Ни поездов, ни самолетов…
No Trains No Planes
7.6
7.3
1999, драма
Бельгия, Нидерланды, 1 ч 45 мин
16+

В ролях: Пир Маскини, Петра Седда, Анри Гарсен, Пит Брауэр, Жак Босман
и другие
События в фильме разворачиваются в одном месте – в немноголюдном кафе на привокзальной площади. Для многих это кафе не более, чем место, где можно подождать свой поезд. Для других – это убежище, где можно спрятаться от жизни, от ее горестей и пустых иллюзий.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ни поездов, ни самолетов…

английское название:

No Trains No Planes

год: 1999
страны:
Бельгия, Нидерланды
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Гурт Хилтай
композитор:
художник: Герт Бринкерс
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 1 апреля 1999 г.
на DVD: 6 сентября 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 45 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Ни поездов, ни самолетов…», 1999

Эротическое барокко Йоса Стеллинга (часть 11)

Снятая через четыре года после «Летучего голландца» и между двумя фильмами короткометражной трилогии, лента «Ни поездов, ни самолетов», наверное, самая мрачная в стеллинговской фильмографии, если судить по зрительскому послевкусию, и самая комичная, если брать в расчет сюжет, не считая финала. Кроме того это наиболее разговорный фильм мастера, ведь снят он по роману, то есть имеет в основе крепкую драматургическую композицию. Порой возникает впечатление, что перед нами – заснятый на пленку театр или телевизионная постановка, ведь действие разворачивается в рамках одной локации, редко выходя за ее границы. Не думаю, что целью Стеллинга было показать эмоциональную черствость людей и их глухоту к чужому страданию, хотя и то, и другое особенно ощутимо в тягучем финале, который все длится и никак не заканчивается, что вызывает у зрителя ощутимые мучения.

«Ни поездов, ни самолетов» - скорее история о том, что отчаявшийся человек не способен разгадать сигналы возможного счастья, ибо замкнут на себе и своих переживаниях. Думаю, что при всем его пессимизме во взгляде не человеческую природу Стеллинг не оправдывает главного героя, наоборот, он делает очевидными для зрителя перспективы его грядущего существования, при условии, что тот выберет жизнь. Телевидение показано в данной картине нелицеприятно, почти в духе «Реквиема по мечте», который выйдет на экраны синхронно с лентой Стеллинга, как наркотическое обезболивающее для масс, как принуждение к развлечению, когда вам плохо. Олицетворением этого бесчеловечного подхода к страданию становится брат героя, музыкальная звезда Марио Руссо в как всегда блестящем исполнении Жене Бервутса (в кой-то веки его герой – не неудачник, а воплощение буржуазной философии успеха).

Эллен Тен Дамме, которая появится спустя год в «Бензоколонке» Стеллинга, здесь достаточно ординарно, с фиксированным набором актерских приемов, играет проститутку, собственно и дарящую герою шанс на новую жизнь. Остальное множество персонажей нужны постановщику для эпизодических деталей, чтобы усилить у зрителя ощущение комического абсурда (вроде официанта, постоянно бьющего посуду, или ветреной дочери хозяина кафе). Как в хорошей пьесе Чехова или Ионеско, герои много и не по делу говорят, не слыша друг друга, возникает стойкое впечатление, что голландский режиссер намеренно отошел от своего невербального стиля, чтобы снять полутеатральную-полутелевизионную работу, да еще и с жутким финалом. Это удивительно, учитывая, что хоть фильмы его в целом и пессимистичны, но все равно не оставляют обычно послевкусия столь горькой беспросветности.

С другой стороны, Стеллинг к концу 1990-х «выдохся», ибо уже снял почти все свои шедевры и, видимо, подобрался к пределу своих творческих возможностей. Оставалось лишь перепевать прежние темы либо усилить эффект от них, что он, к сожалению, и сделал, избрав для этого сгущение тьмы в конце тоннеля, а жаль, ведь преданный ему зритель, думаю, даже к тому моменту не перестал ждать от него лирики и романтики в освещении темы отношений мужчины и женщины, по-прежнему веря в то, что люди могут быть счастливы несмотря не на что.

