Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Клуб безбашенных |
английское название: |
The Bang Bang Club |
год: | 2009 |
страны: |
Канада,
ЮАР
|
слоган: | «Бесстрашные герои или адреналиновые наркоманы?» |
режиссер: | Стивен Сильвер |
сценаристы: | Стивен Сильвер, Джоао Силва, Грег Маринович, Джудит Рэскоу |
продюсеры: | Адам Фридландер, Дэниэл Айрон, Лазло Барна, Стивен Сильвер, Нил Табацник, Патрис Теруа, Даррин Уэлш, Клер Уэлланд, Квеку Мандела, Крис Оувинга, Лэнс Сэмюэлс, Джэнни ван Вик, Лал Барви, Ахмед Омар Каррим, Шабир Каррим |
видеооператор: | Мирослав Бажак |
композитор: | Филип Миллер |
художники: | Эмилия Ру, Шэйн Банс, Руй Филипе, Gary Middlewick |
монтаж: | Рональд Сандерс, Тад Сиборн |
жанры: | драма, биография, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $10 428 |
Мировые сборы: | $221 292 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 сентября 2010 г. |
на DVD: | 8 октября 2012 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Кажется, все так красиво начиналось… Художник, отдающий всего себя во власть злобы и неправды земной, на ее растерзание; без защит, без оружия идущий туда, где человек уязвимее всего, беспомощен, презрен, бессловесен, там где ему больно и страшно. Протягивающий руку помощи.
В современной фотографии безумно много направлений, стилей, пристрастий, даже школ. Элементы «безбашенной» фотошколы — борьба, политика, простой человек сквозь призму бесчеловечности, на фоне реальности, харкающей кровью. И, как ни странно прозвучит рядом со всем этим, медийная конъюнктура, активно маячащая на ЗП.
Абстрагирование. Фиксация реальности. Объективность. Беспристрастность. Профессионализм… Вспоминаю сейчас установку советского искусства 1940-х, когда военная тема стала главной и обязательной для всех литераторов, фотографов, музыкантов, художников. ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Трудно представить фотографа Великой Отечественной, который наблюдает через объектив, пристраиваясь для самой верной композиции и самого точного ракурса, как фашист готовится растерзать ребенка. Немцы, да, они подобные снимки делали. Кто-то из наших аккредитованных на фронт писателей вспоминал, как на одной из таких карточек обнаружил фрица, готовящегося с размаху ударить новорожденного младенца об угол крестьянской избы. Его друзья сняли это для забавы, для развлечения, и, конечно, тогда и немцам, и нашим солдатам, нашедшим снимок, не могло придти в голову, что можно продать этот апофеоз величия немецкой расы таблоиду за большие деньги. И что этот снимок кого-то от чего-то спасет и вылечит, человечество — от новой войны, например.
Никогда не поддаваться конъюнктуре, ни официальной, ни масс-медийной, ни кулуарной (взглядам и требованиям своего круга-клуба), не вестись на славу, деньги и премии, не реагировать на заказ и ожидания редактора или толпы, чураясь желто-прессных скандалов и эпатажной шумихи, премий и славы, выражать своим искусством лишь боль и бремя народные… Это не каждому по плечу. Да и давно не принято осуждать за все это. Человеческое не должно же быть чуждо тем, кто делает искусство. Все всё понимают. И даже завидуют.
Но… Как же трудно в искусстве (особенно с учетом вышеперечисленного) разобраться, где подлинное (правда), а где фальшивое (ложь). И труднее это сделать не зрителю, а самому художнику. Потому что лжи и демагогии хватает в искусстве всегда, причем есть они даже на поле смерти, на ложе растерзанного ребенка, рядом с человеческими огарками, рядом со стервятником, готовящимся сожрать тельце из кожи и костей.
Демагоги, ханжи и лжецы не только ведь сидят на диванах, попивая чаек, пряча жирные тела в уют халатиков и сплетен, не только ведь кидают лихо завинченные речи с трибун. Демагоги и лжецы могут тысячу раз пробежать под пулями… Могут. Для меня первый вопрос: врали ли те, кто входил в «Клуб безбашенных», т. е. самых правдивых и честных? Врали. Прежде всего себе. Прежде всего о том, что их работа — лишь нажимать на кнопку, фиксировать, абстрагироваться, быть объективными и что-то там еще.
Художник не может подходить к предмету без себя самого. Душа так не может. Она не может удовлетвориться правдивой ложью, что вот так, фиксируя зло, абстрагируясь от бед, трезво, не ища личных эмоций и переживаний, разбудишь кого-то там от диванного равнодушия. Как сказал Антоний Сурожский, безразличие — это тоже ведь какое-то отношение, какое-то чувство. Есть то, что страшнее его — совершенное окаменение.
Ложь — то, что снимок девочки со стервятником вырван с кровью из души сделавшего его фотографа. Ложь, что стоял он перед ней, как на молитве, искренне и честно, во всей своей правде и неправде, открыв свою душу перед ее бедой. Нет в нем сострадания. Нет человечности. Максимум что есть — безмолитвенный крик окаменелой души в пустые небеса. Девочка умирает от голода, а фотограф от окаменелости пресыщения (войной, кровью, славой, собственным искусством).
Соответствует ли сообщение, которое художник хотел донести, действительному содержанию снимка? Снимок, взывающий к совести и молящий о спасении, рассказывает о том, кто не спас, одним щелчком умыв руки, а главный massage фотографии заключен в том, кого в этот момент в кадре нет. И с тех пор, как она сделана, каждый, кто смотрит в ее бездну, — это такой же Кевин, не швырнувший дорогим аппаратом в птицу, не взявший на руки ребенка, не спасший, не понимающий, как и зачем спасать…
Снова представляю времена ВОВ, возможно, более страшной войны (хотя, наверное, в войнах не бывает более или менее). Что кто-то умирает от голода, страха или пули, а кто-то получает за снимок его беды премию и идет ее обмывать с друзьями и девушками в бар. Танцует, отрывается до тех пор, пока хватает для этого наркотиков и прочих тактик хорошо закрытых глаз, страусовых то бишь… Но Кевин открыл глаза, и та правда, что он увидел, превзошла его, победила, убила. В финальном самоубийственном покаянии Картера литым жгутом, так, что не отделить, скручены слабость и сила, поражение и победа.
Как поверить истине? Ведь существуют всякие подделки. Думаю, это фильм о правде и лжи фотографии (творчества вообще). Всегда самая сложная задача — отличить подлинник от копий и имитаций правды. А что есть правда искусства? Рискуя прослыть махровой ханжой, говорю: ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Когда Платонов закапывает голодную и холодную девочку Настю в котлован, когда Достоевский отдает на поругание своих «книжных» детей, когда Тарковский убивает детство Ивана, они делают это для того, чтобы кто-то, проходя мимо реально умирающего или убиваемого ребенка… Даже если ты фотограф, находящийся в не меньшем «художественным экстазе», чем Платонов, Достоевский и Тарковский. (Иоанн Лествичник говорит, что если ты находишься в молитвенном экстазе и услышишь, что сосед по келье просит чашу студеной воды, оставь свой молитвенный экстаз и дай ему воду, потому что твой молитвенный экстаз — дело частное, а дать ему чашу студеной воды — дело Божественное).
«Трудность писателя не в том, чтобы набрать материал, а сохранить при этом набирании свою личность», «сохранить под их (материалами) тяжестью свою живую душу» (Пришвин). Это фильм о том, как эпоха, время (несправедливое, лживое в корне, торгующее кровью и слезами, делающее их индустрией) губит души талантов, заключая в удушливую атмосферу несвободы от славы, престижа, денег, премий — объектов вожделения конъюнктурщиков и папарацци всех мастей.
Есть творческое здоровье. А есть творческая болезнь. И это почти как «гений и злодейство». Творческое здоровье не отрезает мораль и душу человека от дела, которым он занимается. Потому что творческое (да и любое) дело творится прежде всего ими (моралью, душой), а не профессиональными навыками. Только вот ни в одном «Расширенном курсе по фотокомпозиции» не сказано, как искусством спасти свою и чужую душу… или, как завещал идиот Достоевского, — мир.
27 марта 2016
Драма о военных фотографах, способных передать ужасы войны, одним лишь точным нажатием на кнопку фотоаппарата… Рискуя своими жизнями, они умудряются делать самые невероятные снимки, отражающие безнадегу кровопролитной войны. Они никому ничем не обязаны, это даже не их война, но эти бравые парни, всегда лезут в самое пекло, становясь непосредственными участниками этого хаоса.
