Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
После дождя |
английское название: |
Ame agaru |
год: | 1999 |
страны: |
Япония,
Франция
|
режиссер: | Такаси Коидзуми |
сценаристы: | Акира Куросава, Сюгоро Ямамото |
продюсеры: | Эли Шураки, Цутому Сакурай, Каё Ёсида, Мияко Араки, Масато Хара, Хисао Куросава |
видеооператор: | Масахару Уэда |
композитор: | Масару Сато |
художники: | Ёсиро Мураки, Теруё Ногами, Кадзуко Куросава |
монтаж: | Хидэто Ага |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3800000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 сентября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
К завтрашнему дню рождения величайшего режиссёра всех времён и народов Акиры Куросавы. Внёсшего неоценимый вклад в развитие кинематографа как искусства и его гуманизацию.
Дебютный фильм замечательного режиссёра Такаси Коидзуми посвящён его учителю, другу и соратнику Куросаве, написавшему сценарий, но не дожившему до окончания съёмок. Картина вышла в годовщину ухода мастера в мир иной.
Кино притча в которой главный герой является собирательным образом человека идущего духовным путём, презирающего условности. Возникали ассоциации с короткими рассказами из «Плоть и кости дзэн» (аналог христианских патериков). Фильм — созерцание. И по действию, и по форме — стопроцентно японский. Но при этом о том, что заботит человека, независимо от места его рождения. О приведении внутреннего в гармоничное состояние с внешним.
В каком-то совершенно чудесном сочетании лирики и иронии авторы рисуют внутреннюю драму человека, чья искренность и отточенное искусство приносят ему только беды. Открытость, доброта и сострадательность встречаются в штыки людьми надменными, гордыми и завистливыми («доброта победителя ранит сердце побеждённого»). На первый план вынесен сущностный конфликт между буквой и духом бусидо. Опять же по аналогии с христианством конфликт Христа и фарисеев, внешне соблюдавших все правила, но не имевших ни любви, ни сострадания и ненавидевших Его за то, что Он обличал их чистотой своих намерений и поступков. В очень простой форме это выражено характеристикой крестьян: «Хороший человек этот самурай. Не заносчивый, улыбается всегда. Как будто и не самурай вовсе». Более тезисно словами жены: «Важно, не то, что он делал, но почему. Неужели люди вроде вас этого не понимают?»
Персонаж жены ронина Мисавы Ихеи придаёт целостность картине гармонии человека не только с природой, но и во взаимной любви, понимании и принятии. Интересен и персонаж местного правителя, либерал (в хорошем смысле) интеллектуала, гордого, но искренне стремящегося расти духовно. Кстати, сыграл его Сиро Мифунэ, сын главного куросавского актёра Тосиро Мифунэ.
Визуальный ряд зачастую напоминает ожившие гравюры японских художников, и дополнен прекрасным саундом Масару Сато. Давнего соратника Куросавы, написавшего музыку к большинству его фильмов. Кстати, это его последняя работа, композитор умер через несколько месяцев после выхода фильма. Вообще картина наполнена символизмом дат и имён, но не буду утомлять вас этим, мало кому интересно.
Резюмируя скажу, «После дождя» один из тех светлых и добрых фильмов, после просмотра которых хочется и самому стать хоть чуточку лучше. Приятного и полезного просмотра.
10 из 10
23 марта 2021
Не буду описывать сюжет, в рецензиях выше про него есть почитать.
Смею заметить что фильм, не дань Куросаве, но самурайское кино, итог творчества Акиры Куросавы (сценарист и сопродюсер фильма), который не дожил до конца съемок.
Не важно, что ты делаешь, важно — почему ты это делаешь (с)
Кино про приключения ронина (самурай без хозяина), мастера фехтования, как человек через практику боевых искусств становится лучше. Настоящий мастер — это исключительно добрый и щедрый человек. Для меня это кино: показатель настоящего мастера боевых искусств — философия, техника, жизнь!!!…
Фильм пронизан влиянием Куросавы: сюжет, смысл, операторская работа… По идее кино о ДОБРОТЕ, о бескорыстном, принципиальном, искреннем чувстве. Фильм на удивление не затянут, как это бывает у японцев. Не смотря на наличие боевых сцен на мечах (поставлены просто шикарно), крови практически нет.
