Однажды в провинции
6.8
5.7
2008, мелодрама, драма
Россия, 1 ч 52 мин
18+

В ролях: Александр Ратников, Сахат Дурсунов, Алексей Полуян, Наталия Солдатова, Игорь Афанасьев
и другие
Молодая актриса Настя переезжает из столицы в провинциальное захолустье. Она селится у сестры, живущей с мужем — ветераном чеченской войны. Муж унижает сестру, но та продолжает слепо любить его. Настя пытается помочь сестре.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Однажды в провинции

год: 2008
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Евгений Привин
композитор:
художники: Денис Бауэр, Наталья Стыцюк
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 28 апреля 2009 г.
на DVD: 20 ноября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 52 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Постер фильма «Однажды в провинции», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Однажды в провинции», 2008

Обратная сторона зеркала

Обратная сторона зеркала — всегда темна или не прозрачна, как бы мы не пытались её украсить чехлами-фантиками. Фильм «Однажды в провинции» из категории лучше такого не видеть, но из разряда — это надо знать потому, что была у нас всё-таки война в Чечне гражданской, а не «освободительной» афганской. Обе эти войны вызвали депрессию и контузию мозгов молодых ребят, которых научили быть беспощадно жестокими и к старикам, и к детям. И к ЖЕНЩИНАМ. И эту жестокость глушить водкой и беспорядочным сексом. Варварство и вандализм, возведённые в степень поиска житейской философии, некой справедливости провинциальной реальности. Увы, но и в столичных городах такое вполне возможно. Правда, под маской услужливого бомонда, его шика и добропорядочности. Страна больна сюсюкающим «Ласковым маем», оболванена бесконечными «Блестящими». Под сюсюканье растёт поколение, обречённых на жестокость. То, что режиссёр Екатерина Шагалова «увидела» в провинции «однажды», завтра станет столичным апокалипсисом. И ЭТО надо каждому видеть и опасаться уже сегодня. Как трагедии героя фильма Элема Климова «Иди и смотри», подростка Флёры, ставшего стариком от вида неоправданной жестокости фашизма! Фильма, снятого в 1985 году, а война в Чечне случилась через каких-то 10 лет. И, похоже, так ничему нас и не научила. Иди и смотри — мой совет каждому!

21 июля 2019

На меня просто накатила волна ужаса, когда я посмотрела этот фильм. Потому что я все это уже видела в детстве. Не все было в моей семье, но у соседей, у близких родственников. Мама моя успела «выбраться» из такого городка, я приезжала туда только к бабушке на каникулы. Даже на автобусе я на таком же ездила, на который героиня почти садится в начале фильма. Хотя такие автобусы в 2003 ещё катались по Гражданскому проспекту в Петербурге. Возможно, что они там ещё есть.

Посмотрела, где снимался фильм. Думала, где-то далеко от Москвы, как «Долгая счастливая жизнь». Но это Подольск. Потом я вспомнила, что уже в 30—40 километрах от Москвы по Ярославскому шоссе едешь через такие же городки. Через грязь и нищету. Во всяком случае, так было примерно в 2010 году, когда мне довелось там побывать.

Пишу, чтобы ещё раз подчеркнуть — эта не чернуха, а реализм. Напомнило спектакль «Мурлин Мурло». Но история из «Трамвая желания». Игру актера, сыгравшего «Стенли Ковальски», оценивать не буду — потому что все время виделся Брандо. Но то, что было скопировано с Брандо, было скопировано хорошо, а вот своего, русского, я считаю, маловато.

Мне кажется, что актерам посчастливилось, и такого кошмара, который они должны были играть, они никогда не видели и не испытывали. Девушки выглядят слегка лощёными, но по-столичному или даже по-европейски лощёными. А в моей бабушкином «Подольске» без макияжа ты не женщина, поэтому в реальности макияж бы у них был как у Анжелы. Особенно у дамы-милиционера.

Песня из громкоговорителя и конец фильма напомнили «Все будет хорошо», где герой идет вместе с толпой на работу. Но он идет и ДУМАЕТ. А тут уже никто не думает. Но все пытаются себя почувствовать нужными. «Стелла» нужна своему солдату, милиционерша типа помогает людям, Че спасает свою маму. Вместо того, чтобы заняться собой, эти люди причиняют добро другим, чтобы забыться.

20 июля 2017

Концентрация боли

Когда начинаешь смотреть фильм Екатерины Шагаловой «Однажды в провинции» и постепенно погружаешься в мир, в котором живут его герои, невольно задаешь себе вопрос: а в каком мире живешь ты сам? Кто-то из великих сказал, что провинция — понятие вовсе не географическое, и, точно как и булгаковская разруха, вовсе не «старуха с клюкой», она не в клозетах и не в опостылевшей серости будней, она — в головах. Она в сердце. Жестокость и смиренность, грубость и терпеливость, ненависть, любовь и прощение принимают разнообразные формы и достигают своего апогея в провинции духа.

Этот фильм — тяжелый, гнетущий, словно наизнанку выворачивающий душу, заставляющий то замирать, то почти вскрикивать от боли, которую испытываешь вместе с героями. Молодая актриса, успевшая засветиться в популярном сериале (Юлия Пересильд), приезжает к сестре (Эльвира Болгова) в неизвестное захолустье, где та живет с мужем (Александр Голубев), получившим травму на чеченской войне, и маленьким сыном. Жизнь, которая предстает перед ее глазами, наполнена чувством тоски и безысходности: пьющий и время от времени теряющий самоконтроль муж сестры, начинающий издеваться над окружающими и самим собой; пьющие от желания справедливой, разумной, лучшей жизни и невозможности ее обустройства молодые мужчины и женщины; убогий домашний быт, унылое бездорожье провинциального городка и угрюмым потоком движущиеся в сторону какого-то предприятия (по-видимому, почти единственного места работы жителей) люди в темных одеждах.

Можно было бы предположить, что фильм, действие которого разворачивается в столь неприглядных декорациях, станет историей борьбы героини с окружающей средой или поиска решения возникающих проблем. Однако эта картина в большей степени фильм-принятие: принятие действительности и человеческого мира таким, какой он есть. В то же время это не приспособленчество к обстоятельствам и не смирение, это познание самих себя, а также своих близких и далеких. В этом случае становится не так важно, что все эти парни прошли войну, которая, конечно, ранила каждого из них не столько физически, сколько нравственно. Эти обстоятельства лишь усугубили то, что, возможно, в разной степени концентрации живет в каждом русском человеке. Здесь концентрация жажды справедливости, жажды любви и самоутверждения, концентрация недоверия и доверчивости, преступления и наказания, концентрация боли доведена до предела. И каждый герой встает перед выбором: что ему делать с этими «жаждами», как решить проклятые вопросы российской жизни, которые вроде бы никто не произносит вслух, но которые всё время маячат где-то на горизонте. Чаще всего выбор делается в сторону пути меньшего сопротивления: забыть себя в алкогольном чаду, чтобы прекратить ежедневное страдание, в которое превратилась жизнь.

Кто сделал жизнь такой? Почему любящая и всепрощающая жена перестала быть любимой, зато иллюзии любви возникают на стороне, а распутать клубок взаимоотношений не представляется возможным: все равно как отделить от самого себя жизненнонеобходимый орган? Кажется, что в этом фильме все по Достоевскому: тяжкие страдания, вольные и невольные преступления, желание раскаяния, неупорядоченность жизни и широта русской души во всем, и в добром, и в злом. Здесь нет места норме, здесь каждый ходит по краю. И самые смелые, решившиеся на поступок, на краю уже не устоят.

10 из 10

10 апреля 2017

Этот фильм является гимном. Гимном всему разбитому. Разрушенному. Это как смотреть в калейдоскоп. Картинка получается сумбурная и неправильная. Но она прекрасна все равно.

На протяжении всей ленты нам показывают, как люди упорно стараются строить свое счастье. Они встают каждый день, неважно, благодаря или вопреки. Их бьют лицом об землю-они поднимаются и продолжают свой путь как ни в чем не бывало. Речь не идет о том, логично ли все это. И уж тем более никто в «провинции» не задумывается о том, «а стоит ли оно того…»

И ведь в этом тоже есть своя философия. Как собрать разбившиеся на мелкие осколки жизни воедино? Как вернуться к нормальной жизни? И что она из себя все-таки представляет, нормальная жизнь? Ты свободен. Но что ты будешь делать с этой свободой? Нужна ли она тебе сейчас? Это проникновенный фильм. О разбитых судьбах и сердцах. И о ежедневной борьбе. Борьбе, которую люди ведут так давно, что никто и не вспомнит уже, во имя чего. Или кого?

10 из 10

3 июля 2014

«А вы ходите в белом, потому что к белому никакая грязь не пристанет» (с)

А на самом деле — именно к белому и пристает, и на белом как раз и видна… Хотя какого-то развития этой мысли в фильме, кинутой вскользь я так и не увидела.

Картина очень пробивает на эмоции. Да, чернушная, да, страшная. Но в самом деле, может кому-то стоит разуть глаза и посмотреть, что вокруг творится.

КТо-то скажет, что все произошедшее в картине — это неправдоподобно, так я вам скажу, что еще как правдоподобно. Я тут жила, я все это видела.

