Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Змея в кулаке |
английское название: |
Vipère au poing |
год: | 2004 |
страны: |
Франция,
Великобритания
|
режиссер: | Филипп де Брока |
сценаристы: | Филипп де Брока, Ольга Винсент, Эрве Базен |
продюсеры: | Филипп Лижеуа, Жан-Мишель Рей, Ольга Винсент, Фил Робертсон, Крис Кёрлинг |
видеооператор: | Ив Лафайе |
художники: | Милли Барнс, Christian Siret, Сандрин Бернард, Сильви Де Сегонзак, Alexandra De Chimay |
монтаж: | Анна Руис |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 7000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 октября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Многие, смотревшие этот фильм, могут тихонько согласиться, что видели на экране апофеоз своих ночных кошмаров или очень гипертрофированную (для кого-то, может статься, нисколько) реальность своего детства. Со всяким бывало, что его незаслуженно наказали, обвиняли по подозрению или как-то ещё причиняли боль, тем больше саднящую, чем меньше было возможностей уберечься. Дети тем и плохи (что нисколько не говорит против их существования), что они — слабы и неопытны. А вокруг — слишком много людей, желающих этим воспользоваться. Остаётся только догадываться, сколько нынешних взрослых дядь и тёть по прошествии стольких лет до сих пор стискивают зубы, вспоминая какой-нибудь давний эксцесс, стоивший им лица, игрушки, нервов, наконец.
Вот об этом и повествует фильм «Гадюка в руке» («Змея в кулаке») Филиппа де Брока. Никакой пощады, никакой справедливости — приходится принимать любое зло, которое происходит вокруг тебя. Просто потому что ты — сын, а она — мать. Или нет?
Главный герой, он же автор истории, не согласен с таким поворотом событий. Отчасти, из-за того, что прекрасно понимал: появление «Свинодуры» в его жизни — это жёсткое надругательство над тем миром любви, который создавали вокруг него бабушка и его подруга. Поэтому ему нужен выход. И он его ищет.
Придраться решительно не к чему. Даже к внезапно возникшей политической линии (будто бы самоустранившийся от работы французский аристократ не может продолжать заниматься своими бабочками, а не выяснять, чего там его правительство учудило на Дальнем Востоке напару с японцами против ненавистных ему большевиков). На самом деле, в марксистской теории вопрос о семейной проблеме тоже ставился, но очень жёстким ребром: уничтожение семьи, как института эксплуатации человека человеком. Многих, читающих эти строки (или самого Энгельса), подобное не на шутку ужаснёт, но, посмотрев этот фильм, можно понять, что отнюдь не всегда подобные заявления звучат дико.
Актёры играют замечательно. Особенно, Катрин Фро, сыгравшая «свинодуру». Иногда хочется задаться вопросом: каково это? Изобразить настолько сложного персонажа — это высокое искусство. Впрочем, играть отрицательные роли, как правило, — сложнее, чем положительные. В среднем, само собой разумеется.
10 из 10
1 мая 2016
Поль — жестокая и жесткая женщина, не питающая нежных чувств к собственным детям. Казалось бы, это невозможно. В каждом из нас с малых лет живет образ доброй и заботливой матери. Но у некоторых образ остается лишь образом. Жан не любил свою мать также сильно, как и она его. Но в отличии от своих братьев у него еще и сильный характер. Он не может безмолвно сносить все нападки и беспочвенные наказания Поль.
Я был ей, а она была мной
Как замечает Поль — они с Жаном похожи, их характеры, черты личности во многом идентичны, только разная огранка. Именно эта схожесть приводит к их противостоянию. Подобно двум магнитам они толкают друг друга. Другие дети семьи не противостоят матери, она просто подмяла их своим характером, а Жан другой породы. Он отчаянно пытается выжить мать из дому, а в один момент и попросту замышляет убить ее, у него почти это получается. И в данной обстановке это не выглядит дико, потому что ты видишь, как дети относятся к матери, как она относиться к ним: они называют ее Свинодурой, она запирает от них все сладости; она наказывает их за малейшие провинности, они разрабатывают план ее убийства. Все закономерно.
