Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Коридор |
английское название: |
Koridorius |
год: | 1994 |
страны: |
Германия,
Литва,
Франция,
Нидерланды
|
режиссер: | Шарунас Бартас |
сценарий: | Шарунас Бартас |
продюсеры: | Шарунас Бартас, Илона Циок |
монтаж: | Мингилье Мурмулайтине |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 октября 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Замедленные, умирающие планы. Коридоры-анфилады и бесконечные сигаретные дымы.
Любимые темы Бартаса — непростительная музыка, разговоры, разрушающие всю жизнь, лица, лишённые всякого просвета, которые, кажется, смотрят из окна в лицо смерти — лица, жаждущие встречного теплого взгляда.
Самодовлеющая Катя Голубева всплывает в проеме «Коридора», также мистически, как и тремя годами раньше, в ее дебюте как музы Бартаса и всего европейского артхауса девяностых и нулевых годов, в фильме «Три дня», где она определила темп и характер всех своих будущих героинь. Все так же молчалива и грустна, все так же загадочна и прекрасна. В принципе, как и во всех своих ролях. Ее фактура — феномен, снизошедший в фильмографию Шарунаса Бартаса, её тревожные исподлобные взгляды, как удивительно светлая молния, в темных запутанных тучах авторского кинематографа. В титрах у Катерины почетное первое место, несмотря на краткосрочное появление.
Распыляющиеся дождь и туман без труда проецируются через экран, заведомо не обладая синхронизированными физическими эффектами.
Герои Бартаса — всегда неприкаянные и беспризорные, заточенные в четырёх стенах, в силу обстоятельств или собственных желаний, если не моральные хулиганы, преграждающие дорогу из болота, то нарушители, в первую очередь, собственного спокойствия.
Синестезия.
С помощью одной только формы и звуковой тональности, даже не имея цвета и излишней символики, фильм оперирует функциями синестетства, насыщая кадр запахом и заставляя зрительские нейроны спонтанно обмениваться электрическими импульсами.
Сцена в полумрачной столовой напоминает документалистику Виктора Семенюка. В его фильме «Казенная дорога» камере также разрешается подслушивать и подсматривать хор голосов сонма теней. Чувствуется и присутствие Муратовских полифонических диалогов, невольно услышанных ею и ее мужем в различных очередях и магазинах, сублимированных позже в фильмы.
Оголенные худые ключицы — парные кости, с силой обтянутые тонкой кожей, — искривляющиеся в танце, омытые чем-то алкогольным из граненого стакана, как символ безупречной смрадной свободы, с перегаром и запахом грибковой сырости.
Герои кажутся настолько хрупкими и эфемерными, что надави слегка на их грудную клетку — они ссыпятся в кучку праха.
Хрупкие и обреченные.
Сам по себе фильм практически немой, что делает его универсальным для восприятия, его можно смотреть без перевода и субтитров носителям любого языка, — весь смысл кроется в темноте и молчании.
2 апреля 2022
Несмотря на все своеобразие, «Коридор» вряд ли можно отнести к числу лучших лент режиссера. И дело не только в том, здесь нет подкупающих своей красотой пейзажей, хотя, обычно, природа в произведениях Бартаса непросто живописный фон, а полноценный и важный участник кинематографического повествования. Просто сама картина, чересчур субъективна и абсолютно некоммуникабельна, поэтому не вызывает эмоционального отклика. Созданная, вероятно, под влиянием «Зеркала» Тарковского, только в более антизрительской манере. «Коридор» — это поток воспоминаний-ассоциаций, впитавший в себя унылый, удушливый дух коммунальных квартир, предельно медленный и аскетичный фильм с полным отсутствием диалогов. Камера подолгу всматривается в лица людей, в глазах которых тоска без начала, тоска без конца…
В фильме снялся сам режиссер и его супруга Екатерина Голубева, ставшая, позднее, женой Леоса Каракса. На мой взгляд, наивысшими художественными достижениями постановщика стали киноленты «Свобода» и «Нас мало».
19 февраля 2018