Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Время жатвы |
год: | 2004 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Марина Разбежкина |
сценарий: | Марина Разбежкина |
продюсеры: | Наталия Желтухина, Татьяна Канаева |
видеооператор: | Ирина Уральская |
композитор: | Антон Силаев |
художник: | Рашит Сафиуллин |
монтаж: | Татьяна Найдёнова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $1 500 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июля 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 7 мин |
Сын вспоминает 50-е годы, когда его мать удерживала переходящее знамя как лучший комбайнёр.
В какой-то момент возникло ощущение если не оправдания, то понимания сталинизма. А, может, и вообще советского строя. Можно было бы и новое название соорудить типа «Шагреневая кожа социализма». В качестве таковой было знамя соцсоревнования, которое мать терпеливо подшивала… И это было даже важнее ситца. Из-за страха, ответственности или жажды победы? Неизвестно. И это на фоне потерявшего ноги отца и великолепно снятых пейзажей…
Но что это? История деградации личности, утрачивания ее связей с природой и семьёй? Потеря ориентиров? Самих себя? Или просто постмодернистский взгляд на наше отношение к прошлому и стремление хоть к какому-то порядку? А, может, и вовсе судьба страны, изломанная одной войной и добитая другой?.. Фильм Разбежкиной оставляет после себя лишь красоту и вопросы… Разумеется, без ответов. Может, их вообще нет?
12 сентября 2021
Как говаривал незабвенный Йозеф «Чтобы в ложь поверили, она должна быть ужасающей.» или «Если вы произнесёте достаточно большую ложь и будете её повторять, то люди в итоге в неё поверят.» Поздравим Марину Разбежкину со строгим следованием заветам сего человека.
Ну, да по порядку.
1. Переходящим Красным Знаменем награждались людские коллективы, а не отдельные личности. Собственно можно и закончить, ибо на лжи с награждением и построен весь фильм. Но добавлю еще несколько деталей.
2. В 1950 году еще не было положения о Переходящем Красном Знамени. Оно появилось в 1957 для предприятий. Положение о поощрение колхозов и совхозов появилось только в 1966 году. Неужели документалистка не в курсе этих фактов? Думаю, что в курсе. Но нужна ли правда методологическим последователям Йозефа Геббельса?
3. Награждение Переходящим Красным Знаменем, как правило, сопровождалось премированием трудового коллектива. И уж если дали ситец 2—3 месту, то не найти для первого выглядит полной нелепицей. Но лжецы явно и поставили такую цель: показать насколько маразматично все было в СССР. Маразма, конечно, хватало. Как везде и во все времена. Но передовиков производства Советская Власть не забывала и поощряла материально. Хотя бы по самым прагматическим причинам. Шоб другие не теряли стимул лучше работать.
Такие вот они бывают документалисты.
1 из 10
12 января 2012
Фильм любопытный. Я решительно не понимаю, как в нем можно увидеть что-либо светлое, доброе или ностальгическое. На мой взгляд «Время жатвы» о страшном, и эмоции он вызывает отнюдь не позитивные. Фильм о временах, когда женщина, мечтая всего лишь о том, чтобы муж с войны вернулся и отрезе ситца, получает мужа без ног, вместо ситца — красное бархатное знамя. Это знамя превращает жизнь семьи в трагифарс: его поели мыши, и несчастной женщине в страхе перед советской властью приходится год за годом работать как сумасшедшей для победы в соцсоревновании, чтобы скрыть нетоварный вид коммунистической святыни.
Кроме этого в фильме есть и другие смысловые пласты. В конце, когда повествование переносится в условную современность, Разбежкина поднимает очень важный вопрос о утрате связи поколений, почему вышло так, что не столь давнее прошлое страны нами прочно забыто. Но в том, как оно выражено, нет даже тени ностальгии по тем временам.
Очень развита в фильме религиозная тема. В первую очередь это, конечно, вера в коммунизм, то, что должно было заменить православие в умах и сердцах советских граждан. Не случайно знамя с изображением «святой троицы» — Ленина, Маркса и Энгельса Антонина помещает в угол, где традиционно находились образа, и именно его мы видим, когда она молится. Но вместе с тем насильно насажденной советской идеологии не удалось искоренить православие, точно так же в свое время насильно насажденное. Героиня постоянно обращается к Богу, молится. В одной сцене в начале она даже снята таким образом, что похожа на икону, что выражает тему мученичества. Но когда и православие не приходит на помощь, тут и всплывает самое что ни есть исконное — язычество.
«Время жатвы» очень красиво снят, и оценка у меня ниже, чем могла бы быть исключительно из-за совершенно дикой сцены приношения жертвы духам и не очень близкому мне упору на религиозную тему.
6 из 10
25 ноября 2010
Настоящий русский артхаусный фильм с элементами душевности, которая присутствовала в некоторых советских фильмах. Знаете, что восхищает? Что, несмотря на некоторую депрессивность и утомительность (для некоторых это будет называться словами скука, для других это будет успокаивающая атмосфера), картина дышит красотой, причем, не только визуальной, но и эмоциональной, красотой жизни.
Это если бы вам показали настоящий мир, настоящий красивый мир, без машин, технологий и прочей мути. Это деревня. Раньше люди жили по-другому, сейчас таких деревень почти не осталось. Когда жизнь была в поле, в деревянном доме, а у детишек были только деревянные игрушечные машинки. Тогда люди работали на себя, на семью, тогда было все по-настоящему, правда, давали за это не то, о чем ты мечтал, а какое-нибудь советское знамя.
Это было время жатвы, время, когда люди работали на страну, а не на себя, как сейчас. Разговор не пойдет о счастье или правильности жизни тогда и сейчас. Тот вопрос, который будет поднят в концовке этой картины, не столь важен сам по себе, сколько важен в связи с действительностью прошлых лет. Тема — «наше прошлое».
Хотя, на мой взгляд, здесь более важным является одна из основ кино — передавать посредствам различных образов и объектов связь персонажа с ними, позволять зрителю чувствовать эту связь, участвовать в этих чувствах. А не так как это делается привычным образом в фильмах главным образом через слова, мимику и характерные ситуации, в которых оказывается герой. И в этом смысле «Время жатвы» просто удовольствие для зрителя.
Оно насыщенно всем — различной образностью, цветопередачей, визуальностью, звуком, особенностями глаза, которые пытается передать камера. И в то же время не теряет авторского стиля и артхаусной плотности, когда чувствуешь, что фильм длится вечно, а прошло минут 20, и за них ты уже вдоволь насладился и боишься, что дальше ничего не ждет. Хотя, повторюсь, многим может стать скучно. В зависимости оттого, что вы ищете в кино…
30 октября 2007