Репортеры, журналисты и фотокорреспонденты, всегда были важной и неотъемлемой частью, любых военных действий. Но все же их роли в таких делах, по сравнению с заслугами настоящих солдат, ничтожно малы. Потому и фильмы, посвященные различным войнам, часто и во все забывают брать в обиход своих действий, каких-то там писак или же папарацци. Но нашлись, все таки нашлись индивидуумы решившие исправить эту «досадную оплошность», создав драматическую картину под названием «Клуб безбашенных». Это многострадальная история, пытающаяся донести до людей не в теме то, что фотографы на войне — это вам не пустое место, а важные персоны, в руках которых фотоаппарат не менее мощное оружие, чем автомат в руках солдата. Да, представьте себе, вот такие вот крутые эти ребята. Они захотели, снимают «пейзажи боевых действий», а захотели, если вдруг «запахло жареным», убегают прятаться в кусты, подальше от свистящих повсюду выстрелов. И никто ни в праве, предъявлять им какие-то недовольства, ведь они не бойцы вовсе, а всего лишь «послы доброй воли», пытающиеся украсить военные хроники, своими фотками.
Безусловно «мировые мужики». Да вот только кино о их нелегкой службе, плохо подрасчитало свои возможности, впоследствии чего, еще и прилично подкачало. Так я до конца и не понял, что оно хотело собой донести, то ли то, что военные фотографы незаслуженно обделены вниманием кинематографа?… то ли то, что быть одним из них, это все равно, что быть звездой? Нет правда, только посмотрите как складывается ихняя история — вот наши герои не жалея пленки, щелкают страшные кадры всяческих людских расправ, а вот они уже зажигают на вечеринке в местном баре, где все женщины ищут их внимания… Вот парни снова нащелкали ужасов войны, и вот они опять пляшут в баре, где окружающие на них смотрят, как на рок-звезд, жаждя их внимания…
Далее команда «звездных» папарацци, вновь «рвется в бой», разряжает катушку пленки, запечатляя все новые и новые боевые действия. Так а сейчас внимание, обязательная вечеринка уходит на второй план, поскольку одному из героев дают Пулитцеровскую премию, за лучший снимок года. Да, тут уже вечеруха несколько иного размаха, с торжественными речами, морем оваций и дружескими похлопываниями по плечу и всяческими благодарностями за «адский труд». Так, что происходит далее? Вы уже наверное догадались? Да… опять война, опять пьянки-гулянки, опять одному из них вручают Пулитцера, и шампанское течет рекой. В таком духе «Клуб безбашенных», приходит к своим финальным титрам, в которые создатели не забыли впихнуть, как сегодня это принято делать, реальные фото с лицами прототипов главных героев.
И вот тут-то, я слегка «взрываюсь эмоциями бьющими через край», проще говоря недоумеваю и про себя кричу «На кой черт мне нужны их реальные фотки, если исходя из того, что я сейчас посмотрел, они этого фильма то, не заслужили, а вы мне их физиономи суете!» Тоже мне блин герои, один ботаник, другой наркоман, двое других, вообще слов недостойны, сам фильм, как драма слабоват… И это еще мягко сказано. К тому же все действие, как-то лениво и неповоротливо тянется, при чем с самого начала, обеспечивая нам с вами скуку, даже тогда, когда на экране шумят выстрелы и гремят взрывы со всех сторон. Как ни крути, получается одно сплошное разочарование. Ну как разачарование? В принципе, я ничего и не ждал от столь нудного проекта.
Само собой, фильмы на военную тематику — это всегда драма, это всегда тяжелое зрелище, которое как бы тебе не казалось «сложно перевариваемым», ты обязан досмотреть до конца. Ибо, это практически всегда важный «обломок нашей истории», проливающий свет на какой-то определенный этап, знать о котором нужно и полезно для каждого уважающего себя человека. Военный жанр, можно не любить, но его нужно понимать, уважать и если хотите поощрять. Даже если в очередной своей интерпретации, он рассказывает о перехваленных фотографах с передовой. Чтобы нам там не хотели сказать создатели «Клуба безбашенных», советую всем, прсто не обращать внимание на ихний пафос и в первую очередь, поставить этому фильму оценку за его социальный подтекст, еще раз подтверждающий, что война — это ад!
6 из 10
17 октября 2015
«Я просто фотографировал происходящее и был слишком напуган, чтобы сказать что-то или попытаться остановить резню. Эти воспоминания действительно мучили меня. Мысль о том, кем же я был в тот самый момент, когда молча спускал затвор»
Из воспоминаний Грега Мариновича
ЮАР, начало 90-х, закат политики Апартеида. Возглавляемые Нельсоном Манделой войска Африканского национального конгресса ведут кровавые бои с членами Партии Свободы Инката, ратующими за продолжение расовой сегрегации. Тут же суетятся и представители ООН. Четверо профессиональных военных фотографов освещают событиях, происходящие вокруг них. Какой бы ужас и кошмар не творился рядом, они обязаны оставаться хладнокровными и верными своей профессии.
Я очень люблю такие фильмы. Когда на фоне реальных событий ставятся вечные и практически неразрешимые вопросы, ответы на которые каждый человек должен сформулировать самостоятельно. В данном случае речь идёт о морально-этической стороне профессии «военный фотограф». Кто-то считает их подонками без чести и совести, «стервятниками», которые спокойно наблюдают за мучениями объекта своей съёмки, цинично кладя в карман гонорары и приобретая мировую славу, не сделав «ничего особенного». Другие наоборот называют их героями, благодаря труду и самопожертвованию которых, мир узнаёт подробности трагических событий, после чего появляется возможность возникновения какого-то общественного мнения и его рычагов давления на ситуацию.
Я не склонен впадать ни в одну из этих крайностей и считаю, что правда, как обычно, где-то посередине. С одной стороны, безусловно, в профессии военного фотографа присутствует элемент «адреналиновой привязанности», наверняка необходим достаточно высокий уровень цинизма, и, конечно, они получают за это деньги. С другой стороны, это их работа, причём работа действительно достойная и опасная. Из четверых героев фильма двое так или иначе умерли из-за своей профессии, ещё одному совсем недавно (этого нет в кино) оторвало обе ноги, последний четыре раза был ранен. Ради чего? Как раз ради того, чтобы «война» получила огласку. Это не их дело, как именно политики и журналисты используют эти снимки, это не их дело — умиротворять воюющие африканские народности, не их дело — кормить умирающих от голода детей. Их работа, их предназначение — с риском для жизни делать фотографии и освещать проблемы, но это их и только их выбор Поэтому мне понравилось, что создатели фильма не делают из ребят ни героев, ни подонков.
Что касается чисто кинематографических аспектов — снято всё весьма и весьма достойно. Сценарий понравился не только своей постановкой вопроса, но и стройностью сюжета, в котором каждая последующая сцена логично вытекает из предыдущей. Понравилось, что режиссёр не перебрал с натуралистичностью, но и до «детского рейтинга» не опустился. В целом, понравились и актёры, хотя я никогда не питал симпатий ни к Райану Филиппу, ни к Тейлору Китчу, а остальных я попросту не знаю. Все сыграли очень ровно, никто особо не выделялся. Красивая картинка с изумительными африканскими закатами, хорошее музыкальное сопровождение. Короче говоря, снято не супергениально, но очень толково.
Одним словом, «Клуб безбашенных» — это очень крепкий, профессионально снятый фильм, основанный на реальных событиях и ставящий интересные морально-этические вопросы, которые хочется обдумывать и после просмотра. Очень советую!
9 из 10
28 мая 2015
Фотография в нашей жизни занимает отнюдь не последнее место, ибо она заинтересовывает с каждым днем все больше людей. Много бездарных личностей пытаются занять это поприще, не понимая сути и тонкости в работе. «Подумаешь — фотография! Я тоже могу запечатлеть закат на озере, рядом с которым живу». Да что греха таить — и я так зачастую думал. Ну не понимал особенностей кадров, да еще и выставок, на которых произведения продавались ценою с новый Мерседес. Только со временем я начал понимать суть вещей, отчасти благодаря просвещению со стороны знающих и умных людей, что открыли смысл этого продукта.
Фотографом можно быть разным: одни делают знатные снимки свадеб, оставляя молодоженам на память свои празднования. Другие снимают в студии обнаженные и полуобнаженные телеса, которые затем расходятся на обложки журналов и постеры. А есть еще такие, кличут «военными репортерами». Эти ребята не просто накрашенные девочки из социальных сетей, они словно настоящие бойцы фронта, что рискуют собственной жизнью каждый раз, как выходят на очередное задание, где полыхают огонь, взрывы и перестрелки меж двух баррикад недовольных сторон. В «Клубе безбашенных» освещен конфликт в ЮАР-е весной 1994, о котором я позднее узнал из статей в википедии.
