Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сартр, годы страстей |
английское название: |
Sartre, l'âge des passions |
год: | 2006 |
страны: |
Швейцария,
Франция,
Италия,
Бельгия
|
режиссер: | Клод Горетта |
сценаристы: | Мишель-Антуан Бюрнье, Мишель Кота, Клод Горетта, Жак Кирснер |
продюсеры: | Жак Кирснер, Розанна Родити, Jean Marc Frhle, Sarah Mulberge |
видеооператоры: | Доминик Бренже, Ромен Виндинг |
композитор: | Батист Тротиньон |
художники: | Доминик Бокан, Лоранс Бренже, Малика Кхелфа |
монтаж: | Катрин Мерглен-Сибе, Элизабет Пакотт |
жанр: | биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 декабря 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 45 мин |
«Лучше написать «Критику диалектического разума», чем быть здоровым человеком», — эта цитата с фильма, произнесенная Жаном-Полем Сартром своей подруге и спутнице жизни Симоне де Бовуар, очень четко определяет яркую и неординарную личность выдающегося французского философа и писателя. «Ботан» до мозга костей, целиком отданный работе, не заботящийся о собственном здоровье и физическом состоянии (употреблял пачками сигареты, виски и кофе — литрами; кроме того, принимал амфетамин и другие наркотические препараты), безоговорочно преданный марксистской идее всемирной социалистической революции, — таким пред нами предстает Сартр в фильме Клода Горетты.
Фильм-биография показывает нам только небольшой период жизни французского философа — начиная с конца 1950-х гг. и заканчивая 1964 г., когда Сартр отказался от Нобелевской премии, считая ее чрезмерно буржуазной и не желая быть кому-либо обязанным. В ходе просмотра мы наблюдаем за сценами борьбы французских националистов и социалистов, первые из которых во главе с де Голлем отстаивали идею французского Алжира, вторые же выступали за независимость этого африканского государства и против любого колониализма и империализма. Естественно, Сартр был на стороне «левых»: писал статьи для революционных изданий, выступал с лекциями в «антифашистских комитетах», встречался с кубинскими революционерами Фиделем Кастро и Эрнестом Че Геварой и др. Верной подругой и единомышленником во всех его начинаниях всегда оставался «Бобер» — Симона де Бовуар, с которой у него был заключен договор о свободных отношениях. Каждый из них имел любовные связи на стороне (особенно Сартр), но это не мешало им жить вместе и доверять друг другу.
Сартр был не только необычайным трудоголиком («С Сартром можно делать все что угодно, только не запрещать ему работать», — выразилась как-то Симона), но и удачливым соблазнителем. Женщины ценили в нем прежде всего смелость и остроумие, закрывая глаза на хлипкое тело и круглые очки в толстой оправе. Сартр учредил целый гарем, где каждой его возлюбленной отводился определенный день. Удивительно, как философу удавалось окружать себя красивыми женщинами, не вызывая ревности ни в одной из них (больше того, они между собой ладили).
Если кто и одержим ревностью, так это студент-философ, член подпольной революционной организации Фредерик, девушка которого — очаровательная итальянка Карла — настолько увлеклась Сартром, его «надменной скромностью» и искусностью обольщения, что изменила своему парню с ним. Отношения между молодыми людьми составляют вторую сюжетную линию кинофильма, которая, впрочем, тесно переплетается с первой (жизнь и деятельность Сартра), так как Карла со временем тесно подружилась с Симоной де Бовуар. После измены Карлы Фредерик долго не мог простить ее, но время — самый лучший врач. «Бобер» не советует Карле заключать с Фредериком такой же самый договор, как у нее с Сартром, поскольку, по ее словам, такая договоренность может принести счастье только тем парам, которые объединены общим творческим процессом. Но это не останавливает молодых людей.
Симона де Бовуар в фильме выступает как умная и мудрая женщина. По словам Сартра, она даже умнее его: «Она (Симона, — авт.) намного умнее меня, потому что все видит и все чувствует, причем моментально. Я только пытаюсь угнаться за ней. Правда, мне это с трудом удается». В изображаемый промежуток времени ей уже около 50 лет (Сартр был на 3 года старше ее), и она очень печалится своим возрастом. «Я всегда хотела писать, но прежде всего я хотела жить», — с горечью говорит она однажды Сартру.
