Комплекс Баадер-Майнхоф
Der Baader Meinhof Komplex
7.4
7.3
2008, боевик, триллер, драма
Германия, Франция, Чехия, 2 ч 30 мин
В ролях: Мартина Гедек, Мориц Бляйбтрой, Йоханна Вокалек, Надя Уль, Стипе Эрцег
и другие
1970-е годы, Берлин. Во время визита шаха Ирана в Западную Германию полиция устраивает кровавую расправу над протестующими. Это событие приводит к объединению усилий двух молодых людей Андреаса Баадера и Ульрики Майнхоф в деле противостояния правой политике правительства и даёт импульс созданию тайной организации, которая вскоре становится известной во всем мире как «Фракция Красной Армии» (RAF). Её членам, руководствовавшимся принципом «цель оправдывает средства», не претили поджоги, взрывы, ограбления и убийства.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Комплекс Баадер-Майнхоф

английское название:

Der Baader Meinhof Komplex

год: 2008
страны:
Германия, Франция, Чехия
слоган: «The children of the Nazi generation vowed fascism would never rule their world again.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , , , , , , ,
видеооператор: Райнер Клаусманн
композиторы: ,
художники: Бернд Лепель, Хуки Хорнбергер, Биргит Миссал, Йоханнес Вайлд, Паола Ривьелло, Роланд Швартхофф
монтаж:
жанры: боевик, триллер, драма, криминал, биография, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 20000000
Сборы в США: $476 270
Мировые сборы: $26 036 484
Дата выхода
Мировая премьера: 16 сентября 2008 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, триллер, драма, криминал, биография, история

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Комплекс Баадер-Майнхоф», 2008

Видео: Трейлер (Комплекс Баадер-Майнхоф, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Американский трейлер (Комплекс Баадер-Майнхоф, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Американский трейлер
Видео: Тизер (Комплекс Баадер-Майнхоф, 2008) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Тизер

Постеры фильма «Комплекс Баадер-Майнхоф», 2008

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Комплекс Баадер-Майнхоф», 2008

Учебник истории в картинках

Сложно сказать, кто должен ставить фильму оценку выше 5 баллов, когда все что мы видим, это попытку игрового кино сыграть в кино документальное, а скорее даже хронологическое. Документальное кино раскрывает еще и личности героев, тут же мы видим сплошную хронологию событий в картинках, то есть тоже самое что мы можем прочитать про РАФ даже в википедии, но тут нам дают видеоряд этих статьей. Для кого это?

Главная проблематика таких фильмов — сторонний зритель не сможет смотреть это, не потратив пару часов на изучение вопроса. Это снижает потенциальную аудиторию до минимума, а сама потенциальная аудитория и без этого видеоучебника знает хронологию событий. Что можно узнать нового для тех, кому история РАФ знакома и что тут должны были понять люди, которые эту историю не знают?

Раскрытия персонажей, их становление, осмысленность в выборе пути — ничего нет. Вульгарные, поверхностные, неосмысленные, психопатические люди. Никакой симпатии они не вызывают, автор показал их ограниченными кровожадными глупцами полными утопичных и романтичных идей, за которые они готовые убивать. Тут мы можем провести справедливые аналогии с нынешними несогласными, в том числе и в России и теперь уже в одном союзном государстве. Только вот зачем этой гремящей, кровавой пустоте посвящать фильм? Мотивировать новых дурачков? Для этого не хватает масштаба да и немецкий народ давно поумнел.

Объективно худшая работа во всей фильмографии Ули Эделя. После совершенно гениального «Мы, дети станции Зоо» этот калейдоскоп унылой хронологии, который смешивается с демонстрацией бессмысленных убийств и достаточно уродливых голых тел, кажется даже не фильмом, а банальным стебом автора и над «героями» и, что страшнее, над их жертвами. Вроде бы Ули Эдель, но по ощущениям ближе к фильмам Ули Болла. Бессмыслица как в репликах героев так и во всей задумке, трэшак с претензией.

Стоит похвалить работу оператора и актеров, которые, как могли, внешне передавали характер героев, который не потрудился раскрыть автор. Впрочем, он даже не потрудился вложить в уста героев своего творения хотя бы минимальный информационный смысл. Совершенно уже нам привычные либерально-левые кудахтанья, которые заканчиваются преступлениями и смертью. Героизацией убийц в фильме и не пахнет, они все предстают кровавыми психопатами, но и с обратной стороны положительных персонажей нет. О чем и кому хотели сказать, в таком случае?

Абсолютно пустой фильм о пустых людях. Из этой темы можно было сделать шедевр, а получилось полностью проходное кино, более похожее на очередную телевизионную жвачку. И как после этого ругать отечественное кино?)

22 сентября 2020

Скучная история о кровавом бунте сытых

Автору художественного произведения далеко не всегда стоит быть «объективным». Объективность работает на ученого или репортера (уже меньше), но игровой фильм, даже по вполне историческим событиям рискует развалиться, если его подавать слишком отстраненно. Тем более когда речь в картине идёт о террористической группировке с изначально идеалистическими мотивами.

И вроде всё с внешней точки зрения верно, вроде как показаны некие вехи развития группировки РАФ. Но о чем этот фильм? О том, что террором ничего нельзя добиться? Полноте, банальность это. О моральной деградации как трагедии героев, по локоть окунувших руки в кровь ради «свободы»? Слабо, не показана биография лидеров и исторический контекст «первого послевоенного поколения немцев» с их непримиримостью к прошлому своей страны. О буйной истории матушки-Европы в 1960—70-е? Тоже не особо убедительно, слишком узок фокус именно на РАФ, хотя автор и молодец, что указал на связи европейских леваков и арабских националистов. При этом забыл, какую роль в «подкормке» и тех, и других играли СССР и маоистский Китай. Где прямой, финансово-организационной, а где больше вдохновленческо-идеологической. Пусть сами РАФовцы и критиковали СССР и ГДР за «ревизионизм», а Мао подтрунивал над немцами, спутавшими Германию с Китаем 1920-х.

Фильм создал впечатление нескольких слабо увязанных сюжетов в один. Самое главное: ни герои не вызывают никаких сильных эмоций, ни контекст не «освящает» террористического угара молодых германских зомби. Почему так?

Автор словно так и не смог понять, где добро, а где зло. Не смог выбрать сторону в драме противостояния. Он подумал: «Я просто покажу историю, как она была». Не вышло, тут и сыграло свою роль отличие художественного произведения от документального. Фильму как воздуха не хватает положительного героя, хоть чего-то или кого-то, чему хочется сопереживать. Главный плюс фильма косвенный — напоминание о том, что далеко не всё было гладко в той чудесной Европе «славного тридцатилетия». А в целом — тройка.

P.S. Сравните «Комплекс…» и «Мюнхен» Спилберга. Возможно, Эделя сгубила политкорректность, от пут которой Спилберг был свободен. Поддерживать РАФовцев с их методами с одной стороны некомильфо, а выписать силы правопорядка и государство как положительную сторону — тоже как-то стрёмно.

6 из 10

31 марта 2019

Кратко: а вы знаете, что такое RAF? Ну, не «рафик», который автомобиль, а RAF? То-то и оно, что обычно о ребятах все незаслуженно абсолютно забывают. А они любопытны весьма и весьма.

Леворадикальные террористы, которые, к слову, в заложники захватывали не только самолёты и здания, но и действующих членов правительства, бизнесменов прям гипер-крупных, обладающих достаточно весомыми политическими и экономическими связями, в общем и целом — увлечены своим делом были весьма и весьма плотно, более того, и вот я начинаю размахивать огромным флагом с надписью «Attention», третье поколение не только никуда не делось, но в 2015 (то бишь в прошлом году) вполне активно вновь начало планировать собственную деятельность, более того, не меняя текущей концепции, более того, даже манифест не особенно переписывая, более того, даже пробную акцию провернуть они уже (хоть и не совсем успешно) но всё же смогли.

Так о чём это я? А я о том, что вышеозначенная лента вполне сносно характеризует если не настроения в данной группировке (откровенно сказать, вообще не характеризует и с действительным положением дел мало чего общего имеет), и даже если и не требования и пожелания ребят касаемо переустройства мира и окружающей действительности (тоже мимо, совершенно никаких вразумительных сведений касаемо данных, к слову, весьма любопытных особенностей группировки она не даёт), то хотя бы сам механизм вовлечения в среду, что в условиях нынешней нашей действительности, пожалуй, много важнее.