Адреналин, страх, жалость, ужас и грусть — именно такие чувства испытывают фотографы, что работают на известную газету «The Star». Когда ты идешь в двух шагах от горящего человека, которого противник затем рубит мачете — это раздирающе поганая картина. Ты не боец, ты не тряпка, ты просто человек, что показывает всему миру события, происходящие в определенной точке Земного шара. Люди этого ждут, люди этого жаждут, информация в нашем мире составляет самую высокую ценность, и именно зрительная дает всю масштабность и детальность. Что нужно сделать, чтобы терпеть такой изврат, происходящий прямо перед твоими глазами? Как можно снимать поле трупов, проходя по нему словно шакал, ищущий падаль. Наверное, лишь отключив часть мозга и полноту чувств, что могут захлыстнуть с головой. Собственно, выживает сильнейший, что показывает и доказывает нам это кино. Печально, спору нет.
Особый резонанс творится в острейшей критике фотографий, делаемых репортерами. Люди видят весь ужас и погибель, пустыню, антиутопию, безысходность, и канючат в сторону фотографов, обвиняя в бездействии. Кабы «Ну вы же были там, почему не вмешались, почему не помогли»? Но тут надо понимать тонкую грань, которую следует учитывать при объявлении подобных обвинений. Репортеры — не миротворцы-альтруисты, что вышли на поле бойни кому-то помогать. Для этого есть специально обученные люди. Их работа — неприкосновенна, и сделай они что-либо иное, кроме щелчка фотоаппарата, и противник их с землей сравняет. Кому оно нужно? Или взять африканскую девочку, что молится богу на раскаленном песке, ожидая своей кончины, а рядом с ней ошивается стервятник, который в свою очередь также ждет будущего пира. Вы бы помогли ей? Уверен, что да, ибо подобное зрелище пробудит любое равнодушное и пофигистичное сердце. Но только не фотограф. И его не за что винить. Он лишь обзорщик, он снимает течение жизни, течение смерти. Все равно всем не поможешь, да и кто сказал, что вмешиваться в ход событий — хорошая идея? На примере есть русский фильм «Дурак», где главного героя попросту сравняли с нечистотами, а все почему? — потому что хотел помочь, альтруизм заиграл в жилах.
Таков посыл и становился ясным по просмотру, однако немного глупо выглядела сцена с фотографом под конец фильма, коему дали премию Пулитцера и осуждали за отсутствие содействия помирающей девочке. Зачем надобно было включать это в сюжет? Неужели сценаристы держат зрителя за отменного идиота? Будто бы отчаялись в нас и прямо носом как котенка в лоток суют и говорят: «Вот в чем соль, взирай, понимай!». Однако, даже учитывая этот недостаток, фильм получился весьма интересным, отдает даже немецким упорядоченным духом, без особых прикрас, повествующий о реальных событиях того времени, и о самих фотографах, что были там и жертвовали собой. Настоящие фото под титры в конце прилагаются, для особо жаждущих правдоподобности зрителей.
Учитесь смотреть на вещи с разных ракурсов, даже на те, которые вам представляют в едино отрицательном свете. Понять можно все, главное попытаться, влезть в шкуру врага или страждущего.
8 из 10
27 января 2015
Основано на реальных событиях по биографической книге бывших независимых фоторепортёров Грега Мариновича и Жоао Силвы, рисковавших своей жизнью ради пары кадров во время кровавых столкновений в период борьбы против апартеида в ЮАР.
Малоизвестный режиссёр (больше занимался продюсированием) Стивен Сильвер будто подкожно почувствовал, что такой фильм, на реальных событиях, нужно снимать в режиме «нон-стоп». Когда смотришь «Клуб безбашенных», то закладывается ощущение, что многое снималось с одного дубля, а движение фильма не откладывалось ни на секунду. В таком эффекте Стивену Сильверу явно подсобил оператор, выходец из Восточной Европы, Мирослав Бажак, который с уверенностью и чертовски реалистичной передачей кадра снимал в излюбленном формате Майкла Манна «дрожащей видеокамерой». По идее, кто-то воспринял бы такое видео как любительское, но, когда смотришь за «Клубом безбашенных», то проникаешься профессионализмом Бажака, создавшим фильм весьма и весьма реалистичным. Сильвер и монтажёры картины применили эффект накладывания кадра, поэтому «Клуб безбашенных» ещё и оснащён динамикой.
Но при такой сложной, выверенной работе есть большой риск, если со своими ролями не справятся актёры, при таком подходе зритель может расчувствовать фальшивку. Сильвер не набирал звёзд первой величины, вполне довольствовавшись потенциально сильными, но ещё пока молодыми и не набравшими достаточного кинематографического веса актёрами. Актёр Райан Филлиппи стал знаменитым благодаря «Жестоким играм», где его роль до сих пор считается самой лучшей в карьере. После «Клуба безбашенных» у него точно добавляется ещё одна крепкая, даже мощная роль. Его герой — Грег Маринович, который получил за своё фото премию Пулитцера, но при этом он рисковал жизнью, в любой момент его могли бы разрубить напополам, но он выжил, хотя неизвестно как он живёт со всеми этими воспоминаниями про ужасы гражданской войны в ЮАР. Стивен Сильвер не делал упор на жестокости и насилии, но и тех сцен, что попали в картину вполне достаточно, чтобы ужаснуться и проникнуться этим.
Тэйлор Китч, которого неизвестно кто тянет в большие звёзды Голливуда, утвердив его в качестве главного актёра в провальных блокбастерах «Джон Картер» и «Морской бой», ещё не был во время съёмок «Клуба безбашенных» этой самой искусственно создаваемой звездой. В «Клуб безбашенных» он сыграл свою, пожалуй, лучшую пока что роль. Как и Райан Филлиппи он был максимально сконцентрированным, создал удачный образ (неизвестно, правда, насколько он схож был на свой прототип Кевина Картера): он балуется наркотиками, но почему-то при всём отрицании запрещённых веществ, понимаешь, что это была чуть ли не единственная возможность хоть как-то абстрагироваться от крови, зла и насилия на улицах африканской страны. Надо сказать, что герои Филлиппи и Китча имеют схожие важные места в фильме, так что нельзя сказать, кто из них тут главнее. Кстати, герой Китча также получил премию Пулитцера, но его фото вызвало ажиотаж среди журналистской среди и многие смотрели на Картера как на бесчеловечного фотографа. Тут каждый может сам решать для себя, что же было правильным, когда герой Китча сделал знаменитое фото.
Актриса Малин Акерман с помощью «Клуба безбашенных» доказала, что и серьёзные роли она может исполнять. После ужаса в «Девушке моих кошмаров» и второстепенного персонажа в «Формуле любви для узников брака» (оба фильма — ромкомы с наделением мелодраматических нот для семейного просмотра) она сыграла в «Счастливы вместе», где порадовала неординарной ролью и вот теперь «Клуб безбашенных». Короткая романтическая ниточка между её героиней и Райаном Филлиппи мало как сыграла на общем восприятии фильма, зато она доказала, что её героиня сильна в рабочей атмосфере, стойко отбивается от ухаживаний, дав слабину, она этого не показывает, но когда оказалась среди огромной трагедии после кровавой резни, то её нервы не выдерживают. Её можно в этом понять и винить её не в чем. И опять же возникает вопрос: когда случилась такая беда, кто был прав — она или же герой Филлиппи. Скорее всего, оба. И очень удачно вписались в актёрский ансамбль малоизвестные Нильс Ван Йаарсвельд и Франк Ротенбах. Вообще все актёры в фильме настоящие молодцы.
Не посоветовал бы смотреть картину «Клуб безбашенных» людям со слабой нервной системой и близко принимающими к сердцу происходящее на экране. Но другим настоятельно рекомендую ознакомиться с этим независимым фильмом, он пронизывающий и злободневный.
8 из 10
P.S.: Тэйлор Китч сыграл героя по имени Кевин Картер, а следующим его героем стал Джон Картер в одноимённом фильме. Преследует его эта фамилия.
3 января 2015
Ийе санс всем! Очень жаль, что у фильмов, подобных картине Стивена Сильвера «Клуб безбашенных» отчего-то очень плохая реклама! Нет, безусловно, понятно, отчего все это. Нынешнему обществу нравится шоу! Шоу красочное, яркое, не слишком интеллектуальное, чтоб дух захватывало, чтобы было много спецэффектов, экшна, драйва, ну и естественно вбуханных в фильм денег.
