Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дьяволы у порога |
английское название: |
Guizi lai le |
год: | 2000 |
страна: |
Китай
|
режиссер: | Цзян Вэнь |
сценаристы: | Цзян Вэнь, Шу Пин, Фэньвэй, Хайин Ли, Хин Лью, Ши Цзяньцюань |
продюсеры: | Цзян Вэнь, Сяодянь Лю, Лю Сяодун, Дун Пин, Зи Кси, Хуа Чжан, Чжэн Цюаньган |
видеооператор: | Гу Чанвэй |
композиторы: | Цуй Цзянь, Хайин Ли, Хин Лью |
художники: | Ши Цзяньцюань, Тан Шиюнь, Цай Вэйдун |
монтаж: | Фолмер Висингер, Чжан Ифань |
жанры: | комедия, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $18 944 |
Мировые сборы: | $18 944 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 мая 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 19 мин |
Сложно прочувствовать все смысловые оттенки фильма из-за азиатской специфики. Например, японцы ведут себя как припадочные: орут, выпучивают глаза, фальшиво поют и кривляются, подобострастно заискивают перед начальством и ведут себя с обезьяньей жестокостью по отношению к мирному населению. Это китайская сатира на японцев или это так и есть, в японской культуре такое поведение не считается вычурным?
Японцы с одной стороны возвышенно прекрасны в своем аксиоматическом следовании понятию долга и чести, с другой стороны, это же глупо, они упрощают сложную жизнь до системы раз и навсегда определенных правил. Тут надо быть гибче, тонко чувствовать линию партии, так сказать. И при всей этой высокопарной декламации (очевидно, они искренне разделяют эти идеалы), сцена с грабежом курицы пошла и унизительна - разве это солдаты непобедимой Императорской армии? Это какие-то жалкие мародеры.
Другой пример - добродушный начальник поста, который устроил из своих солдат любительский оркестр и каждый день угощает деревенских ребятишек конфетами. Дабы доказать верность долгу он без колебаний участвует в резне.
Вместе с тем забитые, нищие, голодные, постоянно унижаемые и унижающиеся, но хитроватые китайские крестьяне вызывают куда больше симпатии. Тяжело маленькому человеку ужиться между двух громад - Китайского государства и Императорской армии. Пусть мы восхищаемся верности принципу и долгу у японцев, но дружить с такими как-то не хочется. Жалко их, припадочных. И страшно - а ну как он штыком ткнет ни с того ни с сего.
Наверное, каждый, кто ревностно исповедует высокие принципы немного смешон, потому что рано или поздно он не выдерживает и срывается, предает свои идеалы. Пусть даже и в мелочи, но окружающие внимательно следят, чтобы в этот самый момент сказать, ну все понятно, пацаны, расходимся. А если ради этих высоких идеалов приходится еще и людей убивать - тогда совсем нехорошо получается.
Отмирание старых рыцарских традиций исторически обосновано, потому что жизнь усложняется, изменяется все быстрее, и обычаи предков уже не работают. Приходится держаться каких-то универсальных, неизменных основ: человечности, милосердия, внимания к ближнему - они точно не подведут.
Но, не удивлюсь, если фильм вообще о другом, а я ничего не понял. Я никогда не мог понять азиатское кино. Я даже не понял, кто был тот таинственный незнакомец, подкинувший Да Сану пленных.
27 июля 2024
Не думал увидеть что-то стоящее в этой ленте, но после просмотра поймал себя на мысли, что это одна из лучших трагикомедий, что я видел. Рекомендую преодолеть естественное отвращение современного человека к чёрно-белым фильмам и глянуть ленту. Она как жизнь — переливается оттенками грусти и радости, в ней имеется полный комплект людских типажей — умные, туповатые, храбрые, трусливые и пр.
В картине имеется символизм — в определенный момент она переходит в цветной формат, что знаменует собой особенность восточного жизневосприятия и является неким призом для терпеливого зрителя.
В фильме неожиданно обраружилась загадка, поскольку злодей, из-за которого началась эта история появляется в кадре дважды и вероятно возможно разглядеть его лицо при повторном просмотре. Это возлагает на зрителя дополнительную роль, роль детектива.
Все это показывает многогранность этого китайского творения — им действительно можно любоваться беспрерывно.
