывать эмоции и до определенного момента не раскрывать интригу, добиваясь напряжения от банальных бытовых сцен. Это показывает его хороший профессиональный уровень. Но при этом, картина получилась затянутой и слишком уж односложной.
Майкл Шэннон и Джессика Честейн здорово усилили ленту своей игрой. Они вытянули не одну сцену на приличный уровень
Так что, просмотрев фильм могу уверенно сказать, что он переоценен. Два приза в Каннах — это безусловный успех, но не добивавшиеся подобных титулов «Знаки», на несколько порядков интереснее и смотрибельнее.
5 из 10
22 августа 2013
Молодой Американский режиссер Джефф Николс дебютировал со своим первым фильмом в 2007 году. Драматичная и жизненная, но предназначенная сугубо для западного зрителя, лента «Огнестрельные истории», собрала неплохие отзывы и дала возможность постановщику развиваться дальше. Что он с успехом и сделал, сняв в 2011 «Укрытие», фильм во многом напоминающий «Истории», но сделанный куда масштабней и профессиональней. Успех не заставил себя ждать — в восторге была как арт-хаусная аудитория, на которую и ориентировался Николс, так и жюри фестивалей. Фильм был отмечен в Каннах, «Сатурне» и многими другими наградами — и было за что.
Место действия «Укрытия» — родные для Николса и знакомые зрителю по «Историям», отдаленные уголки юга США. Главный герой — простой рабочий, суровый и немногословный Кертис, для которого единственная цель в жизни — это забота о своей семье. Казалось бы, у него есть все, что нужно для счастья — любящие дочь и жена, хороший дом, надежная работа и верный друг. Но как это часто и бывает, он сам, а точнее не он, а его подсознание, нарушает спокойное течение прежней жизни Кертиса. Во сне ему начинают являться предзнаменования грядущего Апокалипсиса, сцены гибели человечества и всеразрушающие ураганы. Человек, далекий от Фрейда и его теорий, Кертис сначала не обращает на видения внимания, но чем чаще он их видит, тем больше боится за свою семью. Доктора не помогают, знакомые начинают думать, что Кертис сошел с ума, а сам провидец, не зная где истина, решает перестраховаться и превращает двор в специальный бункер.
Прекрасно поданная история, которая могла бы стать материалом для очередного бестолкового ужастика, или боевика про апокалипсис, в руках Николса превращается в тонкую психологическую драму. Безумие Кертиса плавно прогрессирует по мере развития сюжета, не давая впрочем, достаточных оснований, для того, что бы сказать, безумен ли герой вообще. Простому человеку, как бы сказали у нас, из народа, Кертису плевать на спасение мира и природу своих снов. Он делает то, что сделал бы каждый из нас в его ситуации — пытается обезопасить своих родных, пусть и ценой работы, друзей и репутации. Таким образом, как нет ответа на происходящее у героя, нет его и у зрителей — Николс сохраняет интригу до самого конца, уверенно балансируя между мрачным триллером и психологической драмой. При отсутствии какой-либо динамики и намеренной реалистичности происходящего, существенная часть ответственности за успех фильма у зрителя, лежит на актерах. А на этом фронте «Укрытие» выглядит просто блестяще. Известный в первую очередь, по ярким ролям второго плана, Майкл Шеннон сыграл заглавную роль и в «Огнестрельных историях», и в «Укрытии». И если в первом случае, персонаж у него был не столь сложный, то во втором, таланту актера наконец-то нашлось, где развернутся. Многократно отмеченный критиками и различными премиями, Шеннон выглядит в «Укрытии» пугающе убедительным, не столь показывая, сколько передавая напрямую зрителю, безумную энергетику своего героя. Одновременно удачно разыгрывая образ чуткого отца, при соответствующем повороте сюжета, он моментально преображается в убежденного фанатика — и это зрелище выглядит настолько завораживающим, насколько и пугающим. Тоже самое можно сказать и про весь фильм. Все два часа «Укрытия» пронизаны атмосферой напряжения и тревоги, которая не только не дает заскучать, а напротив, затягивает в себя с головой, чтобы на действительно впечатляющем финале, надолго погрузить зрителя в пучину впечатлений.
