Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тюльпан |
год: | 2008 |
страны: |
Казахстан,
Россия,
Германия,
Польша,
Швейцария,
Италия
|
режиссер: | Сергей Дворцевой |
сценаристы: | Геннадий Островский, Сергей Дворцевой |
продюсеры: | Елена Яцура, Танассис Каратанос, Сергей Сельянов, Валери Фишер, Булат Галимгереев, Раймон Гобель, Мария Мурашова, Гульнара Сарсенова, Асель Ержанова, Карл Баумгартнер, Хенрик Романовски |
видеооператор: | Иоланта Дылевска |
художники: | Роджер Мартин, Газиза Коршиева |
монтаж: | Петар Маркович, Изабель Мейер |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1500000 |
Сборы в России: | $1 702 |
Сборы в США: | $158 741 |
Мировые сборы: | $1 140 449 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 мая 2008 г. |
на DVD: | 24 сентября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Мы много слышали об американской мечте. Но знает ли кто-нибудь, что такое казахская мечта?
В фильме «Тюльпан» мы видим жизнь простых казахских скотоводов и с удивлением узнаем, что, оказывается, в 21 веке люди все еще кочуют с места на место, а кое где на бывших просторах СССР женщин не хватает, и найти себе невесту — дело далеко непростое. Интересно, почему украинский режиссер Сергей Дворцевой решил снять кино про жизнь казахов?
Для актрисы Самал Еслямовой это не первый опыт работы с режиссером Дворцевым. Она также снималась у Сергея в фильме «Айка». И вот очередной фильм о женщине с трудной судьбой. Конечно, это не такой нуар, как в «Айке», но жизни героини Еслямовой не позавидуешь — тяжелая работа дома и в степи, резкий степной климат с постоянными ветрами и безжалостным солнцем, суровый быт, который настолько суров, что перекочевка с места на место воспринимается как благо и привычное дело, а не как очередное испытание. Такое ощущение, что Самал (героиню Еслямовой тоже зовут Самал, и почти у всех героев в фильме такие же имена, как и в жизни) просто не может себе позволить уставать. Она постоянно в движении и чем-то занимается (и наверняка не употребляет при этом ничего тонизирующего). Причем, делает это с таким смаком, что так и хочется вместе с ней мешать молоко в ступе или приготовить традиционное казахское блюдо.
Немного жаль детишек из семьи скотоводов. У девочки неплохие вокальные данные, а старший мальчик очень любознательный, с пытливым умом и прекрасной памятью. Их мать упоминает, что дети ходят в школу, но у меня закралось сомнение, регулярно ли это происходит в кочевых условиях. Смогут ли дети реализовать свой потенциал, живя жизнью кочевников?
Главный герой вызывает сильную симпатию. Да и не может он восприниматься как-то по-другому. Он комичен, добр, честен, трудолюбив, отличник боевой подготовки, не боится трудностей, без вредных привычек и даже в своем роде степной романтик. Асхат — нетипичный молодой человек. В то время как большинство молодых людей стремится покинуть родные места и отправиться в города за лучшей жизнью, Асхат в город не торопится. Город его не манит. Его мечта — стать чабаном, построить райское жилье в степи, завести семью, жить и наслаждаться жизнью на родном земле. Поэтому он постоянно отвергает призывы своего друга уехать в город, махнув рукой на бедность, тяжелый труд, жизнь в качестве довеска в семье сестры и отсутствие перспектив. Даже свою отару ему не дают. Весь фильм меня не покидало сочувствие главному герою — ведь он хороший парень. На такого девушки должны как мед слетаться. Но вот ирония судьбы — девушек в степи на несколько сот километров днем с огнем не найдешь. Да что там девушек — порой никого не найдешь кроме овец, верблюдов и ишаков.
Друг главного героя по имени Бони в исполнении Толепбергена Байсакалова — просто отпад! Вот он — степной самородок и оторва. Пусть у него и не Мерседес или другая крутая иномарка, а всего лишь трактор, но зато какой! У Бони и трактор выглядит как крутая тачка. Интересно, был ли у Бони реальный прототип или Дворцевой просто выдумал его от начала и конца?
