Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Поздняя женитьба |
английское название: |
Hatuna Meuheret |
год: | 2001 |
страны: |
Франция,
Израиль
|
слоган: | «Sometimes, love doesn't conquer all.» |
режиссер: | Довер Кошашвили |
сценарий: | Довер Кошашвили |
продюсеры: | Эдгар Тененбаум, Уди Ерушалми, Марек Розенбаум |
видеооператор: | Дэниэл Шнеор |
композитор: | Иосиф Барданашвили |
художники: | Эви Фахима, Эвелин Тердиман, Майя Барский |
монтаж: | Яэль Перлов |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 656 445 |
Мировые сборы: | $2 187 081 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 2001 г. |
на DVD: | 22 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Прошло уже два года, как Заза разменял четвёртый десяток, но он всё еще остаётся холостяком. Это очень не нравится его родителям — пожилым грузинским евреям, проживающим в Израиле с многочисленными родственниками. Холостой 32-летний сын — позор для семьи, тем более что Заза — завидный жених: преподаватель философии в университете и без пяти минут доктор. Он ни какой-нибудь там закомплексованный книжный червь, а обаятельный красавчик, каких ещё надо поискать. Он даже чисто теологические вопросы — типа «А есть ли Бог?» — задает девушкам так, будто признаётся в любви.
Но многочисленные родственники Зазы — диаспора грузинских евреев — свято соблюдают национальные традиции и родовые обычаи, которые обязывают Зазу выбрать в супруги молодую девственницу — красивую, воспитанную и по возможности не бедную. Озабоченные родственники систематически устраивают для Зазы смотрины потенциальных невест. Но Зазе всегда удаётся ускользать от коварных уз Гименея. Усмирить его нрав не может даже крайняя плоть младенца, которую простодушная мать Зазы согласно примете подбрасывает в дом гипотетической снохи.
После очередных смотрин — 17-летней красавицы «без претензий», которой нужен всего лишь богатый жених и не более того — отец и мать припирают Зазу к стенке и дают ему два последних дня на размышления. Наивные родители не подозревают, что сын уже давно влюблен. Но проблема в том, что его тайная избранница, Юдифь, не только старше Зазы, но, что совсем никуда не годится, ещё и разведена, а, кроме того, имеет шестилетнюю дочку. Именно поэтому Заза никогда не говорит о ней семье…
Режиссёр-дебютант со знанием дела смог рассказать о грузинской эмигрантской среде в Израиле, адаптировав к «обетованной почве» лучшие традиции грузинского кино — иронию, лиризм, специфический грустный юмор, когда смех сочетается со слезами. Дебют мог стать неплохой комедией нравов, но Косашвили привнёс принципиально иную тональность — высокого трагизма. В результате почти анекдотическая история превратилась в горькую притчу о «нанесении добра».
Фильм поразил нехарактерной (и для грузинского, и для израильского кино) эротической откровенностью в любовной сцене. И дело тут даже не в самих постельных эскападах, которые продемонстрировали Лиор Ашкенази и Ронит Элькабетц, а в степени внутренней раскрепощённости актёров перед камерой. От первой до последней секунды этого весьма продолжительного эпизода не покидает ощущение, что интим заснят чуть ли не скрытой камерой.
Но это оказалась не единственная смелая сцена. Перед развязкой Косашвили вставляет не менее рискованный, почти дерзкий, эпизод сыновнего признания в любви … отцовскому члену. Не подумайте чего плохого — ни о каком перверсивном инцесте здесь речь не идет: сын искренне восторгается папиной елдой именно потому, что благодаря ей появился на свет. А потом бац на коленки посреди общественного туалета и щекой к отцовским чреслам. И никаких пошлых ассоциаций: мизансцена возвращения блудного сына (совсем как у Тарковского) — к родовым традициям.
Кульминацией сыновней преданности становится свадьба, оставляющая Зазе последний шанс взбунтоваться против семейного насилия. И когда вдруг жених выскакивает на сцену и начинает вести себя неадекватно — так, будто бы провоцирует скандал, то уже не остаётся сомнений, что он всё же рискнул этим шансом воспользоваться: «Пусть выйдет на сцену тот, у кого жена красивей, чем моя невеста… Ну что — нет такой? Нет?! А у меня есть такая!», — кричит в истерике Заза. И когда все гости цепенеют в предвкушении крайне неприятной развязки, а родственники растерянной невесты уже «точат ножи», чтоб порешить ублюдка, жених приглашает на сцену… Догадайтесь с трех раз — кого?
Так праздник непослушания доктора философии, принесшего свои чувства в жертву патриархальным законам и наступившего на горло собственному пенису, оборачивается одним из самых горьких хэппи-эндов, какие доводилось видеть в кино.
В год выхода эта картина установила своеобразный национальный рекорд в израильском прокате. Притом что нормой для 6—8 ежегодно выпускаемых еврейских лент считаются обычно 2—4 тысячи проданных билетов, Hatuna Meuheret посмотрели в Израиле 300 тысяч местных жителей. Эта цифра превысила общее число израильтян, купивших билеты на все остальные национальные фильмы в течение последнего десятилетия! На «Позднюю женитьбу» пошли даже те, кто уже много лет не посещал кинотеатры. С этим уникальным достижением не могут сравниться в национальных масштабах ни американский «Титаник», ни наши — «Ночной гамбит» и «Турецкий дозор».
Популярность ленты не помешала утверждению её фестивального реноме, где обычно доминирует арт-хаусное кино. Это лишний раз подтверждает истину, что национальные хиты так называемых малых стран не имеют ничего общего с хитами Голливуда, и за рубежом выглядят настоящим арт-кино. Российский видео-прокатчики (в наших кинотеатрах фильм вышел формально — только одной копией) попытались позиционировать его как вариацию «Моей большой греческой свадьбы». Но если искать аналогии, то у него больше общего со «Свадьбой в сезон дождей».
7 августа 2012
Мы привыкли, что можно любить кого захочешь, жениться когда вздумается… или вообще не жениться. Можно жить, как считаешь нужным и наплевать на чужое мнение. Но существует и другая реальность, где традиции и семья стоят на первом месте и пойти наперекор или отступить от правила считается недопустимым.
Холостяк Заза и разведенная женщина Юдифь любят друг друга, но их любовь неправильная в понимании традиций по нескольким пунктам. Его родители никогда не одобрят их брак — так они говорят, но что же они чувствуют на самом деле?
Отец увидит в подруге сына красивую женщину («Только осел мог развестись с такой»), он понимает чувства сына, ведь по молодости и у него был такой грешок.
Мать сможет разглядеть в Юдифь сильную женщину, она жалеет ее и восхищена ею одновременно — разведена, но не раздавлена.
Но сыну этого они никогда не смогут сказать. Традиции. И множество разбитых сердец.
-Ты хочешь ее (в невестки)?
- Сначала посмотрим, что с ним будет
И, возможно, они бы уступили…
14 октября 2011
Сексуальный, трогательный фильм, с юмором, не затянутый!
Тридцатидвухлетнему израильскому парню из богатой семьи, родители ищут невесту, исходя из того что основным критерием является: хорошо воспитанная, красивая, богатая и моложе его. Но у парня есть любовница, о которой родители не знают. Она старше, разведена и живет с шестилетней дочкой (очень сексуальная женщина). Что никак не позволительно для его семьи.
25 июня 2007