Вовлечённость в данном случае — это те самые факторы, рычажки и кнопочки, на которые нужно надавить в человеке (желательно, конечно, поочерёдно, но можно и разом, если получится), дабы вовлечь его в ту среду, к которой он окажется максимально приспособлен и в которой при всём этом он будет максимально эффективен и полезен с точки зрения наличествующего общества.

Ключевые моменты здесь — какова эта среда в целом и каково то общество, которое в ней присутствует, в частности.

В чём плюс этой ленты, собственно, и заключается — нет, не рассказывают в ней в подробностях о каждом из ключевых членов первого поколения, разумеется, но годно вылепляют портрет, пусть и схематичный, её лидера. Нет, не повествуют о плане каждого захвата и проработке каждой новой цели, но вполне адекватно обрисовывают все методы вербовки сторонников.

Что характерно — методы примитивны и в сущности сводятся к одной лишь пресловутой сигнальной системе природно-ориентировочной деятельности. Переводя с русского на русский — «мы дадим тебе понять, что мы заинтересованы не в тебе, а в твоём деле, потому как то дело, которым ты занимаешься, имеет для нас ключевое значение. Мы не будем интересоваться тем, кто ты, мы не будем выяснять, почему ты решил перевернуть свою жизнь вверх тормашками и окунуться с головой в то, чем мы занимаемся — мы просто дадим тебе возможность почувствовать себя нужным не с точки зрения личностной ценности, а именно что с точки зрения полезности тебя как классовой единицы».

Удивительно, но всегда срабатывает. Будто человек за тысячелетия вообще ничему не научился, и равно как обезьянки прыгают за бананами по оголённым проводам, лишь потом понимая, что все лапы током насквозь прожгло, так и люди, куда более, в общем и целом, разумные, упорно продолжают скакать за всеми этими заманилками, цеплялками, кусалками и завлекалками.

И одно дело, когда во всём этом процессе человек видит для себя, либо хотя бы для кого-то из своих близких ну пусть минимальную степень полезности, другое же — когда при всём понимании всей степени риска, при всём осознании, в общем-то, безнадёжности всего процесса продолжает упорно наступать ровно на одни и те же пустопорожние грабли.

Ну да ладно. Спишем всё на постоянный этот неуместный, но существующий «человеческий фактор», дополним сопутствующим страхом, ленью, несознательностью; доукомплектуем сверху постоянным желанием себе что-то доказать, внутренней азартностью, присущей большинству, если не каждому первому, в дополнение впишем отдельной строкой полнейшее нежелание понимать, что уже в три-четыре года человек элементарный уровень собственной безопасности и комфорта ощущает в полной мере и по всей логике должен бы начинать хотя бы учиться начинать движение в пользу для себя полезного не в ущерб хотя бы минимальной сохранности собственной тушки…

Что получим в сухом остатке? А получим то, на что ведётся не тот глобальный, многомиллиардный процент населения нашего земного шара, получим не тех, кто на рекламки и обещания красивой жизни покупается, получим как раз тех, кто эти все рекламки, слава богам, замечает и пересекает на корню, но ведётся на прямо обратное — на обещание собственной полезности для будущего.

Это отвратительно дерьмовый факт — человека в лёгкую можно подкупить обещанием, банальным обещанием того, что именно он, вот да, вот именно он, может, реально может, не на словах, а на деле в своём мире, не в микромире, а в мире вот этом вот большом, где все мы живём, что-то взять и поменять. К лучшему. Разумеется, к лучшему.

И надо-то всего лишь… Да, к примеру, для начала написать пару-тройку манифестов. А потом взять в руки автомат. А потом поехать в полевой лагерь. А потом — да что потом? А потом перемены будут.

И вот что самое дерьмовое — это же работает.

Именно этот вот азарт образцово-показательный, который появляется, когда и дело твоё тебе лично в кайф, и вдруг находятся те, кому оно тоже в кайф, и кому вот твоё присутствие в этом деле важно, и они не боятся этого признавать, они не говорят тебе, что ты — заменяемый, они искренне (ну, пускай даже привирая и делая вид в большей степени и только лишь на первых порах) ценят конкретно тебя — он человека, равно как и обезьяну эту злосчастную, может подтолкнуть куда угодно. И это ведь не выдумка, не какая-то баечка, рассказанная где-то кому-то как-то, нет — реально люди бросают семьи, оставляют детей, мужей, родные дома, ничего не мешает и ничто не держит, потому что тут, мать его, самый катализирующий стимул из возможных — самореализация в том, что реально кажется важным.

А выводы — да тут их бесконечное множество. Я могу одно лишь сказать — ни в ленте, ни в вышеупомянутой статье, ни в моей этой самой телеге прямого описания идеологии нет, за исключением тезисного «левачество». И со своей стороны я могу объяснить это тем, что материал подробно изложен везде, где только можно, и ищущий да найдёт, не слишком утруждая себя, думаю, автор статьи руководствовался тем же принципом, а вот что касается фильма — здесь я сама теряюсь в догадках.

9 января 2017

Безграничная революция

«Комплекс Баадер-Майнхоф» не просто снят по настоящей истории «Фракции Красной Армии» (Rote Armee Fraktion): за основу сценария Бернта Айхингера и Ули Эделя положен документальный бестселлер журналиста Штефана Ауста. С холодной отстранённостью, свойственной скорее документальному кино, «Баадер-Майнхоф» показывает путь героев от протеста к войне, от войны к мести, а от мести — к отчаянию. Как Ульрика Майнхоф, которая читает оппозиционный памфлет на светском собрании, становится соучастницей терактов и убийств? Как Андреас Баадер, который начал с хулиганского поджога супермаркета, превратился в главную угрозу правоохранителей целой страны?

Фильм с пугающей педантичностью отвечает на эти вопросы. Сотканный из множества эпизодов, между которыми то и дело мелькают документальные кадры, выпуски новостей, репортажи и газетные статьи, «Комплекс» достигает фотографической точности в изображении не только участников RAF, но даже их случайных жертв. С не меньшей точностью воссозданы взрывы баз НАТО и полицейских участков, которые организует RAF.

Эдель не искажает суть событий в угоду драматизму: неточности и преувеличения присутствуют, но сюжет предельно близок к реальной истории. Режиссёр иллюстрирует то, что скрыто между строк книг и газетных статей. Он не слишком заботится о композиции или о последовательном развитии характеров. Персонажи появляются совершенно неожиданно, затем исчезают, затем появляются вновь, как и связанные с ними сюжетные линии. Подготовка и обсуждение терактов — не более драматичное дело, чем спор о том, на какой бумаге печатать листовки. Конструирование бомб — лишь тяжёлая работа, и её участникам даже не придёт в голову отвлечься и задуматься о последствиях взрывов и убийств.

После серых, обесцвеченных немецких эпизодов особенно ярко смотрится «ближневосточная» часть фильма, которые снимали в Марокко. Контраст между замкнутым арабским миром и вольнолюбивыми немцами, которым нет дела до традиций принимающей стороны, даёт понять: разница между группой Баадера-Майнхоф и всеми остальными лежит не только в плоскости идеологии. Это конфликт, связанный с жаждой свободы. «Она забрала мой страх», — говорить мать одной из арестованных героинь. Эпизоды, где высшие чины ФРГ обсуждают мотивы террористов и борьбу с террором методом реформ, выглядят неестественно: едва ли такие обсуждения могли иметь место в реальной жизни. Но эти обсуждения создателям фильма особенно дороги: они воплощают провокационную по нынешним временам концепцию о том, что даже террор с человеческими жертвами может служить достижению благой цели.

К финалу фильма объём охваченных событий становится так велик, что следить за мотивацией и целями героев становится всё сложнее. Вместо кровавой схватки конфликтующих сторон «Баадер-Майнхоф» вынужден оперировать кафкианским судебным процессом. Величественные кадры тюрьмы Штаммхайм, над которой кружат вертолёты, воплощают мрачный замок, мощь государственной машины: после того, как герои оказались в тюрьме, уже нет силы, способной государству противостоять, — и не так важно, во благо действует государство или во зло.

