Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Инсайт |
год: | 2009 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Рената Грицкова |
сценарий: | Алена Калюнова |
видеооператоры: | Татьяна Логинова, Сергей Милешкин |
композитор: | Виктор Копытько |
художник: | Александр Чертович |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Я сейчас перечислю фильмы, которые режиссер 'Инсайта', по-видимому, смотрела в свое время и решила воспользоваться: 'Москва слезам не верит', 'И жизнь, и слезы, и любовь', 'Дневной поезд', 'Дочки-матери', 'Полет над гнездом кукушки', 'Осенний марафон'. Из каждого фильма есть сцена в том или ином виде повторенная в 'Инсайте'. Получился такой микс из фильмов советской эпохи ('Полет...' ведь тоже в то время снят) наложенный на антураж 'современной западной сказки' в интерьерах Беларуси. Во как завернула!
Не могу дождаться, когда надоест снимать про юристов, психоаналитиков и бизнесменов разных мастей. Что за комплексы у современных сценаристов и режиссеров? Они не видят, не знают, что в России, Беларуси и прочих странах живут и люди других профессий? Или до сих пор считают, что нам только фантастика интересна.
Но это минус небольшой. Гораздо хуже, что сценарист не продумал ни логику повествования, ни кульминацию, ни развязку так, чтобы захватить внимание и удержать его 1,5 ч. Диалоги скучны, пространны, 'ни уму, ни сердцу'.
Потрясающие артисты Б.Ступка и И.Розанова никак не помогают фильму. Что подтверждает: без сценария и режиссуры артист фильм не вытягивает. Артисту надо иметь, что играть. Розанова весь фильм, как замороженная. Ступка поживее, но также не интересен.
Для меня минус и в том, что абсолютно не понятно, чем именно заинтересовал психотерапевта случай с героем Ступки, что стало триггером воспоминаний, что заставило 'по-новому взглянуть на многое – на события прошлого, на ценность человеческих чувств, на раскаяние и на смысл нашего бытия'…. Как мне показалось, никаких предпосылок для этого не было. А то, что опытного психотерапевта вывело из равновесия только одно слово пациента 'Вы не успешны, вы очень одиноки', да так вывело, что она прекратила сеанс и типа 'обиделась', проявление жуткого непрофессионализма.
История об успешной женщине, но не любимой. История о глупом старике, который придумал себе вину и лишил себя 20 лет жизни.
Обидно, что начало было необычным: женщина-заключенная рожает в тюремной больнице девочку. А дальше - все по стандарту: успешность, но не счастье.
19 декабря 2023
Психотерапевт в обычной больнице для бесплатных пациентов? В больнице отдельные, уютные комнаты для постояльцев? При таком уровне комфорта их и больными-то уже не назвать. Впрочем, может в Белоруссии это и норма жизни, такой социализм - забота о людях.
Ступка хорош. поначалу производит впечатление познавшего суть жизни старика. Но по мере разворачивания сюжета все больше торчат белые нитки притянутых за уши событий. Совершенно никчемный и жалкий женатый любовник. Я кстати так и не поняла, он украл ее работу? А потом радостно предложил работать вместе?
Героиня совершенно некомпетентный психолог. Работает без супервизии - это вообще как? Эмоционирует на пациентов, и никакой рефлексии при этом. Мне вообще не понятно, зачем нужно было так неправдоподобно закольцовывать историю. Можно было показать отдельно ее историю и его, и в них параллели. Чтобы он почувствовал себя понятым. Зачем городить то, чего не может быть? После фильма остается недоумение. Не понятно, какую мысль хотел донести автор. Что психологи тоже люди? Что психолог не значит психически здоровый, счастливый человек? Что Бог есть и он сводит несводимое? Что счастье в заботе о ком-то? Что психология вообще бессмысленная вещь, и достаточно просто.. просто что? страдать и казнить себя всю жизнь вместо того что бы попросить прощения?
Такие истории похожи на правду, когда действительно основаны на реальных событиях. Этот фильм выглядит как желание сказать что-то важное, но совершенно выдуманное из головы, поэтому детали и связки такие корявые. В общем, мне скорее не понравилось. Впечатление от фильма как от красивой, но порванной картины, которая изуродована настолько, что не угадать, что на ней было изначально. Пять ставлю за некоторые удачные моменты и за желание рассказать в целом добрую историю. Трагичную, но со светлым финалом.
25 марта 2023
Намеренная подлость — она проста, она понятна, видна каждому, а вот невольная — в ней безразличие, малодушие, которое почти всегда становится судьбой.
