Ороско-бальзамировщик
Orozco el embalsamador
6.7
2001, ужасы, документальный
Япония, Колумбия, 1 ч 31 мин
В ролях:
Фроилан Ороско живёт и работает бальзамировщиком в Боготе в Колумбии. За 40 лет он бальзамировал не одну тысячу трупов. Для него это обычная каждодневная работа. В этом фильме нет табу... мясо есть мясо.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ороско-бальзамировщик

английское название:

Orozco el embalsamador

год: 2001
страны:
Япония, Колумбия
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Lvaro Fernndez Bonilla
монтаж: ,
жанры: ужасы, документальный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 сентября 2001 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 31 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, документальный

Постер фильма «Ороско-бальзамировщик», 2001

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ороско-бальзамировщик», 2001

Забытая память

Впечатления от этого фильма по большей части смешанные. С одной стороны есть много причин почему эта документалистика интересна, а с другой - слишком много неуважения к происходящему со стороны режиссера Кийотаки Тсурисаки. По большей части сомнения во вменяемости вызывает сам режиссер, чем главный герой фильма.

Фроилан Ороско Дуарте здесь скорее жертва тех обстоятельств, в которых он очутился. Я могу только благодарить Бога за то, что мне не приходится стоять перед выбором, где из перспектив либо быть убитым, либо бальзамировать тела несчастных людей, кто попал к нему. В один момент Фроилито (так его друзья называют) показывает пару фотографий. На одной ему 18 лет и он только поступил на службу в армию в 1952 году - во многом симпатичное и доброе лицо. А затем он показывает фотографию 1985 года, там уже совсем другой человек - это одна из наиболее драматичных частей этого фильма.

Об этом фильме я узнал случайно, в списке, с названием в духе 'Список особо нерекомендуемых к просмотру фильмов'. И комментарий к этому фильму был лестный. Я не люблю кадров, где присутствует настоящее насилие, тем более, где смерть представлена в наиболее своей брутальной форме. 'Ороско-бальзамировщик' не исследует как таковую тему убийства, здесь больше речь о последствиях. Никакого нарратива здесь нет, только рутина человека, который каким-то образом смог сохранить рассудок, работая в погребальной сфере.

Из достоинств безусловно можно выделить как раз это отсутствие нарратива и подоплеку обыденности смерти. Тут хорошо видно полное безразличие у жителей этого злосчастного района Богота Эль Картучо к тому что кто-то погибает. Район до того депрессивный, что смерть там это больше форма развлечения. Съемки проходили еще и зимой, а зима в Боготе серая как ноябрь в Москве. Мало радости, особенно на фоне нищеты. Особенно радуешься как хорошо что не изобрели технологию передачи запаха. Представляю как он там был.

А теперь вот то, что меня заставило поставить фильму невысокую оценку. Если сам Фроилан Ороско был сформирован средой обитания и смог выжить, то это хотя бы вызывает понимание с моей стороны, как зрителя. Но вот режиссер фильма это вот главный виновник моего неприятия того что происходит в фильме. Кийотаки Тсурисаки специализируется на теме смерти и явно получает от этого нездоровое удовольствие. Его биография это вообще какие-то карусели путешествия из одной крайности в другую. Он начинал как режиссер порнофильмов, после чего понял что ему нравится фотографировать трупы. На момент съемок ему всего 30 лет, и в этом возрасте он ищет вдохновения в Боготе. Я не смог найти информации как он вообще смог найти эту историю, чтобы ее осветить. Фильм исключительно скуп на комментарии и многих деталей вообще не узнать. Может где-то на японском есть что-то, но ни на русском, ни на английском, ни испанском ничего найти не удалось.