Возможно, кто-то сочтет фильм скучным и монотонным. Но мне импонирует то, что фильм не лубочный, не лакированный и не прилизанный. Он очень аутентичен. От лепки сырных шариков до принятия родов у овцы. Степные кадры завораживают. Это пыль, ветер, отсутствие цивилизации и удобств, аскетичный быт, но кто-то без такой земли не мыслит свое существование. Таким людям стоит по-хорошему позавидовать, так как они нашли свое счастье.
9 из 10
30 мая 2020
Для тех, кто ищет в кино новизны взгляда и свежести высказывания, фильмы Сергея Дворцевого — настоящее открытие, впрочем, полнометражных у него всего два, но зато какие! «Айка» стала одной из лучших картин прошедшего года и заставила вспомнить имя Дворцевого, впервые заявившего о себе двенадцать лет назад «Тюльпаном», представляющим собой настоящее этнокино, проникновенное, гуманное, чуткое к проявлениям национального духа, но при это не лакировочное и не идеализирующее традиционный уклад жизни. Как писали многие критики, это фильм о мечте, но не о желании сбежать от нищеты и трудностей кочевой жизни, а о желании обустроиться и зажить хорошо после периода испытаний, который, кажется, никогда не кончится.
«Тюльпан» — удивительно светлый и теплый фильм, наполненный режиссерской находчивостью, способностью запечатлеть случайное в период съемок, что не противоречит замыслу, но что невозможно учесть и просчитать. Это кино о самой стихии жизни, которая постоянно ускользает от определений, рационализации и рушит даже самые земные планы. В шатре живет небольшая семья с тремя детьми (заметим, что каждый из них колоритен по-своему: вот трехлетний малыш, играющий в наездника, вот постоянно поющая девочка, которую не заткнешь никакими запретами, вот подросток, помешанный на радио и знающий новости наизусть), куда приезжает после армии брат жены скотовода, мечтающий жениться и зажить самостоятельно.
Как бы не было героям тяжело, как бы не рушились их мечты, само их человечное обаяние, чего стоит хотя бы сцена, в которой героиня поет колыбельную (та же актриса, что и в «Айке», как всегда прекрасна, но только красивее и моложе на десять лет), не может не вызвать согревающих слез умиления. Если «Айка» напоминала кино братьев Дарденн, то «Тюльпан» вызывает ассоциации с иранским кино, прежде всего Мохсена Махмальбафа, хотя притчевая составляющая в нем и отсутствует, он сугубо реалистичен и конкретен, но способность снимать этнокино в органичной персонажам традиционной среде — явно черта иранского кинематографа, этого нео-неореализма.
Не зря в «Тюльпане» так и не показана героиня, давшая фильму имя, ибо она — сосредоточие грез главного героя, неуловима по сути, потому так горька получилась сцена с козой, бросившая героя оземь реальности. Исполнители играют отлично, большинство из них, наверное, — не актеры, но их типажность, развитие характеров, колорит покоряют с первых кадров. Признаюсь, поначалу хотел даже выключить этот фильм — так излишне документальным и беспроблемным показалось мне он, но потом, по мере нарастания драматизма, был настолько увлечен действием и колоритом, что забыл о времени.
Важно то, что мечта главного героя чиста и целомудренна, чего нельзя сказать о его приятеле, тоже мечтающего, но уже совсем о другом. «Тюльпан» — это фильм воспитания, он показывает, что подлинная мечта не должна вызывать диссонанса с повседневными проблемами, но наоборот — примирить с ними, что и происходит с главным героем, который в симметричном началу финале едет в машине уже не безумствуя и веселясь, а в глубочайшей задумчивости, толкающей его в конечном итоге к самоотдаче. «Тюльпан» Дворцевого при всех интертекстуальных связях с иранским кино и вообще с традицией этнографического искусства, глубоко уникален и непохож даже на фильмы Кустурицы, с которыми порой рифмуется своей стихийной витальностью.