19 августа 2013
В спокойном, размеренном, тихом фильме показаны властная природная стихия, кошмарные сны и реакция неоднозначного главного героя. Человека мучают удушающее беспокойство, чувство панического страха. Что это: зарождение и развитие сумасшествия или непонятое окружающими предсказание? В течение просмотра возникают многочисленные вопросы и параллельно находятся логичные ответы. Объясняется психологическое расстройство героя, понятна его решительность в строительстве укрытия и вполне адекватно поведение других людей. Но всё равно остается чувство таинственности и недосказанности. Финальная немая сцена окончательно расставляет все точки над i.
Актерская игра выдержана на отличном уровне. Майкл Шеннон показал среднестатистического главу семьи. Он не навязывает зрителю «болезнь» своего персонажа, а показывает, как справляется Кёртис с внутренними дисбалансом. Актриса Джессика Честейн убедительно сыграла преданную и любящую жену.
Минус за затянутость сюжетной линии. Через некоторое время начинаешь непроизвольно зевать, потому что слишком уж всё плавно и долго.
24 апреля 2013
Тяжелые иссиня-черные, клубящиеся, словно густой дым, грозовые тучи нависают над маленьким городом и маленьким человеком Кертисом, служа напоминанием о чем-то страшном, еще готовящемся произойти. Однако не является ли это всего лишь дурным сном, помутнением, конца которому не видно доселе?
Фильм «Укрытие» 2011 года является второй полнометражной работой независимого американского режиссера Джеффа Николса, которая достаточно успешно прокатилась по многим престижным кинофестивалям, в том числе Каннском и Санденсе, поучив при этом массу вполне заслуженных наград. «Укрытие», несмотря на свою жанровую принадлежность к триллерам, таковым нисколько не является, ибо данная картина — это, в первую очередь, психологическая драма о маленьком человеке, зашедшем в духовный тупик и медленно сходящем с ума под гнетом внешних обстоятельств, о человеке, лишенном перспектив и предчувствующем не столько внешний Апокалипсис, сколько внутренний, человеке, ощутившем свою ничтожность в этом мире и не способном что-либо изменить.
Безусловной удачей фильма стал исполнитель главной роли Кертиса Майкл Шеннон, актер многогранный, но второплановый, сумевший в полной мере раскрыть свой недюжинный талант драматического актера в этой неоднозначной картине(ранее, в 2007 году, режиссер Джефф Николс снял Шеннона в своем кинодебюте, потому алхимия между актером и режиссером присутствует в «Укрытии»). Только ради его великолепной игры фильм достоин пристального зрительского внимания. Также неплохо справилась со своей ролью Джессика Честейн, хотя все-таки Майкл Шеннон своей харизмой затмил в ленте всех остальных.
Оператор Адам Стоун снял фильм в мрачной и дико депрессивной манере, окрасив буквально каждый кадр картины гнетущими цветами предгрозового неба, создающими в итоге очень напряженную атмосферу даже в спокойные моменты фильма.
Эффект депрессии умело создает в ленте и саундтрек Дэвида Уинго, полный меланхолии и грусти.
Я рекомендую этот необычный драматический фильм всем поклонникам драм и авторского независимого кино и, думаю, картина Вас не разочарует.
8 из 10
6 марта 2013
Интересный замысел воплотила в себе картина начинающего американского режиссера Джеффа Николса «Укрытие». Собрав воедино основные принципы психологической драмы, мистики и напряженного триллера, так же многообразно, и что самое главное успешно, прошла по основным кинофестивалям мира. И что же такого примечательного мы видим тут, чего нет в других фильмах на схожую тематику?
Первый и главный козырь-это непредсказуемость финала. Слоган фильма «Пророк или безумец?» очень внятно дает понять зрителю, что ответ на данный вопрос будет держаться в тайне вплоть до финальных титров. И правда, зачем выкладывать на стол то, что может держать зрителя в напряжении.
Второй положительный фактор, на мой взгляд, незаурядна игра актеров. Майкл Шеннон, сыгравший главную роль, довольно убедительно чувствует себя в подобных ролях.
Это роль нечто среднее между его ролью агента ФБР в сериале «Преступная империя» и сумасшедшего безжалостного секунданта в фильме «13». Джессика Честейн заслуживает не меньшего внимания, ее карьера в Голливуде на большом подъеме. Роль матери и жены в этом фильме, довольно яркая и показательная.
