Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пекинский велосипед |
английское название: |
Shiqi sui de dan che |
год: | 2000 |
страны: |
Франция,
Тайвань,
Китай
|
режиссер: | Ван Сяошуай |
сценаристы: | Сюй Сяомин, Тан Данянь, Ван Сяошуай |
продюсеры: | Хань Саньпин, Сюй Сяомин, Майкл Чао, Чжан Ся, Анн Девошель, Eric Lagesse, Zhongye Ma, Ши Дунмин, Фабьен Вонье |
видеооператор: | Лю Цзе |
композитор: | Ван Фэн |
художники: | Цао Аньцзюнь, Chao Yi Tsai, Ян Пэнг |
монтаж: | Сяо Цзюкуань, Ян Хунъюй |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $66 131 |
Мировые сборы: | $66 131 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 февраля 2001 г. |
на DVD: | 20 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Фильм Вана Сяошуая, режиссера 6-го поколения китайских кинематографистов, о современном Китае, проблемах юношества и вступлении во взрослую жизнь.
В центре повествования два молодых человека разного происхождения и достатка, для которых спортивный велосипед становится средством достижения актуальных жизненных целей.
Гуэй, деревенский юноша, оказавшийся в огромном и довлеющем над ним своей архитектурой, Пекине, зарабатывает себе на жизнь трудом в курьерской компании.
Цзян, выходец из среднего класса, студент колледжа, которому отец так и не купил велосипед за все годы учебы, крадет у того деньги и перекупает статусное по тем временам средство передвижения. Обладание велосипедом открывает ему дорогу к новым знакомствам и в том числе, к обретению личной жизни.
Для обоих юношей велосипед — социальный лифт в реалиях Китая, где велосипед всегда был крайне популярным и распространенным методом передвижения в городской среде.
Сюжет фильма буквально прогрессирует, движется полным ходом на колесах велосипеда, сменяющего своего владельца, поначалу насильно, затем по договоренности.
Постепенно оба главных героя становятся заложниками современных социальных норм и устоев, обретая в процессе так важное для их различного статуса взаимопонимание.
Ностальгический и критичный, актуальный и тем не менее далёкий от сегодняшнего дня почти на 20 лет, этот фильм заслуживает внимания если вы любите социальное, подчас жесткое, мрачноватое, но вместе с этим слегка наивное и порой светлое кино. Никакой чернухи, только солнце, юность и велосипеды.
8 из 10
26 ноября 2019
С этого фильма можно начать изучение современного авторского кино Китая, равно как и начала нового тысячелетия в Поднебесной, где современные небоскребы и отели соседствуют с трущобами и бедностью, приезжие крестьяне с городскими жителями, с трудом сводящими концы с концами.
В центре повествования история двух юношей, Гуо и Чжана. Первый работает курьером в службе доставки в Пекине и для него велосипед является инструментом заработка, возможностью вырваться из беспросветной бедности в другую (по большому счету, мало отличающуюся от нынешней) жизнь. Поэтому когда его велосипед крадут, упорный Гуо стремится найти его в многомиллионном городе.
В конце концов он находит велосипед у Чжана, ученика лицея. Для него велосипед не средство заработка, а вещь, подтверждающая статус городского жителя, позволяющая на равных общаться с одноклассниками, гулять с девушкой и т. д. Всеми правдами и неправдами он стремится этот статус защитить, даже когда становится понятно, что он неправ.
Конечно, фильм хорош мелочами и второстепенными героями. Это и менеджер службы доставки, стремящийся работать «как на Западе», но при этом проявляя свойственный руководству патернализм. Это и отцы главных героев, каждый по-своему относящийся к детям и окружающей действительности. И две девушки, которые симпатичны главным героям, каждая загадочная и стремящаяся если не к счастью, то какому-то его подобию. Вообще, это можно сказать почти про каждого героя фильма, однако, к сожалению, удача и находка одного оборачивается потерями для другого и как выйти из этого круга, даже по окончании просмотра, неясно.