Я видела, как родственники бабку на балконе держали, она писала в ведро и выйти боялась, потому что били они ее, а она их когда-то по доброте душевной к себе пустила. А они орали» Я тебя как барана зарежу на курбан-байрам».

Я видела, как муж жену бросил, потому что у них ребенок ДЦП, не захотел ответственности. А девочка на него так похожа…

И как эта девушка в минуту отчаяния чуть в проститутки не пошла, и как она живет теперь с кучей этих черных бытовых проблем и сахарным диабетом в придачу. И как волчицей она была, при том, что она добрая и светлая, я тоже видела.

И как пьяницы каждую полночь ломятся в чужие ветхие двери, как до смерти пугают детей и матерей, как ребенка нельзя без присмотра на улицу отпускать.

Кстати, кто-то сказал, что в фильме нет положительных героев, кроме Ясера. А Настя, которая и деньги жертвовала и в тюрьму готова была сесть? А кореец? А Че?

Да в том-то и дело, что эти люди, они не плохие, все они в сущности не плохие. И показаны они именно с обеих сторон.

Просто выросли они в дерьме, и не умеют другими быть, менталитет уже сложился, не знают, как по-другому, не видели они другой жизни. Это как сложившиеся стереотипы, где принято идеалом считать метровую шею, или оттянутые уши, или талию 60 сантиметров, а где-то привыкли пить по всяком поводу и без. И даже осуждать их за это как-то не получается.

Бывает, конечно, те особенные, которые сформировались и выросли вопреки всему — и таких я знаю. Но таких единицы.

Да и вообще, чернуха, говорите. А у кого лучше-то? Где он свет? Вы можете жить в шикарном элитном доме, возможно даже рядом с вами будут люди гораздо более высокого культурного уровня, но в целом, только в золотой клетке и разница. а в целом — все та же беспросветная бессмысленность существования, та же несвобода, те же рамки бытия…

Свет, есть, я не настолько пессимистична. Он в любви и в духовных исканиях. но ведь и этими дарами природы и судьбы мало кто похвастать может.

И люди все живут, глубоко погруженные в свои утилитарные интересы и потребности. Просто кто-то бухает беспробудно, пустоту душевную заливает, кто-то от той же пустоты зверствует, а кто-то на мерсе ездит и пьет элитные вина. А по сути грязь — она же везде, кто захочет — тот везде найдет.

Кто-то сказал, что не психологично, что не реалистично все. Так черт, я видела в жизни почти точные копии такой вот миллиционерши, читающей дурацкие стихи и на свой манер рассуждающей о высоком — и даже не одну. Да разве вы сами почти каждый день не корите себя, не жалеете, когда причиняетет боль своим близким. Зарекаетесь тысячи раз, но потом снова не можете удержать агрессии.

И так вот Че, сначала защищал ЛОшадь, а потом сам же ударил. Не от жестокости, просто на эмоциях.

Это не жизненно? — Это очень жизненно.

И эта Настя, которая сначала брезгливо на всех смотрит, потому что быдло кругом, простые люди, а потом становится, незаметно для себя, частью всего этого страшного и беспросветного мира.

И нравится мне фильм именно тем, что героев показали неоднозначными, не плоскими, с плохих сторон и с хороших. Все мы такие, живые, любящие, несдержанные, уязвимые и грешные.

И в очередной раз, я не стану оценивать фильм положительно или отрицательно, потому что констатацию фактов не оценивают. Вы не можете оценить на хороши или плох дважды два. Хотя, работа хорошая. Нигде не переврала режиссер, не преувеличила, не сфальшивила.

10 из 10

23 июля 2013

Самая идея, хоть и не оригинальна, но, безусловно, хороша. Пьеса роскошная, нашей публике более чем понятна и близка, да и постановка подобного рода фильмов не требует огромным финансовых вливаний. Что называется, играйте да снимайте! Так что, казалось бы, для интересного и просто хорошего кино имеются все предпосылки.

Но, к сожалению, идея оказалась в разы лучше ее воплощения.

Во-первых, грамотно и внятно перенести историю, своими основными поворотами напоминающую отличную пьесу Теннесси Уильямса, сценаристу (режиссеру в одном лице) не удалось. Сюжетная линия пестрит какими-то неправдоподобными и просто наивными моментами, которые являются абсолютно бесхитростными и в результате неинтересными намеками (да что там, откровенными криками автора) о тех или иных проблемах современной России, зачастую возведенными в абсолют.

Во-вторых, но не по значимости (и даже наоборот) — то, как это реализовано актерски (читай актерски, а понимай — режиссерски, ибо здесь совершенно точно недоработал режиссер). Артисты не чувствуют своих героев, играют на уровне дешевого среднестатистического сериала, и при всем при этом они совершенно ничем не прикрыты. Режиссер и оператор работаю так, словно перед камерой артисты и игра уровня, допустим, «Безымянной звезды» Михаила Козакова с Анастасией Вертинской и Игорем Костолевским. Как результат — артисты, не проживая свои роли, не понимая, какие образы они создают крупным планом, как могут, так и работают отдельные сцены, а после режиссер их сводит в единую последовательную историю. Причем сами артисты — вполне себе хороши. Красивые, молодые, яркие лица, потенциально неплохо подходящие типажи. Но… Все впустую.

Если не было возможности подробно поработать с артистами, то нужно было хотя бы прикрыть их чем-нибудь, придумать разные трюки, ходы, запоминающиеся моменты. А тут… посмотрел и… что запомнилось? Что Коля с завидным усердием пинает в живот свою жену (он тряпочкой машину протирает менее старательно, нежели бьет Веру)? А что, допустим, я помню про «схожего героя» фильма «Трамвай «Жаление» Элиа Казана? То, как Марлон Брандо, разговаривая с Вивьен Ли у себя на кухне, пьет пиво, зажимает горлышко бутылки пальцем, взбалтывает ее и, отпуская, разливает вокруг. Это красиво! Пустяк, но он роскошно реализован и запомнился на всю жизнь. Я уж не говорю обо всем остальном. Увы, здесь фильм не подобрался даже близко к той, пожалуй, « кинематографической иконе».

А получился нечто банальное и неинтересное, в духе «новой драмы» начала двухтысячных, с прелюбопытной задумкой переноса истории Бланш Дюбуа, ее сестры Стеллы, и Стенли Ковальски в современную российскую провинцию.

2 из 10

3 апреля 2013

Леди Макбет Тюменского уезда.

Помотрел картину не на большом экране и с опозданием на 5 лет… Жаль. Смотрел и, будто бы, вернувшись в свои 20, чувствовал то же, что переживают герои фильма, думал о том же, искренне радовался, любил…

Грязь под ногтями, кровь, пластиковые стаканы, секс на поленнице, водка, дружба до поножовщины, похмелье… и любовь, любовь, любовь. Как белый подснежник из сырого, холодного перегноя. Почему понравился фильм? Потому, что он — чистая правда, без прикрас, гротесков (столь любимых ныне), без кича, метафор и междустрочья. Вот вам — провинция до последней копейки. Верю каждому слову героев — и маститой Болговой, и молодой Пересильд и Бичевину и другим ребятам… Они любят. И точка.

Любят друзей, любят подруг, любят случайно понравившуюся девченку и женщину-участкового, сельского идиота и соседа-кавказца… Очень искренне, так, как только можно любить, когда ты молод, а жизнь, хоть и коротка, словно вспышка, но восхитительна почти во всех ее проявлениях.

Быт, показанный таким, какой он есть, о который разбиваются любовные корабли и лодки, желчный и уставший от всей этой «бытовухи» следователь, скинхеды, песня «Белые розы» из заводского мегафона, впервые за, пожалуй, десятка два лет не вызывают отторжения, ненависти, страха или скуки…

Герои как-то особенно чисты в своей любви, искренни в своих убеждениях, мыслях, заблуждениях…

Только почему-то очень больно из-за того, что неуклюжий милицейский уазик, не пожалел — сбросил в речку Мишу и Настю…

Почти Шекспир. Вы думаете, в XVI веке, в районе английской деревеньки Стрэдфорд быт был более добропорядочным и респектабельным?…

P/S Отдельное спасибо Юлии Пересильд. Влюбился, как мальчишка.

10 из 10

4 марта 2013

Провинция: если надежда на спасение?

Фильм неоднозначный. Тяжелый. «Однажды в провинции», вот наверно не «однажды», а скорее регулярно.

Может уже жителям мегаполисов стоит обратить внимание, что творится за пределами их города на остальных 17 миллионах кв километрах наше замечательной родины? Конечно проще говорить что ничего подобного нет, у нас все хорошо!..

Если бы не такой печальный конец, то можно считать, что никакой сюжетной линии нет. Есть просто жизнь молодых ребят в обычном провинциальном городке, которых у нас тысячи, они живут как могу. Жить когда ждать уже нечего невероятно тяжело, зачем просыпаться утром? Вот и эти молодые люди на протяжении картины делаю все чтобы не проснуться. У них нет будущего, они не смогли вырваться из этого болота и оно засосало… Анастасия, героиня которая побывала в другой жизни, от чего его судьба и становится трагичной, ей есть с чем сравнить эту жизнь маленького человека, а будущего нет, надеяться не на что. Всем героям снесло крышу эта вся «жизнь», наверное кто может только бороться, это Лена.