«Бросьте один камень — это преступление. Бросьте тысячу — это политическая акция», — пишет Майнхоф в одной из статей. Ужас перед терактами отступает за их количеством. Вопрос о том, как решиться на кровопролитие, к финалу фильма даже не стоит. Крови пролито столько, что сама гибель героев становится не трагическим событием, а этапом их террористической деятельности. У фильма, как у самой природы RAF, нет примиряющего финала. Кровь за кровь, и так будет всегда: такое послание по современным меркам можно счесть провокацией. Даже разговоры о политическом терроре в Западной Европе стали предметом табу. «Левые» партии доминируют в правительствах, а радикализм слева переместился вправо: националист Андерс Брейвик за день убил вдвое больше людей (77), чем RAF за 30 лет своей деятельности. Хорст Малер, адвокат RAF, которого в фильме играет Симон Лихт, стал неонацистом и сейчас отбывает срок за отрицание холокоста.

В эпической природе «Комплекса» заключены его красота и его проклятие. Этот фильм надо смотреть в обнимку с Википедией, а ещё лучше — со специальной литературой о Rote Armee Fraktion. Эпизоды, где телевизионные репортажи пересекаются между собой, а расплывчатые кадры, снятые в семидесятых, переходят в стилизованно нечёткие художественные кадры современности и лишь затем обретают чёткость, интересны даже не художественными решениями, а фактическим наполнением. Что за фразу недоговорил репортёр? Что произошло, кто участник действия, сколько было жертв?

За каждой вычеркнутой фотокарточкой на доске — целая судьба. Судьба, может быть, не менее интересная, чем судьба Майнхоф и Баадера. Потому и фильм служит не историей, а введением в историю, которая завершилась не титрами, а письмом, которое было прислано в 1998 году в агентство Reuters: письмо, напечатанное на машинке, как манифесты Майнхоф, объявляло о прекращении деятельности RAF и роспуске организации.

Письмо завершало высказывание Розы Люксембург:

«Революция говорит:

я была

есть

и буду продолжаться».

18 сентября 2015

За каждой революцией, даже неосуществленной, виднеется призрак эшафота и, как в развязке «Гамлета», будет много трупов — таковы уж законы драматургии. Четвертого декабря 1974, когда небольшой Пежо уносил Жан-Поля Сартра из тюрьмы строгого режима Штуттгарт-Штаммхайм, где состоялась его встреча с Андреасом Баадером, было понятно, что революция сама забилась под ножом гильотины. Хотя еще собирались многотысячные демонстрации в поддержку «Фракции Красной Армии» (РАФ), ошарашенный газетными передовицами обыватель был готов одобрить любые меры против того, что нарушало его покой, члены РАФ уже прошли через систему «мертвых коридоров» и другие «цивилизованные» формы пыток демократической Германии — пройдет еще пара лет и большей части из них уже не останется в живых. Во что превратится обезглавленное движение в своей агонии, в 1979 году снимет абсолютно беспощадный фильм «Третье поколение» великий Фассбиндер (кстати, изначально симпатизировавший РАФу).

Встреча Сартра и Баадера стала разочаровывающей для обоих — Сартр морализаторствовал, Баадер огрызался. Вообще стенограмма их разговора хорошая иллюстрация и неподлинности человеческого существования, и той стены на пути к абсолютной свободе, о которой писал первый, и пропасти между поколениями, и разницы между теоретиком и практиком. Между пишущим философом и целым срезом молодых немцев, которые предпочли словам «философию прямого действия». Есть что-то неслучайное, из серии «законы небесной драматургии», в том, что Андреас Баадер был потомком немецкого философа-идеалиста Франца Ксавьера Баадера. Ульрика Майнхоф происходила из рода поэта-романтика Фридриха Гельдерлина, Гудрун Энслин — из рода Гегеля, Ян Карл Распе — из рода Рудольфа Эриха Распе, историка и автора «Мюнхгаузена», Хорст Малер — да-да, из семьи Гюстава Малера. То есть, по сути, переплетение судеб этих людей воплощает в себе тупик немецкого романтизма и философии, европейской культуры вообще, ее последний всплеск, но не словами, а делами и выстрелами.

История раздала им роли, история потребовала жеста вместо болтовни, окончательно засорившей космический эфир в эпоху веб 2.0. Ненавидящее войну послевоенное поколение, описанное Бёллем в романе «Глазами клоуна», слишком хорошо знавшее, что немецкий фашизм не растворился в воздухе после 1945-го, а просто мутировал, изменив формы. «Дети цветов», активные пацифисты, те, кто в шестидесятых работал волонтерами в приютах и больницах, протестовал против американской агрессии во Вьетнаме, оккупации Палестины и вступления ФРГ в блок НАТО, убедившись девальвации слов и смыслов, по горькой иронии судьбы выбрали путь насилия и свою партизанскую войну на берегах Рейна. В точности реализовав летовский принцип — «солдатами не рождаются, солдатами умирают». Как когда-то весной 1970-го Ульрика Майнхоф, суперуспешная политическая журналистка, респектабельная женщина и мать двоих детей, во время побега Баадера из тюрьмы не осталась изображать из себя невиновную, как предполагал первоначальный план, а по какому-то наитию выскочила вместе с налетчиками в окно, начав жизнь активной революционерки-террористки. Вышла в подлинность, прямо по Сартру.

Достаточно подробно для фильма рассказывая всю эту историю и скрепляя псевдодокументальные а-ля «новая волна» кадры с архивными съемками, режиссер Ули Эдель, кажется, поставил себе целью лавировать между потоками дерьма, вылитого на РАФ с одной стороны и течением, представляющим их судьбы, как агиографию святых мучеников, сохранив некую объективность. По большому счету получилось, по крайней мере, на фоне других фильмов на эту тему — если не считать самоубийств лидеров «первого поколения», которые по «Комлексу» якобы могли произойти в реальности (вот это уже чистый официоз — в такое всерьез никто не верил ни тогда, ни сейчас). Разумеется, они немного бесы (по Достоевскому), а немного задержавшиеся застрявшие в перманентном пубертатном возрасте подростки. И когда в арабском тренировочном лагере Баадер на просьбу соблюдать дисциплину, заявляет инструктору — «Facking and shooting are the same» (характерное такое перефразирование известного лозунга прежней формации «Make love, not war »), становится понятно, что он не так чтобы сильно утрирует и там один гормон играл. Ну и все эти наезды на власть… Глядя на артиста Бляйбтроя в этой роли, вспоминается хиршбигелевский «Эксперимент» с ним же, где хорошо показано, как совершенно обычные люди превращаются буквально в «цепных псов режима», получая в руки право и лицензию на насилие. Дело в распределении ролей, в тоталитарности экзистенции, как таковой, где реальные власти являются всего лишь проекцией несвободного по определению бытия. И если представить себе такую фантастическую картину, что наши революционеры бы таки получили на руки все карты, то как думаете, они бы не устроили своим оппонентам такую же «веселую» жизнь, как те устроили им? Вряд ли. Других ходов то природой не предусмотрено. Поэтому когда люди, поставившие на уши всю страну, совершенно искренне возмущаются тем, что их ищут, а полиция, оказывается, может и ответ стрельнуть, дескать «вот в полицейском государстве живем!», то это даже не смешно, если честно. И всем понятно, какого рода люди «по жизни» устраивают взрывы, «эксы» и захваты заложников.

Но уж слишком крепко спаяны сцены деятельности РАФ со сценами правого террора (покушение на Руди Дучке), полицейского беспредела (убийство Онезорга во время визита Пехлеви) — из-за чего все и заверте…, жестокими разгонами демонстраций, тюремными пытками, документальными кадрами ковровых бомбардировок Вьетнама и прочими картинами государственного насилия — у государства «игрушки» то посерьезней. Уж слишком навязчиво в такой ситуации возникает вопрос — чем же государство тогда от убийцы и террориста с бомбой отличается? Уж слишком хорошо понятно, какого рода люди представляли все государственные и окологосударственные силы ФРГ — военные преступники, становившиеся министрами и тому подобная шваль, знаменитое решение при открытии бундесвера, по которому туда могли входить все бывшие фюреры СС, вплоть до оберштурмфюреров, причем с сохранением чина. Уж слишком мечтатели-идеалисты, отчаянно выстрелившие в лицо глобальному капитализму, потреблятству, неравенству, благополучию сытых обывателей, зиждившемуся на нищете «третьего мира», оказались кругом правы. Так или иначе, они оказались слабей железобетонных законов бытия и были погребены в тектоническом разломе эпох. Когда уходило одно время с его святой верой в то, что мир можно перестроить по законам любви и добра, и пришло другое, от которого уже никто нечего хорошего не ждал. Свой шанс на перезагрузку человечество потеряло, герои уходили со сцены, все прочие так и остались мотать свои вечные сорок лет в пустыне. Не ни шаха, ни мата, только ноль, поделенный на ноль. И тошнота прекрасной эпохой.

