Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ласточки прилетели |
год: | 2006 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Аслан Галазов |
сценаристы: | Аслан Галазов, Ирлан Хугаев |
продюсеры: | Аслан Галазов, Светлана Дёмина, Ольга Кочеткова |
видеооператоры: | Леонид Дерягин, Анна Заблудовская |
композитор: | Ширвани Чалаев |
монтаж: | Ольга Шевченко |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $8 500 |
Мировые сборы: | $6 987 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Что делать, если ты испытал в своей жизни невероятное по силе и химическое по своей природе блаженство? Правильно — страдать.
Главный герой испытал в своей жизни такой травмирующий опыт. И теперь для него вся бытность свелась к одному — попытка повторить его. Еда абсолютно потеряла вкус, мир — краски, а из всего окружения он выхватывает лишь бесконечный скрип качель. Монотонный скрип. Схожий по своему постоянству с желанием снова в «последний» раз испытать блаженство. Такой же бесконечный.
Доза всегда последняя. А как ещё убедить себя в том, что от тебя остались кусочки человечности, что ты в своих желаниях хоть чем-то отличаешься от животного. Но контраст между тем миром оживших грёз и миром настоящим столь велик, что забросить это гнилое дело кажется задачей почти невозможной. «Вот возьми любого семьянина примерного, вмажь его один раз по-хозяйски, чтоб аж с тапочек выпрыгнул, тут его распримерная жизнь и кончится. Хату в залог отдаст, дерево на спички спилит, а сына воровать пошлёт»,- говорят между собой герои фильма. Потому что «лекарство» не создаёт бесконечный скрип качелей, а лишь усиливает его.
Но всё же надежда снова почувствовать вкус еды и краски мира остаются. Хоть они и малы. Ведь ласточки ещё прилетят, нужно лишь разглядеть их на небосклоне
31 августа 2020
Имя Аслана Галазова неизвестно широкому зрителю, а на его фильм «Ласточки прилетели» я наткнулся, можно сказать, случайно. Но начав смотреть эту картину, оторваться от неё практически невозможно.
Фильм невероятно реалистичен, особенно, наверное, для тех, чья юность, как у меня, прошла в 90-е. Те, чьи семьи, близкие или, не дай Бог, они сами столкнулись с проблемой наркомании, поймут меня. Жизнь ради дозы, когда получение «лекарства» становится смыслом твоего существования. Когда родители, друзья, работа — всё где-то там, по другую сторону реальности, а в воспалённом мозгу всё подчинено только одной цели.
Главный герой — неплохой, по сути, человек оказывается полностью во власти страшной зависимости, которая опустошает, медленно убивает его. Мир вокруг может быть прекрасным, но человек с тяжёлой наркотической привязанностью способен ощутить это только в редкие часы «просветления», обычно после приёма очередной дозы. Привычные человеческие радости, интересы уже не имеют значения, а единственной религией становится наркотик, который полностью изменяет не только социально-культурный, но и психофизиологический образ человека — эмоциональные реакции, походку, мышление и даже речь.
В современном западном кинематографе весьма популярны фильмы про зомби, но когда смотришь картину Аслана Галазова — чем не настоящих зомби ты наблюдаешь на экране? Только убивают они не других людей, а в первую очередь, себя. Хотя, конечно, наркомания — в значительной степени, трагедия семьи.
Картина Аслана Галазова смотрится особенно драматично ещё и потому, что главный её герой — учитель литературы. Человек, который, в силу своего образования, уровня культуры, безусловно, понимает глубину произошедшего с ним падения. Но сделать что-либо с этим не может. Фильм построен в форме разговорного дневника, или даже исповеди, слушать и наблюдать которую одновременно и захватывающе, и больно.
Пусть в картине не так много событий, ритм её неспешный, а сыграли в ней в основном непрофессиональные актёры, это не делает её скучной или однообразной. Напротив, здесь всё как в жизни — взгляды, мысли, общение между собой героев, находящихся в наркотическом тумане. И даже смерть показана такая, какая она чаще всего случается в подобных случаях. Бессмысленная, но быстрая и обыденная.
Наркомания и сейчас остаётся одной из главных проблем в России. Да, теперь она видоизменилась, часть современной молодёжи уверовала в «лёгкие» наркотики, в то, что если не колоться, а принимать таблетки, капсулы, нюхать травку, от этого всего можно будет потом легко отказаться без серьёзного вреда организму. Но это почти всегда обманчивая иллюзия, которую многие понимают слишком поздно. И чем больше таких фильмов будет появляться и показываться в наших школах, вузах, тем больше шансов, что кто-то переосмыслит свой жизненный путь и успеет вовремя помочь спасти не только себя, но и других таких же, как он.
9 из 10
12 января 2020
неожиданное самобытное кино из Владикавказа.
дебютный полнометражный фильм осетинского режиссера Аслана Галазова, кино созданное в лучших традициях европейского авторского кинематографа.
Фильм выдающийся по многим параметрам, не только как событие в мире кино, но и как уникальный культурный феномен, поскольку действие фильма разворачивается в оригинальной городской среде Владикавказа, декорации не использовались, в съемках задействованы только непрофессиональные актеры. Фильм можно было бы считать любительским, если бы не работа оператора.
Большая роль в картине отведена пейзажным зарисовкам города. Состояние главного героя передается через длинные художественные планы. Состояние природы задает спокойную ритмическую основу, на которой разворачивается действие этой драмы.
История построена на эпизоде борьбы с наркозависимостью главного героя, из числа местной интеллигенции, затворника, преподавателя литературы, поклонника поэзии Бодлера.
Его жизнь показана в состоянии раздвоенности, она наполнена мучительными размышлениями, поисками себя и обращениями к богу. Социальные связи оборваны, равнодушие и жестокость окружающих отзывается острой болью. Потребность в очередной дозе приходит физическими страданиями и муками совести. Без денег, в поисках наркотика он перемещается по городу, в его портфеле — шприц и томик Бодлера.
