Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Синдромы и столетие |
английское название: |
Sang sattawat |
год: | 2006 |
страны: |
Таиланд,
Франция,
Австрия
|
режиссер: | Апичатпонг Вирасетхакул |
сценарий: | Апичатпонг Вирасетхакул |
продюсеры: | Чарльз де Мо, Апичатпонг Вирасетхакул, Оливье Акнен, Саймонд Филд, Кит Гриффитс, Пантхам Тхонгсангл, Майкл Дж. Вернер, Вутер Барендрехт, Дэвид Этлан Джексон |
видеооператор: | Сайомбху Мукдипром |
композитор: | Канти Анантагант |
художник: | Акекарат Омлаор |
монтаж: | Ли Чатаметикул |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $16 675 |
Мировые сборы: | $60 413 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Я решил начать с идеи рассказа о своих родителях, работавших врачами, но потом познакомился с нужными актёрами, нашёл место для съёмок и узнал другие истории, которые объединил и добавил. Я стараюсь обходиться без ограничений и позволяю сюжету течь в любом направлении. Это очень захватывающе.
© А. В.
Апичатпон Вирасетакул – фаворит множества фестивалей самых разных стран мира, но у себя на родине, в Таиланде, периодически сталкивается с критикой и непринятием.
«Синдромы и век» (или «Синдромы и столетие», или первоначальный вариант – «Близость и турбулентность») должен был выйти в Бангкоке ограниченным прокатом 19 апреля 2007 года, но прежде Совет цензоров потребовал вырезать четыре сцены «деликатного характера» (в двух из них врачи проявляют «неподобающее поведение») – и прокат отложили на неопределённый срок. Вирасетакул выразил недовольство.
Цитата для издания «Бангкок пост»: «Я, будучи режиссёром, отношусь к своим лентам как к собственным сыновьям или дочерям. Меня не волнует, любят ли их люди или презирают, если я создал их со своими лучшими намерениями и усилиями. Если эти мои отпрыски по какой-то причине не могут жить в своей стране, пусть они будут свободны. Нет смысла калечить их из страха перед системой. В противном случае у кого-то нет причин продолжать заниматься искусством».
Вскоре на свет появился закон о рейтингах, заменивший в Таиланде закон о кино 1930 года и утверждённый Национальным заксобранием 20 декабря 2007 года. Он содержал ограничительную структуру рейтингов и сохранял право правительства на редактирование и запрет фильмов, которые, по мнению вышестоящих чинов, «подорвали бы или нарушили общественный порядок и моральную порядочность либо могли бы повлиять на национальную безопасность или гордость народа». В связи с этим возникло Движение за свободное тайское кино, в том числе сформированное Джо (самоличное прозвище А. В.). Мотивация звучала так: «Мы не согласны с волеизъявлением государства запрещать фильмы. Уже есть и другие альтернативы, покрывающие потенциальные правонарушения со стороны кинематографистов». Последовавшей реакцией были слова Ладда Тангсупачай, директора департамента надзора Министерства культуры, о том, что закон о рейтингах необходим, так как зрители в Таиланде «необразованные» и «не интеллектуалы».
Повторная попытка представить работу на рассмотрение всё того же Совета обернулась очередным фиаско: правление приказало изъять ещё две сцены вдобавок к четырём. Апичатпон нехотя согласился вместо удалённых эпизодов «потешить» публику поцарапанной чёрной плёнкой и тишиной, продолжавшейся столько же, сколько исходная сцена, в знак протеста и информирования общественности о проблемах цензуры. Потеряв около пятнадцати минут хронометража, «Синдромы и век» вышли ограниченным тиражом 10 апреля 2008 года. На показе покупателям билетов вручались открытки с кадрами из отсутствующих сцен и ссылками на них в YouTube. Часть выручки ушла Фонду тайского кино, также организовавшему выставку об истории тайской цензуры.
Это фильм о трансформации. О том, как люди меняют себя к лучшему. Это фильм о сердце – не обязательно о любви, но о памяти и чувствах, которые навсегда отпечатываются в нём.
© А. В.
«Сюжет развивается в двух больницах с разницей в сорок лет и исследует как воспоминания, так и текущее бытие главных героев» – написано в некоторых источниках, но подгон любого удобного нарратива терпит бедствие. Вирасетакул вновь жонглирует наличествующими сценами в ему одному знакомой концепции. Медитативное повествование сопряжено с хитросплетённым монтажом: фрагменты складываются в мозаику, мозаика рождает в голове причинно-следственные связи, те преобразовываются в подобия воспоминаний и/или снов: автор крутит калейдоскоп – правда, не перед зрителем, а внутри него. Будучи очарованным атмосферой, ты поневоле становишься заложником метода: визуальное наполнение, перекликающиеся мотивы, взаимодействие персонажей – составные части полотна, сшитого вдоль и поперёк нитями магического реализма.
