Богиня: Как я полюбила
7.6
6.8
2004, драма
Россия, 1 ч 45 мин
16+

В ролях: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков, Ксения Качалина
и другие
Главная героиня Фаина работает в милиции и расследует загадочное преступление. Для того, чтобы найти и наказать злодеев, ей нужно совершить подвиг. Пройти путь воина, чтобы полюбить.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Богиня: Как я полюбила

год: 2004
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Владислав Опельянц
композиторы: ,
художник: Екатерина Залетаева
жанр: драма
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $170 000
Дата выхода
Мировая премьера: 14 января 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Богиня: Как я полюбила», 2004

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Богиня: Как я полюбила», 2004

Отклик-размышление

Фильм правдивый. Фильм, заглядывающий в сакральные глубины души человека, сшедшего с дистанции, засомневавшегося, в чем смысл?, для чего я живу. Почему такая пустота в душе моей? Фильм гениальный! В первый раз на поверхность вывернут скрываемый, конфиденциальный пласт душевных состояний человека, отчаявшегося, надломленного, и все же ищущего: чего?, кого? Ответ в фильме прозвучал: смысл жизни - это ЛЮБОВЬ! Но какая? Эгоистичная, жертвенная? Тема неимоверно важная! Очень талантливо представлена картинка трансцендентного состояния человека, заглотившего анальгетик от боли души или от пустот души. Такое мог нам показать только тот талантливый человек, который сам пережил ломку или интоксикацию. В фильме также показана связь между миром живых и миров мертвых, которые тоже живы. Что самое противоречивое и поразительное в этом фильме, что главная героиня Фаина, хочется согреть это имя, так как сама героиня никогда не любила и не понимала, как это любить? А ведь рядом был, кто мог стать смыслом ее жизни! Почему не откликнулась, почему не загорелась в ответ взаимным чувством? И концовка была бы другой.

Мой вывод: пустота в душе - это неосознанная тоска по Богу, а все настоящее - это только с Богом в душе, и любовь, и я сам!

17 ноября 2023

Интервью с Ренатой впечатляют больше, чем фильмы

А что с игрой? Почему так ватно? Так искусственно, неловко, словно на прочтении сценария? Фричеством персонажей и шанельностью прекрасной Ренаты можно отвлечь внимание от безжизненности фильма. Но ненадолго. Похоже на срежиссированное осознанное сновидение. У многих из нас интересные сны. Но это не значит, что они достойны экранизации.

И мимика ее не очень кстати, и взгляд.

Что с диалогами? Тенденциозно женские, не мудреные и не очень естественные.

Среди героев фильма — странных, неприятных, обделенных природой и судьбой, героиня Ренаты действительно богиня. Зачем столько некрасивых лиц? Ренате больно, что жизнь, старость делает людей некрасивыми? ну так большинство персонажей изуродованы гротескным мэйкапом, безумием или пороками.

Любовь в фильме..? Этого слова так много, но оно совершенно не раскрывается. Сплошные зависимости, созависимости, страдания, страсти, скучания и прочие неумения быть счастливыми.

А вот за образ спасибо — добрый и нежный голос, неземной немного отстраненный взгляд. Спасибо за магию.

10 марта 2020

Nevermore

Режиссёр, сценарист, актёр, продюсер, художник по костюмам, писатель и просто красивая женщина с чувством отменного стиля, это всё про Ренату Литвинову. Своими сценариями и режиссёрскими работами Рената не так часто балует аудиторию, как её актёрской игрой, где героини Литвиновой предстают, как в роли инженю (ingenue), так и женщины вамп (la femme fatale), так разнопланова актриса.

Фильмы Литвиновой не только для просмотра и долгого обсуждения, их надо просто полюбить, прочувствовать и понять. Обращаясь к её первому полноценному режиссерскому дебюту «Богиня как, я полюбила», который напоминает рассказы Эдгара Алана По, со схожей мистичной атмосферой и предчувствием смерти у главных героев. Также аллюзия на творчество поэта прослеживается в вороне, которой постоянно навещает главную героиню Фаину и приносит ей «дары». Американский поэт Ричард Уилбер, видит в стихотворении Алана По «Ворон» «повесть об изощренном самоистязании, в ходе которого герой доводит себя до отчаяния и безумия». Все эти слова так напоминают Фаину (Рената Литвинова), следователя полиции, которая просыпается с трясущимися руками, которые автоматично тянутся к бутылке с коньяком.

Фильм об одиночестве, как Фаины, так и отца похищенной девочки (Виктор Сухоруков), профессора потерявшей свою любимую (Максим Суханов), всех тех людей в больших городах, городах, наполненных людьми, которым толи некогда любить, толи они разучились, как это делать. Герои напоминают рыбу, принесенную вороном Фаине, рыба которая не может дышать воздухом и умирая отчаянно шевелит ртом и жабрами, как бы заглатывая невидимую воду. Весь диегезис фильма происходит в голове главной героине, и видим его через её глаза. Отсюда отсутствие параллельности действия в фильме. Фильм изобилует крупными планами, холодными тонами и короткими диалогами. Кадр вмещает себя не более двух человек, как говорится третий-лишний. Один из немногих моментов, где показан дальний план, во время совещания коллег Фаины с их начальником, мы видим, как близко друг к другу сидят следователи, создаётся ощущение тесноты и не удобства происходящего. Героиня расследую дела и в диалогах со своими коллегами, предчувствует свою скорую смерть. Сны героини, в которых присутствует «проводник» Фаины в мире теней, а именно её мать (Светлана Светличная), являются подготовкой к её скоропостижному концу. Да и весь фильм сосредотачивается на душевном состоянии героини, показывая размытую грань между сном и реальностью. Благодаря великолепной игры, непревзойдённой манере разговора и жестикуляции актрисы, зритель понимает весь мистицизм и трагизм Фаины.

Последние кадры фильма скатываются в абсолютный сюр, а именно путешествие главной героини в стране теней, где она встречает погибших знакомых и пытается толи понять смысл их гибели, толи смысл их прожитой жизни.

Для полноценной жизни в обществе и главное для любви нужен внутренний свет, который утратила главная героиня. Поэтому она не может ответить взаимностью своему коллеге Николаю. Который готов умереть вместе с ней, так как без неё у него нет Рая. Понимая это, главная героиня хочет разобраться в себе, научиться снова любить, снова зажечь пламя, выбирая наркотики и дальнейший дауншифтинг. Которые приводят к саморазрушению и к смерти. Нашла ли главная героиня во всём этом ответы, скорее да, так как согласно её последнему протоколу ответ на вопрос о смысле жизни Фаины есть любовь. Но ответы, не всегда являются решением задач. Ответ получен, но полюбить героиня так и не может. В конце фильм заканчивается на позитивной ноте, потому что вся съёмочная команда, призывает нас любить и быть любимыми.

12 мая 2017

она такая: жизнь без любви

Хочется чтобы это не претворялось в жизнь, а осталось там, в экране, жизнь без любви, она такая мрачная и слякотная. Да, многие пишут, что есть что-то неприятное в этой картине, значит, цель достигнута. Так видит героиня всё вокруг себя по понятной причине. Ну нельзя же вечно смотреть мелодрамы в розовом цвете.

Каждое слово в этой картине принадлежит Ренате, и слова Егорова в их же числе: Она же ненормальная. И здесь понятно, что режиссёр отдаёт себе отчёт в том, в каком ракурсе интерпретирует проблему и как многие называют это.

Ну и что? Это безгранично интересно только потому, что нет здесь рамок. Просто исключительное авторство с полной отдачей без каких либо претензий на кассу, что редко сегодня. Стиль и шарм, даже в том, что вы чуете, как воняют эти рыбёшки разложенные ровным рядком. Вседозволенность и смелость достойная восхищениях.

Гиперболичность во многом, от облупленных стен до того стакана, в который Фаина переливает воды.

От той сцены, где она сидит в ванне, сбрасывает телефон, вертит книгу, мне лично стало холодно и страшно. Ведь наверное так и надо? Там же человек с пустотой внутри.

Прочувствовать данный фильм — это целая душевная работа. А посмотреть его поверхностно, не вникнув в образы, просто маленькая пытка и трата времени.

Фильм для тех, кому интересно смотреть под другим углом. Проблематика понятна, а Литвиновский лабиринт весьма увлекателен.

25 января 2016

«Из всех безумных она, наверное, лучшая»

Одинокая женщина-следователь Фаина живет в тесном мирке своих сновидений. В них к ней является призрак мамы (Светлана Светличная) и настойчиво зовет к себе, в тот, иной мир. Но героиня Литвиновой не сдается и продолжает бороться с реальностью, расследуя дело о пропавшей девочке.