Последний козырь картины — нетривиальность. Сюжет развивается довольно необычно, перед героями стоят разные задачи, и пути их решения очень неординарные. Конечно, фильмов о болезни шизофренией немало, и о пророках нашего времени тоже можно найти, однако этот фильм рассматривает проблему с точки зрения борьбы человека самим с собой, за право остаться в жизненных реалиях, с целью помощи собственным близким людям. Ведь зачастую люди в порыве эмоции забывают о настоящих семейных ценностях, а режиссеру удалось воссоздать концепцию мечущегося героя, его борьбу, переживание родных. Все это доводит фильм до логичного и интересного финала.
Любителям жанра рекомендую.
6 из 10
29 января 2013
«Укрытие» повествует нам о первых проявлениях шизофрении у порядочного семьянина и работяги Кёртиса. Он живёт в провинциальном городе размеренной жизнью, день ото дня занимаясь однообразной работой, проводя досуг за однообразными делами и воспитывая дочь, живущую в мире тишины. Некую новизну в его обыденность начинают вносить невесть откуда взявшиеся видения, причём далеко не приятные. Эта история проста и понятна — жил себе жил Кёртис, а тут появляются какие-то сны и портят ему размеренный быт. Естественно, он поступает, как поступили бы многие — пытается ничего не замечать сначала; когда видения наносят ущерб психическому здоровью, он нехотя обращается к врачу, при этом наивно старается скрыть всё от жены, и так не отличающейся вниманием к мужу, да и сам не очень-то усердно снабжает свои действия какими-либо эмоциональными излишествами. Признаться, иногда смотреть на них было скучно.
Но несмотря на неторопливость действия на экране, два часа проходят незаметно и фильм не кажется затянутым. Наверное потому, что благодаря стараниям режиссёра и актёров зритель словно сам погружается в напряжённое состояние сознания Кёртиса, ощущая, какая буря скрывается за спокойным выражением лица. И он находит способ противостоять этому — строит укрытие. Как и вполне материальное, во дворе, так и психологическое внутри своего сознания, куда стремится поместить семью чтобы даже в самых безумных своих видениях всегда оставаться с ней. И бункер у дома в данном случае лишь помогает ему лучше разобраться в самом себе, лучше справится со своими страхами, или, вернее сказать, найти правильный путь борьбы с ними. Ведь каких бы стараний не прилагали врачи, наше сознание всегда способно само сформулировать свои цели и пути их достижения.
Как не банально это звучит, но у каждого в голове свои тараканы. У каждого свой собственный мир, и если он по большинству позиций совпадает с мирами окружающих, то человека считают «нормальным». Если же законы вашего государства отличаются от соседей, то отношения уже будут сложными, сопровождаемые недопониманием. И чем глубже вы погружаетесь в анархию своих мыслей, тем труднее наладить отношения с «соседями». Навязчивая идея заставляет Кёртиса выполнять определённые действия, неподвластные логике окружающих, в том числе и семьи, что, понятное дело, приводит к конфликту. Но на то она и семья, чтобы в трудную минуту не бросать друг друга…
6 из 10
14 января 2013
Недавно ознакомилась с картиной под названием «Укрытие».
Не смотря на то, что фильм, в общем-то понравился, по сей день не могу составить четкое впечатление о нем.
На мой взгляд, данное кино не является «шаблонным». В нем Вы не найдете голливудских актеров, сложных спецэффектов, бурную динамику. Скорее наоборот: в процессе просмотра возникает ощущение, что фильм слегка затянут.
Изначально зритель быстро погружается в атмосферу обыденной жизни героев, становится свидетелем их страхов и проблем. Но где-то в середине ленты внимание рассеивается и кажется, что события не особо меняются, все как бы стоит на месте. Интрига возникает ближе к завершению и перерастает в совершенно неожиданну развязку.
Концовка фильма сильно впечатлила. Это один из моментов, которые хочется пересмотреть заново. Как мне показалось, в последней минуте было сосредоточено больше смысла и чувств, нежели на протяжении всей картины. Правда, становится очень обидно за главного героя, который потратил столько усилий лишь ради того, чтобы в конечном итоге самому прийти в «логово врага».
В целом я не могу назвать фильм «шедевром», но уверяю, что он уникален. «Укрытие» — действительно страшное кино без луж крови, монстров и серийных убийц. Режиссерам на 100% удалось передать атмосферу жуткого ожидания, волнения и предчувствия неминуемой гибели.