Здесь даже не сразу замечаешь перехода границы в традиционной для мастера двухактовой структуре. В «Благословенно Вашем» возникали титры, когда машина резво ехала по дороге из пригорода в джунгли; в «Тропической болезни» фото в альбоме сменялось наскальным рисунком и рассказом о шамане в теле тигра. В «Синдромах…» зацикленность самоповторов внутри конкретного фильма в частности и фильмографии в целом достигает катарсического эффекта, начисто сбивая ракурс. Можно трактовать подобный подход как воплощённую идею реинкарнации. Не случайно ярчайшим из её признаков становится солнечное затмение: символизм таков, что шар в небе (Солнце) – сам по себе круг, а его «столкновение» с другим шаром (Луной) по окружности оси равен перерождению – закрытию прежнего цикла и открытию цикла следующего.
Творчество Джо всё построено на этом. Постоянное соприкосновение с природной гармонией, кармическими индульгенциями, таинственными явлениями, на первый взгляд, лишь фон для присутствующих в кадре людей, но на деле люди – мельче, чем кажутся, хотя через них можно проявить то, что скрыто от глаз. В то же время люди совершенно автономны в своём естестве: кому-то высокие материи не нужны и потому доступ в иные измерения закрыт плёнкой врачебного скептицизма, а кто-то, напротив, видит шире, полагаясь, например, на месть куриц во сне или ментальное очищение через «внутренние водопады».
Реальность и ирреальность – две стороны сознания мира. В его центральной извилине зиждется человек, вынужденный выбирать, во что верить. Сам мир – неизбывен, время – бесконечно, перемены и трансформации – клейкое вещество Вселенной. Но в итоге всё взаимосвязано, нет одного без другого.
«Синдромы и век» (если не считать множество короткометражек) предшествует главной победе Апичатпона в Каннах – «Дядюшке Бунми, который помнит свои прошлые жизни». Рядовому обывателю стиль режиссёра, не изменяющего себе вне зависимости от роста популярности и полученных наград, покажется изрядно неторопливым, местами скучноватым и не полагающимся на привычные драматургические формы. Тех же, кто готов с головой погрузиться в созданный мастером мир, ждут новые ощущения и смыслы, редко появляющиеся в жанровом кино. Обширное количество трактовок и интерпретаций позволяет рассматривать картину с разных сторон – от религиозно-фольклорного уклона с буддистскими предпосылками до полёта в эмоциональный космос, богатый образами и поэтической риторикой. Сюжет действительно тасуется в непредсказуемых направлениях, то смыкаясь, то размыкаясь в пространном танце, и, тем не менее, рано или поздно складывается в красивый узор без начала и конца, ибо нет никакого начала, нет никакого конца. Есть сама жизнь, подчиняющаяся времени и его метаморфозам.
А мы – в центре всего сущего.
7 из 10
2 августа 2022
Синдромы и столетие, пожалуй, самый умиротворяющий фильм из всех тех, что мне приходилось смотреть до этого момента. Он начинается с идеально подобранного саундтрека — воздушного ambient’а создающего ощущение безмятежности. Потом следует кадр с раскачивающимися на ветру из стороны в сторону деревьями, что еще более усиливает релаксацию. И далее весь фильм протекает в такой благостной атмосфере — наполнен ярким солнечным светом, цветущей зеленью тропической флоры, мелодичным пением птиц, стрёкотом кузнечиков, светлыми тонами. Превалируют зелёные (в первой части) и белые (во второй) цвета. В буддизме белый цвет олицетворяет святость, непорочность, чистоту, овладение самим собой, спасение. А зеленый — символ жизни. От такого визуального ряда возникает ощущение идеальной гармоничности мироздания.