Зачем режиссер стал поднимать вопрос национализма и субкультур мне не ясно, это «переслащивает» фильм.

Герои этой картины слишком хороши, молоды и привлекательны для того, чтобы воспринимать все происходящее серьезно, во многом они переигрывают и драматизируют, что делает правду не столь горькой, а может зря.

Сам фильм не следует воспринимать как истину, все таки это не документальное кино, а вот задуматься стоит каждому, хотя бы для этого стоит посмотреть «Однажды в провинции».

8 из 10

3 февраля 2013

Наркотики нельзя, но можно водку (с)

Все время задумываюсь, за что люблю российский кинопрокат… Может за передаваемую, в каком то смысле, родную атмосферу поведения нашего народа, мрачную погоду, темные здания и бессмысленный сюжет фильмов. Но в этом и есть изюминка — погрузится в фильм, и кушать то, что преподносит автор.

Фильм «Однажды в провинции» очень грустный. Но пропитавши его таким мраком, ведущий актерский состав уж очень красив для таких ролей. А вот, что касается актерской игры — ребята не справились с поставленной задачей: не удалось красиво пить водку и морально разлагаться. Слишком трезвый взгляд и дешевая пьяная походка.

Начатые но не законченные истории со скинхэдами, работой местных жителей (уж больно интересно куда каждое утро под одну и ту же музыку словно зомби двигает народ) и тому подобному.

Любви в фильме нет. Есть только желание у людей сбежать от реальности, путем распития водки не с ДРУЗЬЯМИ, а собутыльниками. Измена, предательство, безысходность вот, что управляет главными героями.

Финал довольно таки не обычный. Ожидал другого исхода, более печального так сказать (:

Фильм в кино — не представляю. Фильм на один, но зато ХОРОШИЙ раз.

7 из 10

12 ноября 2012

Поехавшая провинция

В 1995 году на российские экраны вышел фильм Дмитрия Астрахана «Всё будет хорошо». Режиссёр показал жизнь простых людей в провинции в постперестроечной России. Советский союз распался. Много проблем — это пьянство, разруха, противоречие между «новыми» русскими и бедными, общая неустроенность людей… И всё показано честно и правдиво. Но Дмитрий Астрахан своё повествование закончил на оптимистических нотах. Жизнь наладится…

И вот, в 2008 году выходит фильм Екатерины Шагаловой «Однажды в провинции». Это кино подходит под продолжение фильма Астрахана. Шагалова рассказала нам, что стало с героями из «Всё будет хорошо». Что произошло во всей русской провинции за последние 15 лет. Несмотря на перемену власти и иллюзорную стабильность, провинция утопает в пьянстве и в невежестве. Люди там, как и прежде, плывут по течению и ничего не хотят менять. Они привыкли жить плохо, а хорошо жить они не умеют.

Известная столичная актриса приехала погостить к своей сестре в провинцию. Здесь главная героиня сталкивается с суровой российской действительностью. Она видит, как муж постоянно избивает её сестру. А сестра прощает его. Муж сестры контужен после войны в Чечне. Он до сих пор не может отойти от ужасов чеченской кампании. Этот герой, напоминает мне главного персонажа из фильма «Нога», такого же ветерана, но только афганской войны. Но герой Охлобыстина был более честным, он пытался найти себя в послевоенной жизни и никого не обременял, но так и не адаптировавшись к мирной среде, он кончает с собой. А муж сестры артистки из «Однажды в провинции» не находит ничего лучше, как издеваться над женой и пить с друзьями. Все вокруг говорят, что раньше он был другим — добрым и поэтому его продолжают любить, несмотря на постоянные вспышки ярости. На протяжении всего фильма его сопровождают друзья. Главная героиня влюбляется в одного из них — наполовину кубинца. Они собираются жениться. И вроде бы Шагалова даёт нам надежду, что как и у героев «Всё будет хорошо», всё наладится и все заживут счастливо. Но режиссёр решил иначе. Финал фильма всё расставляет на свои места, всё происходит так, как и должно было. Никакого света в конце туннеля не будет.

Когда я смотрел этот фильм, в голове у меня возник образ Епифанцева из фильма «Зелёный слоник», где он говорит своему сокамернику:«Ты понимаешь, что ты поехавший?» Так вот, появилось желание задать этот же вопрос героям из фильма. Но если подумать глубже, этот вопрос нужно задавать себе. И чем чаще, тем лучше. Нельзя жить так, как в провинции Шагаловой. Но никто не знает, как разорвать этот порочный круг.

«Однажды в провинции»- фильм правдоискателей «Кому на Руси жить хорошо?». Ответа вы не найдёте, но для себя вы сделаете выводы.

27 мая 2012

Лет двадцать сказывается эта сказка про темноту. Растолковывают нам, Ванькам, выпускники ВГИКа и La Femis, про «какой я был и что со мною сталось». Да всё одно и то же: мол, как вы ни садитесь, всё в богоносцы не годитесь. Расхристанные вы, неумытые оборванцы, судьбою покалеченные. И место ваше возле Кандалакши. Народец доверчив, наивен, неприхотлив, своими делами занимается, с вопросами не лезет. Тут глянули в окошко: батюшки святы! Десять лет к нечистой отлетело, Русь задним умом крепчает потихоньку. «Может, и мы чего смогём, барин?» — «А что, избу просмолили уже? Ну, вон огород прополите, а я вас пока новой сказочкой потешу». Засомневались, конечно, но спорить некогда. Пока смекнули, что к чему, ещё семь лет граблями по темечку отбахало. Тут уж треш из избы вынесли, и пошли дурачки по закоулочкам — треш трешем выбивать. Это я про кино Кати Шагаловой. Ей Катериной быть никак нельзя, она именно что Катя. Шагалова-шагалова, и дошагалова-таки.

Отвращение сменяется недоумением, которое сменяется осознанием меткости авторского взгляда. Взгляда мыслящего человека на маргинальный отечественный кинематограф с его тягой к предельно «правдивому», чернушному изображению провинциального застоя, депрессивным пятнадцатиминутным статичным планам текущих фекалий и параноидально скучной драматургии. Нам, как известно, в любой бессобытийности и серости обязан мерещиться Чехов. Здесь не так: в этой местности бывал проездом Михаил Евграфыч. Тот самый, да. «Однажды в провинции» — развесёлый-распечальный трагифарс, где есть место тюменскому кубинцу Че, Любови Толкалиной в роли свихнувшейся на восточных трендах участковой поэтессы, бесталанной звезде сериала, контуженному фронтовику-садисту и беззаветно любящей его дурёхе, генеральской дочке в белых сапогах. Пронизанный сочувствием к российскому артхаусу гротеск, мультижанровая смесь, кое-где проблёвывающаяся в несмешную пародию, Юра Шатунов и Валерий Кипелов как два полюса быдловатой, скинхедистой, огастарбайтерившейся, но такой родной страны.

7 из 10

7 декабря 2011

Творческая работа, это прежде всего отражение внутреннего мира созидающего…

Честно говоря, еле досмотрел фильм до конца и то из принципа. Не понравился ни сюжет, ни игра актеров. Могу точно сказать — это не провинция, это отголосок внутреннего мира режиссера Катерины Мендадзе, в который она нас, написав сценарий и сняв киноленту пригласила заглянуть. И увидел я, к огромному сожалению, беспросветную серость. Водка, межрасовая ненависть, беспорядочный секс, это все, на что хватило ума женщине проучившейся 10 лет на сценарном и режиссерском факультете. Не одного здорового психотипа там, где они априори должны быть. Хорошие — только гастрбайтеры, русские люди — пьянь и беспринципное быдло. Полнейшая беспросветность и тупость. Не думаю, что посмотрев этот фильм, кто-нибудь захочет изменить себя, как понадеялась режиссер. Как такую киноленту отметили призами — для меня огромная загадка, солидарен с Ириной Розановой. «Однажды в провинции» — это полнейший непрофессионализм сценариста-режиссера, помноженный на деструктивное сознание. К просмотру категорически не рекомендую.

8 августа 2011

«Гордость- это такая важная штука»

Честно говоря, посмотрела этот фильм ради Бичевина и Пересильд. На Бичевина обратила внимание после «Морфия»- сначала оценила его талант, а потом рассмотрела что он очень красивый. А Пересильд видела в нескольких спектаклях- она всегда очаровательна. Что можно сказать о фильме? Цельного впечатления он не производит, он распадается на мрачные кусочки, и никак не получается их склеить. Не получается восстановить в памяти последовательность событий- просто потому что в этом нет смысла. Сюжета как такового нет- есть только откровенные фрагменты из жизни города Н — работают, отдыхают, ругаются, дерутся и мирятся. Фильм кажется немного поверхностным- зрителю не рассказывают откуда и почему, мы видим только результат- всем плохо, но никто ничего не хочет поменять. Любви нет, зато страсти хлещут через край!

Очень запомнился персонаж Толкалиной — яркая роль участковой- практически супер-мен в юбке, которая отчаянно пытается исправить ошибки молодости.

Итог: конечно лучше чем ничего, но не тирамиссу, а скорее вчерашняя ватрушка.

5 июля 2011

Замкнутый мирок провинции.