Это картина с глубокой идеей, которую сможет оценить не каждый. Отмечу, что фильм не забывается сразу после просмотра — в его атмосфере пребываешь еще какое-то время.
8 из 10
29 ноября 2012
Конечно, «Укрытие» может показаться многим скучноватым. Потому что в нем слишком много прогонов и фильм можно было бы сократить минимум вдвое без потери смысла. Но не атмосферы.
Сюжет описан до меня большим количеством людей, он довольно прост — малообеспеченная американская семья (это я к тому, как живут малообеспеченные американские семьи), глухонемая дочь, слегка едущий крышей отец с плохой генетической наследственностью. Кёртис ждет бури, и очень по-мужски (скрытно и не интересуясь мнением окружающих), пытается защитить от этой грядущей бури свою семью.
Мне очень понравился главный герой — он оказался потрясающе нехаризматичным, как на демотиваторе «эмоции Чака Норриса». Возможно, если бы он переложил хотя бы часть ответственности за свои плохие предчувствия на жену или друзей, вышло бы иначе. Но он ни с кем не делится, и с упорством крупного рогатого скота продолжает верить в свой персональный кошмар, при этом не исключая наличия у себя психического расстройства. В принципе, правильная модель поведения.
В целом герой выходит каким-то жалким — а это, как мне кажется, довольно сложная эмоция, одна из тех, которую сложно вызвать у зрителя. Здесь — удалось более чем.
Концовка интересная, но в особом напряжении фильм не держит. Но посмотреть было приятно.
5 ноября 2012
Красиво снятая психологическая драма про прогрессирующую шизофрению — по крайней мере, так я это увидела (автор дает простор для зрительской фантазии).
Самое страшное в этом фильме — человек всецело сознает, что болен. Он борется с недугом, невероятно страдает, наблюдается у врачей, читает специальную литературу, ведет долгие беседы с близкими, опасаясь за их будущее и опасаясь причинить им вред…
Четвертый(!) просмотренный мною фильм, где Майкл Шеннон играет шизофреника — до этого были «Жуки» («Глюки» в российском прокате) Уильяма Фридкина, «Мой сын, мой сын, что ты наделал?» Вернера Херцога, cпродюсированный Дэвидом Линчем, и «Дорога перемен» Сэма Мендеса, за которую Майкл был номинирован на «Оскар». Видимо, какая-то бесовщинка во взгляде актера не дает режиссерам покоя.
8 из 10
Фильм был удостоен 27 наград и 18 номинаций, включая Канны и Торонто.
27 октября 2012
Птенец одноэтажной Америки, городок Лагранж. Дети озоруют на ровных лужайках, парки наполняют воздух свежестью, чердачные крыши кремовых домов смотрят в безоблачное синее небо. У проживающего здесь рабочего Кёртиса, конечно, не идиллия, но вроде всё тоже неплохо. На работе дослужился до начальника смены, а после работы ждёт любящая супруга с дочкой. Из явных сложностей только одна — у родного чада проблемы со слухом, но и они в будущем вроде решаемы. Так и прожил бы Кёртис спокойную предсказуемую жизнь, пока однажды не начали ему сниться кошмары на апокалиптическую тематику. В них небо не безоблачное — оно заволочено жуткой густой тучей и струится не дождём, а машинным маслом. Со временем кошмары видоизменяются (то домашний пес набросится, то напарник с работы, то ещё что-то… хотя тема надвигающейся бури остаётся главной) и даже вторгаются в действительность, превращаясь по сути то ли в галлюцинации, то ли в пророческие видения.
Собственно, интрига бОльшую часть времени и держится на этом вопросе. Кто такой Кёртис? Шизофреник или экстрасенс? Конечно, имеют право на существование и промежуточные варианты вроде «и не то и не другое» или «и то и другое одновременно». Финал удивляет, но не сказать, чтобы сильно. Не переворачивает мир с ног на голову. Но «Укрытие» скорее психологическая драма с элементами мистического триллера, нежели, собственно, триллер. Самое главное в нём не развязка, а процесс преображения главного героя. Тем, кто процессом не проникнется, лента, вероятно, покажется если не нудной, то затянутой, но остальные наверняка откроют для себя немало интересных тем.