Пространство вокруг враждебно сжимается, он словно тонет в проулках и дворах своего города. Его обступают люди, чья жизнь проходит в ожидании очередного укола, мир для них разделен на источники денег и источники кайфа. Впереди нелепая и ничего не значащая смерть.
Иного рода раскол живет внутри героя, идеализм и тяга к прекрасному, рождают в его душе поэзию проклятых, слова выплывающие из полубреда. Абстинентный синдром превращает в кошмар жизнь наркомана.
Тем сильнее ощущается духовная борьба внутри человека. Внимая своим страданиям он наблюдает как человеческое в нем отступает под напором боли.
Глубина переживаний придает фильму характер исповеди.
Главную роль исполняет сам автор сценария, его искренность и простота в этой роли создает особое ощущение реальности — почти документальное кино.
5 марта 2019
Ну не вызывает герой сочувствия. Никак не вызывает. Ты преподаешь литературу, не вкладывая в своё дело души, а потом посылаешь слушателей к черту, потому что им не интересно. Проблема героя в том, что он не интересен в первую очередь сам себе. Отсюда все вытекающие.
Ох как не согласен с предыдущими рецензентами по поводу Владикавказа — город показан унылым, пыльным хрущёвским раем, пускай даже и солнечным. На него скучно смотреть, потому что за свою жизнь на подобное уже столько насмотрелся, что просто тошно. И эти скучные съемки обыденной жизни составляют чуть не половину фильма.
Герои — много курят. Потом ещё курят. И снова курят. Скука.
Спасательный круг картины «Ласточки Прилетели» — это подача жизни наркомана. Всё натурально, без лишнего драматизма (а наркотических драм в мировом кинематографе предостаточно). Поверьте, в жизни всё именно так и происходит. «Возьми любого семьянина примерного, вмажь его один раз по-хозяйски… чтоб аж с тапочек выпрыгнул… тут его распримерная жизнь и кончится» — мне кажется, вся соль фильма именно в этих словах Чукчи.
А мораль сей басни в том, что человек может всё продать — и «хату в залог отдать, и дом на спички спилить», но не всё потеряно, покуда у человека остаётся стыд. Именно это и помогает «интеллигенту несчастному» завязать. Концовка фильма открытая, хотя интуитивно догадываешься, что всё-таки Пик вернулся на путь истинный.
Нейтральный отзыв за естественность.
14 июля 2017
Никогда еще проблема наркомании не была показана так творчески красиво, если можно так выразиться. В этом фильме красиво все: музыка Джона Сурмана, игра актеров (особенно Ирлана Хугаева и Артура Хатагова) и город (великолепный Владикавказ). Фильм снят очень качественно и профессионально. Особенно радует операторская работа.
По моему мнению, этот фильм сделан на смешивании антонимов: грязные притоны и ослепительные улицы города, преподаватель литературы в университете и безнадежные наркоманы, грех и церковь. Каждая мелочь имеет свой смысл (от портфеля с книгой Бодлера до качелей).
Философский глубокий полубред, вызванный абстинентным синдромом, раскрывает нам всю сущность главного героя: несчастный и замученный человек, пытающийся взлететь к свету, но «тот, другой» держит его и не дает подняться со дна. Но просветление, сила воли и смерть персонажей из «предыдущей жизни», ставят Пика на путь истинный. Победа над адскими оковами приходит вместе с прилетевшими ласточками, принесшими весну и новую жизнь.
Всем советую посмотреть это кино — не пожалеете. Но для полного удовольствия рекомендую прочитать одноименный рассказ (автор — тот же Ирлан Хугаев), по которому и был снят фильм.
10 из 10
3 июля 2015
Главный герой интеллектуал, профессор литературы, которого мучает экзистенциальная жажда. Он мечется по городу в поисках чего-то, при этом его метания сопровождается квази-филосовскими монологами. Постепенно несколько высокопарный слог героя опускается до наркоманской фени его друзей, а жажда смысла оказывается элементарной ломкой.
Такой переход от духа к материи показан не спроста, здесь мы видим критику интеллектуальной культуры, являющейся лишь бегством от реальности внутрь себя, таким же как кайф от очередной дозы. Не спроста ведь укурки на вписке смотрят канал «Культура». Но если ломку можно преодолеть, возможно ли отказаться от информации и поиска смысла?
P.S. По данной тематике есть фильм «Выживут только любовники»
16 декабря 2014
Зимний киносезон 2006/07 во Владикавказе, похоже, достиг пика с показом фильма «Ласточки прилетели». Это второй осетинский фильм за последний год, автор которого малоизвестный режиссер и сценарист Аслан Галазов. Мрачные прогнозы скептиков о вымирании местной кинематографии не стали реальностью, хотя бы потому, что Галазов создал свою дебютную картину не на государственные, а на спонсорские средства. Это более чем симпатично и свидетельствует об ответственности авторов за качество фильма.
Нынешние осетинские фильмы в своем качестве пока не убедили. Они еще не завоевали своего места в мире и внутри России, участвуют лишь в российских региональных фестивалях, да и то от случая к случаю, хотя фильм Галазова и был выбран на главный конкурс международного кинофестиваля «Дух огня» в Ханты-Мансийске. Для Осетии нынешнее относительно большое число новых фильмов — это повод остановиться и задуматься, взглянуть со стороны на свою кинематографию. Куда движется современный осетинский художественный фильм?
