Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Самсон и Далила |
английское название: |
Samson and Delilah |
год: | 2009 |
страна: |
Австралия
|
слоган: | «True Love.» |
режиссер: | Уорвик Торнтон |
сценаристы: | Уорвик Торнтон, Бек Коул |
продюсеры: | Кэт Шелпер, Питер Бартлетт |
видеооператор: | Уорвик Торнтон |
художники: | Даран Фулхэм, Хезер Уоллес |
монтаж: | Роланд Галуа |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 февраля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Вот оно - новое австралийское кино. Снятое режиссёром аборигеном, или как сейчас принято говорить, 'представителем коренного населения', оно рассказывает про двух современных австралийских подростков, также из коренного населения. И рассказывает настолько аутентично и честно, что повествование кажется документальным (таковым не являясь). Никогда человек извне, пусть даже самый талантливый, не смог бы показать нам жизнь этих людей настолько девственно нетронуто, без каких-либо фильтров. Не зря эта первая полнометражка никому неизвестного тогда молодого режиссёра Уорика Торнтона принесла ему множество призов на всевозможных кинофестивалях, в том числе «Золотую камеру» Каннского фестиваля за лучший дебютный фильм.
Самсон и Далила живут в общине где-то посреди австралийской пустыни, среди редкой растительности и частых кенгуру. Их жизнь крайне однообразна и скудна - где бросишь сегодня на землю поролоновый матрас, там и дом твой, и крыша над головой. Хотя, крыша далеко не всегда. Далила ухаживает за своей старой бабкой и рисует. Самсон слоняется без дела и понюхивает бензин. Парнишка проявляет к девушке очевидный интерес. Тут надо отметить, что на протяжении всего фильма герои почти не разговаривают, а фильм подвергает сомнению вообще как таковую нужность разговоров и трёпа в жизни. Наши герои и так прекрасно понимают друг друга, а мы понимаем их. Это кино - возможность отдохнуть от слов, соединиться со своей дикой природой, или наоборот, духовным началом, как посмотреть.
Однажды происходят события, в результате которых, молодым людям приходится покинуть деревню и направиться, куда глаза глядят. Одинокие, хрупкие, потерянные, никому ненужные в этом большом мире, они как две щепки в яростном водовороте под названием жизнь...
Так причём же здесь библейская аллюзия? Наш австралийский Самсон вовсе не силач, он скорее слаб. И наша Далила его не предавала, ровно наоборот. И всё же, весь смысл фильма - в этих словах святителя Иоанна Златоуста:
'Не будем отчаиваться в своём спасении. Хотя бы низверглись мы в самую бездну порока, можно опять подняться, сделаться лучше и вовсе оставить порок.'
Не будем отчаиваться... будем смотреть гуманистское кино, и возрождаться, как птица Феникс, из маленькой горстки пепла.
10 марта 2023
Наверное нельзя полностью понять этот фильм не изучив перед этим культуру и историю коренного населения Австралии. Со времен первых европеоидных поселенцев гонения на них происходят и по сей день. Самое ужасное, что в такой казалось бы развитой и богатой стране Австралии Аборигены, чьи земли и населяют эти пузатые и зажиточные Австралы, действительно в больше части и по сей день продолжают жить в экстремальной бедности. Самсон и Далила это фильм, который в действительности отображает всю социальную убогость современного Австралийского общества. «Пир во время чумы», это выражение здесь более чем уместно. Фильм очень трогательный и эмоциональный, молчание главных героев дает возможность зрителю самому додумать их эмоции и переживания. Многие люди в Австралийском современном социуме слепы и предпочитают задабривать свою совесть покупая браслетики и заколочки в поддержку Африканских голодающих детей, в то время как прямо у них под носом дети, кому по праву принадлежит Австралийская земля умирают от низкого уровня жизни, который наглядно показан в этом фильме. Я однозначно считаю, что такие фильмы нужны современному обществу.
