Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Марсианская одиссея |
английское название: |
Stranded |
год: | 2001 |
страна: |
Испания
|
слоган: | «150 million miles from hope.» |
режиссер: | Мария Лидон |
сценарий: | Хуан Мигель Агилера |
продюсеры: | Стефан Николь, Jos Lpez, Michael Friedl, Дэн Сэйлс |
видеооператор: | Рикардо Аронович |
композитор: | Хавьер Наваррете |
художники: | Марго Массина, Романа Редлова, Астрид Бруккер |
монтаж: | Луис де ла Мадрид |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 сентября 2001 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 39 мин |
К сожалению, многие путают жанр НФ и фантастики, а ведь разница большая.
Фантастика не предполагает никаких рамок и существенных ограничений, поэтому режиссерам и сценаристам гораздо проще дать картинку и сюжет зрителям.
НФ сильно ограничена, и когда ты пытаешься войти в рамки этого жанра, и остаться в этих границах, будь готов к тому, что фанаты фантастики обольют фильм помоями.
Как мы и видим на примере оценок этого фильма.
А вот если ты любишь НФ, любишь реализм, любишь думать и не хочешь наблюдать тупизма и глупости ГГ, то фильм для тебя.
Главные герои ведут себя именно так, как вели бы себя нормальные люди, специально отобранные для первой экспедиции на марс, при условии катастрофы. В фильме присутствует множество ситуаций, где герои вынужденны совершать тяжелый выбор (ты на протяжении всего фильма сопереживаешь им, ставишь себя на их место, задумываешься, как бы ты сам повёл себя) при этом они действительно руководствуются логикой и анализом, за такую редкость — большое спасибо. А также за шикарный финал!
Ещё раз повторюсь, фильм, только для любителей НФ, остальным он не понравится.
9 из 10
19 ноября 2016
Не знаю точно с чем это связано, но на рубеже веков в жанре космической фантастики случилось довольно приметное событие — в широкий международный прокат вышло несколько дорогостоящих фильмов, в каждом из которых речь шла о покорении Марса. Люди всегда были неравнодушны к захватывающим дух историям о путешествиях за пределы нашей планете, однако в жанре наметился серьезный спад, ведь зрители ожидали от фантастики чего-то нового, ранее невиданного. Первой тревожной ласточкой стал кассовый провал неплохого космического триллера Пола Андерсона «Сквозь горизонт». После столь досадного происшествия фильмы о далеких полетах на пару лет выбыли из планов крупных студий, но затем сразу два проекта, повествующих о бесстрашных астронавтах, отправились покорять свою аудиторию. И оба фильма имели отношение к самому загадочному и одновременно реально досягаемому соседу Земли — Марсу. Название же самих картин было вполне лаконичным и информативным — «Миссия на Марс» и «Красная планета». Однако оба проекта также, как и «Сквозь горизонт», поджидал громкий провал. И пусть определенная категория зрителей считала их действительно стоящими произведениями, но в глазах студийных боссов космическая тематика перестала быть актуальной и впоследствии на арену вышли экранизации комиксов, потеснив всю остальную фантастику на дальний план. А потому каждый фильм, где повествование вращается не вокруг того или иного супер-героя, становится самой настоящей жемчужиной. По крайней мере для любителей фантастики старой школы уж точно. И так получилось, что где то между теми же «Миссией на Марс» и «Красной планетой» затерялся еще один фильм с такими же входными данными — «Марсианская одиссея» (или же в оригинале «Stranded» — «В затруднительном положении»). К сожалению, мало кто слышал об этой ленте, так как ее родиной выступает Испания. И уж если голливудские исполины потерпели кассовое крушение, то их испанские коллеги даже не рассчитывали увидеть свой фильм в широком прокате. Но значит ли это, что почитателям жанра не стоит обращать свой взор на «Марсианскую одиссею»? Отнюдь. Мария Лидон из имеющихся в ее распоряжении средств создала довольно привлекательный фильм, который в первую очередь берет своих зрителей драмой, а немногочисленные спецэффекты лишь подчеркивают действие, но не переключают все внимание аудитории на себя. Где-то даже можно сказать, что «Марсианская одиссея», это разговорная драма, ведь диалогов в постановке хоть отбавляй, а вот сами приключения занимают не такой уж и большой отрезок времени. Но тем не менее картина смотрится бодро. В основном благодаря ярким актерским работам и плодотворной работе сценариста Хуана Мигеля Агилеры, который попытался представить, о чем бы думали люди на Марсе, если бы с ними приключилась беда.