Полнометражный художественный дебют необычной и непонятной Ренаты Литвиновой «Богиня: Как я полюбила» в 2004 году не оставил равнодушным никого, да и ныне продолжает будоражить умы. Говорить о гениальности и приравнивать эту потугу к «шедевру» не стоит (да простят меня все, кто боготворит и лелеет Ренату). Что ж, кино получилось не для всех. (А для кого и почему?..) Оно не было сделано для того, чтобы зритель мыслил или пытался разобраться в сложных хитросплетениях сюжета, который практически отсутствует. Это произведение было сотворено дабы вызвать эмоцию, воздействовать на чувства, разные чувства: от возбуждения и восторга, до полного отторжения данной картины. Смысл всей той белиберды, которая орошает с первых минут ленты, заключается и в самом названии, и в концовке, когда бешенное количество лиц, узнаваемых и нет, произносит слово «ЛЮБОВЬ». Столь очевидную истину, что смысл жизни в любви, можно понять, обойдясь и без созерцания такого рода искусства. Никто не спорит, что понять такую вещь да и саму Литвинову может только тот, у кого в голове живет та же порода тараканов, что и у самог? русского режиссера. Но оказалось, что и понимать вовсе ничего и не нужно. Стоит лишь открыть сердце, сделать «оупен майнд» и Рената самостоятельно шагнет в твою голову и поселится в ней на неопределенный срок вместе со всеми своими пожитками. Одна из самых неоднозначных картин, виденных мною, но в этом и есть ее шарм (даже во время написания этого текста возникают как позитивные, так и негативные эмоции относительно фильма, поэтому и конкретный вывод делать тяжело).

Литвинова выступила и режиссером, и сценаристом, да еще и исполнителем главной роли. Но прописывать ее не пришлось, нужно было лишь сыграть саму себя, попавшую в не повседневные обстоятельства. А остальным героям она прищепками прицепила частичку Литвиновой и выпустила на съемочную площадку. Абсолютно вся «Богиня: Как я полюбила» и есть той самой Ренатой Литвиновой, необычной женщиной со странной тягой к теме смерти, но которая проницательно наблюдает со стороны за жизнью, ограждая себя крепостью одиночества, которую вряд ли кто-то когда-то пробьет.

Кино вышло претензионное, манерное, но лишено всякой помпезности. Весь шик и элегантность выражается в старинной раме зеркала, в облупившихся стенах, в советского мотива столовке, в красных туфлях под белоснежным платьем, в приносящем на подоконник рыбу вороне. Вся красота в деталях, в обыденности и безумстве, в смерти и любви. Ведь миром Фаины, как в прочем и мирами многих из нас правит дуалистичность.

Да, с этим фильмом чувствуешь себя на приеме у психиатра в спец. учреждении, при чем, доктор — ты сам. Это кино-повесть сушасшедшего, который хочет казаться еще более безумным, чем есть на самом деле. Но именно этот сумасшедший (Рената Литвинова) прививает каплю своего безумства каждому, кто осмелился проникнуть в ее мир. Ведь «о небо еще никто не разбивался»…

5 из 10

24 октября 2015

За потерянный солнцем Рай!

Дебютная картина Ренаты Литвиновой — законченный и бережно ограненный шедевр. Без определенного жанра и стиля, это именно Её кино, история Богини в драпировках реализма. А самым реалистичным остается здесь остается пьянство и наркомания, благодаря которым герои, собственно, и следуют по лабиринтам загробного мира и собственного подсознания.

Тонкий и безупречно красивый сюрреализм, абстрактные декорации, но абсолютно живые и близкие понимаю герои. Первый раз фильм смотрится как картины Сальвадора Дали — охватывает душу, забирает мысли, заставляет наслаждаться и переживать от непонимания. При следующих просмотрах — присматриваешься, узнаешь, угадываешь, понимаешь… И понимание здесь будет у каждого свое, и трактовка своя, и восприятие каждого персонажа.

Не стоит говорить, что цитаты и диалоги героев — просто совершенство. Актеры — на высшем уровне, музыкальное оформление, тональность, истории — все совершенно и вызывает лишь наслаждение. И томную, серо-синюю грусть после просмотра…

…тело мое было найдено в пять часов утра, на речном вокзале. Руки мои были покрыты ранами от уколов, а смерть моя наступила от остановки сердца, как я и предсказывала. При мне нашли папку с протоколом. На одной странице было нарисовано лицо, а на другой вопрос о смысле моей жизни… А вся остальная страница была исписана ответом. И это было только одно слово: Любовь.

И хочется еще долго эхом вторить — Любовь, Л ю б о в ь…

10 из 10

17 июня 2015

Понимание Литвиновой смысла Любви

Если говорить о смысле фильма, то надо сказать, что Литвинова играет с понятиями «Любовь» и «Смерть». Хорошо тем, у кого есть любовь в жизни, но гораздо хуже тем, у кого ее нет, а хуже всего тем, чья любовь умерла. Последним остается только одно: умереть самим. Значит, любовь для человека — не только смысл жизни, но и смерти. Ведь ради любви умирать совсем не страшно. Эту идею Литвинова реализует в совершенно непохожих историях, сама же выступая в роли следователя или мыслителя или детектива.

Фильм необычный, контрастный и необычайно красивый. Некоторые моменты хотелось пересматривать, наверное, поэтому на эту картину у меня ушло около трех часов. Ну, и без сомненья, это стиль «Арт-хаус».

В первую очередь, рекомендовал бы посмотреть картину тем, кто уже видел Литвинову в актерской игре, поскольку в этом фильме (режиссером которого она является) Литвинова играет саму себя: эти ее манеры, небрежный шик, глубокомысленные фразы; да, Литвиновой в этой картине очень много. Для меня показателем хорошего фильма является то, что его хочется сразу же пересмотреть после показа и это тот самый случай. Еще раз повторюсь, это красиво снятое кино, хотя его можно не сразу понять.

1 января 2015

Зеркала

«Богиня» начинается как заурядный детектив родом из 90-х, как нелишенная типичной чернухи история одного расследования. Пропала маленькая девочка, отец ее безутешен, мать, которая по-женски «живучее», подумывает родить себе новую доченьку, милиция, как водится, всех бережет, но сделать толком ничего не может. Не бог весть какая интрига полностью себя исчерпывает к середине фильма, который все больше начинает походить на парад чудаковатых типажей. Типажей сомнамбулических, вращающихся в нестерпимо промозглой, неуютной вселенной, кафельно-бетонной на ощупь, режущей глаз неестественным синим, зеленым светом. Этот мир-времянка будто изначально не создан для жизни. Здесь, как зрительно согревают лишь внезапные красные пятна — туфли, абажуры, шторки в ванной, так ласкают слух только славные имена героев — Ботя, Киря, Фаня. И тем чудовищнее, тем пронзительнее звучат неприкаянные монологи, наиболее невыносимый из которых, конечно, вложен в уста Хабенского — тот самый про тело, которое никогда не ело вкусно, не спало, не загорало, а только мерзло. Такие вот исходные: планета наша — это враждебное место, которому впору «поставить ноль», а спасением может стать только подаренная кем-то толика тепла. И вот это холодное пространство является единственно возможным внешним отражением внутреннего мира следователя с парадоксально сияющим именем Фаина. Так история детективная превращается в историю психоаналитическую, встает на рельсы самопознания, олицетворением которого становится зеркало.

В самом простом смысле этот нехитрый предмет является метафорическим ребром, из которого рождается образ: стоя перед ним, женщина чаще всего создает себя — взгляд, поворот головы, улыбку. И самое сложное в таких опытах демиурга — осознание того, теперь вот эта саморучно нарисованная, слепленная маска — теперь это твое лицо. Если внимательно присмотреться, зеркало так или иначе сопутствует большинству выдуманных Литвиновой героинь. Этот символ сам по себе очень женский, восходящий к Венере, и в то же время его можно воспринимать как доказательство того, что в любом созданном Ренатой типаже отражается вся ее вселенная. Вселенную эту могла бы выдумать повзрослевшая Алиса на основе смутных воспоминаний о сказочных мирах. Характерная ломанность движений, вычурность языка, этакая естественная неестественность — это все откуда-то из Зазеркалья. Удивительным образом выходит, что и медсестра из «Увлечений» Муратовой, и стюардесса Лара из фильма «Небо. Самолет. Девушка» Сторожевой, и глухонемая Яя из «Страны глухих» Тодоровского — все они родом из одного и того же очень странного мира, наполненного причудливыми деталями, привычками, обрастая которыми ступают эти воздушные создания и на нашу грешную землю. А квинтэссенцией литвиновского художественного пространства, местом, куда сходятся пути всех ее героинь, становится как раз «Богиня» — фильм плоть от плоти своей создательницы, где эта удивительная и талантливая женщина показывает самую суть того, что она хочет нести и несет в жизнь. Очень показательное подтверждение — начальные титры, заполняющие экран многократно продублированной надписью «фильм Ренаты Литвиновой».