10 из 10
10 сентября 2015
Австралийский фильм «Самсон и Далила», каким-то невообразимым образом получивший аж 100% положительных рецензий на «rottentomatoes», определенно можно, как и причислить к шедеврам независимого кино, так и признать его однозначно плохим, причем для каждого из утверждений найдутся весомые аргументы. Начать стоит с того, что, по энциклопедическим данным, Самсон — Сын Маноя из колена Данова, из города Цора. А если проще: библейский пышноволосый супергерой, почем зря мутузивший филистимлян и демонстрировавший свою силу, расправляясь с крупными хищниками. И вот это все настолько надоело его врагам, что они подослали к нему Далилу, которая и узнала страшную тайну — оказывается, его если посадить в тюрьму, предварительно обрив, то все будет нормально. Но все оказалось ненормально, и герой так разозлился, что никакого хэппи-энда не получилось. К фильму, действие которого происходит в небольшом австралийском поселении, это никакого отношения, кроме стрижки ножиком, не имеет. Первая часть фильма — простая, и в то же время реалистичная история подростковой любви, где режиссер превосходно показал человеческие отношения, ведь за весь фильм «влюбленные» главные герои не скажут друг другу ни слова. Начало — обычные дни главных героев, жизнь в гармонии с природой, и постепенное, немного комичное, сближение этих разных людей. Даже учитывая, что атмосфера ленты изначально напоминает рекламу Кока-Колы или орешков, в ней хочется искать только плюсы, которых действительно немало — показ жизненных ситуаций сведен практически к абстрактной простоте и ненавязчивости, даже учитывая, что среди них есть место неприязни, смерти и позору, а ведь режиссер не применил никаких кинематографических изысков, да и вообще монтировал сцены так эстетично, будто те самые рекламы орешков всю жизнь и делал. И смотрится это, надо сказать, потрясающе, свежо и ярко для независимого серьезного кино.
Во второй же части фильм переходит очень опасную границу в искусстве, представляя до этого, подобно притче, лишь человеческие отношения, он становится остросоциальным. По какой-то, довольно неясной нормальному европейцу, причине, героиню, остригшую себе волосы, избивают и изгоняют из родной резервации. Увивавшийся за ней немногословный паренек внезапно берет дело в свои руки, и помогает ей убраться подальше от злобных соседей. С этого момента начинается вторая из трех условных частей фильма, ознаменованная мрачными сценами городских окраин. Жизнь с веселым компанейским бомжом, у которого из-за текста, вероятно, была самая толстая версия сценария, поиск еды, методы правильной «закупки» в супермаркетах, и, так как ни на что приличное денег не хватает — токсикомания. От резкого контраста частей, у зрителя может возникнуть банальная перегрузка, ведь с милой истории любви фильм перескочил в драматические приключения двух надышавшихся бензином зомби, у которых настолько мозг пьянящими парами пропитался, что они друг друга не замечают и только обыденность жизни как-то позволяет найти обратную дорогу к насиженной свае моста, где даже разговорчивый бомж кажется персонажем более уравновешенным. И как вообще уже можно сопереживать герою, который идя по улице, не заметил, что его подружку сбили на переходе, вернулся «домой», и только на следующий день пришло слабое осознание: «что-то тут не так». И все же, у этой части остается один, последний козырь — реализм, очень суровый, горький и трагичный, и даже если бы финальные тиры пошли именно там, это было бы, действительно, неплохое кино, и даже слишком жестокое и серьезное получилось бы оно для простого морализаторства. Одинокий, оставленный всеми паренек, срезающий свои волосы — было бы определенно метафорично, учитывая, что он так и не расстается с заветной баночкой бензина.
А дальше смерть — третья часть. Не-не, паренек выжил. И подружка его выжила: благо это была не та авария, от которых калечатся или умирают — посвежевшая, переодевшаяся, подлечившаяся, обзаведшаяся каким-то родственником с тачкой, она возвращается под этот самый мост. Все это очень напоминает художественное изображение предсмертного бреда, поэтому даже если бы титры пошли тут — все было бы отлично. Но они не пошли. Вот умеют некоторые люди безжалостно убивать хорошее кино. Третья часть отняла у фильма последний оставшийся реализм и совершенно неестественным образом попыталась вернуть себе ту романтическую сказку, на которую зритель еще рассчитывал в первой части, и о которой успел забыть во второй. Да, хэппи-энд, они вместе, они счастливы. Вот только один вопрос маячит в голове — где большая афиша в конце: «Жизнь без наркотиков», и адресок сайта, на который можно зайти, почитать жизненные истории, поплакаться, записаться в анонимные курильщики и скинуть деньжат на благое дело? Это очень волнует! Потому что третья часть, действительно, убила и сровняла с землей все заслуги предыдущих, ведь по сути все это была пафосная затянувшаяся соцреклама. Нет, меня не социальная реклама так нервирует, мне просто не нравится, когда, как сказал Юрий Грымов, «некоторые (…) кинематографисты, называют кино то, что им не является». Поэтому, если хотите увидеть, как можно испохабить фильм десятью последними минутами, или как американские критики тащатся от соцрекламы в кино — вам стоит это увидеть. Ведь это могла быть притча об очень многом — и о серьезной любви, и о том, как мало значат слова, и даже немного о том, что нюхать бензин все-таки вредно. Или драма, о проблемах современных коренных жителей Австралии. Но картина предпочла стать лозунгом общечеловеческой социальной рекламы, и может быть получила бы хорошую огласку и даже, учитывая библейское название, культовый статус, если бы вышла в таком виде в конце 60-ых. Увы.