У первого полнометражного фильма, показанного в начале декабря «11 писем к Богу», осечку дало все: построение действия, диалоги, решение сцен при помощи камеры и монтажа, работа с актерами. Благодаря энтузиазму режиссера, народного артиста РСО-Алании и Южной Осетии, заслуженного деятеля искусств России Акима Салбиева, в фильме то здесь, то там загорается искра светлого и неукротимого воображения, не единое целое оказывается несбалансированным из-за излишнего упора на собственное эго. Его якобы социально-этнический фильм был снят при полном отсутствии самодисциплины, без которой не обойдется ни один большой кинематографист. Оказалось, что автор живет, в первую очередь, за счет скромного кинопрошлого и безуспешно пытается хотя бы запрыгнуть в уходящий поезд. Опирался он, прежде всего, на эмоциональную энергию упрямства среднего поколения кинематографистов, с которой он кинулся в свой проект; но логично, что постепенно энергия эта исчерпалась.
Живой интерес к происходящему в современном кино и умение систематически обдумывать новые возможности кинематографии, — вот, чего не достает осетинским кинематографистам. Одной лишь воли снимать уже не достаточно. Естественно, как во всех областях человеческой деятельности, много званых, но мало избранных. Чтобы суметь создать хороший арт-фильм, тут не достаточно одних технических навыков владения кинопрофессией. Нужен талант, интеллигентность и сила духа, умение справиться со сложной и оригинальной структурой произведения: многослойным, стилизованным знаком, который становится убедительной моделью реальности, из которой мы узнаем о реальности то, что прежде было от нас скрыто. Наверное, единственная заслуга Акима Салбиева в том, что он совершил прорыв, доказав после нескольких десятилетий молчания, хотя, к сожалению, и художественно неубедительно, что осетинское кино существует. Одновременно жаль, что никто не контролирует, стоят ли того подобные финансируемые государством «художественные эксперименты».
Проект фильма «Ласточки прилетели» возник в авторской мастерской кинокомпании «Нарти Мувиз», основанной в 2005 году. Фильм снят в сентябре-октябре 2005 во Владикавказе. В картине «Ласточки прилетели» очень заботливо и тонко выбраны типажи. Здесь играют не только актеры из владикавказских театров и театральных школ, но также и непрофессионалы. Именно у них, надо отметить, с какой легкой естественностью и свежестью они играют доверенные роли. Благодаря этому возник полноценный авторский фильм, снятый как бы скрытой камерой, без всяких звезд российского кинематографа.
«Ласточки прилетели» — социально-психологический фильм. Он ценен прежде всего своей «документальной» стилистикой интимной хроники-истории болезни. Он интересен социальной темой, которую поднимает режиссер и сценарист в одном лице, актуальной и острой в России проблемой наркомании. Мы находим в нем контраст между трагедией и комичностью, между криминальным сюжетом и лиризмом обстановки. Эта первая картины после «Иглы» с Виктором Цоем в главной роли, предметом которой стала столь болезненная для современной цивилизации тема, драма человеческой разобщенности.
Ласточки прилетелиФильм описывает два дня из жизни профессора литературы Константина (по прозвищу Пик), оказавшегося на дне человеческого общества, среди наркоманов, борющегося с самим собой. Он носит с собой портфель и шприц, и именно эти два элемента усиливают противоречие между человеческой образованностью и всеми недугами, с которыми сталкивается современное общество. Психологическая драма сопровождается его внутренним интимным монологом, борьбою между фальшью и правдивостью жизни в морально больном обществе, доводящем его до безвыходного положения. Психологизм фильма усилен контрастом между внутренними переживаниями главного героя и природой, прекрасным городом «N» с его старыми зданиями, мечетью, церковью. Этот в фильме как бы неизвестный город с прекрасной архитектурой, с набережными, мостами и проспектами, с ностальгическими трамваями чешского производства (а зритель знает, что это Владикавказ) полон контрастов. С одной стороны, здесь кипит жизнь, с другой, в его утробе свершаются трагические людские судьбы, в фильме представленные «порочным кругом» главных действующих лиц — Пиком, Герасимом, Хали-Гали, Чукчой и Муллой. Такие города мы найдем в Чехии, Германии, Польше, Венгрии, в любой стране, это город, полный драматичной жизни. И все же авторы с оптимизмом смотрят на недуг наркомании, который можно вылечить при доброй воле каждого больного. В конце фильма с весной, когда природа пробуждается от зимнего сна, прилетают ласточки как посланники Бога, а с ними надежда и вера в любовь и добро.
Аслан Галазов обратился к арт-фильму и реально попытался вывести осетинское кино, почти полностью утратившее контакт с миром, из изоляции. С каждым метром пленки он поднимает новые вопросы кинематографического понимания мира, далеко превосходящие ряд других наивных попыток. Он оригинально подходит к действительности, дает аутентичное свидетельство о жизни, способом, приносящим новую реальность, более интересную, глубокую. Зрители и сами убедятся, что Галазов со своим фильмом, несомненно, выходит на ведущее место в современной местной кинематографии, создавая своим первым художественным достижением своеобразный феномен. Для этой самобытной личности характерно, что, как уже было сказано, кроме режиссуры он также пишет сценарии, поэтикой своего остросоциального психологического фильма продолжая все то качественное, что принесло миру российское кино. Но вопросом остается, удастся ли ностальгической форме фильма Галазова перешагнуть уже достигнутую границу и обратиться к широкой зрительской общественности и к специалистам за рубежом. Ведь речь идет о слишком скромном художнике, которому не достает отваги порвать узы, связывающие его с прошлым и кинуться навстречу новым вызовам современного кинематографа. Похоже, он недостаточно настойчив, чтобы реагировать на все происходящее в суетливой среде кинопрофессионалов, вступать в конфликты и решать их по-своему. И все же его творчество займет свое неповторимое место в российской кинематографии и вместе с коммерческим и средним течением создаст почву для настоящих открытий.
8 июля 2014
Размышления, переходящие в философию. Стихи и поэзия, переходящая в прозу жизни.
