Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Реприза |
английское название: |
Reprise |
год: | 2006 |
страна: |
Норвегия
|
режиссер: | Йоаким Триер |
сценаристы: | Йоаким Триер, Эскиль Вогт |
продюсеры: | Ларс Бломгрен, Aagot Skjeldal, Тьерри Вонг, Пьер Форетт, Мариус Хольст, Карин Юлсруд, Турид Ёверсвеен, Бент Ронлиен, Скотт Рудин, Кнуд Бьорне-Ларсен, Ален Мон, Поль Слетауне, Хокон Эверос |
видеооператор: | Якоб Ире |
композиторы: | Ола Флёттум, Кнут Шрайнер |
художники: | Мария Болин, Эгиль Сторейде, Наталья Ершова, Роджер Розенберг |
монтаж: | Оливье Бугге Кутте |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 22000000 |
Сборы в США: | $554 826 |
Мировые сборы: | $1 297 260 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 июля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Дебютный фильм Йоакима Триера «Реприза» повествует о двух молодых друзьях, которые решили связать свою жизнь с литературой и отправили собственные произведения в литературные издания. Их путь — индивидуальный для каждого. Для одного творчество — выброс эмоций, для второго — размеренный осознанный путь к дальнейшему успеху. У одного правят эмоции, у второго — расчёт. Творчество не может проходить бесследно — человек делится собой и подсматривает за другим.
Эта работа норвежского режиссёра является, наверно, одной из оптимальных для его мировоззрения. Потом последует «Осло, 31 августа», «Громче, чем бомбы» и «Тельма» — идущие в том же темпе повествования, однако уступающие «Репризе» по состоянию — данная лента показывает и учит одновременно, в дальнейшей карьере режиссёр учить будет всё меньше.
Зритель может относится к картине по разному. Для молодого человека она будет являться мотивацией и жизненным наставлением, для опытной персоны, уже прошедшей этап своей молодости, всё происходящее на экране будет не более, чем иллюзией. В этом главная ценность произведения Триера — он не тасует факты и не размежает их бравурными действиями, а делает акцент на душевных переживаниях молодых авторов. Большая помощь молодому скандинавскому поколению — рассуждения в виде этих реприз. Вся история ложится в условность. Движущая сила идеи и впоследствии реализации покоится в заглядывании автора в будущее — каждое жизненно важное действие персонажей разворачивается при помощи закадрового голоса, прогнозирующего их дальнейшую судьбу. Возможность посмотреть на ситуацию с разных сторон — творчество способно обучать.
Поэтому «Реприза» и стала лучшим норвежским кино того года по мнению норвежской киноакадемии, взял награду лучшему режиссёру в Карловых Варах. Её грустная, философская меланхолия делает героев близкими и понятными для зрителя, а сюжет — правильной и знакомой историей. Тонкая, буквально нежная незаметная режиссура и открытая игра ставят ленту на место одной из главных в норвежском кинематографе двадцать первого века.
24.3.2019
24 марта 2019
Эта невероятно глубокая норвежская картина говорит о муках творчества, книгах, экзистенциализме. Да и сама она — реприза по своей структуре.
Поставил «Репризу» тогда ещё режиссёр-дебютант, приглянувшийся братьям Вайнштейнам в славные деньки без харрасмента. Кстати говоря, отдалённо Йоаким — родственник того самого Ларса фон Триера.
Повествование строится очень нелинейно, почти по-тарантиновски, наполняясь загадочностью. Всё это делается вкупе с бойловскими приёмами в монтаже, простыми и понятными метафорами, ну и, естественно, скандинавской неспешностью. Вот тут-то и приходят репризы. Сюжет, кстати, о двух друзьях-писателях, которые претерпевают муки творчества, а то и обретают успех.
В фильме Триера есть моменты, где рассказ ведётся как бы в сослагательном наклонении, а всё, что наговорил рассказчик происходит в реальности и повторяется. Этот запутанный приём по своей концепции должен быть очень сложным для восприятия, но проходят такие сцены чуть ли не интереснее, чем сам фильм. Вероятнее всего, такой эффект достигается тем самым бойловским монтажом.
«Реприза» — это исследование творчества, литературы как искусства. Но самая главная его идея в изучении отношения глубоко творческих людей с окружающим миром. Как нельзя изящно это самое взаимодействие в картине демонстрирует одна, на первый взгляд, ничем не примечательная сцена. Главный герой касается запотевшего стекла рукой, но след от неё мгновенно исчезает. Маствоч.
