| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.2 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Железные леди |
| английское название: |
Satree lek |
| год: | 2000 |
| страна: |
Таиланд
|
| слоган: | «Sometimes Even Sportsmen Want To Be Ladies...» |
| режиссер: | Йонгйут Тонгконгтун |
| сценаристы: | Visuttchai Boonyakarnjawa, Йонгйут Тонгконгтун, Йира Малигул |
| видеооператор: | Йира Малигул |
| художник: | Экасит Меепрасертсакул |
| монтаж: | Суний Асавиникул |
| жанры: | комедия, драма, спорт |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в США:
|
$110 825 |
Мировые сборы:
|
$110 825 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
4 марта 2000 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 44 мин |
В основе фильма реальная история мужской волейбольной команды из таиландской провинции Лампанг. В 1996-м году эта команда, состоящая из геев, трансвеститов, транссексуалов и тренера-лесбиянки, сумела выиграть национальный кубок. Ситуация была неслыханная и скандальная даже для Таиланда, где испокон веку лояльно относились к сексменьшинствам и всевозможным половым отклонениям от общепринятых норм.
Один из ведущих режиссёров телерекламы Йонгиут Тонгконтун решил, что этот случай, о котором несколько месяцев судачила вся страна, может стать поводом для его дебюта в большом кино. Почти два года велась работа над сценарием, который неоднократно переписывался и менял акценты. В конце концов, ставка была сделана не только на жизнеутверждающую причудливость персонажей, но и на их социальное самоутверждение. На пути к успеху главным героям — лузерам и изгоям — приходится сражаться с притеснениями гетеросексуального большинства.
В фильме команда легко проходит все отборочные туры и допускается к участию в главном национальном чемпионате. Несмотря на унижения со стороны игроков других команд и чиновников, «железные леди» с честью сражаются на площадке и становятся победителями, демонстрируя всем истинное лицо спортивной доблести. И лицо это, надо признать, оказалось с припудренным носиком, накрашенными губками и тщательно подведенными глазками. Особо показателен в этом смысле был решающий поединок: чтобы умерить пыл недоброжелателей, «железным леди» приходится выйти на площадку без макияжа. По этой причине игра у них не складывается: они пропускают почти все мячи. И когда тренер и капитан понимают, что именно отказ от женственности — причина плохой игры, оперативный возврат всех дамских атрибутов красоты в решающий момент буквально преображает команду.
Под финальные титры режиссёр подкладывает нарезку кадров реальных матчей и телевизионных шоу той самой настоящей волейбольной команды, которая стала прообразом «железных леди». Тем самым снимаются последние вопросы о возможной придуманности данной истории. Кстати, той, настоящей команде так и не разрешили представлять Таиланд на международных соревнованиях. Спортивные чиновники обосновали свой запрет своеобразно: «За рубежом могут подумать, что в Таиланде не достает полноценных мужчин, способных играть в волейбол, а это может нанести вред национальному престижу».
И это притом, что в Таиланде, ориентированном на туристический бизнес, реальные трансвеститы всегда зарабатывали огромные деньги, формируя для иностранцев образ страны, носившей ранее красноречивое название Сиам. После отмены цензуры (проявления которой в своё время были доведены до абсурда: зрителям в кинотеатрах перед началом сеанса предписывалось выслушивать стоя национальный гимн!) обнажёнку перестали вырезать, но рассмотреть в кадре аморальные части голого тела было практически невозможно (их просто размывали), однако образы транссексуалов и трансвеститов начали занимать в тайских фильмах чуть ли не ведущее место. Зачастую это диктовалось исключительно коммерческими соображениями: поскольку пробиться на давно сформировавшийся мировой кинорынок непросто, было решено сделать ставку на сексуальную экзотику.
И всё же, чтобы лишний раз не зацикливать публику на голубизне персонажей, дебютант Тонгконтун решил отказаться от услуг неправильно ориентированных профессионалов и задействовал в проекте исключительно гетеросексуальных исполнителей. В итоге из шести главных актёров только один был настоящим геем. Остальных пришлось некоторое время тренировать, вытаскивая из них женскую ипостась. В итоге все настолько сжились со своими прообразами, что беспроблемно откликались на провокативные предложения режиссёра, у которого вошло в привычку «высаживать» своих героев в реальную жизнь, чтобы снимать непосредственную реакцию на них простых тайцев. И надо признать, что последние очень дружелюбно реагировали на этот раскрашенный десант. В конце концов, команда получилась очень даже забавная, и вычислить, кто именно из актёров «голубой по жизни», просто-таки не представляется возможным.
«Железные леди» стали вторым по сборам национальным кинохитом (чуть уступив в местном прокате картине «Любовь юной Нак», вышедшей годом раньше), но зато они вышли в широком прокате по всей Азии, Америке, Австралии и во многих странах Европы, собрав попутно кучу фестивальных наград. К сожалению, благое стремление привить российскому зрителю интерес к таиландскому кино с треском провалилось: в начале первого десятилетия нового века было закуплено сразу нескольких таиландских хитов, однако они в большинстве своём легли мёртвым грузом на полках видеомагазинов, и потом их ещё несколько лет можно было находить в отделах уцененной продукции.
Меж тем к «ЖЛ» так и подмывает добавить посерёдке букву «З», поскольку эта таиландская комедия вполне могла бы украсить собой некогда популярную у нас серию «Жизнь Замечательных Людей».
11 ноября 2013