Низший пилотаж
4.6
2004, драма
Россия, 1 ч 24 мин
Дополнительные данные
оригинальное название:

Низший пилотаж

год: 2004
страна:
Россия
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 24 мин

Отзывы критиков о фильме «Низший пилотаж», 2004

Антиэстетика

Что является главным предметом современного искусства и что в сущности представляет из себя оное?

Современное искусство, предпочтительно копирующее/имитирующее/отрицающее/отражающее окружающую его «нашу реальность», беспросветную действительность, в большей своей степени искусственно, неживо, чересчур провокационно и профанационно, просто безыдейно или тотально беспредельно, но оно чрезвычайно искушает своей доступностью или непонятностью, когда в тщательных поисках заложенного тем или иным художником/литератором/инсталлятором тротила внутреннего смысла приходится копаться в такой грязи, что и вовек потом не отмоешься. Современное искусство одновременно искушает и унижает, в современном искусстве бедность содержания подчёркивается замысловатой формой, и гораздо реже формы нет вовсе, а есть лишь содержание, которое порой переварить представляется весьма мучительно.

Фильм «Низший пилотаж» 2004 года — экранизация литературной трилогии маргинального, но культового писателя и вообще душки Баяна Ширянова, в миру Кирилла Воробьева — это типичный образчик контркультурного искусства, где это самое contra, кажется, достигло своего наивысшего апогея со времён «Зелёного слоника» немногоуважаемой многими госпожи Светланы Басковой. Персонажи и книг, и фильма, нареченные не именами, но гротесковыми кличками, в которых отчётливо слышна старорусскость, погрязшие в дерьме, беспорядочном сексе и тотальной наркомании в неизлечимой уже стадии, в глобальном сути не живут, но существуют вообще вне привычного социума. Они себя противопоставляют ему настолько, что более к жизни внутри него они более не приспособлены. Но их едва ли это волнует, ведь им там, в своём мирке, так сладостно, но на деле гадостно. Рай для этого меньшинства для большинства является самым настоящим Адом, и проводником туда, на само социальное дно, становится Ширянов-Воробьев и режиссер Александр Бородыня, переведший бунтарский слог скандального литтворчества Баяна на язык кино, хотя назвать «Низший пилотаж» фильмом весьма затруднительно так как режиссером напрочь отведён на второй-третий план то, что именуется киноязыком. Рыхлая композиция кадра, тотальное ощущение кустарщины, аудиовизуальная рефлексия, расщепленная на атомы бессюжетного нарратива, концентрат дегенеративной денатуратности и деструктивной экстремальности — парадоксально, но «Низший пилотаж» срабатывает как чистое кино, будучи при этом антикино. Анти буквально во всем. Как «Ладони» и «Место на Земле» Артура Аристакисяна, как и «Я никогда не покидал белую комнату» Майкла Тодда Шнайдера, «Низший пилотаж» инсталлирует изощренную галлюциногеность в бесхитростное художественное пространство картины, совмещая в себе ситуационизм с акционизмом, трэш с внятной авторской философией, провокацию и дух анархии, что, пройдя от трусов, горьким ядом кокаина распространяется по венам. Но анархия эта не несёт ничего, кроме разрушения и неумолимого умирания.

Фильм погружает в давящую атмосферу безысходности, безумия. Кажется, что так не может быть; эта реальность чересчур гиперреальна, слишком тошнотворна, чересчур вызывающа. Главные герои, безымянные, а значит лишённые идентификации и сопоставления, не вызывают ни симпатии, ни даже сочувствия; зритель на протяжении полутора часов наблюдает за их падением в бездну, не в силах отождествить самое себя с такими не-людьми, недолюдьми, которым чуждо все человеческое, но приятно все непритаенное атавистическое, дикое. Герои «Низшего пилотажа» не тотальные авторские метафоры, но отчасти гиперболизация того, что испытал сам Ширянов, отпустивший своих демонов в литературной исповеди в трёх частях. Наркотики лишили их всего, и даже тогда нет предела этому апокалипсису. Подчеркнутая камерность действа действует клаустрофобически; зритель не может дышать. Он буквально физически начинает ощущать смрад, царствующий в фильме, в котором от сцены к сцене становится все невыносимее, все кошмарнее. Ниже некуда, но на поверку это социальное дно оказывается бездонным, бесконечным, и лишь сладкая смерть на игле спасёт их от дальнейших мук адских.