Все мы привыкли смотреть красивое кино. Фильм «Однажды в провинции»-не сказать, что относится к таким фильмам. Однако за это мне и нравится это кино. Фильм, который показывает все так, как оно есть в действительности.

Нашему вниманию показана обычная деревня, которых много. В деревни люди особо и не чем то и не заняты. Так скажем круговорот повседневных дел. И вот однажды к сестре по жить приезжает сестра Настя. Девушка наблюдает за всей жизнью деревни. Мы, телезрители, тоже смотрим. И что мы видим?Мужчины работаю, а потом только что и думаю как выпить, где найти?Мы смотрим весь фильм и видим, что спиртное часто появятся в экране. Однако, думаю режиссер хотела показать этим страх повседневности. Муж, который периодически набрасывается на свою жену и избивает ее. Жена всегда все терпит ссылаясь на то, что муж болен, что он ее любит просто у него проблемы. Однако сестра не может терпеть того, что над ее родной сестрой издеваются! Да и как можно? Она считает, что ее сестра не должна терпеть унижение и боль со стороны мужа. Множество проблем, за которыми мы наблюдаем. И не верится, что в одной вот этой провинции может быть столько грязи, мерзости, печали, неопределенности.

Знаете, мне действительно понравился этот фильм. Потому что, на мой взгляд, фильм хорошо передает все те проблемы, с которыми люди сталкиваются где-то в захолустье. Может вам и покажется, что такого не может быть. А мне кажется, что так и есть. Живя в городе, конечно, не особо обращаешь внимание на проблемы поднятые в этом фильме. Сложно даже поверить, что где-то так вот живут. Все эти проблемы могут быть где угодно, в не зависимости от место расположения провинции. Просто режиссер все свои проблемы, мысли, переживания показал на этой деревни.

Советую смотреть фильм. Считаю, что фильм однозначно вызовет у вас много эмоций. Правильный ли конец? Но, знаете, ведь кино для того и нужно, чтобы вызывать эмоции, заставлять задуматься. Если вы этого хотите смотрите данную картину. Думайте и размышляйте. Удачи!

26 июня 2011

Хорошо, что посмотрела. Спасибо тебе Господи, что там не живу.

Прочитав отзывы поняла, что мнения разделились. Мне понятна позиция и тех, кому фильм не понравился, и тех, кто нашел в нем что-то для себя.

Есть картины, про которые говорят «тяжелый фильм». Слыша это выражение, многие сразу думают — ой, не надо, моя жизнь и без того не сахар, я лучше комедию посмотрю. Однако иногда именно тяжелые картины оставляют в след не только в эмоциональной памяти, они делают тебя чуточку другим, не скажу лучше, но другим, заставляют задуматься, что-то переосмыслить.

«Однажды в провинции» не стал для меня потрясением, не было ощущения шока, но увиденное прокручивалось в моей голове еще несколько дней после просмотра.

По моему скромному старушечьему мнению, режиссер — большая молодец. Характеры героев прописаны, проработаны, отточены очень добросовестно. Понравился подбор актеров. Вроде молодые все, обычно молодых хвалить не принято, но сыграли ребята очень реалистично, веришь им.

Фильм страшный, чего уж там. С какой стороны не зайди, везде безнадега. Единственное светлое пятно — восточная семья, живущая в общежитии вместе с главными героями. Для них даже эта жизнь — прорыв, потому что любят друг друга, потому что это — люди, наверное еще и потому, что там, откуда они родом, было еще хуже.

Остальных героев картины сложно вообще назвать людьми.

Настя

Лично для меня — самая трагичная фигура всей истории. Вроде бы была жизнь, светлая вера в то, что будет еще лучше. Она снималась в кино. У нее даже была главная роль, ее смазливая мордашка счастливо улыбалась с обложки какого-то тележурнала. Потом почему-то все кончилось. Почему — непонятно. И Настя не находит ничего лучшего, чем вернуться в уездный город N к родной сестре. С этого самого момента жизнь ее начинает стремительно лететь под откос. Сначала ей еще кажется, что вот она здесь проездом, вот оправится от удара и начнет все заново. Но во-первых, нет ничего более постоянного, чем временное, во-вторых, никто не знает, сколько ему осталось. Сестру свою Настя любит, даже отдает ей свои какие-то накопления на лечение отморозка-мужа. В этот момент у меня, как у зрителя, возник вопрос — чего она вообще приперлась в этот угрюмый поселок, туда, где кончается асфальт? Причем суммы должно хватить на лечение родственничка аж заграницей, то есть вроде бы были деньги у девушки на какое-то время. Почему Настя не захотела попробовать побороться в столице, раз было еще на что — загадка. Ее роман с Че — никакой не роман, а попытка выжить. Одной в той жизни, куда окунула ее с головой жизнь, ей невыносимо (еще бы!), а тут сильный парень, который умеет легко принимать решения. Для Насти он — выход. Мне вообще кажется, что она все ее окружающее воспринимает как во сне — мол, это все не со мной происходит, поэтому так легко соглашается на отношения с Че, ей все еще кажется, что все понарошку.

Вера

Ну что сказать об этом существе… Болеет своим мужем Колей. Болеет так, что на все остальное плевать — на своего ребенка, который засыпает на морозе, потому что папа отказывается идти домой, но сестру, которая пытается ее же, Веру, спасти, да на весь мир. Страшная самка, которая себя еще покажет.

Коля

Опален Чечней, страшен в гневе, влюблен в местную участковую, а может быть и не в нее, а в то, что она — единственный человек, который пытается жить, а не существовать — пишет стихи, обставляет свою нору по фен-шуй. Тошно ему от того, во что превратилась его жизнь, тошно от жены-собачонки, от безысходности, от товарищей своих. Но изменить что-то нет сил. Силы есть только на то, чтобы бить Веру ногами, вымещая свою ненависть к жизни, к ней, к себе.

Лена

Никогда не относилась к Любови Толкалиной, как к актрисе, для меня она доселе была лишь второй половиной Кончаловского-младшего. Отныне для меня она — актриса. Сыграла классно! Героиня ее — тетка умная, с душой, пытающаяся ужиться в том аду, в котором ей суждено быть. На шее у нее дочь-оторва и новорожденный внук. И обоих надо тянуть, и она тянет. Жалеет Колю, спит с ним, жалеет Веру, старается помочь ей вернуть мужа — «Ну достала ты мужика!», пытается помочь Насте, которую топит Вера. Единственный персонаж, вызвавший у меня сочувствие.

Че

Молодой человек, друг Коли, опаленный, помимо войны в Чечне, своим кубинским происхождением, издевательствами над его матерью, ожиданием мифического отца. Смотрит на Настю, а видит свою маму, потому что сходство внешнее есть, а фантазия этого больного парня дописывает остальное. Отсюда его фраза, обращенная к Насте: «Я защищу тебя, мама…» В принципе, уже после этого можно было слать парня со всеми его тараканами на мед. комиссию, но у Насти все поведение мимо логики, за исключением одного поступка.

Проколом для меня было исполнение Че песни «Я свободен», по-моему кто-то уже писал об этом. Ну не того уровня компания, чтобы любить эту вещь. Скорее пели бы что-то из «Лесоповала», в лучшем случае «Любэ».

Еще один прокол — слишком литературный стиль речи всей честной компании. Я не говорю о том, что все они должны были материться на экране, хотя в жизни без мата бы не обошлось, но разные люди говорят по-разному. И диалог Веры и Коли с фразами а-ля «есть такая вещь, как достоинство», выглядит театрально напыщенным. Настоящий Коля донес бы до жены ту же информацию иными фразами.

В остальном фильм оставил ощущение «хорошо, что посмотрела, спасибо тебе, Господи, что там не живу».

12 июня 2011

Российский не хеппи-энд

Фильм посмотрела по совету девушки, которая однажды видела его. Даже принесла мне диск, уверяя, что фильм замечательный. И вот как-то вечером решила его посмотреть…

Что же — сделано как всегда в России — водка, гулянки, драки и все в этом духе. Поэтому не могу сказать однозначно — портит это картину или нет, но все-таки осадок остается. Вот и остался у меня. Как-то до конца смотреть вообще расхотела, но привыкла смотреть фильм до конца, чтобы составить потом полную картину о нем, а не только на некоторых данных.

И вот уже конец фильма и эта картина с избиением. Боже… У меня конечно был немой шок, но после было еще хуже. Когда он избил ее, а она потом встала!!! Скажите, разве реально после всего это встать??? Да еще и быть в сознании. Считаю, что тут допущена грубая ошибка с точки зрения медицины.

По сюжету… Как таковой сюжет я не увидела. Ну приехала сестра, потом жизнь в провинции, потом побои и смерть любящих. Вот может мне кто-то объяснит, что именно хотели тут показать? Жизнь в провинции? Слепую любовь? Я даже не знаю…

Немного, но порадовала игра актеров. Хоть что-то хорошее в фильме. Да и жалко было обеих сестер. И сына Веры жалко. Вот будет он расти и смотреть на отца и что потом? А потом и сам вырастет таким.