Если говорить о схожих картинах, то по завязке «Укрытие» чем-то напоминает «Последнюю волну» Питера Уира. Адвокат-материалист там сталкивается с аналогичным кошмаром. Но далее фильмы сильно разнятся — Уир сразу даёт понять, что видения героя действительно пророческие и стремглав погружает его в мистическую тематику. Однако у Николса персонаж стоит перед той же дилеммой, что и зритель — поначалу он сомневается в реальности собственных галлюцинаций, ибо обращается к психотерапевтам и психологам (тем более, имеется пагубная наследственность со стороны матери). Но постепенно феномен всё же захватывает сознание Кёртиса полностью — кошмары для него окончательно приобретают статус предупреждений, игнорировать и не верить в которые невозможно. Тут то и начинается история со строительством того самого подземного укрытия от неведомой грозы. Однако к нашим темам.
Тема первая — психолого-социальная. Миф экономической стабильности и моральной стойкости среднего среднего класса развенчивается сильнее, чем это мог бы сделать любой финансовый кризис. Трудности Кёртиса заурядными, конечно, не назовёшь, но всё же показательно, как легко даёт трещину система американских страховочных тросов, а вместе с ней и без того нагруженная психика главного героя. Как следствие — проблемы с друзьями и родными, в семье и на работе. Адепты психоанализа также найдут немало собственных фишек и наверняка попытаются увязать сны с подсознательными страхами мужика-семьянина, а в построенном им укрытии найти свой символизм. Стоит отдельно отметить, что кино, в котором с такой интеллигентностью, натуралистичностью и одновременно интересностью показывали бы семейный быт среднего класса в разных его состояниях, встречается не часто. Актерские работы Майкла Шеннона и Джессики Честейн в данной связи не похвалит, наверное, только ленивый.
Тема вторая — эсхатологическая. Только в отличие от «Меланхолии» или «Последней любви на Земле», где апокалипсис — свершившийся или свершающийся факт, и большая часть повествования идёт уже о нём самом и человеческой реакции на него, «Укрытие» рассказывает о фобиях по поводу лишь предполагаемого конца света. Страх перед тем, что всему безмятежному пространству в один прекрасный момент наступит крышка, в нынешнее время может проявиться абсолютно у любого. Но в массе своей народ к чему-то подобному не то, что не готов на практике или в теории — он даже об этом не задумывается. Поэтому персонажи вроде нашего, считающие себя предвестниками апокалипсиса, выглядят в такой среде полоумными сектантами. Соответственно понятно, что если грезы персонажа воплотятся наяву, то «Укрытие» — это во многом история о важности доверия своему шестому чувству, и о том, что скорее мир сойдет с ума, чем ты сам. Если же не воплотятся, то, так или иначе, вопрос появления подобных комплексов ведь не менее значителен.
Тема третья — экзистенциальная. Беспричинные, по мнению окружающих, фобии главного героя выводят его на личное противостояние с сложившимся местным укладом. Но прогрессирование страхов, ставящие Кёртиса face-to-face со смертельной угрозой (и не важно реальна ли она или имеет место лишь в его голове), на самом то деле даёт ему ключ к истинной самоидентификации. Сцена в столовой, пожалуй, самая эмоциональная в фильме, где герой выглядит психом как никогда, парадоксальным образом сильнее всего сближает его с собственной же семьёй. Именно здесь жена и осознает, что за проповедями о надвигающейся буре, за странноватой стройкой на заднем дворике стоит не что иное, как элементарная любовь и древний мужской инстинкт защитника. Без этого можно было б хоть полвека засыпать и просыпаться на одной кровати, но так до конца и не прочувствовать ни того, с кем засыпаешь, ни понять, зачем вообще живёшь. У Кёртиса и его супруги такие вопросы уже точно не возникнут.
7,5 из 10
11 октября 2012
Американский независимый кинематограф не перестает радовать новыми режиссерскими именами. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Появление всё новых и новых способных постановщиков обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, существует преемственность поколений, и в работах нынешней молодежи легко найти отголоски творчества классиков вроде Мартина Скорсезе или Стэнли Кубрика. Во-вторых, в Северной Америке проходят крупнейшие в мире фестивали независимого кино («Сандэнс», Торонто), позволяющие начинающим режиссерам продемонстрировать свои таланты и умения широкому кругу зрителей, а также возможным дистрибьюторам. В-третьих, студии и те же самые дистрибьюторы сейчас как никогда голодны до новых идей и сюжетов, а потому охотно предоставляют стартовую площадку для людей, способных их предложить. Твори — не хочу. Если ты по-настоящему талантлив, то обязательно проявишь себя. Наглядный тому пример 33-летний Джефф Николс, в столь юном для режиссера возрасте уже ставший завсегдатаем Канн. Два года подряд его фильмы демонстрировались на каннском фестивале. А это уже очень серьезно.