10 апреля 2017
Давно известно, что велосипед является одним из неофициальных символов не только Пекина, но и всего Китая в целом. Для Вана Сяошуая, представителя шестого, «городского» поколения китайских режиссёров, велосипед является средством отражения развития страны в переломный момент смены поколений и традиций. «Пекинский велосипед», ставший одним из самых известных его фильмов, является частью проекта под названием «Сказки трёх городов» (Пекин, Гонконг и Тайбэй). На родине Вана фильм встретил проблемы с цензурой и в Европу отправился в статусе подпольного фильма, став одним из фаворитов Берлинского фестиваля.
«Пекинский велосипед» — это история о двух семнадцатилетних парнях, сведённых судьбой в современном Пекине. Крестьянин-мигрант Гуо, подобно миллионам других покинувший свой сельский район в поисках лучшей участи, находит работу курьером в одной из столичных компаний. Как и другие рассыльные, он получает новый служебный велосипед, который при желании можно выкупить. Гуо — робкий и молчаливый парень, во многом простоват, но далеко не лентяй и шансы достичь заветной цели почти очевидны. Его ровесник Цзянь, воспитанный в городской малообеспеченной семье, отличается менее покладистым характером и в погоне за своей мечтой не постесняется пойти на мелкие преступления, например, выкрасть деньги у своих родителей. И они вряд ли бы когда-нибудь узнали друг о друге в многомиллионном городе, но мечта обоих иметь личный велосипед в реальности обрела, как это часто бывает, самые сложные решения.
Характерный представитель городского реализма, Сяошуай использует, прежде всего, собственный жизненный опыт и глубокие знания городской среды. Пекин, впервые открытый им в 15 лет, через 19 лет превращается в главный символ хаотического изменения окружающего мира. Несущийся бурным потоком до умопомрачения похожих друг на друга жителей, город оказывается многоликим, скрывая внутри себя множество черт — холодных и звероподобных, увлекательных и странных, пугающе-безразличных и очень редко — смешных. Город становится не только предметом исследования, но и основой критического взгляда Сяошуая на новые ценности, опосредованного личным опытом, который незримо присутствует в рассказе о Гуо и Цзяне. По воспоминаниям Сяошуая, во времена его молодости велосипед ещё считался признаком состоятельности и вместе с часами, радио и швейной машиной входил в большую четвёрку стандарта высокого уровня жизни в Поднебесной. Но и теперь, когда потребность в этом предмете переросла всё остальное и сделала его вполне бытовым, желающих приобрести двухколёсного коня ничуть не убавилось.
Для Гуо велосипед несёт в себе важные признаки социального развития и перехода к полноценной городской жизни. Говоря проще, он нужен ему, чтобы выжить. Цзянь, привыкший видеть вокруг двухколёсную повседневность, во владении этой вещью чувствует не столько объективную потребность, сколько возможность самоутвердиться на фоне таких, как Гуо и не выпасть из обоймы своих сверстников, большинство из которых имеют велосипеды. В сравнении с Гуо Цзянь вообще кажется капризным ребёнком с признаками социальных проблем, вызванных политикой «одна семья — один ребёнок».
Лиин Куи и Ли Бинь проносят через себя весьма сложные роли, ведь в силу схожего возраста с героями избежать примерки своих масок им вряд ли под силу. Боль и несправедливость, идущие вместе с Гуо и Цзянем рука об руку до финала, не исколесить километрами велосипедного пробега и не просчитать заранее, как расстояние от дома до работы или места учёбы. Тем не менее, и у их личной трагедии есть лишь две грани добра и зла, как два колеса велосипеда, работающие лишь в том направлении, которое выберет его владелец. Каждый в своей жизни платит в меру своего интереса, нужно лишь помнить о том, что любая сладкая ложь заблуждений сердца всегда может обернуться горькой истиной разума, способной примирить самых отъявленных врагов и воскресить в сердце утраченную полноценность жизни.