10 из 10
24 мая 2018
Когда мы говорим о военных фильмах, почти каждый вспоминает «Спасти рядового Райана» и «Список Шиндлера». В свое время эти картины так понравились людям, что обрели огромную фан-базу. Можно долго спорить о том, являются ли эти произведения кинематографа шедевральными, но одно ясно точно — это классика кино. Да, безусловно, можно найти в чертогах разума еще больше фильмов о войне, если захотеть (да и войн этих было так много, что по пальцам пересчитать не получится), но самое интересное, что большое количество картин так и останется в тени своих братьев-тяжеловесов, причем рейтинги у таких малоизвестных лент относительно неплохие. Натолкнуться на фильм, о котором сейчас пойдет речь, тяжело, несмотря даже на то, что на Каннском фестивале он брал два приза и был номинирован на «Золотую пальмовую ветвь». Те же, кто слышал о фильме, но прошел мимо, с легкостью могут сравниться с золотоискателем, который подошел к золоту вплотную, а потом резко изменил курс и начал двигаться в противоположном направлении. Ну что, начнем наше увлекательное путешествие на Восток? Всем пристегнуть ремни — мы едем в Китай!
Территория Китая, оккупированная японскими войсками. В дверь дома Ма Дасана, живущего в деревне, находящейся именно на этой территории, под покровом ночи стучится неизвестный. Ма Дасан открывает дверь, но видит перед носом только дуло пистолета. Неизвестный говорит, что мешки, которые он собирается оставить в доме главного героя, должны остаться в целости и сохранности до Нового года, а японская армия не должна об этом секретном грузе ничего узнать, иначе Ма Дасан лишится собственной жизни. Когда же ночной гость уходит, становится понятно, что в мешках не оружие и не провиант, а двое военнопленных: японец и его переводчик. Жители деревни сначала расходятся во мнениях: кто-то говорит, что надо исполнить требования незнакомца, кто-то, что надо убить врагов и закопать их в яму, ну а кто-то считает, что лучшим выходом будет отпустить их, дабы не навлечь гнев японской армии на всю деревню. Но вскоре они приходят к единому мнению, что нет выбора, кроме как держать пленников до Нового года. Но приедет ли вообще этот незнакомец за своей добычей? А если приедет, то точно ли в указанное время? Мы, как и главные герои, не знаем ответов на эти вопросы.
Автор ставит своих героев в непростое положение. Это именно такой случай, когда у действующих лиц есть выбор между плохим и таким же плохим (выбор-то есть, но исход, вероятно, будет одним): отпустишь пленных — убьют, не отпустишь — тоже убьют. И на фоне всех этих событий раскрывается настоящая человеческая суть. Каждый думает не о том, как сделать правильно, а о том, как сохранить свою шкуру. И нельзя сказать, что герои вызывают отвращение или хоть какое-то чувство неприязни — они действуют так, как действовал бы каждый человек на их месте. Хотя кто-то изредка произносит фразы типа «Мы же люди — мы не можем убивать других людей», однако это вызвано, скорее, различными страхами: страхом проклятья родственников убитого, страхом замарать руки, страхом быть наказанным за содеянное. Тут на первое место выходит желание жить, а не сохранить свое чистое имя. То же самое можно сказать и о пленных. Хотя китайский переводчик сразу говорит, что боится смерти, и молит жителей китайской деревни о пощаде, а японский офицер прямым текстом — на японском, правда — просит о смерти, затем становится понятно, что офицер боится «костлявой» ничуть не меньше своего помощника — он не хочет умирать в позорном плену у крестьян. Вскоре приходит осознание, что все в этой деревне нацелены только на одно: выжить.
Но главный вопрос, на который на протяжении всего фильма хочет ответить Цзян Вэнь, режиссер ленты, это являлись ли жестокие действия японских военных следствием ненависти, или же солдаты просто хотели жить, поэтому выполняли все приказы верхов. На нас, благо, не будут вываливать сразу все авторские мысли — ответ (или что-то вроде него) мы получим только в самом конце фильма. Загадка человеческой души кроется во всем теле человека: его глазах, его руках, во всех движениях. В этой ленте даже такие подробности могут сыграть важную роль в понимании характера персонажа. И следить лучше надо за японскими войсками. Вскоре ненависть и скрупулезное выполнение приказов смешиваются воедино: в людях просыпаются демоны, которых они выпускают, когда того требует желание жить. И снова автор пытается открыть человеческую сущность, снова он пытается сказать, что главная цель почти для всех — выжить в этом мире, а спасать свои жизни можно любыми способами. Но он ничуть не осуждает героев, хотя понимает, что выбор-то есть — тот выбор, который оставит твою душу чистой, но убьет тебя самого.
Затрагивая проблемы маленького человека, морали и пытаясь разгадать человеческую сущность, Вэнь не очень хорошо раскрывает характеры всех жителей деревни. Центральный персонаж всего произведения — Ма Дасан. Но значит ли это, что режиссер показывает душу только одного его? Нет, конечно же. Внутренний мир Дасана это внутренний мир всех жителей деревни. У кого-то, конечно, он отличается от мира главного героя, но кардинальных изменений не наблюдается. То же самое можно сказать и о японской армии: открывая душу Ханайи, японского пленного, которого держат в деревне, он открывает душу многих японских воинов, которые даже не знают, почему они так ненавидят китайцев. Плач Дасана Ма — плач всего китайского народа, а дальнейшая неопределенность Ханайи — неопределенность многих японских войнов.
