Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Время собирать камни |
год: | 2005 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Карелин |
сценаристы: | Юлий Дунский, Валерий Фрид |
продюсеры: | Александр Литвинов, Владимир Меньшов |
видеооператор: | Александр Носовский |
композиторы: | Игорь Щербаков, Сергей Рудницкий |
монтаж: | Ольга Колесникова |
жанр: | военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $60 000 |
Дата выхода | |
на DVD: | 22 декабря 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Картинка, конечно, местами глаз резала: что есть, то есть. Не в плане каких-то конкретных деталей — в этом смысле я специалист неважный, да и стремления особого нет что-то специально подмечать, искать и т. п. Просто, бывает, одно кино прямо-таки располагает к себе, подкупая достоверностью происходящего. А иное — наоборот отталкивает. Ибо так и чувствуешь, что неестественно все как-то, постановочно. И форма не примята ни разу, и цвета какие-то не те, в общем… Избалованный нынче зритель пошёл, что и говорить. Не угодишь.
Но я не об этом хотел написать, на самом деле. Есть технические огрехи и есть. Бывало и похуже, в конце концов. Зато с точки зрения сюжета… Роскошная картина! И как сыграно! Д. К. Буннерсу — просто браво. Я восхищен, честное слово. Невозможно ненавидеть его героя при всем желании. А это, согласитесь, очень непросто признать.
И А. Лыкова обязательно хотел бы отметить. Небольшая, но ёмкая роль. Чисто в эмоциональном даже плане непростая, надо думать. Тем не менее, чрезвычайно, на мой взгляд, убедительно получилось, особенно в концовке самой, когда люди расходятся, бросая в адрес его героя чуть ли не проклятия.
В. Вдовиченков на фоне немецкого актёра, конечно, заметно потерялся, но и ему отдельное спасибо за эпизод после взрыва (не дословно): «Конечно, мы же никого не предавали! Мы же чистенькие, у нас все хорошо!» Сильная сцена. Жаль, что это был всего лишь всплеск, вспышка, к тому же самым примитивным образом погашенные и должного развития в результате не получившие. Героиня О. Красько и так весь фильм напрягала своей повышенной нервозностью, если не сказать истеричностью, а тут еще такое «героическое самопожертвование»…
И всё же замечательное решение — закончить кино, оставив открытым вопрос о двух неразминированных объектах. Убивать капитана Демина — суть повториться, сотворить без достаточных к тому оснований героя-мученика, а дать ему успешно завершить задание… Так ли это важно применительно к основной идее фильма? Тем более что вся ценность потенциального подвига исчерпывается словами самого же героя В. Вдовиченкова: «Работа как работа».
В общем, подводя итог, что могу сказать: безусловно, один из лучших современных фильмов о войне. Минимум противостояния боевого, максимум — идеологического, человеческого, я бы даже сказал.
8 из 10
14 января 2013
Война официально кончилась, но фактически… осталась внутри людей. Тут драма, тут трагедия, тут острая проблема войны и мира предстоит в мучительном ключе: послевоенная, послепобедная ненависть исцелима ли? И достижимо ли прощение?
В этом фильме ты видишь людей, а через них уже войну. Только так можно достучаться до сознания и передать ее бесчеловечность и невозможность. Море крови этого не сделает. Море крови может кого чувств лишить, но о войне ничего не расскажет. Да и как рассказать, если получается, что война-то и страшна своими физическими ранами. Стало быть, никакая моральная проблема войны тут не затрагивается совершенно. Можно ли ожидать, что кто-то проникнется осознанием нравственного уродства и разрушительности войны, глядя на такое море крови? Вряд ли. Подумают еще, что выход вот в чем: долбить врага сильней и сильней, чтобы он тебя не смог ни ранить, ни искалечить, ни убить. И никакого проникновения к глубинам, скрывающимся под этим морем…
А вот «Время собирать камни» — это другое дело. Тут люди. То, как они борются за человеческое или как уступают бесчеловечному. То, как люди воюют без оружия и пуль, одним лишь сердцем — ненавистью. Это страшнее пуль. Страшнее. Бесчеловечнее.