Вечное, духовное начало, посеянное в тернии суеты и забитое камнями невзгод, находит выход, как вариант в пассивном мире наркотического пребывания, служащем утешением в жизненной безысходности.
Фильм пересекается с фильмом Дэнни Бойла «На игле». И если Бойловский показывает дно наркоманского мира, как приюта в мрачных, грязных тонах, загаженных туалетов. То «Ласточки прилетели» являет собой психологию внутреннего мира с раздвоением личности, как связывающее звено тёмного и светлого мира. Неся в себе сначала, глубокое начало, пессимистическую, безвыходную середину и немного грустный, но всё же оптимистический конец, оправдывающий якобы простое название фильма.
Где разговоры и выражения довольно смелые, чем в любом фильме «наркотического содержания» проводящие параллель и сравнение с переходом в иные миры.
Игра актёров выражена в максимальном реализме, передающим состояние внутреннего мира персонажа. Его хандру и неприспособленность, нежелание жить как все. Каждый видит жизнь по своему, но многих устраивает не жизнь, а состояние. И в этом трагедия понимания.
Связывающую, передающую атмосферу играет музыка в фильме, которую написал Ширвани Романович Чалаев, признанный мастер муз. Творческого пути.
Именно из-за музыкального ряда в этой картине передаётся всё необычное и в большей степени артхаусное настроение. Где ведущую роль отводят одиноким зависающим клавишам, которые так любил Бела Барток (знаменитый композитор). Но по духу и выражению Ш. Р. Чалаев ближе к К. Штокхаузену, Арво Пярту и особенно к Гая Кончелли. Ибо выражением трагики и основой постановки, разделяет мировоззрение к длинным, сюитным темам.
Фестивальное кино, с особым взглядом и размышлением.
Картина относится к авторскому, другому кино и соответственно на определённый круг.
8 из 10
31 января 2014
В первую очередь хочется отметить смелость и талант режиссера Аслана Галазова! Смелость, потому что он смог в Осетии снять подобный фильм, где совсем другие нравы и обычаи, другой менталитет, и даже употребление алкоголя вызывает публичное осуждение. И талант, так как режиссер смог снять понятный, с глубоким нравственным смыслом фильм, услышав историю Ирлан Хугаева, который играет в фильме самого себя.
Фильм повествует о небольшом отрывке из жизни наркомана- интеллигента Константина и этот образ взят не спроста, он собирательный, автор этим хочет показать все глубину проблемы наркозависимости в современном обществе и говорит устами Чукчи:' вот, возьми любого семьянина примерного, вмажь его один раз по-хозяйски, чтоб аж с тапочек выпрыгнул, тут его распримерная жизнь и кончится. Дом в залог отдаст, дерево на спички спилит, сына-воровать пошлет»(орфография оригинала). Город Владикавказ- небольшой город, в котором все друг друга знают, где люди не растеряли еще нравственные ценности, такие как вера в бога и уважение к старшим, где не так много притонов и подобная зависимость не носит массовый характер. «Ласточки прилетели», в прямом смысле, эпитет тому, что Аслан Галазов считает, что, если искоренить притоны, общество очистится: слабый сломается и умрет, а большинство переломятся и все-таки смогут «обрести человеческий облик».
Картину нельзя назвать реалистичной, она глубоко идеализированна, наркоман Пик, максимум, что может сделать на сильной ломке, так это не заплатить кондуктору в автобусе, сотрудники полиции, догоняя главного героя лишь делают ему предупреждение, а коллеги нашего героя, глубоко осуждая его образ жизни, не чураются. Считаю, что это кино не для всех, что такие фильмы нельзя пропагандировать на форумах и в соц. сетях, так как неизвестно человек какого возраста его посмотрит и не даст ли это обратной реакции.
26 июля 2013
Совершенно не ожидала, что фильм «Ласточки прилетели», снятый осетинским режиссёром-дебютантом Асланом Галаевым во Владикавказе, так затянет.
Неспешное повествование о жизни Константина, филолога, специализирующегося на изучении творчества Бодлера. В жизни этого вроде бы обычного преподавателя заштатного вуза есть тайна: после лекций, послав нерадивых студентов к чёрту, Константин превращается в Пика, наркомана со стажем.
Потрясающие съёмки, небо, чёрное с полной луной, город, суетливый, гудящий, качели, скрип которых не оставляет, намеренно раздражая зрителя, дети, играющие там, где наркоманы «помирают» в ожидании дозы.
Удивительная игра главного героя. Тонкий, чем-то неуловимо похожий на Бодлера, с ввалившимися щеками, чужой на празднике жизни, одинокий. Очень притягательный образ, хотя и отталкивающий одновременно. Очень хороший актёр. Показать наркомана, у которого ещё жива совесть, — сложное дело. Ирлану Хугаеву это удаётся.
Очень-очень-очень понравилась первая часть фильма, когда герой полностью вычеркнут из жизненного процесса. А дальше время слишком сжимается: первая часть — это примерно сутки из жизни наркомана, последние десять минут вмещают в себя время от осени, когда ласточки уже улетели, до весны, дающей вроде бы надежду на возрождение. Хотя, если честно, режиссёр ничего не обещает.
Чуточку раздражал голос за кадром, хотя голос красивый, но дидактизма не люблю и всё тут.
После фильма кинулась перечитывать Ш. Бодлера «Вино и гашиш как средства для расширения человеческой личности». Думала-думала, вспомнила песню группы «Агата Кристи»
Вино и гашиш Стамбул и Париж
Моряк моряк почему ты грустишь
Возьми папиросу хлопни винца
И песенку спой про сундук мертвеца.
