Рейтинг фильма | |
![]() |
6.4 |
![]() |
6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Святая Клара |
английское название: |
Clara Hakedosha |
год: | 1996 |
страна: |
Израиль
|
слоган: | «welcome to golda meir junior high school home of the bewitching and the bewitched» |
режиссеры: | Ари Фольман, Ори Сиван |
сценаристы: | Ари Фольман, Ори Сиван, Елена Кохут, Павел Когоут |
продюсеры: | Ури Сабаг, Eyal Sadan, Марек Розенбаум |
видеооператор: | Валентин Белоногов |
композитор: | Берри Сахароф |
художники: | Эриель Глейзер, Натан Эльканович, Miki Har Gill, Eli Hodoria, Эйтан Хоровиц, Анат Литвина, Тали Равив, Einat Vilbowchvitz |
монтаж: | Дов Стойер |
жанры: | фэнтези, мелодрама, драма |
|
|
Дата выхода | |
![]() |
25 апреля 1998 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 25 мин |
Ориентируясь на название «Святая Клара», кажется, что фильм должен принять на себя бремя религиозности или даже экзорцизма. На деле все оказывается куда виртуознее.
Картина открывается видом грозного подавляющего памятника, контрастирующего с красно-белыми декорациями, что повернутому на исключительной важности кинодеталей зрителю может показаться присутствием в фильме Малевича, по крайней мере, цветуозно. Не проходит и минуты, как агрессивный декор смешивается с толпой безумных школьников. И тут становится понятно, что в центре внимания школа. Но школа не обычная, а суперсовременная, о чем свидетельствует демонического вида директор в красном костюме.
Не мудрствуя лукаво, режиссер сразу же окунает зрителя в гущу событий, связанных с необычайно высокими оценками учеников по контрольной работе. Директор устраивает в своем кабинете приватные разборки с каждым школьником по отдельности, чтобы выяснить, как всем удалось списать. Глядя на виртуозно изъясняющегося красновержца, манипулирующего чувствами детей, как-то становится страшно, когда он намекает на сексуальный подтекст затравленной ботаничке, рассказывает самому отвязному школьнику о своих снах, и кажется, что весь фильм будет построен на фрейдовском психоанализе. Но к счастью появляется Клара, которая признается, что обладает даром предвидения будущего. С этого момента директор начинает переосмысливать жизнь и пытаться найти экстраординарное применение Кларе. Сама Клара в полушоковом состоянии мечется между школой и домом, а ее одноклассники активно тренируются в садизме. Проще говоря, фильм попросту теряет связь с реальностью.
Претензией на гениальность режиссера оказывается необычность костюмов персонажей, отдающих театральностью, яркостью и механистичностью. Но большие непонятки с претензией на великие просветления и глубину взгляда демонстрируют постоянно терроризирующие экран случайные персонажи. Не исключено, что зритель, увидев их, должен проникнуться уважением к режиссеру за великие откровения, коих обывателю не понять. С подобной миссией экран завоевывает дама с непомерно огромной шляпой, как-то намекающей своим присутствием на Феллини или готическую рок-группу. Тут же рядом в духе Балабанова разыгрывается драма с выигрышными лотерейными билетами. Чуть позже одержимый Чернобылем гражданин выгуливает козла, а дети умиротворяются в болоте на выброшенном диване, что, кстати, весьма символично. Так создается картина фатального абсурда. Да и вообще, все персонажи кукольно карикатурны, как будто их с позором изгнали из фильмов Тима Бертона или «Заводного апельсина» С. Кубрика.
В совокупности герои, детали, претензия на загадочность придают фильму шлейф изысканности и постмодернистичности, но стоит ли искать смысл там, где он попросту может отсутствовать? На это вопрос с великим пессимизмом отвечает Клара, которая стоит на границе двух миров — безумия и неги, и именно от нее зависит, куда покатится мир. Всю трагичность выбора ощущает лишь краснокостюмный бот (т. е. директор), для остальных людей жизнь просто подкидывает плохие сюрпризы, мертвые идеалы и пустозвонство, тем самым создается атмосфера полного «ничто», когда люди — всего лишь пестрая материя, вписанная узорами в урбанистический пейзаж.
Мистический настрой в образе Клары, ее уникальность в ситуации полной прострации приравнивается к святости, как будто речь идет о новой религии, потому вместо безумно слоняющихся персонажей мы видим потомков брошенного поколения, людей-сухариков, намеревающихся механизировать мир, лишив его человечности.
Вообще, можно сколько угодно придумывать варианты смысловой нагрузки фильма, так как в нем много недосказанного. Отбросив все прелюдии, с уверенностью сказать стоит только одно, что по городу один из героев все-таки гулял с козлом.
28 февраля 2013