13 сентября 2015

Кризис бытия

История Rote Armee Fraktion (RAF) печальна и трагична. Причем в равной степени как к жертвам их деятельности, так и к самим членам организации. Сейчас конечно легко осуждать этих людей, которые совершили три десятка убийств, и множество других актов террористического характера. Однако важно задуматься о причинах, о мотивах, которые заставили этих молодых людей заняться подобным. В этом главное достоинство, и в то же время недостаток фильма.

Послевоенное поколение Германии (ФРГ), выросшее в условиях отстроенного города и относительной вольности политической мысли, крайне радикально переосмыслило принципы своего существования, своего бытия, своей морали. Эти люди противопоставили себя прошлому поколению, выработав концептуально иные идеи, отличающиеся от идей национал-социализма. В один момент, попытавшись внести свои идеи в пространство политического дискурса, они, к своему удивлению столкнулись с абсолютным непониманием как в среде обывателей, и, что особенно важно, в среде политической элиты. Этих людей текущая верхушка ФРГ посчитала маргиналами, шпаной, причем крайне опасными. Однако, они небыли шпаной. Ульрика Манхоф, между прочим, была известным на всю страну журналистом, вместе с Гудрун Энслин они были выходцами из элитных немецкий семей и потомками величайших немецких мыслителей.

И что-же видят эти люди, они видят что в их государстве победившего капитализма, все их идеи «левого», социалистического политического толка не только не слушаются, но и откровенно преследуются. А ведь социализм, как политическая идея была придумана именно германскими мыслителями! Но и это не все, эти молодые люди видят как их правительство в открытую поддерживает колониальные войны, развязанные США во Вьетнаме, а так же жёсткие разгоны демонстраций студентов, принятие «чрезвычайных законов». В один прекрасный момент эти люди не выдерживают подобного давления со стороны властей и уходят в радикальное левое движение, исповедующее радикальные «партизанские» методы борьбы. Именно тогда Ульрика Майнхоф пишет свои знаменитые статьи об «сущности капиталистического общества», где в полной мере раскрывает суть протеста.

Именно в этом и состоит трагедия, кризис бытия, общество предпочло жамкающее потребление и либеральные блага, отвергнув этих людей, откровенно не понимая суть протеста.

И именно этих моментов не хватает фильму, раскрыть суть того, что случилось, а не просто показать ход событий и последствия действительности левых радикальных группировок. Хотя, повторюсь, в некоторой степени фильм затрагивает и эти вопросы. Определённо, фильм для думающих людей.

18 января 2014

История ядра Баадер-Майнхоф группы

Блестящий фильм о Баадер-Майнхоф группы, т. е. одним из наиболее активных современных террористических групп. Фильм начинается с показом люди мирные демонстрации против шаха Ирана и его жена, которые посещали Западную Германию в конце 60-х, на сигнал, сторонники шаха и полиция пик начали бессмысленно бить демонстрантов в мякоть. Съемка фильма является одним из, что не скоро уйдет из моих мыслей, будучи очень напоминает то, что произошло в акциях протеста G8 в Генуе и Гетеборге около 30 лет спустя. Вернемся к фильму: левое движение в это время очень против полицейского государства, Западной Германии. Как хиппи 60-х годов, очевидно, не очень помогает с поворотом вещи вокруг, начале 70-х — вызванный с убийства Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, США ведут свою войну во Вьетнаме с Никсоном прихода к власти и западногерманского правительство обвиняют за просто быть марионеткой в руках империалистической Америке, некоторые люди хотели изменить положение к лучшему, не используя цветы и добрые слова. Эти люди были серьезно убеждены, что слово былой революции, и использовали похищение людей, бомбы и пули для изменения. Этот фильм является историей ядра Баадер-Майнхоф группы, и это близко к лучшим из политического кино я когда-либо видел, направление, действие, сценарий, монтаж и музыку.. .. это как если бы макияж вымывался от того, как политические фильмы обычно, оставляя зрителю решать, что правильно и неправильно. Это интересно посмотреть, как Баадер-Майнхоф группа работает как члены все более изолированной, просто взаимодействуют с их идеалами хардкор в качестве базового дела. Блестящий фильм и не очень рекомендуемый, конечно неважно, каковы ваши личные политические взгляды.

10 из 10

22 сентября 2013

Бунт молодого среднего класса

Малость однобоко освещаются события в ФРГ того времени. Ведь многие из основателей Фракции Красной Армии были изначально пацифистами. По началу действовали легальным путем, с помощью обращений, заявлений. Суды тоже толку не дали. Ведь если взять начало событий то молодые люди Германии были возмущены тем, что бывшие бонзы СС и Гестапо так и остались у руля страны. Вот историческая справочка, чтоб быть более объективным для просмотра фильма:

«Денацификация» официально кончилась в ФРГ 1 января 1964 г. За это время к ответственности было привлечено 12 457 военных преступников, причем осуждено лишь 6329 человек. Военные преступления не имеют срока давности — и до января 1980 г. в ФРГ суды рассмотрели 86 498 дел военных преступников. К тюремному заключению приговорено 6446 человек. Но тюремное заключение — понятие растяжимое. Комендант Дахау Михаэль Липперт получил всего лишь 18 месяцев тюрьмы. Генерал СС Зепп Дитрих, знаменитый убийца и садист, прославившийся тем, что лично застрелил Эрнста Рёма, получил тоже лишь 18 месяцев! Группенфюрер СС Карл Оберг и его ближайший помощник Гельмут Кнохен, руководившие фашистским террором во Франции, получили от французского суда смертный приговор, но были выданы германской стороне — и тут же освобождены. Иоганн Кремер, врач-палач из Освенцима, был приговорен польским судом к смертной казни. Власти ФРГ добились его выдачи и освободили. «Палач Дании» Вернер Бест, лично виновный в убийстве минимум 8 тысяч человек, вообще не был осужден и прекрасно жил, занимая высокооплачиваемую должность юристконсульта в концерне Стиннеса (суд над ним откладывался из года в год по причине «слабого здоровья»; со «слабым здоровьем» Бест дожил до 1983 г., когда дело против него было окончательно прекращено — «ввиду преклонного возраста»). Нацистские судьи, выносившие смертные приговоры антифашистам, десятками отправлявшие на виселицы «паникеров» в последние месяцы войны, не понесли никакого наказания — никто, «ни один-единственный», как с горечью писал известный немецкий драматург Рольф Хоххут.

Немецкие левые собрали к началу 70-х гг. доказательства вины 364 тысяч военных преступников. По их подсчетам, 85% чиновников МИД ФРГ должны были сидеть не в своих кабинетах, а в тюрьме. Из 1200 палачей Бабьего Яра, чья вина была документально установлена, перед судом предстали 12: один был повешен в Нюрнберге оккупационными властями, еще 11 судили в 1967 г. — уже германские власти — и все они отделались символическими наказаниями.

С точки зрения студентов-антифашистов, в ФРГ проходила не «денацификация», а «ренацификация». В 1955 г. парламентская комиссия во главе с Ойгеном Герстенмайером, председателем бундестага и личным другом небезызвестного Отто Скорцени, приняла решение, которое открывало доступ в бундесвер всем бывшим «фюрерам СС» вплоть до оберштурмбанфюрера, причем каждому из них сохранялся прежний чин.

Был принят «Закон об изменении ст. 131» конституции ФРГ, в соответствии с которым все бывшие нацистские чиновники и профессиональные военные подлежали восстановлению в своем прежнем положении, а если это невозможно — государство должно выплачивать им пенсии. В 1961 г. к закону было принято «дополнение N 3», которое распространяло действие закона на эсесовцев — членов организации, официально признанной в Нюрнберге преступной. Промышленники, чье соучастие в преступлениях против человечества было доказано, процветали — начиная с концерна Флика и кончая фирмой Дёгусса, занимавшейся при нацизме переплавкой золотых коронок умерщвленных в Треблинке в слитки. Нацистские военные преступники дорастали до министерских постов — как это было, например, с Теодором Оберлендером, командиром спецбатальона «Нахтигаль», который прославился массовым истреблением мирных жителей на Украине, — и даже до поста федерального канцлера, как это было с Георгом Кизингером, одним из разработчиков доктрины антисемитской пропаганды при Гитлере.

Вот против этого изначально и выступали эти люди. Что интересно организаторы движения все были из благополучных семей, средний класс, с высшими образованиями. Это был бунт нового поколения, под лозунгом — «Нами управляют те, кто организовывал Освенцим и Треблинку».