Погрузиться в атмосферу в полной мере нам помогут плавные движения камеры и черно-белая картинка. И пускай слышны шутки — чувство опасности все время нависает над зрителем во время просмотра. Камера начинает хаотично дергаться только тогда, когда уровень безумия выходит за пределы нормы, когда люди перестают быть людьми. И именно в такие моменты ты понимаешь, насколько человек может низко пасть, а от этого, знаете ли, становится не по себе.
«Дьяволы у порога», вероятно, так и останутся в тени, ибо никаких предпосылок для резкого роста популярности картины нет. Но даже если так, то что мешает вам сейчас взять и посмотреть эту ленту? И, может, этот фильм не встанет в ряд с классикой кино, но приятное воспоминание и огромное количество мыслей он оставить должен.
6 мая 2016
Во время оккупации Китая войсками Японии крестьянину Ма Дасану из бедной деревушки некто всучивает два мешка с пленными японцами и приказывают строго-настрого охранять их. Если умрут — у него будут проблемы. Сам не свой от страха, Ма Дасан принимается кормить и поить их, рассчитывая, что к Новому году их заберут. Однако проходит целых полгода, а таинственного незнакомца нет и нет. Крестьяне намереваются убить пленников, потому что содержать их очень накладно, и даже находят наемного убийцу. Однако после неудавшейся казни пленники предлагают сделку: обменять себя в японском гарнизоне на две повозки зерна. Так и поступают. Однако в гарнизоне пленника-японца (второй — китаец-переводчик) принимают недобро. Как он посмел сдаться в плен и вернуться живыми? Почему он немедленно не покончил жизнь самоубийством? Однако японский военачальник заключает: раз японский солдат обещал китайским солдатам зерно, значит, его долг дать это зерно. Ведь это слово солдата императорской армии! Солдаты гарнизона вместе с зерном прибывают в деревню. Все пьют и веселятся. Практически братаются. Но, заметив отсутствие Ма Дасана, военачальник делает вывод, что тот отправился за подмогой, и дотла сжигает деревню.
Китаю не дают покоя зверства японцев на их территории, поэтому данный фильм неминуемо пропитан озлобленностью по отношению к захватчикам. Иного, впрочем, и быть не может. Для китайцев японцы, как для нас немецкие нацисты. Причем запуганные китайцы изображены режиссером достаточно унизительно. Они пресмыкаются перед японцами, пытаются что-то выгадать для себя и ни в коем случае не вызвать их гнева. Японцы же выглядят настоящими монстрами. В фильме они не убивают китайцев, случайно встретив их на пути. Они не пытают их. Они, правда, вырезают целую деревню, но делают это по военным обстоятельствам, потому что боятся подмоги. Дело только в маленьком нюансе. Японцы совершают это преступление, когда их военачальник уже знает, что война проиграна, а император отрекся от своей божественности. Дело происходит в августе 1945 года. Эта маленькая деталь выдает особый цинизм японской армии.
Тем не менее этот фильм лишен некой стандартности, характерной для многих военных картин. Поистине уникальным его делает особая комедийная интонация, которая, в силу того что она принципиально не кощунственна, позволяет сохранить атмосферу ужаса войны. Этот фильм посвящен страданиями простых людей, которые оказались между двух огней. С одной стороны, во время войны можно было выжить только помогая японцам. С другой, после войны попадаешь под трибунал за коллаборационизм. Цзян Вэнь снял потрясающую ленту с превосходной игрой актеров и глубокой реконструкцией времени. А введение комедийных элементов в суровый рассказ о войне сделано с особым мастерством без переигрывания.
9 из 10
6 мая 2015
Цзян Вэня, снявшего этот фильм, я больше знаю как актера. Единственная режиссерская работа его мной виденная до того, эпизод а альманахе Нью-Йорк, я тебя люблю. Но уже там я обратила на него внимание. Удивлена, что его фильм «Дьяволы у порога» прошел как- то незамеченно тихо, а ведь он бесспорно принадлежит к одному из лучших когда-либо снятых фильмов, исследующих человеческую природу. Цзян Вэнь сыграл в своем фильме главную роль, крестьянина Дасан Ма, того единственного человека, который не стал и не смог следовать инстинктам.
