Рейтинг фильма | |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дело не в чести |
английское название: |
Beyond Honor |
год: | 2004 |
страна: |
США
|
режиссер: | Варун Ханна |
сценарий: | Варун Ханна |
продюсеры: | Варун Ханна, Harkeerat Dhillon |
видеооператор: | Dinesh Kampani |
композитор: | Дэвид Манн |
художники: | Джен Фидлер, Стэйси Стагнаро |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $6 437 |
Мировые сборы: | $6 437 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 января 2004 г. |
на DVD: | 6 ноября 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Женская… И не только…. Честь семьи… Казалось, в семье египтянина Мохаммеда Абдель-Карима — это не пустые слова, казалось, здесь блюдут моральные принципы и уважают традиции предков… Да, ортодоксальная, да, патриархат, да, отец — настоящий деспот и самодур, он — хозяин, царь и бог в своем доме. Имеет свободный доступ не только в каждую комнату в любое время дня и ночи, но и в каждую голову — чем живут и дышат его жена и дети, каждая мелочь — все это и его дело тоже. Он лезет не с советами — с требованиями и наставлениями. Дети тщательно скрывают свою ненависть к нему, но на всю жизнь в их душах остались раны от полного страхами детства — в свободной и веселой Сахире они выплескиваются ночными кошмарами, случайной паникой в простых, казалось бы, играх в театральной студии. В душе сына они осели маниакальными тайными пороками, умением приспособляться, выживать, даже путем обмана, подлости. Но в чужой стране их отец, этот оплот патриархата потерял уверенность в себе, и свою слабость он вымещает на них и, в первую голову, на своей верной и покорной жене, которую беспрестанно попрекает тем, что она белая, а значит, глупая, высокомерная и еще черт знает какая! Раздражение, вызываемое данным персонажем, усиливается. К середине фильма нервируют все: в чем-то действительно глупая супруга, по-настоящему рабски покорная, не смеющая ни в чем перечить мужу — даже когда речь идет о ее детях, о здоровье и благополучии единственной дочери. Бесит Самир, сын, малодушный, слабый, испорченный и, как однажды в порыве отчаяния окрестит его сестра — ублюдочный.
И замирает сердце от переживаний за главную героиню. Красавица, умница, летящая, поющая душа в хрупком теле, а под мусульманским платком огромные темные глаза, в которых утонуло сердце молодого сокурсника Брайана. Собственно, с этой запретной любви и начинается трагедия доктора Сахиры Абдель-Карим. Страшное физическое надругательство со стороны семьи, в результате которого молодая женщина остается искалеченной на всю жизнь, и на этот раз не только душевно. Надругательство родного брата — малодушного труса и подлеца. Выясняется, что святого в этой религиозной семье нет ничего. Самое главное — видимость покоя и соблюдение — нет, не законов аллаха — а законов этой маленькой мерзкой семьи. Хочется экшна, хочется кровавой мести, хочется самой влезть в экран и просто задушить негодяев — ведь вступиться за Сахи не могут ни ее друзья, ни любимый, которым и невдомек вся глубина беззакония, творящегося за стенами благополучного дома. Ей не может помочь ни ее острый ум, ни образование — все это превращается в бледные тени бытия под гнетом давления кровожадных обрядов и злобных родичей. И нет никакого экшна — только слабость и отчаяние, которые приносят беду только ей самой. А для остальных ничего не изменилось. У матери только плечи ниже опустились, в остальном все так же — хлопотные и пустые дни на кухне, тягучие и унизительные ночи с мужем. Муж в порядке. Он защитил своего сына от зловредного влияния распутной дочери и рад. И сын рад. Сошла с гуся вода. А суд Аллаха — что ж, до него сначала надо умереть. А к тому времени они придумают, что сказать, как отмазаться даже перед лицом бога. Я уверена.
5 мая 2009
«Дело не в чести» — прекрасная американская драма, повествующая о неизбежной трагедии, начинающейся в тот день, когда в ортодоксальной религиозной семье рождается свободолюбивый ребенок.
Это история молодой девушки, выращенной в рамках строгой морали ислама. Она послушна и покорна своему отцу, но когда семья переезжает в Америку и девушка поступает в медицинский колледж, для нее открывается новый мир. Поняв, что реальность далеко не черно-белая, она словно только начинает жить — учится радоваться, влюбляется и записывается в театральный кружок. Но когда об этом узнаЮт ее брат и отец, семья учиняет над ней страшную расправу, которая в конечном итоге приводит к гибели девушки.
При просмотре картины, зритель очень часто примеряет ситуацию на себя, и этот фильм, конечно, не о том, как следует поступать — в попытке отвоевать хотя бы малую толику свободы героиня совершает ошибку за ошибкой. Этот фильм не практическое руководство, а скорее смесь художественности и публицистики — авторы рассказывают о том, что ежедневно творится за закрытыми дверями и занавешенными окнами казалось бы мирных американских домов, о том, что XXI век не изжил средневековых предрассудков. И стоит отметить, рассказывают очень правдоподобно и натурально — фильм держит в напряжении, а концовка оказывается довольно неожиданной. Кстати, именно концовка и «сделала» весь фильм, ведь сюжет не так уж и нов. Что ожидает увидеть зритель? Как женщина практически в одиночку расправляется с тираном силовыми методами («В постели с врагом»)? Или как по-доброму, мирным путем удается сгладить все конфликты и сделать врага другом («Играй как Бекхэм»)? Зачастую да, ведь, кажется, альтернативы нет. Но Варун Хана эту альтернативу нашел и показал. И показал мастерски.
Образы в фильме прорисованы очень хорошо — бесхребетная, абсолютно лишенная воли мать; деспотичный отец, по мнению которого, весь мир должен вращаться вокруг его веры и желания блюсти семейную честь; совершенно не здоровый, одержимый маниями младший сын ну, и конечно, дочь, главная героиня, достаточно созревшая для того, чтобы начать новую жизнь вне порочного круга несчастья, но недостаточно сильная, чтобы суметь разорвать его. Ее попытки отомстить злодеям настолько неумелы, что сразу понимаешь — они обернуться лишь против нее самой.
Вывод следующий: фильм смотреть стоит, но изначально смирив в себе все порывы свободолюбия и попытки обвинять героиню в недалекости. Эта картина — совсем не сказка, это реальная жизнь которой живут миллионы женщин по всему миру.
9 из 10
22 февраля 2009