И напоследок государство по сути так и не смогло с ними справиться, они самораспустились.

23 августа 2013

«Благими намерениями вымощена дорога в ад». Ч. Т. Д.

Вся моя рецензия могла бы свестись к одному лишь высказыванию известной американской анархистки еврейского происхождения Эммы Гольдман: «Гораздо меньшее умственное усилие требуется для того, чтобы осуждать, чем для того, чтобы думать». Символичен тот факт, что слова принадлежат именно анархистке. Кому как не ей говорить о непонимании и слепом порицании. Создатели же фильма отличились тем, что позволили зрителям подумать самостоятельно, предоставили нам возможность быть свободными в выборе собственного суждения, а это в кинематографе большая редкость! Гораздо охотнее смотрятся киноленты, построенные по принципу «чёрное-белое и третьего не дано». Здесь же мы наблюдаем это самое «третье» на протяжении двух с половиной часов.

Для того, чтобы зритель не кидался в крайности, я бы сделала аннотацию к фильму более объёмной в плане исторического очерка о РАФ или же одним предложением в ней выразила призыв ознакомиться, как минимум, с программным документом этой организации. Можно, разумеется, этого и не делать, но мне кажется, что все мы хотим тратить своё время как можно более рассудительно и с пользой, памятуя о его ценности, а это возможно только в случае восприятия данной картины не столько с художественной, сколько с исторической точки зрения.

У истории есть одно неоспоримое достоинство: она одна, она неизменна. Правда у каждого своя, как известно, но история объективно может быть показана лишь так, как это сделано в картине «Комплекс Баадер-Майнхоф» и не иначе. А снять что-то очерняющее или же идеализирующее РАФ ещё успеют, я почему-то не сомневаюсь.

Главная мысль фильма, на мой взгляд, она же извечная дилемма: что важнее — цель или средства? Оправдывает ли первая любые действия, ведущие к её осуществлению? Даёт ли поставленная, пусть и самая что ни на есть гуманная и возвышенная, задача моральное право тем, кто её взялся выполнять, использовать методы террора? Я не берусь отвечать на поставленные вопросы, равно как и фильм не даёт на них ответы. В этом и есть его ценность: он пробуждает наши мозги и не даёт первую, это уж точно, после просмотра ночь спать сном младенца. Я много думала, 10 баллов за одно это создателям кинокартины.

Где ещё мы имеет возможность посмотреть на людей, столь крепко держащихся за свои принципы, на людей, столь резко реагирующих на мировую несправедливость, столь бесстрашно выделившихся из толпы и пошедших вразрез с нею прямиком в ад, зато с благими намерениями…? Вопрос риторический, потому что сегодня принципы покупаются, на неудобные «моменты» политики закрываются глаза, психология масс приведена в действие как никогда ранее. Мои слова не оправдание террористам, но сравнение их с остальными «нормальными» людьми, у которых тоже есть свои пороки, и, чьи грехи перед человечеством весомее, решает каждый сам для себя.

Смотрите, решайте.

25 октября 2012

Рискуя показаться смешным, хотел бы сказать, что истинным революционером движет великая любовь. Эрнесто «Че» Гевара

На радикализацию движения, на переход от мирных акций к вооруженным, на переход от единичных поджогов, исключающих всякие жертвы, к взрывам в общественных местах, на переход от убийств врагов движения к захвату заложников из числа мирных граждан — на все это государство отвечает ужесточением мер. Пойти на соглашение, даже если у террористов целый самолет заложников — женщин и детей — это означает дать слабину, которой непременно поспешат воспользоваться все несогласные и не только. Власть таким образом дискредитирует сама себя. Авторитет будет утерян навсегда. Восстановить его можно будет лишь кровавым режимом, в котором всякое несогласное слово будет сопровождаться автоматной очередью. Те оппозиционные движения, что не постесняются выложить свой путь такими жертвами, попробуют взять верх в противоборстве уже испробованными ранее методами, и вереница все более и более жестоких террактов за два года превратит жизнь любой, даже самой успешной страны в кромешный ад.

Государство выберет меньшую жертву. Люди — меньшая жертва. Оно ужесточит меры и распределение сил в этом бою будет очень не равным.

Ульрика Майнхоф. Этот неловкий момент, когда все побежали и ты побежал. А возвращаться уже поздно, потому что стреляют в спину…

(Сразу оговорюсь, что я не особенно знаком с историей РАФ, поэтому оцениваю художественную составляющую фильма, а не историческую справку.)

Всегда чтившая первоначальные цели организации, Ульрика до последнего стояла на том мнении, что от плана отходить не следует. Что террор ради террора — бесполезный метод, не ведущий ни к чему, кроме как еще большему кровопролитию. Увидев слезы этой женщины, захотелось озвучить одну-единственную мысль, которая непременно была у нее в голове в тот момент: в конечном счете все хотели сделать мир лучше. Все хотели видеть свою страну иначе, лучше и, как бы парадоксально ни звучало, — добрее. Увы, есть те прекрасные миры, до которых не ходят мирными путями. И горе тем людям, что о них мечтают.

В конце стало очевидно, что сама цель существования организации утонула в крови и превратилось в простую резню. Разворачивая войну, сложно сохранить честь, идею и священный принцип. Бой на выживание — при таком распределении сил он всегда скатывается к жалкой погоне, бесперспективным лозунгам, мелочному и не очень желанию мести. Мне не симпатичны герои фильма. Странно смотреть и осознавать, что все это снято по реальным событиям. Кажется, что сейчас такая организация, где лидер больным страстям позволяет брать верх над холодным расчетом, не продержится и двух недель, а они имели такой ошеломительный успех.

Впрочем, может, эта смесь непоколебимой веры в успех, отваги и гордости и стала залогом их успеха? Расчет в любой момент может дать сбой, а сердце, даже в таком деле, не обманет… Кто знает, кто знает.

9 из 10

16 мая 2012

Я заметила, что основная идея фильмов на тематику, подобною теме этого фильма, сводиться к тому, что не нужно этого делать. На первый взгляд показано, как круто быть бунтарем, бастовать, протестовать, бороться за благородные идеи и идти против жестокой власти. Но так же и показано, что всё это дело заканчивается, как правило, плачевно для зачинщиков и их последователей. Потому даже в таких фильмах чувствуется налет контроля или зависимости; хотя, возможно, я путаю это с реальность. Ведь если поразмышлять, то силой ещё никто никогда не добился чего-то путного, от чего всем стало бы хорошо.

И вообще сама организация протеста дело нелегкое, требующее сильных лидеров, у которых был бы четкий план, которых слушались бы и за которыми следовали бы люди. Вот, например, в фильме показано, как у некоторых из протестующей группы стали сдавать нервы, начались ссоры, да даже у самого главного, так скажем, вдохновителя Бадера слегка поехала крыша, и он стал слишком сильно проявлять свою агрессивность. А ещё в таких делах нужно всем своим существом верить в свои убеждения, потому что они потерпят жесточайшую критику и всяческие негативные действия со стороны несогласных и власти. Довольно сложно в таких ситуациях пожертвовать всем ради ИДЕИ. А в фильме показано, кто как с этим справился.

Фильм я бы назвала документально-художественным. История о реальных событиях, сыгранная прекрасными актерами. Здесь сыграл Стайп Эрцег, который снялся в «Воспитателях» — ему, похоже, нравятся эти идеи бунта.

Довольно долгий фильм, два с половиной часа, я немного устала смотреть. Но посмотреть интересно.

27 февраля 2012

Агрессивная справедливость -это справедливость или просто агрессия?..

Снял картину Ули Эдель. Сразу его не узнала, посмотрела фильмографию. Это оказался тот режиссер, который снял реалистичный фильм о девушке наркоманке Я-Кристина.

Комплекс Баадер-Майнхоф -ретроспектива периода в Германии, когда действовало знаменитое движение Фракция красной армии (ФКА/РАФ) -молодежная организация, борющаяся с правительством против поддержки Германией политики США (войны Израиля в Палестине, войны во Вьетнаме, действий в Африке) Начиная как протестное движение, оно постепенно переросло с террористическое. Начало положили манифестации, а продолжением стали кражи, убийства, ограбления. Когда основатели РАФ попали в тюрьму движение зажило своей бесконтрольной жизнью. Так вроде все выглядит с первого взгляда. Но не все так однозначно. И этим фильм хорош!