Узнала, что:
«Вино возвышает волю, гашиш ее парализует. Вино служит физической поддержкой; гашиш — орудием самоубийства. Вино делает добрым, общительным; гашиш влечет к уединению. Вино, так сказать, трудолюбиво; гашиш, по существу, лентяй. К чему, на самом деле, работать, пахать, писать, производить что бы то ни было, если можно попасть в рай без всякого труда? Наконец, вино предназначено для народа, который работает и который достоин его пить. Гашиш же принадлежит к разряду одиноких наслаждений; он создан для презренных бездельников. Вино полезно, плодотворно. Гашиш бесполезен и опасен».
Вот где-то так. Что ж: ему виднее, наверное.
28 июля 2012
Владикавказ чист, светел и по-осетински гостеприимен; величают его горы, Дарьяльское ущелье, омывает Терек. Плохо спится и дышится в нём главному герою, вуз`овскому преподавателю Константину по кличке «Пик», на блужданиях и комментариях которого повязано общее повествование фильма Аслана Галазова.
С самого начала, с самого утра в окружающем пространстве аккумулируются мерные удушливые вибрации. Однако первые полчаса даже намётанному глазу сложно разобраться почему болезненно рефлексирующий интеллигент Константин рассуждает в духе не помпезного декаданства, а обречённого страхом бессмысленности экзистенциализма. «Что с ним?», — тотчас задаётся зритель, тревожась своим предчувствием. Выхолощенность дотошных пейзажей из окна, их «любезность», как любезность и простота граждан, безмятежность играющих детей — только усиливают это ощущение. Удушье расстилается над градом невидимым смогом, стирая грань между сном и явью, а значит и время не имеет значения (сцена в учительской). И каждое утро — обязательные и бессмысленные траурные ритуалы. Кухонные поминки. Вся местность испытывает непподельную тягу к мертвечине. Cюда притягиваются мёртвые клетки.
Сущность одна, да разрывается на две: с одной стороны, солнечная рябь на лицах сонных студентов, почтенные коллеги, с другой — томительные разъезды по городу в поисках «причащения у источника» с обязательными локальными передрягами. Лубком прокатывается быт двух дней, сосредоточением сил и мыслей которых является банальная вмазка, но к моменту кульминационного диалога-разрешения с Герой, Пику можно сопереживать, отдавая должное его ухищрениям в условиях жесточайшей абстиненции.
«Вот он, вот — миг вожделенный; вот оно — счастье, вот он — конец страданий, убежище странникам ночи, притин мученикам совести, венец блаженства, час пик…» — бормотал я про себя всякий вздор, казавшийся мне тогда сокровеннейшей поэзией.
Повествование ослабило нажим после победного «укола», разбавившись архетипическими седативными беседами, со своими преданиями и мудростью (если о ней можно говорить в этом наркоконтексте). Пора высвобождения не застала себя ждать.
Как весна сменила осень тремя планами, так и зависимые приятели в двух-трёх предложениях отдавали свои души Господу. Гнилой союз зависимости и двуличия внутри Пика тлел медленно, но финальное чистое небо с заглавным муз. мотивом и улыбающимся профилем исполнителя главной роли (а так же соавтора, университетского преподавателя, доктора филологических наук и поэта) Ирлана Хугаева дал непотопляемое чувство тяжести катарсиса, после которого также нужно некоторое время на восстановление. Честное и бескорыстное во всех отношениях кино. Лекция, которую хотелось дослушать до конца.
9 из 10
9 января 2012
Вначале был коротенький рассказ про то, как один наркоман другого за ложь простил и тем самым спас его заблудшую душу. После появился одноимённый фильм. И вроде бы про то же самое. Но не совсем. Солгавший наркоша из босяка превратился в интеллигента. Действие происходит уже не в будничный денёк, а в «божье» воскресенье. Подтекстов прибавилось, а сакральное «прощённость» изгоя где-то затерялась. Зато на первый план вышла социалка про бич социума, поиски заросших сорняками дорог к храму, ворчанье по поводу кризиса культуры. Правда ласточки всё равно прилетят и прогонят напасти «чёрных» годин. Ну да ладно. Ничего в этом плохого нет. Тем более что исполнитель главной роли и, собственно, автор оригинального рассказа Ирлан Хугаев убедительно прожил 1,5 часа деградационной рефлексии от ломки.
Дебют он и есть дебют. Свечи сгорают. Лампочки лопаются. Браунинг стреляет шоколадным патроном. Фильм снят владикавказцами во Владикавказе, но, слава богу, не только для владикавказцев. Города много. Им тычут, на него указуют, его ставят задником, но для чего он — непонятно. Типичность истории не подразумевает. На метафору какого-нибудь смысла не годится. Но коль он есть и в столь диких количествах, будем исходить из заданной картонки.
Во Владикавказе мучается странный субъект Пик. Живя, как вампир, в двух измерениях, он то лектор зарубежной литературы, то нарик — свой среди отребья и знакомая рожа для милицейских галочек. Никакого бунюэлевского абсурда. Читается по-толстовски, с зачином, с многочисленными запятыми. Запятых — тьма. Один случай сменяет другой, как эпитеты к лицу красны — девицы. То Пик просвещает эстетикой «Цветов зла» с университетской кафедры, то отделывается от приставучего соседа, то спорит с трамвайным кондуктором, то рыщет в поисках дармового кайфа и т. д. Вот такие контрасты в славном граде Владикавказе. Но контрастность чрезмерная. Город — отдельно, история — отдельно. Парки, скверы, улочки поданы параллельно, будто вкраплены после съёмок для метража. Бурлящий Терек прилагается в роли обязательного банта на шее.
Камера ведёт себя, как расхлябанная сопля. То дёргается в «догматических» конвульсиях у затылков персонажей, то взмывает ввысь для обзора открыточной панорамы, то частит режущими глаз крупешниками, то прячется в уголке узкой комнатушки. Операторская полифония не имеет художественных обоснований.