И именно в «Богине» пресловутая зеркальная символика становится ядром творческого высказывания. Наследуя, с одной стороны, конечно, Льюису Кэрроллу, а с другой — Жану Кокто, Литвинова создает свою собственную мифологию. У нее тоже зеркало становится порталом между миром живых и миром мертвых. В царство мертвых нужно обязательно попасть, потому что только там можно найти ответ на вопрос. Или даже не так. Только там можно найти вопрос, на который нужно обязательно узнать ответ. Фаина ведь особа крайне замечательная в своей притягательности, но при этом совсем потерянная. Очень красивая, но совсем неухоженная, выгребающая по утрам из-под кровати красные босоножки и бутылку коньяка, купающая в ванне книги вместо резиновых уточек. Классический типаж девушки, которая парит высоко, как в небе самолет. И, если Лара не только влюбляла в себя, но и сама могла любить, как никто другой, то Фаня любить не умеет, а потому не понимает людей вокруг себя. Тех, в ком гудит она, человеческая, простая, символом спасительного тепла которой у Литвиновой становится — и вот это совершенно прекрасно — то, что редко встретишь в холостяцкой берлоге, что ассоциируется с банальным таким домашним уютом. Суп. Главная героиня, «ничего не понимающая в любви», никак не может поесть супа.

Отправляясь в иной мир за неким знанием, обязательно нужно найти проводника. Данте выбрал поэта Вергилия, поэт Орфей — прислужника смерти Эртебиза, следователь Фаина — загадочного Профессора, о котором неизвестно ничего, но которому открыта истина. Истина выстраданная, больная, кровоточащая, визуализированная открытыми ранами на ладонях. В своем интересе к смерти, в своей влюбленности в смерть, Литвинова, безусловно, близка Кокто, построившему в «Орфее» треугольник Эрос-Творчество-Танатос и воспевшего поэта как сущность, смерть побеждающую, выше смерти стоящую. Но убежденности в том, что она никогда не умрет, ибо искусство вечно, Рената достигла еще в дебютной документалке. Смерть ей уже не страшна (смерть зовет ее во снах вкрадчивым материнским голосом, смерть передает ей дары через своих посланниц-ворон, смерть становится в итоге субстанцией абсолютно дружелюбной), а вот жизнь страх внушает. Поэтому, попав на другую сторону зеркала, Литвинова идет дорогой отличной от Кокто. Этот путь менее возвышенный, потому как ведет к истине беспрецедентно простой. Простой настолько, что нужно обладать огромным мужеством, чтобы вообще решиться на такое высказывание. Смысл жизни — в любви? Право, стоило ли ради этого огород городить со всеми пропавшими девочками, синхронными харакири, оживающими готическими башнями и завуаленными королевами, изображающими сити-гид по Той Стороне!

Многие об этом говорили, многие восхищались таким упоенным открытием простых истин. Но к сути феномена Ренаты Литвиновой ближе всех подобрался, кажется, Дмитрий Быков, сказавший, что в эпоху, когда затаптывали слабых и безумных, она демонстративно стала слабой и безумной. Так вот, дерзость ее киновысказывания заключается в создании новой Богини, богини-нищенки, богини-юродивой, покровительницы и защитницы всех неприкаянных душ, ищущих тепла. Дерзость — именно в самом заявлении: «Я есть любовь». Она есть — в это веришь беспрекословно и покорно идешь к ней на поклон. Но в этом видится и определенная трагедийность. Тот же Быков писал, что в новом времени, вне лихолетья 90-х Литвинова существовать не может. Думается, что существовать она не может по несколько иным причинам: после жертвенной смерти и вознесения в «Богине», после этой ярчайшей коды заход на второй круг в попытке рассказать еще одну последнюю сказку (по сути, приквел «монологов медсестры») не способен быть убедительным. Нужно новое рождение, для которого необходимо снять привычную маску. Маску, давно ставшую лицом.

19 октября 2014

All you need is Love

«В утренний сонный час,

В час, когда все растаяло,

Я полюбила Вас,

Марина Цветаева»

Отбросить телесное, забыть материальное, иметь связь с параллельностью через отстранение и слабую долю алкоголя. Разочароваться в вечном поиске, считая поцелуй странностью, а желание увидеться всего лишь желанием увидеться. Любить духовное и не любить людей. Забыть о существовании Внешнего, живя внутри Внутреннего. Прекрасная, странная Фаина увела зрителей в мир одиночества, в мир обжигающей Любви, а в ее отсутствие — Смерти.

«Я стояла и смотрела в окно, а ты вышел из подъезда и стал уходить, уходить… Я вдруг подумала… А ведь он больше не вернется… Как наша девочка… Я пошла за тобой. Охраняла тебя. Не хочу повторять свою старую ошибку. Ты ведь мой. Вот ты сейчас сидишь рядом и я счастлива. Почти… Я раньше никогда тебя так не любила. А ты?»

Одинокие люди бродят по свету, ища утешения друг в друге. Одинокие люди мечтают друг о друге. Одинокие люди одиноки друг с другом. Одинокие — одиноки.

«Мне хочется сказать «Я люблю тебя, но мне некому это сказать…»

В какой момент происходит осознание одиночества и отрыв от земли? Что заставляет продолжать верить? Где найти доступную плоскость для неба и тверди?

«Страшно не то, что умрешь от любви, а проживешь долго-долго просто так…»

Любовь! Всепоглощающая и всепростительная! Живая, заботливая, цветущая. Чувственностью наполнены мысли, эмоции овладевают телом, переживания баламутят сознание. Любовь искренняя и без остатка. Любовь прекрасная и чистая. Любовь — смысл жизни.

«Сердце стучится так сильно, что, кажется, я не доживу до утра. Да, я не переживу даже эту ночь. Не то, что до тебя дойти. Ты единственный из встреченных мною Мужчин. Я не знала кто это были раньше. И все вокруг, кто они? Чьи-то мелкие чьих-то покрупнее представители. Я, кажется, забываю как без тебя дышать. Конечно это больно, но это сердце, бедное, влюбленное, дрожащее. Оно тоже твое».

9 мая 2014

Понимание непонятого

Заглавие фильма Ренаты Литвиновой и то, что мы видим на экране, обусловливают два закономерных вопроса: почему — именно Богиня и кого или что эта Богиня полюбила?

Исходя только из внешних перипетий сюжета, ответить на эти вопросы не представляется возможным. Дело в том, что в фильме сюжет как таковой играет роль фона, на котором развёртывается поток сознания героини — следователя Фаины. Именно так — поток сознания, или переливы внутреннего мира человека. И в этом плане фильм Ренаты Литвиновой типологически сходен с популярным в художественной литературе нового времени направлением модернистского толка (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса и других). В фильме «Богиня…», как и в произведениях литературы «потока сознания», мы видим то же, до предела обострённое внимание к исключительно субъективному и потаённому в психике человека.

Личное сознание — это «поток», в котором мысли и эмоции постоянно, под воздействием извне, в силу неизбежных ассоциаций и воспоминаний перебивают друг друга, наслаиваются друг на друга, причудливо и не всегда логично переплетаются. В результате в тексте и на экране (экран — тот же текст) наблюдается нарушение традиционной повествовательной структуры, смешение актуального, бытийного и воображаемого планов реальности.

В фильме Ренаты Литвиновой всё повествование построено на очевидных антитезах, главными из которых являются следующие: здесь (в земной реальности) и там (в инобытии); рациональное и иррациональное восприятие мира. Внутренний мир является для Фаины основным. Именно в нём она старается очиститься от тяжёлых впечатлений бытия.

Но сознание героини расколото: находясь телесно здесь, в физическом мире Земли, она мысленно путешествует там, пытается отыскать то начало, которое соединит два мира (внешний и внутренний) и две реальности (бытие и инобытие) и позволит достичь гармоничного состояния, а соответственно, приблизиться к Богу, стать хотя на одну ступеньку выше и вообразить себя мини-богиней.

Гармония в мире и душе невозможна без Бога и без признания инобытия. Средством же для достижения гармонии, в понимании Фаины и, соответственно, автора фильма, играющей главную роль, является любовь. При этом любовь не понимается в узко-земной её интерпретации. Земная любовь — малая часть состояния любви, существующей в матрице Вселенной. Любовь Вселенной — это соединение воедино состояний гармонии, равновесия, умиротворения, удовлетворения, уважения, понимания, мира с самим собой, спокойствия.

Финал фильма не оставляет сомнений: здесь, в земном мироустройстве такого состояния достичь невозможно.

Александр Рогалев.

11 ноября 2013

« Туда по-другому нельзя?! Только чистыми и красивыми?!»

Сегодня я впервые познакомилась с творчеством Ренаты Летвиновой!

С первого кадра у меня появилось ощущение как будто меня переворачивают вверх тормашками и я протестуя такому натиску- напрягаюсь каждой клеточкой своего тела… затем через глаза… безупречностью операторской работы… я восхищаюсь красотой этой женщины и необычной подачей материала.

Этот сладкий добрый сюрреализм! Да! Картина настолько вся целостна и в ней все так грамотно продуманно. После просмотра я заплакала… в этом была целая палитра чувств: и грусть, и горечь, и признание, и ликование, и восхищение, и уважение, и Любовь!

Захотелось вдруг позвонить своей маме и сказать, как я ее сильно люблю, и сказать, как я ей благодарна за Любовь, которую она мне дарила все эти годы, за жизнь, желание жить и Любить!