18 апреля 2016
Провинциальный, забитый и туповатый парень по имени Гуо приезжает в Пекин и находит работу курьером. Ему выдают велосипед — немыслимое богатство для многих пекинцев. Когда Гуо отработает его стоимость, велосипед станет его собственностью. Так и происходит, и теперь Гуо счастлив вдвойне. Он очень любит свою работу, но происходит несчастье — велосипед крадут. Начальник курьерской фирмы намерен выгнать нерадивого Гуо и согласен оставить его только если тот найдет велосипед. Новый ему дать не могут. Гуо по счастливой случайности действительно его находит — его купил парень по имени Чжан на рынке краденого, украв для этого деньги из дома. Теперь между двумя парнями разгорается противостояние — кто должен владеть велосипедом? Гуо, потому что он изначально принадлежал ему, или Чжан, выложивший за него целых 500 юаней?
Хоть фильм и посвящен, казалось бы, очень примитивной теме, связанной с каким-то велосипедом, режиссер сумел заставить сопереживать своим героям. Вызывающий поначалу только отторжение своей нерасторопоностью и незнанием элементарных реалий большого города, Гуо со временем начинает вызывать самую настоящую жалость, но не снисходительную, а живую и участливую. Действительно, Гуо становится жертвой города и его законов и проигрывает конкуренцию своим ровесникам. Сяошуай вплотную подобрался к выражению провинциальной китайской экзистенции в условиях негостеприимной столицы.
Поражает в фильме бедность многих простых пекинцев. Чжану отец уже много лет обещает купить велосипед, но не может найти на него денег — все они уходят на обучение младшей сестры. Да и судьба велосипеда, который Чжан покупает на украденные из дома деньги, оказывается плачевной. Велосипед, поначалу воспринимаемый как абсолютная ценность в молодежной среде, становится такой же жертвой произвола дворовых правил, как и сами Гуо с Чжаном. Режиссер отказывается от счастливого окончания своей истории в пользу живописания реальной жизни, где царят звериные законы.
«Пекинский велосипед» представляет собой зарисовку о жизни не обезображенных интеллектом молодых пекинцев, проводящих время, рассекая по пыльным улицам на велосипедах. Живут они не в новостройках, а в одноэтажных домах, очевидно, на окраине города. Курят, иногда забегают развлечься на танцевальных автоматах. В этот мир и попадает Гуо, так и не понимая его. Он — воплощение жертвы несправедливости и вызывает только жалость, отказываясь в общем-то бороться за свое счастье.
7 из 10
30 сентября 2015
Шестнадцатилетнему деревенскому парню Гуо крупно повезло. Перебравшись в Пекин, он довольно быстро нашёл отличную работу в курьерской компании, выдавшей ему великолепный горный велосипед, который в перспективе должен стать его собственностью. Для этого Гуо необходимо трудиться в поте лица, что он и делает, разрезая на двухколёсном скакуне бесчисленные пекинские улочки.
Но в тот момент, когда юноша почти заканчивает выплачивать взносы за велосипед, его металлического друга похищают. После долгих и мучительных поисков пропажа Гуо находится, но у неё уже есть новый хозяин — старшеклассник, купивший этот велосипед на распродаже. Отчаявшись заполучить машину обратно, Гуо приходит к решению выкрасть своё сокровище…
Конфликт, вроде бы не стоящий выеденного яйца, перерастает в нешуточное соперничество и в стремление найти компромисс. В итоге двое владельцев начинают пользоваться велосипедом по очереди и постепенно из заклятых врагов превращаются чуть ли не в закадычных друзей.
Пятый фильм 34-летнего Вана Сяошуая стал настоящим гимном неореализму, ключевому течению кинематографа конца 1940-х — начала 1950-х годов, казалось бы, давно морально и эстетически устаревшему. Однако парафраз знаменитого манифеста неореализма, «Похитителей велосипедов» (1948) Де Сики, и куда более свежих иранских «Детей небес» (1997) Маджида Маджиди опровергает такое предположение.
Жесткий «уличный стиль» китайского режиссёра и живая фактура бурлящего от велосипедистов Пекина идеально отвечают новым представлениям о new-реализме. Китай — это страна велосипедов, и обладание модерновым горным великом для большинства жителей Поднебесной не то же самое, что покупка новейшего автомобиля для их американских сверстников. Это куда важнее, поскольку велосипед — средство существования, жизненная необходимость и элемент престижа. На них работают, влюбляются, сражаются за жизнь, с их помощью самоутверждаются.
