Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.2 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Грешник |
английское название: |
Sinner |
год: | 2009 |
страна: |
Израиль
|
режиссер: | Мени Филип |
сценарий: | Мени Филип |
продюсеры: | Мени Филип, Шалом Айзенбах, Анна Гуревич, Юваль Лифшиц |
видеооператор: | Эдди Рейсс |
композитор: | Мени Филип |
художники: | Нета Дрор, Arabel Molas |
монтаж: | Мени Филип |
жанры: | драма, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 28 мин |
Кино, которое причиняет боль.
Кино, где есть исключительное зло нашего мира.
Кино, в котором каждый грешник религиозен и виноваты все.
Кино, оставляющее в недоумении из-за скудного финала.
Кино, правдивое и жестокое, серое и безжизненное, бездуховное и личное.
Вот те пять чётких предложений, замыкающих в смысловой цепи данную короткометражку и говорящую о ней больше, чем чей-то субъективизм.
И тем не менее без субъективизма не обойдётся. Фильм полностью направлен на обдумывание ситуации, ибо визуально он драматичен и пуст, он не привлечёт вас ни картинкой, ни музыкой (коей по сути нет). Манера съёмки европейская, размеренная и сфокусированная на бытовых остросоциальных деталях, на безучастности тишины и как бы стороннего проникновения в частную жизнь. Поэтому стоит сразу приступить к осмыслению сюжета — задевающего, непримиримого и обрубленного.
Ультра-ортодоксальная еврейская школа-интернат в Израиле. Необычные религиозные ритуалы, странный образ жизни, приверженность Богу и его учениям. Здесь не должно быть нарушения запретов и заповедей, но кто сказал, что если не должно быть, то не может? Мальчик Йотам, замкнутый и молчаливый, тайно рисует на ноге женщину, после чего, испытывая глубочайшую вину, обращается к раввину.
Щелчок. Теперь вы должны понять, где чудовищная кульминация этой несправедливой истории. Так оказывается, что религия никогда не оправдывает человека. Запомните, пожалуйста — религия никогда не оправдывает человека. Бог может простить вам все грехи, но это не значит, что теперь, приняв веру, вы имеете полное право делать что хотите с ссылкой на то, что потом опять попросите у Бога прощения, отмолите, отобьёте силой, притворитесь слабым и раскаивающимся. Как же ужасающе убеждение якобы религиозных людей в их исключительности и защите от соблазнов. Как же грязно так поступать.
Таков главный посыл короткометражки. И после момента предательства со стороны раввина, после падения в ту самую бездну замкнутости сюжет развивается быстрее, однако, неся в себе огромный смысл, в конце концов иссякает, и жертва, зажатая в тисках обстоятельств, больше не может бежать. Вот что страшно: быть ребёнком — и не мочь никому сказать о давлении взрослого. Потому что другие взрослые всё равно тебе ни за что не поверят. Потому что ты всего лишь маленький лгун.
Я не знаю, понравился ли мне «Грешник». Подобные фильмы показывают со стороны проблему, всю её глубину, но не дают выхода. Подобные фильмы режут по сердцу, но оставляют раны гноится открытыми.
Нужны ли подобные фильмы?
5 из 10
23 марта 2013
…или «Основано на реальных событиях»
О чем этот фильм? О чем может быть фильм с припиской «Основано на реальных событиях»? Верно, это фильм о так называемой нашей жизни. О том, что может случиться с любым из нас. Короче, это фильм «обо всем».
Но теперь, после просмотра, я понимаю, насколько противно мне становится, когда я вдумываюсь в смысл. Насколько может быть противно человеку, который ненавидит педофилию и смотрит это? Истина, показанная в фильме, довольно проста — ложь и обман взрослыми детей, дабы удовлетворить свои животные потребности, пользуясь страхом мальчика, впервые познавшим сексуальное влечение. Отнюдь, не к взрослому мужчине. Честно говоря, для нашего времени это не новость, но, видимо, приписка «Основано на реальных событиях» должна была что-то значить, верно?
- Человек, замыкающийся в себе, падает в бездну.
Фильм, заставляющий задуматься о многом, но ежедневно в мире происходит несколько сотен таких случаев, о которых фильмов не снимают. Более того — о них даже никто не знает. То, что дети — это всего лишь пластилин в руках взрослых — известно давно, их доверие легко завоевать, но так же легко и потерять, искалечив при этом хрупкую детскую судьбу навсегда. Страшно? Да. Горько? Да. Невыносимо? Да. Есть ли возможность что-то изменить? Нет.
Фильм вроде бы ставит перед зрителем вопрос: кто был грешником — Йотам или его учитель? Но на общем фоне ленты вопрос этот выглядит жалко и даже неуклюже. И совершенно теряется в финале, когда сидя в туалете, маленький мальчик, познавший боль, стыд и унижение, едва ли не сдирает с ноги кожу, рыдая в голос. О каких вопросах вообще шла речь?
Я не нашла в фильме причину, почему отец не пустил Йотама домой, когда он просил его об этом. Почему родители были настолько холодны к своему собственному ребенку? Выходит, что во всех бедах детей всегда виноваты только окружающие их взрослые. Но это ведь и так всем известно.
Так о чем этот фильм?
Я до сих пор задаю себе этот вопрос. Но не хочу искать на него ответ, потому что смотреть данное кино для меня было ошибкой. Я не закрываю на это глаза, в душе зная, что мир слишком жесток, в особенности для детей, но подобные фильмы — пытка для нормальных людей, и пустой звук для педофилов. Чудовищно и жестоко.
2 из 10
…потому что я негативно отношусь к подобной теме и никогда не смогу признать ее шедевром хотя даже в кинематографе.
28 августа 2012
Так кто же из них настоящий грешник? Йотам — перепуганный ученик, оказавшийся в плену пришедших к нему первых эротических фантазий, лицемерный наставник, Ребе, манипулирующий неведением и страхами своего ученика или сосед мальчика по двухместному загону школьного общежития — Шломо, изгнанный с позором для прикрытия чужого греха?
Название фильма связывает вместе и разделяет одновременно, вычленяя и обнаруживая обман священных текстов и ложь хранителей нравственной чистоты, когда Мени Филипп озвучивает строками Торы смятение растерявшегося паренька, не знающего спасения от страшных мыслей, получив вместо помощи сокрушающий силы обман, загоняющий ребёнка внутрь неразрешимых противоречий, моля Творца об избавлении, зная, что самому, не сбежать, не уйти.
Режиссёр — вероотступник заглядывает в храм (синагогу) и проникает в детскую душу, используя черно-белый психовизуальный контраст изображения и слов, молитвы, обряда и растления, обнаруживая стилистическую ясность художественного стиля и жёсткое идейное наполнение кадрового пространства этой картины, отражающей, судя по всему, личное разочарование Мени Филиппа, сменившего хасидские песнопения на свободное кинотворчество, выражая в нём критическое отношение к вере, к Богу и прильнувшей к Богу прислуге, прикрывающей его именем свой личный и часто нездоровый к другим интерес.
В этом рискованном деле режиссёра выручает отважный Лайор Шабтай, принявший на себя бремя мучительной веры и мнимого преступления, выжигающего сердце совестью в заточении бесчестья и бессовестности тех, кому он доверил свой нелепый секрет, который, может быть является единственным узким местом вполне конкретной истории, где в атмосфере полутюремного ортодоксального этикета в мальчика вселились хитрые «черти», предавшие его позору, расписав запретным рисунком чистое тело, чтобы чистую душу залил черным Богу угодный герой.
10 августа 2012