Фильм произвел на меня хорошее впечатление. Отлично воссоздана атмосфера 50—60-х гг. XX века, игра актеров безукоризненна. Образ Сартра в исполнении Дени Подалидеса вышел очень колоритным и правдоподобным. Обидно только, что Сартр здесь представлен более как общественно-политический деятель и «обольститель», нежели как писатель и мыслитель. Французский философ даже не упоминает о своих фундаментальных идеях свободы (в эпизоде с Карлой Сартр говорит о свободе не по теории), выбора, ответственности, заброшенности, субъективности, проекта человека и т. д., но вместо этого он высказывается о социализме, классовой борьбе, революции и др. То есть, как философ Сартр в фильме почти не раскрывается. Жаль также, что затронуты только «годы страстей» Сартра, то есть определенный период его жизни, а хотелось бы видеть гениального француза и в ином возрасте. Хотелось бы посмотреть на Сартра в молодые годы, когда он, например, познакомился с Симоной Бовуар и с Альбером Камю, когда он попал в концлагерь военнопленных и т. п. От такого хода событий фильм, на мой взгляд, выиграл бы намного больше.
7 из 10
9 июня 2014
В настоящее время, к сожалению, мало выходит фильмов о жизни и творчестве философов. В большинстве своем (будь это Сартр, Кант, или например Сократ), духовный путь этих людей весьма далек от пути многих обыденных представителей цивилизации.
Жизнь Жана Поля Сартра — его философия и творческие манеры всегда являлись объектами споров не только у ученых — философов, но и людей, интересующихся противоречивостью любви, проблемами экзистенциализма, отношению полов. Как и в жизни у Сартра, в фильме динамично и диалектично представлены его отношения с не менее противоречивой фигурой XX века — Симоной де Бовуар. И это — корень фильма.
«Если бы Любовь была чистым желанием физического обладания, она в большинстве случаев легко могла бы быть удовлетворена»
Отчасти поэтому, в жизни Сартра и Бовуар, в их отношениях, что и показано в фильме, было нечто то, чего не было ни у кого. Так называемый «Манифест любви» — быть вместе, но при этом оставаться свободными. Такая трактовка вполне устраивала госпожу Бовуар, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы. Но тем не менее, отношения Сартра и Бовуар были прочными.
Тем не менее, в фильме присутствуют некоторые неточности и недоработки, как это например, показ Сартра не как человека с целостной биографией. В фильме просто «оторвали» часть его жизни и подогнали его в формат кино с хронометражем в 165 минут.
В конце концов лучше в начале прочитать его биографию и ознакомиться с философией данного философа, а уж потом только просмотреть этот фильм, дабы иметь целостное представление о деятельности Жана Сартра.
12 января 2011
При всей моей любви к творчеству замечательного французского философа Жана-Поля Сартра, фильм, снятый по мотивам его жизни моих похвал не удостоился. Попробую объяснить в чем же дело.
Когда я в первый раз увидела рекламу этого фильма по телеканалу Культура, то ожидала увидеть попытки режиссера заглянуть в творческий процесс писателя, понять противоречивость философа и отобразить его яркий и неповторимый образ в целостности. Но увиденное резко обрубило мои ожидания на корню.
Во-первых, фильм точно не ставит собой цель поведать нам биографию писателя и раскрыть его личные характеристики.
Актер, отобранный на главную роль, играет аморфного человека, который в сущности сам не знает чего же он хочет. Могу отчасти согласиться, что сам Сартр был натурой очень противоречивой, но в определенные временные промежутки. Известно же, что он употреблял мескалин и любил выпить, но в аморфное существо, показанное французами думается мне он не превращался.
В фильме упоминается момент отказа писателя от нобелевской премии, но если я, читая статью философа на одноименную тему, видела этот поступок продуманным и жестким, то в фильме герой отказывается от премии так от нечего делать. Опять таки писатель проходил этапы взросления и есть разница между Сартром в момент написания «Тошноты» и Сартром, пишущем свой четырехтомник.
По культуре как-то была передача, посвященная Жану-Полю Сартру, и так она мне показалась намного более содержательной, чем этот вялый фильм.
30 декабря 2008