21 апреля 2025

…Включаю, когда кисло, какой-то хороший фильм, которому доверяю и могу полностью в него погрузиться. Например, шедевр Йоса Стеллинга Ни поездов ни самолетов. Такое название потому, что нет там ни того ни другого, хотя перемещение героев, и даже в заоблачный мир, постоянно планируется. Очень люблю фильмы про грешных людей, когда автор любит своих героев, а в них, в свою очередь, присутствует какое-то божественное начало, несмотря ни на что. А вот этот фильм, по сути, больше похож на пьесу — все происходит в замкнутом пространстве, в скромном кафе с постоянными обитателями, один из которых пришел проститься, он — в мучительных поисках выхода из создавшегося положения, которое кажется ему безнадежным. На всякий случай он раздаривает книги, поручает кому-то клетку с птичками. Просит приехать своего брата, удачливого, блестящего певца из эстрадного шоу, сославшись на свою несуществующую болезнь. Брат приезжает дважды, он что-то почувствовал, второй раз — когда уже, по-видимому, поздно … Герой видится с любимой женщиной — современной Кабирией, самым близким ему человеком. Она занята своим ремеслом и не сразу распознает трагедию. В принципе, этот фильм можно смотреть и в немом варианте, а для меня это высшая похвала. Настолько яркие здесь герои, которые вовсе не сливаются с окружающим миром, а сами по себе неповторимы… Финал вообще говоря, неоднозначен. Все-таки автор дает надежду, поскольку героиня в ответ на докучные вопросы говорит про своего друга — К утру отойдет… А глагол этот в русском языке имеет два значения — понимайте как хотите. Ведь искусство должно дарить надежду, иначе зачем оно нужно.

30 июля 2018

Все давно случилось

На этот раз полнометражный, фильм голландского режиссера Йоса Стеллинга «Ни поездов, ни самолетов». Зритель, знакомый с творчеством этого режиссера, начнет представлять сложную концептуальную работу мастера об экзистенциальной бессмысленности бытия, связывая отсутствия выхода с отсутствием как поездов, так и самолетов. На самом деле, именно в этом фильме Йос Стеллинг говорит не философским, как обычно, а бытовым языком. А название объясняется очень просто — в фильме нет ни поездов, ни самолетов. Первый прецедент подобных названий — Хемингуэй и его «ни барабанов, ни фанфар».

Действие картины происходит в Амстердаме, в привокзальном кафе. С самого утра, когда заведение только-только открылось, в него начинают стекаться завсегдатаи: пожилая пара, ведущая бессмысленную беседу, красивая проститутка, которую только что бросил ее спонсор, местные сплетницы, требующие с утра пораньше стакан виски, слепой чудак, который на поводке тащит свою, умершую этим утром собаку. За стойкой — владелец бара — пожилой старик, который ругает свою дочь за слишком откровенные платья.

Главный герой — Жерар — типичный неудачник, которому не везет ни в картах, ни в женщинах. Он пришел в бар попрощаться, так как уезжает навсегда. Но ни для кого его отъезд не станет трагедией, никому не будет не доставать этого помятого взлохмаченного несчастливого человека.

Жерар прощается не с пустыми руками: каждому он оставляет какую-то свою вещь. Проститутке, которую, между прочим, он любит и зовет с собой, оставляет мамину брошь. Старичкам — книги. И всем — самого себя. Вот уж по истине хлам!

Действие картины происходит в Амстердаме, в привокзальном кафе. Если вспомнить все предыдущие картины Йоса Стеллинга, то можно проследить некую тенденцию к суживанию пространства сцены: один город, один дом, один зал ожидания, одно кафе. Но в данном случае кафе является не местом общепита, а убежищем для тех, кому с самого утра уже некуда идти. Это страшно, когда человек не знает, куда себя деть.

Сюжет, заключающийся в прощании Жерара, усложняется интригами проститутки, личными драмами посетителей кафе и приездом брата Жерара — величайшей знаменитости поп-сцены. Почти в каждом фильме Стеллинга появляется такой персонаж: это неожиданный гость, это чудо, которого не ждали, это недоступная красота, это тот, кто явно не принадлежит миру данного фильма.

На этот раз Стеллинг избегает ярких кислотных цветов, маскарадных костюмов и прочей буффонады. В картине преобладают коричневые, земляные цвета, все герои одеты в старые поношенные наряды, а пытающаяся себя принарядить девушка сразу получает выговор отца. Музыка, в след за цветом, — бесцветная, незапоминающаяся, как в предыдущих фильмах, не хитовая, говоря современным языком. И если смотреть на картину глобально, то в ней все служит для того, чтобы доказать общую бессмысленность и незначительность: цвета бесцветны, музыка немузыкальна, разговоры посетителей бессмысленны, любовь продажная, выручка бара расходная, ограбление разыгранное, жизнь фальшивая. Дохлая собака, которую таскал за собой ее слепой хозяин, не зная о случившемся, объясняет и саму картину и ее финал. Все давно случилось, а никто и не ведал.

27 июля 2011

Очень здорово придуманный сюжет. Если начало кажется вполне обыденным, то далее вся история, вроде бы не меняясь, приобретает ореол сказочности, какой-то ирреальности. Все персонажи запоминаются по-своему. И каждый хорош. Не думаю, что таким разнообразием персонажей Стеллинг хотел показать пороки и различные типы разлагающихся личностей. Так он лишь показывает тему этого пресловутого одиночества и «глухоты» людей в нашем загнивающем мирке. А герои скорее вызывают симпатию, чем отвращение. Ведь они разные, как и мы с вами. Только заметить и принять это могут далеко не все. И такие фильмы здорово в этом помогают.