Пленный немец в стране-победительнице, истерзанной муками четырехлетнего боя… Победительнице, стремящейся разорвать на части своего пленного. И конфликт между немецким офицером, который чувствует свою отверженность окружающим миром, и русским солдатом-победителем, которому очень неловко за то, что постоянно рядом с ним — немецкая форма, немецкий язык… И юная девушка-переводчик, потерявшая на войне родителей, девушка, которая вполне натерпелась страданий и вправе ненавидеть, но которая… Все предельно остро, неразрешимо, невероятно. Но тем не менее — в этом фильме правда. О войне. Без кровавых морей. Их и не нужно.
Отношения между пленным немцем и русским складываются весьма натянутые. Показателен бунт русских рабочих, требующих отдать им на растерзание «немчуру». Особенно острый момент — это попытка маленького мальчика застрелить немца. «Я видел на войне много страшного, — скажет пленный офицер позже, — но этого мальчика, который в меня стрелял, не забуду никогда, я буду жалеть его, как своего сына…»
Я очень ценю этот фильм. Я рада, что есть люди, берущиеся снимать такие фильмы, и актеры, соглашающиеся в них играть. Это значит, что они понимают, о чем хотят сказать.
«Warum, warum?! Почему, почему ты ненавидишь меня? Потому что я немец? Я же человек, я хочу все исправить!»
10 из 10
24 февраля 2012
Более всего понравилась игра немецкого актера Давида Кристиана Буннерса, очень тонкая, проникновенная, человеческая. Война порождает ненависть ко всем, кто по другую сторону. И в фильме это очень хорошо показано. Немецкого офицера готовы убить чуть ли не в каждом поселении, где появляются герои фильма, несмотря на его в общем-то благие намерения. В некоторые моменты более сочувствуешь именно ему, чем тем, кто стал жертвой войны. Он такая же жертва, только по другую сторону. Ему тоже многое пришлось пережить, вынести. А находиться в стране, где все дышит ненавистью к тебе — легко ли… вряд ли.
За искреннюю, чувственную игру в этом фильме Давиду Кристиану Буннерсу огромное спасибо.
Война пахнет трупами и более ни чем…
23 мая 2011
С наступление 9 мая 1945 года настала победа, но не закончилась война. Многие фашистские солдаты и после капитуляции Германии продолжали воевать. Снова свистели пули, рвались снаряды и мины, гибли люди…Но не все «гитлеровцы» были абсолютно преданы фюреру, находились и раскаявшиеся в своих злодеяниях, которые хотели хотя бы отчасти искупить свою вину. Как раз об одном таком немецком офицере, лейтенанте Рудольфе Онезорге рассказывает лента «Время собирать камни». Во время военных действий на территории СССР Онезорг минировал гражданские объекты. Причем это были бомбы замедленного действия, они должны были взорваться по таймеру спустя много месяцев после того, как их установили и замаскировали. Теперь Онезорг сдался русским и хочет собственноручно разминировать все взрывные устройства. Советское командование отправляет Рудольфа на заминированные объекты, приставив к нему опытного военного сапера — капитана Дёмина и переводчицу Нелю…
«Время собирать камни» — это своеобразное «роуд-муви». Главные герои двигаются по послевоенной русской земле, постоянно встречая на пути людей с израненными душами. Несмотря на то, что основная тема фильма — это «искупление грехов» перед русским народом бывшего фашистского офицера Рудольфа Онезорга, она раскрыта не самым удачным образом. Гораздо интереснее и драматически сильнее маленькие истории прошедших войну людей, обрамляющие главную сюжетную линию. Каждый эпизодический персонаж в фильме — это личность, со своим уникальным характером. Возможно, со временем центральная история картины потускнеет в памяти, но отдельные «ударные» мизансцены лично мною будут вспоминаться всегда. Дорогого стоит маленький монолог старшины-инвалида в исполнении Василия Мищенко о своей потерянной на войне руке. Или блестяще исполненная Евдокией Германовой роль «молодой старушки» Нюры, несчастной женщины, потерявшей всё, ставшей побирушкой и воровкой. Из так вот судеб и соткано художественное полотно фильма, без которых лента, держащаяся только на основном сюжете, была бы существенно хуже.