«Тюльпан» Дворцевого и тем более «Айка» — свидетельство большой художественной и профессиональной зрелости постановщика, его человеческой мудрости и знания людей, глубочайшей гуманности и правдивости его искусства, потому мне тем более непонятно злобствование некоторых казахских зрителей, ищущих в «Тюльпане» несостыковки с действительностью, обвиняющих его в лжи и клевете на жизнь в Казахстане. Таким зрителям могу сказать одно: «Будьте добрее и гордитесь тем, что ваша страна прославлена этим замечательным фильмом на десятках кинофестивалей, ведь в нем нет ни то что ни грамма злобы, но даже намека на осуждение реалий жизни в Казахстане, хотя режиссер мог бы выбрать и более жесткую интонацию, как, например, тот же Звягинцев в «Левиафане», и имел бы на это право, но он этого не сделал принципиально, ибо любит своих героев, свою родину и вообще людей, потому цените Сергея Дворцевого, он — гордость казахского кино».
2 апреля 2020
Я случайно посмотрел данный фильм, и как казах, выросший в ауле, не могу не высказаться, т. к. знаю тему не понаслышке.
Некоторые в комментариях пишут:'… Фильм интересный, потому что это — правда!…»
- Отвечаю: Нет! Там нет ни капли правды! То есть ВООБЩЕ!
- Само название «Тюльпан»: таких имен нет у казахов. Зачем надо было придумывать это псевдо-казахское имя? В чем тут интрига? В чем «режиссерская задумка»? Далее по сценарию сразу возникает вопрос, если главный персонаж гражданин Кз., то почему он служил в российском флоте?! — Бред. Далее все эти разговоры, типа, «надо укусить осьминога за нос, чтобы он тебя не съел»… — ну полный идиотизм, желание выставить казахов идиотами.
- Главный персонаж говорит с акцентом на казахском и на русском языках (скорее всего, актер не казах). — Но режиссер ведь этого не слышит! Режиссер снимает то, в чем вообще не разбирается. И финальная песня на казахском языке, кстати, тоже исполняется с акцентом, но кто это заметит, кроме казахов?
В фильме вообще — ВСЁ сплошная ложь и незнание материала. Это и менталитет, психология поведения: например, родители девушки (по виду этнические уйгуры) ведут себя как типичная русская семья, где бабка доминирует и принимает решения, а дед подкаблучник, который ничего не может. Бабка вообще ведет себя откровенно по-хамски, что совершенно не соответствует традиционному поведению казахских женщин особенно в сельской местности. Режиссер, очевидно, снимал то, что он видел в своей семье, но в фильме приписал это казахам.
Быт, образ жизни показаны неправильно: как можно пасти скот на ишаке?! Откуда там вообще взялся ишак? Казахи не держат ослов вообще! Ослов разводят уйгуры, узбеки, туркмены, таджики, афганцы и т. п. — то есть оседлые жители Ср. Азии.
А кочевники (казахи, монголы, калмыки и пр.) не держат и не держали ослов НИКОГДА! Режиссер вообще не в курсе, что и кого он снимал.
Юрта стоит посреди пустыни! Какой идиот будет ставить юрту и пасти скот в пустыне?! Весь смысл кочевания ведь именно в том, чтобы переходить на хорошие места! Кочуют обычно вдоль рек, речек, озер или от родников к родникам. Пустыня Бетпак-дала (где снимался фильм) используется лишь как проходное место весной и осенью. Но режиссер выбрал именно эту бесплодную, мертвую территорию для жизни своих выдуманных персонажей.
Далее, привозить воду на тракторе — это сколько надо воды, чтобы напоить стадо верблюдов?! А каждый день?! Может дешевле было бы поить их сразу соляркой? И кстати, где они брали солярку для трактора, если на 500 км. вокруг никто не жил, кроме семьи Тюльпан? Да, и почему у них в семье одна-единственная дочь? Если в большинстве традиционных семей 5—10 детей? — В каждом эпизоде некомпетентность и глупость режиссера.
Пастухи у него тоже дебилы — гоняют скот какими-то палочками с веревкой и с картонками на конце веревки — это что за бред?! Во-первых, настоящие пастухи редко ходят пешком, а всегда только на лошадях. Попробуй попаси стадо пешком, тогда всё поймешь. Во-вторых, для этого у них обычно длинные палки, иногда с жестяными погремушками на концах, или просто камча.