Режиссер не делает попыток принять чью-то сторону. Фильм начинается с жестокого избиения протестующих полицейскими (это кста для меня как кадры актуальные из нашей страны, подумалось везде одно и то же..) И это стало некоторым толчком к изменению стратегии протестующих, к выбору агрессивного пути.

Очень интересный персонаж-журналистка Ульрика Майнхов в исполнении Мартины Гедек. Она успешна, как никак лучшее перо германии, у нее двое детей, и она отнюдь не радикальна, но однажды с ней случается слом и она превращается в ярого борца, а потом в потерявшего всякую надежду на успех человека.

Но с другой стороны не стоит думать, что эти люди были стойкие борцы за справедливость. Никакой организованности в общем -то не было, зато был свободный образ жизни, драйв, угоны машин для собственного удовольствия. Однако цели их первоначальные были очень достойнейшие. Но пытались ли их слушать? Один лишь начальник уголовной полиции, которого блистательно сыграл любимый мной Бруно Ганц, пытался обратить внимание общественности на корни этой проблемы, понимая что без влияния на причину, следствие не устранить. Но как видно из фильма, и как показала история, менее всего общество готово искать причины в себе. А ведь проще объявить этих людей террористами-убийцами и однозначным злом.

С другой стороны можно ли оправдать благими целями крайне отрицательные действия? И когда случайное переросло в закономерное? Отличный фильм, есть о чем подумать. Кстати основателя этой группы очень экспрессивно сыграл Мориц Бляйбтрой.

Тема сама по себе заинтересовала меня и собираюсь начать читать роман Шлинка Три дня-об одном из таких терористов РАФ дабы увидеть все глазами еще одного немца.

9 из 10

29 сентября 2011

RAF — смысл жизни в её отсутствии.

Фильм демонстрирует иллюзию автономности революционеров-анархистов. Политика — ремесло тёмное, еще не время показать связь террористов, криминала, спецслужб и политиков в разных частях Европы.

Фильм сделан на отлично. Смотрится на одном дыхании. Явный успех актёрского коллектива. Можно смотреть много раз.

28 ноября 2010

F.cking and shooting are the same.

Конец 60х вместе с рок-музыкой, сексуальной революцией также принесли и совершенно другое явление — леворадикальные террористические группы: «Красные бригады» в Италии, «Прямое действие» во Франции», «Фракция Красной Армии» (сокращенно ФКА, но более общепринята транслитерация с немецкого сокращения РАФ) в ФРГ и многие другие.

В данном фильме речь идет об РАФ, в частности о первом и частично втором поколения этой организации: с покушения на лидера западногерманского студенческого движения Ручи Дучке, совершенное ультраправым студентом Йозефом Бахманном в 1967 году до периода называемого «Германия осенью» (1977—1978 гг.).

Конечно РАФ по идеологии, структуре мало чем отличался от других подобных групп, но у них был другой феномен — огромная популярность их идей. В частности на похороны Ульрики Майнхоф пришло тысячи студентов и даже тяжелораненый Ручи Дучке, Райнер Вернер Фассбиндер за некоторые свои фильмы был объявлен «симпатизантом» и подвергнут травле, Жан-Поль Сартр навещал Андреаса Баадера в тюрьме «Штанхайм» и даже BMW до сих в Германии называют «Baader-Meinhof Wagen».

Но перейдем непосредственно к характеристикам художественной стороны фильма.

Для начала нужно уделить несколько слов постановщику. Ули Эдель режиссер очень неоднозначный. Начав с работы на телевидении, он дебютировал в 1981 году мрачной драмой «Я Кристина» про реально существовавшую наркоманку Веру Кристиану Фельшеринов, но затем перебрался в Голливуд, где начал снимать проходные фильмы вроде «Тело как улика», но этот фильм никак нельзя назвать проходным.

Автор исследует беспристрастно всех персонажей, в отличие от Жана-Люка Годара в его леворадикальный период, который акцентировался только на классовой борьбе и идеях маоизма.

С первых минут понятно, что РАФ рано или поздно обречено на поражение, из-за неорганизованности ее членов, например в одной сцене Андреас Баадер, будучи в розыске, разъезжает на огромной скорости в угнанной машине и даже не может четко назвать полицейскому имя с поддельных документов. Но ярче всего это демонстрирует сцена в иорданском тренировочном лагере Организации Освобождения Палестины, где герои не подчиняются общей дисциплине, ругаются с инструкторами и в конце-концов их выгоняют из лагеря. Так что по задумке автора эти террористы просто «дети 1968го», которые в стремлении выглядеть «современной свободомыслящей молодежью» зашли слишком далеко.

Но фильм также показывает первоначальное бессилие государства против эскалации волны насилия. И причина тут проста — они не хотят глубоко исследовать эту организацию, просто считая ее за банду уголовников и принимая из-за этого множество непродуманных решений, которые только плодят сочувствующих РАФ. В частности они «сделали мучеников» из Хольгера Майнса, дав ему заморить себя голодом в 1974 и отказали в медицинской помощи тяжелораненому участнику захвата посольства в Стокгольме Зигфриду Хауснеру в 1975 году. И к призывам главы криминальной полиции Хорста Герольда понять мотивы террористов они прислушались слишком поздно, когда в дело вступило «второе поколение».

И финал это отнюдь не триумф государства над РАФ, как известно организация самораспустилась только в 1998 году.

Подводя итог хочется сказать что получился хороший фильм, который не так глубок как «Здравствуй, ночь» Марко Беллоккьо, но он будет интересен более широкому кругу зрителей из-за духа 70х, хорошей игры актеров, экшн-сцен, не «трясущейся камеры» оператора и отличного монтажа.

8,5 из 10

31 октября 2010

Жизнь в красном цвете

RAF(Фракция Красной Германии) — леворадикальная террористическая организация, образованная в ФРГ в 1968 году и просуществовавшая до 1998 года, в котором состоялся официальный роспуск. За тридцать лет деятельности ими было совершено множество различных акций — взрывы, похищения людей, угоны самолетов, ограбления банков; и сменилось три поколения членов RAF. «Комплекс Баадер-Майнхоф» рассказывается о первом и самом ярком из них, охватывая период с 1968 года по 1972 год.

Кино о конкретных исторических периодах и личностях очень часто бывает тяжеловесным — большой хронометраж и множество действий, в которых очень легко запутаться, особенно если зритель не знаком с конкретным историческим материалом или осведомлен в нем недостаточно хорошо. Но «Комплекс Баадер-Майнхоф» начисто лишен этой тяжеловесности — даже будучи незнакомым с RAF очень легко понять, кто против кого воюет и зачем, а хронометраж в два с половиной часа нисколько не напрягает, поскольку позволяет показать предпосылки, становление организации и последующих крах первого поколения. То есть, можно четко проследить за трансформацией жизни лидеров RAF до, во время и даже «после» (в тюрьме и неволе) и это не может быть не увлекательным, поскольку показано, прежде всего, через их взаимоотношения между собой, через конкретные личности, а не абстрактные теории.

Вот она — Ульрика Майнхоф — успешная журналистка, обладающая «подвешенным» языком и умением работать с людьми. Растит двоих детей, выступает на телевидении. К ее мнению прислушиваются, а жизнь довольно хороша. Но потом происходит некий личный крах и постепенно это приводит почти пацифистку на кресло «королевы» красного террора. Дети брошены и забыты, а борьба за свободу обретает извращенные методы. Интереснее всего наблюдать именно за трансформацией Ульрики, потому что из трех основных лидеров движения (Баадер, Майнхоф, Энслин) ее судьба наиболее противоречива, а выбор более непонятен.

Фильм будет интересен молодежи не только темой ярой борьбы за свободу, коей озабочены многие в юном возрасте, но и съемками — избиение так избиение, стрельба так стрельба, взрыв так взрыв. Все снято очень ярко и динамично — кожаные крутки, обнаженные тела («Трахаться и стрелять это одно и тоже») и вакханалия террора в которую они вовлечены. Динамика, наряду с последовательным изображением этапов становления и развития RAF, позволяет совершенно спокойно высидеть два с половиной часа.

Режиссер занимает верную позицию беспристрастности к героям, у него нет любимчиков и никого он не показывает только с хорошей стороны или наоборот исключительно с плохой. В концовке жизни первого поколения RAF и фильма Ули Эдэль придерживается четкой позиции, в то время как история допускает два варианта. Но это не важно, он показал главное — для одних все закончилось, а для других только началось.