Сейчас я испытываю оргазм мозга, смакуя от каждой фразы и неповторимости каждого кадра!

Роскошная Женщина, красивая Фаина, утонченная поэтическая натура, которая упоительно читает в ванной, полной воды книги… вечно молодая, в то время как ничего не уст… просто продвигается в своем расследовании о смысле своего существования, чтобы начать жить. Пьет коньяк, и «если высшие силы ее не обломают», то смотрит яркие сны.

Феноменальная режиссерская работа! Все персонажи, люди в этом фильме ищут ценность своего существования- Любовь! Находя умирают, рождаясь в другом измерении, ином качестве жизни.

Да, это безумство… попасть в этот чарующий мир грёз! « Туда по-другому нельзя?! Только чистыми и красивыми?!»

Двери-зеркала. Только через Любовь к себе, появляется Любовь к миру и Любовь к другому человеку.

Потрясающая «стекляшка»- место, где встречаются обнаженные души, ищущие иного качества существования.

Когда Фаина увидела там Коля, закричала «мама» и спряталась… в зазеркалье её встречает мама. Мама готовила её к этой встречи всё её существование в этом гнилом, тухлом, с обшарканными стенами, пустом мире Одиночества. Сразу вспоминается афоризм « Нас пятеро-я и четыре стены».

Браво, Рената Литвинова! Я Вам очень благодарна за такую сочную и шедевральную картину «Богиня: как я полюбила»! С удовольствием, еще раз пересмотрю!

2 ноября 2013

А как же полюбила я?

Странно, но Рината создала атмосферу затхлости, духоты, даже некую атмосферу гниения. И не побоялась этого. Я бы, наверное, струсила.

Весь фильм — легкая, тихая, не орущая сказка, но все-таки она осталась чем-то светлым и ненавязчивым во мне. Там мне сказали правду. А смысл жизни — любовь. Но ведь это ничего не объясняет. Потому что никто на самом деле не знает, что такое любовь.

«Тело мое было найдено в пять утра двадцать пятого числа, на речном вокзале. Руки мои были покрыты ранами от уколов. Смерть моя наступила от остановки сердца, как я и предсказывала. При мне нашли папку с протоколом: на одной странице было нарисовано лицо, а на другой- вопрос о смысле моей жизни. А вся остальная страница была исписана ответом. И это было только одно слово. Любовь. Все.»

4 мая 2013

Я, конечно, очень грешный, ведь рай нужно заслужить…

А в том ли рай в чем мы его ищем? Скрываем ли мы за нашем внешним, напускным свою сущность или же там зияющая пустота?

Семья, которая не может иметь детей, муж, потерявший свою жену и женщина, которая никогда не любила.

В фильме нам показывается, что как бы мы не искали, что бы мы не воспевали и не ставили на пьедестал-главным все равно остается любовь. Ей подвластен каждый, независимо от возраста и положения.

Показывается же она не банальной, не детской, а истинной, вечной… и видим мы это через призму человечности актеров. На них нет грима, нет слоев и тонн косметики, они живые, искренние, любящие, страдающие, как и мы. И чем дальше, тем больше мы вслушиваемся в их диалоги, вникаем в их суть, пытаемся осмыслить, запомнить и вот… уже конец фильма и… смысл есть…

»… ну хорошо, я помогу тебе

-что я за это буду вам должна?

-любовь… любовь — вот моя цена

-полюбить тебя? но почему любовь? неужели нет ничего дороже? например… жизнь?

-ну… жизнь ничего не значит…»

10 из 10

23 февраля 2013

Богиня… как я полюбила.

Включив это кино, я ожидала увидеть что-то светлое, легкое, женское. Но мои ожидания совсем не оправдались, и честно, я рада этому.

Сначала я пыталась думать, искать мотивы, анализировать и сравнивать. Но этого делать не нужно! Нужно просто смотреть. Наслаждаться и погружаться в это с головой. Это захватывает тебя, и ты сам не замечаешь как становишься частью этого. Не просто наблюдателем.

Это кино, не вызывает слез или мурашек по коже. Оно стоит особняком.

Нет определенного пространства, но очень четко разграничено время. Нет деталей, предысторий, нет прошлого. Есть только настоящее, и оно скоро закончится.

Кино атмосферно до безумия. Каждая секунда — это великолепная картинка. Мне даже вспомнился фильм «Нирвана» реж. Волошина. Что-то сроднимое. Темное. Но Богиня чувственней.

Конец… А ведь он поразил! Я давно уже не видела хорошего и сильного конца. Обычно ведь делается упор на начале, дабы привлечь зрителя и сказать: «Смотри, а это ведь будет интересно!» Тут все иначе. Здесь не нужно никого привлекать.

Но конец… Он получился.

Отношение к фильму очень странное. Нет однозначности и тяжело сказать понравилось ли. Конечно прекрасные кадры, планы и атмосферу испортить тяжело. Но это делают диалоги. Лучше бы их не было вообще! К сожалению, сценарий подкачал (как кстати и в «Нирване»). Присутствует ощущение неестественности.

Смотрите это кино, и я уверена, с каждым новым просмотром вы откроете что-то новое и удивительное для себя.

27 апреля 2012

Мир Ренаты Литвиновой

Возможно это очень трогательная, личная, интересная история о жизни, главный смысл которой — любовь, но единственное, что наполнено жизнью в данном фильме — это песня Земфиры «Любовь как случайная смерть».

Сюрреалистическая картина возникающая в голове главной героини и окружающая ее действительность на протяжении всего фильма направлена на передачу определенного послания. Каждый находит свой собственный смысл в неявном на первый взгляд. По аналогии с тестом Роршаха. Но есть одна особенность — картина может быть не понятной, не подпадающая под определения, яркой или темной, но она должна быть интересной. Именно этого не хватает фильму Ренаты Литвиновой. Смотреть на происходящее на удивление очень скучно.

Подойдем с технической точки зрения — большое количество символов сочетаются с невнятной операторской работой, мутным освещением, не содержательными диалогами, отсутствием ссылок на что-то ценное и красивое. Ответственная за сценарий Рената Литвинова наделила всех персонажей своим восприятием и диалогами, но что получается лучше всего у неё (быть собой), не получается у других (быть Ренатой). Каждый элемент, актер и текст вместе не создают единую картину происходящего.

Режиссер использует разные образы, для передачи главных слов о любви или понимания процессов, или наблюдения за процессами или просто передача ощущения жизни. А остается пустота. На экране и в душе. Как пример: не самые легкие и разные режиссеры Ларс фон Триер или Джим Джармуш использовали такие же образы, смыслы, символы по тематике любви и жизни в некоторых своих фильмах. Что-то не нравилось или вызывало отвращение, но всегда в восприятии сохранялась целостность общей картины. Возможно просто потому, что мне есть с чем сравнивать я понимаю, что после просмотра картины Ренаты Литвиновой остается пустота.

P.S Если взять разные версии и выступления Земфиры с песней «Любовь как случайная смерть» и начать слушать подряд, понимаешь что в каждой содержится собственное настроение и свой мир, и главное жизнь — настоящую и полную и передает гамму посланий о любви лучше чем фильм.

5 из 10

19 апреля 2012

«Это — азбука Морзе, и это я передаю сведения: Заберите меня отсюда!!!»

Лес, растущий ровными рядами.

Туманный лес, где бродят души.

Они умерли не с нами.

Их не отражают лужи.

Сюрреалистичней кино я ещё не видела. Любимый, необычный, печальный, прекрасный, фильм, пронзительный настолько, что хочется кричать, как те женщины в лесу.

Впервые я смотрела его на видеокассете. Видеомагнитофон был очень старый и показывал лишь чёрно-белое изображение. А кассету мы купили вместе с мамой.

Тогда я и не поняла этот фильм, мне было, наверное, лет 15. Но я запомнила этот лес, это старое кафе и старую Светлану Светличную. И, конечно же, старых женщин, кричавших в мёртвое пространство. Тогда я лишь поняла, что эти люди умерли, и они навсегда останутся в этом лесу. Больше всех мне запомнилась чечёточница.

Потом я пересмотрела «Богиню…» два года назад, просто вспомнила о ней.

Когда кино закончилось, во мне смешалось столько разных чувств, испытанных во время фильма… Я полюбила его, полюбила навсегда. Рената Литвинова настолько потусторонне сумела показать нам свой мир, что просто невозможно безоглядно влюбиться в этот беспросветный, монохромный, мёртвый лес.

Где она встретила всех своих героев? Где нашла таких обречённых людей? Все они несчастны, но вместе с тем очень трогательны.

Больше всех меня, кстати, поразил Виктор Сухоруков. Как он играет свою роль!!! Да он просто живёт ею. Вот уж никогда не думала, что так буду восхищаться этим актёром… Такой надлом передать — это больше, чем талант.

Смысл жизни есть любовь. Только нам дано это понять после смерти, наверное.

