Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тоталитарный роман |
год: | 1998 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Вячеслав Сорокин |
сценарий: | Марина Мареева |
продюсер: | Вячеслав Сорокин |
видеооператор: | Валерий Миронов |
композиторы: | Вадим Биберган, Александр Зацепин |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч |
СССР; конец 60-х годов XX века
Надя /Галина Бокашевская/ - идейная коммунистка, мать-одиночка, методист в доме культуры
Андрей /Сергей Юшкевич/ - бежавший из Москвы член антисоветской группировки
Полина /Светлана Крючкова/ - директор дома культуры, женщина строгая, но сострадательная
Саша /Александр Малныкин/ - парень Нади, имеет серьёзные намерения
Гертруда /Ольга Волкова/ - тётка Андрея, порядочная и приветливая
Андрей Иванович /Алексей Лыков/ - сотрудник КГБ
На фоне застойного времени разворачивается нешуточная драма, которую я приняла близко к сердцу. Не ожидала от этого фильма слишком многого, и потому получила гораздо больше.
Фильм начинался, как комедия, по крайней мере, были тут комичные ситуации, когда Андрей пытался приударить за Надей, слишком, прямо скажем, навязчиво. Но ближе к середине, а к финалу так вообще, картина превратилась в нечто настолько щемящее…что аж мурашки по коже бегут вот сейчас, когда я пишу эти строки, и слёзы наворачиваются. По крайней мере, лично меня эта история – а, если быть точнее, чувства главной героини – захлестнули почти так же, как и её саму.
Два человека из разных миров, из разных социальных слоёв, из разных – что важнее – мировоззрений. Она обожает всё советское и ненавидит Запад, он ненавидит нынешнюю власть и считает, что Запад далеко не загнивающий. Что могло их держать вместе? Здесь у меня в принципе вопросы к Андрею, поскольку в его чувствах – именно чувствах – у меня уверенности нет. Но лучше посмотрите фильм и сами решите, что было в его душе. Вы ведь иначе всё сможете прочувствовать.
А вот сама Надя… Сколько же в ней этой любви. И сколько же боли. И как же она её собрала, чтобы жить, чтобы дочь воспитывать, ну, в самом деле, не умирать же ложиться. И вот такой триггерный случай, как прослушивание песни группы Битлз – впервые для Нади состоявшееся, поскольку группа-то запрещена – всё наружу выволокло. Я вспоминаю этот момент, и у меня бегут слёзы, представляете? Очень сильный финал.
Хочу заметить, что хотя фильм является мелодрамой - то есть, рассказом о любви, здесь есть много моментов, позволяющих взглянуть на время и на судьбы людей, косвенно задействованных в этой истории. И каждый даже эпизодический персонаж является достаточно целостным и интересным, что, по моим наблюдениям, характерно для советских фильмов, а вот в российском кино я такое встречала редко. А это ценно, на мой взгляд, и профессионально с точки зрения актёрских и режиссёрской работ.
Знаете, в фильме есть, к чему прицепиться. Но мне не хочется этого делать. Потому что мне он подарил настоящие и сильные эмоции. Я за это и люблю кинематограф и именно такое кино считаю настоящим. Очень понравился этот фильм, рекомендую его.
26 июля 2023
1968-й год, сразу после известных политических событий в Чехословакии. В небольшом сибирском городке пытается временно укрыться от КГБ столичный «диссидент». От нечего делать молодой позёр соблазняет мать-одиночку, работающую методистом в местном Доме культуры. Флирт перерастает в бурный роман, который нарушается вмешательством Органов. Гэбэшный начальник, ловко манипулируя неискушённой в психологии пропагандисткой-культпросветчицей, свято верящей, что чехи сами напали на нас, представляет ей любовника, как ярого антисоветчика.
Уже сам факт общения с КГБ производит на провинциальную барышню столь угнетающий эффект, что она рвёт все отношения с возлюбленным, но чувства всё же берут верх. Тут-то и обнажается центральный конфликт, отчасти напоминающий знаменитый «Сорок первый», с той только разницей, что здесь любовь вступает в борьбу с верностью идее в чуть смягченной, в соответствии с временем, форме. Инстинкт самосохранения и осознания аморальности фискалить на близкого человека разрывают на части сердце честной комсомолки.
Понятно, что в советское время такое кино не могло появиться даже на уровне замысла, но чудом сохранившаяся здесь эстетика именно советского кино с его знаменитым лиризмом и теплотой, позволяет смотреть «Тоталитарный роман» как снятую с полки картину, отлученную от зрителя лет на 30. Дух морального беспокойства, который Вячеслав Сорокин привнес в кино ещё в дебютном фильме «Жил-был доктор» (1984), поставленном накануне Перестройки, и тщательное воссоздание бытовой среды, сделали «Тоталитарный роман» заметным явлением конца века, вселяя надежду, что традиции советского кино не умерли.