Возмутило меня неуважение Тсурисаки, с которым он снимает 'клиентов' Ороско. Многие из людей в фильме ушли из жизни насильственно и по их виду понятно, что они не лучшей жизнью жили. Последнее, что им можно дать это хотя бы уважение к их телам. Для бальзамировщика, как сказано в аннотации это 'мясо'. Это неприятно, но понять можно. Но то как беспардонно камера фиксирует все происходящее, это вызывает вопросы. Где-то на втором теле появляется ощущение, что здесь явно какое-то скрытое удовольствие от происходящего. Мы о самом Ороско узнаем не так много. Более того мы вообще не знаем его и автор не старается его раскрыть. Кроме пары коротких предложений о том, что именно делает бальзамировщик мы больше ничего не знаем. Есть ли у него семья, как его принимают окружающие, как он вообще оказался в этом ремесле. В немногочисленных рецензиях к этому фильму (тут на Кинопоиске и на IMDB) авторы делают большие выводы из фразы Фроилана о том, что он когда-то был полицейским инспектором. Больше об этом он ничего не сообщает. Зато авторы домысливают про его противостоянию насилию, что он выбрал не оказаться на 'операционном' столе и так далее. Ничего этого в фильме нет. Режиссера не интересовал Флоиран Ороско, его интересовал только доступ к мертвым телам, а сам мастер для него только предлог зайти в его рабочий кабинет.

Местами этот рабочий процесс до тошноты неприятен. К тому же подозрительно и то, что большинство умерших это женщины. Всего два старика, зато женщины представлены всеми возрастными категориями. Явно нездоровый интерес.

Самое главное, что режиссер не одинок в своем пренебрежении. Эль Картучо, место действия фильма, демонстрирует полное пренебрежение к жизни, но и к смерти тоже. В фильме есть сцена, когда криминалисты раздевают труп на глазах у десятков людей и довольно грубо смотрят как была убита женщина. За что ее убили непонятно, но судя по пулевому ранению это случайная смерть - не то место, не то время. Ее бесцеремонно лишил жизни случай. Люди вокруг лишили ее достойной памяти.

Да и сам Ороско, еще в начале фильма берет в руки тело ребенка и показывает его с явным отвращением. Девочка не успела пожить, но в смерти ей достались только оскорбительные ремарки.

Неуважение в фильме протекает в разных формах. К примеру, в конце фильма режиссер и переводчик прицепились к мужику, который то ли знал, то ли не знал, Ороско. Тот явно не заинтересован в разговоре и просит не беспокоить его. На его попытки уйти его буквально прижимают и донимают:

- Ну хоть пару слов скажи!

Мало того что это невежливо относительно личного пространства человека, но это также невежливо и с других точек зрения.

Хочу отметить, еще одного героя этого фильма, имени которого не произносится в фильме. Речь о нищем квартале в Боготе Эль Картучо. Он не похож на фавеллы Бразилии или Венесуэллы, видно, что когда-то там была какая-то жизнь, но все пришло в упадок. Википедия сообщает, что район был настолько депрессивным, что для Колумбии это стало нарицательным названием для городской деградации. Фильм заканчивается сносом района. Символически это пустота от жизни самого Ороско, пустота от тех безымянных людей, кто стали объектом документального исследования явно нездорового автора, пустота от бытия и пустота после смерти Ороско, от которого даже могилы не осталось. Сейчас на этом месте находится симпатичный парк. Единственно что напоминает о былой жизни это Государственный мединститут. Собственно благодаря этому институту я и смог определить место где 'творил' Ороско.