4 из 10

30 мая 2011

Диагноз или правда глаза колет

Перед тем, как начать свою рецензию, хотелось бы обратиться к столь многочисленным критикам, обвиняющим фильм в нереалитичности, лжи и беспросветности. Друзья, а вы сами когда-нибудь были в провинции? Нет, не в провинции, которая за МКАДом; и даже не в провинции, которой нарекают средние по величине, но далёкие от Москвы города? Вы бывали в провинции, где людей намного меньше, чем проблем, которые сваливаются на них; где живут в обшарпанных советских сталинках, по типу коммунальной квартиры, без нормального водоснабжения и отопления; где места, куда можно устроится на работу равны цифре 1; где алкоголизм не болезнь, а стиль жизни; где, как бы это странно вам не показалось, «гопота», которой вы её нарекаете, слушает Кипелова, а не новомодных, к слову, городских реперах? Не были? А жаль. А вот я была. И видела много таких затерянных на бескрайних просторах нашей общей Родины, местечек. И мало того, что была и видела, я знаю такую провинцию изнутри, потому что практически все мои родственники, проживают именно в этих местах. Поэтому я не обвиняю фильм в нереалистичности, лжи и беспросветности. То, что показано в «Однажды в провинции» — малая и облагороженная часть того, что творится на самом деле.

Если честно, я не могу вспомнить русского фильма, после «Палаты N6», который произвёл бы на меня такое сильное впечатление, как это сделала картина Екатерины Шагаловой. Более того, я не могу вспомнить ни одного русского фильма о провинции, который бы так чётко поставил ей диагноз, не переходя в пресловутую чернуху, и показали бы её устройство изнутри. На ум приходит разве что «Юрьев день», в котором как раз таки был взгляд из города, поэтому и вышла, в общем то, сплошная грязь, хотя и оправданная.

Итак, однажды в провинции… История, рассказанная нам в данном фильме не может претендовать на оригинальность, так же как и на художественную красоту. Она проста и даже прямолинейна. В ней нет резких перепадов (разве только звуковых), необыкновенно красивых кадров и запредельных страстей. Но не смотря на всё это, в картине есть главное, и пожалуй самое важное, для кино как такового: в ней есть жизнь и душа. В ней настоящая жизнь, понимаете? Та, которая не хорошая и не плохая, а которая наша. В ней всё относительно и полосато. И не бывает в этой жизни чернухи, и не бывает безвыходности. Существует только наш выбор.

В ленте нет ни единого отрицательного персонажа так же, как, впрочем, и нет положительного. Есть люди. А люди все разные. Они меняются в зависимости от ситуаций, они могут изменяться, развиваться и деградировать в различных случаях. Но самое главное, что они всё-таки могут выбирать.

Именно проблема выбора, как показалось мне, главная в «Однажды в провинции». Именно выбор заставил героев решиться на этот образ жизни и эту провинцию для места воплощения своих жизненных целей. Для Веры, это выбор уйти из своей семьи ради любимого, и несмотря на его неадекватность любить его и быть верной до конца, не смотря ни на что; для Лены, это выбор жить не так убого, как это делают остальные, писать не представляющие никакой ценности стишки, растить распутную дочку параллельно с внуком, заниматься фен-шуем и носить белые сапоги, даже если вокруг грязь; для четырёх друзей, когда-то побывавших в условиях слома человеческой психики — это выбор жизни и любви, о которой они мечтали находясь там; и водка, которой они убивают сознание того, что всё случилось не так, как мечталось. И этот выбор все персонажи совершают вполне осознано, и живут именно по тому сценарию, которого смогли достигнуть по пути к мечте, к чему-то высшему. Именно наш выбор делает нашу же жизнь хорошей или плохой, и как бы мы не хотели свалить всё на сложные обстоятельства, они тут как ни странно ни при чём. Концовка фильма в этом плане очень показательна: Че и Настя делают свой выбор, и пусть он был совершён не тем способом, который подразумевался, но он был совершён — они вырвались. А десятки людей, так же сделав свой выбор, как и вчера утром идут на работу под отвратительные «Белые розы» Шатунова.

Самое главное в режиссере Кати Шагаловой, это то, что она не выделяет из толпы персонажей одного, любимого и лучшего — здесь все равны. И ещё один немаловажный фактор: режиссёр ничего и никого не обвиняет в том, что происходит, так же, как и не предлагает путей решения. Она ставит диагноз. Рисует действительность.

По поводу литров водки, «вылитых» с экрана на зрителя: если для вас это апогей отношений человек-алкоголь, вы либо не русский, либо не видели как пьют в России. А в ней пьют страшнее. Намного страшнее. И часто пьют не водку, а растворы на спирту и самогон, после которых местное кладбище полнится новыми крестами. Так что ставить в упрёк данному кино, преувеличение со стороны алкоголизма — более чем смешно. С этой стороны здесь всё ангельски чисто и невинно.

Говоря об «Однажды в провинции», конечно же не стоит забывать и великолепнейшие актёрские работы. Пожалуй, такой концентрированно прекрасной игры актёров всех планов я не видела очень давно. Знаете, после этих ролей, даже странно смотреть на этих ребят как на обычных людей, так плотно они вжились в свои образы. Стоит отметить и атмосферность картины, пусть и серую, но живую и настоящую, которой проникаешься до кончиков пальцев. И конечно музыка. Саундтрек в этом фильме более чем замечательный и передающий настроение целиком и полностью.

В заключении, хотелось бы сказать вот о чём. Помимо того, что человек, субъективно-мысляшщее существо, он ещё как никто другой умеет видеть то, что хочет и в тех красках, в которых хочет. Поэтому обвинять «Однажды в провинции» человек может только лишь потому, что он прочувствовал и увидел совсем не то, что хотел показать нам режиссёр. Потому, что в реальном мире, где добро и зло всё-таки в равновесии, они могут увидеть только добро или только зло. Так же, как они увидели только зло, окрестив его «чернухой», в данной картине. А возможно, им просто стало стыдно, что так есть на самом деле. Поэтому они раскрашивают свои рецензии красным.

Для меня же это лучший российский фильм про реальность нашей жизни.

10 из 10

24 февраля 2011

Тут нечем восторгаться.

И всё-таки не люблю я русские фильмы…не все, конечно, а определенного какого-то вот жанра: когда хотят изобразить жестокую реальность и всё в таком духе. Сейчас вот смотрю такой фильм. Смотрится тяжело, через силу. На шедевр искусства явно не претендует, как, впрочем, вообще на часть искусства. Получается грязно, пошло.. невыносимо мне такие фильмы смотреть. А ещё эта очень слабая игра актёров меня убивает просто.

Ну есть же хорошие фильмы в России, и были и будут. А это дешёвка. Они думают, что обличают всю Россию вот такими фильмами? Чёрт, да не так это. Всё слишком односторонне, ни намёка на работу русской души… Так мы любим снимать фильмы об алкоголиках, о тра*ающихся на каждом углу, о зажатых в углах подростках, вечные мордобои, унижения, предательства, измены, притворство.. это низко, это свинство, это отвратительно… вся эта грязь льётся на тебя в течение двух часов. Никакой актёрской работы, сняты фильмы слабо. Ну если берёте под прицел такие серьёзные проблемы, то покажите нормально… всё это мерзко… но больше мерзко от того, что людям это нравится. Вот так вот почитаешь отзывы и сидишь от них в шоке, глазами хлопаешь. Народ в восторге… чему восторгаться-то? Что вам там нравится? И все соглашаются, что да, так и есть, «без притворства и лжи». Это что, по-вашему, норма? Все согласились с этим, поохали, поахали и всё? А как насчёт стараться изменить это? Раз вы принимаете такой образ жизни, то, значит, и сами такими же являетесь. Этот разврат не только же в обыденной жизни имеет место, которую нам представляют на экран, но и в душах в первую очередь. Моё сознание не хочет принимать такую Россию. Я понимаю, что такое действительно есть среди нас, я не отрицаю, но я стремлюсь убежать от этого, что-то изменить, избежать любыми путями такую жизнь…

Тут абсолютно нечем восторгаться…

P.S. Постараюсь досмотреть этот фильм. Когда-нибудь.

3 января 2011

Фильм сильный, не спорю. Но сложно сказать понравился фильм или нет.

Первая мысль, которая пришла в голову после просмотра — «Не верю!». Кто-то уже упомянул о загаре участковой, но это еще пол беды… Какая-то непонятная каша из пьянства, от которого тошнит к середине фильма, скинов, непонятно откуда взявшихся, социального треша, откровенно неправдоподобного и т. д. Герои показались мне слишком красивыми, для такой «провинции». Очень не вяжется песня Кипелова, т. е. понятно почему она там, но вызывает резонанс. Когда пьяная девочка орала в микрофон: «Спой про свободу…», была уверена, что это будет что-нибудь из шансона… Идея понятна. Художественные средства не новы. Но тому кто решит посмотреть, думаю, стоит.

з. с. — В обсуждениях участников программы «Закрытый показ», давно уже много элементарного. Так как передача рассчитана на широкого, хоть и глубокого зрителя.

5 из 10

20 декабря 2010

Только что посмотрела. Фильм сильный. Неоднозначный. Не для любителей «красивого кино», романтики, хеппи эндов.

Он просто сильный и смотрится на одном дыхании.