8 июля 2018
Для Скандинавского кино нужен особый настрой.
Если Вы хотите посмотреть «вещь» в сдержанных тонах, Вам сюда.
Норвегия. Взрослеющая молодежь. Энергичная, экспрессивная, пульсирующая жизнью.
Поиск себя. Обретение жизненного поприща и первые удачные опыты для утверждения.
Для одного из них — этот успех определяет выбор прагматизма как мерило пути (отсечь все и всех способных создать помеху движения вперед), для другого — эмоциональная перегрузка и вся жизнь разделенная на «до» и «после».
Необычна форма, выбранная режиссером для палитры картины — калейдоскоп сцен, сменяющие одна другую. Что делать, молодежное движение только так и следует подавать зрителю.
Поначалу трудно приспособиться к особому почерку кино (я смотрел версию с субтитрами, постоянно терял контакт с происходящем), но рассказанная история увлекает. Краски натюрморта сюжета свежи и дышат жизнью: повеселила сцена купания (ирония над дамой-редактором), отсчет цифири Эриком при езде на велосипеде, искренняя радость (я бы сказал — лучезарность, еще ребенка) от похвалы Филиппа, ураган эмоциональной страсти не принимаемой моей душой музыки…
В показанной нам беседе со Стеном Эгил Далом я увидел перекликающиеся мотивы с «Найти Форрестера» (всем нам в свое время был нужен жизненный проводник поддержки), другая сцена вызвала ассоциативный ряд с Рэндл Патрик Макмерфи («Полет над гнездом кукушки»).
У каждого свой путь и жизнь тасует нас как карточную колоду.
Почему именно так? Ответ на этот вопрос создатели не дают. Мы вольны сами найти объяснения
Всем хорошего просмотра.
7 из 10
25 февраля 2018
Ноты хаоса не в один миг выстраиваются в стройную гармонию и приобретают силу искусства и того, что называют творчеством. Из разбитого стекла не всегда получается красивая мозаика.
Перед нами два сценария, Филиппа и Эрика, вшитые в полотно как бы документально-биографического видео, где чеканный голос за кадром — где-то иронично, а где и вовсе беспристрастно — повествует об истории падения и восхождения духа, судьбы и характера.
Снятый на коленке (прости, Хоаким Триер), фильм говорит, что творчество, как груз, как лопата, которой надо работать, чтобы что-то получить на выходе. А также, что творчество (здесь можно подставить любую онтологически сколько-нибудь ценную категорию) — это путь искусства воплощения и путь овладения этим искусством. Менее чуткий, но более упорный и целенаправленный, Филипп это понимает и приходит к цели, Эрик же, попавший под машину и у которого в этот момент что-то щёлкнуло в голове, застревает в своей биографии, прокручивает, в буквальном смысле, самый лучший момент в своей жизни (поездку в Париж и любовь там же с девушкой) и никуда не движется. Ведь жизнь — не реприза, а целый театр.
Всё так, но кому знать, кто счастливее, Эрик, нашедший свою любовь, не отказавшийся от неё, или Филипп, облачившийся в одиночество, как в мантию одаренности. Наверное, они оба несчастны и по-своему оба сумасшедшие, потому что и то, и другое далось им огромным трудом. Да и что в конце? Если с Эриком ничего не понятно, то судьба Филиппа отчётливо просматривается и отражается в биографии Стена Эгиля Даля, который был эталоном литературы для обоих. А его биография, как известно, оканчивается чёрным засвеченным кадром и самоубийством.
Каждому даётся своё, просто надо научиться вовремя говорить правду — себе, друзьям, окружающему тебя миру. Может, тогда получиться не попадать под машины и под дуло пистолета, направленное самим собой на себя же.
Два главных героя были неразлучными друзьями, но к концу истории их пути расходятся, и как знать, что конкретно стало причиной для этого. Творчество, не терпящее лишних людей и счёта времени, меняющее суть личности, или же просто характеры, разные курсы движения. В какой момент Эрик перестал быть интересен Филиппу и наоборот. Где произошло перевоплощение: когда перестал писать, когда не смог отказаться от любви или когда сдался, или же когда сказал, что ему не понравилась книга Филиппа?
Фильм снят в стиле документального расследования, нам зачитывают сухие факты как будто бы из досье, а судебное решение должен вынести сам зритель, исходя из своего понимания моральных принципов, кто-то, возможно, примерит на себя опыт парней и сможет быть более честным, а без честности не получится воплотить в жизнь даже самые легкодоступные мечты.