Насколько Синдромы и столетие упоительно благостен как визуальный образ, настолько же сложен для интерпретации как нарратив. Повествование делится на две части: первая изображает провинциальную больницу среди джунглей, вторая современную больницу в городе. В обеих частях персонажи и диалоги практически одинаковые (с небольшими вариациями). Такой ход повествования отсылает к идее реинкарнации — меняются декорации и события, а люди и их переживания всегда неизменны, обречены на вечные страдания в круге перевоплощений. Некоторые эпизоды выглядят несвязанными между собой, не хватает последовательности. Видимо, дело в том, что при нарушенной логической структуре сюжета, когда причинно-следственная связь между событиями не всегда присутствует или неочевидна, на первый план выходит ассоциативно-эмоциональная составляющая. Воспоминания, чувства, одни и те же люди в разных ипостасях, общая гармония природы и мира обеспечивают целостное единство композиции. Важно показать с одной точки зрения (человеческой) случайный характер жизненных происшествий, с другой (кармической) закономерность жизненного потока, но определяемого не человеческой логикой, а своими для нас не вполне постигаемыми законами. Дхарма остается неизменной, а жизненный поток постоянно меняется, перетекает из одной формы в другую, и мы сами пребываем в череде бесконечных трансформаций. Складывается впечатление, что в такое кино надо, прежде всего, вчувствоваться, а не вдумываться. А ещё лучше просто сфокусировать внимание на том, что в данный момент происходит на экране и созерцать, принимая всё происходящее, не пытаясь давать каких-либо оценок или установить чёткую логику событий. Последние 10 минут фильма так и вовсе проходят без диалогов и представляют собою чистое созерцание.
Чтобы правильно понимать, что хотел сказать создатель фильма Апитчатпон Вирасетакул, нужно быть знакомым как в целом с восточной культурой, менталитетом, так и в частности с буддийской символикой. Повествование отображает религиозно — фольклорные представления тайцев — статуи Будды, монахи, притчи, концепции чакр, реинкарнации и прочие образы задают смысловую направленность. Для истории взаимоотношений врачей прообразом послужили отношения родителей режиссера.
Подводя итог, остается лишь снова сказать, что на экране перед нами протекает череда различных историй и персонажей, воспоминаний и переживаний, образуя единый жизненный поток, от созерцания которого наполняешься внутренним спокойствием и оптимизмом, медитируешь на время и состояния.
10 из 10
9 декабря 2020
Тот случай, когда понимаешь, что твои вкусы серьезно расходятся со вкусами тех, кого принято считать, если не теми, кто вкусы формируют, но как минимум обладателями вкуса безупречного, и тебе совсем не жаль. Только-только киноманы обсуждали сотню лучших фильмов 21 века по версии theyshootpictures.com, куда, кстати говоря, к моему удивлению, вошли аж три картины модного ныне Апитчатпона Вирасетакула, в том числе «Синдромы и столетия», о котором хочется сказать несколько слов. Многократно наблюдала вживую однотипное поведение разных людей в ситуациях, когда им приходилось отвечать на вопрос о впечатлениях от фильмов этого режиссера. Их реакцией было полное отсутствие внятности и конкретики в речи, но при этом обилие восторженных прилагательных широкого значения — эта же тенденция превалирует и в немногих рецензиях на творчество тайца, с той лишь разницей, что часто авторы пишут об отсутствии в его фильмах нарратива, но интерпретируют этот факт в качестве оригинальной особенности со знаком «плюс». Это выглядит презабавнейше: хочется быть в тренде и хвалить, но нет даже понимания, за что же конкретно.
Посмотрев уже довольно много фильмов и короткометражек Апитчатпона, я, пожалуй, без труда найду те признаки, что действительно делают его фильмы уникальным авторским высказыванием, другое дело, что и при понимании идей, они не трогают меня ни эмоционально, ни ментально. Он снимает фрагментарное кино, причем эти фрагменты могут образовать некое подобие незаконченного целого, даже не в одном фильме, а в нескольких разных, что где-то является извинительной причиной для тех, кто не может высказаться о его картнах, увидев лишь одну из них. Помнится, у меня у самой так было в случае с «Дядюшкой Бунми, который помнит свои прошлые жизни» — первым увиденным. Познакомившись с тем, что было снято до него, я поняла, что режиссер заменяет отсутствие внятной истории компиляцией одних и тех же образов, только каждый раз комбинации разные, и он не всегда сам понимает, каким будет итог единения, потому что очень многое из происходящего в картинах отдает на волю тех, кто в ней задейстоваван, позволяя местами фильму делать себя самому. Точно как в игре парижских сюрреалистов, участники которой писали по очереди слова. Написав свое слово, игрок загибал бумагу так, чтобы его преемник не видел слов, написанных предшественниками. В финале бумагу разворачивали и читали всю фразу целиком. Можно представить, что там могло быть уже потому, что символическим наименованием этой забавы стала фраза «изысканный труп хлебнет молодого вина» Нечто подобное происходит в картинах тайского режиссера, с той лишь разницей, что вместо слов у него образы — как частицы многих жизней в глобальном смысле, несущие часто важный личный смысл для него, либо для его постоянных актеров.
