Рейтинг фильма | |
![]() |
7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
На чёрных лядах |
год: | 1995 |
страна: |
Беларусь
|
режиссер: | Валерий Пономарев |
сценаристы: | Валерий Пономарев, Василь Быков |
видеооператор: | Александр Абадовский |
композитор: | Сергей Бельтюков |
художник: | Владимир Дементьев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 7 мин |
Глубокая политическая картина, своего рода откровение об историческом пути нашей Родины. Главные герои картины, повествующей об одном из самых трагических моментов — Слуцком восстании 1920 года не боятся рассуждать о трагическом пути народа, его тяжёлом прошлом и не предвещающем ничего хорошего будущем. Картина, как и одноимённый роман белорусского классика Василя Быкова, творчески переработанный Валерием Пономарёвым, поднимают весьма важные вопросы существования белорусского народа, его нравственных ценностей и устоев.
Автор, как и режиссёр «На чёрных лядах» не побоялись выступить с открытой и даже уничижительной критикой советской власти, показать её преступления. Беря во внимание обычно пророссийскую ориентацию Беларуси, выглядит довольно странно, что эта картина была снята официальной киностудией «Беларусьфильм» за государственные средства, хоть и в нелёгкие для независимой Беларуси девяностые годы прошлого столетия. Выглядит также удивительно, что обычно придерживающийся тематики Великой Отечественной, Василь Быков обратился к Гражданской войне. Впрочем, и здесь он остался верен своему принципу, обличая самые сложные и далеко неоднозначные моменты отечественной истории. Своих героев он, как и Валерий Пономарёв, ставит перед тяжёлым выбором, показывает их стойкость и решительность, не перед самим собой, но за судьбу своих родных и близких.
Сюжет в киноповести совсем небольшой и фактически концентрируется вокруг раскрытия внутренних образов самих героев. Действий совсем мало, зато через переживания и воспоминания героев обстоятельно раскрыт их внутренний мир.
Как и следовало ожидать, сразу же после окончания съёмочного процесса картина надолго попала на полки запасников отечественной киностудии, поэтому сегодня с ней мало кто знаком. Подобная участь ожидала и другую картину режиссёра В. Пономарёва — «Тутэйшыя» («Здешние»), снятую по повести ещё одного классика белоруской литературы Янки Купалы. Как и «На чёрных лядах», она повествует о нелёгком конца периоде 1910—30-ых годов, когда белорусская земля стала буквально «проходным двором» для немецких, польских и русских войск. В результате белорусские земли были растерзаны, а с «местным» народом никто не считался. Обычно белорусы не любят вспоминать неоднозначные и противоречивые моменты своём прошлом, зато этим пользуются и трактуют их в свою пользу другие. Именно поэтому такие киноленты нужны.
7 из 10
10 ноября 2013