Серьезным является и его фильм «Укрытие», который и принес ему известность сначала в фестивальном кругу (приз от прессы в тех же Каннах в 2011 г.), а потом среди киноманов. Это мучительное двухчасовое исследование пограничного состояния человеческой психики, когда ты стоишь на краю пропасти и только от тебя зависит — сумеешь ли удержаться или стремительно полетишь вниз навстречу бездне. В центре внимания Николса тот самый мрак души, который сидит в подкорке у каждого и который может вылезти наружу в самый, казалось бы, неожиданный момент. У Кёртиса, главного героя «Укрытия», есть всё, о чем только может мечтать мужчина его возраста: личное счастье, стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Но вдруг этот мрак начинает буквально сжирать его изнутри. Ему кажется, что грядет природная катастрофа. Но страшна не сама катастрофа, а то, что она принесет — неминуемую потерю семьи, привычного уклада жизни. Очень тонкий психологический момент, еще раз подтверждающий тезис о том, что страх всегда внутри человека, а не вовне. Все мы боимся потерять то, что у нас есть, что нам дорого. И все равно непременно потеряем — рано или поздно. Так устроен мир. И укрытие — это отчаянная попытка Кертиса не потерять, но сохранить, законсервировать свою жизнь. Все умрут, а мы останемся. Это вызов самим первобытным силам природы. Что, конечно, несомненное безумие. Пророк Кертис или псих — на самом деле не так уж важно. Он в любом случае обречен проиграть. Не даром Николс в концовке фильма предлагает зрителям сразу два финала: один — ложный, второй — окончательный, настоящий. Это похоже на особое, изощренное чувство юмора древних богов, где-то там, в своем потустороннем мире смеющимся над человеком: ты слаб, ты ничего не можешь изменить, от тебя ничего не зависит. И последние кадры «Укрытия» удивительным образом перекликаются с последними кадрами «Серьезного человека» братьев Коэн. Грядет буря, мистер Уэйн.
Надо сказать, что «Укрытие» — довольно камерная драма. В ней почти ничего не происходит. Только болезненный разум Кертиса то и дело озаряется новыми странными и страшными видениями (стаи птиц, выписывающие зловещие узоры в небе, собственная собака, намеревающаяся сожрать хозяина, жена, бросающая недвусмысленный взгляд на разделочный нож). Николс вместе со своим главным героем погружает в атмосферу этого безотчетного, иррационального страха и зрителя. Не каждый это осилит, потому что 2/3 фильма в общем то не совсем понятно, чего бояться: кругом умиротворенные пейзажи Огайо, Джессика Честейн, вновь (как и в «Древе жизни») играющая ангела во плоти, люди все замечательные и отзывчивые. Но, наверное, такая подача сюжета (по мнению некоторых, еще и затянутого) требовалась режиссеру для того, чтобы с должным эффектом обрушить на зрителя финальные сцены. И этот подход оказывается вполне уместным, потому что заставляет прочувствовать всю глубину отчаяния Кертиса.
Многое здесь зависело и от исполнителя главной роли. Даже не многое, а практически всё. Нужно было сыграть такое тихое, не нарочитое безумие. Примерно как Рэйф Файнс в «Пауке» Дэвида Кроненберга. И Майкл Шеннон блистательно справился с поставленной задачей, явив миру лучшую, пожалуй, свою роль на сегодня. На протяжении почти всего фильма он образцово-показательно уравновешен и спокоен. О терзающих его героя демонах можно узнать лишь по выражению лица, на котором отражается вся его душевная боль, все страхи. И от того, кстати, особенно громоподобной выглядит сцена, когда Кертис в какой-то момент вдруг срывается и в исступлении начинает орать про грядущий апокалипсис и смерть всего живого. Словом, Шеннон, как и весь фильм, взрывается в самую нужную и единственно подходящую для того минуту, благодаря чему всё это и приобретает смысл.