Что же касается стержня истории — разминировании объектов раскаявшимся немцем Онезоргом и советским офицером Дёминым, то здесь не все хорошо. С одной стороны это тоже драма с одной мощной характерной чертой. Лейтенант Онезорг искренне раскаялся в своих деяниях и теперь, рискуя жизнь, действительно пытается предотвратить многочисленные послевоенные жертвы, которые будут, если бомбы взорвутся. Вот только русский народ не принимает покаяния и извинения «бывшего фашиста». Его по-прежнему ненавидят и считают врагом. И когда Онезорг отчаянно кричит «Я же тоже человек! Я же хочу все исправить!», его никто не слышит. Это потерянная личность, у которой нет места в новом мире…
Но у основной истории есть и другая сторона — «приключенческая» Она заключается в опасном процессе разминирования. Здесь режиссер усиленно пытается создать саспенс настоящего триллера и местами у него это получается. Только воспринимается он в контексте «серьезной драмы», коей фильм в первую очередь хочет быть, несколько « не в тему». Вроде бы и обойтись без этих эпизодов «опасной работы» нельзя, но как-то они несбалансированны с «человеческой драмой», по крайней мере, с моей позиции восприятия. Тот случай, когда не можешь сказать, что именно не так, просто воспринимаешь как-то тяжеловесно. Здесь я не претендую на «абсолютную истину», просто говорю о своих субъективных ощущениях.
В целом, «Время собирать камни» — это хорошее кино о Великой Отечественной, возможно, одно из лучших из подобных российских фильмов последний лет. Самое главное, что лента искренняя, а это уже очень большой плюс.
8 из 10
15 мая 2010
Я не люблю военные фильмы, но этот фильм потряс до глубины души. Удивительно глубокий и проникновенный рассказ не о внешней стороне войны, а о сотрясении внутренних миров и поисках смысла жизни. Простые прописные истины… человеколюбие и прощение, проходит ли их время?
Главный герой — русский майор, который много лет подряд мог только ненавидеть. Он привык жить ненавидя, у него был четко определенный враг, у него была ясная цель, он знал, что ему делать. Но вот война окончилась, враг повержен, он в Берлине и куда дальше идти, что делать, он не представляет. Как вернуться к прошлому, и есть ли к нему возврат? Обычная жизнь, где была невеста, были планы и суета, она разрушилась войной, можно ли теперь назад, как будто не было этих лет ужаса?
И есть другой, немецкий офицер, гениальный в своем деле человек. Но в войну ремеслом его стало — убивать, он ставил мины на русские гражданские объекты, и мины эти еще должны взорваться. Он не был фашистом, но война не миновала никого. Он должен был «исполнять приказы, только исполнять приказы и все…», он не хотел смертей. Он делал то, что делал, без идеи, но вот война кончилась, и у него появилась цель — исправить, исправить ужас и безумие. Он хочет вернуться в Россию, чтобы разминировать 6 целевых объектов.
Они встречаются в Берлине, человек, потерявший смысл жизни, и человек, нашедший его. Какая может быть связь между ними, кроме того, что теперь первому снова есть, кого ненавидеть?.. Этой призрачной ниточкой становится молоденькая русская переводчица, которой жаль и первого и второго.
Так они и едут по разоренной войной России втроем, встречая везде только боль, да растерянность людей, не знающих, как теперь жить. И вот оказывается, что ничто человеческое никогда в человеке не умирает, и даже после времени ненавидеть, все еще наступает время любить. Оказывается, что немецкий офицер, который вынужден в одиночку нести ответственность за все, что случилось в годы войны, куда бы он ни приехал — всего лишь человек со своими кошмарами, своими переживаниями, воспоминаниями, человек, который смущается купаться, потому что у него нет купального костюма… И оказывается, что болеть может не только спина от ранения, но и сердце от зарождающегося чувства, что ненависть уступает состраданию, и что природой в человека заложено все-таки стремление любить, а не убивать и ненавидеть.
Да, человеколюбие… Фильм о том, что и во время войны, когда само небо падает на землю, фундаментальные законы жизни все еще действуют и все еще определяют ее. Даже тогда можно оставаться человеком. Эта тонкая и грустная история все-таки не о войне, нет. Она о внутренней борьбе, смятении чувств и обретении, в конце концов, обретении самого себя. Она не о любви мужчины и женщины, она о любви человека к человеку, о том, что как бы ни сложно было возлюбить ближнего своего, на этом стоит жизнь.
28 сентября 2008