В финале нехитрый вроде бы социальный конфликт неожиданно преобразуется в притчу-парадокс. Как только соперник Гуа отказывается от своих прав на вещь, подчинившую сознание сразу двух человек, она сразу обесценивается, превращаясь волею обстоятельств в развалину…
5 декабря 2012
Прекрасная глубокая азиатская кинолента о простейших истинах и недальновидности подросткового возраста. В этом варианте — мир выстраивается вокруг самого распространённого в КНР средстве передвижения — верно — велосипеде.
Не думаю что фильм оценят по максимуму те, кто не знаком с кинематографом Азии, или же ни разу не был в Китае. При всём уважении — это действительно так. Даже если начать с названия 十七岁的单车 — как это часто бывает — название перевели под европейскую аудиторию, в принципе, которое отлично отражает идею фильма — но на самом деле смысл иероглифов немного иной, и ближе он всё же напоминает что-то типа «увлечение велосипедом в 17 лет». Я бы добавил ещё слово «разборки».
На мой взгляд, ценность этого кино не за классической идеей, которую просто невозможно не увидеть насквозь уже в первые полчаса просмотра — а в максимальной реалистичности, прекрасном отражении повседневности того времени — начало 2000ых — это отлично реализовано, пусть и проинтегрированно велосипедной тематикой.
Уже отмечал не один раз в рецках про великую мощь Китая сейчас, но именно вот в таком кино показывается обратная сторона многих вещей — с чего начиналось, кто стоит за этим — и проникнуться этими моментами могут только те товарищи, которые реально любят, ценят.. в общем понимают Китай в микромоментах. Которым не надо объяснять — что такое угостить сигаретой, подкинуть кому-то еды в тарелку, и т. д.
В то же время кино не настолько затеряно в этих улочках-районах-коммунах среднего класса, чтобы не выделяться сюжетом. Реально интересно узнать что же приключится и чем всё завершится, пусть и затянуто в некоторых моментах, но не критично.
Актёры блестяще сыграли свои роли, таких 17-летних «тряпок», подрастающих будущих мужчин — это надо постараться сыграть. Девчонки тоже прекрасны. Отличное кино для настоящих ценителей Китая и тех, кто хочет хотя бы чуть-чуть прикоснуться к его бесконечно неизведанной глубине.
8 из 10
22 марта 2012
Только в стране, где на дорожном знаке вместо пешехода изображён велосипед могла произойти данная история, рассказанная в манере острокритической сатиры. Линейный реализм мог сработать лишь после того, как станет ясна вся бессмысленность конфликта, раскрученная режиссёром из анекдота. К концу фильма анекдот приобретёт звучание, чуть ли, не трагедии, а велосипед выступит лакмусом раскрывающим природу доброго и злого, оставив зрителю право расставить приоритеты.
Все элементы желаемой престижности упираются в, обыкновенный, двухколёсный велик, каких в Пекине пруд пруди. Велик круче богатого дома и красивой подружки. Велик — почти что фаллический символ. Один готов принять за него смерть, другой убить.
В замечательных кадрах, где два главных героя едут по отдельности в толпе велосипедистов и испытывают эйфорию от движения двух колёс — столько абсурдности и драматизма, что весь окружающий повседневный мир Пекина мельчает в сравнении с их удовольствием.
Начавшаяся как история о столкновении провинциала и горожанина, не утратившая этот конфликт до самого финала (герои так и не поймут друг друга) она всё же перерастает в нечто большее, практически в притчу о недостижимости идеала. И то, что идеалом и мечтой для героев становится банальный велосипед — их несчастье и скудость. Режиссёр мастерски держит эмоциональную волну все два часа действия и демонстративно отказывается от двойных стандартов, предпочитая конкретный жёсткий вердикт универсальному метафорическому финишу.