28 октября 2010

Звёзды и автомат Калашникова

Конец 60-х — начало 70-х — далеко не самое спокойное время в Европе. Социальный кризис во Франции приводит к демонстрациям, всеобщим забастовкам и массовым беспорядкам. В Италии действуют бойцы «Красных бригад», воспевающие революцию. В Германии, благодаря стараниям Андреаса Баадера, Гудрун Энслин, модной журналистки Ульрики Майнхоф и другим левым радикалам, появляется RAF — т. н. «Фракция (или «ячейка») Красной Армии» (нем. Rote Armee Fraktion). RAFовцы разворачивают партизанскую войну (городскую герилью), направленную против буржуазии, государственного аппарата и полицейского произвола. Их методы отнюдь не безобидны: взрывы, поджоги, грабежи, захват заложников, убийства. Приветствовалась полная сексуальная свобода: многие члены RAF из-за бурной и перенасыщенной сексуальной жизни находили половой акт довольно нудным занятием.

Однажды, одного из членов RAF по имени Хорст Малер спросили: «Почему же за вами не пошло большинство, вы же были известнее рок-звезд?». Бывший адвокат и террорист, отсидевший свой срок печально заметил: «Потому что большинство всегда видит себя в роли жертвы, особенно — случайной жертвы, но никогда не представляет себя бойцом». Сейчас это кажется странным, но в то время находилось достаточно сочувствующих «Красноармейской ячейке». Среди них были и довольно известные личности: французский писатель Жан-Поль Сартр брал интервью у заключенного Баадера, художник-постмодернист Йозеф Бойс посвящал «героям-мученикам» свои инсталляции, еще один художник Герхард Рихтер делал их огромные портреты в стиле поп-арт, а знаменитый немецкий режиссер Райнер Вернер Фасбиндер за сочувствие к членам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», независимо от их социального положения подвергались травле, запугиванию, и даже лишению работы. Когда стало известно о смерти Ульрики Майнхоф, на ее похороны пришло несколько тысяч студентов, одевших черные маски, держащих траурные ленты, на которых была изображена эмблема RAF (в виде звезды и автомата Калашникова) и написаны слова: «Товарищ Ульрика, революция отомстит за тебя!».

RAF были популярны настолько, что даже велись рассуждения о том, кто наиболее подвержен такого рода деятельности — начитанные девицы с претензиями и комплексом миссионерок и парни, выросшие без отцов, возомнившие себя кинозвездами или бывшие «конторские крысы», уставшие от бумажной возни. Кто знает… В дореволюционной России, например, использовался термин «революционер-психопат». Очень романтичными казались некоторым идеи призрачной свободы, за которые не жалко отдать свою жизнь метнув бомбу.

А на счету RAF числятся угнанные машины и захваченные самолеты, взрывы офисов и ограбления банков, политические похищения и убийства бизнесменов, директоров, полицейских. Без невинных жертв таких акций просто не бывает.

Ули Эдель снял фильм по мотивам одноименного бестселлера Штефана Ауста, редактора журнала «Шпигель», который был знаком со многими членами «фракции». Режиссер не выказывал явных симпатий или антипатий, а просто снял достаточно динамичное, более-менее объективное кино, которое смотрится значительно живее таких лент как «Легенды Риты» или «Здравствуй, ночь». Кстати, сам Ауст после просмотра «Комплекса Баадера-Майнхоф» заявил следующее: «Я изменил отношение к тем событиям. Мне кажется, что за действиями «Фракции Красной Армии» стояли скорее личные амбиции членов этой организации, чем их политические убеждения.»

18 сентября 2009

В этот день для них мир приобрел совсем новое значение. Журналистка Ульрике Майнхоф и активист Андреас Баадер — это люди, как маленькие песчинки на пляже, которые пытаются противостоять уже набравшую ход машину, известную во всем мире под названием «политика».

История берет достаточно длительный период времени, и происходит на фоне таких событий как Исламская революция в Иране, военная интервенция США во Вьетнам, избрание Ричарда Никсона президентом США, теракт в Мюнхене на Олимпийских играх и т. д. И если взять во внимание хотя бы предположительные идеи существования политики противостояния «Баадер-Майнхоф», то совсем не на словах мы видим общеизвестный слоган, который неоднократно повторял застреленный кандидат в президенты США Роберт Кеннеди «Насилие способно порождать только очередное насилие».

Фильм не дают нам ответов, просто ставит в открытую вопрос — куда мы катимся? Быть может, человечество заранее было предназначено на самоуничтожение, неумение найти компромисс и конструктивный диалог — большая слабость человека в наше время.

Фильм снять в спокойной манере, иногда его смотреть откровенно трудно, много лишних диалогов, но картина нужная для общего познания, да и просто ради любопытства посмотреть каким образом создается термин «терроризм».

8 сентября 2009

Идеология или патология?

Как человек, ранее не знакомый с историей РАФ, могу сказать, что фильм с художественной точки зрения просто отличный.

Атмосфера эпохи передана с такой точностью, а события представлены настолько объективно, что остается только аплодировать. Помните фильм «Мать» — там тоже о террористах, но без идеологической основы. Поэтому российский кинематограф смог это снять. А теперь представьте объективный художественный фильм российского производства о событиях например, в Волгодонске или Москве в 1999? Американцы, например отразили события 11 сентября в одном из фильмов как подвиг пожарного с лошадиным, удивленно-страждущим лицом. Так что Ули Эдель молодец, что вообще осмелился снять фильм на эту тему, будучи сам немцем. Ведь это же не такая давняя история. Господа Монхаупт и Клаар были освобождены только пару лет назад, проведя четверть века в тюрьме. Так что это события касаются непосредственно наших дней. Так что, борьба продолжается?Думаю, да.

Поэтому — 10 из 10

3 августа 2009

Увлекательная немецкая драма про революционеров/террористов в Германии 70-х годов.

Название и тема фильма меня отпугивало несколько недель, я большинство зрителей, думаю, и вообще будет отпугивать всю жизнь, хотя в итоге фильм оказался не только информативным, но и довольно увлекательным. Арт-хаусом эту картину обозвать сложно.

Тема вообще благодатная. Начинается фильм с жесткого разгона полицией студенческой оппозиции. В принципе сам разгон демонстрации сразу напоминает нам о том, что происходит у нас в стране чуть ли не каждый месяц. После этого студенческая коммуна из оппозиции только еще сильнее сплочается, и сразу же начинают активные действия против власти. Начинают с поджога магазина, а потом уже переходят к взрывам, ограблением банков, убийствам и так далее.

К сожалению тот шаг от демонстраций до убийств в фильме показа не явно, как будто бы создатели сразу нам намекают, на отсутствие реальных политических амбиций у главных героев. Вообще судя по фильму их сложно назвать революционерами, так как они явно показаны простыми террористами, без серьезных политических планов, и уж тем более без реальных вариантов изменения ситуации. Мне вообще показалось странным, что к насилию и к убийствам их сподвигло наступление США на Вьетнам и поддержка американского правительства немецким. Я вот честно, никогда в жизни бы не пошел бы на преступление из-за чужой войны.

В любом случае, фильм показывает нам этих террористов как людей в целом довольно ограниченных, но с высокими утопическими идеями, которые в итоге выливаются только в очередные убийства и преступления.

В главной роли отличный немецкий актер Мориц Бляйбтрой, который здорово передает внутренний мир революционера, который на глазах становится банальным террористом, но сам уже ничего не может с этим поделать. Бойцовский клуб уже и без него работает по всей Европе. Жаль, что в сценарии его персонаж прописан не так хорошо, а бОльшая часть фильма уделена их акциям.

В общем, очень интересный фильм, который рассказывает правдивую, и от того еще более интригующую историю организации RAF, на счету которой десятки, если не сотни убийств и террактов. К сожалению, создателям не удалось раскрыть полностью персонажей, которые стояли у истоков этого движения, но хотя бы были отражены наиболее яркие их деяния.

8/10 (хотя эту благодатную тему могли бы раскрыть и более детально)

P.S. Курьенье в фильме не маловажная деталь. Курят здесь абсолютно все, и при чем во всех местах. Сейчас это особенно странно смотрится.

P.P.S. Кстати само немецкое правительство не показано в фильме каким-то особо фашистким. Уверен, что если бы у нас такие акции происходили бы, то с ними бы разобрались намного более жестко и сразу, так что причины такого восстания молодежи я так четко и не понял. Явных поводов для восстания с оружием в руках я не увидел.