Итак, сюжет фильма разворачивается в недалеком будущем. Земляне отрядили первую международную экспедицию на Марс, которая добиралась туда больше года. И вот наступил самый ответственный момент — шестеро колонистов, включая капитана Вишняка (Хосе Санчо), второго пилота Сюзанны Санчес (режиссер фильма Мария Лидон), астробиолог Фидель (Жоаким де Альмейда), врача Дженни (Мария де Медейруш), геолога Сагана (Данел Азер) и инженера-ученого Лука (Винсент Галло), начинают свой спуск в разряженную атмосферу красной планеты. Все вроде бы шло по плану, как на одно мгновения системы челнока отключились и тот начал свое стремительное крушение на поверхность. Чудом корпус не разлетелся на миллионы кусочков, но все же челнок больше никогда не поднимется в воздух. При падении умер капитан Вишняк и руководство миссией взяла на себя Сюзанна Санчес. Вполне понятно, что следовать программе наши герои больше не могут, так как их ресурсы ограничены и судя по расчетам, все пятеро выживших не смогут дождаться гипотетической спасательной экспедиции, используя слишком много жизненно необходимых ресурсов… Но вот двое человек вроде-как могли бы попытать счастья. Таким образом на совете принимается решение оставить в жилых модулях инженера и врача, ведь все остальные специальности в столь драматичных условиях попросту бессмысленны. Сюзанна, Саган и Фидель решают надеть скафандры и уйти восвояси найдя свою смерть где-то в пустынях Марса. Так что герои отправляются в путь совершенно не ожидая, что станут первооткрывателями чего-то невообразимого! Как оказывается, Марс действительно скрывает в себе множество тайн, а некоторые из них могут стать спасением для нерадивых землян, отправившихся в полный опасности путь…
Мария Лидон решила не спешить и основательно подошла к развертыванию своего повествования. Основное действие начинается тогда, когда челнок падает на Марс и мы знакомимся с нашими героями, чьи характеры нам и попробуют описать. Номинально ведущую партию режиссер оставила для себя. Ее героиня, Сюзанна, выступает такой себе «железной леди», которая старается держать ситуацию под контролем и принимает самые непопулярные, но в тоже время необходимые для команды решения, не жалея ни себя, ни окружающих. Сила ее характера пропорциональна ее красоте. Это действительно сильный и притягательный персонаж. Но если Сюзанна вызывает уважение, то Лука в исполнении Винсента Галло наоборот раздражает. Данный герой думает исключительно по расчету и ни к кому не привязывается. Судя по всему в своей сфере он гений, но что касается человеческих взаимоотношений, то он явно не самый приятный собеседник. Фидель от Жоакима де Альмейды, это самый возрастной и умудренный жизненным опытом персонаж, который никуда не спешит, а делает все основательно. От него исходит некая теплая отцовская аура, согревающая как команду, так и нас, рядовых зрителей. Что же касается врача Дженни от Марии де Медейруш, то она ярко выраженная христианка и этим все сказано. Героиня всех любит, ценит и за все переживает. А вот кто запомнился наиболее всего, за исключением Сюзанны, так это бойкий геолог Герберт Саган в исполнении Данела Азера. Он не собирается сидеть сложа руки, а придумывает все новые и новые пути к спасению. Азер обладает ярко выраженной внешностью и знает, как привлечь свое внимание. К сожалению назвать его главным мужским героем я не могу, но на это есть веские причины. Персонаж Винсента Галло все-таки вызывает более сильные чувства, хоть и не совсем приятные. Кроме того он признанная звезда и отправить его на второй план было бы неправильно.
В итоге хочу сказать, что «Марсианская одиссея» — это фильм, опирающийся на хорошую актерскую игру. Именно она здесь играет основополагающую роль. Что же касается визуальных красот, то они здесь, как ни удивительно, минимальны, но при этом складывается ощущение, что герои действительно попали на Марс. И можете не переживать — открытия в сюжете точно будут. И обставлены они настолько неординарно и можно даже сказать изящно, что в версию испанских кинематографистов относительно возможной жизни на Марсе хочется верить.