Музыка. Вот ещё музыка. Она так органично вписывается, что пожалуй, и слов можно не говорить. Просто музыка и картина. Всё.

Спасибо огромное Ренате за это безумное кино. Безумное — потому что рациональным умом его никогда не понять. Его можно только чувствовать.

Я бы тоже посвятила этот фильм своей маме.

13 апреля 2012

Не устаю смотреть и поражаться

Этот самозабвенный фильм, который фильмом то назвать мне сложно, скорее это картина, на которую смотришь с раскрытыми глазами, боясь моргнуть, дергаешь соседа за рукав, выражая участие и восхищение и глупо так, довольно улыбаешься, так вот, эта картина была подарена нам, зрителям, уже 7 лет назад. С тех пор я пересмотрела ее много раз, каждый раз раскрывая по-новому. Именно эти открытия и привлекают меня перед очередным просмотром, чтобы, не вставая с места, на одном дыхании, ведь нужно суметь прочувствовать и только так понять. А понять уже так давно хочется!

Скорее всего, зрители данной картины уже давно разделились на несколько групп (я имею в виду тех, кто смог досмотреть до конца). Первая группа гласит, что глупее и бессмысленнее фильма они не встречали, вторая — «Литвинова, и вправду говорили, ненормальная», ну и третья — похлопав в ладоши, улыбаясь, скажет, что это лучшая бредятина со смыслом! Я конечно ближе к третьим, обожая не столько многогранный сюжет и Литвинову как личность, сколько постановку, музыку, диалоги и, конечно же, столь громкокричащую концовку, с которой я все же планирую сейчас разобраться.

После примерно третьего пересмотра картины, я решила прочесть анонс. Наверное, его писали люди из первой мною выделенной группы, так как там описан некий детектив — Литвинова в качестве следователя, ищет маленькую девочку…все! Представляете, все?! Хорошо, что по истечении уже 10 минут, главная героиня, своим женским чутьем «но я чувствую, девочка жива, она там за дверью» раскрывает дело и начинается самое интересное, так скажем то, о чем умолчал анонс, но никогда не умолчит тот, кто имел выдержку смотреть более 10 минут.

Хотелось бы конкретно разобраться с концовкой, что же все-таки произошло, а что не произошло, рассказать о том, как вижу это я, честно, мне бы очень хотелось выслушать все мнения неравнодушных зрителей об их понимании данной картины.

Фраза портрета с протокола — отсюда выпускают только живых — содержит в себе замечание, что ей априори уже не выбраться, ведь она уже в загробном мире, т. е. она уже мертва. Конечно, портрет смеется над ее безумием, в этом она действительно лучшая. А кто это живые? Те, кто любил при жизни и любит сейчас. Но Фаина не знает любви, она не может произнести, упрашивающего ее Николаю, 3 простых слова «Я люблю тебя», потому что она их не чувствует. И эта ее фраза: «Я не прошу любви, я прошу словА» показывает ее одинокость и черствость, ее мертвость в мире живых. Хотя сама, говоря последние слова своему двойнику, отнюдь не чувствуя, а просто подбирая головой хорошие, умные фразы, произносит — я обязательно вернусь, ведь ради любви возвращаются даже мертвые. Но она не смогла и потому не вернулась (живой), да, она написала в папке, что смысл есть — любовь, и название фильма вроде соответствующее — как я полюбила, но здесь нет любви, нет, она ушла мертвой и вернулась мертвой вдвойне. И те красивые слова о единственном встреченном ею мужчине, без которого она забывает, как дышать — скорее всего, от разума, нежели от сердца. Могу допустить, что она влюбилась, стала Богиней, но не вернулась живой потому, что профессор ждет ее в потустороннем мире.

Фраза «умереть не бойся, так надо» — подходит для тех, кто покидает мир живым — любящим и любимым. Фаина слишком поздно поняла, что цена любви в загробном мире — смерть в мире настоящем. Любовь как случайная смерть, герой погибает в начале повести, а начало именно там, где жизнь проявляет себя в любви. Начало для нее, это концовка фильма для нас и, конечно же, все сомнения героя для кучи.

Помимо сцен в кафе с уже мертвыми посетителями, торчащего ножа из груди девушки, сердца в руках Фаины, также очень хорошим кадром я считаю, где Литвинова сидит в обшарпанной ванной, читает, достает из воды бумаги — показывает ее безразличный характер к этой жизни, она как во сне, ее не трогает история папы девочки, она не сочувствует парню, который не сможет жить без дверей, избегает Николая. А может именно любовь Николая смогла ее вытащить обратно в мир живых, может, дав волю чувствам, научившись это делать, она бы осталась жива? Ответ отрицательный, она «иная», жить ей возможно только в ином мире. «Хороший этот Николай, а вы не цените, никогда не ценишь».

Еще такой момент. Она рассказывает Николаю, что сама не поняла, как в три часа ночи оказалась на улице около магазина. Будто около него очнулась, а как туда дошла и вообще, что там делала ночью — не знает. После кадр ее пустой квартиры, наполненной зеркалами и диалогом Ягуарова с Николаем о том, жива ли она и зачем ей столько зеркал. Напрашивается вопрос, а был ли профессор? Может это все очередное ее видение, ее сон, что она сама, без его помощи ушла навстречу маме, чтобы понять смысл, что это все лишь ее галлюцинации, вот и обнаружили ее тело на речном вокзале, как совсем недавно она обнаружила себя ночью у магазина.

Начиная анализировать умом, раскладывая все по полочкам, теряешься в истинности, не видишь единого и четкого ответа, пересматриваешь еще раз — снова все по-другому. Может не стоит слишком много думать, просто расслабиться и на чувственном уровне наслаждаться картиной, как в картинной галерее, задержаться у понравившейся и не двигаться к другой, зачем, ведь эта так хороша!

1 апреля 2012

Богиня — это когда она полюбила.

Человек — это целый мир. Каждая женщине необходимо стать Богиней в мире, пусть он и заключен в одном человеке. А стать Богиней она сможет только тогда, когда полюбит. И когда полюбят ее. Это ключ, открывающий тайную дверь в смысл жизни человека.

Примерно это хотела нам сказать Рената Литвинова, самая богемная, неоднозначная и неординарная женщина современного шоу-бизнеса. Достаточно женское и субъективное кино, снятое не для всех, снятое для чувствующих. Женщина, как известно, отвечает за чувства, так что, чего стоит ждать от женщины-режиссера с тонкой духовной организацией? Думаю, бессмысленно смотреть картину одним только умом. Следует погрузиться в нее как в сон…

Что касается сюжета. «Богиня» — это история о женщине, которая не умела любить. Это картина о бессмысленности бытия и полной потерянности. Она не помнит имен, она забывает куда шла и зачем, все вокруг вообще не имеет никакой ценности и равнозначно. Она забывает имена, она забывает куда шла и зачем, она теряется, когда к ней относятся больше, чем просто к работнику милиции, потому что не умеет чувствовать. Абсурдная женщина. Несчастная женщина, лишенная возможности стать собой. Фаина старается видеть смысл в своей работе. И когда ей вкалывают лекарство, она думает, что идет искать следы каких-то нераскрытых преступлений (смысл идти в иной мир хоть какой-то должен быть, раз уж на то пошло). Но, попадая туда… она больше не вернется. Призраки смогут сказать ей то, чего она за всю жизнь так и не смогла понять.

Равнодушные холодные глаза Фаины провожают время день за днем. А оно идет… И оно ждет. И оно хочет поторопить Фаину.

Фаина, смотри, серость жизни ведет к смерти, добровольной, низкой, бессмысленной. Человек, погрязший в проблемах, но не способный смириться с этим, прыгает с крыши. Он жалуется на бедственное положение, и этой жалобой он не желает смириться, он чувствует, а значит не так давно надеялся…

Но Фаина, неужели Фаина живет лучше. У нее такая же обшарпанная квартира, так же мало денег, да и разнообразия тоже не больше. Так почему же она не идет таким путем? Она сильнее, она готова бороться? Вряд ли. Простой ей настолько все равно, настолько безвкусна жизнь, что ценностей вокруг нет. Что хорошо — что плохо, все стерто. Ничто не дает счастья, но и несчастья, как такового, тоже нет.

Фаина, твое время уходит и что-то очень сильное, сродни смерти ждет тебя, и до тех пор, пока ты не раскроешь секрет, что это, ты не сможешь спокойно уйти. Это твой долг, Фаина.

Фаина видит странные сны. Умершая мама зовет ее к себе, но Фаина не собирается умирать и вообще не понимает, что происходит. Тем временем, смутные, подсознательные предчувствия уже где-то сидят внутри. И этот холод, в котором все не без основания обвиняют Фаину должен быть растоплен. Но она пока не знает об этом.

Фаина, смотри, что люди делают ради любви. Посмотри сколько у тебя примеров, Фаина. Все люди, с которыми ты сталкиваешься живут отблесками этого чувства. Сторонами любви. Она — их мотивы, она их тайный смысл. Посмотри же, Фаина, они мстят за любовь. Солидный человек опускается до уровня наркомана, собирающего иглы для шприцов на улице для того, чтобы под воздействием сомнительного препарата мочь видеть призрак своей любимой.