Эти многие жизни вообще волнуют Апичатпонга донельзя, многие жизни одного человека: иногда это перерождения, а иногда просто воспоминания о том, что происходило ранее, когда человек был не таким как сегодня. Наверно потому, что о такой категории нельзя говорить конкретно, в его фильмах всегда есть видения наяву, либо сны. Вот и в «Синдромах» монах навязчиво толкует докторам о повторяющемся сновидении, где пострадавшие от его рук куры мстят ему, а женщина-врач в ответ на признания в любви начинает рассказывать мужчине о том, как была влюблена раньше. Впрочем, и монах, и доктор — это тоже часть кочующих из фильма в фильм смыслообразов. С монахом даже еще интереснее — это фактически один и тот же человек, как актер, так и персонаж — Сакда Каэвбуади. Который, так или иначе, присутствует во всех важных его картинах. Врачи же — это детские воспоминания режиссера, выросшего в медицинской семье, и они тут не в первый раз. В «Синдромах и столетиях» он пошел дальше и не просто вспомнил о семье, но рассказал историю знакомства родителей и иносказательно историю болезни сестры.
При полном отсутствии саундтрека в привычном смысле для нас, в фильмах Апичатпонга Вирасетакула всегда есть хотя бы один приятный слуху музыкальный номер. В «Синдромах» это сентиментальная песня в исполнении доктора. Ровно, как всегда, присутствует хотя бы одна рассказанная кем-то байка, иногда одна и та же звучит в нескольких фильмах. История о монахе и жадном крестьянине, что услышала здесь главная героиня от случайно встреченной (в фильме, но не в совокупности фильмов, так как на самом деле эта прохожая — одна из постоянно задействованых Апичатпонгом лиц) женщины, уже была озвучена в «Тропической болезни». Только в «Синдромах и столетиях» она позволила «взглянуть на солнце» — еще один важный образ тайца, тут он, недолго думая, прервал течение событий жизни героев фильма и вклинил в происходящее видео-иллюстрацию звучащей притчи. Вот в такие минуты режиссер фиксирует камеру на деталях, да и вообще он намного пристальнее всматривается в прекрасный окружащий мир, чем в конкретного человека. Индивидуальность не привлекает его, может быть, он в нее не верит, он не снимает даже лиц в приближении, но зато исправно наполняет каждый свой фильм коллективным движением, «Синдромы», вот, венчают групповые занятия аэробикой, можно предположить, как символ возможного движения людей в будущее исключительно не поодиночке. Ну и наконец, джунгли, которые были центральным местом в «Тропической болезни» и в «Благословленно ващ» и появятся позже в «Дядюшке» присутствуют в виде элемента — тропических орхидей, и в «Столетиях», видимо, символизирует собой загадочное, неизведанное, тайное — все то, что люди хранят в памяти, но никогда по-настоящему не узнают, все то, что манит его самого. Этот список образов не конечен, еще с пяток смыслообразующих можно выдернуть из его творчества легко. Можно, ну и что дальше? Перед нами бесконечные вариации очень личных повторяющихся переживаний автора. Признаю, они «завернуты» в достаточно оригинальную оболочку, сложно раскрываемую, требуют определенных усилий от зрителя, и даже не в плане постижения, а в буквальном смысле, в плане достижения — ведь, чтоб понять этого режиссера, нужно в обязательнос порядке увидеть большую часть того, что он снял, каждый отдельный фильм, кроме, пожалуй, «Благословенно ваш» бессмысленен в отрыве от остальных. Но вот цель достигнута — я вижу все, но совершенно не уверена, что это стоило всех усилий. Определенно, Апитчатпон Вирасетакул — не мой режиссер, я им не заразилась. Он умеет пробудить интерес к познанию своих фильмов, но не смог добиться того, чтобы тайное, ставшее явным, не разочаровало шедшего к нему.
P.S. Не рецензия в прямом смысле слова, скорее размышления по мотивам
31 августа 2016
Смотря эту картину я задумался о Гегеле. Вернее о его понятии «чистого бытия». Помните как он писал в «Науке логики»: «чистое бытие не должно означать ничего другого, кроме бытия вообще; бытие — и ничего больше, бытие без всякого дальнейшего определения и наполнения».