3 из 10

3 сентября 2023

Воск и мясо

Каждое утро житель колумбийской Боготы Фроилан Ороско собирается на работу. То, как проходит для него эта традиционная ежеутренняя побудка, определяет в дальнейшем течение всего дня. Впрочем, он уже успел давно приспособиться к полному отсутствию неожиданностей в своей жизни, а работа им воспринимается совершенно без прежнего сакрального пиетета. Как никак, сорок лет на одном и том же месте; впору, быть может, и сойти с ума, ведь ни о какой возможности продвижения по карьерной лестнице не то что не предвидится, но такая перспектива не предусмотрена вовсе. Однако и разрывать в клочья эту серую полосу бессменной бесстрастности каждодневного ритма, чтобы перевернуть уже порядком отсыревшую и пожелтевшую страницу своей жизни, Фроилан не в силах. Придя на работу, Фроилан моет руки; мало ли какие микробы он успел подцепить по пути, потому процесс дезинфекции проходит довольно долго, что в итоге над старой железной раковиной остается витать терпкий аромат хозяйственного мыла на протяжении последующих минут пяти. Чистота прежде всего, и, прежде всего, на рабочем месте, да и каждый клиент заслуживает индивидуального подхода, вне зависимости от того кем он когда-то был. В нос ударяет запах спиртов, формальдегидов, прочих химических реактивов, перебивая практически окончательно легкий аромат крови и сладостный привкус разложения. Синьор Фроилан Ороско — самый знаменитый бальзамировщик Боготы, уважаемый человек среди работников морга. Его рабочий день начался.

На первый взгляд может показаться, что документальная драма японского режиссёра Киетака Цурисаки, «Ороско-бальзамировщик» 2001 года, мало чем отличается от постановочного шокинга «Лик смерти» Джона Алана Шварца или изощрённого цинизма «Следов смерти» Дэймона Фокса, поскольку концентрация мертвецов на квадратный метр зернистой пленки картины — свежих и совсем нет, целых и располовиненных, в разобранном полностью или полностью сшитом состоянии — превышает критические пределы, а уровень шокирующей тошнотворности достигает столь быстро пиковой отметки, что очень скоро к зрелищам вскрытия попросту развивается иммунитет. Камера несколько отрешенно, безо всякой эксплуатационности, следует буквально за каждым шагом своего героя, причём большая часть действия документального творения Цурисаки происходит в пределах рабочего места синьора Ороско, успевая не только его открыть со всех сторон, но и коллег его по мертвецкому делу. Невыносимый в общем-то страх перед смертью довольно быстро перестает быть чем-то существенным, а главные герои картины предстают в первую очередь людьми, для которых ежедневные смерти и трупы не являются на самом деле трагедией. Лишние эмоции здесь просто губительны, и соотносить себя с лежащим на столе покойником просто глупо. Такая эмоциональная вовлеченность на качестве работы сказывается отнюдь не в самом положительном векторе, потому для Ороско его 15 тысяч трупов это просто цифра, которой он не стыдится, но и не гордится.

Этот самый откровенный репортаж из морга на поверку оказывается не фильмом, приоткрывающем тонкую грань между жизнью и смертью, но произведением, где на первом плане выступает тривиальная проблематика социального выживания, ведь иного выбора и иной работы у Ороско просто не было, а переходить на ту сторону закона, даже если бы это дало ему чуть больше финансовой свободы, он не хотел из принципа. И злая ирония жизни заключается в том, что Фроилану Ороско самому неоднократно приходилось проводить процесс бальзамирования трупов тех или иных славных парней, среди которых мог оказаться и он сам. Тем примечательнее, что в этой ленте происходит некое мировоззренческое единение японца Цурисаки и колумбийца Ороско, ведь при всей тотальной несхожести в плане религии и философии, смерть что для режиссёра из Страны Восходящего солнца, что для колумбийского бальзамировщика это нечто привычное, чересчур обычное, чтобы делать из него фетишистский культ. Работая во имя сохранения памяти, Ороско тем не менее понимает, что жизнь таки коротка, и будь она сто раз полна одних и тех рефренов, все-таки она не может быть настолько бессмысленной, ведь в мире мертвых есть лишь одна тишина, чистота чудовищного молчания. Оксюморон развоплощенного бытия.