8 из 10
5 января 2015
Помню смотрел этот фильм на VHS, если не ошибаюсь — в 2004 году. Когда единственным нормальным источником подобного контента были прокаты видеокассет, где я и искал подобного рода произведения, ибо увлекался фантастикой. Данное произведение вполне соответствует жанру «научной фантастики», то есть не противоречит имеющимся научным знаниям и не содержит предпосылок к чем-либо противоестественному. Если верить данным и его бюджет действительно составляет 4 миллиона долларов, то очевидно, что расходовались они по делу, а не только на гонорары актерам. Если не пытаться искать декорации, ляпы, «проколы» и т. п. — обстановка создана достойно, во всяком случае, у меня не создалось отвращения при просмотре. Действительно отчаяние и мысли о том, как ты я сам стал действовать в подобной ситуации.
Если сравнивать с другими фильмами, произведенными в США позже, впрочем, припоминаю и ранние картины, где команда астронавтов похожа на сборище неформалов, которые полетели в космос, или пошли бурить ядро Земли просто по приколу, то здесь есть четкое понимание, что перед нами группа специалистов, которые долго готовились для выполнения конкретной миссии, но ее сценарий был нарушен и, естественно, они начинают вести себя, как люди.
Ну, и занятный конец. Да, возможно сегодня такое кино уже будет смотреться наивно, не стоит относить «Stranded» к шедеврам века, но любителю достаточно «сухой» научной фантастики «без дураков», без магии, чудес и т. п. данный фильм будет интересен.
Рекомендую к просмотру именно любителям жанра.
10 февраля 2014
Про Марс снято уже немало фильмов, однако для настоящего поклонника НФ много фантастики никогда не бывает. Так уж вышло, что «Марсианская одиссея» вышла вслед за такими нашумевшими в своё время фильмами, как «Миссия на Марс» и «Красная планета». Оба — 2000-го года, а разрыв по времени между премьерами — всего-то 7 месяцев! Я не собираюсь сравнивать эти три фильма хотя бы потому, что все они — разные. «Миссия на Марс» при бюджете в 100 млн. $ (сборы — 110 млн. $) — это типично развлекательная фантастика со множеством красиво снятых «псевдонаучностей», и с финальной «изюминкой», ради которой прощаешь фильму многие недостатки. «Красная планета» при бюджете в 80 млн. $ (сборы — 34 млн.$) — чисто голливудский проект, в котором режиссёру нет никакого дела до науки; вместо неё на первом месте — красивая картинка. «Марсианская одиссея» при бюджете в 4 млн. $ — «чистая» НФ, в которой акцент сделан не на спецэффекты (их в фильме практически нет), а на «скучный быт космонавтов». Но именно он — альфа и омега сюжета.
В космической фантастике приём с аварией — самый распространённый. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Мария Лидон построила весь фильм именно на подобной катастрофе. В таких сюжетах важно не то, насколько красиво врезается шатл в песчаные барханы, а то, ЧТО ИМЕННО начинается после более или менее удачного приземления. Вот с этим «после» при просмотре «Марсианской одиссеи» у меня возникли внутренние вопросы. Лично мне показались странными почти истеричные «разборки» космонавтов, когда решался жизненный в прямом смысле для всех вопрос. Я далёк от мысли, что экипаж для такой невероятно сложной миссии собрали «абы как» (тест на совместимость ещё никто не отменял). К тому же при посадке на планету инженеры должны были просчитать всякие там «если», в том числе и подобный вариант «примарсения», поэтому орущие друг на друга космонавты произвели на меня несколько удручающее впечатление.
Очень грамотно решился вопрос, кому следует ждать спасательной экспедиции, а кому — «выйти в сад», чтобы не расходовать драгоценный кислород. Здесь к экипажу претензий нет — остаются «самые нужные»: инженер и врач. Всё логично. Всё предельно просто. Как и решение, где тебя настигнет «минута икс» — попытаться добраться до дна Долины МАРинер. Выбор удачный, потому что гигантская система каньонов на Марсе является самой большой в Солнечной системе и имеет глубину до 11 километров (чем не Марсианская МАРианскя впадина?..). К тому же в распоряжении экипажа имеются некие странные снимки, которые хотелось бы увидеть «вживую».