Есть и сейчас много казахов-кочевников в Монголии, Китае — посмотрел бы горе-режиссер, как они живут, чем снимать эту чушь.
Быт в юрте также показан лживо — бомжацкая нищая юрта, где дети собирают вшей с отца — ну чего тормозить: надо было еще снять, как они потом и едят этих вшей! Но зато он показал, как они едят конфеты с песком. — Вот уж фантазия, это же додуматься надо до такого!
Мальчик бегает с палкой между ног, изображая лошадь — я никогда не видел, чтобы казахские дети так делали. Но в советских фильмах и в книжках часто изображали русских детей с палками-коняшками. Режиссер в очередной раз приписывает русские образы и поведение казахам.
Девочка постоянно громко поёт, перебивая разговоры старших — что является полным бредом. Отец ей говорит замолчать, а она его не слушает и продолжает петь! — казахские дети СЛУШАЮТСЯ своих родителей! Такое невозможно в казахской семье, чтобы девочка перебивала разговоры старших своим пением и игнорировала требования отца! Очередная чушь псевдо-режиссера.
Внимательно изучив титры, от обилия иностранных имен и названий, создалось стойкое впечатление наполеоновского нашествия…
Откуда столько иностранцев спонсоров и в составе съемочной группы у непрофессионального малоизвестного режиссера-дебютанта, который лишь закончил какие-то курсы неигрового кино, а по основному образованию радиотехник?! И он взялся снимать свой первый художественный игровой фильм о казахском народе, о котором он ничего не знает!
В интервью он еще говорит, что снимал этот фильм ЧЕТЫРЕ года! ЧЕТЫРЕ! Что там можно было снимать четыре года, вообще не понятно, когда материала там — юрта, трактор и несколько человек актеров, работы и сюжета максимум на 1—2 месяца. Звук записан плохо, операторская работа на низком уровне, постоянное дрожание камеры, неудачные планы и ракурсы, непонятные и ни чем не обоснованные паузы на несколько минут, как например, план со стадом овец — какой смысл так долго показывать на экране баранов? Смакование пыли, грязи, навоза…
Кроме этого, режиссер говорит, что в процессе съемок он на 80% процентов изменил первоначальный сценарий, и позволил просто дурачиться «актерам» — большинство из которых были обычные сельские жители из ближайшего аула, называя это «импровизацией». То есть фактически, они на ходу «высасывали из пальца» хоть какой-то сюжет, чтобы хоть что-то снять… Вот и получился такой дурдом. У, так называемого, «режиссера» к моменту съемок тупо не было сценария, и он сам в этом признался.
А как вообще можно снимать серьезное кино, без заранее глубоко продуманной, прожитой, выверенной драматургии, сюжета, сценария, образов, и не изучив досконально тему, о которой ты хочешь рассказать на весь мир?! Как?!…
Но, видимо, на фильм был конкретный заказ (из зарубежа), были привлечены серьезные деньги и люди на этот проект, и надо было отрабатывать и снять хоть что-то. А что там получится — уже не важно.
Кстати, родители автора сего фильма бежали в голодные военные годы из России в Казахстан, в город Чимкент, отогрелись, обжились, познакомились и произвели его на свет. Он вырос, получил образование, уехал в Россию и таким вот образом отблагодарил гостеприимную казахскую землю, плюнув в Казахстан и в казахский народ.
В России, к слову, тоже данный «фильм» не оценили и проката он не получил, а многие русские, особенно те, кто жил и живет в Казахстане, были удивлены таким его «своеобразным видением» темы.
Вывод: фильм — просто МУСОР.
2 июля 2018
Дебютная картина режиссера документалиста Сергея Дворцевого рассказывает удивительную по своей искренности историю возмужания мальчишки на фоне бесконечной и вечной пыльной степи, где свои законы и свои порядки.