Поэтому именно эти фильмы продюсеры расхваливают нам больше остальных и не просто расхваливают, а иной раз просто «из трусов лезут», чтобы мы в кино пошли. И ведь действует! Ведь идет народ нерадивый и смотрит и даже если не понравилось, ведь никто не скажет, что на ерунду какую-то деньги потратил и говорят, что фильм чума, хотя по большей части так не думают.
Так вот, очень жаль, что в мире все устроено именно так, а не иначе. Увидеть рекламу фильма, подобного «Клубу безбашенных» вы сможете, если очень внимательно следите за всеми новинками кинопроката и читаете новости кино. А все почему? Потому что нет там того, что привык видеть зритель, идущий смотреть разрекламированный блокбастер. Нет, безусловно, есть экшн и некий драйв, но больше в фильме другого ощущения. Ощущения мысли. Фильм заставляет задуматься над несколькими проблемами. Хотя это даже и не проблемы вовсе, а мысли, однако мысли весьма занимательные для разума и души, для внутреннего мира зрителя, который может быть никогда до этого момента подобными мыслями не был увлечен.
Самая яркая и, наверное, сильная мысль фильма — это мысль о взаимопомощи, о помощи или не помощи со стороны. Эту мысль очень ярко демонстрирует нам эпизод героя Тэйлора Китча и его фотографии. Эпизон данный является яркой иллюстрацией современного общества, где люди вместо того, чтобы помочь другому человеку, нуждающемуся в помощи, достанут свои телефоны и начнут снимать фото и видео его страданий, ведь за это они получат тысячу или миллион лайков в Интернете и потом будет, что рассказать и показать друзьям и знакомым. Герой Китча перед выбором: помочь умирающему ребенку и вовлечь всю журналистскую братию в конфликт между двумя группировками, а не помочь — значит взывать на себя гнев и порицание общества. И премия Пулицера всего лишь ложка меда в огромной бочке дегтя той ситуации, в которую попал его персонаж. К слову о Китче. Игра очень даже достойная! Намного лучше его последующей работе в «Джоне Картере». По случайному стечению обстоятельств персонажа Китча в рецензируемом фильме тоже зовут Картер.
Другая тема, подымаемая в картине это тема профессионального риска. И главный слоган фильма подвешивает этот вопрос в воздухе и до и после просмотра ленты. Ведь у зрителя не остается однозначного ответа на заданный вопрос. Безусловно, риск у такой профессии огромен сам по себе, но герои ленты и в особенности герой Райана Филиппа повышает этот риск, до предела бегая под пулями за колой или входя в логово озлобленной африканской воинственной группировки. Своими действиями его персонаж и дает искушенному зрителю то зачем он пришел в кино. После него зритель хотя бы на минуту должен захотеть стать профессиональным фотографом.
Все это еще больше подкупает зрителя тем фактом, что данные события происходили на самом деле. А благодаря неплохой работе художника картины Эмили Ру реализм в фильме просто зашкаливает. Очень интересна и своеобразна работа режиссера монтажа Рональда Сандерса. Обычная операторская работа блестяще тасуется с яркими и реалистичными фотографиями дикой и рвущейся к свободе Африки.
6 из 10
21 июля 2014
Есть фильмы, которые оставляют зрителя в каком-то подвешенном состоянии, не дают с легкостью сделать выводы и обрисовать идею в нескольких словах. К таким картинам можно отнести и «Клуб безбашенных». Истории людей, одержимых своей профессией или хобби всегда цепляют и вызывают восхищение. Герои этого фильма — четыре реальных фотографа, работающих в «горячих» точках ЮАР во время гражданской войны, которые готовы подставлять себя под пули ради ценного кадра, и благодаря которым весь мир может видеть жестокость войны. Разумеется, подобные личности вызовут и благодарность, и восхищение, ведь привлечь внимание общественности — дело немаловажное. С другой стороны, они — стервятники, слетающиеся на детские трупы, смерть и кровь, и чем более жестоким выдастся кадр — тем больше странного удовольствия они испытают. Они бездействуют, не приходят на помощь раненым, не принимают ничью сторону, почти не сочувствуют и угнетают в себе все человеческое, все то, что может помешать их работе. И все же порой срываются, и не знают, правильно ли поступают.
Фильм не дает возможности принять чью-то сторону или сказать «ну нельзя же так!». Героев нельзя осудить или оправдать. Это просто история четырех людей, основанная на реальных событиях. Хорошая актерская игра, отличный монтаж, качественная операторская работа — все сделано на совесть. С радостью советую этот фильм всем, кому нравится неоднозначность и вечные вопросы мира сего, которые всегда будут оставаться без единого правильного ответа.
9 из 10
10 июня 2014
Проблема, поднимаемая в фильме «Клуб безбашенных», наверное, ровесница самого жанра фотографии. Где та нравственно-этическая грань, за которой человек забывает о чувстве сострадания, превращаясь в равнодушного наблюдателя, прагматика-профессионала? В тот момент, когда мы рассматриваем жесткие снимки из районов стихийных бедствий или военных действий, когда мы восхищаемся уникальностью кадра, задумываемся ли мы о человеке, который находился в этот момент по другую сторону объектива?
События, о которых рассказывает фильм, в принципе, могли бы произойти (и, наверняка, имеют место) в любой зоне военных конфликтов или гражданских войн. Но авторы рассказывают самую, что ни на есть, реальную историю, которая имела место в Южной Африке в начале девяностых годов прошлого века. У всех персонажей имеются реальные прототипы. Группа отчаянных фотокорреспондентов делает уникальные снимки о зверствах, которые чинят африканские племена по отношению друг к другу. Снимки востребованы ведущими мировыми издательствами, фотографы получают признание в виде Пулитцеровских премий, огромные гонорары. Рискуя собственной жизнью, преодолевая страх и отвращение, фотографы каждый день снимают смерть, душераздирающее горе. И погоня за удачным снимком, соревнование между собой за кадр и ракурс неизбежно приводит к тому, что герои их снимков становятся просто объектами съемки. Ни женщинами, ни стариками, ни детьми — просто объектами. Фотокорреспонденты, ежедневно сталкиваясь с убийствами, казнями практически вплотную, сами мертвеют, уже не могут чувствовать и сострадать. Алкоголь и марихуана — единственная возможность не сойти с ума. И прямая дорога к нравственной деградации личности.
Показанная в фильме история Кевина Картера — фотографа, безучастно наблюдавшего за гибелью африканской девочки, показательная в истории мировой фотографии. Но далеко не единственная. Если взглянуть на любой из списков лучших фотографий прошлого века — их огромное количество по версиям различных издательств — то больше половины этих рейтингов занимают снимки смерти — мужской, женской, детской. Человек за мгновение до смерти, после смерти. Через смерть фотографы обнажают массу проблем: уничтожения человека человеком, беззащитностью человека перед стихией — да массу еще каких проблем. Но вот незадача: нередко возникает вопрос — а почему фотограф в момент съемки снимал, а не помогал человеку спастись? Неужели стремление рассказать миру о чем-то глобальном стоит человеческой жизни? Той, которую, можно было спасти? Или хотя бы попытаться…
Ради справедливости нужно сказать, что Кевин Картер снимал не смерть одинокой девочки в пустыне. Родители девочки рядом разгружали самолет с гуманитарной помощью, и даже, возможно, девочка осталась жива. Но создатели фильма упускают эту деталь, на мой взгляд, вполне оправдано. Потому что Картеру судьба девочки, в принципе, была неинтересна. Удачный кадр и Пулитцеровская премия — это единственное, что ему было нужно. Кевин Картер покончил с собой, не выдержав осуждения общественности, и огромного психического напряжения. Но считал ли он себя виновным — вот вопрос… На примере судьбы Картера авторы фильма обнажают проблемы, о которых в обществе как-то не любят говорить.
Фильм очень жесткий и очень честный. Авторы не оправдывают своих героев и не осуждают их, предоставляя возможность каждому зрителю самому сделать выводы. Хотя сами, как кажется, они свой вердикт уже вынесли. Они не навязывают свою точку зрения, подталкивая зрителя к размышлениям. «Все в этом мире существует, чтобы закончиться фотографией» — эти слова известного кинокритика Сьюзен Зонтаг как нельзя более точно отражают идею фильма. Но можно ли найти однозначный ответ на вопрос, который почти ровесник жанру фотографии?