Ступка — актёр разноплановый и талантливый. Розанова — сыграла самою себя и похожую на другие свои роли.
Возможно, со мной поспорят, но суть не в этом — она в фабуле сюжета, оставляющего весьма горький и потому неприятный осадок.
Совершаем вольные или невольные подлости, со временем осознаём это.
И жизнь, вдруг, даёт второй шанс чуть поправить остаток жизни, попробовать оправдаться, покаяться, наконец.
Но, нет! Аккорд невольной подлости, ставший судьбой, продолжает властвовать и уходишь с помпой, принося уже намеренно боль, то бишь намеренную подлость!!
Жизнь вообще-то учит чему либо? Закрадывается подозрение, что если начать всё с начала — будут те же ошибки и подлости, а значит малодушие и безразличие — врождённы и вершат судьбу ту, которую мы и наблюдаем в фильме, столь неправильно названным, потому, как «Озарение» — внезапное прояснение сознания, ясное понимание чего-нибудь — никак не озарение для данной ситуации, а осознание глубины своей несостоятельности.
9 сентября 2015
Киностудия «Беларусьфильм», как уж повелось, знакома населению стран СНГ в основном по военным фильмам. Среди них и откровенный в своем натурализме «Иди и смотри», и «В августе 44-го», да и недавний российско-белорусский блокбастер «Брестская крепость» можно занести в список несомненных успехов главной киностудии страны картофеля и Батьки-самодержца. Нажим на военную тематику, как дань тысячам сожженных деревень и неоценимой жертве белорусского народа, погибавшего в лесах и болотах родной земли во благо великой цели.
Но культурный космополитизм новейшего времени все крепче прорастает своими западническими щупальцами вглубь постсоветской действительности. Этот процесс уже давно кажется необратимым и затрагивает умы не только российских деятелей кино и шоубиза, но и ближайших географических соседей. Вот и фильм Ренаты Грицковой, где главные роли, что примечательно, исполняют Народная артистка России и Герой Украины, причесал и напомадил серую белорусскую жизнь, сделав ее красивой и ненастоящей, именно такой, как бывает только в современном отечественном кино, безуспешно стремящемся не отставать от голливудских аналогов. И даже название картины — «Озарение», воздушное, будто окрыленное слово с исконно славянским корнем — плавно перетекает на афишах в китчевый англоязычный «Инсайт». Как корабль назовешь, так он и поплывет — подмена понятий перекочевывает и в атмосферу ленты.
Если для среднестатистического американца поход к психоаналитику уже давно стал едва ли не повседневным ритуалом, то для большинства из нас эта практика по-прежнему остается чем-то далеким, да и ненужным по большому счету, доступным лишь обеспеченным особам, любящим сорить деньгами. У нас-то проще заведено: меж засаленных стен кабинета районной поликлиники хмурая тетя в белом халате нехотя выслушает твое нытье, накарябает что-то в карточке и выпишет «диазепам». А если все совсем печально — бритва попалась тупая, этажности не хватило для последнего прыжка, веревка с петлей оборвалась в неподходящий момент, ну, или просто «зеленый змий» довел до пушистых грызунов, тебя отправят в замечательное заведение, где люди в 99% случаев гниют заживо и превращаются в овощей. Семь бед — один ответ. Но в кино ведь такого не покажешь. Поэтому одинокий, почти отживший свое, никому не нужный старик с амбивалентным поведением, когда-то уже попытавшийся поиграть в Анну Каренину, не может лежать привязанным к койке и пускать слюни от обилия сильнодействующих препаратов в организме. Он расхаживает по шикарным палатам и коридорам клиники, уставленным пышной дизайнерской мебелью, любуясь разлапистыми комнатными растениями, создающими гостиничный уют, гуляет по живописному парку и философствует о тяготах бытия. Кишат города и села от Минска до Сахалина такими вот дедушками, у которых то и дело отшибает память, а шарики все дальше заходят за ролики. Но то в реальности, а в мире Грицковой клинический случай настолько уникален, что достоин внимания целого консилиума врачей.
