Береника
Bérénice
6.7
2000, драма
Франция, 1 ч 40 мин
В ролях: Кароль Буке, Жерар Депардье, Жак Вебер, Жан-Мари Винлин, Изабель Отеро
и другие
После смерти императора Веспасиана на трон готовится взойти его сын Тит. Но между ним и титулом цезаря лежит одно препятствие – любовь к палестинской царице Беренике. Ведь то, что Тит мог себе позволить как простой гражданин, невозможно для правителя Рима, народ которого, изгнав в древние времена своих царей, никогда не допустит, чтобы им правил увенчанный короной повелитель. Тит должен сделать выбор между любовью к Беренике и властью, к которой он шел долгие годы…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Береника

английское название:

Bérénice

год: 2000
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
видеооператор: Жерар Виньерон
композитор:
художники: Ришар Кунин, Бернадетт Виллар, Фридерик Карали
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 12 сентября 2000 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзыв критика о фильме «Береника», 2000

Музейный экспонат

Основоположникам французского театрального классицизма Пьеру Корнелю и Жану Расину почему-то категорически не везет с экранизациями. Других драматургов из школьных учебников (начиная от древних греков и заканчивая Бомарше с Мольером) переносят на экраны оптом и в розницу, не говоря уже о Вильяме нашем Шекспире со всем его таинственным происхождением и удивительной созвучностью любой эпохе. А вот придворные пииты Короля-Солнца, даром, что при жизни без устали друг с другом конкурировали, три сотни лет спустя оказались нужны только музейным работникам да преподавателям словесности.

В принципе, секрета в том, что кинематограф старательно избегает встреч с любимцами Людовика XIV, никакого нет. Ведь если Шекспир понятен в любой стране и в любую эпоху; комедии, например, Лопе де Веги или Гольдони остроумны и кинематографичны; а античные авторы своими сочинениями воздвигли пьедестал, на котором зиждется все здание современной европейской культуры; то Жан Расин как жил в эпоху просвещенного абсолютизма, так в ней и остался, никуда со своим культурным наследием не переехав. Непонятны его сочинения потомкам. А потому и скучны до ломоты в скулах от зевоты на школьных уроках. Главное же, совершенно неясно — как их осовременить и донести до человека эпохи айфонов и планшетов. Ну, или хотя бы — автомобилей и телевизоров. Разве что пародировать, как попытался сделать французский режиссер Мишель Капюто в фильме «Как мил этот мальчик, убивший отца» с трагедией Корнеля «Сид». Но лучше бы он продолжал снимать порнофильмы, в которых изрядно поднаторел, чем несмешно издевался над классическим сюжетом.

Так или иначе, а ничего лучше, чем отдавать дань памяти придворным драматургам к знаменательным датам у кинематографистов пока не получается. Именно таким «мемориальным» стал и снятый для французского телевидения фильм Жана-Даниэля Верэга, приуроченный к 300-летию со дня смерти Жана Расина. Старательно перенеся на экран пьесу, режиссер даже не пытался придать ей собственную трактовку. Неукоснительно следуя правилу «триединства»: места, времени и действия — Верэг позволил себе разве что чуть сократить длинные монологи, убрав оттуда непонятные без академических комментариев аллюзии на придворную жизнь XVII-го века и отсылки к томам древнеримских историков. Все остальное осталось без изменения, словно пригласив в проект великолепных актеров: Кароль Буке и Жерара Депардьё — режиссер надеялся, что они как-нибудь сами разберутся. Ах, да! Чуть не забыл. Однажды Верэг все-таки позволил себе небольшое отступление от театральной традиции в пользу кинематографа: часть монолога перед решающим объяснением с Береникой Тит произносит внутри себя, а не в несуществующий театральный зал. Да и то, создается впечатление, что для режиссера эта уступка стала результатом долгой внутренней борьбы.

Что же до звезд французского кино, то они с собой бороться не стали, деловито прочитав перед камерой пышные монологи Расина, в пафосности с которыми не смогли бы соревноваться даже тексты начинающих пауэр-металлических групп. А вот эмоции… Ни Буке, ни Депардьё даже не пытались влезть в шкуру своих героев, которые с точки зрения современного человека, «дурью маются» и создают проблему из ничего. Береника на экране даже что-то вроде истерики закатывает, а в финале удаляется с видом: «Да пошли вы все на…», от которого Расин, боюсь, упал бы в обморок, а то и разрыв сердца получил. Депардьё куда более адекватен, оставаясь на всем протяжении действия просто чтецом — а что еще делать актеру, если образ для него чужд и непонятен, а режиссер самоустранился? Вот Жак Вебер в роли Антиоха, безответно влюбленного в Беренику, добавил своему образу толику жизни, отчего его герой запоминается куда больше главных протагонистов. Зато его трактовка откровенно диссонирует с прочими, что не добавляет картине целостности.

Впрочем, как иллюстративный материал к музейной коллекции экранизация Верэга вполне адекватна. Знаменитые актеры, красивые декорации, бережное отношение к классическому тексту — думаю, что французские школьники с куда большим интересом посмотрят на уроке этот фильм, чем будут через силу читать малопонятный текст давно умершего поэта. Опять же и поспать можно… Тем же, кто хочет узнать, что можно сделать с «замшелой» классикой при наличии таланта остается посоветовать обратиться к творчеству Михалиса Какоянниса и его «еврипидовской» трилогии. Продюсерам же — пореже отмечать в календаре памятные даты. Творчество «по расписанию» обычно дает весьма сомнительный результат.

1 июня 2014

Драма Береника впервые показанa в 2000 года, дебют состоялся более 24 лет назад, его режиссером является Жан-Даниэль Верхак. Актерский состав, кто снимался в кино: Кароль Буке, Жерар Депардье, Жак Вебер, Жан-Мари Винлин, Изабель Отеро, Ив Пеней, Юг Кестер.

Страна производства - Франция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.