Очень позитивное, красивое и легкое кино со смыслом.
10 из 10
однозначно
30 ноября 2020
Ронин — самурай, потерявший покровительство своего сюзерена, либо не сумевший уберечь своего господина от смерти.
Ронин Ихеи Мисава пытается найти новое место, чтобы не скитаться бесконечно по третьесортным гостиницам со своей доброй милой женой. Мисава добр и отзывчив, «как будто и не самурай», он не выносит споров и драк, хотя на жизнь себе зарабатывает мечом, боями за деньги. Его искренняя широченная улыбка и вечное смущение легко располагают к себе товарищей по несчастью и изрядно раздражают принципиальных работодателей, которые видят в этом извращенное высокомерие неправдоподобно искусного фехтовальщика. «После дождя» — это история о человеке, настолько добросердечном, что в него трудно поверить, она наполнена почти сказочным обаянием и гуманизмом, который вступает в некоторое противоречие с устойчивыми представлениями о японской культуре, строгой и бескомпромиссной, ставящей честь выше всех прочих добродетелей.
Противоречие, впрочем, разрешается довольно легко, если знать, что фильм снят по последнему сценарию Акиры Куросавы его другом и многолетним соратником. Можно сказать, что после смерти Куросавы Такаси Коидзуми и сам в каком-то смысле стал ронином, и, прежде чем искать свой творческий путь, решил сначала полной мерой отдать дань уважения своему учителю. «После дождя» явно наследует фильмам Куросавы и стилистически, и сюжетно, хотя довольно ощутимо уступает им в глубине, тщательности проработки деталей и, особенно, в страстности. Большой поклонник Достоевского, Куросава виртуозно умел создавать героев, обуреваемых страстями и мучительно их сдерживающих, поэтому в его фильмах всегда кипела жизнь, даже если действие могло показаться неторопливым. Ко времени съемки своего второго самостоятельного фильма Коидзуми этим мастерством еще не овладел, но обойтись совсем без Достоевского не посмел.
Словно бы рамкой обведена характерная фраза о том, что никто не выносит жалости, потому что она оскорбляет гордость; да и примиряющий всех и вечно извиняющийся Мисава отчетливо напоминает князя Мышкина, хоть и с мечом. Но Коидзуми — и в этом его принципиальное отличие — не заставляет своего героя разрываться изнутри от несовершенства мира, а, наоборот, пытается найти для него место во вселенской гармонии, и ключом к этому делает единство с природой. Поэтому он акцентирует внимание на медитативных, акварельно-прозрачных пейзажах: разливе вздувшейся от дождя реки, ветре в ивах и — последней нотой фильма — открывающемся за поворотом море, которое дает силу и свободу. Сила Мисавы — в правде, а в правде этой причудливо смешаны христианское сострадание к ближнему и максима благородного воина: делай, что должно, и будь, что будет. Историю, рассказанную Коидзуми, можно упрекнуть в чрезмерной наивности и прямолинейности, но в то же время она подкупает искренностью, авторской уверенностью в том, что именно так все и должно быть. Верность принципам очищает душу от сомнений, как дождь смывает застоявшуюся пыль. И пусть в реальности не всякое доброе дело сразу вознаграждается, так и не после каждого дождя бывает радуга. Но ведь бывает же.
16 августа 2017
Ронин останавливается в гостинице из-за дождя, который мешает ему перебраться через реку. Он — воплощение добродетели. Когда в гостинице, больше напоминающей постоялый двор, постояльцы ссорятся, обвиняя друг друга в воровстве, он приходит на помощь, примиряя их. Такой же талант примирения он продемонстрировал, прогуливаясь в лесу, когда наткнулся на парочку, пытающуюся выяснить отношения путем запрещенной дуэли. Это заметил сам глава феода и пригласил ронина на должность мастера-инструктора по боевому искусству в свое поместье. Ронин соглашается. На глазах у почтенной публики он легко разделывается с соперниками, а потом на поединок его вызывает сам князь. Из-за конфуза, случившегося во время этого боя, ронину приходится уносить ноги. Да и дождь прошел. Можно перебираться через реку.