При всей доходчивости мелодраматизма история зиждется на цепочке метафор как сквозных — столичный диссидент соблазняет провинциальную комсомолку, так и композиционных — под звучащую в финале битловскую мелодию Надя заливается слезами, так как слышит наконец-то «в подлиннике» то, что напел ей некогда Андрей. А пацаны, переписывающие тайком запрещённые песенки, вежливо удаляются вглубь коридора, и постепенно тают в контражуре света. Что ждёт в дальнейшем этих мальчиков, вкусивших желанной свободы, мы знаем уже на собственном опыте.
3 июля 2014
Предыдущий оратор, по-моему, разбирается в кинематографе не больше грязных ботинок.
Современному человеку невозможно понять, что значит защищать и хранить свою любовь. Сейчас кажется таким естественным: любишь — женись. В 19 веке и раньше этому препятствовал социальный статус влюбленных, в веке 20 любви противостояла История.
Она — провинциальная работница культурно-массовой сферы, предпочитающая жабо, программу «Время» в 9 вечера и фильмы с Дорониной; он — диссидент, замешанный в публичном отрицании Пражской весны, потому прячущийся после облав у тетки в глухом сибирском городке. Он поражает ее светскостью, манерой говорить и красиво лгать, она его — простодушием, классической и неисстребимой у всех зрителей программы «Время» верой в непогрешимость товарищей, правящей страной. Он дарит ей умение задумываться и жаждать истину, он ей — свое темное диссидентское прошлое. В дверь таким непохожим и таким любящим стучится каменный кулак Командора-чекиста (Лыков).
Попробуйте поискать лучшую актерскую работу — не найдете. Попробуйте усломниться в правдивости всего, происходящего на экране — не сумеете. Таких режиссеров, как Вячеслав Сорокин, больше не делают. Он перфекционист в 128ой степени, именно поэтому неудобен продюсерам и поэтому не на слуху. Мне кажется, лучший способ проверить свое внутреннее ухо на предмет нонконформизма, адекватности, чувствования и понимания кино как искусства — посмотреть «Тоталитарный роман» и восхититься им. Если не получилось, включайте новости на Первом, потом для вас покажут вечерний сериал, а там недалеко и до субботы, сходите всей семьей на «Самый лучший фильм-28»
16 февраля 2011
Беспомощная и явно неудачная попытка «другого взгляда» на вещи, относительно недавно казавшиеся единственно верными.
Я не фанат (скорее, куда как наоборот) большевизма и к известному периоду в истории нашего государства отношусь весьма категорично. Но потуги, подобные данной картине, донести до людей «правду» вызывают во мне не меньшее отторжение.
В фильме я выделил для себя два ключевых момента. Первый: когда герой С. Юшкевича признает, что ему нечем «крыть» американский беспредел во Вьетнаме, по сравнению с которым Пражская весна 68 года выглядит просто как дружественный визит к соседу по лестничной площадке. И второй: слова героини О. Волковой о том, что (утрированно) революционер революционеру рознь, и на пяток фанатов (в хорошем, насколько это вообще возможно, смысле слова) приходится полсотни трепачей и пр. хлама — т. н. «сочувствующих». В качестве бонуса — «наши товарищи грузчики из Ливерпуля», которые на самом деле никакие нам не товарищи.
Этими двумя с половиной «козырями» по полной программе перекрываются абсолютно все так бестолково и невнятно показанные и, якобы, заклейменные «отдельные недостатки» советского государственного и общественного строя. Без шансов!
Добавляю сюда безмозглую, не по годам (как своим, так и в значении исторического периода) вульгарную, непривлекательную и вообще отталкивающую от себя уровнем своего морального разложения героиню, откровенно зарвавшегося, но, как выяснилось, пустого, трусливого и никчемного героя, не обладающего ни малейшим представлением о такте и чести, и получаю потрясающий союз пошлости и мерзости, имя которому (устами авторов) любовь?! Увольте!
Приятно порадовали уже упоминавшаяся мною О. Волкова, а также С. Крючкова — их персонажи вызывают искреннюю симпатию даже в контексте происходящего. Хорошо, безусловно, А. Лыков — отличный получился «страж порядка».
А вообще картина напомнила снятую чуть позже «Зависть богов». Думается, В. Меньшову удалось сделать нечто большее, нежели В. Сорокину. Из очевидных плюсов отметил бы главного героя-иностранца, который хотя бы не выглядит так отвратительно, как персонаж С. Юшкевича — этот лже-патриот великой страны.
Финал не впечатлил. Я жаждал «кровавой расправы» над изменниками Родины, но, так и быть, ограничимся «замечание в устной форме». Тараканы разбежались от одного только вида занесенного над ними тапка. Слабаки! Стоило ли начинать свою мышиную возню?!
P.S. «Тебе говорят, г…но музыка, а ты споришь!» /Д. Багров, «Брат»/
5 из 10
19 октября 2009