Фаина, милая, ты даже не смогла сказать самой себе, что любишь. Хотя где-то внутри тебя, твое второе я умеет это…

Посмотри, Фаина, сколько абсурда в действиях этих людей. Ты же видишь, но не понимаешь ничего. Тебе удивительно внимание мужчины к себе и ты абсолютно не знаешь, как ему ответить на чувства, которые он тебе вдруг стал дарить.

Ты не можешь любить, Фаина. А надо. Ты же женщина, Фаина, Ты же Богиня, почему ты этого не видишь.

10 из 10

17 октября 2011

Смысл жизни есть. Любовь. Вам пора…

Написать рецензию на этот фильм, все равно, что описать слепому красоту Байкала. Сумасшествие.

Гениально и дерзко. Каждая фраза, каждый герой, любая сцена — заслуживают отдельно внимания. Кино — как пазл, состоящий из образов, каждый фрагмент которого хочется долго рассматривать, смаковать, обдумывать.

Фильм полностью разрушает реальность, заставляет думать по иному.

Каждый поймет его по своему, в одном лишь все смогут согласиться : любовь меняет этот мир, его восприятие, жизнь в целом. И фильм как раз это демонстрирует.

Погоня за любовь. Осознанная. Страдания людей, которые одиноки, которые хотят сказать «люблю»,а им некому это сказать. Люди, потерявшие любовь, а как следствие и смысл жизни. Обретение любви — и те метаморфозы, которые она приносит следом за собой.

… И миллион нюансов. Сны Фаины, похожие на осознанный (!) бред, ее квартира, которая кажется полный адом, но в которой ей так уютно, люди (вернее образы),которые возникают как будто из параллельной реальности, но каждый что то хочет донести до нас… и еще много много всего. Всего не перечесть и не вижу смысла.

Все кино пропитано образом Литвиновой, она ощущается каждую секунду. Считаю, что фильм ей ОЧЕНЬ удался. Она смогла донести до зрителя идею и полностью выложилась, как режиссер и актриса. На максимум.

Верите в то, что любить можно «до гроба… и после гроба»? — это ваше кино. Не верите? Посмотрите… и поверите!

29 сентября 2011

И мне останутся его сомнения

Удивительный фильм. Такой чужой и такой родной. Очень тяжелый. И вместе с тем воздушный. Он как будто утекает сквозь пальцы. Этот фильм как сон.

Следишь за меняющимися образами, иногда отмечая для себя что-то очень знакомое, то, что уже видела наяву… а в следующий момент сюжет поворачивается новой, неожиданной стороной, казалось бы, совсем невозможной в реальной жизни. И ты ступаешь по этому хрупкому прозрачному полу, двигаясь дальше, осознавая что все это не по настоящему, что в любой момент ты сможешь проснуться. Но любопытство, движущее тобой, заставляет углубляться в лес, обитатели которого находятся по другую сторону от нас с вами.

При просмотре ты теряешь понимание, где реальность, а где сон. Заблудившись в этом лесу, боишься не найти выхода из него. Сюжет не отпускает внимание, он цепляет за что-то живое внутри.

Не буду давать никаких советов. Просто скажу, что я не видела раньше картин, подобных этой, в российском кинематографе. Я довольна тем, что открыла этот фильм этот для себя.

14 апреля 2011

«И всё-таки она полюбила…

- Привет.

- Ты звал меня?

- Да…

- А что случилось?

- Ничего. Просто я хотел тебя увидеть.

- А… Ну ладно. Мне пора. Пока.

- Пока.

Смотреть этот фильм — словно читать поэзию, он затягивает, как омут, но оторваться просто невозможно.

Фаина работает следователем, живёт одна, не имеет жизненных амбиций, а отсутствие любви создало пустоту в её душе. Но все, кто её окружают, живут, чувствуют и кого-то любят. И эта любовь их губит. Девушка, которая чуть было себя не утопила в реке, кажется, совсем ума лишилась. И всё из-за… любви? «Даже не знаю, зачем я трусы сняла… Зря я трусы сняла», — сидит рядом с Фаиной это непонятливое чудо, обмотанное в одеяло. Фаина слушает её, но не понимает. Она расследует дело о пропавшей девочке, чей отец просто разбитый горем. И всё от большой любви к своему похищенному ребёнку. Но Фаина лишь неэмоционально и сухо убеждает его, что дочь жива и следствие продвинулось вперёд. Соседи, укравшие девочку, любят друг друга и решают вместе умереть. Сочувствует ли им Фаина? Разумеется, нет. Ей снятся дурные сны и сама она живёт, как во сне. Она ничему не радуется, у себя дома уединённо пьёт дешевый алкоголь и не принимает ухаживаний сотрудника по работе. Она холодна, она никого не любит…

Но, не смотря на отчаяние, депрессивность и одиночество, которыми пропитан весь фильм, мы, как и главная героиня, получаем в завершении ответ: смысл жизни — любовь. За границей сознания, в мрачном лесу, куда попадает Фаина, все души одержимы лишь этим чувством. А в это время, в реальном мире Фаину заменяет её растрёпанный двойник, уснувший на мосту с повязанным как платок пакетом на голове. Некоторые чувства познаются через смерть. Возможно ли, поэтому боги не живут на земле?

Не удивлюсь, если кто-либо из зрителей назовёт эту сюрреалистическую драму Ренаты Литвиновой полным абсурдом. Потому что этот фильм — на любителя и понравиться может не каждому.

И всё же, на мой взгляд, это было стильно, утонченно, неординарно и, как для полнометражного дебюта, вполне удачно. Явно видно сильное творческое начало Литвиновой и «Богиня: как я полюбила» — фильм, стоящий внимания и любопытства.

24 марта 2011

Как я полюбил Богиню Литвиновой

Фильм оставляет после себя противоречивое впечатление. Посмотрел совершенно случайно — у друга в гостях. После первой надписи — сон Фаины, день 1 и художественной инсталляции всяких образов, лиц, архитектуры и прочего я понял: сейчас начнется!.. И началось. Все в духе Ренаты.

Единственное, что действительно отталкивает в этом фильме — это звук. Судя по комментариям, это не только мое ощущение — он слишком громкий: музыка на фоне голосов звучит гораздо динамичнее. Учитывая, что Игорь Вдовин написал довольно психоделичную и резкую музыку с виолончелями и другими струнными, могу сказать, что это режет уши.

На саму Ренату смотреть, безусловно, весьма приятно, она прекрасна, и внешне и внутренне. Другие актеры производят двоякое впечатление — те же самые продавщицы в «стекляшке» — отталкивают грубостью, невежеством, и притягивают тем, что они «из нашего детства», такие все совковые, пухленькие, с халой на голове.

Для того, чтобы понять этот фильм, посмотреть его один раз явно недостаточно. Это тоже самое, что посмотреть один раз Бойцовский клуб Финчера или Кин-дза-дза Данелии и сказать — фу, какое де**мо».

Не стоит торопиться с выводами. За каждым жестом, за каждой фразой Литвиновой и ее героев стоит определенный смысл — и он не столько логический, сколько эмоциональный. Воспринимать фильм надо не столько логикой, сколько чувствами.

И если из всего просмотра вы запомнили только последнюю фразу, и думаете, что Рената такая ограниченная — значит вы просто ничего не поняли. А может оно и к лучшему.

1 марта 2011

Альбом с картинками

Полагаю, неверно считать «Богиню: Как я полюбила» фильма. Да, разумеется, в нём есть сюжетные линии, есть логика, есть всё, что требуется, но…

Но это лишь побочно, второстепенно. Это изумительный альбом с восхитительными картинками, потрясающими этюдами. Альбом, который хочется разглядывать вновь и вновь, бережно храня я его в сундуке. Он не постареет и не износится. Потому что тема, заявленная во всех картинках, в каждой странице этого фильма — вечна. Эта тема: любовь. Кроме самих завораживающих картинок, которые представляются нам множеством, врезающихся в память сцен с очаровательной харизматичностью актеров, в этом альбоме мы встречаем очень много пометок на полях — фразы из фильма, которые едва ли не все хочется запоминать и цитировать.

Не может не притягивать игра, пластичность, артистизм самой Литвиновой. Получаешь удовольствие от каждого её жеста, от её мимики. Также, как и получаешь удовольствие от каждого кадра этого фильма-альбома.

Это один из редчайших фильмов, после которых не хочется ни о чём думать. Хочется просто сидеть и смаковать послевкусие. Фильм открывает в нас глубинные мысли, переворачивает что-то внутри, закрадывается в наше сердце и остаётся там.

И именно из-за этого ощущения альбомности фильма, от «Богини» невозможно устать, её можно пересматривать бесчисленное число раз. Каждый раз с наслаждением перелистывая страницы с потрясающими картинками и хватающими за душу текстами.