«Чистое бытие» по Апичатпону пронизано различными портретами, судьбами и диалогами. Если смотреть на все с позиций якобы просвещенного любителя истории киноискусства, то рецептура микста вполне проста — немного от Кена Лоуча, «Простой истории» Линча. «Кофе и сигареты» Джармуша не забудьте. Только не те, глянцевые, которые вышли в полнометражном формате, а самую первую короткометражку. А если взглянуть на кино с позиций постоянного зрителя Апичатпона, то мы получим расширенную версию фильма «Благословенно Ваш». Вернее первой половины того фильма (до титров). Хотя и «Неопознанный полуденный объект» не следует сбрасывать со счетов.
Другими словами — этот фильм «ни о чем». Явного сюжета не прослеживается, ибо все происходящее можно представить как совокупность созерцательных короткометражек. Автора интересует все, что определяет самую простую жизнь. Он совсем не прячется за сюжетные интриги, сарказм или иронию. Деревья, памятники, заводы, медицинский анализ, лечение потоком энергии, объятия влюбленных, групповая гимнастика в городском парке, странные сооружения и пустой коридор. Апичатпон совершенно не боится предстать перед зрителем скучным и заурядным. Он предлагает собственное видение медитативного фильма, лишенного сюжетных и мистических интриг. Остается лишь напомнить слова Дхиравамасы и скромно рекомендовать их как возможный ключ к постижению режиссерского замысла: «Позвольте себе быть, чувствовать, воспринимать и переживать то, что доступно в данный момент, будь то боль, страх, гнев, смятение, печаль, радость, блаженство, счастье, восторг или покой».
7 из 10
11 ноября 2013
Молодой военный беседует с докторшей. За окном солнечно. Вопросы унылы, ответы невпопад. Люди покидают кадр, камера уезжает в сторону, в поле зрения появляются разнокалиберные деревья и трава, но диалоги еще слышны. А вот уже и не слышны. Теперь просто шелест травы. Щелк-щелк, следующая сцена. Парень делает девушке предложение и клянется в вечной любви. Девушка в ответ вспоминает, как давным-давно была влюблена в «эксперта по орхидеям». В огороде бузина, а в Киеве дядька. Впрочем, последняя фраза будет уместна на протяжении всего фильма. Что, черт возьми, происходит?!
Трактовка глобально-философская, или «Симулятор Бога»
Вообразите себя творцом всего сущего. Вы одновременно ощущаете, как вершатся миллиарды судеб. Вы можете наблюдать, как тиранозавр разрывает очередную тушку и параллельно слушать пламенную речь Жанны Д’арк, быть в высшей точке Джомолунгмы и присутствовать на дне Марианской впадины. Да что уж, сам Демон Лапласа горько плачет в углу, завидуя вашим силам. Проходящие потоки информации, настолько насыщенны, что запас мыслимых приставок к слову «байт» исчерпался. И зачем же в таком разе наблюдать за жалкими людишками? Кто знает, наверное, творцам тоже бывает скучно. Но вернемся в наш мир. Известно, что Апитчатпон Вирасетакун всегда интересовался тонкими материями: переселение душ, прошлая жизнь, параллельные миры и т. д. В данном случае режиссер, будто давая порулить высшими силами, пытается объяснить, насколько непостижимы для человеческого разума описанные концепции. Как проекция четырехмерного куба на трехмерное пространство — выглядит полнейшей белибердой, но кроме нас в этом никто не виноват, а куб спокойненько существует в своем особом мире абстракций и плевать хотел, что в него кто-то не верит. Нет, безусловно, зрителю покажутся бессмысленными обрывочные эпизоды, странная связь персонажей и повторяющиеся внезапно-случайные «загулы» камеры в сторону природных красот. Но кто сказал, что должно быть легко?
Трактовка культурологическая, или «Гимн постмодернизму»
Все уже украдено до нас. Ничего нового не существует, информационное пространство сжимается в точку. Но всех спасет использование готовых форм. «Эклектика — наше все!» — метафорически кричит сцена фильма, из которой мы узнаем, что заурядный дантист оказывается еще и неплохой певец, а скромный монах в детстве мечтал стать диджеем. «Цитирование рулит!» — иносказательно заявляет эпизод из середины произведения, который в свою очередь является полной копией стартового эпизода, разве что декорации осовременились и несколько персонажей были заменены. Вообще, лента «Синдромы и столетие» представляет собой мешанину из ассоциаций, возникающих у тех или иных героев и реализованных флешбеками, флешфорвардами и прочими магическими трюками. Непонятым теперь остается только одно: почему же на все это так скучно смотреть?