8 из 10
26 сентября 2012
Укрытие/Take Shelter (2011) — современный фильм-предупреждение, семейная драма, американская действительность, американская готика, американская классика. Это — апокалипсис приближается, совсем близко, уже здесь. Жуткий без CGI монстров, страшный, без сериального убийцы, притаившегося где-то в тени, Take Shelter притягивает и просто переполняет зрителя. Он прекрасно задуман и с блеском воплощён Да, не торопящийся, не скачущий бешено, но почему это плохо? Он исподволь приводит к финалу, который бьёт, как прямой удар молнии сквозь все ваше существо.
Это история одной маленькой все-американской рабочей семьи где-то в глубинной провинции, жизнь которой с её повседневными проблемами и заботами будет омрачена внезапными и навязчивыми видениями и предчувствиями главы семьи, Кёртиса, его ночными кошмарами библейских пропорций и его отчаянной решимостью защитить, спасти, укрыть семью, чего бы это не стоило. Есть ли у этих предчувствий основания? Действительно ли финальный кошмар приближается? Пребывает Кёртисв в затяжном спуске в паранойю и теряет связь с реальностью у нас на глазах или он наделён даром (непрошенным даром) сверхъестественной чувствительности и способностью предвидеть будущие глобальные бедствия?
Это только некоторые мысли, которые приходили мне на ум, когда я смотрела Укрытие. Другие — настоящая радость от того, что не пропустила работу невероятно талантливых людей, создавших этот тревожный современный шедевр. Молодой сценарист / режиссер Джефф Николс, ему 33, сделал пока три фильма, но Убежище — это его заявка на истинное величие. Майкл Шеннон, удивительный актёр с эмоциональным силовым полем такой мощи, что оно втягивает в себя даже тех зрителей, которым фильм совершенно не нравится. Абсолютно все отмечают его владение экраном. 2011 был незабываемым годом для Джессики Честейн, и Убежище — это фильм, где она сыграла жену Кёртиса — воплощением добра, любви и преданности, и это роль, за которую она должна была быть номинирована на Оскара. Вообще, академики, оказались слепы и глухи к одному из лучших американских фильмов прошлого года. Не, простите за выражение, «Прислуга» или «Потомки» должны были получать номинации и любовь Академии. Это фильмы проходные и я их забыла сразу же после просмотра. Убежище — это основание для надежды о будущем американского независимого кино. Укрытие — фильм бесспорно американский, но он по содержанию и размаху — универсальный и вневременной. Его необходимо прожить и прочувствовать.
10 из 10
26 сентября 2012
После этого второго фильма молодого режиссёра Джеффа Николса, мне сразу же захотелось посмотреть его дебютную работу «Огнестрельные истории», обязательно посмотрю.
Фильм фестивальный, получил два приза в Каннах, был номинирован на Гран-при в категории «Драматический фильм» на «Sundance» — фестивале независимого кино.
Кино о том, как человек сходит с ума. Главному герою снятся кошмары, а в реальности приходят галлюцинации о конце света. Он понимает, что с ним, что-то не так и пытается сохранять спокойствие, что бы не напугать семью и окружающих. Но удается это ему плохо, потому как какому здравомыслящему человеку придёт в голову строить убежище у себя во дворе.
Кино сильное, в первую очередь игрой одного актёра Майкла Шеннона. Играл он много где, но мне запомнился лишь ролью копа в сериале «Преступная империя». Здесь он великолепно передал весь трагизм своего персонажа.
Отлично сыграла и Джессика Честейн, которая играет его жену, она очень переживает за своего мужа, и даже в моментах отчаяния его не бросает, а пробует понять и пережить всё вместе.
Ещё здесь сочные цвета на фоне апокалипсического неба — очень красивые краски, спасибо, наверное, надо сказать за это оператору Адаму Стоуну. И музыка, на грани, бьёт по нерву, эстетская, декаденсная, очень сильно нагнетает в тему фильма.
Очень порадовала интересная концовка фильма, а то в последнее время, то съели конец, то скомкали, то он никакой, то попросту не придумали. Тут же он в контексте фильма, не сказать, что ожидаем, но и не сказать, что сюрприз. Короче конец у фильма есть и одно это уже радует.
Смотрите такое кино, кино независимое, кино умное, кино атмосферное. Самое главное оно другое, а то от попсятины тоже уже подташнивает.
8 из 10
16 сентября 2012
Фильм получил серьезные награды на Каннском кинофестивале, что само по себе тоже производит впечатление, но главным потрясением оказывается конечно же режиссер фильма Джефф Николс и его актеры.