«Тульпан» невероятно прост сам по себе. Романтичная история юного парня только что вернувшегося с флота в степь, глушь, и запустение и все ради наивной мечты о своем уголке земли и своем кусочке рая. Все это легко осмыслить, но почти невозможно сымитировать так чтобы в это поверили, но режиссеру это удается. Первое, что бросается в глаза это отсутствие лоска. В Казахстане, в стране где всё, включая клипы отечественных звезд, стараются подогнать под единый западный формат и глянец вдруг появляется картина невероятно искренняя и совершенно непоказная, благодаря чему и понятная всем и каждому. Картина, словно снятая в стилистике документального кино оказывается настолько близка к своим героям, запечатлевая моменты жизни невероятно натурально, без пафоса, без чернухи, но просто и аутентично, что поневоле задумываешься, а художественное ли это кино?
Но чего здесь предостаточно так это художественной ценности. Помимо универсальной картинки фильм впечатляет своей структурой и композицией. Несмотря на то, что сценарий переписывался не один раз за четыре года съемок, «Тюльпан» смотрится невероятно целостно, без лишних эпизодов и провисаний в сюжете. Его сверхзадача в изображении поэтичного образа степи, при всем романтизме и восторженности раскрыта по-человечески гуманно, зрело, без налета инфантильности, но крепко и непоколебимо.
Здесь нет разжевывания идей, но нет и нарочито скрытых подтекстов, здесь все на поверхности, но в то же время в фильм можно «копать». Фильм нетороплив, но не надоедлив. «Тюльпан» немногословен, но очень красноречив в своем слове. И главное, фильм неимоверно романтичен, он по-настоящему влюблен в Казахстан, в степь, в ту самую глушь, куда и отправился главный герой, видя все возможные лишения и неудобства. И фильм «Тюльпан», подобно своему герою, верит в эту степь, верит в ее будущее. Во многом его вера слепа и бессмысленна и попросту глупа, но она совершенно лишена фальши, пафоса, лишена идеологии, политики, она искренна и от того проникновенна.
1 августа 2013
Фильм «Тюльпан» — дебютная работа режиссера Сергея Дворцевого в игровом кино. За то, что дебют получился, может сказать множество номинаций у фильма на различных кинофестивалях по всему миру (в том числе и золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля).
Любителям актерских работ Михаила Галустяна лучше обойти эту картину стороной, так как фильм снят для другого зрителя. Юмор, кстати, в «Тюльпане» есть. Его очень много и он жизненный, а оттого очень смешной. Для кого-то минусом могут показаться довольно долгие сцены, но, с другой стороны, в этом и их прелесть — некоторые из них настолько яркие, что запоминаются и по окончании фильма.
Любители красивой картинки также не должны остаться равнодушны, так как в фильме потрясающие виды казахской степи, множество заснятых в естественной среде их обитания животных. Фильм снимался на камеру с руки, то есть картинка немного трясется, но это способствует более быстрому и полному погружению в фильм. Поэтому все смотрится очень естественно.
Фильм о нереализованных мечтах, сложном выборе между семьей и другом, проблемах человека и природы… Кино снятое нашим режиссером и, увы, обошедшим подавляющее большинство наших больших экранов стороной.
27 июня 2012
В основе трагикомизма «Тюльпана» — ситуация перемены мест субъекта и объекта. Тот, кто, в силу окружающих условий должен определять обстоятельства, вдруг оказывается в полной зависимости от воли другого и вынужден приспосабливаться к, казалось бы, малозначимым внешним силам. Именно такое превращение происходит с героем фильма — Асхатом, флотским дембелем, отслужившим на Сахалине и вернувшимся в родные казахские кочевья. Имея вполне консервативные намерения осесть на земле предков, он вместе с зятем и приятелем едет в соседнее чабанское стойбище, сватать в жены молодую дочь хозяина по имени Тюльпан. Супруга нужна Асхату из чисто прагматических соображений — неженатый не может получить отару и стать чабаном, поэтому тот факт, что потенциальный жених вплоть до самого сватовства невесту даже не видел, никого не смущает. К тому же и выбора особого у героя нет — Тюльпан единственная незамужняя девушка на всю округу в сотни километров. На первый взгляд, все заданные обстоятельства ведут к обоснованному вековыми традициями патриархальному браку, но в «Тюльпане» всё оказывается иначе.