10 из 10

1 ноября 2010

Смысл в жизни есть. Любовь. Вам пора…(с)

Я не могу назвать себя любителем русского кинематографа, скорее даже напротив, крайне редко положительно оцениваю российские творения, но эта лента поразила меня до глубины души.

Понравилось абсолютно все. Безусловно, то, что идею, положенную в основу истории можно назвать стоящей. Когда вникаешь в сюжет, очень важно узнать развязку, и каждая следующая минута воспринимается с великим интересом. Но, лично меня, прежде всего, зацепила визуальная сторона фильма. Нельзя не восхититься тем, как красиво смогли переложить на экран потрясающий сценарий. Порадовало то, что фильм снят в неярких, пасмурных зелено-голубых тонах, это создает некую атмосферу, придает загадочность.

Стоит отметить и состав талантов выбранных на роли главных героев:

Актерская игры Ренаты Литвиновой, как всегда, на высоте. Свойственные лишь ей манеры придали некую колоритность персонажу. Фаина, сыгранная ей, получилась выдержанной, отстраненной, утонченной и как оказалось, очень лиричной.

Виктор Сухоруков, удачно вписался в роль несчастного отца, изведенного поисками потерянного чада, проживающего каждый новый день в надежде на то, что маленькая дочка будет найдена в целости и сохранности.

Что касается музыкального сопровождения, то мелодии, сопутствующие событиям, подобраны безукоризненно. Композиция, исполненная Земфирой, и музыка из песни Nick Cave & The Bad Seeds — Red Right Hand являются обязательным дополняем к ленте. Эти треки уже неразрывно ассоциируются с фильмом.

Суммировав все выше перечисленное, мы получили очень трогательную и необычную, чем-то выделяющую из списка фильмов с Ренатой, либо произведений подобной тематики, неповторимую и душевную, приятно холодную, сюрреалистическую драму. Произведение хочется пересматривать, замечать новые детали, особенности и мелочи.

12 сентября 2010

Фаина по ту сторону бытия

Рената Литвинова — образ одиозный для российской действительности. Все, кто запомнил ее по роли в сериале «Граница. Таежный роман» и по характерному голосу, едва ли воспринимают эту женщину всерьез, а она, тем не менее, как истинный интеллектуал с особой душевной организацией, неутомимо создает сверхкачественные серьезные работы, вскрывающие разные грани ее талантов, опровергая обывательское мнение о себе. Бытовое сознание же, по мнению госпожи Литвиновой, еще одно обличие зла, и зло это в ее дебютном игровом фильме отсеянно целиком и полностью.

«Богиня: Как полюбила» — сюрреалистическая драма о любви и смерти, замешанная на образе самой Литвиновой, ее опыте и цитатах из мировой классики, несколько непривычная и заставляющая подключаться к фильму чувствами, находящимися далеко за пределами пяти основных. Все персонажи, окружающие следователя Фаину, женщину одинокую и слегка потустороннюю, будто разбитое зеркало личности самой Литвиновой. Всем им режиссер дарит свои характерные мысли и жесты, а Светлана Светличная и вовсе превращается в Литвинову больше чем сама Рената, и в итоге Фаина остается самым адекватным персонажем.

В холодном и пустом городе она ищет маленькую девочку, потерявшуюся больше года назад. Ищет не как следователь, а по наитию, вызывая обоснованное недоверие у сотрудников органов милиции. Им и невдомек, что Фаина не просто странная, она загадочным образом связана с потусторонним миром, то ли своей матерью, то ли птицами, то ли всеми, кто по ходу пьесы погиб. Смерть в фильме Ренаты Литвиновой только от любви, или любовь и есть смерть, случайная. В любом случае, в первой части фильма все это не имеет значения. До поры до времени ее героиня оставляет свою жизнь в бутылке из под коньяка и мучается экзистенциальными вопросами смысла своей никчемной жизни, и главным вопросом: что же толкнуло на последний шаг и докторскую семью, и Полосуева. Почему они не боялись умирать? Для зрителя ответ очевиден, для Фаины — это путь Кастанеды, который выведет ее за рамки бытия. Проводником на этом пути становится профессор, подозреваемый в употреблении наркотиков, предназначенный Фаине свыше.

То как Рената Литвинова поворачивает историю сильно впечатляет. Такой глубины и образности даже от нее не ждешь. Если сначала фильм вызывает недоумение, то в конце хочется бурно аплодировать, списывая со счетов совдеповских тетенек, оставшись в наследство от Киры Муратововй. Рената Литвинова будто экранизирует свой внутренний мир и свои сны, превращая фильм если не в исповедь, то в очень личное творение, а в больших масштабах, в центральный российский фильм новейшего времени. Конечно, работа чересчур авторская, несущая на себе сильнейший отпечаток режиссера, пафосная и не лишенная блеска. Но вся эта артиллерия высокого стиля направлена на то, чтобы сказать еще раз о любви. И спеть о ней. Не надо забывать о потрясающем саундтреке Земфиры. Хотя о чем это я, о саунде здесь забыть невозможно.

В целом, Рената Литвинова превзошла мои ожидания как режиссер, заинтересовав своей персоной еще больше. Ожидая от «Богини» всех благ, я не готовился увидеть столь эстетсткий и необычный рассказ, который многими путями и метафорами парадоксально приходит к одному простому, но такому важному слову, любовь.

6 сентября 2010

Произведение искусства

Любовь.. один ответ на все вопросы сразу. Выше и сильнее всех недостатков и пороков мира. Перекрывает все несовершенства человека. Самая могущественная сила во вселенной, мире и даже больше. Жизнь во имя любви. Навеки.

Фильм — произведение искусства. Гениально сняты все кадры. Кажется что можно остановить в любой момент и получится чудесная картина или фотография. Цвета, звук, паузы вызывают особое состояние, в которое хочется вернуться.

Актеры. Особенно Рената Литвинова. Одна из тех, кто в моём списке талантливых людей. Она создатель особого мира. Мне он близок. Олицетворение чувственности, женственности, страсти и красоты.

Как сложно выражать свои чувства. Это искусство. Так чтобы поняли. Учусь.

8 из 10

30 августа 2010

«Ради любви возвращаются даже мертвые»

С творчеством Ренаты Литвиновай знакома довольно неплохо, но от ее режиссерского дебюта совсем не ожидала увидеть нечто настолько потрясающее.

Что и говорить, сама Рената, как и ее фильмы, и «Богиня» в частности, весьма необычна и манерна. Возможно, именно поэтому все ее фильмы очень тяжело смотреть, уж слишком они нестандартные.

В «Богине» все на самом деле просто: единственное, ради чего стоит жить — это любовь. Но данная мысль преподносится в весьма необычной форме. Главным образом, выражается это в персонажах, музыке и конечно же в мире главной героини — Фаины.

Не знаю, кто бы лучше подошел на роль Фаины нежели сама Литвинова. Мне кажется, у нее установилась какая-то ментальная связь с этим персонажем. Фаина — очень одинокая женщина, и хотя кажется, что она сама этого не понимает, она очень страдает от своего одиночества. Фактически, она приходит к самоуничтожению.

Персонаж Максима Суханова, профессор Михаил Константинович, тоже был безупречен. Мне он показался очень измученным жизнью человеком, таким же одиноким, как и Фаина.

Мама Фаины, которую сыграла Светлана Светличная, очень интересная женщина. Главным образом на экране мы видим ее настойчиво зовущей свою дочь к себе на тот свет.

Все остальные персонажи не менее колоритны, но появляются исключительно урезками, да и для сюжета не играют какой-то уж очень большой роли. Скорее, они нужны для «полноты» картины, что бы фильм не казался пустым и безликим.

Отдельно хочется сказать пару слов о музыке. Тандем Рамазанова — Литвинова, на мой взгляд, один из лучших. Обе женщины не просто необычны в своей манере создания, будь то песен или фильмов, они в какой-то степени даже уникальны. Поэтому, не удивительно, что саундтрек Земфиры «Любовь, как случайная смерть» настолько хорошо дополняет фильм (наверное, будь композитором кто-либо другой, у фильма отсутствовал бы столь сильный антураж).

Мир Фаины — это не тот город, в котором разворачивает основное действие. Мы сталкиваемся с ним в ее снах. Это что-то очень необычное и немного пугающее своей непредсказуемостью и каким-то безумством. Без любви человек одинок, а из одиночества рождается безумство. Я думаю, именно эту закономерность пыталась отразить Рената во снах Фаины.

Возможно, это один из самых необычных русских фильмов. Посмотрев его один раз, в голове не остается практически ничего, кроме осознания того, что ты только что видел очень красивую картину, с необычными героями и потрясающей музыкой. Посмотрев фильм второй раз, понимаешь, что он очень глубокий, и хоть в нем и заложена всего лишь только одна мысль, одна тема — тема любви, она-то и является тем главным, ради чего возвращаются даже мертвые.

10 из 10

25 июня 2010

Ради любви возвращаются даже мертвые

У Ренаты Литвиновой получился на удивление качественный арт-хаус, что совсем неожиданно для российского кинематографа и тем более для хрупкой женщины. «Богиня», мягко говоря, на любителя. Мне совсем не хочется писать громких фраз про то, что смотреть этот фильм надо сердцем, любовь превыше всего и тп, но, видимо, придется.

