Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сохранить любовь |
английское название: |
Electroshock |
год: | 2006 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Хуан Карлос Клавер |
сценаристы: | Хуан Карлос Клавер, Аугусто Мадарьяга |
продюсеры: | Хуан Карлос Клавер, Ксавьер Креспо, Норберт Льярас, Хорди Редью |
видеооператор: | Хавьер Куинтанилья |
композитор: | Алехандро Роман |
художники: | Наташа Фернандез, Марибель Пералта |
монтаж: | Роза Мария Харто |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 марта 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Может быть, я бы никогда не узнала об этом фильме, если бы не прекрасная и, к сожалению, малоизвестная у нас актриса Суси Санчес, творчеством которой я увлеклась. Но в ее фильмографии «Сохранить любовь»/«Электрошок» был, поэтому пришлось смотреть. Не сказать, что это стало сложной задачей — сюжет фильма интересен и в общем-то держит в напряжении до самого конца, но всегда есть «но».
Во-первых, конечно, пришлось смотреть в крайне убогой одноголосой озвучке, однако тут уж надо человека скорее поблагодарить, ведь без такой озвучки перевода не было бы вообще. Да и не самое главное все же, кто там и как читает текст. Просто этот непрофессиональный, очень юный и срывающийся женский голос наиярчайше подчеркнул минус уже самого фильма, который я и вынесу во-вторых.
Во-вторых, мне категорически не понятна задумка создателей фильма — заставить женщин возраста 50+ играть девушек 25 лет. Нет, идея ясна: показать всю сложную жизнь героинь с максимально доступного возраста, но… Но невероятное заключается в том, что ровно с таким же успехом можно было сделать героиням возраст хотя бы 35 лет, что выглядело бы более правдоподобно с учётом реальных возраста и внешности актрис и — самое удивительное — более интересно. Ибо переживания юности практически всегда выглядят менее впечатляющими, чем драма двух взрослых сложившихся личностей, в данном случае ещё и женщин, ещё и в условиях диктатуры Франко. То есть этот сомнительный ход с немолодыми бабушками в роли молодых девочек выглядит дико и, к тому же, совершенно не оправдан, поскольку по сюжету возраст героинь в принципе не имеет никакого значения, и будь они там старше, ничего бы существенно не изменилось.
Не спорю, актрисы выглядят моложе своих лет, да и бывали случаи в кино, когда взрослые женщины играли молодых девушек (как та же наша «Золушка»), но тут опять появляется одно «но». Для этого нужно не просто хорошо выглядеть, но и очень, очень, невероятно хорошо и тонко играть, забывая о собственной зрелости, а в данном фильме это делает только одна половина пары. Суси Санчес. У неё действительно получилось сыграть так, что приступ тошноты от несоответствия визуального образа подразумеваемому возрасту не наступал. Все даже выглядело органично — смущение, наивность, робость, доброта светлой души, женское отчаяние, страх, сила духа, желание бороться и в то же время невозможность жить без любимой женщины, своего рода больная зависимость. Актрисе удалось передать ведомость и привязанность, пассивность в паре, но не в жизни, молодые и взрослые черты героини, и даже дурацкая причёска под пятилетку и задача выразить мысль сценариста и режиссёра «ляля, мне 20 лет» не испортили образ. Возможно, потому что формального акцента на возраст данной героини все же не было, её никто не называл малышкой, не подчеркивал, что она ещё вчера ходила в школу и прочее. А вот в случае с героиней Кармен Элиас все вышло куда хуже. Начнём с того, что, когда в одной из сцен, мамушка чуть старше самой актрисы причитала «что же будет с её малышкой» и «мы должны её вылечить и познакомить с хорошим молодым человеком», а сама «малышка» с глубокими мимическими морщинами во все лицо в это время сидела на диване и достаточно фальшиво плакала, создавалось ощущение полного сюрреализма. То есть понимаете, «малышка» — это не фигура речи, не выражение вечных чувств матери к ребенку, нет. Они пытаются нам доказать, что вот этой немолодой женщине едва 25 исполнилось. В таких моментах меня конкретно клинило. И самое ужасное в том, что и сама Кармен не тянула свою роль совершенно. В ней не было глубины, двойного дна, одни поверхностные слезы и качания головой, заламывания рук и взгляд в никуда. Более того, в любовь Пилар к Эльвире мало верилось, она слишком схематична, в то время как Эльвира как раз раскрылась полностью в этой любви. Это сложно описать, это надо видеть — Суси и Кармен сыграли на совершенно разных уровнях, что ещё больше усилило ощущение дисбаланса. Возможно, их стоило поменять местами, ведь роль Суси сюжетно более простая и понятная. А возможно, и нет, ведь Эльвира в итоге промучилась за всех — и за себя, и за Пилар, и за её семью, и за отсутствие своей, ведь как бы там ни было, а Пилар получала заботу и любовь родных, замыкаясь только на свою трагедию, тогда как у Эльвиры не было никого. Не уверена, что Кармен смогла бы и такое передать. Ни в коем случае не оскорбляю её, но, как по мне, эта история осталась ею не понята. Возможно, Суси сыграла лучше в силу личной похожей истории (которую она не скрывает в целом), а возможно, она все же более глубокая актриса. Факт остаётся фактом — на роль Пилар стоило взять другую актрису, поскольку даже в финальной сцене не хватило того самого надрыва, драмы, отчаяния.