P.S. В каком-то из отечественных сериалов совсем недавно прозвучала мысль о том, что если тебя на улице будут убивать, то максимум на что можно рассчитывать — это на то, что десяток человек снимут тебя на свои мобильники…
10 из 10
26 апреля 2014
Кино о реальных фотографах, часть из которых жива и по ныне. Причём те кто не жив, умерли не своей смертью. Такая уж профессия у этих репортажников, играющих со смертью.
Фильм не мокьюментари. Однако, используются реальные снимки, вероятно опубликованные в книге, которая послужила основой для фильма. По жанру, наверное можно отнести к политическому экшен-триллеру на байопической основе. По сути, это художественное отображение документальной действительности.
С одной стороны, эта художественность привнесла какую-то плавность, размах и красивость, с другой слишком уж гладкое и сладковатое ощущение получилось.
Мелодраматический акцент так же отвлекает и приглушает ощущение от философско-социальной составляющей. Эта составляющая, на мой взгляд, должна бы превалировать, так как является основой трагедии героев, но создатели почему-то решили её приглушить, очевидно руководствуясь какими-то коммерческими соображениями. Трагичность фильма в большей мере заключается в ситуационном и психологическом моменте. Причём это преподносится с неким пафосом, что наверняка кого-то может и покоробить. Личная трагедия выживших героев не раскрывается в полной мере.
Кевин Картер, получивший Пулитцеровскую премию за свою фотографию с умирающим мальчиком и стервятником, в последствии покончил с собой.
Жуану Сильва, о котором сказана, что он получил ещё несколько ранений и перестал фотографировать, на самом деле миной оторвало ноги и он не бросает надежды вернуться к съёмкам.
Политический аспект, так же немного раскрывается в фильме. Даже присутствует некая критика. Но опять же, она сильно затирается закрываясь личностным отношением героев к происходящему. Хотя это может и правильно в данной ситуации.
В общем фильм неплохой, хотя и без надрыва.
27 сентября 2013
С одной стороны, вроде бы надо радоваться, что не только коммерческая попса попадает в кинозалы, но, с другой, создаётся такое ощущение, что фильм выпущен не понятно для кого, и вряд ли согреет чью-то душу, ну разве что большую космическую. Впрочем, привлечь людей в кинотеатры на фильм про апартеид тоже можно. Как раз тремя годами раньше, и тоже летом, это сделала блистательная фантастика «Район N9». Но тогда релиз в России совпал и с мировой премьерой. На этот раз, летом 2012-го, когда всё мужское население смотрит большой футбол, в кинотеатрах выпускают кино, снятое ещё в 2009-м.
Ну да вернёмся к нашим безбашенным. Лично моя связь с картиной держалась на одной тонкой ниточке интереса, готовой оборваться несколько раз. Мне всё же было интересно узнать мнение режиссёра о своих героях, которых очень интересовали удачные снимки и не особо волновало происходящее вокруг. Это и была та самая зыбкая грань, когда профессионализм должен был вступать в некое противоречие с человеческими чувствами. Что делать: продолжать снимать или попытаться спасти жизнь людей, часто умирающих в диких мучениях перед объективом. Но не вступил…
Надо признать, делая горячие снимки, герои не испытывали особых терзаний. Вот почему лично для меня они больше напоминали эдаких папарацци, которые за неимением объектов из шоу-бизнеса и прочих знаменитостей снимали жертв гражданской войны. Наибольший интерес они проявляли к казням, на которые не скупились в те времена местные племена в окрестностях Йоханнесбурга.
Снимая их, медийные стервятники паразитировали на несчастьях других, давая сомнительный пример сегодняшним любителям фотографировать всё что движется. Сильные эмоции у четвёрки всё же проявлялись, когда приходили сообщения о публикации в авторитетном журнале или о присуждении престижной премии. Тогда ничто человеческое им было не чуждо.
Бывший продюсер Стивен Сильвер, сведя все противоречия к голой схеме, не проявил себя Шекспиром. А этот английский драматург, надо сказать, тем и отличается от прочих авторов, что всякий раз умел находить ну если не тысячу, то хотя бы несколько десятков конфликтов там, где другие и одним должным образом не могут распорядиться. Впрочем, можно и не быть Шекспиром, но «нельзя терпеть, пойми, как кричит истошным криком, убиваемый людьми». И всё же попробовать отыскать в этой теме если не «мильон терзаний», то хотя бы одно единственное.
Это, кстати, с блеском продемонстрировала британка Сьюзен Джейкобсон, снявшая на заданную тему шесть лет назад всего-то шестиминутную короткометражку «Одна сотая секунды». Вот её я вам категорически рекомендую разыскать и посмотреть. Вот там строку диктует чувство… Вот там кончается искусство… И дышит почва и судьба.
24 июля 2013
«Клуб безбашенных» — это еще одна драма о фотографах, основанная на реальных событиях. Ироничное название приклеилось к группе молодых и смелых ребят, которые бесстрашно лезут в самое пекло южноафриканских разборок, дабы получить яркие кадры с места ужасных событий. Эти снимки потом перепечатают сотни передовых информационных изданий по всему миру, эти фотографы получат Пулитцеровскую премию за свою отличную работу. Но какую цену они заплатят за эксклюзивный материал и популярность?
Фильм снят по автобиографическому роману двух фотографов, входивших в тот самый клуб. Они рассказывают не только о том, как появляются военные фотографии, но и зачем они нужны. Кто эти фотографы: хладнокровные охотники за сенсацией, которые автоматически щелкают затвором, или же отважные борцы за мир и свободу, призывающие других открыть глаза на то, что творится в нашем мире? Как им удается оставаться беспристрастными, находясь между двух воинствующих сторон? Профессионализм или безразличие? Везение или наказание? Создатели фильма не ставят перед собой цель дать ответы на вопросы. Они предлагают зрителям сформировать свое отношение к различным ситуациям.
В фильме много показательных моментов. Например, пресс-конференция по поводу снимка с ребенком и стервятником. Что в такой ситуации более правильно: быть одним из лучших в своем деле или оставаться обычным человеком, готовым помочь? Или, например, эпизод, когда фотографы обсуждают технические моменты снимка, за который Грег получил награду. Как можно считать везением то, что на твоих глазах горит живой человек?! Как в такой ситуации можно думать о выдержке и диафрагме?!
Это очень спорные моменты. Я считаю, что у фотографов должен быть свой кодекс чести. Если можно спасти человека, то лучше сохранить ему жизнь, чем делать эффектный кадр. Никогда не понимал папарацци, которые делают снимки вместо того, чтоб оказать элементарную помощь. Но военная фотография — это немного другое. Тут действительно надо сохранять хладнокровие. Представьте хирурга, который будет дрожащими руками разрезать тело больного. Уверен, что для себя вы выбирали бы врача за профессионализм, а не за его душевные качества. Вот и здесь нужны такие профессионалы, которые привлекают внимание общественности к важным проблемам.
С профессиональной точки зрения мне фильм понравился, потому что было интересно посмотреть на работу фотокорреспондентов. Но с точки зрения обычного зрителя мне категорически не нравилось то, что показывали на экране. Я не люблю такие жестокие темы и никогда не слежу за политическими новостями. Поэтому буду держать нейтралитет.
6 из 10
8 июля 2013
Равно как и сами герои, этот фильм не дает ответов ни на один из политических вопросов, не рассуждает на темы правоты и бесправия. Просто равнодушно и бесстрастно показывает нам ужасные картинки кровавого противостояния и зверских убийств.
Почему одни черные убивают других? Чем революционеры-чернокожие отличаются от работяг-чернокожих? Почему для одних Нельсон Мандела — герой, а для других — преступник? Ни на один из этих вопросов Вы не получите ответ.
Вам просто покажут бессмысленную и жесткую расправу одних над другими. Вы — безучастный и сторонний наблюдатель всего этого беспредела.
Хотите, можете заснять кровавую резню на свою камеру, или на телефон, или на фотоаппарат, что там у Вас под рукой? Длиннофокусник или широкоугольник? Не важно. Хотя широкоугольник предпочтительнее, кадры вблизи получаются лучше, да и продать при случае их можно дороже.
Ну, что же Вы? Снимайте!
Снимайте исполосованного ножами-мачете истекающего кровью огромного зулуса. Снимайте объятого пламенем и добиваемого ножами и палками революционера. Снимайте убитого младенца и его плачущего отца. Снимайте умирающего от голода ребенка и ожидающего его смерти стервятника.
Мир щедро заплатит Вам за эти снимки и наградит всевозможными престижными премиями и званиями, ведь зачем-то миру нужны эти жестокие кадры и эти жестокие войны.