Из 7-ми членов экипажа женская часть вызвала больше эмоций, потому что и врач Дженни (Мария ди Медейруш), и исполняющая обязанности капитана Сюзана (Мария Лидон) вели себя адекватно ситуации, при этом проявив гораздо больше «мужского» характера, нежели представители «сильного» пола. Герберт (Данел Азер) выглядел спокойным и уравновешенным на фоне некоторых своих коллег. К тому же его детская мечта проводила приятные параллели с вышедшим позже «Джоном Картером». Родриго (Жоаким ди Алмейда) сыграл немногословного надёжного товарища, чего нельзя сказать о Люке (Винсент Гало). Этот персонаж мне совершенно не понятен. Это не член экипажа, это — балласт. А как же иначе назвать того, кто предлагает Дженни «слиться воедино» в то время, как остальные трое умирают от удушья?.. (И за эту роль актёру заплатили 400 000 $!) Впрочем, финал затмил все огрехи, оставив «привкус» «вкусной» фантастики.
P.S. Разговоры о «ветряке» не кажутся таким уж бредом, потому что приходящие первыми на ум солнечные батареи — тоже не панацея от энергетического голода, потому что в районе Марса солнечная постоянная в 2,25 раз ниже, чем на орбите Земли, поэтому энергия Солнца там далеко не самый лучший помощник.
25 ноября 2013
Фильм «Stranded» сделан в Испании режиссером и актрисой Марией Лидон (она же — в главной роли). Позднее она снимет такие сложные для комментирования фильмы, как «Москва Zero» и «Yo puta», и совершенно непонятно, если честно, зачем ей это понадобилось. Остальной актерский ансамбль узок и неоднозначен: Мария ди Медейруш («Криминальное чтиво»), режиссер и музыкант Винсент Галло (всего через год он отожжет в Каннах с фильмом «Бурый кролик», парная работа с актрисой Хлоей Совиньи в одной из сцен которого заставила половину кинокритиков покинуть просмотровый зал с малиновыми щеками и возмущенными возгласами), Жоаким ди Алмейда, снимавшийся во всяких культовых буррито-вестернах вроде «Маски Зорро» и «Десперадо», и еще четыре актера, совершенно неизвестных, широкой публике неизвестных, но с очень запоминающимися лицами.
Актерский состав минимальный, бюджет мизерный, сделано все на пять копеек, но, что называется, с душой!
Завязка оригинальностью не поражает. После двухлетнего путешествия, первая марсианская миссия терпит крушение при попытке посадить модуль на поверхность планеты. Капитан ломает шею, в живых остаются пятеро, сбой компьютера, аппаратура в кашу…
Осиротевшая команда начинает искать пути выхода из ситуации в режиме брейнсторма, делать подсчеты и строить планы. Первым начинает скандалить и кричать «мы все умрем», естественно, Винсент Галло.
Важнейший вопрос, стоящий перед марсианскими робинзонами: где взять энергию. При нынешнем положении ее хватит примерно на год и два месяца, а системы рециркуляции сожрут ее еще быстрее. Спасателям никак не успеть.
Оптимист-геолог (в ходе короткой вылазки с целью похоронить капитана, он еще успевает найти на планете лед) призывает не городить огород, сесть и спокойно подумать.
Ну вот, к примеру как вам — силикатный реактор для получения метана и пара. Нет?
А может, ветряную мельницу сделаем?
Его почти не слушают.
Группа симпатичных, очень интеллегентных людей пытается решить, как дальше обживаться в аду, рассуждая в философском ключе о пределах человеческого самообладания перед угрозой смерти. Происходит тонкий герметический триллер. Это такая классическая история про ученых, про неизменный Научный, рассудочный подход, который применяется даже к самой экстремальной ситуации, что-то в духе «Таинственного острова» Жюля Верна, но, в конечном счете, куда злее и мрачнее.
Умные и относительно спокойные люди, ставящие во главу угла целесообразность, руководствующихся не какими-то там эмоциями, а разумом, точным арифметическим расчетом, после непродолжительных дебатов приходят к выводу, что двоим надо остаться ждать спасателей (на двоих как раз хватить протянуть), а троим остальным надо выйти из модуля и отправиться на прогулку. И не возвращаться.