Но только лишь Жан, главный ее противник смог в итоге понять мать, а возможно и простить, хотя бы отчасти. Он видит, что в характере Поль виноваты родители, как они были с ней жестоки (по-своему, конечно), так и она не научилась любить своих чад. Она несчастна была в детстве, несчастна в браке, несчастна в любви.
По сравнению с моими братьями, мне повезло больше. Может потому что меня ненавидели больше, чем их?
Каждый может посмотреть этот фильм. Думаю, у некоторых была подобная ситуация семье, для тех, у кого не было — этот фильм станет откровением. Иногда нужно признать, что не все родители любят, да и вообще способны любить своих детей. Рано или поздно каждый из нас понимает, что наши родители — не боги.
9 из 10
15 декабря 2013
Резюмировал Базен в своем произведении, как следствие его детских впечатлений…
В 1948 году Эрве Базен пишет первую часть трилогии «Семья Резо» — «Змея в кулаке». А в 2004 Филипп де Брока снимает по ее мотивам свою «Гадюку в руке». Надо заметить, что «Семья Резо» — автобиография писателя, и сложные отношения, изложенные в ней, не авторская выдумка, а жесткая правда его жизни.
В первоисточнике рассказывается история детства маленького мальчика и его братьев, живущих под болезненно-изматывающим диктатом их матери и довольно нейтрального, я бы сказала, самоустранившегося отца. Совсем невеселое детство, переполненное воздвигаемым тиранией авторитетом матери, и непрекращающимся ответным бунтом, как нежеланием смириться с подобной несправедливостью главного героя — Жана. Эти сложные, искаженные отношения и лягут в основу сюжетного повествования ленты. Две противоположные нравственные категории любовь-ненависть так туго переплелись, вытесняя, подменяя, дополняя друг друга, сильнее запутывая гордиев узел внутрисемейных связей. В этом плане режиссер не сильно отошел от авторского текста, но все же, у меня, как человека читавшего оригинал, сложилось свое, не вполне устроившее меня мнение о фильме. Позволю здесь его вкратце изложить.
Итак, на мой взгляд, главное отличие этих двух историй в силе воздействия, получаемого от авторского анализа ситуации в целом и манеры изложения в частности. Базен, как очевидец, более того, выстрадавшая сторона, безусловно, более ярок и эмоционален. Он, проникнутый таким материнским отношением, конечно, более яростен, более категоричен и даже жесток и непреклонен в восприятии событий, в их оценке. Рефлексия, заложенная в детстве и пронесенная через много лет, сквозит в каждой странице оригинального текста, написанного, между прочим, в возрасте 37-ми лет. Нет поверхностности, нет легкого скольжения, но везде и всюду — глубины и мрачные, темные воды сознания и памяти.
Вот этой-то глубины я и не нашла у де Брока. Из чего делаю вывод, что фильм снят по мотивам, с добавлением режиссерского видения, несомненно, чуть исказившего оригинальную историю. Но это часто встречающаяся малость, как некий субъективизм восприятия, который и я себе позволяю…
Чаще всего, восприятие литературы и снятого по ней сильно разнится. Вот и в этом случае не обошлось без сравнений. Но, полагаю, что людям, не читавшим трилогию Базена, не составит большого труда очароваться этим фильмом. И тому есть причины. Во-первых, личность режиссера — крепкого профессионала, имеющего в своем арсенале множество успешных работ. Во-вторых, действительно интересный сюжет, выводящий зрителя на эмоции, что всегда является плюсом. И, наконец, в-третьих, — это по-настоящему качественный кинематографический продукт с точки зрения коммерческой успешности, смотрибельности.
Потому и оценка, если позволить себе таковую, будет клониться в сторону плюса, а не минуса. Наверное, было бы любопытно посмотреть и экранизации следующих 2-х частей трилогии, но, увы, Филипп де Брока умер в 2004 году, вскоре после премьеры «Гадюки в кулаке», так и не сняв задуманного.
23 июля 2010