В первую очередь, для меня «Богиня» показалась просто скоплением метафор, каждая деталь фильма — на самом деле обозначает совсем не то, чем кажется на первый взгляд. За внимание к мелочам — Ренате как режиссеру отдельный плюс. Ворона, приносящего каждое утро Фаине дохлую рыбу, я поняла как безразличие, свойственное всем нелюбившим. Старая, обшарпанная, неухоженная квартира Фаины, при всей ее внешней женственности и манерности — как отражение ее мыслей, внутреннего мира, в который она с таким трудом попыталась впустить Николая. Приземленная работа следователя — как синоним слова «должен» в жизни каждого человека. «Стекляшка» с неаппетитным супом — остановившееся время в душах равнодушных людей. Даже умершие с их запоминющимися монологами в моем понимании умерли не физически, а в душе. Постоянно повторяющийся вопрос «Сколько времени» — подсознательное желание не потерять драгоценные минуты. Наркотик, который «Нет, это не наркотик» — на самом деле все та же любовь. А невнятные пакеты, которые таскала с собой «Двойник» Фаины — не более чем багаж ненужных чувств, мыслей, мешающих жить дальше. Да и финальное «Тело мое нашли в пять утра…» для меня значит только смерть равнодушной Фаины, ничего не понимавшей в любви, и появление новой Фаины, человека любящего и счастливого.

Теперь об исполнении. Режиссерская работа понравилась очень, раскадровка фильма = отличные фотографии. Диалоги и монологи так и хочется растащить на цитаты. Костюмы и макияж стильные и утонченные, в духе Ренаты. Музыкальное сопровождение на отлично, особенно музыка Arctic Monkeys, в непривычной аранжировке.

Конечно, не получилось обойтись без пафосных, манерных оборотов. Впрочем, какой режиссер — такие и слова.

9 из 10

24 июня 2010

Фантазия, или Кино, как случайная жизнь

Признаться, давно хотел написать пару слов об этом фильме, но то ли боязнь быть крайне субъективным и сойти на воспевание Ренаты Литвиновой, то ли сложность сопоставления этой картины с другими, то ли еще что-то мне мешало.

Но плохое это дело — сдерживаться и молчать, когда, в принципе, это не нужно.

Да, многие упрекают Ренату в том, что фильм этот — попытка самоутвердиться, что, мол, в фильме нет никого и ничего кроме Ренаты, что она просто решила снять свои безумные сны с собой, любимой, в центре всего происходящего. Безусловно, в этом можно найти долю истины, и я понимаю тех, кто так говорит. Хоть сам я с этим не совсем согласен.

Чего я совсем не понимаю, так это когда говорят, как было в одной из отрицательных рецензий, что, мол, Рената или ее любители, сравнивают ее с Линчем и многим другими представителями авторского кино. Боже мой! Ни в коем случае. Во-первых, все же слишком разные масштабы и форматы. А, во-вторых, сравнивать — неблагодарнейшее дело.

О, я догадываюсь, что некоторым сейчас не понравится то, что я скажу, но бессмысленно отрицать: Рената Литвинова — талантливый человек. А талант с талантом сравнивать ну просто невозможно. Все бездарные (бесталанные) одинаково бездарны, а талантлив каждый по-своему. Бергман никогда бы не снял «Зеркало», как не снял бы Тарковский «Осеннюю сонату». Но нет никаких сомнений, что оба талантливейшие люди. Талант — способ самовыражения. Рената Литвинова создала талантливый фильм, в котором выразила себя ту, какой была на момент съемок.

И, прошу! Не надо ярлыков, типа «кино не для всех». Ибо оно для всех. В фильме (в любом, за исключением, пожалуй, карамельных пустышек) есть посыл, message. В одних фильмах он завуалирован, спрятан за глубинами образов, ситуаций, речей, в других — он открыт и очевиден. И первые не хуже и не лучше вторых. Создатель сам решает, как доносить это послание.

В «Богиня: как я полюбила» этот посыл открыт, очевиден, не нов, его неоднократно произносят персонажи картины: «Любовь.» Как фильм о любви может быть «не для всех»? Рената Литвинова в своем фильме по-своему говорит о знакомых нам еще с Библии истинах: «Любовь всего на свете сильнее.» Любовь — самая большая ценность жизни, ценнее самой жизни, обо именно она придает смысл нашему существованию. А потому, «ради любви возвращаются даже мертвые».

Эту идею Рената Литвинова оформила в любопытную оболочку, в которой и сказка, и детектив, и триллер, и драма, и мелодрама. Все это очень ярко, образно, где-то чуть ли не вычурно, но это действительно привлекает и радует глаз, поражает воображение. Кто-то говорит, что это бред. Нет! Не бред, а фантазия!

В фильме Рената отходит от бытового сознания, ведь, как сама она говорит: «бытовое сознание — еще одно обличье зла». Поэтому даже самые обыденные, пресные вещи из жизни, как бутылки, вяленая рыба, вороны, забегаловки принимают в ее картине какой-то новый, отличный от привычного вид.

Умные, яркие, интересные монологи Ренаты Литвиновой (в чем-чем, а уж в образности и индивидуальности оформления мысли ей не откажешь), прекрасная работа художников-постановщиков и оператора, отлично подобранные «Любовь, как случайная смерть» Земфиры и «Red right hand» Ника Кейва в совокупности с музыкой Игоря Вдовина и всё то, о чем я сказал выше, создают удивительную, стильную, безумную картину. Безумную, в лучшем понимании этого слова.

Я умышленно не стал говорить об актерских работах, ибо сложно сказать что-то определенное. Одно точно: все в формате и рамках фильма, ничего не выбивается. Ну, а по поводу главной актерской работе (то бишь об игре Ренаты) можно спорить бесконечно, ибо мнения о ней напрямую зависят от отношения к РЛ.

Фильм был не слишком тепло принят критикой и публикой. Думаю, наш кинематограф был просто не готов к такой смелосвоеобразной, непривычной картине. Выпустив её, Рената Литвинова сделала какой-то шаг в настоящее из будущего, где отходят от классических приемов подачи и экспериментируют, пробую, пробуют, пробуют.

«Богиня: как я полюбила» — очень яркий, непустой, достойный фильм. Я, пожалуй, не знаю в нашем кино чего-то подобного ни ДО ни ПОСЛЕ. Может, просто не помню? Да, было что-то, что тоже интересно, ново, ярко. Но иначе. И было много одно на другое похожего. А похожего на этот фильм… не помню.

Нет, это не восторг, но все же открытие; не экстаз, но все же удовольствие; не «шедевр», но все же настоящее качественное кино.

«Любовь, как случайная смерть…» Кино, как случайная жизнь.

8 мая 2010

Любовь- это не мясо, но обязательно что-то кровавое.

После того как я посмотрела этот фильм, я не могла говорить. Мне хотелось выйти на балкон, курить и смотреть в даль.

Это кино не для всех, хотя посмотреть должен каждый. Он чертовски красив, при чем чертовски в прямом смысле. Да, мухи облепившие лица престранной парочки, да уродливые буфетчицы, пусть сросшиеся брови у девчонки прыгнувшей с моста, пусть даже горбатая служанка, и даже пусть голое тело «звезды» на склоне лет своих- это и есть та чертовская красота. Знаю, многим неприятно, но завораживает, и глаз не отведешь.

Основной сюжет о пропавшей девочке, лишь так, скелет фильма- мышцы, кожа, волосы, органы-это проблема человеческой любви, как она ранит, как обезволивает, как сводит с ума. Ведь в фильме все только и говорят о том, как хотят любить.

«Мне хочется сказать: «Я люблю тебя», но мне некому это сказать»

«Я их люблю сразу и целиком, а они меня только, когда пьяные»

«а когда я умру… ты заплачешь?»

«Прыгай, прыгай о небо еще никто не разбивался»

Колоссальный сценарий, фильм можно разобрать на цитаты. Талантливо, сюрреалистично и очень ценно. Единственный в своем роде фильм, да он близок к клоунаде и кичу, но он на границе, и нигде, ни в какой момент ни на миллиметр не перешел этой границы между шедевром и безвкусицей.

Спасибо за фильм, который никого не оставит равнодушным.

Люди! В чем смысл? Зачем? Любовь. Любовь. Любовь.

17 марта 2010

Драма Богиня: Как я полюбила впервые показанa в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад, его режиссером является Рената Литвинова. Актерский состав, кто снимался в кино: Рената Литвинова, Максим Суханов, Светлана Светличная, Виктор Сухоруков, Ксения Качалина, Константин Мурзенко, Елена Руфанова, Василий Горчаков, Вера Сторожева, Светлана Тимкина, Роза Рафикова, Сергей Серпов, Ольга Юрасова, Сергей Носуленко, Глеб Алейников.

Страна производства - Россия. Богиня: Как я полюбила — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.