Сепарация паразитического существования Пика тоже на контрастах лубка. Высокодуховные собратья героя обитают в библиотеке, играют в шахматы, пьют чай, беседуют о смысле жизни, религии, о протяжённости пространства и времени. И всё это в одной маленькой сцене. Выглядит громоздко и напоминает «серьёзные» страницы глянца. Особую пикантность эпизоду придаёт участие в нём режиссёра, второго режиссёра, продюсера. Самомнение — штука забавная. Наркоманский мир тоже в штампах, но не так критично. Стебалово, вроде момента, когда обкуренный притон внимательно созерцает канал «Культура», улыбает.
Тонкость воплощения в «Ласточках» — дефицит. Оправданием пагубного пристрастия интеллектуала — преподавателя служат фокусированные персоналии Булгакова, написавшего «Морфий», воспевающего пороки Бодлера, с томиком которого герой не расстаётся, Шпенглера приказавшего цивилизации долго жить. И всё как-то в лоб, без затей, да ещё с поясняющей закадровой читкой. Нужно отметить, что в картине присутствует ещё один визуально вдалбливаемый символ, имеющий национальный контекст. Лик Коста Хетагурова мелькает портретом в комнате Пика, оттеняет циферблат тикающих часов и апогеем являет своё имя на могиле при церковном участке. Осетинский Пушкин выступает в роли тропки спасения, в противовес «упадническим» творцам мирового значения. Незамысловатая конъюнктура локального масштаба не будет замечена многими, так что можно двигаться дальше.
А далее шаблоны с навязчивым скрипом качелей из детского сада и появление священника в лучах софитов вроде шутки «наркоманского бога». Детские идеалы, вера во всевышнего, да национальные корни. Главное человека в «наркомане» найти. Чем бы дитё ни тешилось, лишь бы не кололось. Круто. Оригинально. Эффектно. Правильное кино во всех отношениях. А то, что местами выглядит беспомощно, коряво и наивно…важно ли оно, если за благое дело ратуем.
7 из 10
18 июня 2011
Галазов Аслан Ахсарбекович, родившийся в Северной Осетии, не известен широкой публики и по сути его можно назвать начинающим режиссёром, но всё-таки, помимо «ласточек» он снял несколько документальных фильмов, а также короткометражные ленты «Пятнадцать лет» (участник конкурсной программы Роттердамского Международного фестиваля 2005 года) и «Восхождение» (участник фестиваля L’alternative (Барселона, 2004)). Да,Галазов начинающий режиссёр, но в ту же очередь очень перспективный и хороший, если учитывать тот факт, что это одна из первых его работ и она далеко не плохая, а даже напротив, очень интересная и заставляющая думать. Надеюсь Аслан порадует нас ещё не одним своим творением.
Фильм был участником программы «Эйфория» фестиваля «Кинотавр» (2007); участником конкурсной программы дебютов Монреальского МКФ (Канада, 2007) и был удостоен гран-при «Золотая тайга» 5-го МКФ кинематографических дебютов «Дух огня» (Ханты-Мансийск, 2007).
В целом фильм оставил приятные ощущения. В первую очередь понравилось, что это совершенно не коммерческая работа и это говорит о том, что целью Аслана Галазова было донести до зрителя свои переживания, свои мысли, убеждения, а не просто «срубить » денег за счёт экшена и спецэффектов. По официальным данным бюджет фильма составил $8 500.
Эта картина рассказывает нам о человеке который ведёт двойную жизнь. В нём уживается два человека : Константин — преподователь, читающий безразличным к науке студентам лекции о декаданстве, и Пик — наркоман, ловко убеждающий наркоборонов дать в долг очередную дозу. Отличие Пика от его друзей наркоманов в том, что он сознаёт, что идёт не по тому пути, выбрал не ту жизненную дорогу, у него есть совесть, есть чувство вины перед своими родителями, перед обществом. Он ничего не ворует, ничего не выносит из дому ради дозы в отличии от его друзей, он просто ступил не на ту дорогу, сделал ошибку, которую безумно сложно исправить. В семье Константина напрежённые отношения, родители знают о делах Пика, они уже смирились с этим. В одном из последних сцен показывается, что делает с людьми это «лекарство», как ради денег они готовы без колебаний убить человека, да и людьми их не назвать… В конце фильма автор картины оставляет вопрос о судьбе Пика отрытым, даёт возможность зритлю самому решить кто же всё-таки выиграет, Пик или Константин.
Тема наркомании безусловно «заезженная», но фильм «ласточки» больше остальных приближен к реальности, при просмотре этого фильма думаешь, что это документальное кино, а вовсе не художественное.
Так же понравилась операторская работа, картинка всегда менялась, показали красивые пейзажи города Владикавказ, единственное, что до ужаса надоело — постоянный скрип качель, жутко нервировало на протяжении всего фильма.
Теперь об актёрской игре. Профессиональных актёров в этом фильме мы безусловно не увидели, но всё же они могут фору даже некоторым профессионалам. Хугаев Ирлан Сергеевич вовсе кандидат филологических наук, преподаватель и доцент СОГУ. Весь актёрский состав можно наверное поздравить с началом профессиональной карьеры.
Проблема наркомании бесспорно актуальна в наши дни и с ней необходимо бороться, если этого не делать, то у нас просто нет будущего. И я считаю, что такие работы, как «ласточки» необходимы, чтобы люди могли понять на чужом примере на сколько эта болезнь ужасна. Она ломает общество, жизни, семьи, дружбу, любовь.
1 декабря 2010
Дебютный фильм Аслан Галазов снял еще в 2006 году. Несмотря на то, что широкая публика, так и не смогла оценить творение начинающего режиссера, фильм был участником программы «Эйфория» фестиваля «Кинотавр» (2007); участником конкурсной программы дебютов Монреальского МКФ (Канада, 2007) и был удостоен гран-при «Золотая тайга» 5-го МКФ кинематографических дебютов «Дух огня» (Ханты-Мансийск, 2007).