12 марта 2010

Сегодня нет никаких поездов.

Поразительная история любви и одиночества в мире, который напоминает грязный бар со всеми вытекающими из него свойствами. Лицемерие и заискивание, стадное поведение в толпе и руководство своими помыслами в обстоятельствах сложных и требующих благородства и сочувствия к ближнему.

Несчастный главный герой потерялся и не смог найти своё место в жизни. Он, нерешительный в жизни, сумел пойти на самый отчаянный шаг и смотрит на людей с их заботами о настоящем с жалостной улыбкой. Он понимает, что ни ему это не важно, ни им по большому счёту. Другие же так погружены в свои проблемы, что не могут понять эти его сигналы, подразумевая под ними то болезнь, то зависть.

Все персонажи удивительны и вызывают сочувствие своими проблемами, но всегда в центре внимание остаётся, казалось бы, совсем непримечательный главный герой с попытками поиска смысла существования и его отчаянная вера во внутреннюю доброту людей, которая, возможно, остановит его от столь опрометчивого поступка.

10 из 10

8 августа 2009

Ни поездов, ни самолетов.

Филь действительно впечатляет. Это фильм об одиночестве, о любви и о нашей с вами черствости. Многие персонажи фильма легко узнаваемы, они в чем-то мы, наши друзья, родные. И самое главное они все обыкновенные хорошие люди, конечно, каждый со своими проблемами, радостями и печалями, но ни у кого нет времени заглянуть своему соседу в глаза, услышать его, понять, все, словно ослепли и оглохли. И среди всех этих людей мы видим лишь одного человека, по истине живого, ждущего хоть капли искренности или внимания от своих знакомых и друзей, это Герард.

Потрясающее начало фильма: выходя из дома, Герерд, живущий один, запирает дверь и бросает ключ в почтовый проем в двери и ключ падает на коврик в прихожей за уже запертой дверью. Забавно подумал я, но лишь в конце фильма я понял, что он ему уже ни к чему, ведь для Герарда это последний день в его жизни и домой он уже не вернется.

Этот мотив очень напоминает историю Э. Олби «Что случилось в зоопарке» Джерри — Герард. Джерри был одинок, искал понимания и не найдя уходит из жизни, точно так и Герард. Этот фильм очень теплый, смешной и безумно грустный, я уверен, он никого не оставит равнодушным. Я бы отнес его к жанру трагикомедия. Один из любимейших фильмов моей коллекции.

6 мая 2008

Фильм начинается с того, что главный герой Герард составляет себе надгробное послание. Следуют кадры городской жизни Амстердама с ее многочисленными чудиками и странными личностями, которые в последствии оказываются в одном кафе, где и происходят все дальнейшие действия фильма.

Герард сообщает всем о своем отъезде и раздаривает постояльцам кафе подарки, причем надо заметить весьма неуместные и ненужные. У Герарда еще одна новость для всех — популярный певец, музыку которого частенько ставят в кафе, — брат Герарда. И он соглашается устроить встречу с ним прямо в этом кафе.

Суета, сплетни, немыслимые поступки и характеры героев только подчеркивают всю нелепость происходящего. Стеллинг в очередной раз показал нам уродливость общества, но уже не посредством излюбленного им в раннем творчестве подбора ужасных лиц и внешних образов, а более тонко — изощренностью и бездушностью внутреннего мира персонажей.

Здесь каждый отвратителен по-своему — хозяин кафе все время бестолку ругается, никогда не добиваясь своего, тут постоялица — сплетница с мужем — подкаблучником, проститутка, хам, дочь владельца кафе, стремящаяся стать взрослой и чуть ли не следуя развратным примерам. Здесь и обман, и воровство, и зависть, и наверно все человеческие пороки в одном маленьком кафе как пример увядания всеобщей духовности.

В течении фильма понимаешь, что Герард никуда не уезжает, а прощается со всеми он по тому, что решил сделать этот день последним днем своей жизни. И хочется верить, что кто-то услышит его и протянет руку помощи. Но все герои глухи и слепы ко всем, кроме себя. И Стеллинг, как и полагается авангардному режиссеру, доводит все до конца.

Впечатляющий фильм.

9 из 10

27 июля 2007

Драма Ни поездов, ни самолетов… на широком экране впервые с 1999 года, дебют состоялся более 26 лет назад, его режиссером является Йос Стеллинг. Список актеров, которые снимались в кино: Пир Маскини, Петра Седда, Анри Гарсен, Пит Брауэр, Жак Босман, Теа Бредервельд, Сесиль Хойер, Джоанна ван дер Веер, Joke Duijvestijn, Уильма ван Дер Хейден, Ellis Chigaco, Бьянка Кодам, Эллен Тен Дамме, Жан де Конинг, Дирк ван Дийк.

Производство стран Бельгия и Нидерланды. Ни поездов, ни самолетов… — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.