Рейтинг фильма | |
![]() |
6.2 |
![]() |
7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Симон Волхв |
английское название: |
Simon mágus |
год: | 1999 |
страны: |
Франция,
Венгрия
|
режиссер: | Ильдико Эньеди |
сценарий: | Ильдико Эньеди |
продюсеры: | Ильдико Эньеди, Жоель Фарж, Элиза Жалладо, Фридьеш Джоэль, Йолан Арваи, Крис Болзли, Juliette Grandmont, Ференц Кардош, Петер Мишкольци |
видеооператор: | Тибор Мате |
композиторы: | Plank Cluger, Брайан Ино, Massive Attack, Янош Машик, Jah Boble Spinner |
художники: | Клер Фрессе, Данка Семенович |
монтаж: | Мария Риго |
жанр: | драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
6 февраля 1999 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 40 мин |
Фильм весьма символический, глубокий, метафоричный. О нем можно много написать и долго рассуждать. Дабы не пересказывать содержание, коротенько затрону основные смысловые вехи из увиденного. Судя по названию, фильм на Библейскую тему из 8 главы книги 'Деяния Апостолов', и её интерпретацию на примере событий происходящих в нашем времени. Нам показаны два параллельных мира соединенных для зрителя в одной плоскости, символический фокусник и волхв. Изначально они словно коллеги-конкуренты. Принципиально вместе и по определению порознь. Просмотр этого фильма есть отделение одного мира от другого. Для понимания сюжетной линии режиссер Ильдико Эньеди использует в качестве шифра Новозаветную идею: - 'мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения' (Рим.6:4,5).
В фильме неоднозначная концовка, концовка для домысливания, она словно ответ для окончательного понимания, что задача решена верно. В беседах фокусника и волхва, по ходу фильма заходит речь о замене тела душой, о смерти в теле и рождении в духе. На фоне этих размышлений Симон встречает девушку, и не может общаться с ней. Никак не получается. Он пытается добиться понимания разными способами. Пробует, размышляет.
Поначалу, всё что происходит в фильме, выглядит как не связные события с непонятной мотивацией, всё это в образном виде и есть размышления о процессе перехода от ценностей материальной жизни к ценностям жизни духовной, об общении на языке не французском или венгерском, а на универсальном языке любви. Проклятый Творцом волхв Симон по определению, не имеет в себе любви, потому у него не получается взаимопонимания с Любовью, в образе актрисы Жюли Деларме.
В итоге, Симон находит ответ на мучающий его вопрос - в чем цель его существования? На языке Евангельского повествования она звучит так: - умереть телом, и родиться (воскреснуть) в Духе любви.
Деньги, слава, для Симона перестают быть целью, всё это постепенно теряет смысл. Он становится чужим в этом мире, теряет страх, приобретает уверенность в достижении цели.
Нам показаны как бы два умирания: фальшивое (в виде шоу) в образе Питера Халаса (фокусника) и настоящее, (анти-шоу) в образе Петера Андораи (Симона). Один зарабатывает тем самым славу и деньги, а вот смерть Симона имеет абсолютно иное качество! Потому и концовка фильма с запросом на домысливание зрителя. Концовка фильма странная и содержит ряд намёков, не буду их расписывать, намёков-побуждений к верному пониманию и личного определения и решения задачи.
3 ноября 2024
Взяв за основу апокрифические предания о человеке, упомянутом в весьма характерном эпизоде в Деяниях Апостолов, Ильдико Эньеди сняла необычную картину, очень поэтичную, где действие переносится в наши дни. Фильм можно было бы назвать чудесным, если бы вся метафорическая область не была перевёрнута с ног на голову. Ну, вероятно, Эньеди — современная последовательница раннего гностицизма, ибо только в первые века христианства гностики пытались изобразить апостолов как отступников от Слова Божия. А может быть, религиозные вопросы ей индифферентны, и она просто взяла интересную древнюю историю, чтобы с её помощью рассказать о любви. А может быть, у неё была другая задумка, ибо фильм трактовать можно по-разному, это скорей кинопоэма, медитация, чем киноистория.
Напомню, что библейский Симон волхв — это известный в Самарии маг, который творил невероятные чудеса и имел множество последователей, его отличал столь суровый прагматизм, что он даже пытался выкупить у апостола Петра секреты «владения» Святым Духом, после чего был вразумлён и покаялся. По апокрифическим сведениям, его (а может быть, другого человека, известного под именем Симона волхва) не отпустило желание прославиться и разбогатеть за счёт религии, и он, объявив себя божеством, основал чуть ли не первую гностическую секту с причудливо подогнанным под Христианство учением. Одна из версий, по которой он погиб — это его состязание в Риме с апостолом Петром (тоже Симоном — до встречи с Христом), где он проиграл, а затем совершил неудачную попытку восстать из гроба на третий день. Этот момент обыгрывается в фильме в оригинальной трактовке.
Фильм начинается как классическая увлекательная детективная история — в Париж слёзно умоляют приехать человека по имени Симон для расследования убийства. Он соглашается, но требует за работу сто тысяч франков, которые вскорости получит и внимательно пересчитает. Вообще эта деловитая практичность в Симоне удивительно сочетается с пребыванием в состоянии «не от мира сего». Он словно существует в другом пространстве-времени, чем остальные люди, а прагматизм — это якорь, позволяющий ему зацепиться за реальность. В общем, интересный образ получился. Картина очень быстро съедет с детективных рельсов и покатится куда-то (скорее ввысь, чем под откос) в своём собственном направлении. Вскорости появится и фокусник, иллюзионист Пётр, внешне почему-то больший похожий на Павла, а внутренне — так пародия на реального Симона волхва — Пётр Эньеди очень озабочен соперничеством со своим старым знакомым, ему требуется, кровь из носа, признание волхва, он даже готов поделиться с ним своими секретами…
Третий значимый персонаж фильма — девушка, в которую влюбляется Симон. Любовь — это самая красивая сюжетная линия картины, именно благодаря ей у фильма получился просто потрясающий финал.
Приятно было узнать, что в венгерском кинематографе, помимо всемирно известных Белы Тарра, Нимрода Антала и Ласло Немеша, есть также имя Ильдико Эньеди. Неплохо, очень неплохо для столь маленькой страны.
8,5 из 10
18 января 2018