Фильм «После дождя» в первую очередь посвящен добродетели, причем взятой в несколько универсальной форме. Здесь плохо просматриваются японские представления о чести и пути меча, а ронин воплощает почти христианский архетип, играя роль Мышкина из «Идиота» Достоевского. Это действительно странно, потому что самураи и ронины в Японии всегда были привелигированным классом, которому и дела-то не было до страданий и распрей простых людей. Правда, это не значит, что ронин не умеет постоять за себя. Когда на него нападают, он без промедления вытаскивает меч. Но делает он это нехотя, куда приятнее ему было бы решить все вопросы словами и улыбкой. Вообще улыбка актера Акиры Тэрао стала чем-то вроде его фирменного стиля. Он не расстается с ней в большинстве фильмов. Поэтому в этой картине ее трудно считать чем-то самобытным.
Но помимо чисто наносного для Японии христианского смысла, все же есть в фильме и что-то японское. Интересно, например, наблюдать за тем, как ронин один тренируется в лесу. Это очень специфическое и чисто восточное занятие. Здесь нет эффектных телодвижений с мечом, потребовавших бы акробатических способностей, зато есть движение духа, когда ронин молча вытаскивает меч и начинает им рассекать воздух, побивая невидимых врагов. Таким образом, наш ронин — это добрый воин, который, не пренебергая занятиями с мечом, одновременно нацелен на привнесение в мир добра. Этот фильм вполне мог бы быть снять Акирой Куросавой, памяти которого он посвящен, но слишком уж он цельный и мягкий по заложенному в нем конфликту. Куросава, думается, заострил бы его, введя элементы воинского безумия, но, впрочем, это не обязывает других режиссеров полностью копировать стиль великого патриарха.
8 из 10
30 июля 2015
Прекрасное самурайское кино о гармонии — прежде всего с самим собой. А когда человек, тем более мастер боевых искусств, нашел мир и покой в своем сердце — он дарит счастье всем окружающим. Его жизнь и поступки — учение для каждого. Его судьба — пример для подражания людям. Его путь — спасение и благодать.
Фильм японцы сняли и посвятили в 1999 году соотечественнику — великому режиссеру уходящего тысячелетия — Акире Куросаве. Безусловно, фильму очень не хватает эпичности и глубины мысли, под текстов, даже в незначительных деталях повествования, как это было свойственно гению Куросавы. Просто надо понимать, что Коидзуми — не Куросава.
Но фильм Такаши Коидзуми все же несет в себе основу мировоззрения легендарного Куросавы, свойственных его фильмам: самурай — личность — человек не должен изменять принципам чести и совести, и должен оставаться благородным, при любых обстоятельствах. Лишь тогда его дух познает мир и обретет гармонию. Это сложный путь, его пройти не просто. В жизни тебя многие не поймут. Ты встретишь жадность, зависть, агрессию. Тебя могут посчитать странным. Чудаком. Но в конце концов, даже враги признают, что ты великий воин. Личность — настоящий человек. А верные друзья и близкие будут гордится тобой и твоими поступками. Пусть и не будет у тебя титулов и богатства.
Такова история странствующего ронина — Мисава Ихеи, который с верной и доброй женой вынужден переждать разлив реки в захудалой гостинице на берегу. Он помогает простым людям в гостинице. Личной доблестью добивается расположения местного знатного вельможи. И почти обретает высокий чин с достойным жалованием, после долгих странствий и бедности. Но есть моменты в судьбе, что порой как и бурная река — не преодолимы. Их приходится лишь переждать, временную бурю, и вновь идти своим путем далее, зная, что твоя совесть и честь чисты. А ты — достойный человек. Ронин Мисава Ихеи и кинорежиссер Акира Куросава — соль Земли. Достойные образцы для подражания. Герои истории — «После дождя».