Лично для меня он не выявил ни одной новой мысли, не «перевернул взгляды на жизнь», скорее жестко напомнил об уже имеющихся. Основное — что нужно уходить, не смотря на чувства, уходить, когда логика, здравый смысл и все окружающие голосят об этом.

Отличная актерская игра, переживаешь все чувства: жалости, злости, радости по-настоящему, вместе с героями. Хорошо подобрана музыка, отражающая настроение и желания каждого жителя «Я свободен». Но если я встречу этот фильм, переключая каналы по телевизору — переключу. Он захватывает с любого момента, но еще раз смотреть мне просто не захочется. Потому что реалистичность в кино — это, конечно, замечательно. Но преувеличение всей этой реальности и грязь, смотреть еще раз желания нет.

5 из 10

5 ноября 2010

Где, где? А, в провинции..

Итак. Режиссер (он же автор сценария) — Екатерина Шагалова. Признаться, имя это мне ничего не говорило. Вообще, фильм отыскался только благодаря Гордонкихоту, где его, как водится в этой передаче, усиленно муссировали. Предупреждение о полном отсутствии гламура и нарочитой красивости предвещало еще один тоскливый фильм о тяготах жизни в мелких городках нашей необъятной. Так что, признаться, я собиралась сладко позевывать и подремывать под бормотание с экрана. Моим ожиданиям не суждено было оправдаться. По двум причинам, как минимум.

Во-первых, звукорежиссеру этого фильма так и хочется оторвать руки. Простите за грубость. Эти резкие переходы от нормальной речи героев к реву «Белые розы» из динамиков лично мои уши просто убили. Причем доходило до обидного, когда в какие-то значимые моменты просто не понятно было, о чем говорят и что вообще происходит. Второй же момент, почему сладкому сну состояться было не суждено — прекрасная игра актеров. Правда, давно уже хотелось чего-то настоящего, искреннего и, наконец, свершилось — я видела не технику актерской игры, а настоящих людей на экране. Браво режиссеру и спасибо.

Надо отдать должное и оператору. Без всякой вычурности или, напротив, «чернушности», без патетики и обилия фильтров был создан мир живых людей. Есть очень красивые кадры, но они настолько искусно вплетены в общую полосу, без намеренного акцента, что хочется сказать еще раз спасибо. Эта жуткая мода тыкать зрителя в «красоту» или «грязь», признаться честно, уже достала. Здесь же наблюдается пример зрительской свободы (если, конечно, не забывать вообще об искусственной эстетике кино), когда каждому предоставлена свобода выбирать самостоятельно, чем любоваться, а над чем с прискорбием охать и ахать. Да, конечно, особого цветового разнообразия в картине не наблюдается, но и жизнь в среднерусской полосе, я вам скажу, все-таки не как в солнечной Италии.

Что касается самого сюжета, то история не многим отличается от тех, что передают в сводках с пометкой «бытовуха». Могло ли такое вообще случиться? Да сплошь и рядом, потому и название — «однажды в провинции». Так вот услышишь его и подумаешь: «Где, где? А, в провинции, да мало ли чего там вообще происходит.» Главное — как рассказано, а рассказано — хорошо. И это бесспорно, ибо фильм оставляет хорошее «послевкусие»: букет из эмоций и мыслей. Согласитесь, многие режиссеры бы душу продали, чтобы добиться подобного.

Хочется особенно отметить Леонида Бичевина. Его игра в этой картине была, несомненно, много лучше и сильнее, чем в том же пресловутом «Морфии» Балабанова (да простят меня любители этого фильма).

8 из 10

12 сентября 2010

ВСЕГДА и ВЕЗДЕ в провинции

Люблю фильмы про провинцию. Думаю, такие фильмы, как горькое лекарство, следует прописывать провинциалам, чтобы посмотреть незамутнённым алкоголем глазом на то свинство, в котором они живут всю жизнь изо дня в день. Фильм «Однажды в провинции» в очередной раз ставит вопрос: Отвратительный человек есть порождение отвратительной социальной среды, или отвратительная социальная среда создаётся отвратительными людьми? В России традиционно принято слагать с себя вину за собственное ничтожество ответом: «Не мы такие. Жизнь такая». Те, кто так отвечает, показывают свою несвободу, пассивность, инфантильность, леность, безответственность. Вот таких людей мы и видим в фильме и в жизни. Они неспособны ни на что. Не могут устроить собственную жизнь и жизнь любимых людей, не могут принести пользу обществу. Свою фрустрацию они компенсируют через насилие, алкогольные ритуалы псевдодружеского псевдоединства, склоки, зависть… Страшней всего, что так живут многие молодые, полные сил и здоровья (до поры) молодые люди. Они привыкли к свинству, ничего не хотят менять, не пытаются выбраться из этой помойки. Что их держит в этом городишке? Ничего. Просто у них нет силы воли изменить себя и изменить жизнь. Никто не хочет напрягаться. Когда провинциалу предлагаешь подзаработать, он часто отказывается. Таков обычай. Человек, который что-то делает, суетится, вызывает у соседей-провинциалов недоброжелательное подозрение: Тебе что, больше всех надо? Кроме того, тот, у кого что-то получается, сразу становится объектом зависти и ненависти. Почитайте криминальную хронику (кто сможет её достать). Самые страшные, чудовищные, немыслимые, тупые, «немотивированные» преступления совершаются в современной России в провинции. Часто они происходят «самопроизвольно» в результате цепной реакции: одна глупость приводит к другой, один дурак тянет за собой другого, тот — третьего и пошло-поехало (Коля-Вера-Настя-Че-комендант-авария).

В провинции нельзя поступать по-своему, думать своей головой. Надо поступать как все и думать как все. Тогда выживешь. Вот Настя не разобралась в этих обычаях кривого зазеркалья провинции. Она пожила в Москве и стала мыслить здраво (рационально). Она забыла один из краеугольных принципов: не делай добра — не получишь зла. Если бьёт — значит любит. Это древняя провинциальная аксиома, которую Настя тоже забыла в Москве. Жизнь в Москве повышает самооценку, появляется чувство собственного достоинства. Но надо помнить, что такое чувство есть не у всех, а стало быть и защищать достоинство тех, у кого достоинства нет, не стоит.

Если говорить о технической стороне дела, то фильм, конечно, далёк от идеала:

1) смоктуновских и евстигнеевых вы здесь не увидите

2) интрига слабовата

3) провинциальная действительность страшнее, чем в фильме

4) фон, на который положен сюжет, прописан слабо

5) речь главных героев слишком рафинированная (настоящий провинциальный язык придал бы реализма картине)

6) не хватает провинциальной небрежности в чертах лица, макияже, причёске, одежде

При всех названных недостатках, фильм все-таки полезный, особенно для зрителей 12—13 лет (они ещё могут измениться)

6 из 10

5 августа 2010

Кто бы знал…

Сразу скажу фильм не понравился. Если интересно почему… то читайте далее…

Екатерина Шагалова несомненно молодец. Тонко выстроенный сюжет о нормальных людях с которыми что-то произошло, задумка конечно хорошая и, признаться, мне понравилась. Я не стану выражаться эзотерическими аллегориями о фильме, как не стану его критиковать опираясь на свое субъективное мнение. Постараюсь быть объективным, и скажу следующее:

Я не советую фильм к просмотру. На самом деле, тут я соглашусь с вышесказанным, в фильме присутствуют ряд грубейших допущений на счет национализма. Это скорее всего некое желание режиссера втиснуть в фильм проблемы, которые ее беспокоят на данный момент, не имеющего прямого отношения ко времени обозначенному в фильме. Но ко всему скажу, данная проблема грамотно и деликатно втиснута в рамки фильма, за это огромное спасибо режиссеру. Что касается приключившейся драмы с героями фильма, тут я готов выставить 5 баллов. Это было, есть, и наверно, будет постоянно.

В заключении моей тонкой критике, хотелось бы добавить. Можете наплевать на мнение всех и просмотреть фильм (как собственно поступил и я). Но, признаться, придете к тому же, что и остальные. Нет?Ну тогда удачи, смотрите. Я лично выставляю фильму 3 с большим минусом. Так как это личное понимание режиссера о судьбах людей, с которыми почему-то случились проблемы… Так сказать перемешенная правда с выдуманной историей самого режиссера. Причем рука «чародея» ярко чувствуется в ходе просмотра фильма. Ну а актеры конечно молодцы, выложились на 100%

Даа, наверно, все же, за не профессионализм и субъективизм режиссера 3--

2 апреля 2010

Фальшивая провинция.

Уж не знаю за что этот фильм наполучал всяческие призы, по-моему, он абсолютно бездарный. Да о жизни, да о существующих проблемах, но не о заявленной провинции. Такое чувство, что это все снимали люди, понятия не имеющие о настоящей жизни. Всё настолько фальшиво-неправдоподобно преподнесено, что, простите, плеваться хочется.

В настоящей провинции гораздо больше жизненных ценностей. Да, не отрицаю что бывают такие события в жизни, по типу такой вот бабы-дуры, жертвовательницы, живущей и, по своей воле, мучающейся с мужем-садистом. То есть идея фильма неплохая в целом-то. Типа наглядного пособия «Какими нельзя быть, чтоб не опуститься до такой черной и срамной жизни». НО воплощение этой идеи очень и очень слабое.