Практически не проникая во внутренний мир персонажей привычной созерцательностью камеры в духе психологического параллелизма, характеры раскрываются в поступках и это не снижает уровня до массового зрелища, но и не мешает быть «Пекинскому велосипеду» фильмом для семейного просмотра.
9 из 10
20 декабря 2010
Восточное кино в свое время было для меня неким необычным и привлекательным явлением. Эти новые японские, корейские и китайские фильмы скорее символизировали другую сторону медали мира кино, чем являлись ей. Уже давно искушенного европейского зрителя, трудно удивить или заставить сказать «Вау». Но иногда, европейцу хочется чего-нибудь эдакого, чего-нибудь из-за Урала, да поюжнее. Но не всегда заморская конфетка сладка и приятна на вкус, под милую обвёртку можно завернуть всё что угодно. Искушённый европеец наблюдает за неумелыми китайцами. Европейцу скучно, он поднимается с кресла, и начинает заниматься повседневными делами параллельно наблюдая за экраном. Это ли не вердикт?
Кто такой Сяошуай Ван, режиссёр из Китая, получивший в 2005 году приз Жюри Каннского фестиваля за фильм «Шанхайские мечты», мне совсем не интересно. Мало кому будет в радость смотреть на искусственный Пекин, срисованный со всех возможных столиц мира, ещё меньше может затронуть душу глупейшей сюжет и нелогичность персонажей. То, что перед нами Китай, понятно только благодаря Китайцам. Благодаря порывам что-то там показать на экране, идею или мысль, а может кусочек быта, говорит то, что это фильм. И если перед глазами непоследовательное кино, то мысли у зрителя так же непоследовательны.
Радость в том, что со времён Витторио Де Сики и его фильма «Похитили велосипедов», тема двухколесного транспорта не исчерпала себя. Но если, у итальянца есть велосипед и есть проблема, то у китайца, есть велосипед и ещё много всего разного. Ох уж этот многогранный Восток. Главный герой фильма, выходец из провинции, тяжким трудом курьера зарабатывает себе на велосипед, затем его теряет и снова находит, олицетворяет портрет Маши растеряши с амбициями Спайдермена. То он упрям и ловок, то глупее обезьянки, то смотрит на красивую девушку с приоткрытым ртом, то просто на себя не похож. Склепать многогранность китайских проблем вокруг горного велосипеда и парнишки дурачка, наверное, даже не под силу самым мастеровитым Европейцам. Ван Сяошуай решил не скупиться, и в два часа засунул всё, что мило его сердцу. А нам и расхлёбывать его пристрастия.
Тем, кто не смотрел фильм трудно объяснить, чем плох этот опус. Не смотря на то, что тут есть место как для любителей подростковой жестокости, первой школьной любви, велосипедных трюков, социальной несправедливости, глупого молчаливого курения сигарет и бесконечной езды китайцев на велосипедах, фильм в тоже время абсолютно пуст. Только толпы китайцев на своих двухколёсных радовали взор, успокаивали весь тот хаос, который нагромоздили в фильме и давали возможность зрителю отдохнуть.
В итоге, после фильма появляется привкус испорченной заморской конфетки, сделанный для тех самых неискушённых гурманов. Надеюсь, что Сяошуай Ван услышит фразу: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Над этим китайцу явно предстоит ещё долго работать.
8 мая 2008
Очень нервный фильм. Больше раздражешься действиями героев, которые режиссер со сценаристом испортили как могли, чем обращаешь внимание на то, что вообще-то с у каждого из главных героев происходят определенные жизненные трудности, которые они пытаются решить. И по идее нужно сопереживать. То ли это китайская реальность, то ли это больной взгляд вышеупомянутых лиц на проблему велосипеда в Китае в среде бедной молодежи, лиц, участвующих в создании картины, но ощущения невероятно разочаровывающие.
Главная вопрос — почему создали таких неумелых персонажей, настолько глупых, нерешительных и ненормальных и почему заставили их в фильме совершать поступки абсолютно бестолковые. Единственное оправдание, если только поднятая проблема действительно столь актуальна и действительно реалистично передана. Но настроение от этого после фильма не улучшается.
22 мая 2007