7 октября 2010
Начинается кино с пробуждения Самсона в своей кровати. Первым делом он тянется к банке с краской — подышать. Понюхать краску или бензин для него — такое же обыкновенное дело, как для курильщика — выкурить сигарету. Даже угнав машину и уехав на ней из резервации «куда глаза глядят», он вскрывает бензобак чужой машины и сливает из неё топливо не для заправки своей, а чтоб понюхать. Этих пары литров ему на долго хватит…
Режиссёр с оператором создали этот фильм похожим на ожившую картину. Размеренный ритм повествования насыщен долгими неторопливыми планами. Пейзаж — почти безжизненная австралийская пустыня — настолько же разнообразен, как и вся простая жизнь аборигенов в резервации. Никакой суеты, никто никуда не торопится, жизнь повторяется изо дня в день без каких либо изменений и значимых событий, паляще жарит солнце… пока у Далилы не умирает бабушка, за что подруги бабушки избивают Далилу палками. После такого Самсон решает спасать свою любимую и устремляется с ней в город, к белым людям, к новой мечте, в обнимку с бутылкой, наполненной бензином. Но всё оказывается намного сложнее, ведь чтобы в жизни чего-то достичь, нужно что-то самому делать. А Самсону это чуждо. В итоге мы наблюдаем неприглядную картину деградации и опускания ГГ ниже уровня бомжа.
Очень странный, молчаливый, медленный, узкоспециализированный социальный фильм о насущных проблемах австралийский аборигенов. Во мне, как человеке не знакомом с современной Австралией, её проблемами, да и историей вообще, этот фильм не задел никаких струн в душе, кроме общечеловеческого сопереживания не совсем понятным мне героям.
6 из 10
2 марта 2010
Фильм может вызвать интерес, во-первых, потому что является призером Каннского кинофестиваля 2009. Он принес своему создателю Золотую камеру за лучший дебют.
Во-вторых, он не требует затрат на дубляж: количество слов, произнесенных за 100 минут, не больше сотни. И это очень жирный плюс, ведь нет скучных диалогов и ничто не отвлекает от созерцания. Кстати, забавно было бы взглянуть на сценарий.
В свое время «Миллионер из трущоб» поднял волну обсуждения индийских трущобных реалий. А что мы знаем об Австралии?
Как живут люди, для которых Австралия всегда была домом, а не местом ссылки? Сегодня аборигены составляют не больше 5% от общего населения страны, но зато рекордсмены по вредным привычкам. Знаем ли о том, что повальная токсикомания среди аборигенов — очень серьезная проблема для австралийских властей. Настолько серьезная, что они приняли решение заменять бензин менее токсичным аналогом и переоборудовать заправки.
Фильм не богат событиями, неспешный и однообразный, как и жизнь аборигенов, живущих в резервации. Они занимаются традиционным ремеслом, как Далила с бабушкой, или слоняются без дела, как Самсон. Цивилизация их изменила? Они нюхают бензин, едят консервы, пьют лекарства, слушают музыку… и соблюдают древние обычаи. После смерти бабушки Далилу неслабо избивают палками, и она покорно сносит это.
Фильм смотрится тяжеловато, но все-таки нескучно, как почти документальная хроника другой, чужой жизни. Кто они — Самсон и Далила? У них True love? Жаль, но я не поняла. Для меня фильм не раскрыл слогана. Но он так своеобразен, что достоин просмотра.
26 января 2010