Не знаю чья здесь вина, то ли актеров, врущих в каждом жесте и мимике, то ли режиссера, который вообще затеял все это недоразумение, которое оказалось ему не по силам раскрыть. Причем, по моему мнению, изначально, кастинг актеров не удался, образы совершенно не соответствуют внешности подобранных актеров. Один только Че чего стОит со своей гламурно-удлиненной прической, да с такой внешностью играть сына богатого папы в самый раз, на тусовках дорогих клубов, а не провинциального уличного парня, вращающегося в быдло-обществе. Главные герои тоже не в ту роль попали. Куда смотрел человек, отвечающий за подбор актеров, ну или на крайний случай гример, непонятно.

Я этот фильм не почувствовала. И это главный и жирный минус режиссеру. Фильм безэмоциональный. Хоть и пытались показать трагичность жизни, но сострадания не вызвало никакого. А вызвало отвращение к глупости увиденного. И все настолько нудно и затянуто, что уже, не досмотрев еще до середины, явно прорисовывается мысль-поскорее бы закончилось это занудство. Досмотреть до конца меня заставила только моя принципиальность. Может быть хоть концовка будет оригинальной?Куда там..

Самый низкий балл этому пустому фильму не ставлю только лишь за потуги создания, предполагаемого режиссером, шедевра.

2 из 10

19 марта 2010

Театральная история

Если смотреть данную киноработу с точки зрения правдоподобности и реализма, то сюжет едва ли дотягивает до троечки, хотя бы потому, что если потреблять такое количество алкоголя, вряд ли будешь выглядеть как свеженькая маргаритка. Герои же выглядят именно так — абсолютно не помятые, без следов былых обильных возлияний, в общем, свежие розы и смазливые мордашки. Для любого человека, который элементарно смотрит новости, и видел разного рода разудалых алкашей это просто смешно.

Однако для меня это история про бесконечное одиночество, нереализованные возможности, несбывшиеся мечты и беспросветную тоску.

Сегодняшнее кино — это ассоциации и личные представления; кто-то смотрит на небо и ничего кроме него не видит, а кто-то вспоминает о былых чувствах, о каком то конкретном событии или человеке. Так что если некоторые зрители смотрят на грабли и не видят ничего кроме них — какой тогда спрос, такие люди всю жизнь будут восхищаться Шишкиным и плеваться от Дали.

Вопрос в том, что сам режиссер делает упор именно на реализм и на проблему выбора, а по сему, проблемы поставленные в этой работе смахивают на нравоучения и фальшивку. В реальной жизни все намного хуже, и подобные субъекты вовсе не рефлексируют на тему смысла жизни, они просто влачат свое жалкое существование!

Всю наигранность персонажей показывает диалог Голубева и Болговой — «Знаешь, почему ты меня раздражаешь?» Гениальный вопрос, который уж ни как не мог сформулировать его персонаж.

Для меня же этот фильм весьма хорош даже благодаря сцене, когда Ким просто прижимается к Вере — мимолетный момент, а какие чувства.

Ну и конечно же романтический уклон героев Бечевина и Пересильд, вроде и наивно, местами даже глупо, а все же весьма славно получилось. А вот если поставить их историю на реалистические рельсы, финал фильма самый подходящий. Потому что эти отношения изначально обречены на провал — у героя Бечевина, если кто не заметил, уже намечается легкая шизофрения, да и вообще он парень простой в самом худшем значении этого слова. Героиня Пересильд, нашла в нем себе утешения максимум на месяц, а дальше что — повторение судьбы сестры?

В общем, хотя фильм и обвиняют в излишнем натурализме, героям явно навели марафет и внешний и «внутренний», можно даже сказать, что они выглядят как ряженные. Однако меня все устраивает, было над чем подумать, хотя многие мои мысли вообще не были связаны с фильмом. Ну как говорится — магия кино!

17 марта 2010

Бабы, водка, гармонь и лосось, или Особенности национальной провинции

-Что ты делаешь?

-Пью.

-Зачем?

-Чтобы забыть.

-О чем забыть?

-Что мне совестно.

-Совестно что?

-Совестно пить!

Антуан де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

В прошедшую пятницу посмотрела еще один продукт отечественного кинематографа — картину Кати Шагаловой «Однажды в провинции». Точнее, не продукт, а творение, поскольку кино это все-таки некоммерческое. Как говорила сама Шагалова, «фильм-притча».

Вкратце — о сюжете фильма. Молодая актриса Настя (Юлия Пересильд), переживающая творческий кризис, приезжает в маленький захолустный городок к своей сестре Вере (Эльвира Болгова). Та живет со своим мужем Колей, контуженным на всю голову во время чеченской кампании. Коля ежедневно напивается, всячески издевается над женой, избивает ее до полусмерти, но она все равно терпит. Потому что любит. Как собака, которая лижет руки бьющего ее хозяина…

Первое, что бросилось мне в глаза при просмотре — то, что кино совсем не «женское». Жесткое, можно даже сказать — брутальное. И отпечаток балабановского «Груза-200» действительно чувствуется. Однако есть одно существенное отличие. Фильм Балабанова — это вакуум. Страшный, непонятный и закрытый мир, который не впускает в себя зрителя. Картина Шагаловой же, при всей своей жесткости, смотрится на одном дыхании. А после просмотра, в отличие от «Груза-200»… впрочем, не буду сильно забегать вперед.

Город, в который приезжает Настя — мрачный, серый, странный и страшный одновременно. Кажется, даже солнце сюда не заглядывает. Кажется, даже время здесь остановилось. Юная Настя — единственное светлое пятнышко: не случайно при приезде даже ее одежда выглядит неприлично ярко на фоне общей серости. Каждое утро все мужское население выстраивается единой колонной и идет на работу — наверняка на единственный в городе завод. Идут нехотя, с каким-то скорбным выражением лица, будто на расстрел… Город — как живой организм, как безжалостный языческий бог Молох, питающийся приносимыми в жертву людьми. И жители, будучи не в силах хоть что-то изменить в своей серой и беспросветной жизни, погружаются в истинно русский «омут забвения» — пьют. Пьют все — от нищего юродивого старика по прозвищу Лошадь до малолетки Анжелки. До посинения, до полного отторжения всего происходящего… Пьют — и только тогда им кажется, что они обрели свободу. И звучит любимая всеми песня в исполнении трогательного паренька-полукубинца по прозвищу Че:

Я свободен, словно птица в небесах,

Я свободен, я забыл, что значит страх…

Впрочем, кое от чего горожане точно свободны — от предрассудков. Беспорядочные и грязные половые связи здесь на каждом шагу. Кажется, каждый из жителей переспал со всеми представителями противоположного пола. Однако даже в этой мерзости находится место настоящему чувству. Любовь, робкая и такая настоящая на фоне творящегося в городе разврата, возникает между совершенно потерянной Настей и Че. Он — единственный, кто воспринимает девушку как человека, а не как объект сексуального влечения. Любовь героев подобна случайно выросшему в пустыне цветку. Но, как известно, цветы в пустыне долго не живут. И Молох просто так не отпустит из своих цепких лап…

Хотелось бы отметить — нет, даже выразить благодарность режиссеру за то, что пригласила в свой фильм молодых, и самое главное — непримелькавшихся актеров, на которых было просто очень приятно смотреть. Юлия Пересильд — ребенок с пухлыми щечками и глазами испуганного Бемби, так похожая на юную Светлану Ходченкову; Эльвира Болгова, на этот раз представшая перед зрителем не в образе гламурной леди или отважной воительницы, а робкой и забитой женщины. Безусловно, самый харизматичный образ в картине — образ неравнодушной до чужой беды участковой — был создан Любовью Толкалиной, в последнее время нечасто появляющейся на экране. Актеры Александр Голубев (Коля) и Леонид Бичевин (Че) также были очень гармоничны в своих образах.

На этом плюсы и дифирамбы в адрес фильма закончились. Пришло время рассказать о впечатлениях, которые остались по прошествии нескольких дней после просмотра.

Картина Шагаловой, по моему мнению, очень сильная. По эмоциональному воздействию. Но эмоции эти — мрачные, мутные и тягостные. Не отрицаю, что описанное в ней имеет место быть в реальной жизни. Причем не только в провинции. Однако все ли, что происходит в реальности, вы хотели бы видеть на экране? Безусловно, «здесь еще не все показано», как говорил кто-то из критиков в студии Гордона. Бывает и хуже: матери убивают собственных детей, а дети — отцов и матерей. За бутылку водки, за невзначай сказанное слово… И вы все это хотите видеть еще и в кино? Вы хотите видеть, как мужик (пусть и больной на голову) лупит ногами женщину, мать своего ребенка? Как она корчится в луже крови, а потом говорит, что ничего не произошло, чтобы на следующий день опять быть избитой — хотите видеть? Лично мне достаточно «страшилок», которые я каждый день вижу по НТВ и РЕН-ТВ. И в следующий раз, когда по телевизору мне попадется этот фильм, я без зазрения совести переключу на другой канал. Нет, я не против реальности в кинематографе. Но от этой реальности — тошнит-с.

Слава Богу, что я и мои близкие живем не в таких условиях.