Успешный психоаналитик — уже немолодая строгая дама — всерьез берется за пожилого брюзгу с жаждой новых побед на научном поприще. И буквально с первого же сеанса весьма бесхитростно происходит классическая драматургическая метаморфоза — доктор и пациент меняются ролями. Одинокая женщина после пространных речей старика все чаще погружается в воспоминания юности, настигаемая призраками прошлого. Несмотря на то, что и дальше кино не избегает штампов, будь то стереотипный склизкий женатик с корыстными мотивами или типичный сюжет о поисках фантомного отца, некая интрига все же рождается на стыке двух разновременных реальностей. Флешбеки героини окрашены в пастельные тона — сниженная насыщенность красок кажется хоть и не оригинальным, но весьма симпатичным художественным приемом. Удивительно то, что размеренный ритм повествования ни разу не сбивается, а каждый кадр построен с тем редким профессионализмом, который при отсутствии увлекательной смысловой наполненности все же завораживает и заставляет любоваться композиционным совершенством операторских ракурсов и эстетике декораций. Будь то современный облик кабинета мозгоправа или спартанские условия выложенной грязно-белой плиткой советской кухни.
Самое грустное в том, что причины перехода героини Розановой в новое душевное состояние остаются смутными. Диалоги — далеко не лучшая черта фильма. Высокопарные речи старика, несмотря на всю экспрессию Богдана Ступки, — не житейская мудрость, а скорее аморфная обрывочная софистика, которая чудесным образом вдохновляет на кардинальные перемены бытового уклада. Почему? Частичный ответ, указывающий на мотив судьбы и мистического стечения обстоятельств, мы получаем в конце. Однако развязка натянута с такой богатырской силой, с которой трусы обычно натягивают на лоб, а глаз на ягодицы. Натянута по всем канонам «мыльнооперных» сериальных наворотов, а потому выглядит так же искусственно, как и «потемкинские деревни» больничных комнат. И только удачнейший актерский тандем, пытающийся вытянуть из каждой сцены максимально тонкие оттенки эмоций, хоть как-то перекрывает неубедительность рассказанной истории. В общем, озарение — последнее, чего можно ждать от этого фильма, где идиллия художественно-выразительных средств вошла в конфронтацию с косноязычием идейного изложения, а реальные проблемы психического здоровья и человеческих взаимоотношений остались в тени трогательной, но все же высосанной из пальца драмы.
9 апреля 2013
Что нужно для хорошей и счастливой жизни? Успешная работа? Хороший заработок? Любимый человек рядом? Прежде всего — душевное спокойствие и оптимизм. Только счастливый и внутренне уравновешенный человек может обрести всё это, иначе оно ему просто не нужно. Человеческое счастье — вещь довольно хрупкая и условная. Именно поэтому так важно его сохранить.
Психолог Анна Бочкарёва помогает людям преодолевать сложные жизненные ситуации, вместе с ними находит выход из самых безнадёжных, порой неразрешимых проблем. У неё всё легко и свободно на душе. Занятие, что доставляет внутреннее удовлетворение, любимый мужчина, которого, впрочем, она вынуждена делить с другой женщиной, и который пользуется ей в своих корыстных целях. Но её это устраивает. Анна уже давно разложила всю свою жизнь по полочкам, и любое обстоятельство компактно укладывается в знакомую формулу. От того её жизнь утратила своё очарование, подобное тому, что довелось повидать ей в детстве. А ведь именно тогда её жизнь круто изменилась…
У Анны Бочкарёвой не было проблемы в выборе своей будущей профессии. Сама однажды испытав большое горе от потери любимого человека и только чудом оправившись от этого, увидела она своим призванием помогать остальным в трудных психологических ситуациях. Много повидав с тех пор, у неё был ответ на любой вопрос, не было такого пациента, помочь которому она была бы не в силах. Однако привычная схема рушиться, когда на её жизненном пути встречается одинокий больной старик. Странный, с потерей памяти и своей жизненной философией. На мой взгляд, не прогадали, пригласив на эту роль именно Богдана Ступку. Никто не знает, как настоящее имя этого больного, который ходит, лишь опираясь на костыли, но все хорошо понимают, сколько ему осталось… «Не больше месяца», — сухие слова из безразличных уст доктора как суровый приговор одинокому подавленному старику. Нет, он не боится смерти, более того — однажды он уже пытался приблизить её к себе. «Но как будто Бог сказал мне: «Нет, ты не властен над собственной смертью!» Это как наказание, данное мне свыше за великий грех. И мне суждено мучатся до тех пор, пока не настанет мой час». Герой Богдана Ступки весь час говорит сплошными загадками, ответы на которые вот-вот раскроются. От того интрига в сюжете только прибавляется, однако разгадка, как водится, придёт лишь в самом конце.
