Рейтинг фильма | |
IMDb | 2.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мёртвые клоуны |
английское название: |
Dead Clowns |
год: | 2004 |
страна: |
США
|
режиссер: | Стив Сессионс |
сценарий: | Стив Сессионс |
продюсеры: | Кэрол Риордан, Джейсон Барнс, Ann Mcletchie, George Mcletchie |
композитор: | Стив Сессионс |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 августа 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Клоуны? Зомби? Слэшер? А можно придумать что-нибудь более оригинальное? Можно, но не в этом фильме. Впрочем, кое-что любопытное в нём имеется, однако всё с теми же слагаемыми слэшера про клоунов-зомби. Режиссёр-сценарист использует самую простецкую фабулу, рассказывая о небольшом портовом городке, куда нагрянут зомби в клоунских костюмах, вышедшие из воды, где много лет назад затонула их цирковая труппа. Но именно на этом примитиве и базируется основная отличительная черта фильма — демонстрация чистого страха без всяких отвлекающих моментов с запутанными головоломками, особыми предысториями персонажей, взаимоотношениями и даже их делением на важных и второстепенных. Пред нами предстаёт город, на который надвигается ураган, обязанный превратить ночь в настоящее испытание для некоторых его жителей, не захотевших покинуть эпицентр ненастья. Среди них нет главных действующих лиц, не будет их знакомства со зрителем, чтобы вникать в судьбы героев, преимущественно оставшихся безымянными. Есть только россыпь горожан, трепетно ожидающих жуткую ночь, предвещающую усиление штормового ветра с моря, чтобы дорожные знаки вертелись юлой на месте, деревья беспощадно изгибались, мощный ливень заливал всё водой, перебои с электричеством погружали дома в темноту, чьи мутные окна являли лишь неясное мельтешение снаружи. С первых же кадров мы безошибочно улавливаем нависшее чувство страха, витающее средь людей, готовящихся к фатальной ночи. Понятно им и нам, что с наступлением сумерек грядёт смертельная опасность. И это не говоря про оживших мертвецов, покинувших буйное море, потревожившее их долгий сон в мутной пучине.
Автор фильма не случайно признавался, что с самой задумки проекта держал в голове ориентир на любимый им хоррор семидесятых-восьмидесятых. Именно поэтому насмотренный зритель сразу же заметит параллели с классическими жанровыми картинами, в том числе аллюзии на «Туман» Карпентера и «Пожиратели плоти» Фульчи, где зомби являлись потусторонними обезображенными существами, пришедшими вместе с пугающей непогодой, нарушившей покой мира живых. Никакого рационализма, вирусов, заражающих укусов. Только абсолютный страх пред инфернальными утопленниками, словно нагрянувшими шаркающей походкой в современность из классики жанра, когда пред заторможенными чудищами ещё робели и цепенели. Автор не играет в сто один способ по расправе над зомби, ставший синонимом нынешних постановок в духе кровавых аттракционов всевозможных экранных «Зомбилэндов». Тут нет зрелищных перестрелок с двух рук, застывания в пафосных позах с арбалетом или бензопилой наперевес, никакого чёрного юмора, спасительного клише «Стреляй в голову!», захватывающих прыжков, чудесных спасений в последний миг — пред нами не летний блокбастер в стилистике кинокомикса. Реализм силён в кадре, поэтому люди даже не пробуют вступать в схватку с выходцами из ада, способными мыслить и ужасать уродливыми почерневшими черепами. Хрупким и испуганным живым единственно остаётся надеться на окончание кошмарной ночи, чтобы попытаться пережить её, спрятавшись, затаив дыхание, забившись в погреб или шкаф. На этих монстров даже смотреть опасно, словно они гоголевский Вий, когда взглянул и в следующий миг страх завладел человеком, выдав его из своего укрытия.
Именно за уклон в классику фильм может многих разочаровать, показавшись вялотекущим и скучным, не обладающим развлекательными тенденциями в жанре. Автор старался исключительно пугать живыми мертвецами, самим их зловещим ореолом, что теперь уже звучит старомодно, когда принято забавляться с тематикой зомби, высмеивая давно высмеянное. К тому же, понятное дело, что постановка не достигает высокого уровня качества культового хоррора прошлых десятилетий, ставшего вдохновителем — независимая полулюбительская специфика даёт о себе знать. Особо неудачна непрофессиональная работа со звуком разбушевавшейся стихии, часто заглушающей всё остальное в кадре. В погоне за демонстрацией жутких событий исключительно одной ночи режиссёру откровенно нет дела до всякого раскрытия персонажей, что обусловлено любопытной концепцией, но одновременно удручает. Даже приглашённая «Королева крика» Дэбби Рошон, занесённая в начальные титры самой первой, не произнесёт ни одной фразы в кадре, а её старшая коллега Бринк Стивенс ограничится парой небольших диалогов. Всё отдано во благо атмосферы господствующего страха и его производных на экране. Здесь вообще всё соткано из страха, боязни и фобий: зловещих клоунов, темноты, ночи, недосказанности, оживших покойников, алой крови, одиночества в доме… И сами чудища, пришедшие с бурей, пожалуй, ещё одна метафора страха пред могучей природой, с которой бесполезно бороться или соперничать в силе. Можно лишь укрыться и дождаться затишья стихии, попытавшись пережить ненастье, которое само уйдёт, когда пожелает, забрав с собой скольких нужно. Не идеально, но фильм доносит эту главную мысль, что уже очень неплохо с учётом трёх не самых оригинальных жанровых слагаемых: клоуны, зомби, слэшер.
5 из 10
16 января 2019