Вот, к примеру, сам фильм… Блеклый, как белобрысые волосы истинного норвежца, не до конца откровенный, с невыразительными лицами, с жидкими, хлипкими диалогами и с явно закадровым смехом, которого не было в сценарии, но который оставили, видимо, присовокупив как — отсутствующий на самом деле — непосредственный эстетизм артхаусовского кино. Вот и не получилось, на мой взгляд, полного и истинного воплощения идей автора, так себе, размазанные мысли на тему кухни искусства, так себе, фильм с суровым северным характером. Но, как говорится, sapienti sat.
8 из 10
9 мая 2012
Необыкновенный фильм.
Во время просмотра нередко возникали ассоциации с другими фильмами, экспериментирующими с формой, но фильм шел, и эти ассоциации отбрасывались в сторону ненужной шелухой. Это действительно оригинально и самобытно. И вряд ли такое еще будет. Наверное, к счастью.
Во время просмотра нередко казалось, что ты абсолютно ничего не понимаешь в происходящем. Создавалось впечатление, что вот сейчас, в следующую минуту сюжет нырнет в какую-то другую плоскость, и тщательно складываемый карточный домик понимания вновь обрушится. Тем более удивительно, что в конце, открытом конце, возникает чувство законченности и самодостаточности. И это при том, что спроси тебя кто-нибудь, в чем смысл всего происходящего, ты не сможешь дать вразумительного ответа. Кино отнюдь не пустое, нет. Просто настолько многогранно, что теряешься где-то среди них.
Актеры? Великолепны. На мой взгляд, играли с энтузиазмом, что всегда только в плюс.
Музыка? Подобрана потрясающе удачно. Возможно, благодаря ей и возникло это чувство целостности.
История? Как человек, неравнодушный к литературному творчеству, я наверняка необъективен, но это история одна на миллион.
Не считаю, что фильмы, особенно авторские, нужно обязательно понимать. До конца понять их может только автор. Думаю, нужно просто погрузиться в действие на экране, а по окончании вынырнуть с багажом эмоций на сердце. Ну а если при этом в голове будет какие-то мысли и соображения… что ж, еще лучше…
10 из 10
25 июля 2009
К слову «реприза» можно подобрать два значения. Первое связанное с музыкой, что означает повторение музыкального фрагмента после развития или трансформации, а так же эстрадное значение — короткий шуточный номер. Таким образом, скептики могут называть работу Хоакима Триера шуточным номером, сторонники же, скажут что его фильм — это шаг к развитию норвежского кино, да и европейского кино в целом. Тенденция последних лет, заставляет нас смотреть уже надоевшую «социальщину», норвежский режиссёр дарит нам глоток свежего воздуха, окутанный северным холодом и пронизанный истинным духом кинематографа.
Два друга Филипп и Эрик мечтают стать писателями. Сговорившись, в один день отправляют свои работы издателю. В мечтах оба хотят прославиться, и на годы вперед видят свою жизнь в писательском кресле. Но реальность оказывается иной, работу Филиппа одобрили, Эрика же, отвергли. Однако и тут мечты ребят не сбываются, а ожидания не оправдываются. Известность и признание не меняют их жизнь, оставаясь прежними, они живут, всё так же мечтая и не успевая за развитием событий в своих жизнях. Перед нами предстаёт повествование о настоящих людях — детях, обретших известность всё так же плавающих в детских мечтах. По структуре кино напоминает сновидение наяву, когда всё представляется так чётко в начале, но в итоге обретает форму нарезки кадров, быстро сменяющих друг друга.
Победа Хоакима Триера бесспорно заключается в том, что вопреки моде он создал параллельную реальность, местами пересекающей нашу действительность. Море отлично подобранной музыки, молодые красивые люди и вечная тема творца и его творения. Гул Европы со всеми её проблемами оставлен позади, в «Репризе» все места проданы миру кино, а не ретроспективы грубой обезумевшей реальности.
Наверно, «Реприза», как музыка, которую просто приятно слушать, фильм же, который просто приятно смотреть. И может Скептикам не понравится то, что кино не цельное, а финал открытый, а к концу трудно понять к какой морали толковал режиссёр. Но кино не должно нести в себе идеи, достаточно истории, хорошо рассказанной, и где музыка Жоржа Делюра трансформируется в весёлые песни Le Tigre. А такое возможно только в кино.
24 апреля 2009