17 марта 2010

Давным-давно, в одной далекой-предалекой… провинции

Посмотрел фильм «Однажды в провинции» молодого режиссера Екатерины Шагаловой (всего вторая работа в ее фильмографии) в рамках «Закрытого показа» с Александром Гордоном. После просмотра захотелось ворваться в эту студию и крикнуть на весь зал, чтобы таких фильмов больше не показывали. Абсолютно бездарная, неумело сделанная и низкоэмоциональная лента Шагаловой ничем меня не поразила и не удивила, не вызвала никаких эмоций.

Во время просмотра создается впечатление, что Шагалова (по совместительству еще и автор сценария фильма) сроду в провинции не была. Ну где она могла видеть поселок, в котором нет ни одного старика (в картине присутствует лишь бомж по прозвищу Лошадь, но он не в счет)? Там, кажется, даже ни одной дворовой собаки или кошки не промелькнуло. Странно все-таки. Если говорить в целом, то мне фильм показался чересчур утрированным и пафосно натянутым. В нем катастрофически мало (можно сказать, что и вовсе нет) ничего жизненного и реалистичного. Еще бы, ведь Шагалова заявила в студии «Закрытого показа», что сняла «притчу». Если это действительно так, то «фантастичность» ее работы вполне понятно объясняется.

Много говорят о «безнадежной» атмосфере фильма, о «чернухе», обильно присутствующей на экране. Да, все это есть: в каждом кадре кто-то обязательно пьет «горькую», кто-то жалуется и сетует на свою судьбу, кто-то с кем-то ругается, дерется или, наоборот, признается в любви и т. п. Картина создает нагнетание и уныние, причем уныние беспросветное, дескать, жизнь — дерьмо и лучше все равно не станет. Даже трагический финал свидетельствует об этом, более выразительно подчеркивает эту мысль. Когда я вижу людей, идущих рано поутру на работу под «Белые розы» «Ласкового мая», невольно вспоминается замечательный роман Горького «Мать», весьма близкий по духу ленте Шагаловой. Мало того, я не могу выделить в ней ни одного по-настоящему положительного персонажа, так как они там вопиющим образом отстутствуют (хотя есть исключение — Ясир и его семья). Как бы там ни было, но я не верю, что жизнь настолько уж сера и безоблачна, есть в ней много хорошего и радостного, только надо стремиться к этому, вожделеть и надеяться на это.

Игра ни одного из актеров не понравилась на все 100%. Кто-то явно недоигрывает, кто-то переигрывает. Чтобы сыграть такие роли, нужно самому побыть в шкуре этих персонажей, иметь представление о сельской местности, о современной жизни в ней… Поэтому игра меня не впечатлила, равно как и операторская работа. Она придала фильму еще большие уныние, скукоту и серость. За все то время, пока я смотрел его, я не увидел ни одного добротно снятого эпизода, ни одного удачного ракурса.

Итог. Фильм на любителя. Кто-то будет негодовать после его просмотра, как я, а кто-то будет им восторгаться и превозносить. Но он сквозит непрофессионализмом всей съемочной группы, и в первую очередь — режиссера и сценариста. Сюжет вроде бы стоящий, но реализация до тошноты плоха. Эмоции и драматизм картины на нуле. Приятного просмотра!

4 из 10

14 марта 2010

От фильма пахнуло «Балабановщиной» с первых минут. Абсолютно не понравился. Такие фильмы не под мой менталитет. Впитывающий ауру советских фильмов и даже западных, я привык в фильме за кого-то переживать. Это не значит, что я при любом просмотре кусаю ногти и тереблю платочек; это значит, что мои симпатии и антипатии примерно пропорционально раполагаются по героям. И я не люблю, когда у меня пытаются вызвать какие-то глупые чувства нарочито тыкая мне в нос из экрана фальшивыми образами. За кого переживать в этом фильме? На чью сторону переложить симпатии? До возмутительности не на чью. То, чего я не понимаю, я не могу принять и относиться к этому спокойно. Я не понимаю главную героиню, к которой муж относится, как к собаке, а она на цыпочках бегает перед ним. У меня кроме презрения к ней ничего нет. Однако трудно на протяжении почти двух часов испытывать презрение и держаться только на этом чувстве. Аналогия проводится с «Грузом 200». Там девочку насиловали кто ни попадя и чем ни попадя, приковали к кровати, давили на её хрупкое сознание. Но мне не было жалко тот овощ, который она из себя представляла. Её приковали, она послушно лежала. Никаких попыток. Никакого сопротивления. Жена из «Однажды в провинции» по сути представляет из себя такой же овощ, умеющий печь оладушки для своего семейного родного психопата.

Я не понимаю сестру-актрису, приехавшую в этот городок и через пару дней переспавшую с первым человеком, кто к ней подошёл, посмотрел в глаза, а через пару сцен даже обнял.

О мужской половине фильма даже говорить не хочется. Изобразили агрессивное стадо. Пьющее и не имеющее никакого уважения к противоположному полу.

Я сам из провинции, я побывал во многих провинциальных городах, маленьких, не набирающих и тридцати тысяч населения, но, соглашусь с одним из рецензентов, провинция нынче не такая. И не знал режиссёр того, о чём снимал. И, кажется, нарочно всё так изображено, чтобы у киноэстетов вызвать восторг. Вся Россия — россыпь провинций. Свыше ста миллионов человек живут в провинциях. Если хотя бы половина из них подтвердит, что та провинция, которую изобразила Шагалова — словно с их города срисовали, тогда, возможно, режиссёру можно поверить и признать, что я ошибаюсь. Но какой бы притчей этот фильм не был, он отвратителен, долог и излишне зануден. Его хочется выплюнуть поскорее. Им нельзя наслаждаться.

2 из 10

14 марта 2010

Хотя я люблю фильмы о жизни без иллюзий, обнажающие действительность, душевные драмы и заставлющие задуматься, фильму «Однажды в провинции» я не поверила. Название фильма претендует на создание общесобирательного образа провинции, жестокой российской, беспросветной действительности, где у людей еще есть светлые чувства, желания и намерения, но все они разбиваются о бутылку водки, грязь и нищету. Такой действительности я не верю и не хочу верить. Не понимаю, что режиссер хотела сказать этим фильмом — показать, как все ужасно и безнадежно? Открыть холеным столичным жителям глаза и на волне всеобщей вины перед теми, кто несчастнее, собрать кучу премий? Фильм, конечно, поднимает различные социалные проблемы, но в нем нет целостности и нет объема. Сама провинция в ее фильме — блеклая, невыразительная черная дыра, где нет ничего, кроме мрачного завода и полуразвалившегося барака. Так же, как и обстановка, образы героев не менее плоские — отношения между героями не прописаны, мотивы поведения не ясны. Мне очень хотелось, но так и не получилось, почувствовать симпатию хоть к одному из героев — какие-то они непривлекательные, несимпатичные — никто из них. Фильм не обозначил путей выхода из всего этого кошмара, не дал надежды. А полная тупой жестокости сцена избиения молодой женщины заставляет ужаснуться, но не от самой жизни, а от фильма — фильма без единого лучика света. И еще — если бы люди ходили на заводы такими толпами, как было показано в фильме, они бы жили совсем иначе и не пили водку от чувства своей ненужности и неприкаянности. Ну нелепо все это, ужасно нелепо.

13 марта 2010

Делайте выводы сами!

Я посмотрела фильм недавно. На закрытом показе с А. Гордоном. Фильм, несомненно, производит неизгладимое впечатление. А Катерина Шагалова лично для меня стала одним из лучших режиссёров и сценаристов. Меня подкупает уже то, что она — Катерина — не пытается навязать своё мнение, а лишь констатирует факты, реальную жизнь такой, какая она есть в провинци, да и не только.

И что же? Казалось бы, избитый сюжет о том, как пьяный муж избивает жену, а жена продолжает любить пьяного мужа. Но вдруг обычная история оживает и снова затрагивает невидимые струны в душе!

И снова хочется закричать «Не надо!» Николаю, когда тот избивает Веру, Вере — «Её ж посадят!», когда она свидетельствует против сестры, а участковой просто прошептать:«Бедная…»

А сколько любви в этом городе?! Он просто переполнен ею! И так обидно, что у героев нет возможности быть счастливыми!

Еще я заметила, что нет ни одного полностью отрицательного и окончательно положительного персонажа. И опять не понятно, кому отдаёт своё предпочтение режиссёр. А я от неё этого и не жду. Ведь если бы в конце фильма она сказала «Мораль: не бегайте наперегонки с волком до бабушкиной избушки», то это был бы не интересный фильм о жизни людей в провинции, а сказка «Красная шапочка».

И в завершение хотелось бы сказать СПАСИБО Екатерине Шагаловой за то, что она не стала кормить нас сладостями, а дала горькие лекарства — едкие истины!

10 из 10

13 марта 2010

Мелодрама Однажды в провинции в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Катя Шагалова. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Ратников, Сахат Дурсунов, Алексей Полуян, Наталия Солдатова, Игорь Афанасьев, Ирина Петрова, Геннадий Иванов, Ольга Лавринова, Азамат Нигманов, Айдыс Шойгу, Олег Билик, Сергей Бадичкин, Эльвира Болгова, Александр Голубев, Сабина Ахмедова.

Страна производства - Россия. Однажды в провинции — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.