От занятия любовью бедного китайского крестьянина Дасан Ма отвлекает стук в дверь. За дверью оказывается неизвестный, под угрозой смерти запрещающий смотреть на себя. И оставляет этот неизвестный два мешка, обещая их забрать после нового года, а пока приказав содержимое допросить. Вот так в разоренную войной с Японией китайскую деревню попадают двое пленных :японский сержант и переводчик.
И вот начинается самое интересное. Как поведут себя люди. И тут каждый персонаж достоин внимания. Крестьяне проходят этап от страха перед неизвестным, привезшим пленных, до возмущения что им приходится содержать и кормить этих двоих, от вполне человеческого сочувствия и желания залечить раны пленных до вполне легкого решения их убить.. Но! чужими руками. И наконец, до желания заработать на их свободе. Пленные, по разному борящиеся за свою жизнь. Кто -то готов умереть сразу, и лишь под угрозой смерти понимает что жизнь ему дорога. А кто-то готов сделать все что бы выжить.
Но как бы там ни было, пленные обретают свободу, но не ценой доброты крестьян, что в фильме отлично показано, а ценой скорее их нерешительности сделать зло. С другой стороны бывшие пленные, когда приходит время делать выбор между добром и не добром не колеблются и выбирают не добро. Так переводчик хладнокровно пронзает мечом бегущего к нему китайского ребенка. Но не потому что они монстры в душе, а потому что они выбирают тот путь который им помогает выжить. И они остаются жить. Борьба за выживание в человеческой среде при определенных обстоятельствах ничем не отличается от подобной борьбы у животных-вот вывод этого фильма.
И вот война закончена. Вчера убивали друг друга, сегодня вместе пьют. Один указ изменяет отношение к друг другу. Возможно ли это? Конечно нет. Это очередной виток приспособления к ситуации. Только у Дасан Ма не хватает терпения примириться с реальностью, он пытался то же, но видимо в его случае знакомый японец, когда -то воровавший у него кур, а потом сжигавший его деревню, как бы там ни было все ж сохранившую жизнь пленным, становится последней каплей. Но эти чувства Дасан Ма лишние в той ситуации. Он становится очередной жертвы принципов, ложной чести, лицемерных соглашений и боязни за свою жизнь.
Фильм черно-белый. Снят таким намеренно. Как мне думается фильм лишен красок чтобы показать что и люди лишены тех человеческих чувств, которыми принято гордиться, когда попадают в ситуацию когда нужно выбирать между своей жизнью и чужой. И лишь последние минуты фильма окрашены цветом, как бы говоря, война закончена, и все эти люди просто забудут произошедшее и снова найдут повод гордиться собой и уважать. А есть ли за что?..
21 сентября 2011
Драма Цзян Вэня о жизни жителей маленькой китайской деревни во время войны.
Очень хорошее кино. Я даже не знаю, что заставило меня посмотреть этот фильм. Случайно нашел его, никаким образом не настраивался на его просмотр. И я даже не знаю, что мне понравилось в фильме. Стилистика под старое кино, музыка, интересный сюжет, яркие и запоминающиеся персонажи. А может, что скорее всего, совокупность всего этого.
Впечатления от фильма — что-то граничащее с восторгом. После просмотра у меня возникла мысль, что довольно многие обвиняют современное поколение в отсутствии, или не проявлении должных человеческих качеств. А просмотр этой картины дает ясно понять что во все времена люди были такими — думали только о себе, навлекая на других беду. Понять героев картины можно — пленники, все таки, японцы, а для китайца нет врага хуже, чем японец. Но они имеют прекрасный шанс помочь людям, даже несмотря на то, что они японцы. Но ими движет страх и ненавить. Все таки в те времена Китай находился под оккупацией японцев, да и таинственные незнакомцы в начале фильма тоже навевают страх. Все таки их никто не видел, а слышал их лишь один человек, который в момент разговора был с закрытыми глазами и мало ли что может он сделать с жителями деревни, ведь никто не знает, какой властью он обладает. Поэтому эти эмоции к пленным вызваны в большей степени страхом за свою собственную жизнь и жизнь своих близких.
Что еще хочется отметить, что несмотря на довольно драматичный материал, в картине есть и моменты, над которыми можно от души посмеяться. В общем, очень ироничная. но в то же время очень серьезная история. Так же, Вэня можно похвалить за то, что несмотря на довольно большой хронометраж, смотреть фильм интересно и действо картины держит в постоянном напряжении. Также неплохо показана атмосфера жизни в китайской деревни. Так и чувствуется. как всем героям душно и тесно там жить. Отличная операторская работа, которая также очень сильно влияет на атмосферу фильма.
В общем, хороший фильм, мастерская работа. Настоятельно рекомендую.
8 из 10
9 января 2011