Тем более, что вот тут по соседству аэросъемка успела выявить некий любопытный скальный «лабиринт», скрытый туманом, скорее всего, естественного происхождения, но почему-бы не глянуть? Видеозапись со скафандров будет транслироваться на модуль, запасов кислорода чтоб дойти до точки хватит. А больше и не надо.
Второй пилот (Лидон), принявшая командование после гибели капитана, выбирает самых бесполезных в нынешней ситуации участников: она сама, астробиолог и геолог-оптимист. Инженер (Галло) и медик (Медейруш) остаются.
И вот трое, надев скафандры, направляются к этой загадочной долине, а двое, сидя в креслах и глядя на экраны, будут принимать видеозапись, которая должна наполнить хоть каким-то смыслом последние минуты тех, кто уходит. Таким образом сделать их жертву _целесообразной_.
Они идут ко дну ущелья, снимая свое прощальное мокьюментари, и зная почти наверняка, что кислорода не хватит до этой туманной полосы и до самого дна не добраться. Идут и рассуждают о том, что запись эту когда нибудь будут смотреть люди. О том, что они будут чувствовать при этом. О том, каково это вообще, сидеть в уютной гостиной, глядя на документальные съемки катастрофы, которая вот-вот произойдет, глядя на людей, которым предстоит погибнуть?
Кислород кончается, а они спускаются ниже и ниже, любуясь крошечной звездой Деймоса, вспоминая луны Барсума и приключения Джона Картера и других героев Эдгара Райса Берроуза, рассуждая о том, что главное, в сущности, произошло. Вот они мерцают — луны Барсума. Вот она — Мечта. Сбылась.
В это время те, кто остался, узнают, что в расчеты и уравнения, по результатам которых команда разъединилась, и большей ее части предстоит умереть от гипоксии в следующие несколько минут, вкралась неточность, которая лишает надежды и оставшихся в спасительном тепле модуля. Им самим осталось от силы часов 12. И не лучше ли вообще прямо вот сейчас сексом заняться, чем устраивать в эти последние оставшиеся часы какую-то бессмысленную суету (это предлагает, конечно же, Галло).
Связь с ушедшими уже оборвалась. Трансляция прекратилась. А они, к тому времени, совершают открытие, о котором даже и не помышляли, вот только ему, судя по всему, предстоит уже очень скоро умереть вместе с первооткрывателями.
И вдруг — безумная надежда на спасение, приходящая уже за границей отчаяния, в предсмертном мраке. Надежда столь внезапная, столь ослепительно яркая, что мнится галлюцинацией лишенного кислорода мозга, агонией, бредом.
За научно-техническую составляющую не поручусь, это скорее так называемая «гуманитарная НФ», местами граничащая с психологическим триллером, не «твердый» научпоповский сайфай.
Но что касается психологической достоверности, эффекта вовлечения зрителя, сопричастности происходящему — они здесь просто выдающиеся.
Картина из тех, что смотрятся на одном дыхании, и пробирают до мурашек.
10 из 10
6 сентября 2012
Марсианская одиссея — фильм не несущий в себе какого то смысла. Фильм показывающий нам и смелые и глупые решения одновременно.
Фильм оказался достаточно скучным. Я успела пожалеть, что смотрю его, уже на половине фильма. Эти вечные разговоры не умолкали даже когда героям грозила реальная смерть. Больше половины фильма герои разговаривали, а не предпринимали каких либо действий для своего спасения.
3 из 10
16 января 2010
Идея фильма интересная, но уже давно не новая.
Почти весь фильм построен на психологическом общении между героями и такие детали как спецэффекты остаются недоработанными, например как жуткая не проработанность скафандров героев.
Я даже подумал, что режиссер мог бы с таким же успехом разместить своих героев например в сломанной подводной лодке на дне океана и они бы смогли там вести свои разговоры о выживании и так же могли бы сделать там подобное поразительное открытие как и на марсе, однако в таком случае съемки под водой оказались бы дороже !=)
Конечно, до «Миссии на Марс» этому фильму далеко, но это может быть просто как развитие данной темы.
16 декабря 2007