P.P.P.S Ну и, конечно, «респект» нашим прокатчикам. Ну кто же пойдет в кино на немецкий с фильм с названием Комплекс Баадер-Майнхоф???

8 из 10

30 июня 2009

В белом венчике из роз…

Андреас Баадер. Гудрун Энслин. Ульрика Майнхоф.

Время: 1967 — 1977. Десять лет адреналина, крови, ловушек, взрывов, пуль и смертей. Фильм спорный и жестокий. Причем жесток ко всем героям: и к яростным революционерам, и к их жертвам. Неизвестно, как можно рассудить — кто был прав в этой борьбе, но то, что она была слепой, сомневаться не приходится.

Начинается картина с идиллии: нудистский пляж, Ульрика с мужем и детьми. Она — знаменитая журналистка, лучшее перо ФРГ. Следующий фрагмент — 2 июня 1967 года, демонстрация протеста против визита иранского шаха в ФРГ. Полиция жестоко расправляется со студентами. Эдель снял эту сцену, словно полицейские — не соотечественники протестующих, вышедших на площадь, а механизмы; роботы, запрограммированные на убийство. Этот день — старт событий, поджегших спокойный и уютный мир послевоенной Германии, сытой и засыпающей.

Это — время анархии, когда по миру молодежь пылала яростью, черпала жизнь в погонях, бунтах и воплощала свои убеждения: кто — цветами, а кто и самодельными бомбами. Дни, когда различия между живым и мертвым были видны, слова вонзались прямо в сердца, а восклицательные знаки свистели свинцом. Группа молодых людей, воспитанных поколением, которое мечтало больше не видеть войны, подарила новую войну своей стране: «красный» террор.

Эдель, режиссер отталкивающего «Последнего поворота на Бруклин», смехотворного «Тело как улика» и кучи телевизионного барахла, разразился фильмом, который, мягко говоря, вышел не к месту. То, что члены «Фракции Красной Армии» выглядят, словно модели, прожигающие ночи в вечеринках — это нормально? Или режиссер прячет фигу? Подобных лент несколько, и «Комплекс» ложится интригующей деталью в пазл из «Легенд Риты», «Голода» (2008) и «Мюнхена» (для галочки), но здесь пристальней показаны способы убийства непокорных машиной. Подумалось, что такой жестокий манифест не выйдет у нас официально, слишком обаятельными поданы главные герои. Хотя, возможно, ошибаюсь; всем срать.

Картину выдвинули на соискание «Оскара» за лучший иностранный фильм. Вот уж действительно странно: схваченный документальностью нерв абсолютно антиамериканский. Или им польстил декаданс, пронизывающий неумелую и импульсивную подготовку к терактам? Когда смотришь «Комплекс», понимаешь, что терроризм… невозможен без санкции государства. Получается, Киноакадемия высказалась на высказывание? Хм.

К героям испытываешь сочувствие. И странно было читать критиков, которые утверждали, что Эделю удалось сохранить чаши весов в равновесии. Именно троица показана обстоятельно, прочие — второстепенные фигуры на доске, о каких весах может идти речь? Другой вопрос, что эти герои заведомо проигравшие. Мечта умереть в борьбе за правое дело не всегда обращается желанной смертью. Бывает и так, что могут сломить, и ты откажешься от друзей и себя самого. Неужели автор через этот ужас высказывает скепсис по поводу новых революционеров? И возможно ли это вообще? Возможно, что когда-нибудь не будет государств и границ? И обретет плоть мечта этих романтиков? Кажется, только по негативному сценарию.

Самая сложная вещь — уверенность в том, что ты прав. Эта уверенность позволяла нажимать на курок, отправлять на смерть, уничтожать в застенках. Не является ли для кого-то эта уверенность единственной возможностью прийти к Б-гу? Осиянным светом.

10 из 10

29 июня 2009

Какова революция в Германии?

Темы, связанные с терроризмом будут популярны среди общественности, столько сколько терроризм будет существовать. Проблема это давняя, острая, не раз освещавшаяся различными режиссерами, но до сих пор вызывающая интерес зрителей. Но с какой стороны мы обычно видим сам террор? И кто вообще такие террористы? Чем отличается терроризм от политического протеста и где грань?

«Комплекс Баадер-Майнхоф» — фильм задевающий, цепляющий, заставляющий задуматься. События, происходящие в картине, касаются кровавого террора, проводимого так называемой бандой Баадер-Майнхоф в 70-х годах в Западной Германии. Начавшиеся акции протеста революционера Андреаса Баадера, журналистки Ульрики Майнхоф, Гудрун Энсслин и их боевой группой, которые в 1968 году развязали войну с собственным правительством и его политикой поддержания военной машины США. Так называемый комплекс Баадер-Майнхоф вел свои акции с лозунгами — «Мы против войны во Вьетнаме», «Израиль не должен воевать с Палестиной». Всё это позже вылилось в кровавый террор, в котором пострадали многие федеральные чиновники, военный и полиция, о чем и повествует собственно фильм, вплоть до развязки истории с группой Баадер-Майнхоф.

Самый большой плюс фильм а, в плане подачи какой-то мысли зрителю, в том, что Ули Эделл снял кино, в котором нет хорошей и плохой стороны. Нам не покажут — «вот эти правы, а это плохие парни». И хотя действие картины ведется от лица радикалов Фракции Красной Армии (официальное название группы Баадер-Майнхоф), вы не увидите героев революционеров или доблестных стражей порядка.

Нет, данное произведение — это взгляд на историю, какой бы она не была. Собственно удивительно наблюдать, что в мифически благополучной Западной Германии, где в отличие от тоталитарной ГДР был более мягкий режим, в 70-е творился ужаснейший террор, как со стороны правительства, которое давило радикальные движения, так и со стороны радикалов, творивших беспредельные и жестокие акции. Кто знает, был ли за этим скрытый агрессивный терроризм, угрожающий обществу или правительство действительно было жестоко?

В любом случае картина показывает, что точно сказать, кто был прав нельзя. Ведь в итоге каждая из сторон — что бойцы радикальной группировки, что маховик правительства — пытались достичь своей цели, не считаясь с людьми, и как карточный домик сметали всё на своем пути. Судьбы поломаны, внутри группы не все были уверены в правильности того, что они совершают. В машине власти, тоже были думающие люди, такие как руководитель уголовной полиции Хорст Херольд. Но водоворот истории засасывает дальше и ему плевать на людское мнение.

Прекрасный подбор актеров сыграл свою роль даже больше, чем отличный сценарий. Хочется выделить Морица Бляйбтроя — уж очень он убедителен в роли Андреаса Баадера. Удивила Мартина Гедек, которая очень творчески подошла к своей роли и буквально вжилась в роль Ульрики Майнхоф. Также порадовали своей игрой Винсент Кифер и Бруно Ганс, а также просто приятно было увидеть на экране Яна Йозефа Лиферса.

Операторская и режиссерская работа безупречна — ни дерганой камеры, ни глупой клиповой нарезки, но при это всё очень на современном уровне, динамично, интересно. Сценаристу вообще удалось отлично раскрыть судьбы главных героев, показать в мелочах их страдания и цели. Фильм не смотрится с визуальной точки зрения, как историческая хроника, но со смысловой стороны ею является. Хотелось бы также отметить отличный саундтрек, который подобран очень достойно.

Вывод: Фильм получился интересным, откровенным и не стеснительным в деталях (здесь и кровь, и обнаженка), но при этом не утратил главное — глубочайший смысл. И ответ на вопросы в начале отзыва каждый зритель найдет для себя сам, найдет и задумается.

Хорошее немецкое кино. Смотреть хотя бы для знания истории.

20 апреля 2009

Боевик Комплекс Баадер-Майнхоф в прокате с 2008 года, дебют состоялся более 16 лет назад, его режиссером является Ули Эдель. Кто снимался в кино, актерский состав: Мартина Гедек, Мориц Бляйбтрой, Йоханна Вокалек, Надя Уль, Стипе Эрцег, Нильс-Бруно Шмидт, Симон Лихт, Дэниэл Ломмацш, Себастьян Бломберг, Хайно Ферх, Ян Йозеф Лиферс, Eckhard Dilssner, Ханна Херцшпрунг, Том Шиллинг, Бруно Ганц.

Расходы на создание кино оцениваются в 20000000.В то время как во всем мире собрано 26,036,484 доллара. Производство стран Германия, Франция и Чехия. Комплекс Баадер-Майнхоф — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.