26 июня 2015

Ну до чего хрень, а?

Книжка «Низший Пилотаж» — длинный ностальгический анекдотец на ценителя. Всяких гламурных владелиц книжных магазинов он от себя в свое время отвратил, что понятно, ну а другим людям понравился. Один журналист-моралфаг, столкнувшись с «Пилотажами», увидел в нем какую-то нечаянно рассказанную Ширяновым нравоучительную историю. Мол, вон какая у них жизнь-то, глупая и ужасная. На уме только наркота и секс. Пересказ вообще верный, но без нюансов, а они в книге немаловажны. Вот у меня от чтения прочтения осталось чувство, что все эти винтовары и примазавшиеся к ним винтоторчки — сильные и свободные звери. Они не претендуют на духовность, порядочность и прочие нравственные качества. Они честнее тех, кто, например, испытывает ту же заурядную похоть, но считает это любовью и обставляет глупыми ритуалами, задача которых облагородить то, что он сам, перечитав мужских журналов или прогрессивной прессы, обозначил потребностью на ряду с едой и сном. Но при этом помятует про ревность, например. Но как же? Есть можно везде: и в гостях, и у незнакомых людей, и в столовках, и в ресторанах. Жена не ревнует мужа, когда он ест борщ в гостях у ее подруги, а муж не ревнует жену, что она пьет не дома сваренный не им кофе. А что не так с половыми отношениями? На такой вопрос принято отвечать потоком бестолкового рзонерства, демонстрирующего полную слабость взглядов современного человека.

А у парней из «Пелотажа» все путем в плане этических конструкций. Предельная ясность и простота. Понимая связь секса только с сексом, они имеют общих женщин и на этой почве лишены чувства ревности, ощущения предательства и проч., чем обременены остальные мужчины. Это даже чище, на мой взгляд, чем сопливые отношения обычных людей, мечтающих свою грязь оправдать какими-то соседствующими с ней высокими чувствами. Вообще они давно дошли до того, к чему идут прогрессивные люди — простое, незапаренное отношение к половой жизни.

Пусть им не свойственна глубина романтических чувств, как и они сами, зато между собой у них веселая раздолбайская дружба. Да и вообще в людях вне социума есть что-то от древних сектантов: изгои, внушающие ужас и живущие по своим законам.

Это про книгу. А что же с фильмом?

А с фильмом какая-то фигня! Кустарное, неостроумное, тупое поделие, где непонятно кто есть кто, что происходит и зачем. Это бесспорно трудно смотреть, но только из-за идотоизма на экране. Между тем, ширяновский «Пелотаж» вполне разнообразен в плане образов, событий, диалогов. Одни богохульства Навотно Стоечко в первой, так сказать, главе веселят очень даже. На «втором плане» отжигает безымянная герла, кающаяся, что она «преступная мать» и «преступная жена». Из одной этой сцены получились бы хорошие кадры хорошего фильма. А типажи-то какие! Сами прозвища рисуют героев.

Шантор Червиц — этакий молодой торчок с претензией.

Блим Кололей кто-то похожий на Навотно Стоечко, но с большим количеством незабившихся вен и не успевших выпасть зубов. У него нет пока рук как у персонажей с картин «Пабло Дали и Сальвадора Пикассо».

Семарь Здрахарь — заслуженный варщик совка, часто говорит тихим голосом, хищно лыбится, вроде как местный винтовой элитарий. Девушки его на месте других торчков во время половых актов представляют.

Из прозвищ не только характеры, но и внешность можно придумать. Кто лысый, кто с волосами. Как одеваются, как говорят. Сколько можно сочинить, а!

Но пока нам с сочинителями не повезло. Фигня получилась, нет в ней ни малейшей художественной ценности. На фоне этого кина даже мои безобразия с видеокамерой старой мобилы сеструхи не так уж и плохи. Но это ничего, и без экранизации разных андеграундных книг ищущие наркоманского киноэкстрима найдут, что посмотреть. И из наших фильмов тоже.