Роль Анны Бочкарёвой, исполненной Ириной Розановой, показалась мне хорошо прочувствованной этой актрисой. Успешная карьера дополняется неким разочарованием от того, что в её жизни нет никаких сюрпризов, новых ощущений, яркой искры, если хотите. Лишь пустой взгляд за окно и одинокие мрачные серые пейзажи. Ирина Розанова, на мой взгляд, хорошо передала это чувство тоски и одиночества. Все её любят и уважают, но при всём этом у неё нет рядом того человека, которому можно было бы открыться, доверить все свои сокровенные тайны и раскрыть чувства, пожелать «Спокойный ночи» перед сном или прижаться, встречая утренний рассвет. И вот теперь этот странный старик, который совершенно недоступен контакту. В жизни им обоим не хватает insight’а — «озарения», придающего смысл и новый всплеск очевидности нашего существования. В чём же он? Я думаю, вы это поймёте вместе с главной героиней, досмотрев фильм до конца.
В картине целый ряд острых драматических моментов, которые вас затронут (или, по крайней мере, должны это сделать): эпизод с мексиканцами, поющими серенаду (намёк на то, что самые сокровенные мечты обязательно сбываются), или маленький ребёнок на руках. На ряду с «Рифмуется с любовью» «Инсайт» — одна из лучших драматических историй для меня, поведанных отечественной киностудией Беларусьфильм. И пусть продолжают называть Беларусьфильм киностудией, выпускающей лишь фильмы на военную тематику. Они просто не видели картины, подобные этой.
Показатель качественного кино — не только размер его бюджета или кассовые сборы (последнее всё же зависит от уровня рекламы). Есть картины, которые не нуждаются в бешеной популярности. Они созданы для души — не хрустящих в кинотеатре чипсами зрителей, ожидающих кровавых перестрелок или погонь, не для запасшихся носовыми платками барышень, что ждут повторения подвига Ромео и Джульетты. Но для внутреннего размышления, обретения способности понять самого себя, своих близких и совершенно незнакомых нам людей. Один из великих однажды сказал: «Поняв самих себя, мы обретём мир». Нет, я ничего не имею против боевиков и мелодрам, и люблю их точно так же, как обожаете и вы, только иногда и такие фильмы нужны. Кому этот фильм понравился, могу посоветовать схожие по атмосфере картины на тему «Человек в поисках самого себя»: «Доказательство», «В компании мужчин», «Жутко громко и запредельно близко» и др.
Фильм принимал участие в Минском Международном кинофестивале «Лiстапад» в 2009 году.
10 из 10
15 июня 2012
Инсайт — (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть, понимание, озарение, внезапная догадка) — интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Так пишет Википедия. Об этом говорят персонажи. Этим пропитан весь фильм.
«Застревание» между сущим и должным-проблема актуальная для нашего времени. Этим озабочена и героиня, а точнее она не была ничем особо озабочена довольно долго из-за необычного случая в юности. Она может и должна быть счастлива, но… Что-то отчаянно её держит в этом состоянии:то ли недосказанность и непонимание подруг, то ли сложные отношения с женатым и не особо мужественным мужчиной, то ли желание потопить свою тоску в работе. Вся жизнь превращается в систему, в добровольное заточение в замке, который ты сам и строишь. А строят эти замки все люди, и большинство даже не понимают для чего или кого они их строят. Замкнутый круг в замкнутом пространстве. И когда в эту систему попадает инородный элемент неизвестного происхождения, есть два выхода: незаметить его, или же поменять картину мира, что означает разрушение системы.
А что значит понимать происходящее, знать, что ты прав и смотреть на то, как все барахтаются в своём безумии, а на твои слова всем плевать, потому что если вслушаться, то придётся менять систему. Ещё один замкнутый круг. Это уже круг Старика, не будем называть его никаким именем-от нового он отказывается, а старым человеком уже не является. «Нет ни плохого, ни хорошего»-это слова Старика. Он, кажется, понял Бога, понял, что тот хотел сказать, и он говорит с Ним. Смирение, успокоение-это конечная цель существования.
Радует игра и Розановой, и Ступки, и Шедько, и всех остальных актёров: всё выдержано в классической манере российского кино 90-х гг. Немного недостало драматизма, на мой взгляд. Диалоги со Стариком, которые по сути являются солью всего фильма, просто отличные. Фильм стоит пересматривать хотя бы из-за них. Но их можно было бы сделать ещё более проникновенными.
Что ж, в общем
8 из 10
смотреть рекомендую всем тем, кто ищет себя и пытается понять… хм, понять что-то важное.
1 января 2012