Трактовка простая, или «Все люди братья»
Все люди братья. Хе-хей!
На самом деле, «Синдромы и столетие» есть чистокровный беспримесный артхаус. Из тех, где в потолке может материализоваться дверь, оттуда вылетит Иван Грозный и фальцетом споет «We will rock you», причем сей эпизод будет важнейшим символом и стержнем повествования. Кому более по душе примеры от классиков, может вспомнить, как Хорхе Борхес однажды встретил самого себя, помолодевшего лет на тридцать, и даже разговаривал с ним (собой) несколько минут, пока тот ему (сам себе) не наскучил. Конечно, Вирасетакуна нельзя назвать «новым Линчем». Да и на «тайского Линча» он вряд ли потянет. Однако же вступить в полузакрытую секту со страшным названием «Кино не для всех» ему вполне удалось. Смотреть такое нужно непременно в шляпе, непременно должны наличествовать монокль и тонкие черные усы, а комментировать следует непременно по-французски. В этом и только в этом случае ваша доска для киносерфинга сможет покорить загадочную тайскую новую волну. Трактовок будет миллион, а в итоге окажется, что недотепа-оператор просто перепутал кнопки на камере. Но главное же не это. Главное — это несколько минут светлой веры в присутствие всамделишного режиссерского замысла, того самого механизма, который заставит хорошенько поработать ленивые нейроны в пространстве между ушами. Так что, «Мыслю, следовательно, существую». Не самое плохое, надо сказать, занятие.
6 октября 2012
Знакомство с этим фильмом началось с непонимания. С загадочного названия — «Синдромы и столетие». На протяжении всего просмотра ничего с ситуацией непонимания не изменилось, поэтому мне пришлось искать «ключ», чтобы взломать код, который режиссёр, с не менее трудной для европейского восприятия именем и фамилией — Апитчатпон Вирасетакун, поставил на фильм.
В итоге, как это часто и бывает, всё стало просто. Единственное, что надо зрителю — посмотреть на картину как на сон, как на сновидение, где нет начала и конца, где могут быть восхитительно захватывающие пейзажи и непонятные диалоги между людьми, где непонятно как возникающие дежавю соседствует с, простите, смущением мужчины от эрекции. Но даже это воспринимается как абсолютно закономерная и уместная вещь, потому что это сон. В связи с чем мне показалось, что данная работа:
совершенно чистый, как стекло, фильм, к которому с какой-либо меркой подойти трудно. Поэтому я просто назову его добрым, без начала и без конца, не похожим на игровой. Создаётся впечатление, что режиссёр любуется человеком, его уединенностью с природой, и что нет никакой потаённой цели.
Из-за такого ощущения мне пришлось самой додумать, найти то, что мне, вероятно, привиделось, что я сама бы привнесла в этот фильм. Первое, что бросается в глаза, так это совершенно чёткая этнографическая окрашенность фильма, заключающаяся в рассуждения о прошлых, настоящих и будущих жизнях, во всех этих буддистских монахах и азиатской смиренности, а также в чакрах, которые запросто соседствуют с медициной.
Судя по фильмографии, Вирасетакуна изначально интересовали вопросы реинкарнации и сансары, жернова которой и не думают останавливаться, а также всем неземным (фильмы «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (2010), «Призраки Набуа» (2009), Неопознанный полуденный объект (2000)).
Такое ощущение, что в фильме нет места для жизни в настоящем времени, потому что режиссёр показывает нам либо вечные пейзажи, либо людей, рассуждающих о прошлых жизнях. То есть в этой жизни, интересной именно тем, что она здесь и сейчас, есть место только планам и дискуссиям о чём-то несбыточном.
Отдельным пластом лежит сопоставление современной жизни и архаичной. Сцены дежавю именно на этом и построены, они сняты в разных обстановках. Сначала в старой, а потом в современной, но это ничего не меняет. Возможно, автор этим хотел сказать, что на самом деле ничего не меняется, кроме внешнего, а быть может, что смысл этих сцен в том, что все наши прошлые жизни и будущие ничем разительно не отличаются? Черт его знает, чего только во сне не примерещиться.
Отстраненность фильма и захватывает и отталкивает, а ореол этой отстраненности создаётся в том числе и благодаря какой-то космической музыке. В общем, всё здесь как-то странно и непонятно, наверное, стоит пересмотреть как-нибудь…
7 из 10
20 августа 2010