Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Божественный свет |
английское название: |
La luz prodigiosa |
год: | 2002 |
страна: |
Испания
|
слоган: | «�Y si no hubiera muerto?» |
режиссер: | Мигель Эрмосо |
сценарий: | Фернандо Мариас |
продюсеры: | Мануэль Анхель Эгея, Хуан Карлос Набаль, Хосе Энрике Серрано, Пилар Ортега, Антонио Торрес, Массимо Вильяр |
видеооператор: | Карлос Суарес |
композитор: | Эннио Морриконе |
художники: | Феликс Мурсия, Соня Гранде |
монтаж: | Мауро Бонанни |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в России: | $11 500 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 января 2003 г. |
на DVD: | 27 декабря 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 48 мин |
Меня не отыскали.
Не отыскали?
Нет. Не отыскали.
Но помнят, как последняя луна
вверх по реке покочевала льдиной
и море — в тот же миг — по именам
припомнило все жертвы до единой.
(Федерико Гарсиа Лорка)
Ох, какое это кино! Сколько в нем уровней, сколько историй! Гранада. Во время гражданской войны в Испании неграмотный, 17-летний пастух Хоакин подобрал неизвестного мужчину, который чудом выжил после расстрела, но потерял память. Мальчишка принес раненого в свой сарай, обратился за помощью к доктору. Раненый начал приходить в себя, даже произнес первое слово — черепаха. Так пастушок его и прозвал — Галапаго. Когда расстреляли врача, Хоакин испугался, отвез Галапаго в монашеский приют, а сам оказался в армии.
Спустя 40 лет пенсионер Хоакин Паньеро приезжает в родные места, чтобы оформить документы на наследование того самого клочка земли, где когда-то стоял его сарай. Он вспоминает о Черепахе, которого, как считает, предал. И, к своему удивлению, находит нищего старика, к которому так и не вернулась память. Сначала случайно, потом — шаг за шагом, Хоакин начинает продвигаться к разгадке личности спасенного им гения.
Мигель Эрмосо снял потрясающе красивое и затягивающее кино. Удивительно, как он смог наполнить светом, по сути, мрачную историю тотального предательства. В фильме блистают два актера: Альфредо Ланда — пенсионер Хоакин. И Нино Манфреди — нищий по кличке «Черепаха». При этом, Манфреди практически ничего не говорит. Он играет глазами!
Это — последняя роль великого Нино, которому в момент съемок было 82 года. А потому, название картины напрямую относится и к его герою Галапаго, и к актеру. «Божественный свет» — это свет вдохновения, творчества, искусства. Свет, который может озарить многих и никогда не погаснет.
В Италии фильм впервые показали 29 августа 2003 года на Венецианском кинофестивале. Манфреди ушел из жизни 4 июня 2004 года. Через две недели в память об актере «Божественный свет» снова выпустили в широкий прокат.
Нино Манфреди похоронили в Церкви художников (Санта-Мария-ди-Монтесанто) на римской Пьяцца-дель-Пополо. Гроб встретили гроб песней «Пою, потому что мое сердце любит», которую сочинил сам актер. Рядом установили экран, на котором демонстрировались отрывки из более 100 фильмов с Манфреди.
10 из 10
13 февраля 2016
Психологическая драма высшей пробы.
Фильм рассказывает довольно интересную и занимательную историю случившуюся в период гражданской войны в Испании, где молодой пастушок случайно натыкается на тяжело раненного в голову человека, которого он прячет и выхаживает, дав тому прозвище — Галапаго (черепаха). Вскоре он его оставляет, так как его призывают на фронт. И только спустя много десятков лет он находит его на улице, тот к тому времени стал бродягой. Однако проведя небольшое расследование он узнает в своем друге одного из величайших людей XX века…
Фильм получился проникновенным, поэтичным и душевным благодаря как актерской игре замечательного актера — Нино Манфреди, вот кто божественный свет, так блестяще сыграть в 82 года свою последнюю роль, это надо уметь, так и гениальной музыки маэстро Эннио Морриконне, создающей соответствующую атмосферу фильма.
Данное кино на примере этой рассказанной истории или если быть точнее мистификации поднимает и обыгрывает довольно насущие и актуальные до сих пор темы — о человеческой неблагодарности, жестокости, тщеславии и милосердии.
Получил главный приз за лучший фильм на ММКФ.
Рекомендую к просмотру.