25 февраля 2017

Среди мертвых

Каждое утро житель колумбийской Боготы Фроилан Ороско собирается на работу. То, как проходит для него эта традиционная ежеутренняя побудка, определяет в дальнейшем течение всего дня. Впрочем, он уже успел давно приспособиться к полному отсутствию неожиданностей в своей жизни, а работа им воспринимается совершенно без прежнего сакрального пиетета. Как никак, сорок лет на одном и том же месте; впору, быть может, и сойти с ума, ведь ни о какой возможности продвижения по карьерной лестнице не то что не предвидится, но такая перспектива не предусмотрена вовсе. Однако и разрывать в клочья эту серую полосу бессменной бесстрастности каждодневного ритма, чтобы перевернуть уже порядком отсыревшую и пожелтевшую страницу своей жизни, Фроилан не в силах. Придя на работу, Фроилан моет руки; мало ли какие микробы он успел подцепить по пути, потому процесс дезинфекции проходит довольно долго, что в итоге над старой железной раковиной остается витать терпкий аромат хозяйственного мыла на протяжении последующих минут пяти. Чистота прежде всего, и, прежде всего, на рабочем месте, да и каждый клиент заслуживает индивидуального подхода, вне зависимости от того кем он когда-то был. В нос ударяет запах спиртов, формальдегидов, прочих химических реактивов, перебивая практически окончательно легкий аромат крови и сладостный привкус разложения. Синьор Фроилан Ороско — самый знаменитый бальзамировщик Боготы, уважаемый человек среди работников морга. Его рабочий день начался.

На первый взгляд может показаться, что документальная драма японского режиссёра Киетака Цурисаки, «Ороско-бальзамировщик» 2001 года, мало чем отличается от постановочного шокинга «Лик смерти» Джона Алана Шварца или изощрённого цинизма «Следов смерти» Дэймона Фокса, поскольку концентрация мертвецов на квадратный метр зернистой пленки картины — свежих и совсем нет, целых и располовиненных, в разобранном полностью или полностью сшитом состоянии — превышает критические пределы, а уровень шокирующей тошнотворности достигает столь быстро пиковой отметки, что очень скоро к зрелищам вскрытия попросту развивается иммунитет. Камера несколько отрешенно, безо всякой эксплуатационности, следует буквально за каждым шагом своего героя, причём большая часть действия документального творения Цурисаки происходит в пределах рабочего места синьора Ороско, успевая не только его открыть со всех сторон, но и коллег его по мертвецкому делу. Невыносимый в общем-то страх перед смертью довольно быстро перестает быть чем-то существенным, а главные герои картины предстают в первую очередь людьми, для которых ежедневные смерти и трупы не являются на самом деле трагедией. Лишние эмоции здесь просто губительны, и соотносить себя с лежащим на столе покойником просто глупо. Такая эмоциональная вовлеченность на качестве работы сказывается отнюдь не в самом положительном векторе, потому для Ороско его 15 тысяч трупов это просто цифра, которой он не стыдится, но и не гордится.

Этот самый откровенный репортаж из морга на поверку оказывается не фильмом, приоткрывающем тонкую грань между жизнью и смертью, но произведением, где на первом плане выступает тривиальная проблематика социального выживания, ведь иного выбора и иной работы у Ороско просто не было, а переходить на ту сторону закона, даже если бы это дало ему чуть больше финансовой свободы, он не хотел из принципа. И злая ирония жизни заключается в том, что Фроилану Ороско самому неоднократно приходилось проводить процесс бальзамирования трупов тех или иных славных парней, среди которых мог оказаться и он сам. Тем примечательнее, что в этой ленте происходит некое мировоззренческое единение японца Цурисаки и колумбийца Ороско, ведь при всей тотальной несхожести в плане религии и философии, смерть что для режиссёра из Страны Восходящего солнца, что для колумбийского бальзамировщика это нечто привычное, чересчур обычное, чтобы делать из него фетишистский культ. Работая во имя сохранения памяти, Ороско тем не менее понимает, что жизнь таки коротка, и будь она сто раз полна одних и тех рефренов, все-таки она не может быть настолько бессмысленной, ведь в мире мертвых есть лишь одна тишина, чистота чудовищного молчания. Оксюморон развоплощенного бытия.

17 марта 2016

Ужасы Ороско-бальзамировщик в кино с 2001 года, релиз вышел более 23 лет назад, его режиссером является Kiyotaka Tsurisaki. Кто снимался в кино, актерский состав: Froilan Orozco.

Производство стран Япония и Колумбия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.