9 из 10
19 апреля 2013
Японцы — великие рассказчики. Они знают — картина, нарисованная несколькими штрихами, легкими росчерками кисти по бумаге, может показать больше, чем детально проработанный натюрморт. «После дождя» — история, рассказанная простым языком, возможно, даже излишне скупо. Удивительная гармония царит в отношениях природы и персонажей, одна воздушно-легкая картинка дополняет другую. Вот хрустальные капли соскальзывают с изумительно-зеленых веточек, туманное одеяло укрывает роскошные просторы. Шум дождя и нежное перешептывание листьев успокаивает зрителя. Персонажи картины словно неотделимы от этого пейзажа, являясь его важным дополнением, незаменимой деталью. Так и главный герой перенимает частичку мудрости и всеобъемлющей доброты природы.
Ame agaru посвящен светлой памяти Акиры Куросавы, по природе своей неисправимого гуманиста, сумевшего добиться объединения культур Запада и Востока в своих работах. Может, эта меланхоличная нотка дождя и есть тот самый легкий взмах кисти, который оставляет росчерк, передающий почти мелодичную тоску и непреодолимую грусть. Последняя работа мастера (Куросава выступил в роли одного из сценаристов и сопродюсера) впитала в себя его последнюю каплю тепла и искренности.
Фильм представляется размеренно бегущим потоком воды — плавное течение событий позволяет зрителю привыкнуть к героям и самому стать участником происходящего. Поучительная и мудрая история знакомит нас с «маленьким» человеком — Мисава Ихеи — вечным путешественником, который на пути к своему счастью не страшится никаких преград. Непрекращающийся дождь не страшит ронина. «Все когда-то кончается» — говорит Мисава. Самое главное суметь достойно претерпеть все невзгоды, не позабыв об искренности и сострадании. Второго шанса достойно прожить жизни уже не будет, потому каждую секунду следует наполнить простым человеческим теплом и любовью к себе и к миру. Дух самурайской истории наполняет ленту, призывая на секунду восхититься главным героем и заразиться его честными и высокими принципами. Быть может, именно в жизнеутверждении и есть смысл таких японских притчей, зажигающих легкий огонек надежды и веры внутри каждого человека. Самое сложное, учит нас ame agaru, — это выбрать правильный путь, не отказавшись от своих честных принципов. И тогда, возможно, даже самый затяжной дождь закончится, и после него останется только по-весеннему свежий бриз.
24 июня 2012
Рецензию на этот фильм я собирался писать раз пять. Но вот все как-то мысли не складывались и вряд ли сейчас выйдет, что-то достойное, но я не могу оставить этот фильм без следа, ведь к сценарию к нему писал мастер и мой любимый режиссер Акира Куросава. И фильм посвящен ему и выпущен на годовщину его смерти. И конечно перекликается с его жизнью и творчеством.
Фильм этот о сильном и честном человеке, который из-за этого не может найти свое место, свой дом, и вынужден путешествовать в его поиске вместе с любящей его женой. Бедняки и крестьяне его уважают, их взаимоотношения дружеские без тени гордости и высокомерия. Тут важна сама личность героя, как он рассудителен и добр ко всем, само его отношение к миру наверно и есть любовь. Любовь не подчинения или сострадания и жалости к ближним а нечто другое, понимание, проникновенность в суть вещей где человек человеку друг, деликатное отношение к людям есть не правило, а волеизъявление. Встречаясь с властью и завистью не отступать от своих идеалов должного даже если это грозит смертью. И пусть финал не оставляет однозначного ответа, я все же склоняюсь к правильности выбранного пути самурая.
Фильм стоит того, что бы его посмотреть. Не передать словами сцены праздника, этого обычного житейского маленького счастья и надежду на завтрашний день. Это самое высокое творчество, которое осмысливает человека, его поступки, не унижая его достоинство, показывает лучшее, что в нём есть, решает проблемы выбора, учит понимать происходящее вокруг нас и показывает ту самую любовь человека не только к другому человеку, но и вообще к миру, без которой творчество вообще не имеет значение, хотя это спорный вопрос.
9 из 10
23 мая 2012