Киноленту осетинского режиссера можно отнести к неореализму, к новой волне кино, которая все чаще бьется о берега российского кинематографа («Изображая жертву», «Груз 200», «Эйфория»). Галазов изображает двойную жизнь Константина-ПИКа. Днем он преподаватель-филолог, рассказывающий студентам о декадентстве, поэзии Бодлера и прозе Эдгара По, а вечером герой, подобно Эдгару По прикладывается к бутылке и словно Бодлер не отказывает себе в удовольствии принять очередную дозу.
Фильм можно условно разделить на три части: 1. преамбула, где герой предстает в своем «дневном» образе; 2. Центральная часть, где герой демонстрирует свою противоречивую вторую сторону своей противоречивой натуры; 3. озарение.
Закадровый голос рассказывает нам о душевных терзаниях героя приторно интеллигентно, разжевывая все до мельчайших кусочков, чтобы зритель обязательно все понял.
Режиссер картины не однократно говорил о том, что фильм нельзя рассматривать как киноленту о наркоманах, это умалило бы масштабы картины и глубину, поднимаемой проблемы. « «Ласточки» рассказывают о человеке, который изобличает двуличие в себе и пытается от него избавиться. Другими словами, пытается изгнать из своей жизни ложь, опутавшую его».
Автор в своей картине не только стремится рассказать зрителю определенную историю о поисках себя уже взрослого человека, но продемонстрировать многогранность и парадоксальную противоречивость современной городской действительности: широкие проспекты и узкие переулки; современные здания и перекошенные домишки; маленькие дети и взрослые, которые не способны справиться со своими слабостями.
Таким образом, фильм рассказывает нам одну не беспрецедентную историю о поисках себя в биполярном мире — наркоманы, которым не нужно ничего кроме дозы и интеллигентов-друзей, которые рассуждают о рыбалке — каждый полюс которого не соответствует твоему внутреннему «я». Вот человек и бросается из крайности в крайность, обрамляю свое поведение повествованием на литературном языке. И только ласточки, которые смотрят на все это сверху, могут дать герою объективный ответ на субъективный вопрос.
24 июля 2009
На самом деле великолепные комментарии, даже приятно что фильм человека, выросшего в нашей маленькой провинции. На самом деле каждый осетин, точнее даже не каждый, а тот, кого еще не постигла такая же участь, как пика, а таких осталось очень мало, просмотрев фильм испытывает безумное огорчения от деградации нации Алан, древнейшей нации! Те кто живут в нашем городе, почти каждый знает, что история пика совершенно не единичная, а скорее даже массовая. В каждом дворе маленького города найдется хотя бы парочка наркоманов, которые живут такой же жизнью как и ПИК!
Режиссеру очень четко удалось показать город, с такого ракурса который есть на самом деле, без доли выдумки и преувеличений, и для таких как я которые уже там не живут просмотр фильма, не только напоминание о наркоманах, а еще и воспоминания трогательные. Бабушки сидящие около домов, ведущие разговоры о каждом соседе, воспринимающие проблемы чужих как свои личные без доли смущения, разговаривающие на осетинском языке. Акцент, жаргон, дети. Матери, порядочные матери, безмерно страдающие за своих детей, но продолжающие о них заботится!
И даже случай в трамвае, который вспоминает каждый зритель, не каждый поймет, пример с пассажирским вмешательством об оплате проезда ПИКА. На самом деле, в Осетии даже в маршрутном такси, если человек едущий в маршрутке увидит знакомого это уже патологический становится долгом заплатить за него, из-за этого даже спор может начаться. а еще есть такая вещь, как привлечение всеобщего внимания, возгласом, я заплачу!
- я заплачу.
-Да ой не надо.
-Да нет, не удобно…
и все в таком же роде! И никто никогда не поймет современную осетинскую душу, поскольку если ты заплатишь с тобой поспорят, а если не заплатишь тебя еще и обсудят в плохом свете.
Так что, что есть в этом фильм, хоть и не развернутая, но голая правда!
И еще, в нашем городе, каждый второй наркоман пишет стихи, сочинения.. так же как ПИК!
11 июня 2009
Была приятно удивлена, после просмотра Ласточки прилетели, что можно снять фильм о наркомании правдоподобно, без лишнего натурализма.
Самое интересное, что переданы эмоции. Зритель реально чувствует, что происходит с героем. Как гениально Пик уговаривал Герыча. Четко знал, что надо сказать, чтобы тот ему не отказал.
Понравилась сцена в библиотеке с друзьями, ощущение, что фильм документальный и разговор просто подсмотрен.
Образованный, умный человек, читающий Бодлера, просто потерялся в этой жизни. Два противовеса у него. С одной стороны — такие же умные и интеллигентные друзья, с другой стороны — законченные наркоманы. Так Герыч Пику и сказал: «Ты не наш — завязывай».
Помимо заданного тона социального кино, в фильме много мелочей, заметных глазу. Очень красиво снят Владикавказ. Ясный, солнечный, чистый город. И такие в нем жители. Сцена в трамвае, когда Пик не хочет покупать билет. И вдруг люди вокруг говорят, давайте я заплачу. Все направлено на то, что только бросай — мы тебя подхватим и поможем.
Документальные картинки из жизни. Пик на детском велосипеде во дворе. Или безразлично читает лекцию. Едет в трамвае. Пьет пиво на лавке. Другое лицо наркомании. Не привычное нервное, натяжное, истеричное, а спокойное, уравновешенное, продуманное, осознанное.
Фильм, который пропустить просто нельзя.