28 мая 2013
Но хрустнули обломками жемчужин
скорлупки чистой формы -
и я понял,
что я приговорен и безоружен.
Смириться с потерей своего сына, Орфея Нового Времени, Испания не смогла до сих пор, да и не только Испания. И дело не в варварской жестокости его убийства, не в бессильном протесте против несправедливости. Туманные обстоятельства его смерти оставили надежду. Надежду, пусть призрачную, что у истории был счастливый конец.
Но счастлив ли такой конец? К утвердительному ответу, судя по всему, склоняется писатель Фернандо Мариас, первый роман которого — «La luz prodigiosa» — взят за основу сценария одноименного фильма. Режиссер Мигель Эрмосо менее однозначен, меланхолические интонации его фильма выдают сострадание к человеку, вынужденному влачить столь бессмысленное и бесцельное существование, потерявшему себя и свое прошлое. Этот акцент позволил показать трагическую историю одного человека, а не погрязнуть в дешевом мелодраматизме или смаковании сенсационности в духе желтой прессы. Мотив спекуляции выразительно обыгран в юмористическом ключе, что не оставляет сомнений в намерениях режиссера.
Забавно, что главные роли этой скорее драмы исполнены тремя комедийными актерами — испанцами Альфредо Ланда и Кити Манвер и итальянцем Нино Манфреди, последним, к слову, — впечатляюще. Трудно не заметить в этом альмодоварский дух и вообще, характерное для иберийцев смешение смеха и слез, особенно ярко выраженное в двух сторонах одной медали местного фольклора — Cante Jondo и zarzuela. Здесь же и чрезмерная подробность, театральность, пафос и прямолинейность — но на то она и Испания, куда уж без этого!
Чуть ли не единственная премия, полученная «Божественным светом» (вот недоразумение, на ММКФ, фарсовость которого достойна разве что уровня Малины), обязана прежде всего его музыкальному ряду и приятной кинематографичности, с монтажом в лучших кулешовских традициях, без налета столь ненавистных царю Никите признаков дешевого авторского кино, снятого в трущобах и ручной любительской камерой. Трудно сказать, достоинство это или недостаток — альтернативы для сравнения нет. Но с уверенностью можно сказать, что приглашение маэстро Морриконе в качестве композитора оказалось удачной идеей — уж вот кто умеет из простых интонаций извлекать самые глубокие ноты отчаяния и надрыва.
Был ли убит Федерико или остался в живых — уже не важно. Голос Гарсиа Лорки творящего погас 18 августа 1936 и все, что могло бы случиться дальше, — лишь блуждание призрака, немого и бесплодного, жизнь, от которой отказался бы любой, будь он в здравом рассудке. Но за те двадцать лет, что были отпущены ему для творчества, поэт успел себя обессмертить. Ибо, как говорит Лорка в Бесконечной маленькой поэме, «цифра два ненавистна мертвым» — и действительно, второй раз смерти он уже не подвластен. Пока жива память.
Обшарили все церкви, все кладбища и клубы,
искали в бочках, рыскали в подвале,
разбили три скелета, чтоб выковырять золотые зубы.
Меня не отыскали.
Не отыскали?
Нет. Не отыскали.
13 августа 2012
Это не первый и не последний фильм о величайшем поэте Испании Федерико Гарсии Лорка. Но в отличии от многих экранных версий жизни и смерти поэта, эта картина оставляет ощущение уважения автора-режиссера как к личности человека, так и к историческим событиям, сокрытым пеленой неизвестности. Отсюда и рождается сюжетная коллизия: в уличном бродяге персонаж Хоакин узнает Федерико Лорка. Замечательно то, что до конца фильма это сходство фактов остается всего лишь ненавязчивым предположением, и у Хоакина до конца остается ощущение сомнения и надежды, которое передается зрителю. Такая сюжетная коллизия действительно оставляет приятное светлое чувство и совершенно не претендует на нечто большее, чем на художественную вариацию. Это скорее авторская фантазия, изящно оформленная в кинокартину.
Этот фильм действительно можно назвать замечательным, приятным, незабываемым. Незабываем голос Дульсе Понтеш, сопровождающий картину, композиция La Luz Prodigiosa в её исполнении изумительно украшает фильм. Что и говорить о прекрасном итальянском актере Нино Манфреди в роли Галапаго.