Герои фильма, четверо военных фотокорреспондентов, молоды, бесстрашны, амбициозны и особо не заморачиваются реалиями того мира, который они бесстрастно переносят на фотопленку. Они просто выполняют свою опасную мужскую работу, прикрывая спины друг друга и уворачиваясь от пролетающих шальных пуль, камней и ножей. Что будет с ними, если они остановятся на мгновение и задумаются о происходящем? Ничего хорошего, потому что нормальный человек со здоровой психикой просто не в состоянии остаться равнодушным и безучастным.
Конечно, можно на время приглушить свои чувства наркотическим, алкогольным или адреналиновым опьянением.
А можно просто закрыть глаза и уйти. Навсегда.
Так же равнодушно, как сами герои переносят на фотопленку трагедию гражданской войны, режиссер фильма Стивен Сильвер переносит на экран трагедии их реальных жизней, строго следуя за воспоминаниями. Может, именно поэтому игра актеров Райана Филиппа, Малин Акерман, Нильса Ван Ярсвельда и Фрэнка Ротенбаша кажется слегка размытой, недосказанной, отстраненной. И это вовсе не из-за недостатка актерского мастерства, а именно из-за этого особого взгляда стороннего наблюдателя. Они (герои) равнодушно смотрят на войну, а мы (зрители) равнодушно наблюдаем за ними.
Но как только меняется их точка зрения, тотчас же меняется и наше видение их жизни. Такой необычный режиссерский ход Стивена Сильвера очень точно отражает гражданскую позицию и его самого, и занятых в фильме актеров, и авторов-героев этой истории.
Бонус: Тейлор Китч. Очень уж он хорош в роли отвязного, бесшабашного, трагичного и неравнодушного репортера Кевина Картера.
Цитата:
- Where the fuck are they getting the guns?
- What the fuck do you care, man? It doesn`t matter! Just take the picture!
- Черт, откуда у них пушки?
- Кого это на хрен волнует, чувак? Какая разница! Просто снимай!
Совет: Фильм очень и очень тяжелый. И если Вы не фанат Тейлора Китча, и профессиональная военная фотография не Ваш кусок хлеба, подумайте, готовы ли Вы к тому, что Вам предстоит увидеть.
22 марта 2013
Взяв за основу реальные события, произошедшие в Южной Африке 1994 года, времена гражданской войны, режиссер показал судьбу команды военных фоторепортеров. Кто же они: военные фоторепортеры? Снимающие в самом эпицентре боевых точек.
Бесшабашные, лишенные всякого страха и морали люди?, цель которых только деньги и слава? Или любители экстрима и игру адреналина в крови? Режиссер, на мой взгляд, очень умело открыл нам в этом фильме настоящий, внутренний мир людей, этой нелегкой профессии.
В фильме показаны реальные судьбы нескольких человек, друзей, оказавшихся в Африке, в период гражданской войны, в самом ее эпицентре. Показана любовь, человеческие отношения и боль внутреннего мира, «ломка» души, когда предстоит сделать выбор: помочь человеку или снять кадр.
Так кто они, делающие деньги на человеческом несчастье, что скрывается за маской бесшабашности? Снимая боль и страдания людей, нужно быть человеком с черствой душой? Это вам и предстоит узнать, посмотрев данный фильм, превосходный во многих смыслах. Отличный фильм по операторской работе, режиссуре и актерской игре.
Рекомендую к просмотру людям думающим, а не гоняющимся за зрелищами.
8 из 10
29 сентября 2012
Какой нормальный человек хочет быть свидетелем войны, с риском быть неправильно понятым и убитым?
Кино от южноафриканского режиссера Стивена Сильвера о группе четырех белых и безбашенных фотокорреспондентов на войне в Южной Фарике 94 года, как раз когда активно развивались расовые боевые действия. Они рискуют жизнью и здоровьем в массовых беспорядках и сражениях, чтобы предоставить душещипательные и горячие снимки с места событий. Автор старался поставить точки над i, развивая моральные проблемы в журналистской эксплуатации и коммерческих компромиссах, пытаясь показать честный боевик с совестью. И я могу сказать, что ему это удалось. Фильм основан на реальных событиях, по одноименной книге Грега Мариновича и Жо Силва.
Режиссер не упустил возможности так же упомянуть и развить романтическую сторону повествования, которая так же описана в книге Bang Bang Club. Яркий, эмоциональный и увлекательный фильм. Хотя местами психологически очень тяжелый в просмотре — к этому лучше быть готовым заранее. Это не Голливуд, но просмотр будет интересен также и любителям западного стиля кино. Люди связанные фотоискусством, а особенно репортажного жанра должны по достоинству оценить все нюансы работы героев, их чувства и действия.
23 августа 2012
Фильм неоднозначный. Фильм — вопрос. Фильм, заставляющий задуматься. Вопрос, а точнее моральная проблема, затронутая в картине, не имеет однозначного разрешения. Где та самая грань?
Мне очень импонирует тот факт, что авторы фильма не навязывают свою точку зрения, не дают оценок, потому как зритель должен сам для себя определить как он относится к поступкам героев, к их молчаливому наблюдению. Создали фильма сами в чем-то напоминают героев, они тоже лишь фиксируют происходящее, не вмешиваясь. Вообще иногда при просмотре фильма возникало ощущение, что это документалистика.
Можно, конечно, упрекнуть авторов за некоторую непрописанность, схематичность характеров, но, с другой стороны, их одержимость, безбашенность показана хорошо. Глядя на этих героев, понимаешь как опасна настоящая журналистика, та, которая освещает происходящий в мире ужас и хаос.
И вполне справедливо, что одного из участников этого «клуба» оскорбило понятие «папарацци», ведь они, добывая свои фотографии, на самом деле рисковали своей жизнью. Очень показательным в данном случае является эпизод, в котором обсуждалось, что герою Райана Филиппа просто повезло и он получил премию незаслуженно. Мне понравилось как его друг заступился за него, сказав при этом действительно правильные слова, потому как единственное в чем этим людям действительно везло — это умение выживать в безумных условиях.
Честно говоря, я с трудом представляю, жизнь этой четверки вне этого безумия, потому как поиск лучшего кадра для них своего рода зависимость, а инстинкт самосохранения напрочь загублен.
Что касается меня, то я тоже поостерегусь от того, чтобы давать оценку их поступкам, их фотографии говорят за них. Думаю, что в данном случае можно процитировать одну из героинь «Я думаю, вы забываете, что это настоящие люди», вот так и этих героев надо воспринимать не как людей, а как фотографов. Тех, кто для нас фиксирует эпизоды истории, пусть эти моменты не вызывают у нас радости, но то, что такое происходит должно освещаться, должно доводится до мира.
В стране, где на журналистов не редко нападают, убивают, это кино практически не показывается и это печально, потому как Парфенов замечательно в свое время сказал: «Журналистов убивают не за то, что они написали, показали, рассказали, а за то, что это прочитали, увидели, услышали». Это безумная четверка делала свои фотографии для нас, чтобы мы их увидели, чтобы мы узнали.
Авторам фильма большое спасибо за то, что рассказали эту историю.
8 из 10
27 июня 2012
Я очень часто пользовался информацией этого сайта для подбора интересного фильма. Но «Клуб безбашенных»- первая картина, которая подтолкнула меня написать рецензию на фильм.
Я не стану пересказывать сюжет фильма, я поделюсь своими эмоциями от просмотра.
«Клуб безбашенных»- очень качественная режиссерская работа, сценарий основан на реальных событиях. Главные герои фильма- фотографы, работы которых известны практически каждому из нас. «Клуб безбашенных» повествует нам о людях, которые запечатлели историю в фотографиях, сами оставшись за кадром. Картина позволяет взглянуть на события их глазами, прочувствовать истинную картину происходящего.
В течении всего фильма мы видим повседневную работу фотографов, готовых рисковать жизнью ради удачного кадра, отчаянных фанатов своего дела. Мы восхищаемся их смелостью и готовностью идти до конца. Но в то же время мы сопереживаем обычным людям, жертвам народных волнений в ЮАР, параллельно начиная понимать позиции обоих сторон конфликта. В этом отношении фильм достаточно тяжелый.
Так же в фильме постепенно раскрываются личности главных героев. Мы видим в них обычных реальных людей, сопереживаем им. Жизнь главных героев на фоне происходящих событий в ЮАР рождает в нас бурю эмоций (порой противоречивых). Боль от потери близких, любовь, радость победы, эйфория от успеха, осознание беспомощности… Это не полный перечень эмоций, которые вызвал во мне «Клуб безбашенных». Этот фильм может оставлять разное впечатление на зрителей, но он точно не оставит их равнодушными.