10 из 10
9 июня 2009
Фильмом «Ласточки прилетели» можно прикрыть две ниши современного отечественного кинематографа так и остающиеся пока скорее пустыми. Это под-жанр нарко-муви, который в последние годы представляли сильно отредактированные гламурные «Тиски», и бред сивой кобылы получившей копытом в глаз, под названием «Нирвана», т. е. фильмы совершенно поверхностно прошедшие по проблеме, так и не давшие ей никакой характеристики. Вторая ниша, это провинциальное кино, чего в России не существует как класса, однако в фильме «Ласточки прилетели» нет ни одного известного московского лица, успевшего помотаться в бурных водах «нового русского кино». Конечно, столичными режиссёрами предпринимались попытки снять кино о провинции (типа «Свободного плавания»), однако настолько провинциальное кино до Аслана Галазова было большой редкостью (вспоминается только казанский фильм на татарском языке Куктау»).
Сравнения с отечественными выбросами под жанра нарко-муви фильм «Ласточки пролетели», конечно, не заслуживает, этот фильм имеет полное право замахнуться на мерку по шкале «Криминального чтива» и «Реквием по мечте», тем не менее, изначально напоминая «Половину Нельсона», где тоже с проблемой наркотиков столкнулся преподаватель. Галазов демонстрирует, что будь ты даже образованным, умным человеком с работой от наркотиков не застрахован, однако не показывает, в отличие от фильма «Дневник баскетболиста», все ужасы жизни наркоманской, одного из героев фильма наделяя званием «пророк в отечестве под кайфом».
Оказывается, уколовшись, россияне (по крайней мере, один из героев фильма) задаются, философскими вопросами, выдвигая очень сомнительную мысль, мол, какой смысл жить и иметь деньги, если на них «не кайфовать». Концовка фильма, когда все основные герои фильма обретают душевный покой, уколовшись, превращается в некую философскую притчу со всей их болтовней о темноте и птицах. Однако весь социальный смысл картины остается в первой его половине, когда Пит — главный герой фильма — в этот жаркий летний день (и это после проведения пары в университете, летом — ляп) ищет дозу, а режиссёр показывает, что за собой тянет это небольшое желание.
Картина совершенно не похожа на наше современное кино, она будто несет правду жизни, не маскирует её, ни падает жертвой цензуры, оглашая во всеуслышание — в России есть проблема, надо её решать. Однако почему же такой фильм выходит далеко в провинции, далеко от столичных кинопродюсеров и широкого зрителя, не только же Владикавказ в нашем громадном отечестве, столкнулся с проблемой наркомании?
«Ласточки пролетели» будучи далеким, от культового статуса «Криминального чтива» и «Реквиема по мечте», тем не менее, всё равно оказывается достойным представителем наркоманского кино, рассказывая историю одного дня одного наркомана — ясно даёт понять, что таких дней среди граждан Российской Федерации ежедневно очень много, а это очень плохо. «Жизнь во лжи» — вот так можно охарактеризовать этап жизни главного героя, так же можно охарактеризовать большую часть современной России, но это уже совсем другая история… за цензурой.
4 ноября 2008
Остросоциальная тонкая психологическая драма режиссера дебютанта из Северной Осетии стала для меня очень ярким событием в области довольно натужно развивающегося в настоящее время российского арт-хаусного кинематографического движения. Посмотрел случайно, включив поздно ночью телеканал «Культура» и уже не смог оторваться от просмотра.
История Пика — преподавателя литературы и наркомана со стажем представлена нам в виде своеобразных речевых дневников, некоего рассказа, который ведется от имени главного героя. Жизнь от жуткой ломки до очередной дозы, ежедневная ложь родителям, которые, естественно, прекрасно понимают, в какую мерзость влез их сын, утром — лекции в университете, после обеда — походы по наркопритонам в поисках очередной дозы, на которую у Пика нет денег. Он не конченый наркоман, не вор, просто человек, попавшийся на крючок наркозависимости, запутавшийся в бесконечной лжи, его переживания по этому поводу наполнены мрачным трагизмом и попытками найти внутри себя путь к нелегкому исцелению. «Чужой на празднике жизни» — тонкая формулировка, которой Пик для зрителя коротко, но ёмко охарактеризовал себя и окружающую его действительность.
Аслан Галазов очень умело эмоционально и психологически воздействует на зрителя, грамотно манипулирует зрительским вниманием и целенаправленно уходит от даже минимальной театральности всех диалогов героев, применяя более приближенные к реальной разговорной речи фразеологические обороты и специфический жаргонный лексикон. Это действует очень эффективно, как и игра совершенно не профессиональных актеров. Простота избранного повествования буквально окунает с головой в события, которые развиваются на экране.
Съемки картины проходили во Владикавказе, режиссер часть экранного времени уделил демонстрации разноплановых видов этого очень красивого города, в котором мне не так давно довелось прожить полгода. Поэтому следить за картинкой мне было интересно вдвойне.
Сильное кино, полезное, с безгранично трагическим настроением. В оценке фильм не нуждается, баллы поставил только для того, чтобы поднять не заслуженно низкий рейтинг ленты.
27 октября 2008
Личную драму главного героя, режиссер представляет как увядание целого социального слоя — а именно интеллигенции. Наркотики, по словам режиссера являются метафорой общества потребления.
Фильм пронизан декаденством, начиная от звука сломанных качелей сопровождающих весь фильм, заканчивая тоскливой обстановкой вокруг.
Общество восприняло этот фильм как исповедь наркомана-интелегента, с чем режиссер был не согласен, ведь для него все потребители — наркоманы. Получается, режиссера не поняли… но я думаю, что когда дело касается наркотиков (препаратов, которые угрожают жизни человека), большинство людей не могут воспринимать как символ или знак. Наркотики это всегда наркотики.
«Ласточки» — очень тонкий и красивый фильм.
27 октября 2008