12 июня 2015

Страх и отвращение… в Москве?

Кирилл Воробьёв, более известный как Баян Ширянов, — как минимум интересный человек. Автор самого короткого в мире романа «Пробел», состоящего из одного пробела, и небезызвестной трилогии «пилотажей», он, можно сказать, «знаменитость» в узких кругах. Довольно узких, судя по тому, что на КиноПоиске, на странице экранизации его самого прославившегося романа (который, к слову, в шутку выложили в интернет его друзья, своё детище добровольно отдавать на растерзание он, видимо, не собирался) нету ни одной рецензии. Да что там рецензии, даже постера нет, как нет и ни одного имени актёра, участвовавшего в создании сего творения. И интересный факт: судя по словам самого Кирилла, в этом фильме все играли самих себя, книжных прототипов из реальной жизни.

Публикуя этот отзыв, честно говоря, я мальца надеюсь, что хоть кто-нибудь этот фильм посмотрит. Так как в описании нету вообще ничего, скажу в двух словах: это трэш. Дикий трэш, чернуха чистой воды. Даже никакой «Зелёный Слоник» в сравнение не идёт. Я мало представляю как можно описать этот кино-этюд, (так гласят титры), но это и не фильм толком. Как и не совсем книгой является его литературная основа. Вся картина состоит из небольших набросков, которые представляют собой отрывочный нарко-бред московских «винотвых» наркоманов («винт» — вроде бы какая-то ядрёная жидкая форма метамфетамина, предназначенного для внутривенного употребления, я не особо разбираюсь), живущих (точнее существующих) где-то на стыке 90-х. Состоящий из провокационных монологов «главгероев» (про «… насильственную наркотизацию населения») и откровенной бесцензурной пошлятиной (гениталиями тычут просто в экран, такое себе нарко-порно), сдобренной тележкой матов на каждые три минуты фильма, это являет собой наверное самое дно русского кино, и по содержанию, самое дно русской жизни: несколько наркоманов-извращенцев, чей мир ограничивается только стенами московской квартиры и очередной «вмазкой».

Да, фильм рассказывает про наркоманов, так как оно есть. Без лишней воды или слащёной конфетки а-ля «Реквием по мечте». Тут нет и таких безбашенных трипов, как в «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», зато тут есть правда. По словам самого Ширянова, в книгу (и собственно на экран) было перенесено из жизни всё, кроме разве что настоящих имён (статья за пропаганду наркотиков, так-то). Семарь-Здрахарь, Навотно Стоечко, Чевеид Снатайко «энд компани».

Фильм давит. Своей безысходностью, своей ничтожностью, плохим качеством картинки, что, однако, лучше передаёт всё обезображенность жизни наркомана. Сцены отвратительны, смотреть это иногда более чем противно. Только при одном виде загноенной венки и такого искренне счастливого лица наркомана при попадании в оную, хочется просто отвернуться. По-моему, лучшего способа уберечь, как любят говорить, «молодёжь» от употребления наркотиков, кроме как показать и рассказать правду о них, просто не существует. И не надо морочить и пугать лживой информацией, которая больше смахивает на промывку мозгов, а просто показать им правду. Такую, как «Низший Пилотаж». Это и есть позиция Баяна Ширянова, он, будучи «винтовым» наркоманом со стажем, как никто другой знает чем чревата зависимость, он рассказывает правду, он её рубит. И если люди увидят как на самом деле живут и чем дышат наркоманы, такое существование кроме отвращения ничего не вызовет. Радикальный способ борьбы, но действенный. И поэтому я беру на себя смелость утверждать, что этот фильм имеет ценность. Не скажу, что художественную, но социальную уж точно. Лучшая анти-пропаганда наркотиков, что я видел.

Итог:

Рационально, фильм не катит даже на двоечку. Но так как его с трудом можно расценивать как художественный, мы теперь просто будем знать о его существовании и возможной пользе.

6 января 2013

Драма Низший пилотаж впервые показанa в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад.

Страна производства - Россия. Низший пилотаж — имеет рейтинг ниже среднего, который равен ниже, чем 5 балла из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.