24 июня 2012
Забудь про эти линзы, чем ближе, тем лучше (с)
Люди, зарабатывающие на чужих лишениях и смертях, жили всегда. С недавних пор к ним присоединились и фотографы.
«Клуб безбашенных» — группа фотографов, снимающих различные стычки враждующих групп в Африке. Чем серьезней и опасней задание, тем с большим интересом они его выполняют. Проходят годы, сменяются режимы, а работы у них меньше не становится.
Документалист Стивен Сильвер дебютировал в художественном кино с очень близкой для себя тематикой. Его основные ошибки — равнодушие и усиленная «документальность» происходящего.
Сюжет, несмотря на интересную завязку, рушится где-то в середине и пытается собраться ближе к финальным титрам.
Тейлор Китч, играет первого в своей карьере Картера. И даже произносит похожий монолог в конце. В фильме он основная движущая сила, даже если учесть, что его роль здесь не главная.
Райан Филипп утерял способность держать на себе первый план, вместе с Малин Акерман они весь фильм пытаются, хоть как-то оттенять Китча.
Двое других участников «Клуба» не запоминаются вовсе.
В итоге зритель получает картину, пытающуюся существовать на грани жанров. Фильм в первую очередь будет интересен тем людям, которые фотографируют и интересуются политикой.
11 июня 2012
Думаю, каждый из вас понимает, что быть фотографом стало модно. Сейчас, каждый второй подросток, имеющий супер-навороченный Canon, фотографируя все подряд, объясняет это как собственный странный стиль, и вы, люди, которые не занимаются фотографией, не можете понять истинную суть искусства (относится не ко всем). К чему я подняла эту тему? «Клуб безбашенных» — фильм-биография, повествующий о работе четырех друзей. Они работают в газете и делают снимки ужасных, трагических войн. Они отличаются от «ванилек» тем, что рискуют своей жизнью, ради хорошего снимка, получают экстрим и все это сопровождается страхом, жалостью. Честное слово, при слове «фотограф» у меня возникала ассоциация с человеком, который запечатлеет то, как капает роса или как летит птица и др. Благодаря этому фильму, я восприняла это занятие не как хобби, а как профессию, в которой минусы превышают число плюсов.
Мне очень понравилось, что сюжет фильма полностью построен на военной основе. Но, чтобы у зрителя и вовсе не взорвало мозг, в кино включили и любовные отношения, и дружеские и др. Они относительно особой роли не играют, но именно благодаря ним зритель увидел не только трагедию, но и драму. Уж ее в фильме хоть отбавляй. Напомню, что хоть этого и не указано в жанрах, все же, это фильм-биография. Клуб безбашенных действительно существовал, его участники, естественно, не вымышлены и, как указано в начальных титрах, фильм основан на реальных событиях. От этих нередких слов в кино начинаешь воспринимать все гораздо серьезнее и больше не относишь ленту к «развлекаловке».
Большинство актеров в картине малоизвестны, за исключением некоторых. По порядку: Райан Филипп. Актер особо никогда не отличался супер игрой, после этого фильма надежда, что он исправится, почти угасла. У Райана было намного больше экранного времени, чем у всех остальных, но, черт, за это время он не смог показать себя, не смог показать Грега Мариновича. Хотя, возможно, роль Грега и не должна была отличаться вспышками эмоций. Лично я на протяжении всего фильма видела все тот же недоумевающий взгляд, вечно неподвижные брови, время от времени улыбку и трясущиеся руки. Все! Жаль, ведь в жанре биография, тем более драма нужно выкладываться на всю. Что, кстати и сделал Тейлор Китч. Если честно, я бы, как наверное и вы, знать не знала бы этого актера если не 2 последних нашумевших фильма, которые вы прекрасно знаете. Из интереса посмотрела все фильмы с его участием, и не в одном он не проявил себя так, как здесь. Сама по себе судьба Кевина Картера (снова Картера) очень трагична. Все эти переживания, наркотики, отречение. Этого персонажа было жалко больше всех, если уж сравнивать. Самый приветливый и самый, как говориться, безшабашный из четверки. Прогуглив, я оценила степень его мастерства (не советую вам пользоваться какой-либо информацией до просмотра). Тейлор смог показать все жизнелюбие Кевина, все добродушие и всю горечь, которая ему досталась. Игра Китча в этом кино для меня стала культовой. А вот что касается Малин Акерман, у меня слов нет. И это не от восхищения, а в буквальном смысле «нет слов». И на Оскар она не тянет, и Золотую малину я бы не дала. Действительно, что-то среднее. Пожалуй, и все, что я могу сказать о ее игре. А вот Франсуа Ротенбаш, о котором, к моему огромному сожалению, не знала ни я, ни вы, друзья, как я полагаю. А это очень плохо, потому что его игра была восхитительной. Кен Остербрук — человек, о котором мало рассказали. Тем не менее, актер справился и справился хорошо. Нельс Ван Джаарсвельд играл, в принципе, не плохо, но аналогично, как и с Малин. Короче, ничего и о его игре не могу сказать.
Постер — я считаю, это один из самых важных факторов в кино. Именно из-за него я принялась за просмотр. Четверо друзей, стоящие в обнимку, смотрят в камеру. На лице у них полное отсутствие страха, боли, которые ожидают их в будущем. Нет ни противоречий, ни споров. Они — одна команда. Эффект сепии успокаивает, а название и вовсе подталкивает на мысль, что это очередная комедия. Черт возьми! Я сейчас расплачусь, что я, кстати, и делала на протяжении картины.
И работа оператора не плоха. Только на секундочку обратила на нее внимание, и больше ничего. Лента настолько меня заворожила, что я вместе со всеми персонажами находилась в этой гуще событий. Я даже удивилась, что почти 2 часа прошли как их четверть.
Вкратце: работа композитора была потрясающей, хорошая режиссура, сценарий отменный и отличный монтаж. Если я буду расхваливать все это, мне не хватит символов.
»- Быть может, нужно быть именно таким, чтобы делать то, что вы делаете. Я думаю, вы забываете, что это настоящие люди.
— Я ничего не мог сделать для них, кроме, как фотографировать»
22 мая 2012
Немного истории для начала. Южная Африка накануне окончания эпохи апартеида. Стычки, теракты, гражданская война. Время действия: непростые 1990-е.
Ход событий освещают многие репортеры, журналисты, фотографы, но среди последних особо выделяются четверо, прозванные общественностью «клубом безбашенных». Они бесстрашны и талантливы, и лезут в самую гущу событий, не опасаясь ни Бога, ни черта. Да, они обыкновенные люди и тоже испытывают страх, но то, что ими руководит при этом, не оставляет им другого выбора.
«Клуб безбашенных» Стивена Сильвера — весьма неоднозначный фильм. Не подумайте, я ничего не имею к режиссеру или актерам, даже не стану учить оператора, как надо снимать шедевры. Проблема, которая поднимается здесь, этического свойства, и именно на ней я хочу заострить ваше внимание.
(интервью с Кевином Картером)
-Кевин, многие наши читатели интересуются судьбой девочки.
-Судьбой?
-Что с ней случилось, Кевин?
-Я точно не знаю.
…
-Кевин, вы не помогли ей встать?
-Это не его работа.
…
-Никто не говорит, что не нужно было фотографировать. Но вы не видите проблемы в выборе, который сделали?
-Я поехал туда в качестве фотографа и сделал прекрасную фотографию…
-А почему вы ее не спасли?
Кевин Картер — самый импульсивный из этой четверки. Самый мнительный, самый надломленный. То, что он видит через объектив, не лучшим образом сказывается на нем, его мучают кошмары и наркотическая зависимость. После снимка, за который он получает пулитцеровскую премию, после резонанса, который породила фотография девочки и ожидающего ее смерти стервятника, Кевин, наконец, серьезно задумывается о том, в какую игру они все играют. Эта мальчишеская бравада, амбиции, слава улетучиваются, оставляя пустоту.
«Меня преследуют воспоминания об убийствах, воспоминания о трупах, гнев и боль убийц и палачей…»
Он уходит от этого единственным способом, который смог придумать.
Я не стану рассказывать о других героях, для меня именно фигура Картера, в исполнении Тейлора Китча, была ключевой. Остальные персонажи показались мне слегка лишенными простых человеческих переживаний, однако претензий к актерам, их игравшим, не имею, они молодцы на самом деле.
Фильм поднимает проблему, но, на мой неискушенный взгляд, не предлагает решения. Создатели оставляют каждому человеку выбор — сделаешь ли ты больше, чем предполагают рамки, в которые ты поставлен, решать тебе. Меня лично переполняло возмущение: фотографировать смерть, убийства и даже пальцем не пошевелить ради тех, кого снимаешь — это не слишком человечно.