Фильм о расшатанной нервной системе взрослого мужчины, мужа и отца, расшатанной уже практически вплоть до тяжелейшей депрессии и даже всех признаков шизофрении. Есть такое искушение «записать» героя в шизофреники и тем самым (как это обычно и делается) закрыть тему. Дело в том, что у всех нас шалят нервишки и люди инстинктивно избегают общества неврастеников, а уж, тем более галлюцинирующих (плюс другое) шизофреников. На самом деле сами депрессанты и шизофреники избегают общества друг друга живя как правило одиноко, никому, а уж менее всего себе подобным, не доверяя.
Нервный человек боится неврастеника, депрессант боится депрессанта… Так вот Джефф Николс потрясает своими здоровьем и добротой, а, быть может просто любознательностью и такая любознательность сама по себе признак великолепия сложившейся личности. Джефф Николс не боится своего героя-психа вдумчиво, медлительно, с недюжинной способностью сосредоточиться он выступает перед нами (приходящими в ужас от одного того, что перед нами шизофреник) и своим героем. Демонстрируя колоссальные хладнокровие и добрую волю Джефф сообщает нам о своих глубоких наблюдениях над больным человеком. И на какие глубины (нет, не размышлений) переживаний о депрессанте погрузился Джефф — ведь весь этот опыт «прошел» сквозь его нервные окончания, все это «побывало» в его мозгу и Джефф не бежал в ужасе от собственного сопереживания.
Многих из нас легко довести до бутылки малейшими признаками неприятностей, довести до самоизоляции и остающийся один на один по доброй своей воле с размышлениями о жутком Джефф Николс достоин большого почтения…
Спросите себя, по силам ли вам смотреть этот фильм, а ведь у Джеффа Николса наверняка многочасовой, не вошедший в фильм, хронометраж! Да он еще и сценарист…
Великолепное упражнение для ума, силы воли, нервной системы, способности к сопереживанию — веха на пути становления человеческой личности. Пройдите тест Джеффа Николса, ответьте себе на поставленные им вопросы. И это будет вам не сеанс у психоаналитика, тут будет проверка посерьезнее.
Дело в том, что Джефф не профессиональный штатный интеллектуал-психиатр. Дело в том, что профессиональные психиатры (ученые) не общаются с шизофрениками, держат от них дистанцию лишь только пичкая их таблетками. Они с удовольствием поговорят с блаженным миллионером на сеансах психотерапии, а от шизофреника в чистом виде отгораживаются стеной холода, презрения. Вспомните хотя бы «Пролетая над гнездом кукушки»!
Так вот Джефф (не интеллектуал, не эксперт в этой области) не отгораживается от своего героя леденящей стеной презрения, этот богемный человек (не без мучений) вслушивается в каждый мышиный шорох психики своего героя!
Большая благодарность Каннам, остановившим на этом фильме, в котором выдающийся добрый человек с любовью рассказывает о несчастном добром человеке, наше внимание.
В фильме звучит тема безбожия и желающие искать причины всему могут остановить свое внимание на тезисе о том, что страхи Кертиса возникают от недостатка веры, хотя тема наследственности, физиологической патологии звучит в фильме тоже, но дело не в научно-философской полемике относительно причин душевного заболевания, а во внимании Джеффа Николса к теме.
20 августа 2012
Ну что можно сказать о фильме… Хотелось бы начать с основы, а точнее с качества.
Общая картинка, постановка кадра, цвета все очень приглушенно. Режиссер видимо так хотел вывести на первый план главную тему фильма, что упростил и обесцветил все остальное. И это дает зрителю сосредоточиться исключительно на главных героях и их внутренних переживаниях, и не отвлекаться на мелочи в виде второстепенных персонажей и даже на видения, приходящие к главному герою.
Актерская игра Шеннона и Честейн поражает воображение. Они настолько идеально смогли прожить собственных персонажей, что даже выделяясь из общего фона остались частью этого мира.
Сама по себе история картины на мой взгляд не банальна и под некоторым ракурсом даже свежа, а местами и оригинальна. Я возлагала определенные надежды перед просмотром данного произведения и получила даже больше чем ожидала. Особенно поразил момент самого начала конца… вышло на редкость захватывающе. Хоть всего и на момент.
8 из 10
11 августа 2012