10 из 10
13 августа 2010
«Преступление было в Гранаде… в его Гранаде!» - эта строка из стихотворения Антонио Мачадо эхом отражается от стенок черепной коробки каждый раз, когда кто-нибудь упоминает при мне Федерико Гарсиа Лорку, одного из лучших испанских поэтов и, возможно, последнего мечтателя страшного XX века. Обстоятельства смерти этого человека не могут не вызывать целого спектра всевозможных эмоций: убит в своём родном городе своим родным народом с более чем пространным обвинением «красный гомосексуалист». Его всегда изображали политической жертвой, нередко забывая о его творчестве. И, конечно, на этой почве не могло не возникнуть огромное количество фильмов и книг, которые плодятся, как грибы после дождя. Один из таких фильмов — «Божественный свет».
Необходимо отметить, что замысел фильма отличается от привычных спекуляций на биографические темы. «Что произошло бы, если бы он не умер?» — спрашивают себя и все общество создатели картины. Федерико выживает благодаря наивному мальчишке-пастуху, но теряет память и полноценную способность воспринимать окружающий мир. Проходят годы, и тот самый «спаситель» находит Галапаго (кто бы мог подумать, что великого поэта прозовут Черепашкой?) в виде полоумного старика, живущего на милостыню и подачки, единственной радостью (радостью ли?) в жизни которого является внимание со стороны уличной детворы, считающей его своим талисманом. Пытаясь реабилитировать себя за то, что он бросил Галапаго одного много лет назад, Хоакин начинает расследование: кто же на самом деле этот человек? Результаты оказываются более чем шокирующими.
Человек, знакомый с творчеством и биографией поэта, сразу же видит параллели, связующие нити, ведущие к личности Федерико. Иногда эти нити тонкие и незаметные, иногда, как в моментах с балконом и Сальвадором Дали, вполне очевидные. И именно это придает фильму особое волшебство, пропитанное запахом апельсинов и солнечным светом. В нем нет ничего лишнего и ничего несказанного. Желание нажиться на сенсации выглядит даже более ничтожно, чем обычно, оно тонет в человечности и доброте Хоакина. А сцена после театра заставляет содрогнуться, понимая, что несмотря на потерю памяти, Федерико помнит, что его предал его собственный город. Его предала Гранада. Такое не забывается, как не забывается любовь и не теряется в памяти искусство: мы видим, что можно забыть имя, но при этом помнить первую любовь или первые строки из своей последней пьесы. И ведь это действительно так, если не брать в расчет частности.
Как бы ни было странно и даже страшно это признавать, но авторы правы. Все произошло так, как должно было. Такой человек, как Федерико, не смог бы выдержать того, что случилось с Испанией после августа 1936. Двадцатый век — не время для мечтателей. И мы все молча соглашаемся с Хоакином, решившим оставить все на своих местах. А Федерико, исполняя свое обещание из прощальной записки, гласившей «Я еще вернусь», приходит к нам каждый раз, когда мы читаем его стихи — разве это не лучшее продолжение жизни Поэта?
Друзьям моим
скажите, что я умер.
(Лесной ручей
поет под зыбкой тенью.)
Скажите им…
(Как лес созвучен
траурному пенью!)
Скажите просто,
что его не стало,
что перед смертью
глаз не закрывал он,
что он под вечным
синим покрывалом.
И я уйду
на раннюю звезду.
(Федерико Гарсиа Лорка)
10 октября 2009
«Я еще вернусь» — написал Федерико записку своему другу за считанные часы до ареста. И он возвращается. Всякий раз, к каждому, кто читает его стихи.
Возвращается он и сейчас, когда мы смотрим «Божественный свет». Не хочу анализировать фильм… Хочу преклонить колени перед каждым, кто создавал это Кино. На 108 минут мы погружаемся в мир, полный солнечного света, боли, любви, поэзии и Гранады. Той самой Гранады в земле которой растворился Федерико, воздухом которой он стал…
Это не просто вариация на тему «нет пророков», это Кино о нашем выборе во времена великих нравственных переворотов, как говорил Данте. И об ответственности за этот выбор.
Спасибо каждому, кто помог Федерико вернуться!
2 июля 2009
Отличный фильм про человеческую доброту и дружбу, и про то, что все призраки прошлого должны остаться в прошлом. Музыка Морриконе создает настроение в испанском стиле. Рекомендую под спокойное и умиротворенное настроение. И не ждите сенсаций! Это просто фильм.
14 января 2007