В принципе, то, что действие фильма происходит в Африке, не является основополагающим, и даже после многократного использования «африканских» мотивов в различных лентах слегка раздражает. Это могло происходить и происходит практически повсеместно.
Вспомните хотя бы тоннель под мостом Альма в Париже и принцессу Диану и поймете, о чем я.
3 апреля 2012
Кто радуется каждому трупу? Кто кормится за счет трупов? Кто с ужасом думает о прекращении кровопролития? Стервятники. Не только грифы или гиены. Но и двуногие, с фотокамерами.
Очень символичен момент, где один стервятник (гриф) ждет, когда девочка умрет, а другой (фотограф) уже получил свою добычу и радостно щелкает затвором. Что может значить жизнь какого-то ребенка, по сравнению с Пулитцеровской?
Если имел место в реальности, случай с сожжённым человеком, то не исключено, что был «постановочным». Помните — он до того снимал только статику? Найти отморозков, готовых убить за пару монет, никогда не проблема.
Главная проблема фильма в том, что авторы сразу становятся на сторону стервятников, пытаясь их всячески оправдать. В данном случае картину мог спасти беспристрастный подход ко всему, в том числе и к профессии военного папарацци. Но они только усугубили ситуацию. Нарезая попеременно «ужасы черной резни» и радостное обсуждение оных в баре, между косячком и здоровым трахом.
Кроме того, что картина подает стервятников как героев, она еще и провокационна. Противостояние «Инката» и АФК подается здесь как чисто этнический конфликт между зулу и коса, к которому белые не имеют отношения. Что именно белые организовали резню в Боипатонге — общеизвестный факт. Здесь этого тоже не скрывают, но предыдущий час с лишним фильма уже убедил зрителя, что черные любят убивать друг друга, и апартхейд здесь не причем. Что существовал «Брудербонд», тренировавший «милицию» «Инката» здесь тоже ни слова. Просто одни черные хотят работать на своих белых господ, а другие — нет. Равно как и забыли, что африканцы официально считались в стране гостями, «гражданами» бантустанов. Что это такое, думаю не стоит объяснять.
Если бы дело обстояло так, как пытаются показать в фильме, то почему АНК получил на выборах 63% голосов, а «Инката» — 10%? Ведь численность зулу и коса в ЮАР примерно равны.
Еще одно явное передергивание, граничащее с клеветой — подавать сцены насилия как обыденность той ЮАР, пытаясь создать у зрителя впечатление, что африканцы только и делали, что резали друг друга. А апартхейд, очевидно, был для порядка и процветания. Если взять цифры, то в то же Боипатонге погибло 46 человек. И этот вопиющий случай имел резонанс не только в стране, но и в мире. Целью провокации было прервать переговоры об отмене апартеида. Вот мол, как можно отменить, когда такое творится? «Да если африканерские националисты отдадут власть, черные перебьют друг друга» Знакомая песня, не правда ли?
История показала, что не перебили. И здесь еще один косяк фильма — попытка переписать историю (опять знакомая ситуация!)
Чисто технические ляпы — горящий заживо человек бежит безмолвно. Вы обжигали палец? Вы молчали при этом? А теперь представьте, что вы тот самый палец, полностью в огне.
К плюсам этого «шедевра» можно отнести, разве что, красивые африканские закаты.
3 из 10
4 февраля 2012
Фильм рассказывает о фотографах, о людях которые знают в прямом смысле цену кадру. Они живут за счет снимков, получая от СМИ деньги за фотографии из самых горячих событий.
В данном фильме показана история противостояния движения Инката и Зулу 1990 — 1994-х годов.
Сам фильм может произвести разные впечатления, на разных людей. Кто знает ближе профессию репортеров увидит одну сторону картины, а кто работает в сфере, допустим, благотворительности и религии увидят все иначе.
«Наша работа просто смотреть и наблюдать как умирают люди»
В какой то момент ставя себя на место главных участников, в голове возникли мысли: «у каждого своя работа кто-то фотографирует, а кто то должен быть миротворцем, кто то воюет, а кто-то смотрит со стороны»
Конечно фильм заставляет задуматься и над смыслом одной фотографии. Что в себе может нести один кадр? Вот тут уже хочется процитировать одного из героев :
» Я помогаю людям. И думаю мои фотографии помогают даже больше.»
Бездействие при виде насилия. Но желание запечатлеть его, дабы позже передать всю боль увиденного многим, кого здесь не было.
Или —
Бездействие при виде насилия. Но желание запечатлеть его, дабы позже получить премию и весомую оплату снимка.
Остается только догадываться, как видят все это фотографы в этом фильме.
10 из 10
15 января 2012
Посмотрев этот фильм я был шокирован. И дело даже не в насилии, так откровенно показанном в этом фильме. Люди, братья ещё вчера жившие рядом, вдруг, начинают охоту друг на друга. Политическая ситуация разделила их глухой стеной ненависти. Молодой фотограф, желая получить деньги, славу, адреналин, отправляется в жаркое пекло Южной Африки. Зритель знает, верит, что из стороннего наблюдателя (потому что такова его профессия) Грег станет участником, он не сможет спокойно смотреть на происходящее вокруг. Грег пытается защитить мужчину, которого на его глазах жестоко убивают. С этого момента он расстаётся со своими иллюзиями. Глядеть на смерть через объектив фотокамеры — страшно.
28 декабря 2011
Я фотограф. Мне нужны фотографии.
Это история о фотографе-фрилансере, снимавшем в горячей точке — в Южно-Африканской Республике во время одной из войн апартеида. Молодой человек попадает на место событий, и знакомится с другими фотокорреспондентами. Отсняв то же, что и они, Грег Маринович не уходит вместе с другими фотографами, а идет за виновниками происшествия. Маленький мальчик, у которого он спрашивает дорогу, посмеиваясь говорит: «Я скажу им, что с тобой случилось», имея ввиду то, что виновники происшествия могут проявить агрессию, и тогда его новые знакомые — фотокорреспонденты — уже будут снимать происшествие с его участием. Однако все проходит хорошо, и фотографии Грега принимают сначала в то издание, откуда были корреспонденты, а потом и его самого в Бэнг-бэнг клуб.
Бэнг-бэнг клубом прозваны те самые несколько корреспондентов, которые снимают все происходящее — убийства, массовые потасовки, гонения. Они на войне, в которой не имеют права принимать участие. Заняв какую-либо сторону, они тем самым подставят себя под удар. Себя и своих коллег. И это значит не только смерть для каждого из них, это значит, что мир не увидит происходящего там.
- Знаешь, они правы.
- Кто?
- Все эти люди, которые говорят, что наша работа смотреть и наблюдать как умирают другие люди. Они правы.
От своих коллег Грег отличается тем, что пытается увидеть происходящее не только снаружи — но и изнутри. Во время одной такой попытки он снимает горящего человека, которого на его глазах добивают мотыгой, переломив облитому горючей жидкостью и подожженному человеку шею. Эта фотография получает Пулитцеровскую премию, и, на мой взгляд, окончательно делает молодого человека Фотографом с большой буквы. Его война — информационная, он не может остановить массовые убийства коренных народностей, но он может привлечь к ним внимание всего остального мира. Чтобы, глядя на фотографии, каждый в мире знал и чувствовал — что такое война.
Эта история дает возможность посмотреть на все под другим углом. Любовь, смерть, страх, искусство, профессия, война, дружба, честность. Всё не так, как кажется на первый взгляд.
Сюжет достаточно оригинален, равно также как и подход. Режиссеру удалось не сместить акцент на происшествия, оставив главным все же ощущения. Это тот фильм, который стоит прочувствовать. Который стоит примерять на себя -а я бы смог так? Смог бы искать удачный ракурс, наблюдая за смертью? Смог бы не чувствовать себя ничтожеством, просто делая свою работу? Режиссеру удалось не уйти в политику. Суть проблем в ЮАР в фильме только затронута, основной упор сделан на то, что это может быть какая угодно война в какой угодно мало цивилизованной стране. Те страны, при упоминании которых в новостях, мы переключаем канал. Те проблемы, которые мы не берем в голову.
Может быть, я жестока, но наиболее сильные эмоции у меня вызывали не герои фотографий, а их авторы. Конец почти сорокапятилетней эпохи апартеида был достоин того, чтоб о нем узнали люди. И, к сожалению, для этого другие люди должны были лезть под пули.
10 из 10
20 ноября 2011