К сценаристам тоже есть вопросы. Скачки времени то слишком быстрые, то слишком медленные. Например, когда врач говорит о «тёмных временах психиатрии» как о чем-то очень далёком, а по сюжету максимум десять лет прошло, это тоже выглядит неправдоподобно. Завязка фильма наоборот крайне смазана и неоправданно коротка. Осознание конкретного временного промежутка осложняет ещё и то, что актрисы выглядят абсолютно одинаково на протяжении многих лет.
Не хватило эротизма, и не потому, что я такой любитель порнухи, а потому, что, когда героиня скучающим тоном говорит в камеру, что после лечения заново привыкает любить свою женщину и спать с ней, это нужно показывать, а не только рассказывать. Как и сдвиги в её психике. А не ставить зрителя перед фактом: Пилар теперь даже женщин на пляже осуждает. Не хватило натурализма, иллюстраций, да. Почему? Да потому что сама идея фильма не только и не столько в ужасах варварского лечения «неправильной» ориентации, а в том, можно ли восстановиться после и как, можно ли снова прийти друг к другу, несмотря ни на что.
Так вот идея в фильме есть, а картинки нет. И сама идея заслуживает очень высокой оценки. И как память об истории, страшной истории (электрошоком ориентацию в Испании лечили и в 70-х, всего несколько десятилетий назад, как это и показано в фильме), и как своего рода мораль — кто-то борется, а кто-то нет, и не всегда понятно, кому из них повезло больше. Очень жаль, что раскрыть идею полноценно не смогли. Получился все же «Электрошок», а не «Сохранить любовь», если использовать аналогию с двумя вариантами названия фильма. Хотя есть и очень сильные моменты: путь следователя-гомофоба, на котором он борется с самим собой, и путь матери, которая сломала дочери жизнь и очень долго осознавала это. За эти линии я бы дала фильму дополнительные баллы. Как и за чудесную сцену, когда Пилар вешает Эльвире кулон на шею — вот там и эротизм ситуации, и очень трогательное смущение Эльвиры, которая при всей своей наивности все прекрасно понимает.
Кстати говоря, официальное описание фильма не отражает его суть. Нет там молодых девушек, подружившихся и решивших снять квартиру. История о другом и начинается тоже с другого. И это все к той же теме — вы не сразу поймёте, что у героинь, оказывается, начался и уже вовсю идёт роман, ведь после определённой и довольно нейтральной сцены об этом узнают все, кроме зрителя. Нет, все же нельзя нарушать принцип «показывай, а не рассказывай».
Подводя итоги, за мощную идею, глубокие линии и талантливую Суси Санчес я ставлю фильму «Сохранить любовь»/«Электрошок» 6 баллов. Об остальном скорблю — такой шикарный замысел можно было реализовать куда лучше.
P. S. Постеры к фильму совершенно ужасны, за этот жуткий неумелый фотошоп создателям картины тоже следовало бы надавать по ушам.
6 из 10
24 мая 2019