Обетованная Почва, мечтательно выведенная Асхатом на матросском гюйсе, внезапно уходит из-под ног героя, и под символичное звучание «Rivers of Babylon» тот погружается в глобалистское месиво с «американским» принцем Чарльзом, грудастыми топ-моделями, солнечной японской батареей и невесть откуда взявшейся гаванской сигарой. Однако в финале фильма герой вновь ступает на твердую основу, и этот шаг выглядит уже осознанным, экзистенциально пережитым выбором. Архитипичное перешло в личное, сущность воплотилась в существование.
В фильме Сергея Дворцевого на равных с актерами участвуют степные смерчи и кустарники, овцы и верблюды, песня ребенка и новости казахского радио, солнце, песок и небо. Основываясь на в общем-то нехитром сюжете, автору удалось поставить чрезвычайно глубокую картину. В ней невероятно просто раскрываются сложные темы — отношения мужчины и женщины, человека и природы, традиций и современности. Кино о многом и для многих.
9 апреля 2011
Любителям фестивального и авторского кино, может, будет интересно встретиться в степи… с моряком или — с трактором, несущемся в клубах пыли под «Бони М», или — с рожающей овцой…
А может, будет интересно увидеть вечернюю грозу над безбрежной пустошью или маминого верблюжёнка в мотоциклетной коляске, или модный галстук, надетый даже не под футболку и пальто, — как в незабвенном «Укрощении строптивого», — а прямо под неглиже; увидеть, как готовят овечий сыр или догоняют собственную лошадь с беременной овцой на плечах…
Послушать степные песни…
Фильм снят в духе «Догмы». — Любителям этой концепции не стоит пропускать эту ленту, снятую почти безупречно — в пыли, горестях, трудах, надеждах и радостях казахских степей…
Единственное, что вызвало вопрос, — как это опытный чабан не разобрался, что его яловые овцы не доедают и от этого не могут вЫносить своих ягнят нормально?! — Но иногда критичность переходит в занудство…
А так, — смотрите! Фестиваль! Этно! — Мечта или реальность белая юрта с верблюдами под звёздами и яркий красный тюльпан, нарисованный то ли на оборотной стороне моряцкого воротничка, а то ли палочкой в дорожной пыли?… Можно ли выплакать себе хотя бы маленькое счастье или и вправду прав Ницше и надежда — худшее из зол, поскольку «только растягивает наши мучения»?…
P.S. Кстати, всех героев зовут так же, как и актёров, которые их играли. Символично.
10 из 10
21 июня 2010
Фильм произвел на меня большое впечатление. Хорошее кино с прекрасным юмором и очень хорошо отражена жизнь в степи.
Много деталей, вроде и особо не заметных с одной стороны но они отлично создают атмосферу того времени.
Фильм о мечте. О стремлении жить в своем маленьком сказочном уголке, а не в нищете как большинстве живущих в степи.
Одним словом, я советую его посмотреть.
5 ноября 2009
Редко пишу так называемые рецензии и не люблю читать развернутые на три страницы детские рецензии на этом сайте, но этот фильм стоит того, чтобы о нем написать.
Такого ЧУДА в кино, по-моему, еще не было. Спасибо Сергею Дворцевому, все-таки благодаря неигровому кино, он научился переносить реальную, а не фальшивую (а-ля «Адмиралъ») энергию на пленку и смог создать удивительную иллюзию. Все-таки кино — это ведь великая иллюзия. Но не надо забывать, что самая величайшая иллюзия — это наша жизнь. Конечно, многие убегают в кино от реальной жизни и это нормально, мы все хотим, чтобы кино нас захватило и выдернуло хотя бы на полтора часа из круговорота забот, но нет ничего интереснее смотреть на жизнь через кино. Может, конечно, не всем это интересно, но здесь главное попытаться. Потому что через понимание созданной иллюзии очень неожиданно может открыться иллюзия нерукотворная.
Обязательно все посмотрите этот потрясающий фильм. Надеюсь, скоро он пойдет в кино, потом, может, на диске выйдет. Именно благодаря таким фильмам у кино еще есть надежда. Почти по «Звездным войнам»: надежда еще есть.
3 января 2009